Методические указания по оформлению методических разработок урока. Нытва 2014 Сведения о методических указаниях



Скачать 186,14 Kb.
Дата22.10.2016
Размер186,14 Kb.
ТипМетодические указания
Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нытвенский промышленно-экономический техникум»

Утверждаю

Зам.директора по УМР

__________С.П.Кашина

«___»___________2014г.
Методические указания

по оформлению методических разработок урока.

Нытва


2014

Сведения о методических указаниях


  1. Разработаны методистом КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум»

  2. Рассмотрены председателями П(Ц)К КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум»

  3. Утверждены заместителем директора по УМР


Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………… 4

  2. Отличия традиционного урока от урока по ФГОС…………………………………………………… 5

  3. Алгоритм проектирования урока  с точки зрения

требований новых ФГОС……………………………………… 6-7


  1. Формулировка целей урока…………..…….…………… 8

  2. Планирование урока…………………………………… 9-10

  3. Типы уроков…………………………………………… 11

  4. Педагогические методы и технологии………………… 12

  5. Приложение……………………….……………………. 13-15

  6. Литература……………………………………………… 16


Пояснительная записка
Настоящие методические указания устанавливают общие требования к структуре, составу и оформлению методических разработок уроков КГАОУ СПО «НПЭТ» (далее – техникум). Цель данного пособия помочь преподавателям грамотно подойти к работе над составлением урока и оформлению методической разработки, придерживаясь единых требований.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету как в общеобразовательном учреждении так и в системе СПО.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.



Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же некоторые изменения в оформлении методической разработки урока произошли. Цель данного пособия помочь преподавателям грамотно подойти к оформлению методической разработки урока и придерживаться единых требований.

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей



Алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.


Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?


Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:


  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.-

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:



  • задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;

  • задания, способствующие закреплению материала обучающимся.


Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать обучающимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.


Пятое:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.



Шестое:

Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:



  • мотивационно-целевой;

  • процессуальный;

  • рефлексивно-оценочный


Седьмое:

Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:


  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля


Восьмое:

Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.


Девятое:

         Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.



Формулировка целей урока
Наибольшие затруднения чаще всего вызывает формулировка целей урока. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.  В традиционном подходе  цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию преподавателя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.  
Слова-ориентиры для определения целей урока


Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке


Планирование урока
Процесс подготовки и оформления урока по ФГОС  по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это:  определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы обучающихся; определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако  теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности педагога и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность обучающегося.  

Трудности также вызывает конкретизация содержания этапов деятельности преподавателя и деятельности обучающихся на каждом этапе. Согласно современным требованиям они могут формулироваться следующим образом:




Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:



  • индивидуальный контроль; 

  • выборочный контроль. 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 


в работу на уроке.

Диктует.


Дает:

  • комментарий к домашнему заданию; 

  • задание на поиск в тексте особенностей... 

Организует:

  • взаимопроверку; 

  • коллективную проверку; 

  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; 

  • оценочные высказывания обучающихся; 

  • обсуждение способов решения; 

  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); 

  • самостоятельную работу с учебником; 

  • беседу, связывая результаты урока с его целями. 

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


По очереди комментируют…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Составляют схемы 

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником. 

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:


  • самооценку; 

  • самопроверку; 

  • взаимопроверку; 

  • предварительную оценку. 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)





Типы уроков
Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. Традиционно используют типологии уроков по следующим внешним основаниям:

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

-урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.
Педагогические методы и технологии
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:



  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

  • по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

  • по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

  • по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.


Современные педагогические технологии

  • Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

  • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

  • Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

  • Частнопредметные педагогические технологии

  • Альтернативные технологии

  • Природосообразные технологии

  • Технологии развивающего образования

  • Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

  • Социально-воспитательные технологии

  • Воспитательные технологии

  • Педагогические технологии авторских школ

Приложение

Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»

Методическая разработка урока по дисциплине

«______________________»

Тема:

Преподаватель:

Нытва

2014

Технологическая карта занятия

1. Цели занятия:

- образовательная:

- развивающая:

- воспитательная:

2. Тип учебного занятия:  
3. Педагогические методы и технологии:
4. Материальное оснащение:
5. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи:

  

6. Формируемые компетенции:



ОК:

ПК:

7. Литература:

Структура урока


Этапы урока


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

    1. Ориентировочно-мотивационный

1.1 Оргмомент







1.2 Сообщение темы, целей, задач







1.3 Мотивация учебной деятельности







    1. Операционно-деятельностный

2.1 Изучение и усвоение нового материала







2.2 Осмысление обучающимися новых знаний







2.3 Закрепление вновь полученных знаний







2.4








    1. Рефлексивно-оценочный

3.1 Обобщение и систематизация знаний







3.2 Рефлексия (самооценка, взаимооценка)







3.3 Домашнее задание









Конспект урока

Ход урока


Приложения

Список использованной литературы


  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.

  4. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.

  5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.

  7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

  8. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.

  9. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.

  10. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

  11. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.

  12. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.

  13. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.

Каталог: upload -> versions -> 16690
versions -> К примерной основной образовательной программе дошкольного образования
versions -> План создания рабочих мест
versions -> Взаимодействие с родителями дошкольников в рамках комплексно тематического подхода к планированию образовательного процесса
versions -> Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций
versions -> Пояснительная записка (обосновывающие материалы) том 1 Руководитель проекта, \ И. В. Долгачева


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал