Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детских палаточных лагерей на территории Томской области



Скачать 232,49 Kb.
Дата19.10.2016
Размер232,49 Kb.
ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования»

Методические рекомендации по созданию и организации
деятельности детских палаточных лагерей
на территории Томской области


Утверждено методическим советом ОГБОУДОД «ОЦДОД», протокол № 3 от 1.03.2013 г.

Оглавление


Оглавление 1

I. Организация и основы деятельности палаточных лагерей


1.1. Настоящие рекомендации разработаны с целью:

  • обеспечения организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в период летних каникул; проведению туристско-краеведческой, оборонно-спортивной и спортивно-массовой работы с детьми в период каникул, работы с «трудными» подростками;

  • предотвращения неблагоприятного воздействия на организм молодого человека отрицательных факторов, которые могут иметь место при проведении тематических профильных смен и туристских лагерей, размещаемых на временной (приспособленной) стационарной базе и в полевых условиях (в палатках).

Положение определяет условия проведения палаточных специализированных (профильных) смен, в том числе туристских палаточных лагерей (далее Лагерей) для подростков и молодёжи, условия комплектации их педагогическими кадрами.

1.2. Организаторами профильных смен совместно с ОУ могут быть органы управления образованием, органы по делам молодёжи, физической культуре и спорту муниципальных образований Томской области, образовательные учреждения, молодёжные муниципальные центры, детские и молодёжные общественные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности.

1.3. Организатор смены Лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:


  • обеспечение жизнедеятельности Лагеря;

  • создание условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья участников Лагеря;

  • качество реализуемых программ лагеря;

  • соответствие форм, методов, средств работы с подростками и молодежью при проведении Лагеря возрасту, интересам и потребностям участников;

  • соблюдение прав и свобод участников и сотрудников Лагеря.

1.4. Лагеря (смены) проводятся для подростков и молодёжи от 11 до 30 лет решением организатора Лагеря.

1.5. Основные цели и задачи педагогического коллектива при проведении палаточного Лагеря:



  • создание необходимых условий для отдыха, рационального использования каникулярного времени, формирования общей культуры и навыков здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи, приобретения прикладных и туристских навыков;

  • создание максимальных условий для быстрой адаптации участников Лагеря с учётом возрастных особенностей;

  • формирование и поддержка коллективов, объединений для реализации программы Лагеря.

1.6. Организация и проведение Лагеря регламентированы инструкцией и положениями, утвержденными приказом Минобразования России от 13 июля 1992 года N°2931.

1.7. Типовой перечень снаряжения и оборудования Лагеря, рекомендуемый список группового снаряжения для участия в работе Лагеря, рекомендуемый список личного снаряжения участника Лагеря, рекомендуемый список ремонтного набора утверждены приказом Минобразования России от 28 апреля 1995 года N°223. На его основе произведён примерный расчёт снаряжения в количественном и денежном выражении (приложение 1).

1.8. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона участников Лагеря регламентирован инструктивным письмом Минобразования России от 11 января 1993 года N°9/32-Ф.

1.9. Ответственность за выполнение настоящего положения возлагается на руководителя организации (учреждения) – организатора Лагеря и руководителя Лагеря (смены).


II. Организация и основы деятельности Лагеря


2.1. Профильные смены Лагеря имеют классификацию:

2.1.1. по дислокации лагеря могут быть стационарными (базовыми) и передвижными (маршрутными):



  • Стационарный и базовый лагеря располагаются на одном месте, где организуется учебно-воспитательный процесс. Пребывание участников на территории базового Лагеря от 2 суток до 21 дня, в стационарном – все дни смены. Группы юных туристов из базового лагеря уходят в походы, на экскурсии, в экспедиции и туда же возвращаются.

  • В случае передвижного (маршрутного) Лагеря группы собираются вместе: проводят тренировочные занятия (учебно-тренировочные сборы), готовятся к походам; после этого все группы лагеря выходят на маршруты. Завершаются походы в точке его начала (если маршрут кольцевой), либо в какой-то другой точке, согласно утверждённых маршрутов.

2.1.2. по профилю (виду программы):

По этому признаку Лагеря и смены разделяются на собственно туристские, социально-педагогические (лидерские, лагеря актива) и краеведческие, оборонно-спортивные. Туристские лагеря организуются по всем видам туризма: пешеходному, водному, горному, велосипедному и спелеотуризму и др.



Лагеря с программой лидерской направленности проводятся для физически и общественно активных молодых людей, с целью развития лидерского потенциала через совместную деятельность.

Основное направление краеведческих Лагерей – реализация программ, повышающих уровень знаний у участников Лагеря о природе и истории территории, на которой проводится его программа.

Отдельно выделяются туристские маршруты – это форма организации активного отдыха подростков и молодёжи, при котором их участники совершают многодневное путешествие (поход, экспедицию).

Экспедиция – путешествие со специально определённой целью — научной или военной.

Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться краеведческие, медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования по заданию государственной или общественной организации (учреждения).

Туристская экспедиция в зависимости от объёма работы (задания) может состоять из одного или нескольких самостоятельных или разнесённых по времени однодневных или многодневных посещений объекта (полигона, раскопок, карьера, участков маршрута, населенного пункта и т.д.). При организации базового лагеря экспедиции необходимо согласовать расположение этого лагеря с местными властями и владельцами (пользователями) земельного участка (лесничество, с/х предприятие, частное лицо), а использование источников питьевой воды — с местными органам санэпиднадзора.

На базе палаточного лагеря приоритетными направлениями развития отдыха и занятости детей являются проведение профильных смен учреждений дополнительного образования, учебно-спортивной работы общественных организаций, реализующих программы дополнительного образования, организация походов, и другие низкозатратные формы отдыха, имеющие большое воспитательное значение.

2.2. Создание и деятельность тематических смен и туристских лагерей, размещаемых на временной (приспособленной) стационарной базе и в полевых условиях (палатках) разрешается при условиях:

2.2.1. Предварительного согласования (не позднее, чем за 10 дней до открытия Лагеря) организаторами Лагеря места размещения базового лагеря и времени проведения Лагеря с администрацией местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется проведение Лагеря. При проведении туристских маршрутов без оборудования базового лагеря, необходимо уведомить о проведении маршрутов групп в установленном порядке.

2.2.2. Санитарно-эпидемиологический допуск2 на организацию и проведение Лагеря согласует по месту его проведения территориальный отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Томской области при представлении организатором лагеря следующих документов:



  • копия приказа о проведении Лагеря (маршрута);

  • список персонала с оформленными медицинскими книжками установленного образца с аттестацией по гигиенической подготовке;

  • маршрут передвижения групп (маршрутный лист формы №5-тур, маршрутная книжка туристского спортивного маршрута формы №3-тур);

  • меню (если на территории лагеря оборудован общий пищеблок) или перечень продуктов, которые будут использованы для организации питания (если приготовление пищи осуществляется костровым способом) в соответствии с Примерным перечнем продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона участников Лагеря регламентированном инструктивным письмом Минобразования России от 11 января 1993 года N°9/32-ФЗ.

  • при проведении туристских походов, экспедиций, маршруты которых превышают 60 км и продолжительностью более 6 дней необходимо согласование маршрутно-квалификационной комиссии органов управления образования или федерации спортивного туризма3.

2.3. На момент заезда в Лагерь (начала маршрута) все участники Лагеря (маршрута) должны иметь медицинскую справку с допуском к участию в Лагере (туристских маршрутах) и справку об отсутствии контакта с инфекционными больными.

2.4. Деятельность участников Лагеря во время его проведения осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах (отрядах), наполняемость которых составляет не более 25 человек, при проведении туристских походов – не более 15 человек.

Продолжительность смены Лагеря составляет не более 12 дней в весенний и осенний периоды и не более 24 дней летом.

Продолжительность туристских маршрутов определяется руководителем Маршрута. При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки белья продолжительность смены должна составлять не более 10 дней.

Перерыв между сменами для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки составляет не менее 2 дней.

2.5. В Лагерь на профильные смены принимаются дети, подростки и молодёжь, а также родители с детьми при наличии справки об отсутствии медицинских противопоказаний к заявленному виду деятельности.

2.6. Требования к оборудованию базового лагеря:

2.6.1. Земельный участок, на котором размещён базовый лагерь, должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым. Размещение бивуаков и других объектов необходимо производить с учетом розы ветров и выше по течению водоемов относительно источников загрязнения. Не допускается наличие на территории базового лагеря сухостойных деревьев.

2.6.1. Вся территория стационарного палаточного лагеря подвергается противоклещевой обработке. При проведении выездных туристских мероприятий, лагерей-сборов и походов организуется медицинское страхование участников за счёт средств лагеря.

2.6.2. При количестве участников лагеря более 50 человек (единовременно) территория базового лагеря должна делиться на следующие зоны: жилую, бытовую, административно-хозяйственную, досугово-спортивную.

В жилой зоне размещаются палатки, расстояние между которыми не должно быть менее 1,5 метра. Дно палаток и полог должно быть герметичным, допускается дополнительное использование полиэтиленовой пленки. Количество проживающих в палатке должно соответствовать её технической характеристике. Вокруг палаток должен быть сток для дождевых вод. Палатки должны быть оснащены теплоизоляционными ковриками и спальными мешками.

2.6.3. Бытовая зона включает в себя место для умывания, туалеты, ямы для мусора (бытовых зон может быть несколько). Умывальник устанавливается из расчета 1 на 8 человек. Он должен быть оборудован желобом для стока воды и закрытой ямой (глубиной не менее 40 см), дно которой заполнено песком. Туалеты (1 очко на 24 человека) должны быть расположены на расстоянии не менее 35 метров от жилой зоны и кухни и 50 метров от места купания. Яма для мусора в базовом лагере должна быть оборудована на расстоянии не менее 25 метров от жилья.

2.6.4. На территории базового лагеря (с количеством участников более 50 человек) должна быть оборудована палатка - изолятор для своевременной изоляции больных участников.

2.6.5. На временной стоянке туристского маршрута оборудуются ямы для мусора, отводятся отдельные места для туалетов (на расстоянии не менее 25 метров от палаток. Место для стирки отводится ниже по течению места водозабора и места купания.

2.6.6. Места для купания в стационарном и базовом лагере определяются руководителем Лагеря, они должны быть обследованы на отсутствие посторонних предметов и качество воды.

III. Требования к водоснабжению


3.1. В качестве вариантов водообеспечения могут быть: вода близлежащего источника с кипячением ее в лагере и бутилированная вода, привозная или водопроводная питьевая вода – в базовом или стационарном лагере. Чистка зубов должна быть организована только с использованием безопасной доброкачественной воды. Для питья воды и чистки зубов используется только индивидуальная посуда.

Для использования кипяченой воды в лагере должна быть предусмотрена эмалированная посуда с крышкой.

3.2. Заключение о пригодности водоисточника в палаточном стационаре лагеря дается территориальными отделами территориального управления Роспотребнадзора. В документах, предъявляемых к открытию передвижного палаточного лагеря, указываются сведения о наличии источников водоснабжения по маршруту передвижения.

IV. Кадровое обеспечение лагеря


4.1. Штатное расписание Лагеря определяется и утверждается организатором.

4.2. Примерный перечень должностей работников Лагеря:



  • начальник лагеря;

  • заместитель начальника лагеря по учебно-воспитательной работе;

  • старший инструктор;

  • инструкторы-методисты;

  • завхоз;

  • врач.

4.3. Порядок, условия привлечения педагогических и других работников для работы во время проведения смен Лагеря, а также оплата их труда устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации4.

4.3. Штатное расписание определяется в зависимости от количества участников и профиля лагеря. Для небольших Лагерей в 30-50 человек должность старшего инструктора не вводится. Достаточно 0,5 ставки завхоза, обязанности которого могут быть поручены одному из инструкторов или заместителю начальника лагеря.

Для больших Лагерей (до 150 человек и выше) целесообразно иметь все перечисленные должности.

4.4. Количество воспитателей (вожатых, туристских инструкторов) при нахождении участников на территории базового Лагеря не должно быть менее 1 инструктор (воспитатель) на 20 участников, при проведении туристского маршрута – не менее 1 инструктора на 15 участников.

4.5. Заместитель руководителя (по учебно-воспитательной, административной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструкторы по физической подготовке и туризму, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.

V. Требования к санитарному состоянию и содержанию Лагеря


5.1. На территории базового Лагеря должна проводиться ежедневная уборка.

5.2. В туалетах необходимо не реже 1 раза в сутки проводить санитарную обработку разрешенным к применению дезинфицирующим средством. Пищевые отходы в помойной яме не реже 1 раза в сутки необходимо присыпать тонким слоем земли.

5.3. При длительности смены в Лагере более 10 дней должен быть решен вопрос о промывке участников в душе или туристской бане.

5.4. В случае возникновения в Лагере инфекционного заболевания руководитель должен принять меры для госпитализации заболевших, и недопущения распространения заболевания, вплоть до закрытия лагеря.

5.5. В лагере должен быть организован контроль за хранением продуктов питания, организацией питания и соблюдением участниками Лагеря (маршрута) правил личной гигиены и технике безопасности.

VI. Требования к организации питания в Лагере


В связи с отсутствием в палаточных передвижных лагерях холодильных установок организация питания в них имеет ряд особенностей.

6.1. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемый при составлении суточного рациона в походах и путешествиях определен Письмом Минобразования РФ от 11.01.1993 г. N°9/32Ф.




п/п


Наименование продуктов

Вес
продуктов, г.




Хлеб черный и белый, сухари, галеты, хлебцы хрустящие

500



Крупы, макаронные изделия, готовые концентраты каш

100-200



Концентраты супов в пакетах

50



Масло сливочное, топленное, растительное

50-60



Мясо тушеное (консервы)

150



Сахар-кондитерские изделия (печенье, вафли, пряники)

80-100



Рыбные консервы в натуральном соку, масле для приготовления первых блюд

50



Овощи свежие

100



Овощи сухие, сублимированные

50



Молоко сухое, сливки сухие

25-30



Молоко сгущенное (консервы)

50



Сыр

20-40



Фрукты свежие

100



Сухофрукты разные

30



Кофе не натуральный

3



Какао-порошок

10



Чай

4



Лавровый лист, лук, чеснок

30-40



Витамины, глюкоза

3



Соль

10-12



Бутилированная вода

500



Консервированные соки

200

6.2. В палаточных лагерях пища обычно, если не организован стационарный пищеблок в помещении, приготавливается на костре. К приготовлению пищи здесь привлекаются сами участники и воспитатели.

Ежедневно перед началом работы администрация лагеря проводит осмотр открытых поверхностей тела, зева на наличие гнойничковых заболеваний у взрослых, подростков и молодёжи, участвующих в приготовлении пищи. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с ангинами, болезнями верхних дыхательных путей, заболеваниями глаз, век с гнойными выделениями к приготовлению пищи не допускаются.

Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медработником (при наличии его в штате), руководителем лагеря или его заместителем. Мытье посуды проводится дежурными централизованно.

6.3. Мытье посуды проводится в воде с добавлением разрешённых моющих средств и последующим ополаскиванием кипяченой водой под наблюдением медработника или воспитателя, прошедшего предварительный инструктаж.

Рекомендуется использование одноразовой посуды, повторное использование одноразовой посуды не допускается.

VII. Медицинское обеспечение Лагеря


7.1. В составе кадров, привлекаемых к проведению лагеря, может быть предусмотрена ставка медицинского работника (врача или среднего медработника) на 50 участников; или на основании письменного обращения организатора лагеря приказом руководителя территориального лечебно-профилактического учреждения закрепляется медицинский работник, обслуживающий данный лагерь. При меньшем количестве участников руководитель и воспитатели лагеря должны иметь знания по оказанию первой медицинской помощи и знать населенные пункты по ходу маршрута передвижного лагеря, где имеются медицинские учреждения.

7.2. Медицинский работник обязан:



  • проводить проверку медицинских документов на каждого сотрудника и участника Лагеря;

  • осуществлять систематическое наблюдение за состоянием здоровья участников;

  • проводить ежедневно (при работе врача или среднего медработника в лагере) или по предварительно согласованному графику (при условии работы медработника в лечебно-профилактическом учреждении) амбулаторный прием, с целью оказания медицинской помощи, активное выявление заболевших, своевременная их изоляция, осуществление (при показаниях) госпитализации заболевших в лечебно-профилактические учреждения;

  • организовать и провести своевременные противоэпидемические мероприятия при возникновении случая инфекционного заболевания в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;

  • организовать и провести (совместно с начальником лагеря) госпитализацию и транспортировку больных (лечение инфекционного больного в лагере собственными силами категорически запрещается);

  • организовать проведение инструктажа и осуществлять контроль за проведением само- и взаимоосмотров с целью своевременного обнаружения ползающих и присосавшихся клещей на одежде и кожных покровах, проводить удаление клеща в случае присасывания;

  • проводить 1 раз в 10 дней осмотры участников и персонала на педикулез;

  • осуществлять контроль за организацией питания: качеством поступающих продуктов, соблюдением сроков их реализации, качеством приготовляемых блюд, мытьем посуды;

  • осуществлять систематический контроль за водоснабжением, за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;

  • осуществлять медицинский контроль за организацией физического воспитания и купания; по итогам каждой смены составлять отчет совместно с воспитателями об эффективности оздоровления детей для передачи его директору палаточного лагеря.

В случае отсутствия медицинского работника ежедневный контроль за здоровьем детей возлагается на руководителя Лагеря; отчёт об эффективности оздоровления составляется Руководителем лагеря.

Перечень комплекта туристского инвентаря и оборудования
для палаточного лагеря на 50 мест



п/п

Наименование оборудования
и снаряжения

Количество

Цена, базовый
расчёт суммы на 2012 год

Сумма, руб.



Рюкзак, 90 литров

50

50 шт. х 1200 руб.

60000



Палатка с тентом
2-х местная
3-х местная
4-х местная
6-ти местная

3(∑6мест)

4(∑12м.)


4(∑16м.)

3(∑18м.)


3 шт. х 4000 руб. = 12000

4 шт. х 4000 руб. = 16000

4 шт. х 5500 руб. = 22000

3 шт. х 8000 руб. = 24000



74000



Палатки зимние шатровые типа «Зима» 12 местная, производства г.Солнечногорск Московской области

2 шт.

2 шт. х 18 000 руб.

36000



Тент к шатровой палатке ЗИМА-У

2 шт.

2 шт. х 5000 руб.

10000



Палатка хозяйственная

3

3 шт. х 5000 руб.

15000



Набор туристкой мебели

15

1 комплект 4200 руб.: стул-тренога 350 руб., стол алюминий 3850 руб.

63000



Коврик теплоизоляционный

50

50 шт. х 400 руб.

20000



Печки туристские

2 шт.

2 шт. х 5000 руб.

10000



Спальный мешок, 3-х слойный

50

50 шт. х 1200 руб.

60000



Тент хозяйственный

7

7 шт. х 7000 руб.

49000



Веревка основная (40 м)

7

7 шт. х 40 м.х 30 руб./м

8400



Веревка вспомогательная (40 м)

7

7 шт. х 40 м.х 25 руб./м

7000



Карабин

30

30 шт. х 250 руб.

7500



Ведра туристские (комплект котелков 10, 9 и 8 литров)

5

950 +900+850 руб. = 2700 за 1 комплект, 5 компл.

13500



Примус туристский "Шмель"

5

5 х 2000 руб.

10000



Лыжи туристские с креплениями

15 шт.

15 шт. х 1600 руб.

24000



Компас жидкостный

50

50 шт. х 350 руб.

17500



Штормовой костюм (куртка-анорак, брюки штормовые на подтяжках)

50

3000 руб./1 компл. х 50 компл.

150000



Радиостанции портативные:

    • Рация Беркут-803М

    • Рация Егерь

5-7

3000 х 3 шт. = 6000 руб.



3800 х 2 шт. = 7600 руб.

13600



Курвиметр

3

3 шт. х 200 руб.

600



Ремнабор (куски ткани, ремни, лента техническая, пряжки-замок, нитки, иголки с увелич. ушком, напёрсток, шило, шило с крючком, …)

3

3 шт. х 1000 руб./компл.

3000



Плита газовая портативная

5

5 шт. х 2000 руб.

10000



Баллон газовый портативный, 5л. бытовой

10

10 шт. х 3000 руб.

30000



Бинокль

1

4500 руб.

4500



Электромегафон

1

7000 руб.

7000



Рулетка металлическая, измерительная

1

500 руб.

500



Фонарь электрический

5

500 руб.

2500



Канистра (10 л)

10

240 руб.

2400



Топор большой

5

600 руб./шт.

3000



Пила

5

1000 руб./шт.

5000



Лопата

5

350 руб./шт.

1750



Мяч футбольный

3

1000 руб./шт.

3000



Мяч волейбольный

3

1000 руб./шт.

3000



Шахматы

5

500 руб./компл.

2500



Шашки

5

300 руб./компл.

1500



Бадминтон

3

500 руб./компл.

1500



Настольный теннис

2

Ракетки, компл. – 800 руб. Стол для наст.тенниса всепогодный теннисный стол Kettler Match 3.0, с сеткой и крепежами

25800



Карты спортивные, физические, административные, туристские, атласы, схемы

2

1000 руб./компл.

2000



Флагшток, флаг туристского лагеря, баннер

1 компл.

Изготовление и установка

6000



Звукоусилительная и музыкальная аппаратура, с ноутбуком

1 компл.




55000

Всего, на сумму (в ценах 2012 года)

819050

Директор ОУ ______________

Заведующий палаточным лагерем ______________



Автор-составитель: Соколов Андрей Михайлович, методист отдела реализации мероприятий и проектов ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования детей», тел.(8-3822) 52-90-50, 8-901-610-5000, sam70@mail2000.ru

Замечания и предложения по методическим рекомендациям направлять в Областной центр дополнительного образования детей, Томск, ул. Лермонтова, 60, на электронный адрес ORMiP@tomskocdo.ru

1 Приложения 1, 2 и 3 к приказу Минобразования России от 13 июля 1992 года N°293: Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской федерации; Примерное положение о лагере юных туристов; Положение о значке «Юный турист».

2 СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристских лагерей палаточного типа в период летних каникул». утверждён Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 29 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2010 г. Рег.№ 17400.Опубликовано: «Российская газета», ссылка http://www.rg.ru/printable/2010/06/09/turlager-dok.html

3 Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 28 апреля 1995 г. №223. Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России.

4 Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда утверждён приказом Министерства образования РФ от 29 марта 1993 г. № 113.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница