Мку «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»



Скачать 11,59 Mb.
страница1/55
Дата21.05.2018
Размер11,59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждения «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района



ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель Совета школы

на заседании педагогического совета Кольцаузе В,Г. директор_______ М.П.Ермолова

Протокол № от 02 сентября 2013г. Протокол №1 от 02.09.2013 МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ»

Приказ № 1 от 02 сентября 2013 г.

Основная образовательная программа

основного общего образования

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»


Бийского района Алтайского края

с. Верх-Бехтемир

2013 год
Оглавление

1. Пояснительная записка ................................................................................... 1

1.1. Общая характеристика образовательной программы основного общего

образования ........................................................................................................... 1

1.2. Цели и задачи образовательной программы основного общего

образования ........................................................................................................... 2

2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по

общеобразовательным предметам Федерального компонента ..................... 10

2.1.Общие положения ........................................................................................ 11

2.2. Русский язык ................................................................................................ 12

2.3. Литература ................................................................................................... 13

2.4. Иностранный язык ...................................................................................... 14

2.5. Математика .................................................................................................. 17

2.6. Информатика иИКТ………………………………………………………...18

2.7. История ........................................................................................................ 18

2.8. Обществознание (включая экономику и право) ...................................... 19

2.9. География ..................................................................................................... 20

2.10. Природоведение ........................................................................................ 21

2.11. Физика ........................................................................................................ 24

2.12. Химия ......................................................................................................... 22

2.13. Биология ..................................................................................................... 22

2.14. Изобразительное искусство ..................................................................... 24

2.15. Музыка ....................................................................................................... 24

2.16 Основы безопасности жизнедеятельности……………………………….25

2.17. Технология ................................................................................................. 25

2.18 Физическая культура ................................................................................. 30

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

обучащимися ООП ООО ................................................................................31

4. Стандарт содержания основных образовательных программ ООО ......... 66

4.1. Русский язык ................................................................................................67

4.2. Литература ................................................................................................... 85

4.3. Иностранный язык .................................................................................... 128

4.4. Математика ................................................................................................ 148

4.5. Информатика и ИКТ ................................................................................. 159

4.6. История ...................................................................................................... 175

4.7. Обществознание (включая экономику и право) .................................... 204

4.1.8. География ................................................................................................ 215

4.9. Природоведение ........................................................................................ 235

4.10.Физика ...................................................................................................... 243

4.11. Химия ....................................................................................................... 254

4.12.Биология ................................................................................................... 264

4.13. Изобразительное искусство ................................................................... 283

4. 14. Музыка .................................................................................................... 294

4.15.Технология ............................................................................................... 310

4.16. Основы безопасности жизнедеятельности ........................................... 382

4.17. Физическая культура .............................................................................. 388

5. Учебный план основного общего образования ........................................ 399

6. Основные требования к обеспечению образовательного процесса ...... 400

7. Программа воспитательной работы ......................................................... 451

8. Коррекционная программа ........................................................................ 455

9. Приложения к ООП ООО ........................................................................... 460

9.1. Учебный план на текущий учебный год

9.2. Рабочие программы учебных предметов

9.3. Обеспеченность УМК (оценочные и методические материалы,

перечень учебников)

9.4. План воспитательной работы на текущий год

10. Лист фиксирования дополнений и изменений в ООП ООО.


  1. Пояснительная записка.

Основная образовательная программа (ООП) основного общего образования включает в себя требования:

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего

образования;

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего

образования и является основой объективной оценки уровня образования обучающихся.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего

образования составляет пять лет. ООП основного общего образования разработана с

учетом состава учащихся, расположения образовательного учреждения в центре села Верх-Бехтемир, педагогических возможностей образовательного учреждения. Она призвана играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России.




    1. Общая характеристика образовательной программы основного общего образования

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя

общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ») является

общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего

общего образования. Образовательная программа школы представляет собой документ,

который определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию

образовательного процесса на уровнях основного общего образования и направлен на

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,

личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающий социальную успешность,

развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Образовательная программа разработана педагогическим коллективом в соответствии с

требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта

(далее Стандарт), на основе ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской

Федерации», Устава МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ»

Образовательная программа основного общего образования разработана с учѐтом типа

образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников

образовательного процесса; с учѐтом целевой, содержательной и организационной

преемственности с образовательной программой начального общего образования.

Уровень основного общего образование предполагает нормативный срок освоения 5

лет.


Назначение данной программы в том, чтобы создать психологически комфортную

образовательную среду, где высокое качество образования сочетается с учетом

возможностей каждого школьника, где обеспечиваются условия для раскрытия

способностей каждого обучающегося.

Образовательная программа основного общего образования адресована:

администрации ОУ (для реализации путей развития ОУ);

педагогическому коллективу (для разработки и составления рабочих учебных программ

по предметам УП, как компонентам образовательной программы;

учащимся и их родителям (законным представителям) (для удовлетворения

информационных запросов о содержании образования, путях реализации целей общего

образования, соответствующих особенностям и возможностям школы, о задачах школы

по повышению качества образования; для развития продуктивных отношений между

школой и родителями);

Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» соответствует основным принципам государственной политики РФ в области

образования:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и

развитие системой образования национальных культур, региональных культурных

традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и

особенностям развития и подготовки обучающихся.
1.2 Цели и задачи образовательной программы основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» ориентирована на реализацию следующих целей образования:

- формирование личности учащихся, умеющей учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей;

- уметь переносить способы действия из одной предметной области в другую, в социальную жизнь;

- готовой осуществить индивидуальный ответственный выбор собственной

образовательной траектории;

- способной понимать и принимать ценность образования, быть мотивированной к его

продолжению в тех или иных формах;

- обладающей социальным опытом, позволяющим ориентироваться в быстро меняющемся

мире и взаимодействовать с людьми с разными ценностными и культурными

установками;

- обладающей развитыми формами мышления, способствующими решению большого

круга предметных, социально-ориентированных и личностных задач.

- формирование у обучающихся таких умений, как: общение, творческое мышление,

умение решать проблемы разными путями; умение работать самостоятельно, в группе,

признавая ценность индивидуальных различий;

- воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободу личности,

ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными

потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой;

-становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности,

уникальности, неповторимости.



Достижение поставленных целей возможно при условии решения следующих основных

задач:

- обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта;

- обеспечение преемственности основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного образования, достижение

планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного

общего и среднего общего образования всеми обучающимися;

- усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение психолого-педагогического

сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса,

основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития

личности, создание необходимых условий для еѐ самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации

образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной

программы с социальными партнѐрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей

через систему секций, и кружков, организацию общественно-полезной деятельности с

использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного

образования;

- организация интеллектуальных и творческих конкурсов, конкурсов технического

творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических

работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной

среды, школьного уклада;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья

обучающихся, обеспечение их безопасности

Основная образовательная программа МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» базируется на следующих принципах:



Принцип развития. Предполагает в рамках каждого учебного предмета за счѐт особой

организации деятельности детей целенаправленное совершенствование различных сторон

личности.

Принцип культуросообразности. Согласно данному принципу освоение предметного

содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в

определѐнных пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта

людей.


Принцип деятельности. Основным механизмом реализации целей и задач современного

образования является включение ученика в учебно-познавательную деятельность.



Принцип целостного представления о мире. Принцип единой картины мира тесно

связан с дидактическим принципом научности и направлен на формировании

научной картины мира, личностностного отношения учащихся к полученным знаниям,

умений применять их в своей практической деятельности



Принцип целостности содержания. Обеспечивает органичное слияние изученного и

вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся

личного опыта, установление в сознании учащихся связей между различными курсами.

Востребованность «предыдущего в настоящем» приводит к тому, что усвоенные ранее

способы начинают использоваться учащимся для решения тех или иных задач путем

выстраивания этих способов в новые смысловые контексты, что ведет как к появлению

новых способов, так и новых образов и смыслов.

Принцип творчества. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное,

эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и

саморазвитие каждого учащегося. Реализация этого аспекта ориентирует учителей на

использование в образовательном процессе заданий, требующих нестандартного подхода

к их решению, что предполагает сокращение заданий на воспроизведение учебного

материала, но не в ущерб отработки основных умений и навыков учащихся.

Необходимо создать и предоставить шанс каждому ученику проявить самостоятельность

и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы. На развитие

творческих способностей направлена программа организации внеучебной кружковой

работы, проведение индивидуальных и коллективных творческих дел.



Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Это, прежде всего,

использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного

содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для

вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ,

адекватных развитию ученика.

Каждый ученик получает возможность усвоить основной (базовый) программный

материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителясоучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

Принцип прочности и наглядности. реализуется через рассмотрение частного

(конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от

общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной

учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является

разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование

предполагает прежде всего продуманную систему повторения (неоднократное

возвращение к пройденному материалу): каждое последующее возвращение к

пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап

обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к

частному на более высоком уровне трудности выполняемых УД.



Принцип практической направленности предусматривает формирование учебных

действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения

учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с

разными источниками информации (учебник, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, другие источники информации);

умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве

(ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать

самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

Принцип вариативности. Этот принцип обеспечивает право учителя на

самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их

адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность

учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

Принцип преемственности. Преемственность рассматривается как необходимое

основание, позволяющее обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в

другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед

образованием.



Принцип психологической комфортности. Принцип психологической комфортности

предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного

процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует

сохранению и укреплению здоровья учащихся.



Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья базируется на

необходимости формирования у учащихся привычек к чистоте, аккуратности,

соблюдению режима дня. Деятельность ОУ в этом направлении: регулярная

диспансеризация учащихся, организация спортивно-массовых мероприятий для учащихся

и их родителей, спортивных клубов и секций.

В основе реализации основной образовательной программы лежат следующие подходы:

1) деятельностный подход, который ориентирован на развитие духовного потенциала

личности ребѐнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система

заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребѐнка в самостоятельную

учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием

вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в

развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать,

классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют

творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.),

развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель,

самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и

самооценку.

2) дифференцированный и индивидуальный подход:

- учет интеллектуального развития;

- опора на самостоятельность;

- дифференциация заданий по уровням;

- продвижение от возможностей к более высоким результатам;

- нацеленность на успех.

Основой для создания ООП ООО МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» является Государственный образовательный стандарт. Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические

изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования,

прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени

и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение

государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт – это, во-первых,

обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное

полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей

ответственности государства за повышение качества образования нации.



Государственный стандарт общего образования

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие

обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего

образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки

выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению

образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)1.

Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются в

порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

- единства образовательного пространства в Российской Федерации;

- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического

здоровья;

- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования,

возможности получения профессионального образования;

- социальной защищенности обучающихся;

- социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

- прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг

в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере

общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств

потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям,

реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в

образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом

общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,

- базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов

образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

- определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание

которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей

территории Российской Федерации;

- установления эквивалентности документов об общем образовании на

территории Российской Федерации;

- установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части

оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;

региональный компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;

компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается

образовательным учреждением.

В настоящем документе представлен федеральной компонент государственного стандарта

общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование

является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому

федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому

принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй –

среднее общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в

контексте модернизации российского образования

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее –

федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации

«Об образовании» (ст. 7)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с

учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

введение профильного обучения на старшей ступени школы;

нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их

физическое и психическое здоровье;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся,

их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на

формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,

познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение

учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности

содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского

общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные

знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических

задач;


обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов

образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных

учреждений);

усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, –

экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков,

улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;

обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования

внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по

сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного

приказом Минобразования России в 1998/99 гг.):



Русский и Иностранный языки – существенное изменение концепции обучения с

ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского

языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.



Литература – значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции

предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.



Математика – впервые введены элементы теории вероятности и статистики.

Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные

обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся со 3-го класса как учебный

модуль, с 8-го класса – как самостоятельный учебный предмет.

Естествознание – усилена прикладная, практическая направленность всех учебных

предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом

уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс

Естествознание.



Биология – значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы

физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической

грамотности).

География – реализована новая концепция содержания географического образования с

переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к

интегрированному курсу.

История – полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные

связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического

процесса.

Обществознание – направлено на утверждение ценностей гражданского,

демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится

непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и

профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы



Экономика и Право.

Искусство – увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается

ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору – в старшей школе.

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы

деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного

образования, так и деятельностному его освоению.



Структура федерального компонента государственного стандарта общего

образования

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего



образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и

негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную

аккредитацию.



Федеральный компонент устанавливает:

обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего

образования;

требования к уровню подготовки выпускников;

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного

времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное

общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по

учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:



цели изучения учебного предмета;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному

учебному предмету;



требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего

образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Цели

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его

ступени (цели начального общего, основного общего и среднего общего образования) и по отдельным учебным предметам.



Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом

необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение

знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение

приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели

равноценны. Обязательный минимум содержания

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее –

обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое

образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их

конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических

единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы

начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и

мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие

мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации,

интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их

социальной и функциональной грамотности.

Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и

учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить

образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения

предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не

определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической

единицы в рамках учебной программы.

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено

содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой

аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению,

но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки

выпускников.

Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность

подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого

обучения.



Порядок реализации федерального компонента

Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием

субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием,

администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые

условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего

образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума

содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки

обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе

федерального компонента государственного стандарта общего образования

сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:

федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени

на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и

учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента

государственного стандарта общего образования и компонента образовательного

учреждения;

примерные программы по учебным предметам федерального компонента;

контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации

выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по

учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего

образования;

критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих

их использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего

государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный

компонент государственного стандарта общего образования.

При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов

на основе федерального компонента допускается:

расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных

максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения

преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;

конкретизация и детализация дидактических единиц;

определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения

материала.

Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных

законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных

программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ,

превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего

образования.

При неисполнении образовательным учреждением федерального компонента

государственного стандарта общего образования родители (иные законные

представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства Российской

Федерации.

Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного

стандарта общего образования является обязательным и осуществляется форме:



государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений,

реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;



аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального

образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять

требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального

компонента государственного стандарта общего образования.

Настоящий стандарт – стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с

опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания

двух противоборствующих факторов («ножниц») – возможностей сегодняшнего

образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и

потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный

стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.
2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

по общеобразовательным предметам Федерального компонента
2.1.Общие положения

Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные

стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального

компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для

получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по

ступеням общего образования и учебным предметам.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного

учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической

деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для

государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих

программы основного общего и среднего (полного) общего образования.


Русский язык

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;



Уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литература

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница