Методические указания для студентов



Скачать 220,97 Kb.
Дата06.08.2017
Размер220,97 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Методические указания для студентов

После каждой лекции следует внимательно прочитать конспект и отметить вопросы, требующие пояснения или уточнения. Затем, воспользовавшись рекомендуемой литературой, проработать основные положения лекции и, особенно вопросы, требующие уточнения и конкретизации.

Рекомендуется посещение всех лекций, практических занятий (лабораторных. семинарских) и консультаций без пропусков.

При выполнении самостоятельной работы, подготовке докладов, сообщений, при углубленном изучении отдельных тем и написании реферата каждый студент имеет возможность получить консультацию у преподавателя.

Самостоятельная работа студента включает в себя подготовку к практическим и семинарским занятиям в библиотеке, составление конспектов по предложенной литературе, проработку конспектов лекций и практических занятий. По рекомендации преподавателя список тем и публикаций может быть уточнен или изменен, о чем студенты оповещаются на занятиях. Приветствуется самостоятельное использование студентами литературы по данным проблемам, найденной во время работы в библиотеках и не вошедшей в обязательный список. Подготовку к семинарским и практическим занятиям рекомендуется выполнять с опорой на рассмотренный материал и рекомендации преподавателя. Задания, предложенные преподавателем, желательно, выполнять сразу после занятия (или в течение первых двух дней), чтобы установить, насколько усвоен материал.

При самостоятельной подготовке более продуктивно составлять конспекты, а не пользоваться ксерокопиями. При конспектировании наиболее важный материал следует выделять особо (в рамку, специальными символами), это будет способствовать лучшему запоминанию. При подготовке к промежуточной аттестации (в форме контрольной работы, коллоквиума и т.д.) необходимо просмотреть весь лекционный материал, конспекты, составленные к практическим занятиям и при самоподготовке. Контрольная работа призвана расширить знания по отдельным вопросам общего курса и сориентировать студентов при непосредственном изучение источников и литературы, решении предложенных задач. Кроме того, учебные цели контрольной работы сформулированы образом, чтобы студент при ее решении приобрел начальный профессиональный опыт исследователя.

Критериями оценки контрольной работы являются:

-понимание общих процессов и определение в них места тех явлений и событий, о которых идет речь;

-умение студента на основе самостоятельной работы с литературой показать значимость темы, с возможно большей полнотой осветить поставленный вопрос, сделать обоснованные выводы;

-владение письменной речью, литературным стилем, навыками правильного оформления текста.

Контрольная работа не должна представлять собой простой пересказ сведений, почерпнутых студентом из литературы, а тем более являться конспектом одной – двух книг. В ней необходимо показать знание и понимание всего материала по теме, содержащегося в рекомендованных источниках и литературе.

Студент сам должен выбрать из списка и найти в библиотеке те издания, которые содержат материал по проблеме, поставленной в контрольной работе, и по возможности дополнить их книгами, статьями, выходящими за пределы рекомендованного списка. При этом он может, как и на других этапах написания контрольной работы, получить консультацию.

При подготовке к зачету или экзамену следует не только разобраться в лекционном материале, но попробовать, не подглядывая в конспекты или учебники, изложить письменно наиболее существенные понятия, утверждения, формулы по каждому разделу программы, составить план - конспекты ответов на экзаменационные вопросы. На зачете или экзамене в процессе подготовки, прежде чем приступить к подробному изложению ответа на вопрос, следует составить (письменно или устно) план предстоящего ответа.

Практическое занятие № 1 (2 ч.)

Журналистика первого десятилетия советской власти
Задание

Прочитать и законспектировать:



  1. Декрет о печати;

  2. О российском телеграфном агентстве;

  3. В.И. Ленин «О характере наших газет»;

  4. О революционном трибунале печати. Декрет Совета Народных Комиссаров.


План:


  1. Перестройка системы печати: появление новых крестьянских, рабочих, политических, солдатских изданий.

  2. Окна РОСТА как новая система политической агитации: агитпароходы и агитпоезда.

  3. Освещение хода первой мировой войны: основные темы, характер подачи материалов.

  4. Система прессы в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920 гг.)

  5. Отечественная журналистика в период НЭПа.


Литература:

Основная


  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064


Дополнительная

  1. Привалова Е.А. В союзе с белогвардейской прессой. Американское бюро печати в Советской России. (1917–1920 гг.). – М., 1990. С. 280–300.

  2. Окороков А.З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. – М., 1970. С. 310.

  3. Назаров А. И. Очерки истории советского книгоиздательства. – М., 1952. С. 120.


Практическое занятие № 2 (2 ч.)

Журналистика первой волны русской эмиграции (1920–1930-е гг.)
Задание

Прочитать и законспектировать следующие работы:



  1. Бунин И.А. Миссия русской эмиграции;

  2. Мережковский Д. Открытое письмо Уэллсу;

  3. Степун Ф. О будущем возрождении России;

  4. Толстой А.Н. Открытое письмо Чайковскому;

  5. Тэффи Н.А. Ностальгия;

  6. Устрялов Н. В борьбе за Россию.



План


  1. Причины возникновения первой волны русской эмиграции.

  2. Основные направления в журналистике русского зарубежья.

  3. «Сменовеховство» и «евразийство» и их периодические издания в русском зарубежье.

  4. Основная тематика выступлений публицистов русского рассеяния: проблемы миссии эмиграции и отношения к СССР.


Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064

Дополнительная:



  1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). - М,, 1998.

  2. Журналистика русского зарубежья XIX - XX веков: Учеб.пособие. Под ред. Г.В. Жиркова.- СПб.,2004.

  3. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939.М.,1993.

  4. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.,1997

  5. Русское литературное зарубежье. Сб. обзоров и материалов. М., 1991-1993.Вып.1-2.

  6. Челышев Е.П. Российская эмиграция: 1920-30-е годы. История и современность.М.



Практическое занятие № 3 (2 ч.)
Задание

Ознакомиться со следующими работами:



  1. А. Зорич «Общий знакомый»;

  2. И.А. Ильф. Е.П. Петров «Как создавался Робинзон», «Равнодушие»;

  3. М.Е. Кольцов «К вопросу о тупоумии», «Похвала скромности»;

  4. М. Зощенко «Тяжелые времена», «Об уважении к людям», «Социальная грусть».

Подготовить сообщения о творчестве ведущих фельетонистов и очеркистов: М. Шолохов, А. Платонов, А. Зорич, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, И. Зощенко, Л. Сосновский, Д. Фурманов, А.С. Серафимович, М. Булгаков.
План


  1. Советская печать и радио в условиях административно-командной системы.

  2. Центральные отраслевые газеты и журналы 30-х годов.

  3. Новые формы массовой работы в печати и на радио.

  4. Очерк и репортаж 30-х годов.

  5. Ведущие фельетонисты центральной прессы.


Литература:

Основная


  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС

Дополнительная



  1. Пельт В.Д. Послевоенная Советская печать (1937 – июнь 1941). – М., 1974. С.5–6.

  2. Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства. – М., 1952. С. 221.

  3. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. – М., 1991. С. 277.

  4. Галин Б. Время далекое – товарищи близкие. – М. 1970. С. 236.



Практическое занятие № 4 (2 ч.)

Отечественная журналистика в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)
Задание

Прочитать и законспектировать следующие работы:



  1. О создании и задачах Советского Информационного Бюро: Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24.06.1941 г.;

  2. О работе военных корреспондентов на фронте;

  3. Горбатов Б. Письма к товарищу;

  4. Толстой А.Н. О жизни и смерти;

  5. М. Шолохов Родина;

  6. И. Эренбург Наука ненависти. О ненависти. Бешеные волки.


План

  1. «Оборонная» тематика в советской периодике первых предвоенных лет.

  2. Изменение структуры советских СМИ в связи с началом Великой Отечественной войны.

  3. Создание Совинформбюро, его роль в освещении военных действий.

  4. Деятельность военкоров в годы войны. Ведущие советские военкоры, основная тематика их выступлений.

  5. Роль радио в годы войны.

  6. Приемы информационной пропаганды и агитации.

  7. Публицистика военных лет.

Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064

Дополнительная:



  1. Иванова Р., Кузнецов И. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1985. №1. С. 14.

  2. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

  3. Кузнецов И., Попов Н. Советская печать в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. №2. С. 4.

  4. Мишурис, А. Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны. – М., 1980.

  5. Попов, Н., Горохов, Н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. – М., 1981.


Практическое занятие № 5 (2 ч.)

Журналистика первого послевоенного десятилетия
Задание

Подготовить сообщения о творческой деятельности публицистов: Е. Дороша, А. Калинина, В. Овечкина, И. Рябова, В. Тендрякова, Г. Троепольского.


План


  1. Послевоенная перестройка средств массовой информации: восстановление довоенного объема республиканских, краевых и областных газет, возобновление молодежных, создание новых центральных и местных изданий.

  2. Телевидение как одно из средств массовой информации. Особенности его развития и роль в восстановлении народного хозяйства.

  3. Стахановские вторники «Труда» и другие формы массовой работы.

  4. Негативные проявления в деятельности средств массовой информации в свете постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и новых сталинских репрессий.

  5. Тема мира в послевоенной отечественной журналистике.

  6. Тема подъема экономики, восстановления и развития отраслевой промышленности, сельского хозяйства.

Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064


Дополнительная

  1. Наше Отечество. Опыт политической истории: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 446–478.

  2. Овечкин В. На переднем крае //Овечкин В. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1963. С. 42–77.

  3. Калинин А. Неумирающие корни. М., 1956.

  4. Колосов А. Как расцветала степь. М., 1955; Колосов А., Кузьменко С. Прокофий Нектов //Правда. 1951. 6, 8 и 11 сент.

  5. Рябов И. Голоса жизни. М., 1960.

  6. Троепольский Г. Прохор семнадцатый и другие. М., 1955.

  7. Тендряков В. Среди лесов. М., 1954.

  8. Шухов И. Покорители целины //Правда. 1954. 3 ноября.

  9. Эренбург И. Открытое письмо писателям Запада //Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., 1985. С. 438–444.

  10. Кузнецов И.В. Советская журналистика первых послевоенных пятилеток (1946–1958 гг.). М., 1984. С. 4–20.

  11. Основы радиожурналистики /Под ред. Э. Багирова и В. Ружникова. М., 1984. С. 26–30.

  12. Юровский А. Телевидение – поиски и решения. М., 1983. С. 41–102.


Практическое занятие № 6 (2 ч.)

Советская журналистика в годы хрущевской «оттепели»

(середина 1950-х – середина 1960-х гг.)
Задание

Прочитать и законспектировать следующие работы:



  1. О задачах партийной пропаганды в современных условиях. Из постановления ЦК КПСС 09.01.1960;

  2. О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения: Постановление ЦК КПСС 06.06.1962;

  3. Евтушенко Е. Бабий Яр. Наследники Сталина;

  4. Померанцев В. Об искренности в литературе;

  5. Яшин А. Рычаги.


План

  1. Историческое значение ХХ съезда партии и его результаты для отечественной журналистики. Новые периодические издания, их своеобразие.

  2. Издания, сформировавшие идеологию «шестидесятничества». Роль журнала «Новый мир» в системе журнальной периодики эпохи «оттепели».

  3. Расширение сферы «дозволенного» в журналистике: важнейшие проблемы, поднимаемые на страницах периодических изданий второй половины 1950 – первой половины 1960-х гг.

  4. Развитие радио- и телевещания в годы «оттепели».


Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064

Дополнительная:



  1. Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50-80-х годов. (От В.Овечкина до Ю.Черниченко). -М., 1996

  2. Алексей Аджубей в коридорах четвертой власти. - М., 2003

  3. Волковский Н.Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: Учебное пособие. В 2 ч. 4.1 / Под ред. М.А. Шишкиной. - СПб, 2006

  4. Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург, 2001.

  5. Лакшин В.Я. Пути журнальные: Из литературной полемики 60-х гг. - М., 1990.


Практическое занятие № 7 (2 ч.)

Отечественные СМИ в 70-е гг.
План

  1. Усиление партийного руководства СМИ, его формы и методы. Кадровая политика КПСС в области средств массовой информации.

  2. Дальнейшее усиление административного воздействия на СМИ и формализация демократических процессов. Роль СМИ в пропаганде Программы мира, Продовольственной, Энергетической и других программ. Приемы пропаганды и агитации.

  3. Процессы демократизации в СМИ СССР. Рост числа и тиражей массовых издания. Восстановление районной печати.

  4. Развитие телевидения и радиовещания на основе спутниковой связи. Создание редакций «Юность», «Маяк», «Мир и прогресс» в системе центрального радиовещания, программ «Эстафета новостей», «Время», «Сегодня в мире» на телевидении. Создание агентства печати "Новости", новых центральных газет и журналов.

  5. Проблемная публицистика И. Васильева, В. Пескова, А. Аграновского, А. Стрелянного, Ю. Черниченко, С. Смирнова, И. Андронникова, Л. Левикова и др. Отражение в них критичности общественного сознания. Подготовка массового сознания к восприятию идей перестройки.


Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064

Дополнительная:



  1. Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50-80-х годов. (От В.Овечкина до Ю.Черниченко). -М., 1996

  2. Алексей Аджубей в коридорах четвертой власти. - М., 2003

  3. Волковский Н.Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: Учебное пособие. В 2 ч. 4.1 / Под ред. М.А. Шишкиной. - СПб, 2006

  4. Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург, 2001.



Практическое занятие № 8 (2 ч.)

Отечественная журналистика в эпоху «перестройки»

(вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг.)
Задание

Прочитать и законспектировать следующие работы (2-3 на выбор):



  1. О гласности. Резолюция XIX Партийной конференции КПСС;

  2. О печати и других средствах массовой информации: Закон СССР от 12 июня 1990 г.;

  3. Андреева Н. Не могу поступиться принципами;

  4. Белов В. «Возродить в крестьянстве крестьянское»;

  5. Залыгин С. Поворот;

  6. Солженицын А. Как нам обустроить Россию.


План


  1. Причины «перестройки». Резолюция XIX Партконференции «О гласности» и ее роль в демократизации советского строя.

  2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» и Закон СССР «Об общественных организациях» и их значение для развития независимых СМИ.

  3. Типология «альтернативных изданий» в годы перестройки.

  4. Новые информационно-публицистические передачи на ТВ.

  5. Советские СМИ в дни «путча».

  6. Споры о прошлом, настоящем и будущем СССР в советской периодике эпохи «перестройки».

Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064

Дополнительная:



  1. Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. – М., 1992.

  2. Гласность. Насущные вопросы и необходимые ответы. – M., 1989.

  3. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие для вузов. – М., 1996.

  4. Телевидение на рубеже двух веков. – М., 1989.

  5. Федотова Л. Телемосты СССР – США: комплексные социологические исследования. – М., 1990.

  6. Белов В. Ремесло отчуждения//Новый мир. – 1988. - № 6. – С. 54.

  7. Гранин Д. О милосердии//Литературная газета. 1987. – 18 марта.

  8. Евтушенко Е. Притерпелось//Литературная газета. – 1988. – 11 мая.

  9. Корнилов Е. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 100.

  10. Павлов В.А. Очерки истории журналистики. – М.: Гарардики, 2007.

  11. Перестройка в зеркале прессы/Отв. ред. Т.О. Михалюк. – М., 1988.



Практическое занятие № 9 (2 ч.)

Новейшая российская пресса
План


  1. Падение тиражей газет и жур-налов в условиях рыночной экономики. Коммерциализация прессы, радиовещания и телевидения. Реклама как основной источник финансирования.

  2. Тематическая структура газет, теле- и радиопрограмм. Качественные и массовые СМИ. Основные принципы дифференциации СМИ.

  3. Формы контроля СМИ руководящими структурами. Прямое и косвенное финансирование. Проблема независимости СМИ.

  4. Российские публицисты "новой волны": Д. Быков, Е. Киселев, Д. Киселев, С. Мостовщиков, Н. Сванидзе, С. Кучер и др. Возникновение жанра "общественной пощечины". Особенности творческой манеры публицистов, их политическая позиция.

  5. Электронные средства массовой информации современной России: типология сетевой журналистики, основные издания, их функции и характеристики. Перспективы их дальнейшего развития.

  6. Понятие «формат» как ведущий признак дифференциации СМИ.


Литература

Основная:



  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. -М., 2003.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– М.,2005.

  3. Средства массовой информации России : Учеб. пособие для вузов / [М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. - М. , 2005. ЭБС Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/book/104064

Дополнительная:



  1. Гласность. Насущные вопросы и необходимые ответы. – M., 1989.

  2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие для вузов. – М., 1996.

  3. Телевидение на рубеже двух веков. – М., 1989.

  4. Федотова Л. Телемосты СССР – США: комплексные социологические исследования. – М., 1990.

  5. Корнилов Е. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 100.

  6. Павлов В.А. Очерки истории журналистики. – М.: Гарардики, 2007.


Критерии оценки работы на практических занятиях:

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предна­значены для углубленного изучения дисциплины, играя важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с препо­давателем. Работа студента на практическом занятии признается удовлетворительной, если он: заинтересованно участвует в дискуссии по ключевым вопросам, способен аргументировано вести беседу; демонстрирует четкое знание, а также умение анализировать тексты, сопостав­лять их; имеет развернутые конспекты рекомендованной к практическим занятиям литературы, читательский дневник. Работа на практикумах может повлиять на итоговую оценку.


Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Политика советской власти в области печати в первые годы своего существования. Формирование системы советской печати

  2. Новые типы изданий, возникшие в первые годы Советской власти.

  3. I Всероссийский съезд журналистов. Основные вопросы первого съезда журналистов России.

  4. Развитие печати и радио в период Гражданской войны.

  5. Характеристика газеты «Беднота» (под ред. Л.С. Сосновского и В.А. Карпинского).

  6. Создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). Его значение в развитии советской журналистики. Стенные газеты РОСТА, «АгитРОСТА», «Окна РОСТА».

  7. Очерковое творчество Л. Рейснер, А. Серафимовича, Д. Фурманова (по выбору)

  8. НЭП и кризис печати: причины кризиса, его сущность, пути преодоления.

  9. Журналистика первой волны русской эмиграции (1920–1930-е гг.)

  10. Публицистика М.Горького советского периода

  11. Сатирическая журналистика 20-х гг. XX века («Крокодил», «Лапоть», «Смехач», «Чудак»).

  12. Фельетоны M Булгакова, А. Зорича. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова (на примере двух авторов)

  13. Становление советского литературно-художественного журнала. Журнал «Красная новь»

  14. Роль журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» в публицистике постреволюционной эпохи.

  15. Отечественные СМИ накануне и в годы Великой Отечественной войны.

  16. Публицистика в годы Великой Отечественной войны.

  17. Развитие системы СМИ в первое послевоенное десятилетие. Основная тематика выступлений СМИ в первое послевоенное десятилетие. Постановления ЦК ВКП(б) в области периодической печати в послевоенное десятилетие.

  18. Развитие отечественных СМИ в эпоху политической и культурной «оттепели» (вторая половина 1950-х – первая половина 1960-х гг.).

  19. Основная проблематика публицистических выступлений на страницах отечественной печати в эпоху "оттепели".

  20. Развитие отечественных СМИ в эпоху политического «застоя» (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.). Основная проблематика публицистических выступлений на страницах отечественной печати в эпоху «застоя».

  21. Отечественная журналистика в эпоху «перестройки» (вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг.): формирование многопартийной печати.

  22. Ведущие печатные СМИ «перестройки».

  23. Отечественная журналистика в 1990-е гг. Основная проблематика публицистических выступлений в СМИ.

  24. Журналистика Российской Федерации на современном этапе: система современных печатных СМИ.

  25. Основная проблематика публицистических выступлений в современных СМИ.

  26. Современное телевидение: структура, информационная политика, основные информационные программы.

  27. Информационные агентства СССР – РФ ТАСС, ИАН (ИТАР), Интерфакс, «Постфак-тум», «Сиб. ИА», Христианское информационное агентство (ХИАГ).

  28. Роль ХХ съезда КПСС в развитии отечественной журналистики. Изменения в тематике и проблематике СМИ. Реализация постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» в советской печати.

  29. Деревенский очерк 50-60-х гг. (Г. Троепольский «Записки агронома», Е.Дорош «Деревенский дневник». Омская очеркистика этого периода: П.Ребрин, Л.Иванов. "Районные будни" В. Овечкина и судьба автора

  30. Место «Нового мира» в журнальной периодике своего времени. А Т. Твардовский – публицист и редактор.

  31. Проблема плюрализма советской прессы середины 50-х гг. Особенности развития критики и самокритики. Фельетоны С. Нариньяни.

  32. Проблемный очерк А. Аграновского.

  33. Путевые очерки В. Пескова

  34. Отражение критичности общественного сознания в публицистике И. Васильева, Ю. Черниченко, С. Смирнова, И. Андроникова, Л. Левикова и др. (2 публициста по выбору).

  35. Типологические изменения российской прессы в постсоветский период. Журналистика и власть в годы «перестройки».

  36. Роль журналистики в новом формировании общественных движений. Формы массовой работы: «дискуссионные клубы», «горячие линии», «прямой эфир», «телемосты» и т.д

  37. Новые информационно-публицистические передачи на ТВ в период «перестройки». Ведущие тележурналисты этого периода.

  38. СМИ в условиях рыночной экономики: коммерциализация СМИ, падение тиражей, источники финансирования.

  39. Российские публицисты «новой волны»: Д. Быков, Н. Киселев, С. Мостовщиков, Н.Сванидзе, С. Кучер.

  40. История советского радио.

  41. История отечественного телевидения.

  42. Деловая пресса России.

  43. Изменения в жанровой структуре теле- и радиожурналистики. Социальные программы.

  44. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» и Закон СССР «Об общественных организациях» и их значение для развития независимых СМИ.

  45. Электронные СМИ современной России: типология сетевой журналистики, основные издания, их функции и характеристики.

  46. Новейшая российская журналистика конца 20-начала 21 в. (основные тенденции, ведущие имена).

Требования к сдаче экзамена:

  • умение аргументировано и логически последовательно раскрыть смысл сформулирован­ных в билете вопросов;

  • владение навыками анализа первоисточника, знание и понимание основных культуроло­гических и литературоведческих терминов и категорий.

База для подготовки к ответу на вопрос – материалы лекционного курса, методические указания, а также рекомендованная научная, критическая и учебная литература.

Кроме того, при оценке знаний студентов в ходе промежуточной аттестации учитываются:



  • посещаемость аудиторных занятий.

  • активное участие в семинарских, практических занятиях.

  • оценки, полученные студентами за выполнение практических работ, докладов, рефера­тов и т.д.

  • эффективная самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов с первоисточниками и ин­тернет-ресурсами.


Критерии оценки на экзамене
Оценка «отлично» ставится, если

  • вопрос раскрыт полно, осмысленно, глубоко, с указанием основных положений, ведущих специалистов в этой области;

  • приведены необходимые примеры;

  • допущены 1 – 2 незначительные фактические неточности;

  • студент владеет терминологией и знанием теоретической основы, обнаруживает более или менее полное понимание связи теории и практики журналистики;

  • ответ выстроен четко, изложение последовательное, уверенное.


Оценка «хорошо» ставится, если

  • вопрос освещен полно, осмысленно, глубоко, названы концепции некоторых ученых и специалистов в этой области;

  • мало нужных примеров;

  • допущены незначительные либо серьезные неточности;

  • студент демонстрирует более или менее полное знание теоретической базы, но не совсем четко понимает задачи и цели журналистской деятельности;

  • ответ логичный, достаточно уверенный.


Оценка «удовлетворительно» ставится, если

  • вопрос освещен поверхностно, допущены серьезные фактические ошибки;

  • студент обнаруживает слабое понимание теории и практики журналистики;

  • ответ недостаточно полный, последовательный.


Оценка «неудовлетворительно» ставится, если

  • раскрыты лишь отдельные аспекты вопроса и проблематики, отсутствуют примеры;

  • студент не владеет терминологией, не понимает сути вопросов;

  • ответ плохо выстроен, неуверенный.

Каталог: assets -> files -> rpd -> zhurn -> ochn
ochn -> Рабочая программа дисциплины «Новейшая современная российская проза» цикл фгос впо в входит в число дисциплин по выбору
rpd -> Рабочая программа дисциплины «Фольклор Сибири» цикл фгос впо в. 15/2
rpd -> Тема Введение. Диалектология как наука и учебная
rpd -> Практические занятия (32 ч.) Цель
rpd -> Фонетика современного русского языка Направление «Филология», 1 курс, очная форма обучения
rpd -> Контрольная работа по фонетике Вариант 1
rpd -> Лекция 1 (1 час). Введение в курс исторической грамматики
rpd -> Занятие № Работа с Microsoft Access. Общие принципы функционирования ms access
rpd -> Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия. Термины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал