Методические указания к семинарским занятиям для студентов биологического факультета специальностей



Скачать 428,86 Kb.
страница1/4
Дата29.12.2017
Размер428,86 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра генетики
ТЕОРИЯ

ЭВОЛЮЦИИ

Методические указания к семинарским занятиям
для студентов биологического факультета специальностей


1-31 01 01 «Биология», 1-33 01 01 «Биоэкология»,

1-31 01 01-03 «Биотехнология»

МИНСК

2015


УДК 576.12

ББК 28.02

Т33

С о с т а в и т е л ь



Т. В. Романовская

Рекомендовано советом биологического факультета

25 ноября 2015 г., протокол № 3

Р е ц е н з е н т

доктор биологических наук, профессор М. А. Титок


Теория эволюции: метод. указания к семинарским занятиям /

T33 сост. : Т. В. Романовская. – Минск : БГУ, 2015. – 28 с.


Предназначено для студентов биологического факультета специальностей 1-31 01 01 «Биология», 1-33 01 01 «Биоэкология» и
1-31 01 01-03 «Биотехнология».
УДК 576.12

ББК 28.02

 БГУ, 2015




Занятие 1

Этапы становления эволюционной теории


  1. Предмет и ключевые вопросы эволюционной биологии. Основные группы используемых методов. Фундаментальное и прикладное значение исследований в области теории эволюции.

  2. Развитие эволюционных взглядов в XVII- XVIII в. и первой половине XIX в. Представления об онтогенезе (преформизм и эпигенез) и об эволюционном развитии органического мира (креационизм и трансформизм).

  3. Предпосылки, основные положения и оценка первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.

  4. Оппозиция Кювье по отношению к трансформизму (в лице Сент-Иллера). Теория катастроф Кювье. Понятие Кювье о корреляциях.

  5. Предпосылки, основные положения и оценка эволюционной теории Дарвина. Его комментарии и объяснения по поводу некоторых проблемных вопросов теории эволюции посредством естественного отбора.

  6. Развитие эволюционных идей во второй половине XIX в. – начале XX в. Ключевые различия между номогенетической (неоламаркистской) и селектогенетической (неодарвинистской) концепциями, между градуализмом и сальтационизмом. Представители соответствующих концепций.

Терминологический словарь: эволюция; креационизм; трансформизм; фиксизм; преформизм; эпигенез; теория катастроф; номогенез; градуализм; сальтационизм; неоламаркизм (номогенез); неодарвинизм
(= вейсманизм, = селектогенез); вейсмановский барьер (теория зародышевой плазмы); борьба за существование; естественный отбор; индивидуальный, половой, групповой отбор; изменчивость (определенная, неопределенная, коррелятивная); теория пангенезиса; геммулы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое креационизм? Чем отличаются концепции теизма и
    деизма?

  2. Что такое трансформизм? Назовите наиболее ярких представителей концепции трансформизма.

  3. Что собой представляют концепции преформизма и эпигенеза? Как они соотносятся с представлениями об эволюции животных?

  4. В чем заключается прогрессивность учения Ламарка? Какие главные направления в эволюции выделял Ламарк? Какие законы лежат в основе эволюционного процесса, согласно его теории?

  5. На основании каких наблюдений Ж. Кювье отрицал изменяемость видов? Что должна была объяснить предложенная им теория катастроф? (см. http://evolbiol.ru/document/641 )

  6. Какие факторы Дарвин считал определяющими для процесса эволюции? В чем различие между теориями Ламарка и Дарвина в понимании природы и направленности наследуемой изменчивости?

  7. Какие формы изменчивости выделял Дарвин? Что он подразумевал под коррелятивной изменчивостью и какую роль отводил ей в эволюции? (см. главу 2 «Происхождения видов» Ч. Дарвина.)

  8. Почему, с точки зрения Дарвина, естественный отбор действует с гораздо большей эффективностью, чем искусственный? (см. главу 4 «Происхождения видов» Ч. Дарвина.)

  9. Почему, по Дарвину, эволюция происходит только на уровне популяции, а не отдельной особи?

  10. Дарвин говорил об относительности приспособительного значения любой адаптации. Как вы это понимаете?

  11. Каким образом теория Дарвина отвечает на аргументы Кювье?

  12. Как Дарвин объясняет происхождение полового диморфизма, «бесполезных» признаков, социальности и альтруизма?

  13. Какие пункты теории эволюции Дарвин считал наиболее трудными? Разрешены ли эти трудности в рамках сегодняшних знаний?

  14. Что и каким образом объясняла гипотеза пангенезиса Дарвина? Какую гипотезу противопоставил ей Вейсман? Какие опыты по доказательству или опровержению наследования приобретенных признаков проводились в конце XIX-начале XX вв?

  15. Назовите представителей неоламаркизма и неодарвинизма. В чем заключалось отличие данных концепций от исходных теорий Ламарка и Дарвина? В чем проявляется ограниченность Вейсманизма по сравнению с теорией Дарвина?

Задание 1. Прочитайте главу 3 книги Дарвина «Происхождение видов». Заполните таблицу 1.

Задание 2. Прочитайте главы 6 и 7 книги Дарвина «Происхождение видов». Заполните таблицу 2. Подумать над возможными ответами на проблемные вопросы, которые ставил Дарвин, с точки зрения современной биологии.

Таблица 1

Формы борьбы за существование, естественный отбор и адаптации

Формы борьбы

Результаты
отбора (типы адаптаций)


Примеры из

царства животных

Примеры из

царства растений

Внутривидовая
(состязание):

А) за ресурсы среды

Б) за участие в
размножении











Межвидовая:

А) против хищников

Б) против паразитов

В) против конкурентов












Борьба с неблагоприятными условиями абиотической среды (холод, засуха, пожары, затопление и др.)










Таблица 2

Проблемные вопросы теории эволюции Ч. Дарвина

Проблема

Объяснение






Занятие 2

Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Моделирование микроэволюционного процесса


  1. Характеристика популяции как элементарной единицы эволюции. Понятия генофонда, гетерогенности и полиморфизма популяции.

  2. Понятие элементарного явления в микроэволюционном процессе. Связь этого понятия с законом Харди-Вайнберга.

  3. Понятие о движущих и канализирующих факторах эволюции.

  4. Классификация форм изменчивости в СТЭ (модификационная и генетическая изменчивость). Соотносимость этой классификации с классификацией Дарвина (определенная, неопределенная изменчивость).

  5. Генетическая изменчивость как поставщик элементарного материала эволюции. Формы генетической изменчивости.

  6. Определение естественного отбора в СТЭ. Классификация форм естественного отбора в СТЭ (движущий, дизруптивный, стабилизирующий отбор).

  7. Математическое моделирование микроэволюционного процесса. Понятие селективной ценности и коэффициента отбора. Факторы, влияющие на надежность используемой модели для прогнозирования.

  8. Системы скрещивания (инбридинг, аутбридинг, межвидовая гибридизация) и их влияние на процессы микроэволюции.

Терминологический словарь: популяция; генетический фонд; генотип; фенотип; генетическая гетерогенность; внутрипопуляционный полиморфизм; закон Харди-Вайнберга; факторы эволюции; равновесная популяция; дрейф генов; естественный отбор; мейотический драйв; мутационная изменчивость; комбинационная изменчивость; модификационная изменчивость; поток генов; интрогрессия генов; горизонтальный перенос; популяционные волны; эффект бутылочного горлышка; эффект основателя; мутации (полезные, вредные, нейтральные); селективная ценность (относительная приспособленность); коэффициент селекции; фиксация аллеля; элиминация аллеля; инбридинг; аутбридинг; отдаленная гибридизация; ландшафт приспособленности (адаптивный ландшафт); микро-эволюция; макроэволюция; формы отбора (движущий, дизруптивный, очищающий, стабилизирующий, дестабилизирующий, балансирующий, частотно-зависимый); соотбор (genetic hitchhiking, genetic draft).

Вопросы для самоконтроля

    1. Какие достижения биологии начала ХХ в. сыграли определяющую роль в становлении СТЭ?

    2. Назовите фамилии наиболее значимых ученых, участвовавших в становлении СТЭ.

    3. Что принимается в СТЭ за элементарную единицу эволюции, элементарное явление эволюции, элементарный материал эволюции, элементарные факторы эволюции?

    4. Как соотносятся между собой естественный отбор и дрейф генов? Какую роль играют численность популяции, миграции, изоляция в определении эволюционной судьбы новых аллелей?

    5. Приведите примеры действия «эффекта основателя» и «эффекта бутылочного горлышка».

    6. Каким образом в СТЭ разрешаются проблемы эволюции новых таксономических групп, дискретности и устойчивости комплексов таксономических признаков? Какова роль дрейфа генов и отбора в этих явлениях?

    7. Приведите примеры действия всех форм отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный, дестабилизирующий, балансирующий, частотно-зависимый). Какие условия предрасполагают к возникновению каждой из этих форм отбора? Как эти формы отбора влияют на генофонд популяции и на ее эволюционный потенциал?

    8. Может ли отбор привести к появлению особей с новыми признаками фенотипа (не встречавшимися в популяции до отбора)? Каким образом реализуется творческая роль отбора?

    9. Почему простые математические модели часто не позволяют получить хорошее предсказание микроэволюционного процесса в реальных популяциях?

Задание 1. Решите задачу (любую из двух):

А) Пусть в партеногенетической популяции есть равное количество (по 50 %) особей с генотипом 1 и генотипом 2. При равных условиях за одно и то же время от особи с генотипом 1 производится в среднем 400 особей потомства, а от особи с генотипом 2 - 380 особей потомства. Определите:

1) селективную ценность генотипа 2 по отношению к генотипу 1.

2) какова будет частота особей с генотипом 2 в популяции в 5-м,


25-м, 50-м, 100-м, 200-м поколениях? Сколько примерно поколений потребуется для полной элиминации генотипа 2, если предел демографического насыщения ниши составляет 150 особей?

3) при каком минимальном размере популяции сделанные вами предсказания можно будет считать достаточно надежными?

Б) Пусть в партеногенетической популяции есть 5 % особей с
генотипом 1 и 95 % с генотипом 2. При равных условиях за одно и то же время от особи с генотипом 1 производится в среднем в 1,1 раз больше потомства, чем от особи с генотипом 2. Определите:

1) селективную ценность генотипа 2 по отношению к генотипу 1.

2) какова будет частота особей с генотипом 1 в популяции в 50-м,
200-м, 500-м поколениях? Сколько примерно поколений потребуется для полной элиминации генотипа 2, если предел демографического насыщения ниши составляет 1000 особей?

3) при каком минимальном эффективном размере популяции сделанные вами предсказания можно будет считать достаточно надежными?



Задание 2. Заполните таблицу 3.

Таблица 3

Факторы эволюции



Фактор

Обуславливающие
причины и процессы


Влияние на генофонд и
фенотипическое разнообразие


Естественный отбор

А) стабилизирующий

Б) движущий

В) дизруптивный

Г) балансирующий

Д) групповой









Соотбор







Генетический дрейф







Мейотический драйв







Поток генов







Горизонтальный
перенос генов







Инбридинг







Мутагенез







Изоляция










Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал