Мировой рынок образования



Скачать 362,22 Kb.
Дата25.10.2016
Размер362,22 Kb.
вице-президент Современной гуманитарной академии (СГА),

проректор, кандидат экономических наук О.М. Карпенко

старший научный сотрудник Института комплексных социальных исследований СГА О.В. Воинова

А.В. Соколова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ
Экспорт образования в современном мире

По оценкам Всемирной торговой организации (ВТО) объем мирового рынка образования составляет 50–60 млрд долларов, в то же время специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) полагают, что его размеры в 2 раза уступают оценкам ВТО и равняются 30 млрд. долларов. Темпы его роста также значительны, свидетельством чего служит статистика динамика численности иностранных студентов, обучающихся за пределами своих стран (табл. 1).


Таблица 1
Динамика количества студентов, обучающихся за пределами своих стран1


Год

2000

2001

2002

2003

2004

Количество студентов, обучающихся за пределами своих стран, тыс. чел.

1 876

1 946

2 230

2 458

2 651

По прогнозу ЮНЕСКО, к 2010 г. количество иностранных студентов в мире может увеличиться до 3 700 тыс. человек, а к 2025 – до 7 000 тыс. человек, причем две трети из них составят выходцы из Азии.

В некоторых странах прибыль от экспорта образования столь значительна, что является одним из основных источников дохода страны. Например, высшее образование в США является пятым по счету из наиболее крупных секторов экспортируемых услуг в стране. При этом доходы от платы за проживание зачастую превышают доходы от платы за обучение. Особенно это касается стран с распространенным бесплатным обучением (Франции, Германии, Чехии).

Большинство иностранных студентов предпочитают учиться в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры. В то же время для любой развитой страны мира экспорт образования имеет большое геополитическое значение, потому что от того, где будут учиться иностранные студенты, во многом будет зависеть, какие люди встанут у руля власти в разных странах мира через несколько лет.

Не менее ценная прибыль, чем плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение, ­– это квалифицированные специалисты, остающиеся работать в стране после завершения обучения. Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. Таким образом, обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста.

В России на сегодня обучается менее 100 тыс. иностранных студентов (4-5% от мирового спроса), и доходы от этого составляют менее 1% мирового оборота рынка образования.


Конкуренция на мировом рынке образования

Привлечение студентов во многих странах является одним из стратегических государственных приоритетов. Поэтому частью государственной политики ряда стран (Великобритании, Франции, США, Япо­нии и др.) стали мероприятия по увеличе­нию числа иностранных студентов. В большинстве стран проводится специальный анализ миграционных потоков студентов, разрабатываются (нетрадиционно университетские) системы управления ими и их материально-финансовым обеспечением, а также специальные методы, меры и действия по профессиональной подготовке специалистов для работы в этой области транснационального образования.

Не менее активными участниками в конкурентной борьбе за привлечение к себе на учебу иностранных граждан выступают и сами вузы. Основные причины этого состоят в том, что экспорт образования является:


  • важным источником дохода вузов, обеспечивая независимый приток средств, который составляет у ведущих государственных университетов мира 10–20% от общего объема финансирования;

  • неотъемлемой и весомой частью деятельности вузов (хотя и не является сверхзадачей, самоцелью университетов);

  • необходимым условием эффективного развития образования и науки, что способствует повышению авторитета вуза;

  • значимой составляющей благоприятного имиджа вуза.

Сегодня по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи высших учебных заведений из 129 государств.

Многие Вузы прикладывают большие усилия, чтобы стать еще более привлекательными для иностранных студентов. Например, ведущим по численности иностранных студентов из всех американских вузов является Калифорнийский университет (каждый пятый студент вуза – иностранец). В занимающем второе место Нью-Йоркском университете действует программа формирования «глобального преподавательского состава», в соответствии с которой ученые из вузов-партнеров по всему миру регулярно приезжают в этот университет для осуществления преподавательской и исследовательской деятельности

К сожалению, в Российской Федерации работа по привлечению иностранных студентов проводится исключительно медленно и не носит системного характера. Как правило, мероприятия проводятся на уровне вуза, зачастую силами отдельных энтузиастов.
География мирового рынка образования

На международном рынке образовательных услуг основная доля (около 70%) всех иностранных студентов приходится на США, Великобританию, Германию, Францию, Австралию, Канаду и Японию (рис. 1). Это, несомненно, связано с высоким уровнем экономического и культурного развития этих стран.





Рис. 1. Доли стран-лидеров на рынке в 2004 г. (по числу иностранных студентов)2
Интересны также показатели и других стран-экспортеров образования (табл. 2). На долю 15 стран, представленных в таблице, приходится 20% всех иностранных студентов.

Таблица 2



Основные страны-экспортеры на мировом рынке образования (без стран лидеров)3


Место

Страна

Количество иностранных студентов, чел.

Доля рынка, %

Темп прироста к 2000 г., %

в 2004 г.

в 2000 г.

в 2004 г.

в 2000 г.

8

Россия

75786

41210

2,9

2,2

83,9

9

Новая Зеландия

68904

8210

2,6

0,4

739,3

10

ЮАР

49979

15494

1,9

0,8

222,6

11

Бельгия

44304

38799

1,7

2,1

14,2

12

Испания

41734

25502

1,6

1,4

63,7

13

Италия

40641

24929

1,5

1,3

63,

14

Швеция

36458

25548

1,4

1,4

42,7

15

Швейцария

35705

26003

1,4

1,4

37,3

16

Австрия

33707

30382

1,3

1,6

1

17

Малайзия

30407

18892

1,2

1,0

61

18

Нидерланды

21259

14012

0,8

0,8

51,7

19

Дания

17162

12871

0,7

0,7

33,3

20

Португалия

16155

11177

0,6

0,6

44,5

21

Турция

15298

17654

0,6

0,9

-13,4

22

Чехия

14923

5698

0,6

0,3

161,9




Всего в мире:

2 651 144

1 875 567

Общемировой темп прироста:

41,3



Общие тенденции в экспорте образования

Увеличение объемов экспорта образования – это глобальная тенденция. В период с 2000 по 2004 гг. объемы экспорта образования во всем мире увеличились на 41%, для стран лидеров – на 73 %. (табл. 2).

Очевидно, что состояние экспорта образовательных услуг определяется привлекательностью страны, ее системы обучения и доступностью получения высшего образования, а состояние экспорта образовательных услуг ведущими университетами мира – еще и престижностью вуза, а также маркетинговой политикой по продвижению образовательных услуг на мировой рынок образовательных услуг. Однако по ряду причин увеличение экспорта образовательных услуг может происходить разными темпами (рис. 2). Это может быть связано как с результатами политики государств, так и с деятельностью самих вузов.

Рис. 2. Темп прироста в 2004 г. по сравнению с 2000 г. числа иностранных студентов для стран-лидеров4
Рассмотрим подробно, какие факторы способствуют ускорению или замедлению роста экспорта образования в конкретной стране.

К факторам, ускоряющим рост экспорта образования, относятся:



  1. Доступность получения образования в вузах страны. Финансовая доступность образования – это прежде всего возможность оплаты студентом обучения и проживания. Есть множество вариантов сделать ее приемлемой для большинства потенциальных студентов: бесплатное обучение, низкая стоимость обучения, кредиты, гранты от вуза, снижение стоимости проживания за счет размещения в подведомственных вузу общежитиях. В вузах разных стран существует возможность бесплатного обучения.

Упрощенную процедуру поступления, например прохождение теста или собеседования, также можно рассматривать как вид доступности. А использование современных коммуникационных технологий может облегчать получение необходимой информации и документов для поступления. Ярким примером является программа международного обмена «Университеты в Америке», проводимая американской компанией Foreign Study League (FSL). Характерной особенностью программы является упрощенная процедура зачисления в высшие учебные заведения. FSL предлагает эту программу только иностранным учащимся. При этом от студентов не требуются официальные результаты экзамена на знание английского языка и тестов SAT и/или ACT, показывающих общий уровень академической подготовки. Кроме того, при заполнении анкеты-заявки студенты могут указать два или три из участвующих в программе вузов. Это означает, что студенту не нужно заполнять огромное количество бумаг для отправки в различные университеты. FSL делает это за них, используя единственный комплект документов.

Один из немаловажных факторов – это удобный визовый режим, принятый в государстве-экспортере. Отсутствие дополнительных процедур и затруднений при получении визы на проживание облегчает сложный процесс поступления в иностранный вуз, поэтому многие страны используют упрощенные визовые режимы именно для студентов.



  1. Увеличение числа мест в престижных вузах. Растущая потребность в качественном образовании стимулирует престижные вузы к открытию новых филиалов, новых факультетов и специальностей, расширению набора. Вузы увеличивают число мест, на которые могут претендовать иностранные студенты. Данный фактор может способствовать повышению потребления образовательных услуг как в странах-экспортерах, так и в других странах (в случае открытия филиалов).

  2. Развитый маркетинг. Широкая маркетинговая кампания, проводимая в странах-импортерах образования, позволяет добиться результатов в нескольких видах деятельности, направленной на повышение спроса на образовательные услуги.

В рамках рекламной кампании легко донести информацию о вузе до большего количества потенциальных студентов. Удачная маркетинговая кампания формирует положительный имидж и благоприятное впечатление о вузе, это способствует заинтересованности стран-импортеров образовательных услуг и других вузов в международном сотрудничестве.

  1. Государственная поддержка. Поддержка экспорта образования в какую-либо страну не обязательно исходит от государства-экспортера, поэтому важно понимать, какие именно действия государства могут поддерживать как экспорт, так и импорт. На сегодня существуют несколько возможных схем государственной поддержки, предполагающие соответствующие меры.

Основным направлением государственного регулирования в сфере высшего образования с точки зрения его распространения в разных странах можно считать государственную поддержку учащихся. Это схема «государство – студент». Сегодня во многих странах существуют разнообразные программы материальной поддержки студентов, гибкие системы оплаты обучения, возможности получения кредитов на выгодных условиях, осуществляемые полностью или частично именно за счет государств, а также возможности бесплатного обучения в государственных вузах.

Кроме того, государства-экспортеры должны обеспечивать социальную и правовую защиту приезжающих к ним студентов, – это необходимая составляющая привлекательности получения образования в другой стране. На сегодняшний момент существуют различные некоммерческие организации, создающиеся, как правило, по инициативе государств специально для защиты интересов студентов.

Когда во взаимовыгодном обмене заинтересованы одновременно государство-экспортер и государство-импортер, поддержка может осуществляться по схеме «государство – государство». Это выражается в сотрудничестве на межгосударственном уровне, например открытие государственных представительств, соглашения об упрощенном визовом режиме, нострификация диплома.

Последней возможной схемой является схема «государство – вуз». Она может выражаться в материальной помощи своим вузам-экспортерам образования, в поддержке на законодательном уровне, например в виде налоговых льгот и т.д. Также помощь может предоставлять государство-импортер, заключая напрямую определенные соглашения с вузом-экспортером.



  1. Внедрение инновационных технологий в образование. Инновационные технологии в образовании подразумевают создание комфортных условий обучения за счет использования современных технических средств и технологий. Новейшая материальная база, удобная связь с преподавателями, наличие электронной библиотеки, безусловно, способствуют повышению привлекательности вуза, а в некоторых случаях и повышению его престижа. Наиболее расположены к использованию инновационных технологий недавно появившиеся или недавно вышедшие на мировой рынок вузы, например вузы Новой Зеландии.

  2. Опыт присутствия на рынке. Достаточный опыт присутствия вуза на рынке вызывает уважение и доверие у потребителей. Более опытные вузы также лучше информированы о ситуации на рынке и могут быстрее и правильнее реагировать на ее изменение. Неслучайно, первые позиции в рейтинге стран-экспортеров занимают Великобритания, Германия, Франция. Все эти страны имеют многовековой опыт обучения иностранных студентов.

К факторам, замедляющим рост экспорта образования, относятся:

  1. Снижение уровня безопасности. Нестабильная политическая ситуация в отдельных регионах мира приводит к повышению криминогенной обстановки в некоторых странах. Возникают очаги межрасовых и межнациональных конфликтов и, как следствие этого, происходит усиление националистических настроений. Это может быть причиной оттока студентов из подобного региона, так как, имея возможность выбора, они предпочтут обучаться там, где могут не опасаться за свою жизнь и здоровье.

Также, по причине общей нестабильности, возрастает активность террористических группировок. Некоторые государства, заботясь о своей безопасности, усложняют порядок получения визы, примером могут служить США и Франция, которые в последнее время были вынуждены ограничить число въезжающих студентов.

  1. Появление новых конкурентоспособных участников рынка. Все большее количество людей понимают, что образование – это выгодный товар. В связи с этим открываются новые вузы и повышается уровень уже существующих. Более того, на рынок выходят не просто новые вузы, а новые страны, и для них существует реальная возможность изменить мировую образовательную карту.

Например, Новая Зеландия за пять лет в семь раз увеличила число студентов за счет привлечения более 30 тыс. иностранных студентов из Китая, Индии и Кореи, и сейчас учит более 75 тыс., а Малайзия почти вдвое увеличила контингент иностранных студентов.

  1. Несоответствие качества образования существующим требованиям. Из-за глобальных тенденций в мировой экономике нарастает необходимость в общемировых стандартах образования, что нашло свое отражение в Болонском процессе, на котором выработаны общеевропейские стандарты. Европейский вуз, не соответствующий этим стандартам, может удостоиться негативных оценок деятельности, что повлияет на ухудшение имиджа в глазах студентов, государств и других вузов.

Неправильно организованная система менеджмента качества вуза, результатом чего может быть устаревание и чрезмерный износ материальной базы, а также снижение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, плохо сказывается на общественном мнении о качестве образования в данном вузе.

Также речь может идти о восприятии качества образования. В этом случае успех вуза немало зависит и от правильной маркетинговой политики. Просчеты при формировании и поддержании благоприятного имиджа вуза могут создать у студента неправильное представление о качестве предлагаемых образовательных услуг, что может стать весомой причиной снижения притока студентов.


Актуальные и перспективные направления деятельности

В большинстве стран, экспортирующих образование, ведутся исследования рынка образования и разработка маркетинговой стратегии. Рассмотрим подробно основные меры по привлечению иностранных студентов, принимаемые в семерке стран-лидеров.



США

В США за разработку и осуществление образовательной политики несет ответственность департамент образования страны. Он разрабатывает и принимает участие в различных программах и мероприятиях, в числе которых: образовательная информационная сеть США, национальный центр по статистике образования, совместные программы обмена по образованию, ежегодные международные недели образования, проведение встреч, семинаров, участие в международных зарубежных конференциях, форумах, образовательных выставках.

К основным актуальным направлениям политики департамента образования США в области экспорта образования можно отнести:


  • распространение информации об образовательной политике и практике США, обеспечении лидирующей роли страны в вопросах экспорта образования, целенаправленную работу с соответствующими партнерами в других;

  • изучение эффективной практики других стран в области высшего образования с целью улучшения высшего образования в США;

  • поддержку международной и экономической политики США путем укрепления связей с другими странами в области образования и создания благоприятных условий для экспорта образовательных услуг.

Великобритания

Важнейшим инструментом реализации государственной политики в области международного образования, науки, культуры Великобритании является Британский Совет. В его структуре работает Служба образовательного консультирования, которая разрабатывает стратегию развития маркетинга образования Великобритании, а также мер по привлечению иностранных студентов в британские вузы.

В 1999 г. по инициативе премьер-министра Великобритании началась широкомасштабная кампания по продвижению британского высшего образования за рубежом и по привлечению большего количества иностранных студентов в университеты и колледжи Соединенного Королевства. Ее приоритетами в области экспорта образовательных услуг определены более 20 стран, в том числе и Россия. На уровне министерств было достигнуто соглашение о проведении совместных мероприятий, которые позволят иностранным студентам облегчить процедуру поступления в британские вузы, и определены следующие перспективные направления:


  • оптимизация процесса получения виз иностранными студентами;

  • предоставление студентам возможности совмещать учебу и работу как в период обучения, так и после его окончания;

  • расширение финансирования обучения иностранных студентов, осуществляемое как Британским Советом, так и другими независимыми фондами и отдельными университетами.

К актуальным направлениям деятельности, призванной обеспечить непрерывный поток иностранных студентов в Великобританию, можно отнести улучшение информированности потенциальных студентов. В рамках этого направления британские вузы активно участвуют в международных выставках за рубежом, регулярно проводят национальные выставки и «образовательные ярмарки».

Германия

Важнейшее место в привлечении иностранных студентов в вузы Германии принадлежит Германской службе академических обменов (ДААД). Самым актуальным направлением деятельности для поддержки экспорта образования является всестороннее повышение доступности образования. Например, ДААД реализует 380 программ, из которых большинство направлено на предоставление возможности, в том числе финансовой, иностранным студентам обучаться в Германии.

В 2002 г., была разработана специальная программа мер по привлечению в страну иностранных студентов, а также мероприятия, направленные на:


  • повышение международной привлекательности немецких вузов, в связи с чем в каждом государственном вузе Германии специально резервируется 5% мест для иностранных студентов;

  • улучшение качества образовательных услуг на всех уровнях, для чего разрабатываются мероприятия, позволяющие модернизировать структуру образования и обеспечить конкурентоспособность немецкого образования;

  • больший учет запросов зарубежных стран, в связи с чем многие высшие учебные заведения Германии начали обучение иностранных студентов на английском языке. Вместе с тем Министерство науки и исследований совместно с Немецким студенческим обществом с 2002 г. осуществляют проект «Интернационализация обучения: иностранные студенты в Германии – немецкие студенты за рубежом»;

  • упрощение визового режима, для чего максимально упрощено получение въездных виз в Германию для иностранных студентов, их срок пребывания в Германии увеличен с 10 до 15 лет, после этого разрешение на жительство можно продлить не на год, как раньше, а на два.

С 2001 г. осуществляется специальная программа «Международный маркетинг образовательного и исследовательского пространства Германии». Она финансируется Министерством науки и исследований, Федеральным союзом работодателей, Немецким исследовательским обществом, ДААД и др. Ее целью является не только привлечение иностранных студентов, но и создание условий для того, чтобы зарубежные высококвалифицированные научные кадры оставались в стране.

Франция

Во Франции центральным органом государственного управления в сфере образования является Министерство национального образования, а вопросами высшего образования занимается Национальный совет высшего образования и научных исследований. Новая программа «Привлекательность Франции», представленная премьер-министром в июне 2003 г., предусматривает следующие перспективные направления в области экспорта образования:



  • введение новых процедур получения студенческих виз;

  • реформу программ по получению стипендий;

  • гармонизацию дипломов на общеевропейском уровне (Болонский процесс).

Также специально для реализации программ по привлечению иностранных студентов под эгидой Министерства иностранных дел и Министерства образования создана правительственная организация ЭдюФранс. При ее участии разрабатываются различные мероприятия направленные на:

  • продвижение французской системы высшего образования, что включает в себя организацию многочисленных событий (форумов, салонов) за рубежом, а также организацию университетских туров в больших зарубежных городах;

  • предоставление информации иностранным студентам, их ориентация, оказание помощи при записи во французские высшие учебные учреждения, облегчение выполнения необходимых формальностей для того, чтобы обеспечить успешное пребывание во Франции;

  • оказание помощи французским учреждениям при разработке программ обучения, ориентированных на иностранных студентов, и их продвижение.

Австралия

В Австралии действуют различные национальные и международные организации, такие как Австралийская национальная обучающая организация, Агентство австралийского университета качества и общенациональная служба International Development Program (IDP). Они ответственны за разработку и принятие организационных и программных стратегий в сфере высшего образования и экспорта образовательных услуг. Организационные стратегии включают поддержку вузовских инициатив через политические решения и административные системы страны. Программные стратегии включают в себя следующие актуальные направления:



  • интернационализацию образования посредством интернационализации содержания образовательных программ, а также международные студенческие программы и научно-техническое сотрудничество;

  • использование дистанционного образования и предоставление образовательных услуг в зарубежных филиалах, ведь из всех студентов, обучающихся в австралийских вузах, около 30% учатся в филиалах австралийских университетов в зарубежных странах. Это одна из характерных особенностей политики Австралии в области экспорта образовательных услуг;

  • разработку программы поддержки иностранных студентов, включающую в себя разнообразные курсы профессиональной подготовки, краткосрочные и заказные курсы, а также финансовую поддержку со стороны правительства Австралийского Содружества;

  • повышение качества предоставляемых образовательных услуг, разработку новых экспортонаправленных образовательных программ, в рамках чего по итогам ежегодной проверки качества подготовки специалистов каждому университету присваивается определенный рейтинг, и в соответствии с ним вузы получают дополнительно 60–80 млн австралийских долл. Кроме того, предоставляются индивидуальные гранты преподавателям;

  • создание на зарубежном рынке образовательных услуг позитивного имиджа австралийских университетов; для проведения мощных информационно-рекламных кампаний созданы общенациональные маркетинговые службы, в числе которых австралийская общенациональная служба IDP Education Australia, занимающаяся профильными исследованиями международного рынка образования.

Внедрение этих стратегий позволяет постоянно наращивать количество иностранных студентов в австралийских вузах.

Канада

Отличительная черта канадской системы высшего образования – отсутствие единого федерального органа, регулирующего деятельность высших учебных заведений и соответственно интегрированной системы высшего образования. Десять провинций и три территории Канады формируют тринадцать относительно независимых образовательных систем. Для реализации общенациональных целей и задач по развитию высшего образования в Канаде функционирует Совет министров образования Канады. Образовательная политика Канады в области привлечения иностранных студентов состоит из следующих актуальных направлений:



  • поддержание высоких стандартов обучения во всех учебных заведениях, как государственных, так и частных. Для этого существует Канадская ассоциация аккредитационных агентств. Советом министров образования Канады разработана и применяется Программа национальных образовательных показателей;

  • обеспечение доступности получения образования, к примеру, стоимость обучения на получение первой академической степени (бакалавра) в Канаде на одну треть ниже стоимости подобного образования в государственных университетах Америки и более чем в два раза ниже расценок частных университетов;

  • упрощение получения въездных виз и благоприятная для приезжих иммиграционная политика.

Для привлечения большего числа иностранных студентов в вузы Канады правительство этой страны в 2005 г. приняло новое постановление, которое закрепило перспективное направление, предоставляющее студентам возможность совмещать учебу и работу как в период обучения, так и на каникулах.

Япония

Более 80% всех вузов Японии являются частными, но ключевая роль в управлении системой образования принадлежит государству – Министерству образования, науки и культуры. На сегодня самым актуальным направлением деятельности по привлечению иностранных студентов является интернационализация образования: японские вузы все больше включаются в международные программы и переводят часть своих традиционных программ в университетском секторе на англоязычное преподавание.

Сейчас международная интеграция японских вузов имеет разнообразные формы:


    • специальные программы обучения за рубежом, включенные в общий курс обучения японского вуза;

    • международные англоязычные программы, предусматривающие обмен студентами;

    • ознакомительные программы обучения (до трех месяцев);

    • партнерские связи с зарубежными вузами (соглашения, обмен преподавателями);

    • зарубежные отделения колледжей (в Японии и других странах) и совместные учебные заведения и программы.

Опыт ведущих стран-экспортеров образования по привлечению иностранных студентов позволяет выделить необходимые основные направления, в той или иной мере, присущие активной политике экспорта образования в любой стране.

Наиболее значимыми актуальными и перспективными направлениями деятельности являются:



  1. Маркетинг:

  • улучшение информированности потенциальных студентов;

  • учет запросов других стран;

  • активное сотрудничество с другими странами;

  • интернационализация образования

  1. Повышение качества образования:

  • государственный контроль качества образования;

  • изучение эффективной практики других стран;

  • внедрение инновационных технологий

  1. Повышение доступности образования:

  • государственное финансирование обучения иностранных студентов;

  • упрощение процесса получения визы;

  • материальная поддержка студентов;

  • предоставление возможности совмещать работу и обучение.


Общие тенденции в импорте образования

На данный момент во всем мире понимают важность образования, поэтому в списке основных стран-импортеров присутствуют представители всех регионов мира (табл. 3).

Таблица 3
Количество иностранных студентов, приехавших из регионов в 2004 г.5


Место

Регион

Количество иностранных студентов, чел.

1

Азия

1 093 218

2

Европа

714 841

3

Ближний Восток и Северная Африка

312 351

4

Африка (кроме Северной Африки)

235 421

5

Латинская Америка

181 520

6

Северная Америка

92 022

7

Австралия и Новая Зеландия

21 771

Всего:

2 651 144


Соотношение экспорта и импорта образования

Для стран-лидеров по объемам экспорта образования показатель соотношения экспорта и импорта образования может в определенной степени охарактеризовать привлекательность образования этой страны. С одной стороны, большие объемы экспорта образования свидетельствуют о привлекательности образования страны для иностранных студентов, с другой – маленький объемы импорта говорят об удовлетворенности студентов системой образования своей страны (рис. 3)



Рис. 2. Соотношение въезд/выезд студентов в 2004 г.6
Условно все страны, которые представлены в качестве основных импортеров образования, можно разделить на три группы:

Первая группа – это страны, имеющие собственные системы качественного образования, при этом стремящиеся поднять уровень образования своих специалистов в отдельных отраслях экономики. Эту группу, к которой в основном относятся страны с развитой экономикой, можно разделить на три подгруппы:



  1. Крупные страны, имеющие самые развитые системы образования в мире (США, Великобритания, Германия, Япония и др.) Заметим, что эти страны не только первые в списке стран-экспортеров образования, но и представлены в списке первых 20 стран-импортеров (за исключением Австралии). Это отражает процессы международной интеграции и сближения развитых стран Европы, Северной Америки и Океании. Таких импортеров образовательных услуг может заинтересовать только действительно качественное образование

  2. Страны, в которых недостаточно или хуже, чем в других странах, развита подготовка специалистов в отдельных областях (Ирландия, Норвегия, Израиль и др.). Это может быть связано, например, с тем, что некоторые отрасли экономки и/или аспекты социальной сферы в этих странах только недавно начали развиваться.

  3. Небольшие страны с развитой системой образования (Дания, Швеция, Чехия, Новая Зеландия и др.). У стран третьей подгруппы показатель экспорта образования значительно превышает показатель импорта (как и у стран первой подгруппы), что свидетельствует о привлекательности получения образования в такой стране. Поэтому в основном студенты из этих стран предпочитают получать образование в своем государстве.

Вторая группа – это страны, нуждающиеся в экспорте образования по причине необходимости большого количества квалифицированных кадров. В этой группе также можно выделить три подгруппы:

  1. Крупные развивающиеся страны с дисбалансом потребностей экономики и развития системы образования. В эту группу входят страны со значительным человеческим и физическим капиталом, нуждающиеся в квалифицированных кадрах для дальнейшего эффективного развития экономики. К таким странам прежде всего относятся Индия, Китай, Корея и т. д. Именно они в наибольшей степени заинтересованы в импорте образования, ввиду того что развитие производства в этих странах опережает развитие системы образования.

  2. Небольшие страны, ориентированные на подготовку специалистов за рубежом (Греция, Болгария и др.). Это страны, с наибольшим показателем доли численности студентов, уехавших за границу, от общей численности студентов. Системы образования в этих странах уступает системам образованиям стран-лидеров по экспорту, поэтому большое количество студентов в этих странах выбирает обучение за границей.

  3. Страны, заинтересованные в импортном образовании, но неспособные импортировать его в больших количествах (Чили, Словения, Беларусь). Образование в них не привлекательно для иностранных студентов (а возможно и для студентов этих стран). При этом лишь небольшое количество студентов этих стран могут позволить себе обучение за границей.

Третья группа – это страны, нуждающиеся в специалистах высшего уровня для управления государством в условиях экономического и политического кризиса.

Стремление стимулировать развитие передовых отраслей экономики и придать динамизм экономике в целом побуждает развивающиеся страны уделять внимание подготовке квалифицированных кадров из верхушки и, соответственно, импортировать высококачественное образование из экономически более развитых стран (большинство стран Африки и Южной Америки и др.)


Основные потоки миграции студентов

Глобализация выносит уровень и масштабы конкуренции на рынке образования за пределы одного государства, экономической, политической, социокультурной системы или системы образования. Можно говорить о том, что глобальный рынок образования сегодня представлен тремя основными конкурирующими рынками: североамериканским (США, Канада); европейским (Великобритания, Германия, Франция); тихоокеанским (Австралия, Новая Зеландия, Япония).

Международная образовательная карта выглядит сегодня следующим образом: есть два основных образовательных центра – североамериканский и европейский. Первый держит треть всего студенческого легиона, из которого в США учится 600 тыс. студентов. Суммарный образовательный оборот Европы и по числу студентов, и по деньгам вполне сопоставим с Америкой. Третий, тихоокеанский, существенно меньше. В Австралии в сумме с соседней Новой Зеландией обучается около 200 тыс. иностранцев, а в Японии сейчас почти 80 тыс. иностранных студентов.

На протяжении последних тридцати лет половину всех студентов на мировой рынок поставляют страны Азии. В лидерах – Китай, Корея, Малайзия, Индия, Гонконг. Постоянно растет количество студентов из Таиланда, Индонезии, Сингапура и Пакистана. Второй крупный поставщик – арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки: Марокко, Алжир, Тунис, Иран, Иордания, Палестина.

К центрам устремлено три потока образовательной миграции. Основной поток – «Восток – Запад» – по большей части направлен от Юго-Восточной Азии в сторону Северной Америки. Чуть меньший поток – в Европу. Другой трансконтинентальный поток – «Юг – Север» – из Юго-Западной Азии и севера Африки. В основном он тоже устремлен в Америку, меньше – в Европу. Наконец есть поток, соединяющий Европу с Америкой; в отличие от первых двух он двусторонний. Примерно 200–250 тыс. человек направляется в США; в Европу – раза в два меньше.

Таким образом, на распределение потоков миграции студентов влияют следующие основные причины:



  1. территориальная близость государств-импортеров и государств-экспортеров друг к другу;

  2. налаженность культурных и экономических связей, в том числе за счет бывших колониальных отношений;

  3. сходство языков и традиций;

  4. престижность, активная маркетинговая политика;

  5. доступность образования при высоком качестве.


Перспективы России на мировом рынке образования

Перед тем как говорить о перспективах спроса на российское образование, рассмотрим, какие особенности российской системы образования способствуют или не способствуют ее привлекательности для иностранных студентов. Некоторые эксперты обычно выделяют следующие «плюсы» и «минусы»:



Плюсы:

  • Наличие вузов, способных предоставить качественное образование. Сегодня уже нельзя говорить о том, что в любом российском вузе можно получить качественное образование. Тем не менее до сих пор остаются вузы, имеющие авторитет в мировом сообществе. Об этом свидетельствует то, что российские высшие учебные заведения представлены в списке 200 лучших вузов мира.

  • Низкая стоимость обучения. Большинство российских вузов – государственные и предоставляют всем студентам возможность бесплатного обучения; более того, и в случае платного образования стоимость обучения невысока. С одной стороны, это повышает привлекательность российского образования, а с другой, свидетельствует о неудовлетворительном состоянием образовательной инфраструктуры.

  • Опыт присутствия на рынке. Можно говорить о том, что в течение 40 лет, будучи в составе СССР, Россия была одной из стран-лидеров в экспорте образования. Это стало возможным благодаря огромному количеству различных соглашений и договоренностей СССР с другими странами касательно экспорта образования. После распада СССР эти связи были разорваны, и произошло существенное ослабление организационных механизмов, что повлекло за собой утрату Россией своих позиций. Однако остался накопленный опыт формирования эффективной и привлекательной системы образования.

  • Фундаментальность российского образования. С одной стороны, сложившаяся в российском обществе приверженность к фундаментальному образованию тормозит развитие профильного образования, более популярного на сегодняшний момент в мире. С другой – конкуренция в этом виде образования невелика и скорее всего не будет расти. Также о привлекательности фундаментального образования может говорить то, что студенты из более развитых по сравнению с остальными регионами – стран Северной и Западной Европы и стран Северной Америки и Океании – выбирают фундаментальное российское образование в классических университетах почти так же часто, как профильное.

Минусы:

  • Отсутствие широкого признания российских дипломов за рубежом. Непризнание дипломов большинства российских вузов на международном уровне – это, пожалуй, самая серьезная проблема, с которой Россия сталкивается, пытаясь экспортировать образование. Хотя на данный момент предпринят и будет предприниматься ряд шагов по преодолению этой ситуации (в том числе участие в Болонском процессе), пока этого не достаточно, для того чтобы ситуация изменилась в ближайшее время.

  • Недостаточная оснащенность материально-технической базы. Материальная база большинства российских вузов на данный момент сильно устарела и изношена. Это затрудняет внедрение инноваций и эффективный информационный обмен, вследствие чего российские вузы практически лишены возможности предоставить иностранным студентам образовательный сервис международного уровня.

  • Отсутствие возможности для иностранных студентов совмещать работу с обучением. Для иностранных студентов в России возможность сочетать обучение с работой необходима, так как чаще всего предоставляемые им стипендии, не покрывают расходов на проживание. Кроме того, многие иностранные студенты, в особенности приехавшие изучать какую-либо узкую специальность, хотели бы получить более глубокие практические навыки, что невозможно в рамках практики, предоставляемой вузом.

  • Низкий уровень безопасности. Как уже говорилось выше, пока в России складывается обстановка, характеризующаяся повышенной криминогенностью, не редки случаи нападения на иностранных студентов. Такие случаи, как правило, сопровождаются серией громких публикаций за рубежом, что наносит ущерб репутации российского образования и снижает привлекательность обучения в России.

  • Преподавание в основном ведется на русском языке. Русский язык довольно сложен, и учить его лишь для того, чтобы иметь возможность обучаться в России, предпочтут немногие. Хотя наибольшее количество студентов едет в Россию именно для изучения русского языка, преподавание на других языках, безусловно, будет способствовать увеличению количества иностранных студентов.

  • Жесткий визовый режим для студентов.

В России в значительной степени жесткие правила оформления права на проживание, и, возможно, их смягчение повлекло бы за собой повышение привлекательности обучения в российских вузах. Особенно это важно в условиях дефицита специалистов, который могли бы восполнять иммигранты, приехавшие учиться.

Вступление в Болонский процесс и движение к общеевропейским стандартам в какой-то мере способствуют преодолению кризисных явлений в сфере высшей школы, которые характерны для всех без исключения постсоветских государств. Однако болонская модель не поможет решить все проблемы российской высшей школы, к тому же довольно вероятно, что Россия на начальном этапе вступления в Болонский процесс сможет только формально достичь соответствия общеевропейским стандартам. Поэтому значительного притока иностранных студентов из стран Западной и Северной Европы в ближайшее время ожидать не стоит.

Как уже говорилось, образовательный бизнес – это солидные финансовые поступления в бюджет страны и вузов. Кроме того, повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке важно еще и по причине сложившейся крайне неблагоприятной демографической ситуации. По самым оптимистичным прогнозам Россия выйдет из демографического кризиса только к 2025 г. В таких условиях, привлечение иностранных студентов будет не только способствовать увеличению доходов государства и вузов, но и поможет в определенной степени решить проблему нехватки специалистов на рынке труда.

Говоря о распределении потоков иностранных студентов в мире и условиях, способствующих привлечению иностранных студентов, можно обратить внимание на большую роль бывших колониальных отношений. Россия окружена странами со значительными человеческими ресурсами. Не следует забывать о разносторонних связях, которые поддерживала Россия, будучи республикой Советского Союза. В их число входят не только связи с бывшими союзными республиками, но и с основными поставщиками студентов на мировой рынок – Индией и Китаем. До сих пор (и картина вряд ли изменится) 75% экспорта образования в Россию обеспечивается за счет 21 страны (табл. 4)



Таблица 4
Численность иностранных граждан из различных стран, обучавшихся в российских вузах   в 2005/2006 уч. г.7


 

Страна

Численность студентов, чел*.




Страна

Численность студентов, чел.

1

Китай

13 150

12

Монголия

1 612

2

Казахстан

12 856

13

Сирия

1 544

3

Вьетнам

4 917

14

Грузия (включая Абхазию и Южную Осетию)

1 537

4

Индия

4 318

15

Туркмения

1 359

5

Украина

4 182

16

Мьянма (Бирма)

1 337

6

Узбекистан

2 740

17

Молдова (включая Приднестровье)

1 118

7

Республика Корея

2 320

18

Германия

1 086

8

Белоруссия

2 083

19

Польша

1 076

9

Азербайджан

2 052

20

США

1 069

10

Армения

1 866

21

Таджикистан

1 051

11

Малайзия

1 803

Всего:

65 076

Примечание: В таблице представлены только те страны, из которых в России учится более 1000 чел.

Кроме стран Азии и СНГ в таблице представлены только четыре страны: Сирия, Польша, Германия, и США. Поэтому следует согласиться с мнением большинства экспертов, что России в первую очередь нужно ориентироваться на страны Азии и СНГ. Не случайно в 2001 году была создана Шанхайская организация содружества (ШОС), объединившая Россию, Китай, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Заявку на участие в организации подали так же Индия, Иран и Пакистан. Создание ШОС предоставило России и странам Центральной Азии возможность по иному взглянуть на процесс эффективного взаимодействия и интеграционных связей не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социокультурных проектов.


Рекомендуемые меры

Как уже было сказано, основными выгодами России от обучения иностранных студентов могут быть финансовые поступления средств в бюджет страны и вузов и восполнение нехватки специалистов за счет иностранных студентов, особенно в регионах. Таким образом, российская образовательная политика должна предусматривать:



  1. создание соответствующей правовой базы, учитывающей возможность получения российского гражданства после окончания вуза; принятие соглашений о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и об ученых степенях и званиях;

  2. проведение межгосударственного информационного обмена и сотрудничества по вопросам образования; исследований по выявлению образовательных потребностей населения и потребности в кадрах высшей квалификации;

  3. развитие региональных вузов и филиалов центральных; улучшение их материально-технической базы и повышение квалификации преподавателей;

  4. разработку методик, способствующих скорейшей интеграции иностранных студентов в российские вузы, как для самих студентов, так и для преподавателей;

  5. создание специальных курсов для иностранцев, знакомящих с особенностями российской правовой и экономической системы, а также адаптированных курсов русского языка;

  6. упрощение визового режима или помощь студентам в оформлении документов, подтверждающих право на жительство в России во время обучения, в том числе информационную поддержку студентов касательно оформления документов при поступлении в российский вуз;

  7. предоставление студентам возможности совмещать обучение с работой.

Развитие транснационального образования открывает для вузов новую перспективу – становится стимулом для развития самих вузов как самостоятельных акторов международного пространства, позволяя им снизить зависимость от национальной образовательной политики.



Закрыть

  • Социальные закладки

  • E-mail




1 OECD and the UNESCO Institute for Statistics: www.oecd.org/edu/eag2006.

2 OECD and the UNESCO ...

3 Там же.

4 OECD and the UNESCO ...

5 OECD and the UNESCO ...

6 OECD and the UNESCO …

7 Информационно-аналитическая система поддержки экспорта российского образования http://www.russia.edu.ru/information/analit/statis/1746/





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница