Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Утверждаю
Зам.директора по УМР
__________С.П.Кашина
«___»___________2014г.
Методические указания
по оформлению методических разработок урока.
Нытва
2014
Сведения о методических указаниях
-
Разработаны методистом КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
-
Рассмотрены председателями П(Ц)К КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
-
Утверждены заместителем директора по УМР
Содержание
-
Пояснительная записка……………………………… 4
-
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС…………………………………………………… 5
-
Алгоритм проектирования урока с точки зрения
требований новых ФГОС……………………………………… 6-7
-
Формулировка целей урока…………..…….…………… 8
-
Планирование урока…………………………………… 9-10
-
Типы уроков…………………………………………… 11
-
Педагогические методы и технологии………………… 12
-
Приложение……………………….……………………. 13-15
-
Литература……………………………………………… 16
Пояснительная записка
Настоящие методические указания устанавливают общие требования к структуре, составу и оформлению методических разработок уроков КГАОУ СПО «НПЭТ» (далее – техникум). Цель данного пособия помочь преподавателям грамотно подойти к работе над составлением урока и оформлению методической разработки, придерживаясь единых требований.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету как в общеобразовательном учреждении так и в системе СПО.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же некоторые изменения в оформлении методической разработки урока произошли. Цель данного пособия помочь преподавателям грамотно подойти к оформлению методической разработки урока и придерживаться единых требований.
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку
|
Традиционный урок
|
Урок по ФГОС
|
Объявление темы урока
|
Преподаватель сообщает учащимся
|
Формулируют сами учащиеся
|
Сообщение целей и задач
|
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
|
Планирование
|
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
|
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
|
Осуществление контроля
|
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
|
Осуществление коррекции
|
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
|
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
|
Оценивание учащихся
|
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
|
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
|
Итог урока
|
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия
|
Домашнее задание
|
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
|
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей
|
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
-
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
-
определить место темы в учебном курсе;
-
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
-
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
-
узнавание нового материала;
-
воспроизведение;
-
применение знаний в новой ситуации;
-
применение знаний в незнакомой ситуации;
-
творческий подход к знаниям.-
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
-
задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;
-
задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;
-
задания, способствующие закреплению материала обучающимся.
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать обучающимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Пятое:
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое:
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
-
мотивационно-целевой;
-
процессуальный;
-
рефлексивно-оценочный
Седьмое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
-
что контролировать;
-
как контролировать;
-
как использовать результаты контроля
Восьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
Формулировка целей урока
Наибольшие затруднения чаще всего вызывает формулировка целей урока. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию преподавателя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.
Слова-ориентиры для определения целей урока
Традиционный подход
|
Компетентностный подход
|
Понимать требования
|
Научить формулировать цели
|
Знать (сформировать знание о…)
|
Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)
|
Научить работать с различными источниками знаний
|
Научить выбирать источники знаний
|
Систематизировать
|
Научить систематизировать
|
Обобщать
|
Научить выявлять общее и особенное
|
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи
|
Научить выбирать способы решения задачи
|
Оценить
|
Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке
|
Закрепить
|
Модифицировать, перегруппировать, научить применять
|
Проверить
|
Научить приемам самоконтроля
|
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)
|
Сформировать способность к самооценке
|
Планирование урока
Процесс подготовки и оформления урока по ФГОС по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы обучающихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность обучающегося.
Трудности также вызывает конкретизация содержания этапов деятельности преподавателя и деятельности обучающихся на каждом этапе. Согласно современным требованиям они могут формулироваться следующим образом:
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающихся
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
-
индивидуальный контроль;
-
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
-
комментарий к домашнему заданию;
-
задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
-
взаимопроверку;
-
коллективную проверку;
-
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
-
оценочные высказывания обучающихся;
-
обсуждение способов решения;
-
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
-
самостоятельную работу с учебником;
-
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
|
По очереди комментируют…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Работают с научным текстом…
Составляют схемы
Отвечают на вопросы преподавателя.
Выполняют задания по карточкам.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Работают с учебником.
Составляют опорные конспекты.
Разрабатывают мысле – карты.
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
-
самооценку;
-
самопроверку;
-
взаимопроверку;
-
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
|
Типы уроков
Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. Традиционно используют типологии уроков по следующим внешним основаниям:
1. Классификация уроков по дидактическим целям:
- комбинированный урок;
-урок совершенствования знаний, умений, навыков;
-урок изучения нового материала;
- урок контроля;
- урок обобщающего повторения;
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
- вводный урок;
- тренировочный урок;
- итоговый урок.
3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-лекция;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия и др.
4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:
- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
- урок работы в малых группах;
- урок коллективного способа обучения.
5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
- информирующий урок;
- проблемный урок;
- исследовательский урок;
- эвристический урок.
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
- интегрированный урок;
- библиотечный урок;
- клубный урок;
- медиаурок.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.
Педагогические методы и технологии
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
-
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
-
по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
-
по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
-
по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.
Современные педагогические технологии
-
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
-
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
-
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
-
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
-
Частнопредметные педагогические технологии
-
Альтернативные технологии
-
Природосообразные технологии
-
Технологии развивающего образования
-
Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств
-
Социально-воспитательные технологии
-
Воспитательные технологии
-
Педагогические технологии авторских школ
Приложение
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Методическая разработка урока по дисциплине
«______________________»
Тема:
Преподаватель:
Нытва
2014
Технологическая карта занятия
1. Цели занятия:
- образовательная:
- развивающая:
- воспитательная:
2. Тип учебного занятия:
3. Педагогические методы и технологии:
4. Материальное оснащение:
5. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи:
6. Формируемые компетенции:
ОК:
ПК:
7. Литература:
Структура урока
Этапы урока
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
| -
Ориентировочно-мотивационный
|
1.1 Оргмомент
|
|
|
1.2 Сообщение темы, целей, задач
|
|
|
1.3 Мотивация учебной деятельности
|
|
| -
Операционно-деятельностный
|
2.1 Изучение и усвоение нового материала
|
|
|
2.2 Осмысление обучающимися новых знаний
|
|
|
2.3 Закрепление вновь полученных знаний
|
|
|
2.4
|
|
| |
3.1 Обобщение и систематизация знаний
|
|
|
3.2 Рефлексия (самооценка, взаимооценка)
|
|
|
3.3 Домашнее задание
|
|
|
Конспект урока
Ход урока
Приложения
Список использованной литературы
-
Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
-
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
-
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
-
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.
-
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
-
Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
-
Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.
-
Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
-
Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.
-
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
-
Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |