Мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон



страница1/8
Дата23.11.2017
Размер0,6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8



МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

СОДЕРЖАНИЕ



ПОНЯТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 2

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 3

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 8

ФРАНЦИЯ 11

ИТАЛИЯ 14

ИСПАНИЯ 15

НИДЕРЛАНДЫ 17

БЕЛЬГИЯ 20

ЯПОНИЯ 21

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ 22

КИТАЙ 29

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПРОЕКТА EuropeAid "Налоговая реформа II" 32

Как и практически любое социально-экономическое явление, любой инструмент региональной политики, опыт создания особых (свободных) экономических зон (далее по тексту ОЭЗ) существенно дифференцирован по разным странам. Дифференциация происходила как по видам ОЭЗ, так и по возможностям их функционирования. Для различных режимов ОЭЗ характерны необходимые специфические условия, которые существуют в отдельных странах или на отдельных территориях.



ПОНЯТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Особые экономические зоны  – ограниченные участки территории (как правило, от одного до нескольких квадратных километров) с льготным режимом хозяйствования – отличаются от других мер региональной экономической политики тем, что создаются не только (а в ряде случаев и не столько) для стимулирования социально-экономического развития отдельных регионов, а для достижения общеэкономических целей.

ОЭЗ бывают разных видов, причем единой их классификации не существует. Однозначно выделяются 4 типа ОЭЗ: зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные склады и т.п.), производственные или промышленно-производственные зоны (которые в свою очередь делятся на зоны замещения импорта, экспортные зоны и экспортно-импортозамещающие зоны), технико-внедренческие зоны (или технополисы, технопарки), сервисные зоны или зоны услуг (к числу которых относятся в т.ч. и оффшорные зоны).

Цели создания ОЭЗ следуют из их названий: зоны свободной торговли создаются в основном для интенсификации внешнеторговых связей, производственные зоны – развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, технико-внедренческие – стимулирования развития наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, сервисные – развития сферы услуг.

Терминология по ОЭЗ крайне запутанная. Сами экономические зоны называют не только свободными, но и особыми, специальными, причем по смыслу эти понятия не отличаются. Наибольшая путаница существует с технико-внедренческими зонами. Однако по сути среди технико-внедренческих зон можно выделить 4 их типа в зависимости от размера зон. Это (1) инкубаторы, которые представляют собой отдельные здания, куда привлекаются в основном небольшие фирмы, только начинающие работу по производству наукоемкой продукции; (2) технопарки – ограниченные участки территории, отличающиеся от обычных производственных зон ориентацией на выпуск высокотехнологичной продукции и включающие в себя как инкубаторы, так и крупные предприятия; (3) наукограды – города, специализирующиеся на промышленности высоких технологий, и (4) технополисы, представляющие собой скопление городов науки.

Оценки общего числа созданных в мире ОЭЗ различаются, по одной из них в середине 90-х гг. функционировало около 1200 ОЭЗ, из них около 400 составляли зоны свободной торговли, 300 – промышленно-производственные зоны, 400 – технико-внедренческие и 100 – сервисные.

Наибольшее число ОЭЗ существует в Северной Америке и Азии. Однако все большее их число возникает в развивающихся регионах, таких как Карибский бассейн, Центральная Америка и Ближний Восток, и будет, вероятно, увеличиваться и впредь во всем мире.

По наблюдениям специалистов, многие ОЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.

У разных стран, естественно, разный опыт создания и функционирования ОЭЗ, но принципиальные различия существуют между промышленно развитыми и развивающимися странами.

В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В развитых странах, как правило, приоритетными направлениями развития ОЭЗ, особенно начиная с 80-х годов, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных старо промышленных или отставших в экономическом развитии) или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено, т.к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы. В связи с тем, что характерной чертой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты.

В развивающихся странах, наоборот, основным источником привлекаемого капитала в ОЭЗ являются иностранные инвестиции (в т.ч. в силу недостаточности национального капитала).



СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ


В США в настоящее время существуют три основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.
Понятие ЗВТ. Порядок создания
Зоны внешней торговли (ЗВТ) - зоны, географически расположенные на территории США в портах въезда в страну или на прилегающих к ним территориях, но рассматриваемые законодательством как находящиеся за пределами таможенной территории страны. ЗВТ территориально обособлены, замкнуты и обычно снабжены средствами для причаливания, разгрузки, хранения, обработки, производства и экспонирования товаров, а также для их дальнейшей транспортировки по суше, воде пли воздуху.

Существует два вида ЗВТ: зоны общего назначения (General Purpose Zones) и субзоны специального назначения (Special Purpose Subzones). Зоны общего назначения предназначены для многоцелевого использования. Субзоны специального назначения представляют собой подчиненные зонам общего назначения образования (но находящиеся, за их пределами), которым статус ЗВТ предоставлен в отношении конкретных пользователей и осуществляемых операций. Речь идет о таких операциях, которые в практическом плане невозможно переместить в соответствующую зону общего назначения, например, нефтепереработка, автомобильное производство.

На сегодняшний день в США функционируют 253 зоны общего назначения и около 400 субзон.

В каждом порту может быть создана, по крайней мере, одна ЗВТ. Однако когда порт граничит более чем с одним штатом, в каждом из штатов, с которыми он граничит, создается, по крайней мере, по одной ЗВТ. Когда два города, разделенные водой, пользуются одним портом, ЗВТ также может быть создана в каждом из таких городов или на прилегающих к ним территориях.

Преимущественное право создания ЗВТ, ведения деятельности в ЗВТ и обслуживания ЗВТ (далее – Право) в портах США или на прилегающих к ним территориям уполномочен выдавать Совет по ЗВТ. Право предоставляется по заявлению юридических лиц. В заявлении должно указываться место предполагаемого расположения ЗВТ, характеристики этого места, способы отграничения ЗВТ от таможенной территории, возможности расширения зоны и др. сведения, установленные законом.

Данное Право не может быть продано, уступлено, передано или отчуждено.

При предоставлении Права, преимущество отдается публичным компаниям. Если портовая инфраструктура принадлежит штату или муниципалитету или контролируется штатом либо муниципалитетом, Совет предоставляет Право публичной компании в таком штате, только если ее заявление на предоставление Права подтверждено законодательным актом этого штата.
Управление ЗВТ
ЗВТ функционируют под контролем специально созданного межведомственного Совета по ЗВТ. Наряду с этим в Министерстве торговли США имеется подразделение, занимающееся вопросами таких зон.
Деятельность
Лицо, которому предоставлено Право может с одобрения Совета и в соответствии с предписанными последним правилами, разрешать другим лицам, фирмам, корпорациям или ассоциациям строить такие здания и другие сооружения в ЗВТ, которые будут удовлетворять их потребностям.

Никто не может проживать в ЗВТ за исключением федеральных должностных лиц, должностных лиц штата или муниципалитета или агентов, чье проживание в ЗВТ признано необходимым Советом ЗВТ. Совет ЗВТ устанавливает правила и нормы для работников и других лиц, въезжающих и выезжающих из ЗВТ. Правила и нормы, касающиеся защиты доходов в ЗВТ принимаются Секретариатом Казначейства.

В ЗВТ разрешается использовать товары в ЗВТ для потребления в ЗВТ в процессе производства другой продукции.

Розничная торговля в ЗВТ не допускается, за исключением случаев, когда на это дано одобренное Советом ЗВТ разрешение лица, которому предоставлено Право. Лица, имеющие такое разрешение могут продавать только национальные товары или товары, привезенные в ЗВТ с таможенной территории США.

Действующим законодательством предусмотрен также ряд ограничений, в отношении некоторых видов деятельности на территории ЗВТ (производство алкогольных напитков, табачных изделий, спиртосодержащих духов, огнестрельного оружия, сахара, наручных и настенных часов, розничная торговля импортными товарами без специального разрешения).

Так, например, иностранная нефть, ввезенная в ЗВТ и полностью использованная в ней в качестве топлива для производства какой-либо продукции, не облагается налогом, поскольку она не поступит на таможенную территорию США.


Льготы и преимущества.
1. На ввезенный на территорию ЗВТ иностранный или американский товар не распространяется действие таможенного законодательства США (за исключением требований о надзоре и отчетности) до тех пор, пока этот товар не будет готов для его перемещения за пределы ЗВТ - на таможенную территорию США или на экспорт. При этом время пребывания товара в ЗВТ не ограничено.

Аналогичный порядок действует и в отношении товаров, подлежащих квотированию. Такие товары, за исключением некоторых видов текстильной продукции, во время их нахождения в ЗВТ могут, например, перерабатываться в другие товары, не подпадающие под квоты.

2. Импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в зону, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

3. Таможенная служба США полностью или частично исключает стоимость американской рабочей силы, накладные расходы, стоимость услуг и прибыль из облагаемой налогом стоимости товаров, произведенных в ЗВТ с использованием любой иностранной или американской продукции

О масштабах и основных направлениях деятельности ЗВТсвидетельствуют следующие данные. В 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл. А в конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд. долл.  Расширение хозяйственной деятельности зон внешней торговли происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе местных и зарубежных материалов (комплектующие, узлы для сборки агрегатов и др.). Основные пользователи зон - заводы по сборке автомобилей, на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют 75% от общего объема завозимых товаров.

Таким образом, ЗВТ, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Это осуществляется прежде всего через стимулирование национальных компаний с помощью ряда преференций производить в самих США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с иностранной, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействую тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны. Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка.

Предпринимательские зоны возникли в США для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых  льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на федеральные, штатные и местные, и  создаются  решениями правительственных органов соответствующих уровней.

Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы.  Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются на 10-20 лет, федеральные зоны - также на 20 лет, срок это  может быть продлен.


Льготы и преимущества
В целях развития производства и увеличения занятости действующим на территории зон  американским компаниям предоставляются различные льготы. На федеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас) , на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в предпринимательской зоне новые рабочие места.

Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по  охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку, - в штате Коннектикут создан специальный фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации предпринимательских зон и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не являясь обременительным для бюджетов всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан  в результате оживления экономической деятельности, увеличения числа занятых и, как следствие, расширения налогооблагаемой базы. Предпринимательские зоны ориентированы на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу

Третьим типом ОЭЗ в США являются технико-внедренческие зоны. Они заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей. В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка не требуется разрешения правительственных органов.

В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций и такие, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк "Силиконовая долина" в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфордского Университета; "Бостонский маршрут 128", расположенный рядом с Массачусетским технологичесиким институтом и Гарвардским Университетом; Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета - университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных  центров не только в других районах США, но и  во всем мире.

Финансирование
Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые из технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.
Льготы и преимущества
Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования. Консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса  и т.д.

Значительную экономию средств фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, научно-экспериментальными лабораториями, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в него фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно  связаны с исследованиями и разработками финансируемыми в основном за счет венчурного капитала.

Еще одна характерная черта деятельности технопарков - их сотрудничество с промышленными компаниями, которые получают доступ к университетским ресурсам. Университет, как основное подразделение технопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Часто на территории технопарка создается промышленное производство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненных в парке.

Не все из технологических парков оказываются  эффективными. Причинами такого положения считаются:

неспособность привлечения к сотрудничеству достаточного числа предпринимателей, венчурных компаний и инвесторов;

большая продолжительность периода становления технопарка и долгосрочность окупаемости инвестиций в инфраструктуру самого парка;

низкий уровень системы управления;

отсутствие четкой специализации;

недостаточный уровень льготных условий;

отсутствие налаженного взаимодействия с промышленными предприятиями.

К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Технологическому парку "Силиконовая долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около 20лет.

В последние годы процесс образования парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым фирмам, создаваемым на территории  технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости производства.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница