Методические рекомендации преподавателям по переходу на сокращенную программу обучения учебной дисциплины



Скачать 340,64 Kb.
страница1/3
Дата26.10.2016
Размер340,64 Kb.
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Колледж автоматизации и радиоэлектроники №27

имени П.М.Вострухина

Методические рекомендации преподавателям по переходу на сокращенную программу обучения учебной дисциплины «География».

Отчет по экспериментальной площадке.

Автор Давыденко О.А.

2011г

Методические рекомендации преподавателям по переходу на сокращенную программу обучения учебной дисциплины «География». Отчет по экспериментальной площадке.

Эксперимент по теме «Разработка и внедрение инновационных технологий преподавания общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла специальностей политехнического профиля» начинался в 2010 году и был рассчитан на 3 года. Руководителем данного эксперимента были: руководитель учебно-методического центра профессионального образования , кандидат физико-математических наук С.А.Заякин и заместитель директора Колледжа автоматизации и радиоэлектроники №27 по экспериментальной работе, кандидат педагогических наук Н.А.Казанцева.

Цель эксперимента – повышение уровня общеобразовательной подготовки обучающихся через деятельностные, модульные, дистанционные технологии.

Включение географии в данный проект имеет большое воспитательное значение, через содержание знакомит с устройством мира – политическим, демографическим, экономическим. В связи с сокращением часов на изучение дисциплины вдвое, без «урезания» изучаемых тем, с сохранением требований к знаниям и умениям необходимо изменять методы обучения, необходимо переходить на активные - деятельностные. В первый год эксперимента необходимо создать методические пособия по всем темам курса. На учебный курс отводится 34 часа аудиторных занятий, 10 часов внеаудиторных и 16 часов практических занятий. В содержание входят 8 тем: 1.Источники географической информации, 2.Политическая карта мира, 3.География населения мира, 4.География мировых ресурсов, 5.География мирового хозяйства, 6.Регионы и страны мира, 7.Россия в современном мире, 8.Географические аспекты современных глобальных проблем. Используются методический комплект –учебник Экономическая и социальная география мира В.П.Максаковского, рабочая тетрадь по географии 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы издательства «Дрофа». Преподавателем созданы: лекционный материал, методические указания к практическим занятиям, методические указания к самостоятельным работам, контрольно-оценочные средства по темам и всему курсу. Каждая тема изучается по плану: теоретическая часть, практическая работа и задания для внеаудиторной самостоятельной работы. Задания подобраны по принципу предварительного знакомства с понятиями при изучении ранних тем и последующим закреплением и формированием компетенций. Все темы связаны единым подходом к получению и закреплению информации. Широко используется метод сравнительных и описательных характеристик на основе разных форм представленной информации: картосхемы, географические карты, диаграммы, рисунки, видеоинформация. Формулируются разноуровневые практические задания. В ходе 1 года экспериментальной работы создан учебно-методический комплект всего курса общеобразовательной учебной дисциплины География. В данных рекомендациях представлены 3 темы, которые могут использоваться преподавателями географии СПО и НПО. Второй год эксперимента должен быть направлен на апробацию учебно-методического материала и обобщение по использованию.



Учебно-методическая разработка темы 1 ВВЕДЕНИЕ в курс учебной дисциплины «География»

Цель: выявить значимость географии в современное время, обменяться мнениями о личностной значимости науки, осознать особенности и задачи курса, ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, особенностью учебника, выявить особенности собственного «образа мира», уяснить роль ученых в развитии географической науки.

Категориальный аппарат усвоения:

Ценностный компонент урока: оценить значимость науки для общества и себя лично.

ПЛАН урока:


  1. Предмет методы и задачи

  2. Социокультурный практикум по определению эмоционально- ценностного отношения к окружающей действительности.

  3. Знакомство со структурой учебника.

  4. Источники географической информации

  5. Входной контроль

  6. Практическая работа №1 Составление рекомендаций по использованию различных источников географической информации

СОДЕРЖАНИЕ урока:

1.География – наука, изучающая поверхность Земли. Задача этого курса – особенность развития и размещения населения и хозяйства в мире в отдельных странах, рассматриваются вопросы международных отношений, взаимодействие общества и природы. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются элементы географии, экономики и социологии.

Задачи географической науки:


  • Описание;

  • Объяснение;

  • Предсказание;

  • Управление;

  • Создание новых объектов.

Для того, чтобы: помогать обществу в решении различных проблем; способствовать устойчивому развитию общества; способствовать развитию культуры каждого человека и установлению этической ответственности за современное положение и будущее развитие мира; создание у каждого человека «образа страны»

Основные методы географических исследований.

Описательный. Изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

Сравнительный. При изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

Картографический. Для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэро – и космоснимков, математическими и т. д.

Ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

Типологический. По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки

2.Изучение «образа страны» воспитывает патриотизм, любовь к родному краю, своему месту в жизни. Сергей Глинка:

Жить для Отечества – вот бытие одно:

Нам счастье от небес в нем истинно дано,

Мечтатель говорит: «Я гражданин Вселенной»,

А русский: «Край родной Вселенная моя».

Кем вы себя ощущаете: гражданином вселенной, своей страны, или для вас «край родной Вселенная моя».

Социокультурный практикум:



  1. Изобразить любой участок земной поверхности (определяется предпочтения - вид Земли из космоса, участок родного края, своя страна, родной край, фантастический рисунок, образ будущего);

  2. Для выявления ценностной ориентации создается собственная система ценностей (интересов, потребностей, общего уровня).

№ п/п

Ценность

№ по значимости для тебя

1.

Профессия




2.

Природа




3.

Друзья




4.

Семья




5.

Любовь




6.

География




7.

Автомобиль




8.

Компьютерная игра




9.

Планета Земля




10.

Россия




11.

Здоровье




12.

Москва




13.

Собственное «Я»




14.

Мой дом




15.

Свобода




16.

Любимый уголок природы




17.

Закон




18.

Экология




19

Домашнее животное




1-5 «ядро» 6-15 «периферия» 16-19 «хвост»

3.Структура учебника:

  • 1 часть – общая характеристика мира. В этой части знакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира. С размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.

  • 2 часть – региональная характеристика мира, где более подробно изучаются некоторые страны.

  • 3 часть – глобальные проблемы человечества. Это проблемы, которые решаются только усилиями мирового сообщества.

Каждая тема начинается с плана-схемы – логического конспекта содержания темы. Основной текст – основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основные понятия темы выделены особым шрифтом. Термины объяснены в сносках. Информация для любознательных приводится в дополнительном тексте и обозначается квадратными скобками. Дополнением к основному тексту являются блоки карт, схем, таблиц, графиков, фотоиллюстраций. После дополнительного текста идет «книжная полка», где даются рекомендации книг, которые можно использовать для подготовки сообщений и рефератов. Часть знаний добывается по самостоятельному блоку «добывания знаний и умений», блоку «самоконтроля и взаимного контроля». На форзаце учебника расположены «визитные карточки»

Источники географической информации.

1. Карты, атласы, топографические планы. 2. Географические описания разных территорий.

3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д. 4. Космические и аэрофотоснимки. 5. Географоинформационные системы (ГИС).

В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС, это системы способны обрабатывать совместно весьма разнородную информацию, а способны они это делать потому,



Введение в геоинформационные системы

В настоящее время географические информационные системы (ГИС) являются наиболее эффективным инструментом познания постоянно изменяющейся географической среды. Они находят применение в самых разных областях человеческой деятельности – там, где идет работа с данными, имеющими географическую привязку, где нужно показать или оценить взаимное расположение объектов на местности, где решение вопроса требует учета географического распределения одного или нескольких факторов. Эти системы предназначены для создания цифровых карт, демонстрирующих распределение определенных свойств окружающей среды и объектов на местности, для выявления закономерностей и взаимоотношений объектов в окружающем мире, а также для исследования изменений, произошедших на изучаемой территории за определенный период времени. В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС и системы способны обрабатывать совместно весьма разнородную информацию, а способны они это делать потому, что в качестве общего ключа всех наборов данных в них используется географическое (пространственное) положение. Обычно ГИС представляет информацию в виде карт и с помощью символов, интегрируя данные из разных источников в общей географической системе отсчета. Глядя на карту, человек узнает, что находится в интересующей его области пространства, где находятся те или иные объекты и процессы, как они распределены в пространстве, как до них можно добраться по автодорогам или другим способом, что граничит с ними и что находится поблизости.



Области применения ГИС.В чем главное назначение географических информационных систем? Оно состоит в предоставлении возможности обработки и анализа пространственных данных, причем полученные результаты служат чаще всего основой поддержки принятия решений в задачах использования ресурсов Земли или используются для управления средой, созданной человеком. Вот список отраслей, где находят применение географические информационные системы: системы федерального и местного управления, управление чрезвычайными ситуациями и общественная безопасность, управление окружающей средой, сельское хозяйство, экология и охрана природы, горная промышленность и науки о Земле, лесоводство, дистанционное зондирование и обработка изображений, водоснабжение и водные ресурсы, океанография, морские ресурсы, бизнес-география, энергетические сети, телекоммуникации, транспорт, недвижимость, здравоохранение, образование .

4. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

1.Укажите страны, не входящие в СНГ:



а.Эстония; б.Украина; в.Белоруссия; г.Молдавия; д.Грузия.

2. Укажите страны, с которыми Россия не имеет сухопутной границы:



а.Польша; б.Литва; в.Германия; г.Грузия.

3.Укажите страну СНГ, с которой Россия имеет самую протяженную границу:



а.Украина; б.Грузия; в.Белоруссия; г.Китай; д.Казахстан.

4.Укажите регион России, граничащий сразу с 3 государствами:



а.Мурманская обл.; б.Ростовская обл., в.Респ. Дагестан, г.Псковская обл.,д .Приморский край.

5.Укажите приблизительную численность населения России:



а.75 млн. чел.; б.95 млн. чел., в.143 млн. чел.; г.150 млн. чел.; д.256 млн. чел.

6.Укажите новые независимые государства, не имеющие современный «европейский» тип воспроизводства населения:



а.Россия; б.Эстония;. в.Узбекистан; г.Белоруссия; д.Украина.

7.Укажите государство СНГ, имеющее среднюю плотность населения ниже, чем в России:



а.Украина; б.Белоруссия; в.Узбекистан; г.Казахстан; д.Армения.

8.Укажите, интервал процента городского населения России:



а.40-50; б.50-60; в.60-70; г.70-80; д.80-90.

9.Укажите город России, численность населения которых меньше 1 млн. чел.:



а.Петрозаводск; б.Самара; в.Саратов; г.Казань; д.Уфа.

10.Укажите самый южный российский город-миллионер:

а.Волгоград; б.Ростов-на-Дону; в.Краснодар; г.Санкт-Петербург; в.Новосибирск.

11.Укажите республику России с преобладанием сельских жителей:

а.Татарстан; б.Карелия; в.Калмыкия; г.Башкортостан; д.Дагестан.

12.Укажите верные черты демографической ситуации в районах с длительным оттоком населения:

а.повышеная доля лиц в старших возрастах; б.повышенная рождаемость; в.повышенная смертность; г.очень часто наблюдается депопуляция.

13.Укажите верное определение населения в трудоспособном возрасте:

а.все мужчины и женщины в возрасте от 16-59 лет; б.мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года; в.мужчины в возрасте 18-64 года, женщины в возрасте 18-59 лет; г.мужчины в возрасте 18-59 лет, женщины в возрасте 18-54 года.

14.Укажите народы России, исповедующие буддизм:

а.башкиры; б.мордва; в.калмыки; г.тувинцы; д.евреи.

15.Укажите наиболее многонациональное государство СНГ:

а.Россия; б.Украина; в.Армения; г.Казахстан; д.Грузия.

16.Укажите виды природных ресурсов, по запасам которых Россия занимает 1-е место в мире:

а.лес; б.медные руды; в.золото; г.нефть; д.гидроэнергоресурсы.

17.Укажите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

а.лес; б.руды металлов; в.земля; г.климатические; д.животные.

18.Укажите из предложенного списка регион с максимальной лесистостью:

а.Ростовская обл.; б.Республика Татарстан; в.Омская обл.; г.Приморский край; д.Чукотский АО.

19.Укажите вариант верного предложения: «В России основная часть свежей воды используется…»:

а.для орошения; б.для производственных нужд; в.на хозяйственно-питьевые нужды.

20.Укажите регион с наиболее благоприятными возможностями для строительства геотермальных электростанций:

а.Мурманская обл.; б.Амурская обл.; в.Камчатская обл.; г.Ростовская обл.; д.Калининградская обл.

21.Производственные связи между предприятиями, совместно участвующими в изготовлении готовой продукции – это:

а.кооперирование; б.специализация; в.концентрация; г.комбинирование.

22.Укажите фактор, имеющий решающее значение при размещении предприятий сахарной промышленности:

а.сырьевой; б.научный; в.потребительский; г.водный; в.трудовой.

23.Укажите факторы, имеющие решающее значение при размещении предприятий точного машиностроения:

а.сырьевой; б.топливный; в.водный; г.трудовой; д.научный.

24.Укажите экономические районы, в которых топливная промышленность является отраслью специализации:

а.Северный; б.Западно-Сибирский; в.Уральский; г.Центрально-Черноземный; д.Северо-Кавказский.

25.Укажите основной район добычи нефти в России:

а.Северный; б.Урало-Поволжский; в.Западная Сибирь; г.Дальний Восток; д.Восточная Сибирь.

26.Укажите государство СНГ, обеспечивающее себя нефтью:

а.Украина; б.Белоруссия; в.Грузия; г.Азербайджан; д.Узбекистан.

27.Укажите вид топлива, который обеспечивает выработку 40% электроэнергии России:

а.нефть; б.природный газ; в.каменный уголь; г.торф; д.уран.

28.Укажите факторы, имеющее большое значение при размещении атомных электростанций:

а.сырьевой; б.потребительский; в.трудовой; г.транспортный;

29.Укажите экономические районы России, в которых размещаются предприятия черной металлургии полного цикла:

а.Уральский; б.Северо-Западный; в.Западно-Сибирский; г.Поволжский;

30.Укажите лесоизбыточные регионы России:



а.Центральный; б.Поволжский; в.Северный; г.Центрально-Черноземный.

Практическая работа №1 .Использование различных источников информации для изучения географии.

Цель: научиться использовать текст, таблицы, картосхемы учебника и атласов для получения новой информации; представлять статистический материал в форме диаграмм столбчатых и круговых, картосхем; составлять экономико-географических характеристик стран.

Задание 1. Рассмотрите развертку страниц (1 вариант - 62-63; 2 вариант - 29,32) и определите форму представления информации, например:

Рис. 10 – график

Рис. 11 –Столбчатая, круговая диаграммы, картосхема, план, рисунок, фотография, таблица, схема и.т.д

Задание 2.

  • Представьте статистическую информацию в форме столбчатой диаграммы (1 вариант - таблица 3 на стр. 383; 2 вариант – табл.14 на стр.388 на 2006 год)

  • Составьте схему к тексту по группировке стран (стр.10 -1вариант), типологии стран (2 вариант, стр10-14)

  • Сравните информацию, полученную из круговых диаграмм, представьте в удобной для вас форме (1 вариант, стр204 ФРГ и Испания и 2 вариант, стр.203 Швеция и Великобритания). Сделайте свой вывод о различиях и сходствах государств

Задание 3.Используя «визитные карточки» стран, карты атласов составьте описание страны по плану:

  • Географическая привязка

  • Островное, полуостровное государство, приморское или внутриконтинентальное

  • Площадь, население, форма правления, было ли колониальным (стр 379)

  • Соседние страны

  • Какими ресурсами обладает?

  • Какая сложилась промышленность?

  • Что производит сельское хозяйство?

  • Развит ли транспорт и какой его вид развит сильнее?

  • Какую политику проводит государство в мире?

  • Выводы о рациональности использования ресурсов

Сделать общие выводы по источникам получения информации в географии:

  • Перечислите источники информации

  • Другие, не названные источники

  • Наиболее доступный и самый сложный источники информации

  • Анализируете ли вы представленную информацию или только читаете текст учебника?

  • Нужно ли преобразовывать информацию или это бессмысленно

  • Какова ваша система работы с источниками информации?


Внеаудиторная самостоятельная работа №1.

Подготовка к написанию реферата – конспекта на тему: Вклад русских ученых-географов 20 века в экономическое развитие страны.

Цель: научиться связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.

Реферат-это сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других источников

Реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту

Реферат – конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

План работы:



  1. Подобрать литературу. Внимательно изучить аннотацию, в которой в краткой форме излагаются главные идеи данной работы. Ознакомьтесь с оглавлением, посмотрите введение (предисловие) и заключение. Делайте соответствующие выписки. Запишите полные библиографические сведения об изучаемой книге

  2. Составьте план реферата осуществляется когда в достаточной степени накоплен материал, приступают к его систематизации

  3. Структура реферата:

-введение (обосновывается актуальность темы, значимость, степень разработанности. Даются краткие сведения об авторе. Содержится краткий обзор источников).

-основная часть (содержит материал, отобранный студентом. Вносится развитие научных представлений по проблеме, связываются проблемы с современной действительностью, формулируются самостоятельные выводы, опирающиеся на факты.

-заключение (содержит основные выводы автора по решению проблем)

-список литературы

-приложение если есть.

На создание реферата отводится 3 часа самостоятельной работы.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница