Методические рекомендации для учащихся и преподавателей, необходимых для работы над школьным проектом



Скачать 373,77 Kb.
страница1/2
Дата17.10.2016
Размер373,77 Kb.
  1   2


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Э.Баумана


Специализированный учебно-научный центр

ГОУ ЛИЦЕЙ №1580

Практическое руководство для учащихся и педагогов

Что необходимо знать участнику

проектно-исследовательских работ естественнонаучного цикла в лицее №1580.

Вязовец Н.В.

Москва


2010

Вязовец Н.В.

Что необходимо знать участнику проектно-исследовательских работ естественнонаучного цикла в лицее №1580. Практическое руководство для учащихся и педагогов. – М.: МГТУ, -40 с.


Проектно-исследовательская деятельность школьников – современная инновационная педагогическая технология. Представленное пособие содержит:

- методические рекомендации для учащихся и преподавателей, необходимых для работы над школьным проектом;

- рекомендации к оформлению презентации;

-перечень необходимых документов на этапе защиты проекта;

- критерии оценки выступления на конференции;



-требования к оформлению проектной работы школьника, к написанию аннотации и тезисов;

-тематика возможных проектов по биологии и межпредметных направлениям.

Все это поможет школьникам выбрать тему проекта, запланировать работу над ним, правильно оформить проектную папку и написать по форме аннотацию и тезисы.


Введение

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Считается,что успешная реализация технологии проектного обучения возможна,если учитель целенаправленно создает для учащихся благоприятные условия:


  • Предоставляет школьникам возможность выбрать тему проекта, а также индивидуально или совместно с другими планировать работу, реализовать свой проект;

  • Организует распределение подтем по группам (если учащиеся работают в парах или группах), ролей, функций. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот, подразумевает сотрудничество ребят, объединенных в одной проектной группе, а также между группами;

  • Способствует проявлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительно представление об ожидаемом результате;

  • Поддерживает и поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;

  • Консультирует учащихся на всех этапах работы:

  • Организует подведение итогов промежуточных этапах работы;

  • Предоставляет школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;

  • Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их продукта деятельности.

Классификация проектов



Исследовательский проект

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.



Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.



Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.



Практико-ориентированный проект

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.



Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой практико-ориентированный или информационный. Поэтому у проекта может быть не единственная, а доминирующая направленность деятельности участников.
Понятия, необходимые для проведения проектно-исследовательской работы.

Гипотеза (греч. слово) – основание, предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Проблема (греч. слово – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разъяснения.

Последовательность хода проектно-исследовательской работы.


  1. Обоснование актуальности выбранной темы:

    • Постановка цели и конкретных задач исследования;

    • Определение его объекта и предмета;

    • Выбор методов проведения исследования;

    • Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

    • Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

  2. Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

  3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.

  4. Поиск информации:

- виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);

- методы поиска информации.


Содержание этапов работы учащегося

На первом этапе Вам необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого следует поработать в библиотеке, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе Вы под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения.

На третьем этапе Вы проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

На заключительном этапе подводятся итоги – Вы формулируете результаты исследования, и делаете выводы. На данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования. В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Таким образом, структура подготовки проектной работы выглядит таким образом:



Организация деятельности учителя, учащихся

в процессе работы над проектом



Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1

Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

1.Уточняют информацию.

2.Обсуждают задание.



  1. Мотивирует учащихся.

  2. Объясняет цели проекта.

  3. Наблюдает.

2

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

  1. Формируют задачи.

  2. Уточняют информацию (источники).

  3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.




  1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

  2. Наблюдает.

3

Принятие решения.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

  1. Работают с информацией.

  2. Проводят синтез и анализ идей.

  3. Выполняют исследование.

  1. Наблюдает.

  2. Консультирует.

4

Выполнение

Выполнение проекта

  1. 1.Выполняют исследованием и работают над проектом.

  2. Оформляют проект.

  1. Наблюдает.

  2. Советует (по просьбе).

5

Предзащита проекта

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

  1. Наблюдает.

  2. Направляет процесс анализа (если необходимо).

6

Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

  1. Защищают проект.

  2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 

Требованиями к оформлению проектной работы школьника

  • Проектная работа состоит из следующих разделов:

  • Титульный лист (Приложение )

  • Оглавление (Приложение 2)

  • Введение

  • Литературный обзор

  • Экспериментальная часть (материалы и методы)

  • Обсуждение результатов

  • Выводы

  • Словарь специальных терминов

  • Список литературы

  • Приложение (если предусмотрено)

  • Текст проектной работы печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал между строчками, поля справа и слева, а также сверху и снизу – 2 см, печать ведется без абзацного отступа, выравнивание по ширине (именно в соответствии с данными требованиями напечатан этот документ).

  • Каждый раздел работы начинается с новой страницы.

  • Название каждого раздела работы печатается по центру

ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ Times New Roman,

размер шрифта 14.



  • Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью литературного обзора, печатаются в разделе «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР».

  • Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью раздела

«ЭКСПЕРМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ», могут быть напечатаны как собственно в указанном разделе, так и вынесены в дополнительный раздел «ПРИЛОЖЕНИЕ», что должно быть отражено в разделе «ОГЛАВЛЕНИЕ» проектной работы. Работа должна быть сброшюрована.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Введение

Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так как содержит в сжа­той форме все основные положения, обосно­ванию и проверке которых посвящено исследование (2-3 стр.) Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования на основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании задач целесообразно применять глаголы: «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить» и т.д. Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.

Итак, введение должно включать в себя:


  • формулировку темы;

  • проблему иссле­дования;

  • актуальность исследования;

  • объект исследования;

  • предмет исследования;

  • цель исследования;

  • задачи исследования;

  • гипотезу исследования.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Литературный обзор

Работа с литературными источниками.



Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

2

Внимательное чтение по главам и разделам.

Выделение наиболее важного текста.

3

Выборочное чтение.

Перечитывание наиболее важного текста

4

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

5

Выписка из прочитанного

Полные и точные. Приводится цитата, дается ее библиографические отношение.

6

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

7

Критическая оценка прочитанного и запись замечания.

Обращает внимание на объективность суждений.

Специальные термины, используемые в работе, следует оформлять как литературные сноски. Термины нумеруются по порядку (для этого используется надстрочный знак), под текстом на данной странице проводится сплошная линия, под которой шрифтом № 12 печатается определение данного термина, приводятся необходимые разъяснения.



Например: «…в процессе денатурации1 белка …»

________________________________________

1 – процесс изменения физико-химических свойств белка … и т.д.

В конце работы все специальные термины размещаются в словаре в алфавитном порядке.



требования и ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ раздела

Экспериментальная часть (материалы и методы)

В настоящем разделе указываются этапы исследования, описываются материалы и методы, использованные в работе, методика выполнения эксперимента.



Этапы исследования

  1. Определение формы исследования (тестирование, социологический опрос, эксперимент, создание авторского видеофильма и т.д.).

  2. Составление теста, вопросов социологического опроса и т.д.

  3. Проведение исследования.

  4. Качественный и количественный анализ и синтез данных, полученных в результате исследования.

  5. Сопоставление результатов исследования, проведенного среди респондентов различных категорий (возрастных групп, юношей и девушек и т.д.)

  6. Обобщение полученных данных, формулирование выводов.

Методы исследования.

  1. Эмпирические методы.

а) …………………. (характеристика данного метода);

б) …………………. (…………………);

в) определение распространенности…, оценка качества… и т.д. по методике Иванова И.И.;

г) определение распространенности…, оценка качества… и т.д. по данным анонимного анкетирования (социологического опроса и т.д.)



Анкетирование по теме: «…………………………………………………….»

Группы респондентов: ………………

Количество респондентов: ………………

Дата проведения тестирования: …………………………

Место проведения тестирования: ……………………………

Образец теста или анкеты …………………………

2. Теоретические методы.

а) анализ и синтез (качественный и количественный анализ полученных результатов тестирования);

б) сравнение (сравнение результатов тестирования различных возрастных групп);

в) обобщение (формулирование выводов, обобщение результатов тестирования и т.д.)

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Обсуждение результатов

Включает математическую обработку и анализ полученных данных, сопоставление результатов исследования с аналогичными данными, опубликованными в литературе;

предусматривает построение таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Выводы

Выводы обычно составляет не более 1—2 страниц, формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Выводы следует формулировать, исходя из цели и задач, заявленных в работе.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Список литературы

Правила оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

Майоров А.Н. Теория и практика создания текстов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001-296с.



Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб.науч.статей /Сост.О.С.Орлов. – Великий Новгород: РИС, 2000.-180с.



Статьи из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. -2001.-№5.-с.2-19.



Статьи из энциклопедии и словаря:

Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование// БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974.-т.16-с.393-395.



Ресурсы Internet

www. medtravi.ru

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы, и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

    • размещать после библиографического списка;

    • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рублики , со сквозной нумерацией страниц всего текста;

    • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ

Словарь специальных терминов

Словарь специальных терминов включает список специальных терминов, используемых в работе, в алфавитном порядке.
ТРЕБОВАНИЯ К СрокАМ выполнения и сдачи проекта

Подготовительный этап работы над Проектом (включает в себя определение структуры проекта, формы исследовательской деятельности, составление литературного обзор по данной теме, подготовку тезисов) должен быть завершен к 20 декабря текущего учебного года.

В окончательном виде Проект должен быть представлен руководителю секции не позднее 20 января текущего учебного года, и включать в себя следующие материалы на электронном (CD−диск или DVD−диск) и бумажном носителях:


  1. Проектно-исследовательская работа;

  2. Тезисы;

  3. Презентация проекта в программе Microsoft Office PowerPoint

  4. Сопроводительный доклад в программе Microsoft Office Word.

Требованиями к оформлению тезисов проектной работы школьника

Тезисы работы необходимо напечатать, используя шрифт Times New Roman, размер 14 пт, через одинарный интервал, выравнивание текста по ширине, абзацные отступы отсутствуют, расстановка переносов автоматическая, поля справа и слева, а также сверху и снизу – 2 см.

Сокращения не допускаются. Тезисы не должны содержать таблиц и графиков. Достоверность цитат, правильность формул и статистических выкладок должны быть тщательно проверены. Текстовый материал не должен содержать синтаксических и орфографических ошибок, исправлений и помарок.

Всю ответственность за достоверность приводимых сведений полностью несёт (несут) автор (авторы) и научный руководитель (научные руководители).

Название работы печатается ПРОПИСНЫМ полужирным шрифтом.

Точка после названия работы не ставится.

Фамилия и инициалы руководителя или куратора с указанием должности и звания печатаются обычным шрифтом.

Цели и задачи (эти слова печатаются жирным шрифтом):

далее обычный шрифт;



Материалы и методы (эти слова печатаются жирным шрифтом): далее обычный шрифт;

Результаты (это слово печатаются жирным шрифтом):

далее обычный шрифт;



Выводы (это слово печатаются жирным шрифтом):

далее обычный шрифт; т.е. жирным шрифтом печатаются «подзаголовки»,

а содержательное наполнение каждого из них – обычным шрифтом.
Защита научного проекта.

Предоставляется автору работы 10 мин, за которые должны быть освещены:



  • Цель работы

  • Методы изучения

  • Актуальность темы

  • Новизна, научная ценность

  • Личный вклад

  • Выводы, сделанные в ходе работы

  • Ораторское мастерство

  • Наглядность

  • Оформление работы

Оценочный лист (балльный) примерно выглядит так…..


цель работы

актуальность темы

новизна материала

научная ценность

личный вклад

оформление работы

ораторское мастерство

наглядность и качество демонстрируемого материала

Критерии


Оценка выступления

0-1-2

максимальный балл - 40 .

2- рассказывает

2-логика построения доклада

2- владение иллюстративным материалом

2- соблюдение регламента

2- владеет теорией вопроса

2- краткость и аргументированность

2- наличие демонстрационного материала

2- хорошо ориентируется в демонстрационном материале

2- соответствует выступлению

2- оригинальность демонстрационного материала

2- владение специальными терминами

2- вступительная часть

2- четкость выводов, обобщающих доклад

2- адекватность громкости и темпа

2- уверенность и убедительная манера изложения

2- использование знаний вне школьной программы

2- использованы разнообразные источники

2- цитаты, ссылки на авторов

2- доступность для восприятия

2- заключение, обобщение доклада.

ИТОГО


Внимание!

Основные требования к оформлению разных типов проектных работ.

Информационный проект

Исследовательский проект

  • Цель проекта, его актуальность;

  • источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, анкетирование и проч.);

  • формулирование гипотезы;

  • методы обработки информации (анализ, обобщение с известными фактами, аргументированные выводы);

  • планирование и разработка исследовательских действий;

  • результаты (статья, реферат, доклад, видео и проч.);

  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез, подготовка и написание сообщения;

  • презентация проекта (публикация, в том числе и в Интернете, участие в телекоммуникационных чатах, играх).

  • выступление с подготовленными сообщением (публикация сообщения); переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; построение выводов, заключений.


Таким образом, логическая схема оформления проектной работы выглядит так:


Результаты

В ходе данного исследования

- проведен анализ…

- выявлено

- определено

- установлено


Необходимые материалы на этапе защиты проекта:

Оформление проектной папки.

Проектная папка (Портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:



  • Четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

  • Объективно оценить ход работы над завершением проектом;

  • Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • Сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (Портфолио проекта) входят:

  • паспорт проекта;

  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

  • промежуточные отчеты группы;

  • вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

  • результаты исследований и анализа;

  • записи всех идей, гипотез и решений;

  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, “мозговых штурмах” и т.д.;

  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

  • эскизы, чертежи, наброски продукта;

  • материалы к презентации (сценарий);

  • другие рабочие материалы и черновики группы.

  • В наполнение проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.


Перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • Игра;

  • Web-сайт;

  • карта;

  • законопроект;

  • анализ данных социологического опроса;

  • коллекция;

  • атлас;

  • коллекция;

  • журнал;

  • бизнес-план;

  • буклет;

  • костюм;

  • видеофильм,

  • макет;

  • модель,

  • мультимедийный продукт;

  • видеоклип;

  • оформление кабинета;

  • выставка,

  • газета;

  • пакет рекомендаций;

  • прогноз;

  • публикация;

  • путеводитель;

  • серия иллюстраций;

  • система школьного самоуправления;

  • сказка; справочник;


Тематика проектов по биологии
  1. Научная картина мира и место в ней биологических знаний.

  2. Взаимоотношения первобытного человека с природой.

  3. Древнегреческий период развития естественных наук.

  4. Символическое видение мира живой природы человек

  5. Развитие естественных наук в эпоху Возрождения.

  6. Великие географические открытия и изучение мира живой природы.

  7. К. Линней- создатель систем классификации организмов.

  8. Первые микроскопические исследования живой природы.

  9. Системный подход к познанию живой природы.

  10. Синергетика и современные исследования биологических систем.

  11. Основные открытия молекулярной биологии.

  12. Перспективы развития молекулярной биологии.

  13. Экологизация современного знания: есть ли альтернативы?

  14. Основные постулаты экологической культуры.

  15. Перспективы познания живой природы в ХХI в.

  16. От первых микроскопических исследований живой природы до современных представлений системной организации жизни.

  17. Возникновение жизни: случайность или закономерность?

  18. Теории возникновения жизни на Земле.

  19. Креационизм или эволюционизм?

  20. Загадки и нерешенные проблемы эволюции.

  21. Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

  22. Основные этапы эволюции животного мира на Земле.

  23. История Земли и методы ее изучения.

  24. Проблема сохранения биоразнообразия планеты Земля.

  25. Как я понимаю проблему охраны живой природы Земли.

  26. Растения и животные Красной книги России.

  27. Особо охраняемые природные территории.

  28. Биосферные заповедники России.

  29. Национальные парки России.

  30. Охотничьи - промысловые заказники России.

  31. Что я могу сделать для сохранения живой природы.

  32. Экологическое моделирование: теория и практика.

  33. Экологический мониторинг территории лесопарка города.

  34. Исчезнувшие виды организмов планеты Земля.

  35. Акклиматизация животных в новых условиях: проблемы и последствия.

  36. Криобанки: возможность сохранения генофонда планеты.

  37. Мутации и здоровье человека.

  38. Пища XXI века.

  39. Безотходное производство: альтернатива техногенному загрязнению.

  40. Как сохранить биосферу?

  41. Современные технологии: за и против.

  42. Человек как биосоциальный вид.

  43. Структурные части организма человека и их взаимосвязь.

  44. Системный подход к изучению организма человека.

  45. Материальное и духовное в человеке.

  46. Современные методы изучения организма человека.

  47. Генетическое картирование хромосом человека.

  48. Генная инженерия: настоящее и будущее.

  49. Наследственные заболевания человека.

  50. Генетические свойства и аномалии человека в произведениях Мирового искусства.

  51. Генная терапия наследственных болезней человека.

  52. ДНК-диагностика болезней человека.

  53. Идентификация генов человека.

  54. Социальное здоровье. Что это такое?

  55. Здоровье индивида и здоровье нации.

  56. Вредные привычки человека и его здоровье.

  57. Гипокинезия: есть ли решение проблемы?

  58. Культура правильного питания.

  59. Ожирение- «эпидемия» XXI века.

  60. Природа как фактор сохранения здоровья человека.

  61. Стресс: причины и последствия.

  62. Кодекс здоровья современного человека.

  63. История экологических связей человечества.

  64. Антропогенное воздействие на живую природу.

  65. Нормы экологической этики и морали.

  66. Законы социальной экологии.

  67. Рациональное природопользование и природная рента.

  68. Модели управляемого мира.

  69. Ноосфера - мыслящая оболочка планеты Земля.

  70. Создание экологической тропы в городском лесопарке.

  71. «Живые приборы»

  72. Проблемы охраны животного мира.

  73. Исчезнувшие животные мировой фауны.

  74. Дождевые черви и почвообразование.

  75. Насекомые- энтомофаги- агенты биометода защиты растений.

  76. Эхолокация в животном мире.

  77. Полет насекомых и самолетостроение.

  78. Муравьи – помощники леса.

  79. Жизнь пчелиной семьи.

  80. Промысловые рыбы наших вод и рыболовство.

  81. Рыборазведение и акклиматизация рыб.

  82. Головоногие моллюски – «приматы» моря.

  83. Определение содержания примесей в воде методом биоиндикации.

  84. Краткая история происхождения земледелия.

  85. Первичные очаги земледелия и древние цивилизации.

  86. Методы обработки почвы в прошлом, настоящем и будущем.

  87. Учение Н.И. Вавилова о Центрах происхождения культурных растений.

  88. Хлеба человечества: история и современность.

  89. «Зеленая революция» и продовольственная будущее человечества.

  90. Методы селекции культурных растений.

  91. И.В. Мичурин - выдающийся ученый-селекционер.

  92. Агротехника выращивания культурных растений.

  93. История происхождения домашней собаки (кошки).

  94. Проблемы бездомных собак в крупном городе.

  95. Моя собака (кошка).

  96. Кодекс владельца домашних животных.

Рефераты предложены по пособию для учителей по интегрированному и глобально ориентированному образованию «Природа и человек». Авторы-составители: Т.В. Орлова, Р.А. Петросова, А.В. Теремов. – М.: АПК и ППРО, 2009.-300с.


Темы возможных межпредметных проектных работ.

1.Химия

  • 1. Химические взаимодействия в биологических системах.

(Выяснить, каким образом «неживые молекулы, взаимодействуя друг с другом, поддерживают живое состояние и обеспечивают его воспроизведение».)

2.Физика

  • Иерархия объектов в живой и неживой природе

  • Роль атомных моделей ( Л. Полинга) при конструировании молекулы ДНК.

  • Квантовая физика и генетика

  • Законы термодинамики для объяснения закономерностей потоков энергии в биосистемах;

  • Биомеханика – передвижение, работа, сила;

  • Физические свойства тел, сред и т.д.

3.Математика

  • Математические методы измерения;

  • Статистическая обработка материала;

  • Планирование эксперимента;

  • Симметрия в живой и неживой природе.

  • Принцип «Золотого сечения» в природе и математике.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница