Методические рекомендации по пропаганде и популяризации энергосбережения в бюджетной сфере Москва, 2014



Скачать 445.75 Kb.
страница1/2
Дата21.10.2016
Размер445.75 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»”


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по пропаганде и популяризации энергосбережения

в бюджетной сфере

Москва, 2014

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения подготовки представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в соответствии с учебной программой повышения квалификации «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».


СОСТАВИТЕЛЬ

Доктор экономических наук,

Профессор НИТУ «МИСиС» Е.Е. Кузьмина



Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

  1. Терминология в области энергосбережения и повышения энергоэффективности…………………………………………………….5

  2. Законодательное и правовое обеспечение пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности……………….9

  3. Сущность и механизмы пропаганды энергосбережения………………15

  4. Исторический опыт пропаганды энергосбережения…………………...20

  5. Пропаганда энергосбережения в бюджетной сфере …………………...22

    1. Пропаганда энергосбережения в образовательных организациях…………………………………………………………...26

    2. Пропаганда энергосбережения в учреждениях здравоохранения, культуры, спорта………………………………………………………28

    3. Пропаганда энергосбережения среди населения……………………28

6. Литература………………………………………………………………...32

Приложения……………………………………………………………………..34

Приложение 1- Статьи 22 и 23 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»……………………………...34

Приложение 2 - Возможные варианты наглядно-демонстрационных мер по энергосбережению в бюджетном секторе……………………………………..39

Приложение 3 - Перечень основных мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения……………………………………………...42



Введение

Принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512 –р активизировало деятельность в области популяризации и пропаганды энергосбережения и хотя сделано немало российское общество демонстрирует крайне низкую информированность об особенностях энергоэффективных товаров и технологий. Что касается энергоемких отраслей и сфер деятельности экономики, к которым относится бюджетная сфера, то вопросы популяризации и пропаганды энергосбережения являются актуальными и требующими решения.

Цель методических рекомендаций – раскрыть механизм создания системы пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности, которая позволит сформировать устойчивую мотивацию к энергосбережению у потребителей и производителей энергоресурсов.

Создание продуманной системы пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности позволит формировать энергоэффективное поведение граждан и обеспечит информацией о новейших энергоэффективных технологиях и оборудовании производителей и потребителей энергоресурсов.

Методические рекомендации разработаны для слушателей группы Б для оказания помощи при изучении раздела 4 «Пропаганда и популяризация энергосбережения» учебной программы повышения квалификации «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».


  1. Терминология в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

В таблице 1 представлены термины и понятия по энергосбережению, и энергосберегающим технологиям1. Приведенные в таблице термины введены: ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ (п.1-9), ГОСТ Р 51387 99 (п.10-31) и устанавливают единый понятийный аппарат и формализованный технический язык в отношении рационального и экономного использования энергетических ресурсов.



Таблица 1 – Термины в области энергосбережения


Термин

Определение

Бытовое энергопотребляющее устройство

Продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии - сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд

Возобновляемые топливно-энергетические ресурсы

Природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных  процессов.

Вторичный энергетический ресурс

Энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса

Класс энергетической эффективности

Характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность

Коэффициент полезного действия

Величина, характеризующая совершенство процессов превращения, преобразования или передачи энергии, являющаяся отношением полезной энергии к подведенной.

Коэффициент полезного использования энергии

Отношение всей полезно используемой в хозяйстве энергии к суммарному количеству израсходованной энергии в пересчете ее на первичную.

Непроизводительный расход ЭР

Потребление ЭР, обусловленное несоблюдением или нарушением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами, нормативными и методическими документами.

Первичная энергия

Энергия, заключенная в ЭР.

Показатель экономичности энергопотребления изделия

Количественная характеристика эксплуатационных свойств изделия, отражающих его техническое совершенство, определяемое совершенством конструкции и качеством изготовления, уровнем или степенью потребления им энергии и (или) топлива при использовании этого изделия по прямому функциональному назначению.

Показатель энергетической эффективности

Абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.

Полезная энергия

Энергия, теоретически необходимая для осуществления заданных операций, технологических процессов или выполнение работы и оказания услуг.

Полная энергоемкость продукции

Величина расхода энергии и (или) топлива на изготовление продукции, включая расход на добычу, транспортирование, переработку полезных ископаемых и производство сырья, материалов, деталей с учетом коэффициента использования сырья и материалов.

Потеря энергии

Разность между количеством подведенной и потребляемой  энергии.

Природный энергоноситель

Энергоноситель, образовавшийся в результате природных процессов.

Произведенный энергоноситель

Энергоноситель, полученный как продукт производственного технологического процесса.

Рациональное использование ЭР

Использование энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду и других требований общества.

Сертификация энергопотребляющей продукции

Подтверждение соответствия продукции нормативным, техническим, технологическим, методическим и иным документам в части потребления энергоресурсов топливо- и энергопотребляющим оборудованием.

Сокращения (аббревиатуры) в области энергосбережения

ВЭР - вторичные топливно-энергетические ресурсы;

ГОСТ Р - Государственный стандарт России;

ЕС - Европейское сообщество;

ИСО - Международная организация по стандартизации;

МТК - Межгосударственный классификатор стандартов;

МЭК - Международная электротехническая комиссия;

ОСТ - отраслевой стандарт;

РАЭФ - Российское агентство энергоэффективности;

Р - рекомендации (по стандартизации);

РД - руководящий документ (по стандартизации);

РЭК - Региональная энергетическая комиссия;

СТО - стандарт научно-технического общества;

СТП - стандарт предприятия;

ТР - технические рекомендации (по стандартизации);

ТЭР - топливно-энергетические ресурсы;

ТЭК - топливно-энергетический комплекс;

ФЦП - Федеральная целевая программа;

ФГУ - Федеральное государственное учреждение.



Энергетические ресурсы (ЭР)

Совокупность природных и производственных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности

Энергетический баланс

Система показателей, отражающая полное количественное соответствие между приходом и расходом  ЭР в хозяйстве в целом или на отдельных его участках за выбранный интервал времени.

Топливо

Вещества, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности для получения тепловой энергии, выделяющейся при его сгорании.

Экономия ЭР

Сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления ЭР на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества.

Энергетический паспорт гражданского здания

Документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов

Энергетический паспорт промышленного потребителя ТЭР

Нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности объектом производственного назначения и могущей содержать энергосберегающие мероприятия

Энергетическое обследование

Сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте

Энергетический ресурс

Носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии)

Энергетическая эффективность

Характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю

Энергоемкость производства продукции

Величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.

Энергоноситель

Вещество в различных агрегатных состояниях либо иные формы материи, запасенная энергия которых может быть использована для целей энергоснабжения.

Энергосберегающая политика

Комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономного расходования ТЭР.

Энергосберегающая технология

Новый или усовершенствованный технологический процесс, характеризующийся более высоким коэффициентом полезного использования ТЭР.

Энергосбережение

Реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование  ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Энергосервисный договор (контракт)

Договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком

Энергоустановка

Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.



  1. Законодательное и правовое обеспечение пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности

Законодательство в области энергосбережения состоит из Федерального закона от 23.11.09 г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г. (в действующей редакции), Госпрограммы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 3.04.13г. N 512-р и других Федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности отражено в главе 6 статьях 22 и 23 Федерального закона № 261  ФЗ (см. приложение 1). В данных статьях предусматриваются меры информационной поддержки со стороны государства.

В настоящее время создается государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, которая содержит следующую информацию:



  • о ходе реализации региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

  • об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

  • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

  • данные энергетических паспортов по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований;

  • данные реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

  • данные по энергосервисным договорам (контрактам), заключенным для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

  • о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов, имеющих высокую энергетическую эффективность;

  • о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

  • об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

  • о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

  • о нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

Информация представляется на сайте Министерства энергетики РФ и официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ, с ежеквартальным обновлением. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

  • информации об установленных ФЗ №261-ФЗ правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях законодательства об энергосбережении;

  • социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством РФ.

С 2011 года запущена Федеральная круглосуточная бесплатная «горячая линия» по вопросам энергосбережения и энергоэффективности,2 которая в 2012 году преобразована в Контакт-Центр.

Цели деятельности:



  • повышения доверия населения РФ к государственной инициативе энергосбережения;

  • информирование пользователей о принципах и важности энергосбережения и энергоэффективности и о существующих технологиях и методах снижения энергопотребления;

  • мотивации общества к применению мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

  • повышения «энергограмотности» общества.

Распределение поступивших звонков в зависимости от темы обращения с 19 апреля 2011 г. по 31 января 2012 г. (%).

Помимо Федерального закона № 261, вопросы пропаганды энергосбережения поднимались и в других нормативных документах. Так, одним из мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" Государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" является содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Содействие формированию бережливой модели поведения населения направлено на стимулирование позитивного общественного мнения о необходимости энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эта цель будет достигнута путем проведения комплекса мероприятий для различных целевых групп:


  • организация органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;

  • информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров;

  • распространение информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

  • организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.


3. Сущность и механизмы пропаганды энергосбережения
Энергосбережение – это не столько сбережение энергоресурсов, но и их рациональное использование. Необходимо донести до потребителей важность и необходимость рационального использования энергоресурсов, как в быту, так и в учреждениях, показать все достоинства современных энергосберегающих технологий и мероприятий.

По мировой статистике каждый вложенный рубль в энергосбережение и повышение энергетической эффективности дает эффект от 2,5 до 4 рублей годовых.

Мировой опыт организации работы по энергосбережению показывает, что энергосбережение без широкой разъяснительной компании невозможно.

Пропаганда  - это деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации для воздействия на  общественное мнение. Пропаганда должна соответствовать следующим требованиям3:



  • быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

  • привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;

  • преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;

  • соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

  • удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. При этом адаптированная информация должна быть адресована в разные сферы:

  • учреждения администрации;

  • учреждения здравоохранения, культуры и спорта;

  • образовательные учреждения;

  • управляющие компании;

  • бытовые потребители и пр.

Для преодоления психологической защиты, которую выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропаганды, необходимо создать определенное настроение с одновременной передачей пропагандистской информации. Поэтому пропаганда к энергосбережению не должна восприниматься человеком, как призыв к аскетизму и ограничению, учитывая сложившееся традиционное отношение к энергоресурсам, как к круглосуточно доступным и потребляемым без ограничений. Должна быть решена сверхсложная задача - устранить прежнее отношение и внедрить в сознание человека новые ценности, т.е. создать привычку задумываться о последствиях простых и привычных действий каждого человека, таким образом сделать энергосбережение осознанным выбором.

Механизмы воздействия пропаганды:

1. Средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы. Одним из мощных каналов влияния на аудиторию является телевидение. Его можно использовать в нескольких направлениях.

- проведение тематических телепередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в этой области. Например, провести тематическую передачу «Лицом к городу» с мэром города, чтобы обозначить важность темы, и дать сигнал, как жителям, так и журналистам обратить на нее внимание;

- рекламные ролики, длиной не более 10 секунд, которые либо показывают выгодность «энергосберегающего поведения» (в том числе это должны быть рекомендации от имени «простых людей» и «звезд»), либо его «значимость» для всех (например, с точки зрения экологии).

- городские новости, телевизионные шоу и развлекательные передачи. Люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого его сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий. Это установили многочисленные психологические эксперименты. Иллюзия участия в дискуссии по какой-либо актуальной проблеме приводит к большему изменению мнений и установок, нежели простое пассивное восприятие информации.

Для того, чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия и комплекса «безучастности адресата», современными СМИ практикуются способы так называемой «обратной связи» в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос, интерактивное голосование и др., что призвано создать у массовой аудитории иллюзию участия в информационном процессе.

Информирование потребителей через СМИ об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров. Например, акцентирование внимания аудитории на правильность выбора бытовых приборов и освещения с точки зрения энергосбережения в передачах, посвященных вопросам ремонта и обустройства жилья. Именно здесь важно донести мысль, что энергосбережение - это совмещение приятного с полезным, при котором потребители получают все необходимые услуги, но на более высоком, технологически совершенном уровне, т.е. это и экономно, и престижно.

Информация в СМИ о позитивных опытах внедрения энергосберегающих технологий.

Один из самых эффективных способов пропаганды телевидения и радио - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли. Для восприятия сообщения его длительность должна быть 4-10 секунд, остальная информация отбрасывается памятью.

Хорошо работает технология информационного воздействия на среднестатистического человека через значимых и знакомых ему авторитетных людей, которыми могут быть неформальные лидеры, политические деятели, деятели культуры, науки, спортсмены, и т.д. - для каждой категории населения находится свой авторитет. Неофициальные мнения и слухи для людей более значимы, чем официальные сообщения СМИ.

2. Использование рекламных площадей (перетяжки, щиты, транспорт). Эти виды воздействия должны быть ориентированы на соответствующие социальные группы. Например, реклама на общественном транспорте должна быть ориентирована на людей со средним достатком, т.е. пропаганда должна быть построена, например, на стимуле экономить собственные средства, а реклама на щитах вдоль дорог должна быть ориентирована на другую социальную группу - автовладельцев, т.е. быть максимально короткой и образной, и содержать посыл на обращение за дополнительной информацией (например, по «горячей» телефонной линии или на сайте программы).

3. Использование сети Интернет. Это должны быть как официальные сайты, так и неофициальные сайты, уже пользующиеся доверием пользователей. Согласно исследованиям, лица, обладающие высоким достатком, не доверяют официальным и печатным источникам информации, а доверяют неформальным советам, полученным в сети Интернет. Международный опыт свидетельствует об эффективности этого механизма пропаганды. Широкую известность получили программы продвижения энергоэффективности:

- «Klima:aktiv» целью, которой является информационное обеспечение мер по энергоэффективности, в том числе консультирование, организация взаимодействия участников рынка; сбор и представление информации для принятия решений в сфере энергоэффективности. Программа состоит из 21 подпрограммы в сфере ЖКХ, электроприборов, использования ВИЭ и управления мобильностью;

- «Power of One», разработанная с целью образовательного и информационного сопровождения, в том числе предоставление базовой информации о типах и источниках энергии, их стоимости и экологических последствиях (например, информирование потребителей о примерах негативного воздействия неэффективного потребления энергии на экологию).

4. Использование печатной продукции (листовок, буклетов, брошюр). Например, подготовка и издание брошюры для жителей (доставка в почтовые ящики), содержащей сведения о возможностях экономии и снижения платежей, требований законодательства и запретов, гарантий для жителей и объяснений, что они могут требовать, советов, справочной информации, телефонов, куда обращаться, рекомендаций, как выбирать бытовые приборы, их маркировка и т.д.

5. Вовлечение людей в качестве участников какого-либо действия в большей степени меняет их взгляды, чем у пассивных наблюдателей, например, конкурсы энергосберегающих проектов на уровнях муниципалитета, организации, учебного заведения, введение уроков энергосбережения в школах, при этом, дети после проведения урока должны участвовать в конкурсе рисунков или сочинений. Об эффективности такого воздействия свидетельствует как мировая, так и российская практика. Конкурс детских творческих работ и педагогических разработок в сфере энергосбережения привлекает внимание педагогов и детей к проблеме разумного и рационального использования энергии, а через детей, в процессе их творчества дома, влияние оказывается на членов их семей. Показателен международный опыт Норвегии, которая инициировала проект SPARE (School Project for Application for Recourses and Energy). Идея проекта - перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников, их семей и местных сообществ. В проекте принимают участие более 6 000 школ из 17 стран. В рамках проекта осуществляется методическая поддержка учителей в области проведения мероприятий по повышению энергоэффективности в своих школах, организуются конкурсы по энергосбережению для школьников.

6. Создание государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность», которая является не только крупнейшей базой новостных, справочных и аналитических материалов  в области ресурсосбережения, но и официальной площадкой для раскрытия информации в рамках федерального законодательства.

Интернет-портал «ГИС Энергоэффетивность» - это официальная площадка для раскрытия информации в рамках федерального законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» государственные органы власти, контролирующие органы обязаны раскрывать информацию о реализации программы энергосбережения путем публикации ее на официальном сайте в сети Интернет. 

Информационное содержание портала адресовано следующим целевым группам:



  • Жителям (советы по энергосбережению в быту: о классах энергоэффективности электрических приборов; об установке счетчиков; об альтернативных способах отопления домов; об электромобилях и эковождении и др.);

  • Представителям органов власти (предоставление информации о законодательном регулировании политики энергосбережения, программы по энергосбережению разного уровня; консультации по работе с государственной информационной системой «Энергоэффективность» и др.);

  • Представителям бюджетных и коммерческих организаций (предоставление справочной информации об энергоаудиторских компаниях,  образовательных учреждениях, о практических методах и решениях по энергосбережению; материалов для пропаганды энергосбережения и пр.);

  • Представителям рынка энергоаудиторских и энергосервисных услуг (предоставление законодательной базы, методик, нормативных документов, статей о новых энергосберегающих решениях, по оборудованию и технологиям; плана мероприятий, выставок, конференций и образовательных семинаров по теме энергосбережения).

Успешное развитие программы энергосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа потребителей энергоресурсов, а также руководителей.

Перечень основных мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения представлен в приложении 3.




  1. Исторический опыт пропаганды энергосбережения

Идея энергосбережения возникла еще в довоенной Европе, во Франции. В то время предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире.

Мировой опыт свидетельствует об эффективности мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения. По данным международного энергетического агентства (МЭА) с кризисом дефицита электрической мощности сталкивались США, Канада, Япония, Новая Зеландия. В качестве выхода из такой ситуации предлагается «Срочная экономия электричества» или «оперативное энергосбережение». Согласно исследованиям МЭА «экономия электроэнергии не столь элегантная мера по борьбе с энергокризисом, как создание новых генерирующих мощностей, но, возможно, - единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям». Применение этих «неэлегантных мер» помогло Швеции снизить потребление на 4% за три дня, а Калифорнии - на 14% за пару месяцев. Массовая информационная кампания по энергосбережению принесла определенные плоды в Токио, Калифорнии, Бразилии и Новой Зеландии.

В России в советский период тема рационального и бережного отношения к энергоресурсам существовала лишь на уровне государственной социальной рекламы (пропаганды).

Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения  возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».

К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. Например, в 1954 году, когда темпы ввода жилья увеличились более чем в два раза, появился плакат, призывающий экономить электроэнергию и разъясняющий, что 1% экономии на заводе равен потреблению двух тысяч квартир.

4 ноября 1959 года ЦК КПСС опубликовал письмо «О рациональном использовании электрической энергии». 28 ноября 1964 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Об экономном расходовании в народном хозяйстве электрической и тепловой энергии и топлива». В основном для пропаганды энергосбережения применялись агитационные плакаты.

В 70-х годах агитационная кампания по энергосбережению практически прекратилась. 

В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. От традиционных агитационных плакатов пропагандисты перешли к новым формам агитации. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны и водоразборную колонку, через которые по капле вытекало целое море. 

В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу. При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга: «Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».

Когда СССР распался, Россия, как и многие другие страны СНГ, оказалась перед серьезной проблемой отсутствия реально работающих моделей энергосбережения.


  1. Пропаганда энергосбережения в бюджетной сфере

Бюджетная сфера является довольно энергоемкой: ежегодно ее объекты потребляют около 40 млн т. у. т., или 4 % от суммарного потребления энергии в России. По доле расходов на энергоресурсы и воду в себестоимости услуг объекты бюджетной сферы превосходят машиностроение, строительство, сельское хозяйство и даже цветную металлургию. 

В группу бюджетных организаций входят:


    • учреждения здравоохранения;

    • детские дошкольные учреждения;

    • общеобразовательные школы;

    • учебные заведения (высшие, средние и специальные);

    • учреждения культуры и искусства;

    • физкультурные и спортивные учреждения;

    • учреждения МВД и Минобороны;

    • административные учреждения (научно-исследовательские и проектные институты;

    • административно-производственные учреждения;

    • общественные организации и т.п.

В медицинских учреждениях наиболее энергоемкую группу составляют электротермические установки для дезинфекции и стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы, стерилизаторы, дистилляторы) от 10% до 40% электропотребления, холодильное оборудование – 5-10%, освещение – 30-60 %, вентиляция и кондиционирование – 10-20%. Многочисленные диагностические, терапевтические, лабораторные и подобные электроприборы имеют мощность до 1 кВт. Номенклатура медицинского электрооборудования непрерывно расширяется. Это приводит к тому, что мощность нагрузки и электропотребление медицинских учреждений непрерывно возрастают.

По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла: отопление, горячее водоснабжение, вентиляция. На отопление приходится 55%-70%, а на вентиляцию 30%-45% в зависимости от типа здания.

В дошкольных учреждениях наиболее мощными потребителями электроэнергии являются электротермические установки пищеблоков. Освещение потребляет от 10% до 15% от общего электропотребления.

Учреждения образования имеют в основном 5 групп потребителей электроэнергии: освещение (50-70%), потребители с электродвигателями (10-30%), различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.) потребляющие от 10% до 20% электроэнергии, ЭВМ до 10% , различные лабораторные стенды. Учреждения образования можно разделить на следующие группы: высшие, техникумы, колледжи, профессиональные училища, гимназии, школы.

По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла: отопление 53%-70%, горячее водоснабжение 16%-30%, вентиляция 10%-25%. По холодной воде в учебных учреждениях выделяются две группы потребителей: общежития 55%-70%, учебные корпуса 45%-30%.

Административные учреждения имеют 4 группы потребителей электроэнергии: освещение (40-60%), потребители с электродвигателями (10-30%), различные нагревательные установки (электрические плиты, кипятильники, электрокамины и т.д.) потребляющие от 20% до 40% электроэнергии, ЭВМ от 10-20%.

По тепловой энергии выделяются две группы потребителей тепла: отопление 70%-85%, вентиляция 15%-30%.

Для бюджетных предприятий или небольших коммерческих фирм иногда достаточно небольших действий, а именно: отрегулировать освещение и время работы техники, заменить устаревшие лампы накаливания, утеплить двери, кровлю, окна, чтобы достичь экономии (около 10% от прежней суммы затрат).

Для получения более значимого эффекта необходимо разработать систему пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности, которая позволит сформировать энергоэффективное поведение граждан и обеспечит информацией о новейших энергоэффективных технологиях и оборудовании. Для этого необходимо провести комплекс организационных мероприятий:


  • создание демонстрационных зон высокой энергетической эффективности;

  • создание информационных Интернет-ресурсов;

  • распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • распространение агитационных материалов;

  • проведение специальных тематических уроков в школах;

  • разработка учебных программ по энергоэффективности и проведение курсов повышения квалификации в области энергосбережения;

  • создание системы дистанционного обучения и распространения знаний по вопросам энергоэффективности;

  • проведения конкурсов по энергосбережению среди учащихся;

  • аттестация государственных и муниципальных служащих по вопросам энергосбережения и энергоэффективности;

  • создание межрегионального центра профобразования по вопросам энергоэффективности и пр.

Комплексная реализация данных мероприятий позволит сформировать устойчивую мотивацию к энергосбережению у потребителей и производителей энергоресурсов.

Мероприятия, направленные на решение задач по снижению потребления энергоресурсов в бюджетной сфере, могут быть реализованы только в случае их качественной информационной поддержки. Лимитирование энергопотребления и стимулирование к энерго- и ресурсосбережению приведут к реальному снижению их потребления только в случае выполнения нескольких обязательных условий:



  • информационное обеспечение руководителей, ответственных за принятие стратегических и инвестиционных решений;

  • информации о наличии энергосберегающих технологий и возможности их применении в районе;

  • наличие плана мероприятий по энергосбережению и сроки их проведения;

  • наличие квалифицированного персонала в области энергосбережения.

Для обеспечения оперативного доступа к информации необходимо использовать (создать) городской сайт, где можно сосредоточить максимальную информацию по энергосбережению, о практических результатах энергосберегающих программ, проектах и мероприятий.

Для повышения эффективности пропаганды, необходимо ввести рейтинговую систему по результатам мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере. Причем рейтингом должны быть охвачены как все предприятия бюджетной сферы, так и организации, оказывающие им услуги по энергосбережению, что поможет руководителям организаций в принятии управленческих решений.

Для лиц, ответственные за потребление ресурсов в организациях бюджетной сферы необходимо организовать курсы повышения квалификации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Для руководителей бюджетных учреждений рекомендуется разработать или использовать разработанные информационные бюллетени («Энергосбережение в здравоохранении», «Энергосбережение в образовании» и т.д.).


5.1. Пропаганда энергосбережения в образовательных организациях

Система образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна решить ряд основных задач:



  • распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства;

  • воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия;

  • формирование энергосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального энергоиспользования; и т.п.

Для формирования энергосберегающего сознания школьников необходимо

проводить следующую работу:

- организовывать классные часы по энергосбережению4;

- проводить конкурсы школьных проектов, рефератов и сочинений, рисунков, агитационных плакатов, стихов по теме энергосбережения;

- практиковать индивидуальные задания с получением конкретного значения (процента) от энергосберегающего мероприятия, что необходимо для количественного предоставления пользы энергосбережения. Задание можно выдавать на неделю (краткосрочные) или на лето (обстоятельные). Для успешного выполнения индивидуального задания у детей должен быть соответствующая теоретическая подготовка и некоторый практический опыт решения конкретной задачи. Для выполнения индивидуального задания необходимо обеспечить школьников справочной информацией, содержащей: основные понятия об энергоресурсах и их использовании, интересные факты из истории энергопотребления, результаты творческих заданий школьников. Справочная информация может выдаваться индивидуально каждому школьнику или размещаться в библиотеке, или на сайте школы;

- проводить брейн-ринги, олимпиады, конференции, дискуссии и др. развлекательные формы пропаганды.

Все эти мероприятия направлены на формирование энергосберегающего образа жизни учащихся. Причем участниками могут быть как младшие, так и старшие школьники. Проекты могут создавать в паре с родителями.

В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережнию для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал