Методические рекомендации по формированию образовательной среды



Скачать 117,33 Kb.
Дата17.12.2017
Размер117,33 Kb.
Методические рекомендации по формированию образовательной среды
Казакова И. И.

преподаватель кафедры сопровождения

инноваций в образовании ТОИПКРО

Нельзя чему-нибудь научить человека,

можно только помочь ему

обнаружить это внутри себя.



Галилео Галилей
Формирование новой образовательной среды призвано стать основным инструментом социально-культурной модернизации Российского общества.

Образовательная среда является скрытой программой жизни в огромном коллективе, это уклад школы, совокупность неписаных законов, негласных правил. Это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию в процессе решения образовательных задач индивидуальности обучающихся.



Образовательная среда – это культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы, которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.

Приоритетными направлениями при работе по формированию образовательной среды являются: совершенствование учебного плана, внедрение современных образовательных технологий, повышение уровня профессионального мастерства педагогов, диагностика качества обучения, взаимодействие основного и дополнительного образования, работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся и формированию у них знаний здорового образа жизни, инновационная деятельность ОУ.



Образовательная среда создает комфортные условия для развития обучающихся, повышения их мотивации к учению, достижению ими высоких образовательных результатов и является важным условием успеха любого ОУ.

Образовательную среду необходимо рассматривать как сложное многоуровневое явление, которое включает в себя несколько аспектов: материальный, организационный, психологический, педагогический, технологический (схема 1). И каждый из этих аспектов среды необходимо наполнять мотивирующими факторами.



Схема1.


В ходе внедрения новой модели необходимо сделать образовательную среду:

  • адаптивной, чтобы обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды,

  • гуманной с приоритетом гуманистических духовных ценностей,

  • саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся,

  • открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы,

  • технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя новые гуманитарные и информационные технологии, соответствующие современному уровню оснащения ОП,

  • комфортной и оптимистичной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования.

Для внедрения модели из членов педагогического коллектива необходимо создать проектные группы, отвечающие за определённый модуль. Включение в эти группы происходит по желанию самих педагогов, руководствуясь принципами целесообразности. В каждой группе определялся лидер. Общее руководство осуществляется представители администрации во главе с директором ОУ.

Образовательная среда создается для того чтобы удовлетворить ожидания ребенка связанные с его потребностями:



в соблюдении личных прав – невмешательство учителей в личную жизнь учеников, возможность выбора учителей, предоставление права ученику говорить или не говорить родителям о своих неуспехах;

  • в успехе – индивидуальный подход, доходчивое обучение, помощь отстающим, поощрения за успехи;

  • в уважении – не повышать голос на учащихся, отпускать их при плохом самочувствии, доверять ученикам, понимать их, не показывать ученикам свое плохое настроение;

  • в самовыражении – выбор предмета, участие в самоуправлении, проявление в досуговой деятельности;

  • потребностей во вкусном питании, чистоте и порядке, занятиях спортом, отдыхе на переменах.

С возрастом обучающиеся больше внимания уделяют осознанному выбору предметов, выстраивают свой дальнейший образовательный маршрут, поэтому предъявляют требования к качеству образования. Тогда возможно развивать образовательную мотивацию через использование различных ресурсов образовательного процесса в частности через образовательную среду школы.

Основным средством проектирования образовательной среды является избираемая школьником образовательная программа, которая рассматривается как индивидуальный образовательный маршрут.

Проектирование образовательной среды предполагает два этапа:


  • первый этап – проектирование индивидуального маршрута.

  • второй этап – разработка плана реализации проекта образовательной среды на каждой ступени образовательного процесса.

Первый этап. На этом этапе необходимо выяснить возможные пути индивидуализации образовательной программы и определить пути максимального удовлетворения образовательных ожиданий школьников.

При этом необходимо учесть:



  1. Какие возможности выбора могут быть реализованы в образовательном процессе, например, организации ученических исследований в урочной и внеурочной работе расширяет жесткие рамки учебного плана; освоение обучающимися нового вида деятельности напрямую связано с изменением мотивации образовательной деятельности; создание ситуации выбора в процессе учебы: выбора форм и способов самореализации в учебной деятельности, темы и содержания научно-исследовательской работы; самостоятельные исследовательские задания и работы - это, безусловно, благодатная почва для ростков знаний у школьников, именно здесь закладывается интерес к серьезной научно-исследовательской деятельности.

  2. Какие образовательные технологии, ориентированные на определенный возраст учащихся, должны быть «добавлены в методический инструментарий» учителя.

Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого школьника, а с другой – отразят специфику самой школы, ее уникальные образовательные возможности.

  1. Как может быть построена программа внеурочной деятельности, направленная на расширение образовательного пространства учащихся.

Внеурочная деятельность, только тогда будет активно влиять на развитие образовательной мотивации школьников и образовательного потенциала, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью школьника – учебно-познавательной. Это возможно через реализацию целевых программ.

  1. В каких формах, методах сопровождения и поддержки нуждается школьник.

В этой ситуации актуально создание тьюторских групп, которые объединяют школьников, стремящихся расширить знания по какому-либо предмету или ряду предметов. Работу таких небольших объединений направляют учителя-координаторы. Работа в группах предполагает включение школьников в разные виды самостоятельной деятельности: по образцу, реконструктивно-вариативную, частично поисковую, исследовательскую (в зависимости от возраста, способностей и интересов учащихся). Самостоятельная работа решает как внутрипредметные, так и межпредметные проблемные задачи.

Система работы в тьюторских группах позволяет выявить возможности наиболее способных учащихся, почувствовать интерес к какому-либо предмету, принять участие в различных олимпиадах, почувствовать себя успешным. Необходимо вводить в практику инновационные технологии на уроках: учебно-игровые станции; совместные проекты учителей и учащихся: эвристическая дистанционная олимпиады, интернет-проект; подготовку и участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах и т.д.



  1. В каких социально значимых делах школьники могли бы проявить себя активными участниками и организаторами.

Например, ученические научные общества (УНО), социальные проекты и т.д.

6. Как может отслеживаться продвижение школьников в образовательном маршруте (т.е. проводится оценивание успехов и диагностика неудач).



Портфолио, проект, творческие задания и т.д.

  1. Каким образом должно быть устроено пространство школы для реализации идей обновления образовательного процесса (См. схему 2).


Схема 2.

Модель культурно-образовательного пространства


Культурно-образовательное пространство ОУ


На втором этапе приоритетное значение приобретает управленческая деятельность администрации учреждения, в частности видение стратегии развития учреждения и миссии школы в социокультурной среде. Важной задачей на этом этапе становится создание открытой образовательной среды. Открытость системы предполагает в первую очередь изменение стиля управления, который должен строиться на принципах демократического стиля: открытости, доверия, поддержки инициатив, ориентации на интерес личности, координации деятельности всех субъектов образовательного процесса. Управленческий механизм должен совершенствоваться в направлениях, гарантирующих сохранение и развитие демократического стиля руководства:

  • переход на нормативно-правовые отношения;

  • создание Попечительского совета;

  • создание структуры ученического самоуправления;

  • совершенствование стиля взаимодействия между участниками образовательного процесса;

  • совершенствование психолого-педагогической диагностики;

  • разработка гуманистических принципов и критериев оценки достижений учащихся;

  • формирование творческих групп учителей, учеников с ориентацией на интересы личности, совершенствование исследовательской деятельности учащихся.

Важнейшей характеристикой образования как открытой системы является незавершенность и способность к взаимообмену с социокультурной средой.

Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к самосовершенствованию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, быстрое, мобильное реагирование на происходящие изменения условий индивидуального и социального развития. Способность к интенсивному взаимообмену со средой.

Необходимым элементом открытости образовательной системы является:


  • предоставление широкого спектра образовательных услуг,

  • разнообразие образовательных маршрутов учащихся,

  • интеграция общего и дополнительного образования.

Достоинство открытой образовательной систкмы заключается в том, что дополнительное образование может быть представлено учебными курсами (занятия, уроки) и внеурочные занятиями (тьюторские группы по предметам учебного плана, кружки и спортивные секции). С помощью этих форм дополнительного образования расширяется кругозор учащихся, развиваются их творческие способности, раскрываются возможности самовыражения, совершенствуются навыки общения, укрепляется здоровье.

Преимуществом открытой образовательной системы является то, что она позволяет гибко реагировать на изменения образовательных запросов и потребности населения.



В результате создания открытой образовательной системы появляются следующие преимущества: ОУ выступает как культурно-образовательный центр, создаётся эффективная система творческой деятельности учащихся, представляет собой широкую сеть факультативов, кружков, творческих групп и т.д., образуется широкая сеть внешних контактов с партнерами, ОУ может выступает как инновационно-методический центр, помогающий творческому развитию школ в своем округе (районе, селе).

Из выше сказанного следует, что для создания открытой образовательной среды, ориентированной на развитие образовательной мотивации учащихся необходима ориентация системы управления ОУ на личностный и профессиональный рост педагогического коллектива.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница