Методические указания для студентов Материально-техническое обеспечение дисциплины 3 9 14 15 66 68 82



страница1/16
Дата14.06.2018
Размер4,98 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Место дисциплины в структуре ООП

  2. Рабочая программа дисциплины

  3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  4. Фонд оценочных знаний

  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  6. Методические указания для студентов

  7. Материально-техническое обеспечение дисциплины



3

9
14

15

66
68



82



1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Главной целью образования является развитие человека как компетентностной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникации, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определяет следующие цели обучения архитектуре предприятия:

  1. овладение системой знаний и умений данной дисциплины, необходимых для применения в будущей профессиональной деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;

  2. интеллектуальное развитие, формирование востребованной, полноценной личности, обладающей следующими качествами: ясность и точность мысли, критичность мышления, наличие экономической интуиции, логического и пространственного мышления, алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

  3. формирование представлений об идеях и методах архитектуры предприятия как основы для оптимального функционирования и развития предприятия;

  4. воспитание культуры личности, понимания значимости архитектуры предприятия для научно-технического прогресса общества в целом.

В результате освоения данной дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

способностью организовывать подготовку и представлять объект информатизации в ходе аттестации на предмет соответствия требованиям государственных и ведомственных нормативных документов (ПК-22);

В результате обучающиеся должны

знать аппарат архитектуры предприятия, получаемый путем фор-

мирования систематизированных знаний по основным теоретиче-

ским разделам:

1) основные модели и инструменты описания бизнес-архи-

тектуры,

2) основные модели и инструменты описания архитектуры

информаций,

3) основные модели и инструменты описания архитектуры

приложений, инструменты управления портфелем прило-

жений,


4) основные модели и инструменты описания технологичес-

кой архитектуры (архитектуры инфраструктуры),

5) сервис-ориентированная архитектура (SOA) и архитекту-

ра, управляемая моделями (MDA),

6) основные методики описания архитектур,

7)основные этапы в процессе разработки архитектуры пред-

приятия,

8) инструментальные средства для разработки и сопровож-

дения архитектуры предприятия,

уметь корректно применять аппарат архитектуры предприятия, а

именно:

1) разрабатывать адекватные концептуальные модели архи-

тектуры предприятия,

2) реализовывать концептуальную модель в программно-

графических средах,

3) использовать графические нотации DFD, IDEF,

4) точно рассчитывать жизненный цикл данной модели

архитектуры предприятия и необходимость перехода к

новой модели,

5) прогнозировать момент достижения наилучшего баланса

между реализацией новых потенциальных возможностей

и рисками неудачи от их использования,

владеть компетенцией ПК-22
Дисциплина «Архитектура предприятия» относится к блоку базовой части профессионального цикла (С1). ДВ 3. Изучается во 2семестре в объеме 72 часа, из которых 44 ч. аудиторных, 26 ч. на самостоятельную работу студентов, 2 ч. – КСР.
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь:

– знания учебной программы курсов “Микроэкономика”, “Макроэкономика”, “Информатика”, “Программирование”, “Вычислительные системы, сети, телекоммуникации”, “Электронный бизнес”, “Инженерия знаний и интеллектуальные системы”, “Методы оптимизации”, “Языки программирования и методы трансляции”, “Пакеты прикладных программ”, “Системное и прикладное программное обеспечение”,

– умение самостоятельно работать над учебным материалом, критически оценивать полученные результаты,

– готовность к приобретению новых знаний, самообразованию, самосо-вершенствованию, к применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

"Архитектура предприятия" в списке дисциплин базовой части профессионального цикла (Б3) идет под номером 1 (это дисциплина Б3.Б.1) и является основой для изучения всех других дисциплин блока Б3. И это неслучайно. Ведь архитектор предприятия закладывает основу всего предприятия, он создает логически продуманный, жизнеспособный, оптимально устроенный "каркас", "остов", "cкелет" всего предприятия, который должен обеспечить полноценное, равноправное развитие, сосуществование и функционирование основным "органам" любого предприятия - бизнес-подразделениям и ИТ-подразделениям.

Сам термин “Архитектура предприятия” является очень ёмким и гибким, для него не существует единого определения, - каждый автор, каждый разработчик стандартов вкладывает в это понятие свой смысл. "... не существует единого набора определений для архитектуры предприятия, что вносит дополнительную терминологическую путаницу в отрасли" [19, c. 2].

"В практике проектирования архитектурный подход часто предстает в сильно урезанной и даже искаженной форме. Стандарты предшествующих десятилетий не уделяли достаточного внимания созданию архитектуры не только предприятия, но даже отдельной автоматизированной системы "[4, c. 59].

Термин “архитектор” в переводе с др.-греч. означает “главный строитель” и испокон веков рассматривается в области строительства. Заметив, что процессы построения зданий и создания ЭВМ имеют много общего, в 40 – 50-х годах XX века появляется понятие “архитектура ЭВМ” – это “абстрактное представление вычислительной системы, нужное для выявления наиболее оптимального взаимодействия программных средств (прикладных программ пользователей, “языковых” процессоров, функций управления базой данных, файлами, виртуальной памятью, сетевой телеобработкой, внешней и оперативной памятью, внутренними процессами) и аппаратных средств (микропрограмм и электронных логических схем)” [1, с.14]. Затем появляется термин “архитектура информационных технологий(ИТ-архитектура)” – это такое построение информационных технологий, которое обеспечивает наиболее полноценную взаимосвязь архитектуры информации, архитектуры прикладных систем и технической архитектуры.

“Понятие “архитектура предприятия(EnterpriseArchitecture, EA)” впервые появилось в статье Джона Захмана (JohnZachman) “Структура архитектуры информационных систем”, опубликованной в журнале IBMSystemJournal” [21, c. 5].

Добавление слова “предприятие” к термину “архитектор” распространяет деятельность так называемого “главного строителя” на формирование эффективной связи ИТ-архитектуры предприятия и его бизнес-архитектуры (которая включает в себя миссию бизнеса, цепочки создания стоимости, бизнес-стратегии, бизнес-функции и бизнес-процессы) и определяет роль и развитие предприятия.

Архитектура предприятия (EnterpriseArchitecture) по определению основоположника этого раздела знаний Джона Захмана, – это «совокупность примитивов и описательных артефактов (описателей), которые составляют инфраструктуру знаний, относящуюся к данному предприятию», архитектура предприятия по определению FEAF/TEAF, - это «стратегический информационный базовый ресурс (средство), который определяет бизнес, информацию, необходимую для осуществления бизнеса, технологии, необходимые для поддержки бизнес-операций и переходные процессы, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменяющиеся бизнес-потребности» [23, c. 67].







Курс “Архитектура предприятия” должен подготовить истинного архитектора предприятия, который будет высококлассным специалистом в области программирования, аппаратного обеспечения, построения компьютерных сетей, и к тому же экспертом, обладающим способностями и знаниями, позволяющими увидеть картину совместного развития бизнеса и ИТ-системы предприятия “в целом”, четко представляющим себе процессы взаимного влияния бизнеса и ИТ, связи между бизнес-стратегией и стратегией ИТ, корректно проводящим анализ затрат на разработку и сопровождение ИТ. Он должен уметь строить адекватные модели развития предприятия, которые позволят руководителям точнее прогнозировать момент достижения наилучшего баланса между реализацией новых потенциальных возможностей и рисками неудачи от их использования. Здесь под термином “предприятие” предполагается либо одна организация, либо организация вместе со своими партнерами, либо сеть организаций и партнеров.

Кроме того, существует два уровня архитекторов предприятий – это архитектор на уровне отдельных сетей организаций или ведомств и архитектор на уровне государства в целом. Этот последний архитектор на государственном уровне призван использовать информационные технологии для трансформирования деятельности государства в рамках проектов электронного правительства. Ведущие государства мира реализуют проекты разработки архитектуры электронного правительства – это “Федеральная архитектура” США, “Стандарты и архитектура прикладных систем электронного правительства” Германии, “Архитектура взаимодействия электронного правительства” Великобритании.

Курс “Архитектура предприятия” является основой для изучения дисциплин “Моделирование бизнес-процессов”, “Управление жизненным циклом ИС”, “Управление ИТ-сервисом и контентом”, “Безопасность жизнедеятельности”, “Информационная безопасность”, “Информационные системы управления производственной компанией”, “Объектно-ориентированный анализ и программирование”, “ИТ-инфраструктура предприятия”, “Распределенные системы”, “Экономико-математическое моделирование”, “Методы социально-экономического прогнозирования”, “Хранилище данных”, “Интегрированные информационные системы”, “Программные средства электронных предприятий”, “Реинжиниринг и управление бизнес-процессами”, “Оценка качества программного обеспечения”, “Теория рисков и моделирование рисковых ситуаций”, “Комплексные системы управления в структуре архитектуры предприятий и бизнеса”.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа (из них 18 часов – лекции, 18 часов – лабораторных занятий).

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины "Архитектура предприятия" на 3 семестр 2014-2015 учебного года



Рабочую программу осуществляют:

Зачетных единиц трудоемкости (ZЕТ) 2

Учебных часов:

лекций 22


Лекции: к.ф.-м.н., ст. пр. Шустрова Н.В.

Практических 22

Лабораторные занятия: к.ф.-м.н., ст. пр. Шустрова Н.В.

Зачет 2 семестр





самостоятельная работа студентов 62

КСР 2











п/п


Тема и содержание

Форма изучения материалов (лекции практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)

Кол-во

часов


аудиторной работы

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам

Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы и номеров задач

Количество часов самостоятельной работы

Форма контроля самостоятельной ра-боты сту-дентов (коллокви-умы, конт-рольные работы, компьютерные тесты)

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1. Интегрированная концепция архитектуры предприятия. Основные элементы архитектур

20







18




1

Эволюция понятия “архитектура”

От “архитектора ЭВМ и ИС” до “архитектора предприятия”. Контекст архитектуры предпр. Расширение схемы деятельности архитектора пр





Лекция

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

1

Проверочн.работа

1

Создание учебной модели предприятия из заданной предметной области (супермаркет, сельскохозяйственное предприятие, нефтехимическое предприятие, металлургический завод, швейная фабрика, инновационное предприятие по выпуску научно-технической продукции, автомобильный концерн, высшее учебное заведение, концертный зал, театр, кинотеатр, кондитерская фабрика, электростанция, транспортная компания, банк, туроператор, страховая фирма, строительное предприятие, биржа, предприятие оптовой торговли, предприятие по добыче полезных ископаемых, предприятие по производству военного вооружения). Формирование мисси, стратегии предприятия, выявление технико-экономических факторов создания организационной структуры предприятия

практ

2

Осн.[2,3], Доп [1]

Осн.[1]

1

Отчет по лаб.раб.

2

Бизнес и информационные технологии: динамика взаимодействия

Связь между потребностями бизнеса и преимуществами использования ИТ. Анализ ключевых факторов. Ценность ИТ с точки зрения бизнеса и практика управления ИТ. Информационные технологии и эффективность: уроки новой экономики. Динамика ИТ-бюджетов. Преимущества наличия архитектуры и стратегии. Практика документирования архитектуры



Лекция

4

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Проверочн.работа

2

Выявление бизнес-процессов предприятия по различным направлениям деятельности предприятия, структурирование бизнес-процессов предприятия, формирование текущей бизнес-архитектуры учебной модели предприятия

практ

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Отчет по лаб.раб

3

Архитектура предприятия: основные определения

Интегрированная концепция архитектуры предприятия. Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия. Архитектура и управление ИТ-портфелем. Общие элементы определений “архитектура предприятия”. Архитектура предприятия в России.



Лекция

2

Осн.[2,3], Доп [1]

Осн.[1]

2

Проверочн.работа

3

Разработка целевой бизнес-архитектуры учебной модели предприятия

практ

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Отчет по лаб.раб

4

Основные элементы архитектуры предприятия

Элементы архитектуры предприятия. Домены (предметные области) архитектуры. Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия. Модели и моделирование. Контекст и основные элементы бизнес-архитектуры. Основные модели и инструменты 2описания бизнес-архитектуры. Контекст и основные элементы системной архитектуры. Основные модели и инструменты описания системной архитектуры. Технологическая архитектура, стандарты и шаблоны.



лекция

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Проверочн.работа

4

Изучение с помощью сети Интернет информационной инфраструктуры реального предприятия и построение на его основе текущей системной архитектуры учебной модели предприятия, разработка целевой системной архитектуры предприятия

практ

2

Осн.[2,3], Доп [1]

Осн.[1]

2

Отчет по лаб.раб

5

Динамический аспект и 2-рой уровень архитектуры предприятия

Основные элементы и слои архитектуры предприятия в динамике: миссия и стратегическое планирование, бизнес-архитектура, системная архитектура.

Особенности второго уровня архитектуры предприятия –

использование понятия “архитектура предприятия” в отношении государства и государственных ведомств. Особые характеристики использования ИКТ в государстве. Особенности архитектуры электронного правительства по сравнению с архитектурой предприятия. Методологии описания архитектуры, ориентированные на государственные ведомства. Примеры проектов разработки и реализации архитектуры электронного правительства национального уровня в США, Германии и Великобритании. Архитектура и стратегия ИТ и электронного правительства регионального и городского уровня. Оценка зрелости архитектуры государственной организации



Лекция

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Коллокв.

5

Описание изменений в ИТ-инфраструктуре учебной модели предприятия в связи с потребностями бизнеса

практ

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Отчет по лаб.раб

Модуль 2. Методики описания и процесс разработки архитектур

16







Осн.[2,3], Доп [1]

Осн.[1]

6

Методология структурного анализа построения архитектуры предприятия на основе DFD

Классические принципы построения архитектуры предприятия. Методологии структурного анализа и проектирования. Методология на основе диаграмм потоков данных DFD.



Лекция

4

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Проверочн.

работа


6

Реализация целевой архитектуры учебной модели предприятия с помощью нотаций DFD в среде RAMUS

практ

4

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Отчет по лаб.раб

7

Методология структурного анализа построения архитектуры предприятия на основе IDEF

Методология структурного анализа и проектирования IDEF0 (основы для SADT). Методология моделирования и стандарт документирования процессов IDEF3.



Лекция

2

Осн.[2,3], Доп [1]

Осн.[1]

2

Проверочн.

работа


7

Реализация целевой архитектуры учебной модели предприятия с помощью нотаций IDEF в среде RAMUS

практ

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Отчет по лаб.раб

8

Методология объектно-ориентированного анализа и проектирования

Объектная модель. Язык моделирования UML



Лекция

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Проверочн.

работа


8

Реализация целевой архитектуры учебной модели предприятия с помощью UMLc набором инструментов Gliffy

практ

2

Осн.[2,3], Доп [1]

Осн.[1]

2

Отчет по лаб.раб

9

Обзор моделей и методик построения архитектуры предприятия

Модель Захмана. Модель описания ИТ-архитектуры Gatner. Методика METAGroup. Методика TOGAF. NASCIOArchitectureToolkit. Модель “4+1” представления архитектуры. Сравнение различных методик.



Лекция

2

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Тестиров.

9

Составление таблицы Захмана для архитектуры учебной модели предприятия

практ

4

Осн.[1,2,3]

Доп [1]

2

Отчет по лаб.раб


3.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В процессе самостоятельной работы студенты отрабатывают теоретические положения, изложенные на лекциях, и изучают примеры, рассмотренные на лабораторных занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные домашние задания и готовят отчеты по лабораторным работам. Задания носят индивидуальный характер. На каждое контрольное домашнее задание выносится несколько вопросов в зависимости от сложности темы.

Домашние задания по лабораторным работам включают выполнение аналитического и расчетного задания (моделирование бизнес архитектуры, архитектуры приложений, технической архитектуры, обоснование выбора информационной системы).

Особенности методики преподавания данной дисциплины состоят в интенсификации самостоятельной работы студентов и широком применении вычислительной техники.

Большое значение в ходе самостоятельной работы студентов имеет работа над литературой и другими источниками информации (периодические издания, Интернет и т.д.).

4. Фонд оценочных средств

Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности проводятся в следующих формах:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.




  2. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал