Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по учебной дисциплине



страница1/3
Дата13.12.2017
Размер1,15 Mb.
  1   2   3
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Татарский политехнический техникум»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по выполнению практических и лабораторных работ

по учебной дисциплине «Биология»

Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине «Биология»

Учебно-методические рекомендации предназначены для обучающихся, изучающих общую биологию. В рекомендациях представлены задания для лабораторных и практических работ, требования к их выполнению, критерии оценки выполненной работы.


Рекомендации подготовлены на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере начального и среднего профессионального образования, а также методических рекомендаций ГАОУ СПО НСО « Татарский политехнический техникум».
Составитель: Воронина И. Ю., преподаватель первой квалификационной категории
Одобрены и рекомендованы к использованию в образовательном процессе предметной (цикловой) комиссией естественно-математических дисциплин.


Содержание

Введение
1. Рекомендации по работе с учебно-методическими рекомендациями

2. Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями
3. Методики лабораторных и практических работ

4. Критерии оценивания результатов лабораторных работ


Список использованной литературы

Введение

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по учебной дисциплине «Биология» разработанной на основе федерального государственного стандарта по профессии начального профессионального образования 150709.02 "Сварщик", 110800.03 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве», 110800.02 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», 27802.09 «Мастер общестроительных работ», 26019.03 «Портной» и Федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Дисциплина «Биология» входит в общеобразовательный цикл.

В настоящее время возрастает роль практической работы обучающихся. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу.

Цели работы соответствуют требованиям ФГОС НПО, рабочей учебной программе по дисциплине:


  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития совре­менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро­вать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож­ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз­личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни­ками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе­режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Содержание лабораторных и практических работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины «Биология».

Перед выполнением обучающимися лабораторных и практических работ преподаватель проводит, инструктаж по выполнению задания, который включает: цель, содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики лабораторных и практических работ, уровня сложности. Уровня умений обучающихся.



1. Рекомендации по работе с учебно-методическими рекомендациями
Инструкция при работе с УМП:
1.Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
2.Прочтите текст учебника, конспект лекций по данной теме.
3.Откройте тетрадь и запишите в нее темы и цели, которых вы должны достигнуть в процессе работы по предложенной теме.
4.Если возникли затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.

2. Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
лабораторные и практические работы 12 часов.

Продолжительность и виды лабораторных занятий

Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторные занятия могут проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям преподавателя, и по предварительному заданию.

При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.

При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу по всей работе, которую должны выполнить обучающиеся.



3. Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №1

«Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи.

Ход работы:

  1. Приготовить микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов в таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

  3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.



Составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.

! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!



Лабораторная работа № 2

Морфологический критерий в определении вида”



Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.



Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?



Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.



Заполните таблицу:

Название семейства и общие признаки семейства

№ растения


Признаки вида


Название вида





Первое растение










Второе растение







Рисунок 1



Рисунок 2

Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

? ?

Дайте определение терминам – эволюция, вид.



Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница