Методические рекомендации по использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников»



Скачать 75,81 Kb.
Дата29.11.2017
Размер75,81 Kb.
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь


_____________Сидоренко Р.С.
« 04 » июля 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников»

Сборник «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» содержит официальную статистическую информацию, представленную в трех разделах: «Моя республика – мой дом», «Я и общество», «Экономика в цифрах».

Приведенные в сборнике статистические данные целесообразно использовать при изучении учебных предметов «География Беларуси» (X класс), «История Беларуси» (XI класс), «Обществоведение» (ІХ–XI классы) на базовом и повышенном уровнях, при проведении факультативных занятий по учебным предметам, на учебных и факультативных занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при организации воспитательной работы с учащимися.

Темы (разделы) учебных программ, при изучении которых можно использовать материалы статистического сборника, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Раздел сборника


Учебный предмет

Класс

Тема (раздел) учебной программы

Моя республика – мой дом

География

X

«Географическое положение и исследования Беларуси»;

«Природные условия и ресурсы Беларуси»;

«Географические ландшафты. Экологические проблемы»; «Природное районирование Беларуси»;

«Население»;

«Области и город Минск»


Обществоведе-ние

Х

Раздел «Социальная сфера общества»:

«Социальная структура общества»;

«Социальная стратификация и мобильность»;

«Семья в современном обществе»;

«Демографические проблемы современности»;

«Нации и национальные отношения»;

«Молодежь в современном обществе»


Обществоведе-ние

ХІ

Раздел «Конституция Республики Беларусь»:

«Основы конституционного строя Республики Беларусь»;

«Органы государственной власти Республики Беларусь»;

Раздел «Основные направления политики белорусского государства»:

«Социальный портрет Беларуси»;

Раздел «Беларусь в современном мире»:

«Глобальные проблемы современности»



История Беларуси

XI

«Общественно-политическая жизнь во второй половине 1990 х гг. – начале XXI в.»;

«Внешнеполитическая деятельность»;

«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Наш край»



Я и общество

География

Х

«География сферы услуг», «Области и город Минск»

История Беларуси

ХІ

«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Развитие образования, науки и культуры Республики Беларусь»;

«Наш край»


Обществоведе-ние

IX

Тема «Культура человека и общества»:

«Роль культуры в жизни общества»;

«Диалог культур»


Обществоведе-ние

X

Раздел: «Духовная жизнь общества»:

«Искусство»;

«Образование»


Обществоведе-ние

XI

Раздел: «Основные направления политики белорусского государства»:

«Инновационное развитие страны»;

«Развитие культуры и укрепление здоровья нации»; «Приоритеты молодежной политики белорусского государства»

Экономика в цифрах


География

Х

«Общая характеристика хозяйства»;

«География сферы производства»;

«География сферы услуг»; «Беларусь в мировом сообществе»;

«Области и город Минск»



История Беларуси

ХІ

«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Внешнеполитическая деятельность»



Обществоведе-ние

X

Раздел: «Экономическая жизнь общества»:

«Роль экономики в жизни общества»;

«Государство и экономика»;

«Человек в системе экономических отношений»



Обществоведе-ние

ХІ

Раздел: «Основные направления политики белорусского государства»:

«Социально-экономическое развитие»;

«Основные цели и задачи развития регионов»;



Раздел «Беларусь в современном мире»:

«Система международных отношений»;

«Горизонты информационного общества»


Материалы статистического издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» будут полезны при реализации учебной программы факультативных занятий1 «Земля Белорусская» для Х класса учреждений общего среднего образования.

Материалы раздела «Безопасность на дороге» рекомендуется использовать при проведении учебных и факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формы использования материалов статистического издания «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» в процессе обучения учебным предметам могут быть различными:

1) привлечение учителем статистической информации для конкретизации изучаемых теоретических положений в процессе объяснения нового учебного материала;

2) организация практических работ учащихся со статистической информацией с целью формирования и совершенствования информационных компетенций и читательской грамотности: использовать различные источники информации для характеристики изучаемых объектов, извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграмм и таблиц;

3) самостоятельная работа учащихся при подготовке сообщений, рефератов по заданной теме, разработке проектов.

Учителя математики могут использовать данное издание при составлении практикоориентированных заданий по соответствующим темам учебной программы по учебному предмету.

Статистическое издание «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» целесообразно использовать при реализации практически всех направлений воспитательной работы с учащимися, определенных в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: идеологического, гражданско-патриотического, духовно-нравственного, поликультурного, экономического, эстетического, экологического, семейного, гендерного, трудового и профессионального воспитания, воспитания культуры безопасности жизнедеятельности, культуры здорового образа жизни.

Материалы разделов «Моя республика – мой дом», «Я и общество», «Экономика в цифрах», а также краткого статистического словаря могут использоваться педагогами учреждений общего среднего образования при подготовке и проведении часов информирования, классных часов, тематических мероприятий (викторин, дебатов, конференций, интеллектуальных игр, конкурсов и т.п.); в работе ученических пресс-центров, объединений по интересам туристско-краеведческого, эколого-биологического, социально-педагогического, общественно-гуманитарного, естественно-математического профилей, а также при реализации следующих учебных программ факультативных занятий:

«Мое Отечество». Учебная программа факультативных занятий для V–VII классов учреждений общего среднего образования (авторы – В.В. Буткевич, О.В. Толкачева);

«Краязнаўства». Учебная программа факультативных занятий для VI–IХ классов учреждений общего среднего образования (автор – Н.К. Катович);

«Основы экологии и профессиональное будущее». Учебная программа факультативных занятий для IX–X классов учреждений общего среднего образования (автор – В.Н. Ковалева);

«Культура здорового образа жизни». Учебная программа факультативных занятий для IX (X) классов учреждений общего среднего образования (авторы – Н.К. Катович, В.Н. Ковалева);

«Туризм». Учебная программа факультативных занятий для VIII–XI классов учреждений общего среднего образования (автор – С.С. Митрахович).

Сборник «Изучаем Беларусь: статистика для школьников» размещен на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (http://www.belstat.gov.by/ Официальная статистика / Публикации / Статистические издания / Сборники / / Изучаем Беларусь: статистика для школьников, 2014; 2014 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_589/, 2013 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_492/).




1 Здесь и далее: Все указанные учебные программы факультативных занятий размещены на Национальном образовательном портале www.adu.by


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница