Модель государственно-общественного управления образованием в мкдоу д/с №7 «Дюймовочка» г. Ипатово



Скачать 173,81 Kb.
Дата28.10.2016
Размер173,81 Kb.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

развития детей № 7 «Дюймовочка» г.Ипатово

Ипатовского района Ставропольского края






Модель

государственно-общественного управления образованием

в МКДОУ д/с № 7 «Дюймовочка» г. Ипатово
1. Введение.

В последние десятилетия в российском обществе образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур.

Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Поэтому образование развивается с учетом всех изменений и тех тенденций, которые происходят в обществе, и получает социальный заказ на новое качество образования.

Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью.


2. Нормативно – правовая база.

Внедрение модели государственно-общественного управления образовательным учреждением регулируется следующими нормативно-правовыми актами:


  • Конвенция о правах ребёнка

  • Конституция РФ

  • Закон РФ « Об образовании в Российской Федерации»

  • ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  • ФЗ «Об общественных объединениях»

  • Указ Президента от 31 августа 1999г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ

  • Концепция государственно-общественного управления общего образования (Институт управления РАО, М.,2005г.)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования"


  • Письмо МО РФ № 196/ от 12.02.1996г., Письмо МО РФ № 22-06-1024 от 03.08.2001г. «Об активизации государственно-общественного управления ОУ»

  • Письмо МО РФ № 14-51-131 от 14.05.2004г. «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов ОУ»

  • Письмо департамента общего и дошкольного образования № АФ-144 от 27.04.2004г. «О поддержке ОУ, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов ОУ

  • Локальные нормативно-правовые акты уровня муниципального образования.

  • Устав ДОУ.

  • Локальные нормативно-правовые акты уровня образовательного учреждения.


3. Условия создания системы ГОУ ДОУ.

Становление и развитие модели государственно-общественного управления образовательным учреждением возможно, в первую очередь, там, где есть совокупность внешних и внутренних условий.



Внешние условия:

-автономность образовательного учреждения;

-экономическая самостоятельность, готовность к самостоятельному определению

стратегии развития, переход в системе образования к договорным отношениям;

-создание четких правовых норм и организационных условий;

-вариативность;

-появление «горизонтальных» управленческих структур в форме Управляющего совета

Внутренние условия:

-региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в

системе образования;

-руководитель ДОУ понимает перспективность этих форм;

-у ДОУ есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными

партнёрами по разным направлениям деятельности;

-в достаточной степени развита активность, организованность граждан. Их

заинтересованность в делах образовательного учреждения.

При наличии выше перечисленных условий появляется возможность и в процессе

модернизации необходимость создания единого образовательного пространства,

включающего в себя, помимо государства, сообщества педагогов, родителей, социальных партнеров и всех заинтересованных лиц социума.

4. Цель создания системы ГОУ ДОУ.

Создать условия для:

-вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной деятельности ДОУ;

-повышения эффективности в области дошкольного образования; удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

-реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении ДОУ образованием первой ступени.
5. Задачи создания системы ГОУ ДОУ.

Государственно-общественное управление дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования – качество, доступность и эффективность:

- сформировать и организовать деятельность органа государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения;

- развить социальное партнерство в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации дошкольного образования через внедрение механизма общественного управления;

- создать систему общественного контроля над качеством дошкольного образования и полнотой выполнения социального заказа;

- организовать совместную деятельность родительской общественности, органа самоуправления в решении актуальных вопросов развития дошкольного учреждения на перспективу.


6. Принципы государственно-общественного управления дошкольным образованием на уровне ДОУ:

- реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

- приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;

- добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;

- открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;

- независимость и паритетность органов общественного управления;

- законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;

- согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.

Модель государственно-общественного управления строится на основе следующих принципов:

- открытости (вся работа органов самоуправления должна быть открытой для

каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них

оперативной и достоверной информации);

- равноправия (все участники соуправления ДОУ должны иметь равные права, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации);

- выборности (в соответствии с ним органы соуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов);

- демократии (предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех

участников образовательного процесса);

- законности (необходимость неукоснительного следования органов соуправления

положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу ДОУ и ее локальным нормативным документам);

-целесообразности (деятельность органа соуправления должна быть направлена на

реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);

-представительства (первичные коллективы должны иметь своих представителей в

избираемых ими органах соуправления);

- гуманности (органы соуправления должны действовать на основе нравственных

ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка);

-коллегиальности и персональности (коллегиальное принятие управленческих

решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения);

-совета и согласия (перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа соуправления);

-распределения полномочий (четкое распределение властных полномочий и

ответственности между всеми органами соуправления ДОУ);

- отчетности (все избранные органы соуправления и их члены регулярно (не реже

одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.


7. Эффекты системы ГОУ ДОУ.

Системными эффектами расширения общественного участия в формировании

образовательной политики ДОУ и управления образовательным учреждением являются:

- привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;

- обеспечение материально-технического развития образовательного учреждения;

- удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества;

-разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;

- рост интереса и активности родителей, представителей общества к участию в управлении ДОУ, помощи образовательному учреждению;

- принятие (повышение) ответственности общественности в отношении ДОУ;

- рост доверия общества к ДОУ, результатам его деятельности, улучшение имиджа

ДОУ;

- расширение социального партнерства;



- развитие культуры управления (менеджмента) в образовательном учреждении;

- рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к

оценке и стимулированию качества образования;

- разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками

образовательного процесса и обеспечение защиты образовательного учреждения;

- повышение открытости системы образовательного учреждения для преодоления

корпоративно-профессиональной замкнутости системы в определении содержания

образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности;

- повышение интереса и активности родителей, представителей общества к участию в управлении ДОУ;

- реализация права субъектов образовательного процесса (педагогических работников, родителей) в управлении образовательным учреждением.


8. Риски системы ГОУ ДОУ.

При создании государственно-общественного управления в ДОУ существует рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания работников образования и социума:



Организационно-управленческая сфера:

- сложность процедур создания государственно-общественного управления

образовательным учреждением;

- недостаток информации;

- непонимание реальных полномочий;

- есть опасность принятия решений, имеющих отрицательный эффект для

учреждений – опять же ввиду непрофессионализма общественных управляющих;

- превращение органа государственно-общественного управления в формальный

орган без видимых эффектов;

- формальный подход региональных органов управления образованием к развитию

гражданских институтов;

- превращения органа государственно-общественного управления в формальный

орган без видимых эффектов;

- неготовность руководителей ОУ к координации своих действий с представителями

гражданских институтов;

- стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями.


Нормативно-правовая сфера:

- недостаточная проработанность нормативной базы;

- отсутствие необходимых локальных актов в ОУ и их юридической экспертизы

(создание нормативно-правовой базы УС даже на уровне образовательного учреждения);

- неточное понимание государственно-общественного взаимодействия, как усиления

одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.



Кадровая сфера:

- неготовность руководителей образовательных учреждений к координации своих

действий с представителями гражданских институтов;

- принятие решений, имеющих отрицательный эффект для учреждений ввиду

непрофессионализма общественных управляющих;

- высокий уровень компетенции специалистов при низком уровне компетентности

представителей гражданских институтов;

- кадровая проблема кандидатуры председателя Управляющего совета.



Финансово-экономическая сфера:

- слабая материально-техническая база образовательного учреждения;

- низкий уровень компетентности членов образовательного учреждения по

финансово-экономическим вопросам;

- недостаточное финансирование образовательного учреждения.


10. Характеристика органов ГОУ


ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения об общем собрании коллектива.

ПОЛНОМОЧИЯ

  • разработка и принятие Устава, изменений и дополнений;

  • заслушивание и утверждение отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;

  • определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, принципов формирования и использования его имущества;

  • образование совещательных органов Учреждения и прекращение их полномочий;

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Выборы представителей от работников, родителей. Члены управляющего совета (по должности).

СОСТАВ

  • Члены Управляющего совета, представители работников – 1/3, родителей – 1/3, общественности – 1/3

СТРУКТУРА

  • Председатель

  • Секретарь




УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения об Управляющем совете, Положения о выборах в Управляющий совет, приказа учредителя

ПОЛНОМОЧИЯ

  • Принимает решения по утверждению программы развития ОУ.

  • Утверждает учебный план, образовательные программы, режим работы.

  • Содействует привлечению внебюджетных средств.

  • Участвует в распределении стимулирующего фонда.

  • Утверждает план финансово-хозяйственной деятельности.

  • Рассматривает жалобы и заявления участников образовательного процесса.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Выборы представителей от работников, родителей.

Заведующий (по должности). Представитель учредителя (назначается учредителем). Кооптированные члены.



СОСТАВ

  • Представитель учредителя

  • Заведующий

  • Представители

  • работников – 1/3,

  • родителей – 1/3,

  • общественности - 3

СТРУКТУРА

  • Председатель

  • Секретарь

  • Комиссии




ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения об Общем собрании трудового коллектива

ПОЛНОМОЧИЯ

  • Принимает Устав ДОУ, изменения к нему.

  • Утверждает коллективный договор.

  • Вносит предложения по членству в УС

  • Обсуждает проекты локальных актов по вопросам, касающимся интересов работников.

  • Обсуждает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Все члены трудового коллектива, для которых ОУ является основным местом работы.

СОСТАВ

Все члены трудового коллектива, для которых ОУ является основным местом работы.

СТРУКТУРА

  • Председатель

  • Секретарь




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения о Педагогическом совете

ПОЛНОМОЧИЯ

  • Обсуждает и выбирает учебный план, программы.

  • Организует работу по повышению квалификации педагогов, распространению передового опыта.

  • Решает вопрос о рекомендации к различным видам поощрения.

  • Определяет направления взаимодействия ОУ с государственными и общественными организациями и др.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Все педагоги ОУ по должности

СОСТАВ

Все педагоги ОУ

СТРУКТУРА

Председатель ПС

Секретарь ПС





ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения об общем собрании родителей

ПОЛНОМОЧИЯ

  • Вносит предложения в план работы ОУ

  • Делегирует членов из числа родителей в Управляющий совет

  • Вносит предложения в Программу развития ОУ.

  • Вносит предложения по организации режима работы ОУ.

  • Взаимодействует с общественными организациями по вопросам пропаганды традиций ДОУ, уклада жизни ДОУ, семейного воспитания.

  • Утверждает состав общего родительского комитета сада

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Делегаты от родительских коллективов групп

СОСТАВ

5-7 человек от каждой группы

СТРУКТУРА

  • Председатель

  • Секретарь




РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ДЕТСКОГО САДА

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения о Родительском комитете.

ПОЛНОМОЧИЯ

  • Содействует обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса.

  • Координирует деятельность групповых РК.

  • Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.

  • Оказывает содействие в проведении общесадовских мероприятий.

  • Совместно с администрацией ДОУ контролирует организацию и качество питания, медицинского обслуживания.

  • Оказывает помощь в организации и проведении общесадовских родительских собраний.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Председатели родительских комитетов групп.

СОСТАВ

Один представитель от РК групп

СТРУКТУРА

  • Председатель

  • Секретарь

11.Ожидаемые результаты:

Привлечение общественности  к делам и проблемам дошкольного образования в соответствии с приоритетом детского сада и его годовых задач, повышение открытости образовательной системы.



Ожидаемые социальные эффекты:

  • сфера образования в ДОУ станет организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, в формировании гражданской и социально-активной личности ребёнка;

  • увеличится количество родителей (законных представителей), социальных партнеров ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально ответственную инициативу;

  • изменится качество образования: осуществится переход от опосредованно - теоретической для взрослых, информационной социализации к непосредственно практической социализации обучающихся;

  • увеличится степень общественного внимания к дошкольному учреждению и его идейности в деле развития и воспитания, обучающихся на перспективу;

  • реализуется перспективная программа развития дошкольного учреждения и его проекты в рамках районной экспериментальной площадки на ближайшие годы.

В ходе развития государственно-общественной системы управления должны произойти системные изменения в образовательной среде, которые обеспечат реализацию и удовлетворение образовательных потребностей социума.


Для ДОУ:

  • Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления.

  • Дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на изменения.

  • Приобретение знаний современного менеджмента.

  • Появление внешней оценки деятельности ДОУ.

  • Повышение общественного статуса ДОУ.

  • Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование.

Для родителей:

  • участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии нормативных документов ДОУ;

  • удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка;

  • повышение педагогической компетентности родителей;

  • изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса;

  • возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ;

  • расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в детском саду.

Для педагогов:

  • повышение уровня квалификации и профессионализма;

  • получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать;

  • реализация новых форм и технологий обучения - использование медиапроектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-исследовательской деятельности;

  • освоение новых форм социального взаимодействия для социальных партнёров;

  • общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ;

  • позитивные изменения в системе образования;

  • приобретение навыков социального партнерства.

Для дошкольников:

схема 1



12. Заключение.

Таким образом, новая модель, по нашему мнению, в полной мере соотносится с новыми целями, стоящими перед нашим дошкольным учреждением, и обеспечивает качественный подход к дошкольному образованию как начальной ступени. Выстроенная модель позволяет нам:



  • реализовывать государственную политику в области образования на территории района и обеспечивать взаимодействие между образовательными учреждениями;

  • осуществлять анализ и прогнозирование образовательных процессов в ДОУ (концепция развития, как одно из важнейших условий эффективного функционирования ДОУ - схема 1);

  • осуществлять контроль за соблюдением государственных стандартов, реализацией прав детей на получение дошкольного образования в дошкольном учреждении;

  • создавать условия для повышения квалификации, профессионального имиджа управленческих и педагогических кадров.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница