Методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской носят рекомендательный характер. Они могут использоваться педагогами как основа для разработки программ и проведения занятий



страница1/7
Дата17.12.2017
Размер2,7 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях общего и дополнительного образования

(адаптированные и дополненные материалами по освещению подвига новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии)

2016

Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации разработаны Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом, православных организаций дополнительного образования, государственных и муниципальных образовательных организаций. Материал адаптирован и дополнен Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии (составитель – В.О. Гусакова, кандидат искусствоведения, методист Центра подготовки церковных специалистов «Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского»).

Методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской носят рекомендательный характер. Они могут использоваться педагогами как основа для разработки программ и проведения занятий.

Для образовательных организаций с религиозным (православным компонентом) и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный курс рекомендуется для духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности. Встраивание этого модуля в образовательный процесс образовательных организаций общего образования и в систему дополнительного образования продиктовано желанием сфокусировать внимание обучающихся на подвиге соотечественников, пострадавших за веру Христову и верность Церкви в первой половине ХХ века, с целью формирования целостного представления об их подвиге в контексте истории Отечества.

Учебный модуль «Новомученики и исповедники» выстроен с учетом принципов хронологии и проблематики, а также принципа объективности.

Изучение модуля может проводиться как в традиционной урочной форме, так и с использованием различных творческих форм, выездных занятий в традициях музейной педагогики, паломнических поездок. По завершении изучения курса рекомендуется защита творческих работ: рефератов, докладов, эссе, сочинений, рассказов, дневников, презентаций, альбомов, мини-архивов и др., для школьников старшего возраста возможно проведение научно-практической конференции, семинара, защиты презентаций, выставки творческих работ (защита экспонатов) и др.

Сохранению памяти о новомучениках и исповедниках и популяризации их наследия в значительной мере способствуют выездные занятия в музеях, местах памяти новомучеников (Бутовский полигон и др.), встречи с родственниками, духовными чадами, с учеными и исследователями, которые собирают материалы, свидетельствующие о подвиге новомучеников и исповедников, авторами книг и других публикаций об их жизни, участие в различных просветительских мероприятиях: тематических книжных выставках, конференциях и семинарах, просмотрах фильмов.

Дополнительный курс «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии», включающий региональный компонент, может быть интегрирован в предмет «Основы православной веры» и реализован в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или в качестве модуля на культурологических и краеведческих дисциплинах.

Отдельные занятия по курсу «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии» рекомендуется проводить в даты, связанные с памятью новомучеников и исповедников. Такие занятия обязательно должны предусматривать использование активных и интерактивных методов обучения, позволяющих педагогу не столько информировать учащихся или предоставлять им определенный набор знаний, сколько создать условия для актуализации учащимися эмоционально- и экзистенционально-ценностных переживаний изучаемых событий и естественной мотивации стать наследником духовного опыта почитаемого новомученика и исповедника.



Педагогическая целесообразность включения регионального компонента «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии» во внеурочную деятельность или систему дополнительного образования образовательных организаций Санкт-Петербурга обусловлена необходимостью освоения учащимися культурной среды города и преобразования ее в образовательное пространство.

Особенностью регионального компонента «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии» является следующий факт: свой подвиг святые угодники свершали в столице православной Российской империи (земного Отечества), основанной во славу Святого апостола Петра – хранителя ключей от рая (Отечества Небесного), но ставшей в 1917 году эпицентром революции, а позже лишенной и столичного статуса. Важно учитывать, что в ХХ веке город утратил свое исконное имя, был назван Ленинградом в честь кумира революции, а в 1991 году обрел исконное именование.

Эти факты позволяют педагогам сфокусировать внимание учащихся на символическом значении «града Святого Петра», оскверненного революционными действиями и омытого кровью новомучеников, пути-дороги которых можно назвать «исповедальными» и «искупительными».

Поэтому полезным видится чередование аудиторных (преимущественно интерактивных) занятий с внеаудиторными, проводимыми в пространстве города в форме паломничеств, образовательных путешествий и маршрутов, передвижных выставок и др.

Региональный компонент «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии» раскрывает трагических темы о судьбах людей, которые свою жизнь отдали служению Богу и Отечеству и претерпели страдания за веру.

В виду этого целесообразным видится построение курса в вариативно-модульном формате, который позволяет педагогу расставлять смысловые акценты исходя из особенностей аудитории, с учетом возрастных, психофизических и этнокультурных особенностей учащихся, а также их семейных традиций.



Цели.

Целью освоения учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» является формирование целостного представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви.

Целью регионального компонента «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии» является формирование учащимися устойчивых представлений о значении подвига новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии в судьбе Отечества и Русской Православной Церкви и актуализация ими смысложизненной позиции через выявление духовных доминант личности святого.

Задачи модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской»

  • дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;

  • раскрыть особенности церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви на протяжении XX века (1917–1991 гг.);

  • дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;

  • дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);

  • определить масштаб утрат (потерь) Церкви за период гонений (обзорно);

  • описать социальный портрет новомучеников (обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;

  • раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.

В их числе можно обозначить задачи регионального компонента «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии»

• выработка у учащихся навыков работы с источниками, раскрывающими жизнь и подвиги новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии (для каждой возрастной группы учащихся должен быть свой перечень источников);

• формирование у учащихся системы знаний о местах и этапах служения новомучеников и исповедников, особенностях их прославления и почитания в Санкт-Петербургской митрополии, России и за рубежом, иконографии;

• объяснить учащимся суть мученичества, исповедничества и подвижничества, а также раскрыть смысл таких православных добродетелей как любовь к ближнему, верность Богу и Отечеству, самоотверженность, милосердие, прощение;

• научить учащихся анализировать значение подвига новомучеников и исповедников в контексте истории города и России;

• стимулировать у учащихся интерес к личности святого и способствовать осознанному наследованию ими духовного опыта;

• воспитание у учащихся таких чувств как сострадание, милосердие, терпение, смирение, верность данному слову, ответственность за слова и действие, стремление к поступку.

Место модуля в образовательном процессе

Для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования учебный модуль «Новомученики и исповедники» рекомендуется сделать составной частью рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» (обязательный предмет Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года) в рамках курса «История Русской Православной Церкви».

Для муниципальных и государственных школ данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры.

Объем

Для модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» как части рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» рекомендуется минимальный объем 8 учебных часов (для основной и/или старшей школы). По возможности объем может быть увеличен. То же относится к муниципальным и государственным школам в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.



Тематическое содержание модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Предлагается цикл из восьми занятий.






Название занятия

Рассматриваемые темы

Возможная форма занятия

Нравственное понятие

1

Места памяти

Места памяти пострадавших в годы гонений. Бутовский полигон.

Общая хронология гонений на Русскую Православную Церковь (основные периоды).



Региональные места памяти:

• Князь-Владимирский собор;

• Казанский собор;

• Петропавловский собор в Петропавлов-ской крепости;

• Спасо-Преображен-ский собор;

• Храм Воскресения Христова у Варшав-ского вокзала;

• Успенская церковь на Малой Охте и памятник священномученику митрополиту Вениами-ну Петроградскому;

• Собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери в память «300-летия Дома Романовых»;

• Феодоровский городок и Феодоровский собор в Царском Селе;

• Екатерининский собор и «Музей храмов Царского Села» в Царском Селе.

• Александро-Невская лавра;

• Воскресенский Смольный собор;

• Воскресенский Ново-девичий монастырь;

• Казанская церковь и часовня Преподобного Серафима Вырицкого в Вырице;

• Спасо-Преображен-ский храм в Тярлево;

•Храм апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургском государственном университете;

• Церковь «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице;

• Павловский собор в Гатчине;

• Левашовская пустынь;

• Троице-Сергиева пустынь в Стрельне.

• Учебные заведения: Санкт-Петербургская духовная академия (СПбДА), Санкт-Петербургское суворовское училище МО РФ и другие образовательные организации, которые хранят память о новомучениках.


Занятие у карты «Места памяти новомучеников» или выездное занятие в музее или на месте подвига новомучеников,

занятие-паломничество,

занятие – путешествие во времени


Понятие о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном

2

Патриарх-исповедник

Поместный Собор 1917–1918 гг. и восстанов-ление Патриаршества. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник. Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества.

Занятие-исследование, занятие – исторический портрет,

занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи)




О служении, о выборе

3

Царственные страстотерпцы и с ними пострадавшие

Первые пострадавшие за веру. Царственные страстотерпцы и их верные слуги. Преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие

Занятие-исследование, занятие – исторический портрет,

занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи),

занятие – работа в архиве (дневники, письма, воспоминания, стихи, рисунки) занятие – работа с музейными предметами


О вере, верности, любви

4

Архиереи-мученики

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма. Архиереи-мученики. Церковная иерархия. Священномученик Владимир Киевский. Региональный компонент:

Клейма «Архиереи-мученики Санкт-Петербургской епархии»: № 3, 9.

Святые Вениамин Петроградский, Серафим Петроград-ский, Илларион Троицкий, Владимир Богоявленский.


Занятие перед иконой,

занятие-исследование,

занятие – работа с документами,

занятие – экскурсия-исследование,

занятие – час подлинника,

занятие-открытие



Ответствен­ность за Церковь и паству

5

«Наше оружие – крест и молитва»

Антирелигиозная деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви», изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь и т.д.). Священномученик Вениамин Петроградский.

Мученица Татиана Гримблит. Региональный компонент: Святые Вениамин Петроград-ский, Илларион Троицкий, Иоанн Кочуров, Философ Орнатский, Петр Скипетров.

Мученик Юрий Новицкий.


Занятие-диспут, занятие – круглый стол (противо­поставление, контраст)

(использовать газеты, документы, декларации и т.д.);

занятие – имитация деятельности (репортаж, суд и др.);

занятие – исторический портрет;

занятие – час подлинника


Любовь-ненависть; вера – неверие;

верность – предательство мужество – трусость;

надежда – отчаяние


6

Голос Церкви

Стояние в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев, к началу войны, о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из заключения, о воспитании молодежи.

Региональный компонент:

св. Серафим Вырицкий, св. Мария Гатчинская.




Занятие – работа c документами (Письма из заключения. Письма духовных отцов духовным чадам);

Занятие-исследование, занятие – час подлинника, занятие – работа с музейными предметами; занятие – работа в архиве



Стояние в вере;

старчество;

духовное наставление


7

Исповедники

Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период. Исповедничество. Святитель Лука Крымский.

Региональный компонент:

Вырицкий исповедник – преподобный Серафим Вырицкий




Занятие-семинар, конференция (представление творческого отчета в форме сочинения, рассказа, эссе). Детские твор­ческие работы о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д. (проекты).

Занятие – исторический портрет,

занятие-исследование


Исповедники,

Исповедниче-ство, подвиж­ничество.




8

Собор новомучени -

ков и исповедников Церкви Русской



Возрождение церковной жизни и прославление новомучеников. О работе в архивах, составлении житий, обретении мощей. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» – небесная литургия.

Региональный компонент:

Обретение мощей святых Серафима Саровского, Александра Свирского.



Занятие – работа в архиве (виртуального), церковного музея, храма. Примеры, свидетельству­ющие о святости новомучеников. Обращение к святыне.

Итоговое занятие-конференция



Возрождение России и Церкви молитвами новомучени­ков.


Региональный компонент «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской митрополии».
Рекомендуемые формы занятий (с учетом возрастной группы)

Для младших школьников: паломничества, образовательные путешествия (маршруты) по местам детства, учения и служения святого; беседы, творческие занятия (рисунки, эссе, и др.).

Для учащихся 5–8 классов: участие в разработке и создании передвижных выставок (сделанных ими самими фотографий, рисунков или подобранных изображений), посвященных жизненному пути и подвигам новомученикам и исповедникам Санкт-Петербургской митрополии; проектная деятельность в форме разработки маршрутов и экскурсий для младших школьников; творческие занятия (эссе, сочинения, стихи, рисунки, фотографии, презентации, видеоролики, музыкальные произведения и др.).

Для старшеклассников целесообразна исследовательская и проектная деятельность, итоги которой можно представлять и обсуждать на конференции, круглом столе, открытой дискуссии и др., а также творчество (эссе, сочинения, стихи, рисунки, фотографии, презентации, видеоролики, музыкальные произведения и др.).

Все указанные выше работы формы занятий могут использоваться для разных возрастных категорий учащихся, но их содержание должно варьироваться в зависимости от расстановки смысловых акцентов и глубине изложения фактов.

Например, старшеклассникам полезно участвовать в образовательных маршрутах с исследовательскими целями (составление исторического портрета или съемка ролика о жизненном пути), тогда как младшим школьникам важно ощутить свое незримое участие в пути святого (побывать там, где святой родился, жил, учился, служил, узнать о нем как о добром, честном, отважном, волевом герое-земляке, небесном покровителе города и горожан).

Паломничество и творчество доступно всем: первое духовно обогащает личность, второе – позволяет раскрыть внутренний потенциал, отрефлексировать пережитое в паломничестве событие, выразить свои впечатления и выявить важные для самого себя смыслы.

Тематическое содержание курса

Предлагается 10 тем. Темы 1–8 сформулированы в соответствии с рекомендациями Синодального отдела, темы 9–10 носят региональный характер. Очередность изучения тем определяется педагогом.





Название темы

Краткое

содержание



Рекомендуемые формы и время


Нравственное понятие

1.

Места памяти


Согласно приведенному выше или расширенному перечню.



Младшие школьники

5 – 8 класс

Старшеклассники

Жизненный путь.

Лествица жизненного пути.

Предназначение человека.

Христианское мученичество как любовь ко Христу.

Служение Богу и Отечеству.



Паломничества, экскурсии,

образовательные путешествия и маршруты: «Серафимовский» (по местам св. Серафима Петроградского), «Иоанновский (по местам св. Иоанна Царскосельского), «Царский путь» и др.


4 часа

Выставка рисунков «По стопам святого»;

Рисунок или эссе по впечатлениям о посещении образовательной организации «Когда святой был маленький» или «Когда святой был гимназистом».

Выставка рисунков иди фотографий;

Презентация «История

святого места»;

Эссе на тему

«Я этим городом храним» о истории мест, связанных с памятью новомучеников.



Занятие-исследование, предполагающее последующую работу с литературными, документальными, мемуарными и др. источниками.


Конференция на тему «Исповедальные пути»


2.

Начало пути патриарха-исповед-ника.

Годы обучения в СПбДА.

Формирование личности будущего исповедника.



Экскурсия в СПбДА.
1 часа

Экскурсия в СПбДА и встреча с ее воспитанниками.

2 часа


Экскурсия в СПбДА и круглый стол с ее воспитанниками по теме: «Я есмь пастырь добрый» Путь архиерея».

3 часа


Предназначение человека.

Проблема выбора.

Служба и служение.


3.

Царст-

венные страсто-терпцы

и с ними постра-давшие


Св. император Николай II, императрица Александра, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и царевич Алексей в Царском Селе.

Евгений Боткин.




Беседа с учащимися о семье.

Круглый стол по теме: «Святая семья».

Занятие «Семейный портрет как икона семьи».

1 час


Занятие - круглый стол или дискуссия о семейных ценностях, верности Отечеству, долгу.

2 часа


Занятие – исторический портрет: «Царь – мученик», «Отец и сын», «Святая семья», «Долг врача», «Ненаписанные заветы царя-мученика», «Факты и мифы об отречении Николая II».

2 часа


Вера в Бога.

Верность в браке.

Любовь.

Долг.


Преданность.

Семья.


Отец и сын.

Царь и наследник.

Мать и дочь.

Мать и сын.



4.

Архиереи-мученики


Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма «Архиереи-мученики Санкт-Петербургской митрополии»: № 3, 9.


Акцент сделать на рассмотрении средника, где представлены все новомученики в молении за людей в Царствии Небесном.

1 час




Занятие «Час подлинника».

Изучение иконографии и символико-аллегорического языка иконы.

2 часа


Занятие «Час подлинника» - изучение иконографии как ценностно-смыслового отражения исторического факта.

Диспут по теме «История в иконе – образ или документ».

2 часа


Соборность.

Единство.

Предательство.

Прощение.

Сила духа.

Праведность.

Свет и тьма, добро и зло.

Праведность.

Грех.

5.


«Наше оружие – крест и молитва»

Антирелигиозная деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви», изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохра-нение святынь и т.д.).

Рекомендуется экскурсия в Казанский собор, где познакомить учащихся с судьбой храма, ставшего на десятилетия музеем истории религии и атеизма.

1 час

Занятие – «исторический портрет» - эссе или исследовательская работа о жизненном пути новомученика (по выбору учащегося).


1 час

Занятие-диспут (ис-пользовать газеты, документы, декла-рации и т.д.);

занятие – имитация деятельности (репор-таж, суд и др.);

занятие – «истори-ческий портрет;

занятие – «час подлинника».

2 часа

Любовь-ненависть.

Вера – неверие.

Верность – предательство.

Надежда – отчаяние.


6.

«Голос Церкви»

Стояние в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев, к началу войны, о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из заключения, о воспитании молодежи.

Св. Серафим Вырицкий.

Св. Мария Гатчинская.


Рекомендуется зачитать учащимся фрагменты проповедей священномучеников и обсудить с ними вопрос: «Что завещали нам святые?».
1 час


Рассказ о св. Марии Гатчинской.

Паломничество в Гатчину и Вырицу.

Занятие-исследование «Утраченные храмы Санкт-Петербурга»

1 час


Занятие – исследование: работа c документами (письма из заключения, письма духовных отцов духовным чадам)

в библиотеке;

с музейными экспонатами в музее.
1 час


Стояние в вере.

Старчество.

Духовное наставление.

Пророчество.

Мудрость.

7.

Исповед-ники

Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период.


Исповедничество.

Св. Виктор (Островидов).

Вырицкий исповедник – преподобный Серафим Вырицкий.

Экскурсия в Вырицу.

Знакомство с духовным наследием св. Серафима Вырицкого.
Конкурс рисунков, посвященный преп. Серафиму Вырицкому.

1 час


Занятие-семинар, (конференция), посвященный представлению творческих работ (проектов): сочинений, рассказов, эссе о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д.


1 – 2 часа

Занятие-семинар, конференция (представление исследовательской работы или результатов проекта о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д.; обнаруженных местах захоронении, истории храмов и святынь в годы войны)

2 часа

Исповедники.

Исповедничество.

Подвижничество.

Пророчество.

Благословение..

Сила духа.

Молитвенность.


8.

Собор новомуче-ников и исповедни-ков Церкви Русской

Возрождение церковной жизни и прославление новомучеников.

О работе в архивах, составлении житий, обретении мощей святых Серафима Саровского, Александра Свирского.

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» – небесная литургия.


Знакомство с иконой «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» и другими изводами иконографии «Собор …» («Собор петербургских святых», «Собор святителей»).

Беседа о понятии «соборность»

1 час

Более подробное по сравнению с младшими классами изучение иконографии «Собор...».

Семинар, конференция.


1 час

Занятие –исследование: рассмотрение свидетельств о святости новомучеников.

Занятие – «портрет эпохи».

Беседа, круглый стол, диспут о святости как о высшем качестве человека.


2 часа

Соборность.

Единство в Духе и Истине.

9.

«Служения различны, а Господь один и тот же».

Свщмч. Серафим Петроградский (Чичагов)


Паломничество в СПб СВУ, Новодевичий мона-стырь и Александро-Невскую лавру.

Знакомство с иконописью и музыкальными произведениями владыки Серафима.
1 час

Литературно-музыкальный вечер.

Исторический портрет.

Образовательное путешествие: «Серафимовский маршрут».


2 – 4 часа



Занятие-проект.

Организация образовательной выставки, видео-роликов и слайд-фильмов, посвященных свщмч. Серафиму Петроградскому.

2 – 4 часа


Благодарность Богу.

Умножение талантов на благо.

Талант и дарование.

Дар Божий.

Смысл жизни.

Служба Отечеству и служение Богу.

Семья.


Пастырство.

Монашество.




10

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня»


Собор новомучеников Санкт-Петербургской духовной академии.

Учившие и учившиеся новомученики и исповедники СПбДА


Экскурсия в СПбДА

1 час


Экскурсия в СПбДА.

Занятие – исследование «Годы учения святого» и представление итогов на конференции.


2 часа

Исследовательская деятельность.
Итоговая совместная с воспитанниками СПбДА конференция

2 – 3 часа



Учительство.

Наставничество.

Пастырство.

Послушание.

Духовный опыт.

Смирение.





Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины компьютерные технологии в полиграфии 2014г
2016 -> Международный банк Санкт-Петербурга. Объединяя лидеров Санкт-Петербургский Международный коммерческий банк (пмкб)
2016 -> Cmos, 8-ми разрядный, 32 м выборок/с, ацп с функцией выборки
2016 -> Семинар по аудиовизуальной антропологии «Традиционная культура в посттрадиционном обществе: вопросы адаптации»
2016 -> Образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки: 11. 03. 03 «Конструирование и технология электронных средств»
2016 -> Кодекс приднестровской молдавской республики
2016 -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал