Многофакторная профилактика артериальной гипертонии в коллективе педагогов средних общеобразовательных школ 14. 00. 06 Кардиология



Скачать 480,83 Kb.
страница1/3
Дата20.11.2017
Размер480,83 Kb.
  1   2   3




На правах рукописи

ОЛЕЙНИКОВА Наталия Викторовна


МНОГОФАКТОРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В КОЛЛЕКТИВЕ

ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ
14.00.06 – Кардиология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук
Москва – 2006

Работа выполнена в ФГУ «Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Росздрава» и городской поликлинике №180 г. Москвы.




Научные руководители:

доктор медицинских наук, профессор Калинина А.М.

кандидат медицинских наук Карамнова Н.С.

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор Барт Б.Я.

доктор медицинских наук, профессор Евдокимова А.Г.

Ведущая организация:

НИИ клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова РКНПК Росздрава


Защита состоится « » _____________________ 2006 г. в часов

на заседании Диссертационного совета Д 208.016.01 при «Государственном

научно-исследовательском центре профилактической медицины Росздрава» (101990 г. Москва, Петроверигский пер., 10)


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Росздрава

Автореферат разослан « » 2006г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат медицинских наук Киселева Н.В.
Список сокращений и условных обозначений

АГ - артериальная гипертония

АГП - антигипертензивные препараты

АД - артериальное давление

ВНОК - Всероссийское Научное Общество Кардиологов

ГХС - гиперхолестеринемия

ДАД - диастолическое артериальное давление

ЗОЖ - здоровый образ жизни

ИМТ - индекс массы тела

МЗ и СР РФ - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МТ - масса тела

ОХС - общий холестерин

САД - систолическое артериальное давление

СЗАО - Северо-Западный административный округ

ССО - сердечно-сосудистые осложнения

ССР - сердечно-сосудистый риск

ТДС - тревожно-депрессивный синдром

УЗ - Управление здравоохранения

УО - Управление образования

ФГУ «ГНИЦ ПМ Росздрава» - ФГУ Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росздрава

ФА - физическая активность

ФР - факторы риска

ФУЗ ММА им. И.М.Сеченова - Факультет Управления Здравоохранением Московской Медицинской Академии им. И.М.Сеченова

ХС - холестерин

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭКГ - электрокардиограмма


Общая характеристика работы



Актуальность темы. АГ – одно из социально значимых хронических заболеваний и ФР основных ССО. АГ имеет 40% взрослого населения России (Шальнова С.А., с соавт., 2001, Оганов Р.Г., с соавт., 2002). В клинических исследованиях доказана возможность достижения целевого уровня АД у большинства пациентов с АГ (Карпов Ю.А., 2001; Cleemut I, et al., 2002). Однако в популяции эффективный контроль АД остается крайне низким (Поздняков Ю.М., 2000; Шальнова С.А., с соавт., 2001). Одной из основных причин недостаточного контроля АГ является недостаточная информированность больных о наличии заболевания, недостаток знаний о мерах профилактики АГ, а также низкая приверженность пациентов соблюдению рекомендаций врача (Фомин И.В., с соавт., 2000; Чазова И.Е., 2002; Шальнова С.А., 1999; 2003).

Доказано, что одним из основных методов повышения приверженности лечению и эффективности терапии являются образовательные программы для пациентов. Продемонстрированы аспекты клинической, медико-социальной и экономической эффективности Школ Здоровья, как для пациентов, самостоятельно обратившихся в амбулаторно-поликлинические учреждения (Шапиро И.А., 2002; Банщиков Г.Т., 2004), так и для лиц активно выявленных при профилактических обследованиях населения (Балкаров И.М., с соавт., 2000; Поздняков Ю.М., с соавт., 2000; Carcha V, et al., 1997; Zernike W, et al., 1998). Вместе с тем, среди лиц трудоспособного возраста отмечается низкая медицинская активность по контролю АГ и ФР ее развития, выражающаяся в недооценке симптомов заболевания (Brown F K., et al., 2000; Ravaud P, 2002). Важность совершенствования профилактической помощи именно для лиц трудоспособного возраста очевидна, и выделена в приоритетном национальном проекте Правительства Российской Федерации «Здоровье». В связи с этим, оптимальным подходом могут стать разработка и внедрение профилактических программ в рабочих коллективах. Индикатором ближайшей (краткосрочной) эффективности обучающих программ является оценка знаний, умений и навыков, касающихся профилактики и самоконтроля АГ (Банщиков Г.Т., 2004; Концевая А.В., 2005; Лахман Е.Ю., 2005), а также оценка «удовлетворенности» пациента предоставленной ему медицинской профилактической услугой (Ощепкова Е.В., с соавт., 2005). Педагоги, как работники учреждений сферы образования, выделены в целевую группу для проведения дополнительной диспансеризации, направленной на раннее выявление и профилактику социально-значимых заболеваний (приказ МЗ и СР РФ от 22. 03.06 № 188).

Результаты исследований среди педагогов по ряду позиций - несвоевременное обращение к врачу в случае болезни, нерегулярный прием АГП, отсутствие контроля АД, несоблюдение принципов ЗОЖ демонстрируют высокую распространенность у этого контингента АГ и ее ФР, а также крайне низкую медицинскую активность (Бачихина С.В., 1995; Войтенко Т.П., 1998; Ивлева А.Я. с соавт., 2003).

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости и актуальности разработки новых, эффективных медицинских технологий профилактики АГ среди педагогов.



Цель исследования. Разработать и апробировать на основе реальных потребностей и выявленных приоритетов медицинскую профилактическую, информационно-обучающую технологию - Школу Здоровья многофакторной профилактики АГ в условиях работающего коллектива педагогов общеобразовательных школ, непосредственно на рабочих местах и оценить ее эффективность.

Задачи исследования.

  1. Провести профилактическое обследование педагогов средних общеобразовательных школ, оценить необходимый объем мероприятий по многофакторной профилактике АГ и их приоритеты: распространенность АГ, ФР ее развития и их взаимосвязь.

  2. Изучить и оценить потребность педагогов в профилактической помощи в отношении АГ и поведенческих ФР ее развития, включая алиментарно-зависимые.

  3. Разработать технологию многофакторной профилактики АГ в педагогических коллективах, непосредственно на рабочем месте, с учетом выявленных приоритетов, на основе интеграции «межведомственных» связей (школа – территориальное Управление образования – территориальная поликлиника),

предусматривающую диагностический (профилактическое обследование), образовательный (Школа Здоровья) и рекреационно-оздоровительный (Акция «Стань здоровым!») компоненты.

  1. Оценить эффективность и результативность медицинской технологии многофакторной профилактики АГ и ее компонентов, реализованных в условиях работающего коллектива.

  2. Разработать методические рекомендации по комплексной медицинской технологии многофакторной профилактики АГ для организованного коллектива на примере педагогов.

Научная новизна. Впервые в коллективе педагогов средних общеобразовательных школ непосредственно на рабочем месте проведено комплексное исследование по многофакторной профилактике АГ с оценкой необходимых объемов профилактической помощи и потребностей в ней.

Впервые получены научно обоснованные данные о возможности интеграции усилий службы здравоохранения и ресурсов предприятия в многофакторной профилактике АГ среди работающих педагогов.

На основе результатов стандартизованного, профилактического обследования и оценки потребности обследуемых в профилактической помощи впервые разработана, проведена и оценена трехкомпонентная технология многофакторной профилактики АГ реализованная непосредственно на рабочем месте: профилактическое обследование, групповое обучение в Школе Здоровья и рекреационно-оздоровительная Акция «Стань здоровым!».

Впервые в оценке эффективности медицинской профилактической технологии наряду с традиционными клиническими и психологическими показателями применены индикаторы «удовлетворенности» пациента, позволяющие определить оптимальные организационные модели многофакторной профилактики АГ, выделить их особенности и обеспечить качество медицинской профилактической помощи.

Впервые получено научно-обоснованное подтверждение результативности медицинской профилактической технологии, направленной на многофакторную профилактику АГ и изучена результативность профилактической технологии обучения на рабочем месте и в условиях поликлиники; показано, что первое более результативно в отношении немедикаментозных мер коррекции ФР АГ, особенно алиментарно-зависимых, второе – в отношении приверженности медикаментозному лечению АГ.

Практическая значимость. Разработана и апробирована организационная модель активного выявления больных АГ, лиц с ФР ее развития и реализация профилактической многофакторной программы, в условиях работающего коллектива, непосредственно на рабочих местах.

Показано, что проведение профилактических многофакторных программ в отношении АГ в коллективах работающих, непосредственно на рабочем месте, без существенного отрыва от производственного процесса, позволяет достичь высокого охвата профилактическими обследованиями работающих и обеспечивает их полноту.

Впервые в комплекс профилактического обследования была включена оценка потребности обследованных в оздоровлении и готовности их к участию в профилактических мероприятиях, что отвечает принципам управления качеством медицинской профилактической помощи.

В ходе исследования найдены резервы для повышения эффективности профилактических программ в условиях работающего коллектива. Показано, что профилактическая направленность со стороны сферы здравоохранения, явилась важным инициирующим фактором для активизации администрации школ и управления образования округа для поддержания инициативы оздоровления членов коллектива.



Внедрение. Разработанная технология профилактического обследования и многофакторной профилактики АГ в условиях работающего коллектива, внедрена и используется в городских поликлиниках № 97 и № 180 СЗАО г. Москвы, для выявления и контроля АГ и ФР, оценки степени коронарного риска и эффективности профилактических мероприятий в организованных педагогических коллективах средних общеобразовательных школ Управления образования СЗАО г. Москвы.

Результаты исследования используются в обучающих программах для ординаторов и на курсах тематического усовершенствования ФУЗ ММА им. И.М. Сеченова, а также в сертификационных циклах по специальности «Организация здравоохранения и общественного здоровья» РМАПО.

Разработаны и утверждены в УЗ и УО СЗАО г. Москвы методические рекомендации «Медицинская технология многофакторной профилактики артериальной гипертонии в коллективе педагогов общеобразовательных школ».

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 15 научных работ. Основные материалы диссертационного исследования доложены на VIII Всероссийском конгрессе «Оптимальное питание – здоровье нации» (октябрь 2005г.), научных конференциях в ММА им. И.М.Сеченова «Опыт применения новых информационных технологий в общеобразовательном процессе» и Управления здравоохранения СЗАО «Применение современных научных подходов в практической деятельности лечебных учреждений первичного звена» (июнь 2006г.).

Апробация диссертации. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на межотделенческой конференции ФГУ ГНИЦ ПМ Росздрава по апробациям кандидатских диссертаций 15 июня 2006г.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, глав, включающих: обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты собственных исследований и их обсуждение; заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 126 отечественных и 110 иностранных источников. Работа изложена на 152 страницах, иллюстрирована 14 таблицами и 30 рисунками.

Материалы и методы исследования

Характеристика материала. Исследование выполнено в рамках реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001г.) и комплексной программы Департамента здравоохранения г. Москвы «Целевая диспансеризация населения г. Москвы на 2002-2004 гг.» (Приказ Правительства г. Москвы № 163 от 01.04.2002 г).

Работа осуществлена при сотрудничестве ФГУ ГНИЦ ПМ «Росздрава» (методическое, кадровое обеспечение), УО СЗАО г. Москвы (административно-организационное обеспечение) и городских поликлиник № 97, 180 СЗАО г. Москвы (материально-техническое, кадровое обеспечение) и проведена в педагогических коллективах четырех средних общеобразовательных школах №173, 827, 1057, 1286 СЗАО г.Москвы, территориально прикрепленных к городской поликлинике №97, где ежегодно педагоги этих школ, как декретированная группа, проходят медицинские профилактические осмотры.

Исследование началось в январе 2004 и закончилось в мае 2005 года и включало

первичное медицинское профилактическое обследование, профилактическое вмешательство и динамическое наблюдение в течение одного года, повторное медицинское профилактическое обследование (рисунок 1). В исследовании участвовали педагоги, находившиеся на рабочих местах в период проведения исследования, критериев исключения не было.



Методика исследования:

  • Профилактическое медицинское обследование педагогов - с целью активного выявления лиц с АГ и ее ФР. По представленным администрацией школ спискам в исследование были включены 202 педагога, обследовано – 190, отклик составил 94%. В связи с малым количеством n=8(4%) мужчины из дальнейшего исследования и анализа были исключены, что позволило создать однородные группы сравнения (n =182), отклик 90%.

  • Медико-социологический опрос с целью определения приоритетов медицинской профилактики АГ у педагогов (n=182). Опрос проводили методом самозаполнения; он включал 40 вопросов по следующим блокам информации: социально-демографические характеристики; осведомленность о показателях собственного здоровья; знание и соблюдение принципов ЗОЖ; источники получения информации о здоровье; готовность к оздоровлению поведенческих привычек; обращаемость за медицинской помощью, отношение к лечебным и профилактическим мероприятиям. Все лица с АГ проходили анкетирование: педагоги (n=66) и пациенты поликлиники (n=30). Анкета содержала 19 вопросов и позволила оценить осведомленность о заболевании, приверженность лечению, регулярность приема препаратов и контроля АД, коррекции ФР АГ.



Рис. 1 Схема проведения исследования


  • Адаптация и проведение образовательной технологии (Школы Здоровья) среди педагогов, с учетом выявленных приоритетов, непосредственно на рабочих местах по адаптированной программе обучения - группы 1(без АГ с ФР) и 2 (с АГ и ФР), всего n=150.

  • Рекреационно-оздоровительный компонент многофакторной профилактики АГ (Акции «Стань здоровым!») в двух педагогических коллективах (n=68) помимо Школ Здоровья с целью закрепления полученных в Школе Здоровья навыков и знаний, включающей разработку для каждого педагога-участника акции индивидуальных планов оздоровления, коррекции алиментарно-зависимых ФР, как приоритетных для данного контингента: педагоги с АГ и ФР( n=32), лица без АГ, но с ФР ( n=36).

  • Сравнение профилактической организационной модели, используемой непосредственно на рабочем месте с моделью профилактического вмешательства в амбулаторно-поликлинических условиях – из числа обратившихся к кардиологу в городскую поликлинику № 97 пациенток с АГ и ФР, методом «случай – контроль» сформирована группа 3 (n=30). Обобщение результатов, определение преимуществ представленных моделей профилактического вмешательства.

  • Повторное обследование по единой программе через 1 год наблюдения во всех группах сравнения (рисунок 1).

  • Разработка методических рекомендаций по медицинской технологии многофакторной профилактики АГ в организованном коллективе.

Порядок проведения и объем первичного обследования:

  • Опрос по разработанной карте с включением анамнеза заболеваний, характеристик лечения; стандартный вопросник ВОЗ для диагностики стенокардии напряжения; вопросник для определения уровня стресса; анкетирование для выявления симптомов тревоги и депрессии; интервьюирование о поведенческих привычках - табакокурение, прием алкоголя, уровень ФА и алиментарно-зависимых ФР.




  • Физикальное обследование: клинический осмотр, измерение АД по стандартной методике, ЧСС.

  • Антропометрия: измерение роста, МТ, окружности талии и бедер. Расчет ИМТ (индекса Кетле) и индекса талия/бедро.

  • Лабораторное исследование: по протоколу комплексной программы Целевой диспансеризации населения г. Москвы (приказ Правительства г. Москвы №163 от 01.04.2002 г.): с определением уровней ОХС и глюкозы в капиллярной крови при помощи тест-полосок (фирмы «Roche») на аппарате ACCUTREND GC (фирмы «Roche»).

  • Инструментальное обследование: Регистрация ЭКГ - покоя в 12 стандартных отведениях на трехканальном портативном аппарате SCHILLER AT-1.

В случае определения повышенных уровней АД проводилось дополнительное обследование, согласно рекомендациям ВНОК (2004), на базе окружного консультативно-диагностического центра при городской поликлинике №180 СЗАО г. Москвы.

По завершению обследования на каждого педагога заполнялся «Лист динамического наблюдения».


Критерии ФР АГ:

  • ИМТ (Индекс Кетле) - вес (кг)/ рост (м2). Для оценки использовались критерии ВОЗ: индекс Кетле ≤ 18,5 - МТ недостаточная, от 18 до 24,9 - МТ нормальная, от 25 до 29,9 МТ избыточная, ≥ 30 - ожирение.

  • Курение. Курящими (по данным опроса) считали лиц, выкуривающих не менее 1 сигареты в день и/или отказавшихся от курения ≤ 6 месяцев до момента проведения настоящего исследования.

  • ФА. Физически неактивными рассматривали лиц, ведущих сидячий образ жизни > 5 часов в день; и затрачивающих на ходьбу в свободное от работы время < 60 минут в день.




  • Уровень ОХС. Согласно рекомендациям ВНОК (2004), содержание ОХС крови > 5,0 ммоль/л расценивали как повышенное.

  • Уровень глюкозы. Содержание глюкозы крови > 5,5 ммоль/л расценивали как повышенное.

  • Употребление алкоголя. Потребление > 30 г в перерасчете на чистый этанол в день для мужчин и > 20 г - для женщин, принимали за чрезмерное.

  • Привычки питания. Для оценки пищевых привычек использовался частотный метод, с применением унифицированного вопросника, разработанного в ГНИЦ ПМ (Еганян Р.А., с соавт., 2002) и классифицирующего привычки питания по типам алиментарных нарушений (частота потребления жиров, сахара, ХС, соли, недостаточное потребление белка, овощей и фруктов, режим приема пищи). Критериями атерогенности питания считали потребление пищевых жиров > 30% от общей калорийности рациона и потребление ХС > 300 мг в сутки. Избыточное потребление соли - при превышении 5 грамм в сутки. Употребление < 400 грамм овощей и фруктов, расценивалось как недостаточное. Потребление простых углеводов > 10% от общей калорийности рациона в день регистрировали как избыточное.

  • Стресс. Для изучения влияния стресса использовали вопросник Reeder L.G. (1973). Для оценки результатов применялась шкала Копиной О.С. с соавт. (1989).

  • Тревога, депрессия. Для определения ТДС применяли анкету Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), рекомендуемую для первичной скрининговой диагностики в эпидемиологических исследованиях. Оценку проводили по трем шкалам: клиническое, субклиническое и нормальное состояние.

Формирование групп обследования:

  • практически здоровые педагоги без АГ и без ФР АГ (n=32) из дальнейшего исследования были исключены.

  • педагоги с АД < 140/90 мм рт ст, но имеющие ФР АГ - группа 1 (n=84).

  • педагоги с АД ≥ 140/90 мм рт ст, и имеющие ФР АГ (избыточную МТ, ГХС, привычку курения, низкую ФА) - группа 2 (n=66).

Педагоги, прошедшие обучение только в Школе Здоровья составили группу 1а, (n=48) - педагоги без АГ, но с ФР и группу 2а (n=34) - педагоги с АГ и ФР.

Педагоги, принявшие участие в Школе Здоровья и Акции «Стань здоровым!» (две школы) составили: группу 1б (n=36) педагоги без АГ, но с ФР и группу 2б (n=32) - педагоги с АГ и ФР.

В 3 группу (n=30) вошли пациенты поликлиники с АГ и ФР и служили группой сравнения педагогам группы 2а и 2б с АГ и ФР.

При статистическом анализе результатов использовали систему статистического анализа и извлечения информации – SAS (Statistical Analysis System). Были применены как стандартные методы описательной статистики – вычисление средних, стандартных отклонений, стандартных ошибок, так и критерии значимости – x2, t-критерий Стьюдента.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница