Методические рекомендации по организации изучения дисциплины дв 2 зарубежные системы образования



Скачать 129,98 Kb.
Дата14.06.2018
Размер129,98 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации изучения дисциплины
М2.ДВ.5.2 ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению подготовки


050100.68 Педагогическое образование,

магистерская программа «Образовательный менеджмент»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики ППИ

(протокол № 1 от 09 сентября 2013 г.)


Зав. кафедрой

___________________Рычкова Н.А.



Автор-составитель: кандидат педагогических наук, профессор Манухин В.П.
Цель освоения дисциплины М2.ДВ.5.2 «Зарубежные системы образования» – ознакомление студентов с основными тенденциями и направлениями развития образования в зарубежных странах, формирование у магистрантов умений и навыков анализа образовательных систем, использование зарубежного опыта в практике отечественной системы образования.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: особенности современного этапа развития образования в мире и зарубежных странах, место образовательного процесса в различных государствах в системе развития общества, организационное управление образовательной организацией, основные принципы соотношения государственных и рыночных регуляторов в системе образования, различные формы финансирования образовательных организаций, менеджмент и маркетинг в зарубежной системе образования.

  2. Уметь: выносить аргументированные суждения по вопросам образователдьной политики в зарубежных странах, анализировать и оценивать экономическое обеспечение образование, разрабатывать варианты решения вопросов управления образовательной организацией с учётом зарубежного опыта.

  3. Владеть: способами анализа, истолкования и описания сравнения образовательных систем, методами реформирования системы образования, приё1мами принятия ответственных правовых и экономических решений, интеграции поведения различных сторон в решении правовых и экономических вопросов управления образовательной организацией.

Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела/темы

Количество часов

Всего ауд. Часов/ в интеракт. форме

ЛК

ПР

СР

1

Тенденции развития образования в современном мире.

Инновационные процессы в образовании.

Традиционное направление.

Прагматическое направление.

Гуманистическое направление.

Глобализация образования.



6/4

2

4

28

2

Национальные системы общего и профессионального образования. Структура образовательных систем. Реформирование общеобразовательной школы.

Модернизация профессионального образования.

Воспитательный компонент в системе образования в зарубежных странах.


8/4

2

6

30




ИТОГО:

14/8

4

10

58


Содержание разделов дисциплины.
Лекция 1.

Тенденции развития образования в зарубежных странах.

План.


  1. Предмет и место в науке и практике сравнительной педагогики.

  2. Основвные тенденции развития образования в современном мире.

  3. Методы сравнительно-педагогического исследования.

Ключевые слова.

Образовательные национальные системы, содержание, структура, направления реформирования, нормативно-правовое обеспечение развития образования.
Практические занятия (4 часа).

Вопросы для обсуждения.



  1. Сущность традиционного развития.

  2. Прагматическое направление.

  3. Демократическое направление.

  4. Глобализация образования.

Задания для самостоятельной работы.



  1. Сравнить направления развития образования в зарубежном образовании с системой образования в Росии.

  2. Составить сравнительную таблицу совпадающих и несовпадающих положений.


Лекция 2.

Национальные системы общего и профессионального образования.Структура сети и содержания образования.


План.

  1. Общая характеристика развития образования в конце XX и начале XXI века.

  2. Особенности образовательных систем в США, Англии, в странах Европы и Азии.

  3. Модернизация образовательных систем.

  4. Интеграция образования.

  5. Информатизация образования.

Ключевые слова.

Дифференциация образования, диверсификация образования, дистанционное обучение, взаимодействие образовыательных организаций медиаобразования, непрерывное образование.
Практические занятия (6 часов).


  1. Характеристика национальных систем образования в США, ЕС, Англии, Азиатских и Скандинавских странах.

  2. Введение России в Болонский процесс: плюсы и минусы.

  3. Роль и место России в мировом образовательном процессе.

Задания для самостоятельной работы.



  1. Составить характеристику образовательной системы одной из стран (по выбору).

  2. Составить письменную характеристику содружества в образовательной сфере стран Баренц-региона.


Темы для самостоятельного изучения.



п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Тенденции развития образования в современном мире


Изучение первоисточников, указанных в системе основной и дополнительной литературы

10

- конспект

2

Тенденции развития образования в современном мире


Ознакомление с опытом международных связей одной из образовательных организаций общего или профессионального образования Мурманской области (по выбору). Подготовить краткое описание

10

- конспект

3

Тенденции развития образования в современном мире


Составление списка публикаций в журнале «Народное образование» за 2013 год о зарубежных системах образования.

Кратко изложить содержание публикаций



8

- конспект

4

Национальные системы общего и профессионального образования. Структура образовательных систем

Составление схем организационной структуры национальных систем образования стран Баренц-региона

10

- выступление на практическом занятии

5

Национальные системы общего и профессионального образования. Структура образовательных систем

Сравнительный анализ построения систем образования в США, Великобритании, Германии, Франции (на основе публикаций в периодической печати)

5

- выступление на практическом занятии

6

Национальные системы общего и профессионального образования. Структура образовательных систем

Ознакомление с основными направлениями модернизации национальных систем образования стран ЕС (на основе публикаций в журналах «Народное образование» 2011-2013 гг. авторы А.И. Шевелёв, А.В. Хуторской, Г.Б. Корнетов, В. Загвоздский, Н.И. Башмакова)

5

- конспект

7

Национальные системы общего и профессионального образования. Структура образовательных систем

Составление сравнительной таблицы-характеристики основных тенденции развития образования в мире (традиционных, прагматических, гуманитарных, глобальных)

10

- презентация


Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)



  • основная литература:




  1. Кормтов Г.Б. Мирововй кризис образования: пути преодоления // Школьные технологии, 2012. № 3. С.3 — 12.

  2. Шевелев А.К. Образовательные стратегии развития современной школы в зарубежной педагогике // Шольные технологии. 2012. № 1. С.27 — 35.

  3. Гин А.А. Образование нового века // Народное образование. 2012, №2, с. 157 — 162.

  4. Капрачова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежем. Учебное пособие / В.А. Капранова. - М. Новое знание, 2004 — 222 с.




  • дополнительная литература:




  1. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические мифы. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж. 5 — 9 октября 1998 г.

  2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика / А.Н. Джуринский. М. Академия, 1999. – 405 с.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
Примерный перечень вопросов к зачету:


  1. Дайте понятие «Сравнительная педагогика».

  2. Основоположники и современные учёные, описывающие зарубежное образование.

  3. Методы сравнительной педагогики.

  4. Функции сравнительной педагогики.

  5. Назовите основные тенденции развития образования в мире.

  6. Охарактеризуйте систему образования одной из ведущих стран мира.

  7. Проблемы традиционной системы образования в современной школе.

  8. Проблемы гуманистического подхода в образовании.

  9. Прагматический подход в образовании зарубежных стран.

  10. Современные проблемы глобализации образования.

  11. Роль и место образования в развитии цивилизации.

  12. Сущность модернизации образования в зарубежных странах.

  13. Инновации в школьном образовании в зарубежных школах.

  14. Сущность Болонского процесса в высшем образовании.

  15. Информатизация образования в зарубежном образовании.

  16. Частные образовательные организации.

  17. Автономность образовательных организаций.

  18. Взаимодействие семьи и школы в зарубежных образовательных системах.

  19. Патриотическое воспитание в зарубежных системах образования.

  20. Нормативно-правовое обеспечение развития образования.

  21. Особенности школьных реформ.

  22. Модели образовательных организаций (школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов).

  23. Элитные образовательные учреждения.

  24. Традиции в образовании различных стран.

  25. Основные черты американской школы.

  26. Основные черты английской школы (немецкой, французской, финской и других школ).

  27. Гражданское воспитание в зарубежных системаз образования.

Примерная тематика рефератов, эссе




  1. Развитие страноведения в XX и XXI веках.

  2. Концепции сравнительной педагогики и их влияние на современную систему образования.

  3. Проблемы образования в современном мире.

  4. Реформы образования в зарубежных странах в XX и XXI веках.

  5. Нововведения в школьном образовании зарубежных стран.

  6. Разработка стандартов в области школьного образования: зарубежный опыт.

  7. Статус педагога за рубежом.

  8. Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.

  9. Проблема оценки образовательных достижений.

  10. Учёт зарубежного опыта в организации деятельности образовательных организаций.

  11. Приоритеты школьного образования.

  12. Экологическое воспитание в зарубежных странах.

  13. Система работы с одарёнными детьми.

  14. Трудовое воспитание в зарубежных странах.

  15. Подготовка педагогических кадров за рубежом.

  16. Глобализация образования.

  17. Болонский процесс.

  18. Гуманистическое направление развития образования.

  19. Особенности развития современной педагогической науки.

  20. Инновации в современных образовательных организациях за рубежом.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки

050100.68 Педагогическое образование

магистерская программа «Образовательный менеджмент»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Шифр дисциплины по РУП

М2.ДВ.5.2

Дисциплина

Зарубежные системы образования

Курс

1

семестр

2

Кафедра

Педагогики

Ф.И.О. преподавателя, звание, должность

Манухин Виталий Прохорович, к.п.н., профессор




Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ

72 / 2

Кол-во семестров

1

Интерактивные формыобщ./тек. сем.

8/8

ЛКобщ./тек. сем.

4/4

ПР/СМобщ./тек. сем.

10/10

ЛБобщ./тек. сем.



Форма контроля

Зачёт




Содержание задания

Количество мероприятий

Максимальное количество
баллов


Срок предоставления

Основной блок

Посещение занятий

7

7

по расписанию

Подготовка конспектов практических занятий

5

10

на практических занятиях

Доклад по согласованной теме

1

13

на практическом занятии

Бланочное тестирование

2

20

на практическом занятии

Мозговой штурм

2

10

на практическом занятии




Всего:__60'>Всего:

60




Зачет

1

40




Итого:

100




Дополнительный блок

Аннотирование учебной литературы

10

по согласованию с преподавателем

Работа с Интернет-источниками

10

Всего:

20


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница