Методические рекомендации по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования в 2016/2017 учебном году в пояснительной записке к учебному плану учреждения дополнительного образования рекомендуем включить следующие разделы



Скачать 186,96 Kb.
Дата11.10.2016
Размер186,96 Kb.
Приложение

к письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

от 28.06.2016г. № 2719

Методические рекомендации по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования в 2016/2017 учебном году

В пояснительной записке к учебному плану учреждения дополнительного образования рекомендуем включить следующие разделы:



  1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.

В данном разделе указывается, что учебный план составлен в соответствии с:

- Конституцией Донецкой Народной Республики;

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»,

- Стандартом государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».

- Уставом учреждения.

Учебный план составляется на основе штатного расписания, тарификации педагогов дополнительного образования.



Образовательные программы, указанные в учебном плане, апробированы и утверждены педагогическим или методическим советом учреждения дополнительного образования.

2. Общая характеристика учебного плана.

2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач образовательного процесса:

  • организация образовательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности;

  • обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности;

  • обеспечение непрерывности, цикличности условий образовательного процесса;

  • повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся;

  • совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

  • развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организация социализирующего досуга детей и подростков, адаптация детей к жизни в обществе;

  • организация образовательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности учреждения;

  • обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости обучающихся.


Общая структура учебного плана должна отражать образовательные области в соответствии с направленностями образовательной деятельности, например:


Направление

Количество групп или кружков

Количество воспитанников

Количество часов

Количество ставок

Физкультурно – спортивное

26

444

202,5

11,25

Художественно-эстетическое

77

1164

684

38

Туристско – краеведческое

7

89

40,5

2,25

Эколого – биологическое

6

97

58,5

3,25

ИТОГО:

116

1794

985,5

54,75


2.2. Целевая направленность

В целом учебный план должен обеспечивать рациональную организацию образовательного процесса, необходимого для предотвращения перегрузки и перенапряжения воспитанников, а также должен обеспечивать условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности, создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости.


2.3. Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса.

В учебный план включаются образовательные программы, в содержании которых отражены:



  • ведущие идеи, цель и средства их достижения;

  • планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;

  • педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;

  • организация образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

  • материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.




  1. Описание образовательных дополнительных программ.

В данном разделе учебного плана указываются образовательные программы различных направленностей (например, программы туристско-краеведческой, эколого-биологической, научно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной направленности и т.д.)
4. Режим образовательного процесса

В данном разделе рекомендуется указать продолжительность учебного года согласно Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей».

Учреждение организовывает работу в каникулярное время. Во время летних каникул учебно-воспитательный процесс может осуществляться по отдельному плану и предусматривает работу кружков, групп и других творческих объединений непосредственно в учреждении, а также в форме профильных лагерей разной направленности в разных организационных формах: собрания, экскурсии, концерты, фестивали, конкурсы, занятия и т.д.

4.1 Формы образовательного процесса

Учреждение дополнительного образования решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, лабораторные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, фестивали, концерты и т.д.



Основными формами образовательного процесса являются:

  • теоретические и практические занятия;

  • групповые и индивидуальны занятия;

  • дистанционное обучение.

Количество часов на групповые и индивидуальные занятия, на дистанционное обучение определяется педагогами в соответствии с утвержденными образовательными программами.

4.2. Продолжительность обучения в Учреждении.

Продолжительность обучения, указанная в образовательной программе, обусловливается спецификой деятельности кружка, студии или творческого объединения.

Продолжительность обучения в Учреждении составляет от 1 до 10 лет и включает в себя следующие этапы:


  • начальный этап подготовки (1 год обучения) принимаются желающие дети и подростки, не имеющие противопоказания о возможности заниматься в детском объединении;

  • средний этап подготовки (2 - 6 год обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшую необходимую подготовку в группах начального этапа подготовки, а также прошедшее входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 2-3 года обучения; (также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля и т.п.);

  • этап совершенствования (от 3 лет обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшие образовательные программы среднего этапа подготовки, а также прошедшие входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 3-5 года обучения, (также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля)

4.3. Численный и возрастной состав учебных групп.

Численный состав учебных групп определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от года обучения, содержания образовательных программ, форм обучения, направлений образовательной деятельности и специфики:



  • в группах начального этапа (1 год обучения) - 12-20 человек; (ведь есть те, кто отсеются, а для хореографических минимум 20)

  • в группах среднего этапа (2-3 года обучения) - 10-12 человек;

  • в группах этапа совершенствования (от 3 лет обучения) - 8-10 человек;

  • в группах с индивидуальной формой обучения - 1-5 человек.


Учебные группы распределяются по возрасту следующим образом:

  • дошкольный – 4 - 6 лет

  • младший школьный - 7 - 9 лет

  • средний школьный - 10-12 лет

  • старший школьный - 13 -18 лет (21 год)

Учебная нагрузка обучающихся обусловлена спецификой образовательной программы и предусматривает:

  • начальный этап подготовки – от 4 до 6 академических часа в неделю;

  • средний этап подготовки и этап совершенствования – от 4 до 8 академических часов в неделю (для комплексных – не более 12 часов в неделю, с учетом индивидуальных часов).

Максимально допустимая нагрузка на одного ребёнка в неделю не должна превышать 12 академических часов.
Рекомендованная учебная нагрузка обучающихся по возрасту:

  • дошкольный – 1- 2 часа в неделю – групповые

  • младший– 4 часа в неделю – групповые; 1 час индивидуальный;

  • средний школьный – 4-6 часов в неделю – групповые; 1-2 часа индивидуальные;

  • старший школьный – 6-10 часов в неделю – групповые; 1-2 часа индивидуальные;

  • индивидуальная работа с одаренными детьми – 1- 4 часа в неделю.

Длительность занятий для дошкольного возраста должна быть определена образовательными программами с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для детей и составляет:

- от 4 до 5 лет – 25 минут;

- от 5 до 6 лет – 30 минут;

- от 6 до 7 лет – 35 минут;

- от 7 и дальше – 45 минут


5. Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.

Освоение образовательных программ предусматривает проведение промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий, отчетных выставок, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, тестов, докладов, защиты проектов, рефератов, экзаменов, собеседований и т.п.

Система оценок определяется следующими критериями:



  • уровень освоения объемов образовательной программы по избранному виду деятельности;

  • динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных, Всероссийских и Международных мероприятиях.

Итоговой аттестацией является сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых выдается документ (свидетельство), подтверждающий освоение образовательной программы дополнительного образования детей, заверенный печатью.
6. Перспективы работы по реализации учебного плана.

  • Продолжить совершенствование составительских образовательных программ.

  • Поддерживать единство образовательных программ основного и дополнительного образования.

  • В процессе реализации содержания образования по учебному плану продолжить разработку новых педагогических технологий.

В рабочей сетке учебного плана указываются (прилагается):

  • направленность;

  • Ф.И.О. педагога и должность;

  • название объединения;

  • количество групп;

  • планируемое количество детей в группе;

  • количество часов на одну учебную группу в неделю;

  • общее количество часов и учебных групп;


Рабочая сетка учебного плана

учреждения дополнительного образования «_________» (образец)

Учебный план



Ф.И.О., должность

Название творческого объединения

Количество групп

Количество детей

Года обучения

Количество часов в неделю

Индивидуальные

Количество часов

Всего часов в неделю

Название программы и срок реализации

1г.

2 г.

3 г.

4 г.

5 г.

6 г.

7 г.

8 г.

9 г.

10 г.

1/1,5

2/3

4

6

5/7

























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

22

23

24

25

Направление: художественно – эстетическое

 

1

Сайфуллина Н.И.,
рук.кружка

Вокальная группа «ЛиК»

1

15

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

4

15

Вокальная группа «ЛиК» 9 лет

1

13

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

4

1

10

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

7

2

Банина Э.В., рук.кружка

Хореография в вокальной группе "ЛиК"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3/-

 

 

 

 

8

8

 

Всего по направлению

3

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

Направление: спортивно-техническое

 

1

Мурашко А.Э.,
рук.кружка

"Картинг"

1

15

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

4

22

"Картинг" 5 лет

1

15

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

6

1

13

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

6

1

10

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

6

2

Алексеенко А.А.
рук.кружка

"Авиамодельный"

1

10

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

"Авиамодельный" 6 лет

 

Всего по направлению

5

63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница