Министерство экономического развития Иркутской области Проект стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года Июнь, 2016 год



страница1/16
Дата18.10.2016
Размер2,01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Министерство экономического развития Иркутской области


Проект
СТРАТЕГИИ

социально-экономического развития Иркутской области
на период до 2030 года


Июнь, 2016 год

Оглавление


ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 2

Макроэкономическая ситуация 2

Развитие муниципальных образований 5

Место Иркутской области в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе 8

Государственное управление 9

Общественно-политическая ситуация в Иркутской области 12

Оценка основных итогов программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы 12

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИИ (СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ) 18

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 19

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ 33

Минерально-сырьевой комплекс 33

Нефтегазохимический комплекс 35

Лесоперерабатывающий комплекс 37

Металлургический комплекс 38

Фармацевтический комплекс 39

Агропромышленный комплекс 40

Машиностроительный комплекс 41

Туристско-рекреационный комплекс 42

Транспортно-логистический комплекс 46

Энергетический комплекс 48

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 50

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 55

Механизм реализации стратегии 55

Этапы реализации стратегии 57

Инструменты реализации стратегии 58

Информация о государственных программах 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Приложение 1: SWOT-анализ факторов развития Иркутской области 60

Сильные и слабые стороны 60

Возможности и угрозы 66

Приложение 2: Территориальное развитие в разрезе муниципальных образований Иркутской области 72

Приложение 3: Целевые показатели социально-экономического развития Иркутской области 89

Приложение 4: Государственные программы Иркутской области 91




ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:



  • Умеренная стоимость энергоресурсов, что обусловлено наличием каскада гидроэлектростанций на территории области, и, как следствие, высоким уровнем развития энергетического комплекса.

  • Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

  • Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других секторов экономики.

  • Уникальные рекреационные, лесные и водные ресурсы.

  • Наличие на территории крупных транспортных узлов (БАМ, Транссиб, автомобильные трассы федерального значения, международные аэропорты в Иркутске и Братске). Регион находится вблизи государственной границы с Монголией, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

  • Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.


Макроэкономическая ситуация





Наименование

2012

2013

2014

2015 (оценка)

Индекс промышленного производства, %

112,9

102,5

104,4

104,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

177,6

200,1

214,4

211,8

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

114,3

107,2

103,5

87,6

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», млрд. рублей

88,8

93,1

84,5

76,0

Индекс производства по виду деятельности «Строительство», %

129,6

98,9

87,3

79,5

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров

871,1

973,0

716,9

922,6

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

250,0

266,5

287,9

294,8

Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,8

100,4

101,3

90,1

Оборот общественного питания, млрд. рублей

9,6

10,3

10,9

10,9

Оборот общественного питания, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,6

100,3

101,5

90,1

Индекс потребительских цен за период с начала года, %

105,4

106,5

106,7

114,1

Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США

9,6

9,2

8,6

8,3

Доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей

124,3

101,8

106,3

106,8

Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей

46,9

50,1

56,4

59,4

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

101,8

102,1

103,4

93,8

Реальные денежные доходы населения, %

105,4

106,7

98,2

99,6

Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей

25,9

29,1

31,4

32,7

Темпы роста среднемесячной заработной платы, %

114,3

112,2

108,1

104,1

Уровень зарегистрированной безработицы

7,8

8,3

8,8

8,2

Благодаря взвешенной бюджетной политике, а также мерам, направленным на активизацию инвестиционной деятельности в области, стало возможно осуществлять реализацию проектов по развитию инфраструктуры, несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации и повышенные обязательства по выполнению «майских» указов Президента Российской Федерации.

В области широкое развитие получило строительство и реконструкция объектов капитального строительства (объекты социальной сферы, дорог, развитие малой авиации, речного транспорта).

За последние три года в области введено беспрецедентное количество социальных объектов, вырос объем расходов консолидированного бюджета на строительство капитальных объектов, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Так, в течение 2015 года осуществлялось строительство, реконструкция и капитальный ремонт 76 объектов социально-культурного назначения, в том числе дошкольного образования – 25, общего образования – 8, здравоохранения и социального обслуживания – 29, спорта – 11 и культуры – 3.

Большой объем инвестиций в области направляется в строительство и реконструкцию дорог, таких как Тайшет – Чуна – Братск, Иркутск – Листвянка, Красноярово – Небель, Таксимо – Бодайбо. Реализуются проекты, направленные на развитие воздушного транспорта (реконструкция аэропорта Иркутска, обновление парка судов региональных авиакомпаний, создание новых региональных, межрегиональных и международных рейсов, создание авиационно-технического комплекса авиакомпании «Ангара»), речного транспорта (в рамках освоения северных территорий, развития инфраструктурной интеграции с соседними регионами).

Благодаря восточному вектору развития экономической политики государства, на территории Иркутской области дан старт двум крупным проектам инфраструктуры – «Сила Сибири» (поставка газа в Китай) и модернизация БАМа и Транссиба. Реализация этих проектов создает условия для развития не только добывающего сектора, но и обрабатывающих отраслей промышленности. В области уже создаются при поддержке Правительства Российской Федерации нефтегазохимический, машиностроительный и фармацевтический кластеры.

Новый виток развития получил агропромышленный комплекс, в связи с необходимостью выполнения задачи по обеспечению продовольственной безопасности в условиях экономических санкций и реализации мер по импортозамещению. Темпы роста отрасли обусловлены используемым комплексным подходом к развитию сельского хозяйства, что стало возможно с началом реализации на территории Иркутской области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая направлена на решение вопросов обеспечения жильем сельских жителей и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе.



Валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2015 года оценивается в 100,7% к уровню 2014 года. Рост обеспечен в первую очередь за счет добывающего сектора.

Динамика роста ВРП

ВРП, в % к пред. периоду

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

105,2

102,8

101,2

105,3

106,1

108,3

112,0

109,9

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

103,7

100,1

106,8

104,5

109,4

102,0

104,8

100,7

За период 2000-2015 гг. объем ВРП в стоимостном выражении увеличился в 10 раз: с 103 млрд. рублей в 2000 году до 1 032,8 млрд. рублей в 2015 году. За этот же период ВРП в сопоставимых ценах вырос в 2,2 раза. Динамичное развитие экономики обусловлено развитием промышленного производства, в том числе за счет реализации крупных инвестиционных проектов – расширение строительства газопровода «Сила Сибири» и нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», освоение нефтегазовых месторождений.

Добыча углеводородных полезных ископаемых, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение и лесопромышленный комплекс обеспечивают основной вклад в добавленную стоимость, создаваемую в экономике региона, и приносят наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

Данные отрасли исторически составляют основу экономики Иркутской области и в настоящее время определяют специализацию области как среди регионов России, так и на международном рынке:




Наименование показателя

Ед. изм.

Территория

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Индекс по разделу «Обрабатывающие производства»

%

Иркутская область

106,9

94,6

113,2

92,6

95,5

100,7

102,5

101,9

РФ

100,5

84,8

110,6

108,0

105,1

100,5

102,1

94,6

При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.


Развитие муниципальных образований

В пространственной структуре Иркутской области особо выделяются:

административный центр области город Иркутск;

историческая система расселения вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали;

территории нового промышленного освоения, тяготеющие к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Анализ социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области за 2008-2015 гг., проведенный по 18 показателям, характеризующим основные сферы жизнедеятельности на территории, показал, что:

- значительные позитивные сдвиги произошли в г. Иркутске и прилегающих к нему муниципальных образованиях (гг. Ангарск, Иркутский и Шелеховский районы). Это, прежде всего, связано с ростом численности населения (г. Иркутск, Иркутский и Шелеховский районы), а также наиболее высокой насыщенностью промышленными и инфраструктурными объектами;

- расположенная на значительном удалении от г. Иркутска (за пределами радиуса маятниковой миграции) система расселения вдоль Транссибирской магистрали характеризуется значительно более низкой плотностью населения и более обособленным характером расположения основных подцентров. Существует проблема сокращения населения в монопрофильных населенных пунктах из-за сжатия промышленного потенциала территорий и недостаточно развитой, высоко изношенной инженерной и социальной инфраструктур;

- территория, тяготеющая к Байкало-Амурской магистрали, по характеру пространственного освоения может быть условно разделена на 3 зоны. В западной части выделяется Братско-Усть-Илимская зона, отличающаяся интенсивным характером освоения и глубокой переработкой природных ресурсов, и умеренными темпами миграционного оттока населения. В восточной части выделяется Витимская зона - изолированный от основной части Иркутской области старопромышленный район, узко специализирующийся на добыче, в первую очередь, золота. В центральной части условно выделяется Ангаро-Ленская зона, обладающая значительным, при этом слабо освоенным природно-ресурсным потенциалом. Витимская и Ангаро-Ленская зоны характеризуются существенным сжатием численности постоянного населения с одновременным развитием вахтовой системы работы.

Реализация в 2009-2015 годах на федеральном и региональном уровнях власти мер по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата (сформированная инфраструктура поддержки, нормативно-правовая база, предоставление преференций) способствовала:

- увеличению в 25 МО (территории, тяготеющие к БАМу) объема отгруженных товаров промышленного производства (наибольший рост объема произошел в Катангском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Нукутском районах). Это связано с наращиванием производственных мощностей на Верхнечонском (ОАО «Верхнечонскнефтегаз»), Ярактинском и Марковском (ООО «Иркутская нефтяная компания») нефтегазоконденсатных месторождениях, созданием деревообрабатывающих предприятий ООО «Русфорест Магистральный» и ООО «Евразия - леспромгрупп», расширением выпуска строительных материалов ООО «Кнауф Гипс Байкал» (гипсокартонный лист, энергоэффективные пазогребневые перегородки и др.).

- росту вклада субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в развитие экономики территорий в 22 МО и занятости населения в 28 МО (территории вокруг г. Иркутска и вдоль Транссиба). В 25 МО доля СМСП в выручки от реализации продукции, работ (услуг) территорий составляет более 20% (г. Зима, г. Тулун, Боханский, Баяндаевский, Заларинский, Куйтунский, Нижнеудинский, Ольхонский, Осинский, Черемховский, Чунский районы и др.).

- повышению объема инвестиций, несмотря на снижение инвестиционной активности в 2015 году из-за влияния кризисных явлений в экономике в муниципальных образованиях, специализирующихся на производстве транспортных средств и оборудования, добыче полезных ископаемых и деревообработке (наибольший объем инвестиций привлечен в г. Иркутск и территории зоны БАМа). Это связано с выполнением Иркутским авиационным заводом - филиалом ОАО «Корпорация «ИРКУТ» гособоронзаказа, расширением первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), реализацией филиалом ОАО «Группа Илим» проекта «Большой Братск», разработкой ООО «Иpкyтская нeфтянaя компания» и ОАО «Bepxнечонскнeфтeгaз» нефтeгaзoкoнденсатных месторождений.

Благодаря государственной политике, направленной на комплексное решение социальных проблем (повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с «майскими» Указами Президента Российской Федерации, создание и модернизация инфраструктурных объектов в сфере образования, здравоохранения и спорта, переселение из ветхого жилья) достигнуты следующие результаты:

1. Поддержание естественного прироста населения, как и в целом по области, так и в 28 муниципальных образованиях, особенно в 4-х территориях Усть-Ордынского Бурятского округа (Баяндаевском, Нукутском, Эхирит-Булагатском, Осинском районах), Иркутском и Черемховском районах,

2. Замедление темпов миграционного оттока населения в 25 территориях области, при этом в 5 МО (гг. Иркутск, Свирск, Черемхово, Иркутском и Шелеховском районах) отмечается миграционный приток населения.

3. Повышение показателей обеспеченности врачами (в 25 МО) и местами детей в дошкольных учреждениях (в 28 МО).

4. Увеличение во всех муниципалитетах доли населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом.

5. Сокращение в 25 МО доли ветхих и аварийных многоквартирных жилых домов.

Вместе с тем в связи с расположением Иркутской области в зоне рискованного земледелия в 2015 году в 25 (из 30) муниципальных образованиях, экономика которых ориентирована на агропромышленное производство, произошло сокращение объемов продукции в сельхозорганизациях из-за недополучения урожая зерновых культур в связи засухой. Однако, благодаря выделению средств из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, в 16 МО произошел рост объемов производства молока в крестьянско-фермерских хозяйствах (например, в Осинском районе - в 3,9 раза по сравнению с 2009 годом, в Тайшетском районе – в 1,9 раза, Эхирит-Булагатском районе – в 1,5 раза и др.).

Проблема развития отстающих сельскохозяйственных районов будет решаться путем господдержки инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей.

Кроме того, воздействие экономического кризиса негативно сказалось на занятости населения. По состоянию на 1 апреля 2016 года в 18 (из 42 МО) произошло увеличение уровня безработицы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.


Место Иркутской области в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе

За период с 2012 по 2015 годы по основным макроэкономическим показателям Иркутская область среди субъектов Российской Федерации и субъектов СФО занимает следующие позиции:




Наименование показателя

рейтинг среди РФ

рейтинг среди СФО

2012

2013

2014

2015

2012

2013

2014

2015

Индекс промышленного производства

6

27

36

20

1

5

4

3

Отгружено товаров собственного производства

18

17

17

18

3

3

3

3

Динамика реальных денежных доходов

59

57

71

37

3

7

6

6

Отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета

5

5

10

13

1

2

2

2

Инвестиции в основной капитал на одного жителя

39

35

31

21

4

4

5

3

Доля прибыльных предприятий

16

21

20

26

2

4

2

2

Прибыль предприятий и организаций

12

13

9

13

2

2

2

2

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

18

18

20

21

3

3

3

3

Оборот розничной торговли

24

26

27

33

8

6

6

6

Доля собственных доходов бюджета в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета

11

19

15

25

2

3

1

4

Уровень безработицы

65

72

74

15

6

8

9

5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

70

78

79

нет данных

7

10

11

нет данных

Налоговая отдача экономики в ФБ

22

25

18

18

3

3

3

3

Обеспеченность населения налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета

22

22

22

22

3

3

3

3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников

нет данных

24

24

23

нет данных

3

3

3

Иркутская область продолжает сохранять лидирующие позиции по ряду показателей и входит в тройку лидеров регионов Сибирского федерального округа.

Об эффективности региональной экономики свидетельствует ее налоговая отдача в федеральный бюджет. Так, за 2015 год на 1 рубль полученных из федерального бюджета трансфертов (без учета субвенций) в обратном направлении налогоплательщиками области перечислено 6,2 рубля фискальных платежей (94,2 млрд. рублей без учета таможенных платежей и других администрируемых не налоговыми органами доходов), что является 18 по величине налоговой отдачи показателем среди регионов страны. При этом еще в 2010 году за счет возмещений налога на добавленную стоимость экспортерами регион был убыточен для федерации.

Иркутская область не является основным получателем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, на 82,7% обеспечивая свои доходы налоговыми и неналоговыми поступлениями, что является 25 по величине значением среди субъектов РФ и 4 в Сибирском Федеральном округе. Снижение показателя относительно уровня 2014 года (85,1% и 15 место в РФ), обусловлено получением в конце 2015 года беспрецедентного объема нецелевой финансовой помощи (3 млрд. руб.) – третьего по величине среди всех субъектов РФ.

Регион занимает рейтинговый позиции по обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета – с уровнем среднедушевых доходов в размере 44 211 рублей Иркутская область стала в 2015 году 22-й среди регионов страны и 3-ей в Сибирском федеральном округе.

В соответствии с единой методикой оценки субъектов Российской Федерации уровень бюджетной обеспеченности Иркутской области является 3 по величине значением в Сибирском федеральном округе и 29 в стране.

Государственное управление



Региональная инвестиционная политика ориентирована на повышение эффективности существующих мер и выработки новых механизмов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

По абсолютному показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа Иркутская область занимает 2 место.

Таких результатов удалось достигнуть благодаря эффективной работе Правительства Иркутской области по предоставлению региональных мер поддержки инвестиционных проектов, в том числе налоговых преференций. При этом соблюдается баланс интересов регионального бюджета и инвесторов, расчетный объем дополнительных налоговых поступлений по налогу на прибыль и имущество организаций за период 2015 года – 4,5 руб. с 1 руб. льготы.

В регионе созданы дополнительные инструменты для развития: утверждена Инвестиционная стратегия Иркутской области, продолжается работа Инвестиционного совета, возобновлена деятельность Координационного банковского совета при Губернаторе Иркутской области, сформирована нормативно-правовая база для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, завершена работа по внедрению всех 15 требований регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив, что подтверждено Экспертной группой и Агентством стратегических инициатив, ведётся мониторинг результатов внедрения стандарта в целях выявления соответствия требованиям стандарта и актуальным потребностям субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности действующих документов, выполняемых мероприятий, существующих инструментов и институтов, созданных ранее в процессе внедрения стандарта.

В настоящее время создан специальный «проектный офис» под руководством первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области. Утверждена «дорожная карта» по внедрению в Иркутской области лучших региональных практик, реализация которой должна способствовать не только изменению позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, но и повышению качества предоставления государственных услуг и созданию комфортной среды для развития бизнеса на территории Иркутской области.

Продолжается реализация крупномасштабных значимых инвестиционных проектов: в сфере разработки, обустройства и эффективного использования Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений, Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения, по добыче золота в Бодайбинском районе, модернизации нефтехимического предприятия, направленной на производство бензинов в соответствии с требованиями технического регламента, по строительству газоперерабатывающего и газохимического комплекса на базе Усть-Кутско – Киренского центра газодобычи. Ведется модернизация алюминиевого производства, строительство Тайшетской Анодной фабрики, в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева – ряд приоритетных инвестиционных проектов по строительству деревообрабатывающих комплексов, активно реализуется инвестиционная программа развития Иркутского авиационного завода.

Благодаря системной работе по повышению инвестиционной привлекательности территорий, содействию реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов позитивная динамика инвестиций в основной капитал на душу населения отмечается почти в 40% муниципалитетов области. Два муниципальных образования Иркутской области (Братск, Ангарск) вошли в лучшие практики привлечения инвестиций.

Бюджетная политика в регионе ориентирована на обеспечение сбалансированности как областного бюджета, так и бюджетов муниципальных образований Иркутской области, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживание роста долговых обязательств региона, соответствие задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, «майских» Указах Президента Российской Федерации 2012 года.

В целях минимизации последствий влияния негативных факторов Правительством Иркутской области продолжается работа, направленная на повышение бюджетной устойчивости.

Для обеспечения ликвидности бюджета принимаются необходимые меры для своевременного и полного поступления доходов, в том числе проводится работа с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, с федеральным центром, с налоговыми органами региона, заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве и т.д. В Иркутской области, начиная с бюджетного цикла 2014 года, государственные программы играют определяющую роль в бюджетном планировании и охватывают более 99% расходов областного бюджета. Установленная в ходе планирования взаимосвязь бюджетного финансирования государственных программ и целевых показателей результативности, объема и качества бюджетных услуг, позволила повысить прозрачность и эффективность бюджетных расходов.

Расходная часть консолидированного бюджета традиционно имеет социальную направленность. Около 70% всех расходов направляется на финансирование социальных отраслей экономики, а это в свою очередь государственные (муниципальные) услуги, оказываемые населению региона в области образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки и бюджетные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры.

Вопреки существующей общероссийской тенденции, связанной со значительным увеличением долговой нагрузки на субъекты Российской Федерации, Иркутская область сохраняет государственный долг на экономически безопасном уровне.

По результатам мониторинга качества управления региональными финансами, проводимого Минфином России, Иркутской области в 2015 году присвоена I степень качества управления региональными финансами (с высоким качеством управления региональными финансами). Реализация мер, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления, является одной из ключевых задач, реализуемых Правительством Иркутской области.

Основными направлениями в решении поставленной задачи стали совершенствование системы государственного управления, создание условий для повышения качества предоставления услуг населению, а также снижение административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

В результате было обеспечено 100% внедрение административных регламентов на региональном и муниципальном уровнях, сокращен срок ожидания в очереди при подаче заявления и получении результата предоставления услуги до 15 минут.

С 2014 года внедрен механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ). Совместно с предпринимательским сообществом проводится работа по устранению имеющихся замечаний к действующим и разрабатываемым правовым актам, и сокращению имеющихся административных барьеров для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По итогам независимого мониторинга исполнения Указов Президента Российской Федерации, проведенного Общероссийским народным фронтом «Народная экспертиза», в 2014 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности внедрения процедуры ОРВ Иркутская область заняла 28 место (подобная оценка проводилась лишь за 2014 год ввиду новизны проводимой процедуры).

По итогам мониторинга развития института ОРВ в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации, в 2014 и 2015 годах Иркутская область заняла 33 и 39 место (среди 85 субъектов Российской Федерации).

За счет активных действий, направленных на расширение возможности гражданам получать государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна», создана сеть многофункциональных центров (далее – МФЦ).

На территории Иркутской области открыто 46 МФЦ и действует 151 территориально обособленное структурное подразделение. Всего в настоящее время действует 592 окна обслуживания, что позволило достичь значение показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ», определенного пунктом 1 «б» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на уровне 96,4%.

Общественно-политическая ситуация в Иркутской области

Общественно-политическая ситуация в Иркутской области на сегодняшний день характеризуется как относительно спокойная; характеристики доверия власти на федеральном и региональном уровнях остаются без критических изменений и соответствуют общероссийским тенденциям. Население региона преимущественно с доверием относится к решениям и действиям Правительства Иркутской области, об этом свидетельствуют данные социологических опросов.

Взаимоотношения исполнительной и законодательной ветвей власти в области конструктивны и настроены на совместную дальнейшую работу. Инициативы и действия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации находят постоянную поддержку в деятельности обеих ветвей власти.

В Иркутской области зарегистрированы региональные отделения 60 всероссийских политических партий.

По мнению экспертов, наибольшим влиянием в области обладают региональные отделения партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, ЛДПР. Политическая принадлежность мэров городских округов и муниципальных районов Иркутской области находится в сфере доминирования партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Оценка основных итогов программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, утвержденная Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года №143-ОЗ (далее – Программа), реализовывалась на основе правовых, экономических и организационных механизмов, используемых в государственном управлении, с применением программно-целевого метода.

Период реализации Программы стал временем серьёзных экономических и внешних вызовов как для страны в целом, так и для субъектов Российской Федерации.
Замедление темпов экономического и социального развития не позволило реализовать ряд задач, поставленных в Программе, и достигнуть запланированных значений показателей. Однако ожидаемые конечные результаты реализации Программы достигли своего планового уровня.

Валовой региональный продукт, по предварительной оценке, 2015 года, составил 1 032,8 млрд. рублей, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с уровнем базисного 2009 года (458,8 млрд. рублей). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по итогам 2015 года составила 32 703,9 рубля, увеличившись к уровню 2009 года (18 192,9 рубля) в 1,8 раза.

Оценивая эффективность социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы, можно сделать следующие выводы.

1. Снижение негативных демографических тенденций:

ожидаемая продолжительность жизни населения увеличилась в 2015 году по сравнению с 2009 годом на 2,4 года и составила 67,4 лет, таким образом, достигнуто значение планового показателя по инерционному варианту;

естественный прирост населения по итогам 2015 года составил 1,7 человек на 1000 населения, что свидетельствует о не достижении планового показателя, установленного Программой (3,8 человека на 1000 населения по инерционному варианту), однако, это значение в 1,2 раза превышает значение показателя 2009 года.



Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

базовый

факт

факт

факт

факт

факт

план 1

план 2

факт

Продолжительность жизни населения, лет

65,23

65,26

65,93

66,32

66,72

66,87

67,1

68,0

67,4

Естественный прирост (убыль), человек на 1000 населения

1,3

0,8

1,3

2,0

2,1

1,6

3,8

4,0

1,7

Показатель смертности имеет четкую тенденцию к снижению. За 2015 год в Иркутской области умерло 32 903 человека, что на 0,68% меньше, чем за 2014 год (33 127 человек), и на 5,7% меньше по сравнению с 2009 годом (34 898 человек). Коэффициент смертности составил 13,6 на 1000 населения. Устойчивое снижение показателя отмечается начиная с 2011 года.

Сформировалась стойкая тенденция к снижению смертности населения от болезней системы кровообращения (на 0,7% к 2014 году, на 5,4 % к 2009 году), от туберкулеза (на 8% к 2014 году, на 46% к 2009 году). Показатель младенческой смертности уменьшился на 19,5% к 2014 году и на 30,7% к уровню 2009 года. Впервые в 2015 г. удалось добиться значительного снижения показателей неонатальной смертности: ранней - более чем на 30% к предыдущему году, неонатальной на 25%. Показатель смертности детей в возрасте старше 1 месяца снизился на 17%.

На всей территории области создана единая государственная система оказания медицинской помощи населению. Формирование вертикальной системы управления здравоохранением, внедрение одноканального финансирования и реорганизация здравоохранения позволили оптимизировать расходы бюджета.

Эффективное использование ресурсов позволяет полностью удовлетворять потребность населения в медицинской помощи и в лекарственном обеспечении, как на стационарном, так и на амбулаторном этапах. Внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи обеспечивает единые подходы в лечении пациентов, что гарантирует одинаковую доступность для жителей всех населенных пунктов.

Существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие Иркутской области и особенно ее отдельных территорий оказывает миграция населения. В результате сохранившегося превышения числа выбывших над числом прибывших в 2015 году в Иркутской области отмечена миграционная убыль населения, которая составила 6,1 тыс. человек. При этом следует отметить, что данный показатель снизился на 14,7% по сравнению с 2014 годом.

2. В сфере улучшения качества жизни социально-незащищенных групп населения наблюдается увеличение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги. В сравнении с 2009 годом значение данного показателя увеличилось на 122% и составило 210,5 тыс. человек, что связано с развитием в Иркутской области участковой социальной службы, оказанием срочных социальных услуг и внедрением стационарозамещающих технологий. Таким образом, достигнуто плановое значение по инвестиционному варианту Программы.

На данный момент различными мерами социальной поддержки пользуются 682 тыс. жителей Иркутской области, из них 537 тыс. человек получают региональные социальные выплаты. Всего предоставляется 86 различных мер социальной поддержки в виде денежных выплат и льгот в натуральной форме. В целях осуществления социального обслуживания жителей Иркутской области действуют 90 учреждений.

В настоящее время в регионе продолжается работа по применению механизма предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

3. В сфере развития рынка труда и обеспечения занятости населения также наблюдаются положительные тенденции.

В 2015 году в Иркутской области уровень общей безработицы в сравнении с 2009 годом по методологии Международной организации труда снизился на 2,6 п.п. (с 10,8% до 8,2%). Уровень зарегистрированной безработицы снизился на 1,5 п.п. (с 2,9% до 1,4%). Тем самым достигнуты плановые значения показателей Программы по инвестиционному варианту.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

базовый

факт

факт

факт

факт

факт

план 1

план 2

факт

Уровень зарегистрированной безработицы, %

2,9

2,2

1,8

1,5

1,5

1,3

2,2

2,0

1,4

Уровень безработицы по методологии МОТ, %

10,8

10,1

9,1

7,8

8,3

8,8

9,5

8,8

8,2

При содействии органов занятости населения Иркутской области за период реализации Программы трудоустроено 276,0 тыс. человек.

4. Снижение объема инвестиций в основной капитал в 2015 году связано с влиянием экономического кризиса, сохраняющейся неопределенностью на финансовом рынке и во внешнеполитической сфере, увеличением стоимости заемных средств. Индекс физического объема инвестиций в 2015 году в % к 2014 году составил 87,6%, что на 13,4% ниже ожидаемого значения по инерционному варианту Программы.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

базовый

факт

факт

факт

факт

факт

план 1

план 2

факт

Инвестиции в основной капитал (% к предыдущему году)

76,5

106,3

112,2

114,3

107,2

103,5

101,0

109,5

87,6



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница