Модель методической системы подготовки будущих учителей к реализации уровневой интеграции при обучении естествознанию учащихся старших классов Дубицкая Л. В., кандидат педагогических наук, доцент



Скачать 181,47 Kb.
Дата31.10.2016
Размер181,47 Kb.
Модель методической системы подготовки будущих учителей к реализации уровневой интеграции при обучении естествознанию учащихся старших классов

Дубицкая Л.В., кандидат педагогических наук, доцент.

ГАОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", Коломна, Московская область, Россия (140410, Коломна, ул. Зеленая, 30), e-mail: l.v.dubi@yandex.ru
Dubitskaya LV, candidate of pedagogical sciences, associate professor.

GAOU VPO "Moscow State Regional Socio -Humanitarian Institute" , Kolomna , Moscow Region, Russia ( 140410 , Kolomna , Ul.Zelenaya , 30 ), e-mail: l.v.dubi@yandex.ru

Пурышева Наталия Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор.

ГОУ ВПО "Московский педагогический государственный университет", Москва, Россия

(119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1), e-mail: npurysheva42@rambler.ru
Purysheva Natalia Sergeyevna, doctor of pedagogical sciences, professor.

GOU VPO "Moscow Pedagogical State University", Moscow, Russia

(119991, Moscow, Malaya Pirogovskaya St., 1), e-mail: npurysheva42@rambler.ru
В статье рассматривается модель методической системы подготовки будущих учителей к реализации уровневой интеграции при обучении естествознанию учащихся старших классов: включающая источники, исходные идеи, принципы, основные положения, модели. Предлагаемая методическая система позволяет подготовить учителя предмета естествознание в рамках существующих профилей бакалавриата, магистратуры и постдипломного образования.
In article the model of methodical system of training of future teachers for realization of-level integration when training in natural sciences of the studying senior classes is considered: including sources, initial ideas, the principles, original positions, models. The offered methodical system allows to train the teacher of a subject natural sciences within the existing profiles of a bachelor degree, a magistracy and post-degree education.
Ключевые слова: интеграция, компетентность, компетенция, методическая система, естественнонаучное образование.

Keywords: integration, competence, competence, methodical system, natural-science education.

Основной закономерностью развития научного знания является единство процессов дифференциации и интеграции наук. Можно наблюдать, что с одной стороны происходит резкое увеличение числа исследуемых явлений, что приводит к их дифференциации, а с другой стороны, идет активный процесс объединения, синтеза, интеграции, как отдельных областей знания, так и целых наук. Происходит глубокое взаимное проникновение различных наук, возникают новые комплексные дисциплины, такие как экология, синергетика, биофизика, биохимия и т.п.

Развивающийся в последнее время процесс интеграции наук формирует единый междисциплинарный подход к научным исследованиям, который приводит к необходимости создания трансдисциплинарной области знания – естествознания [1, C.71].

Происходящие изменения в науке находят свое отражение в системе образования. Разработан стандарт интегрированного курса «Естествознание» для общего среднего образования, а в образовательные программы высшего профессионального образования уже введены курсы «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира» [8, C.25] .

Перед высшей школой появилась задача подготовить соответствующие кадры, обладающие компетенциями, необходимыми для реализации профессиональной деятельности, способные преподавать интегрированные естественнонаучные курсы, и принцип монопредметной организации содержания образования перестал быть определяющим в формировании знаний и способов познавательной деятельности обучающихся.

В связи с переходом к новой модели обучения - от знаниевой к компетентностной, необходим иной подход, который «выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении...» [2,С.10], результатом подготовки выпускников ВУЗа должно быть достижение соответствующего уровня профессиональной компетентности. Для обучения специалиста в области «естествознание» на базе уже имеющихся профилей необходима новая концепция методической системы, которая способствовала бы научно-методической подготовке бакалавров к осуществлению интеграции в будущей профессиональной деятельности.

Разработанная нами модель подготовки будущего учителя предмета «Естествознание» способствует достижению поставленной цели - повышению уровня профессиональной компетентности.

В основе модели подготовки будущих учителей естествознания на базе существующих профилей бакалавриата лежит разработанная нами концепция, структура которой приведена ниже:

Источники концепции

1.Разработка проекта стандарта интегрированного курса «Естествознание» для общего среднего образования, а также введение в образовательные программы высшего профессионального образования курсов «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира» перед высшей школой поставили задачу подготовить соответствующие кадры, обладающие компетенциями, необходимыми для реализации данной профессиональной деятельности.

2. В большинстве педагогических вузов подготовка бакалавров по физике, химии и биологии осуществляется в рамках традиционного процесса обучения на основе монопредметной подготовки. Такое обучение не позволяет в полной мере осуществить подготовку учителя естествознания; решением данной проблемы является интегративное обучение бакалавров педагогических направлений подготовки на основе (межпредметных связей, дидактического синтеза, целостности).
Исходные идеи концепции составляют следующие положения:


  • Принятие новых Федеральных образовательных стандартов

  • Интегративное обучение, как возможность формирования целостной картины мира

  • Необходимость интегративного обучения при построении нелинейных образовательных траекторий

  • Переход отечественного образования на многоуровневую систему

В основе отбора содержания учебного материала по курсу естествознания лежат следующие принципы:

А) философские:

- принцип всеобщей связи и единства мира, нашедшее выражение в учении "о цельности знаний, живой связи всех наук" (Новалис, Шеллинг, Шлегель), в русской философии всеединства "живознания" (С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев), в диалектике всеединства Тейяра де Шардена, в ноосферной концепции В.И.Вернадского и глобальной экологии И.Р.Пригожина;

об "объективном мире, как неделимой триаде, состоящей из субъекта, объекта и происходящего между ними процесса интеграции; естественнонаучная концепция "науки целого", дающая возможность выработать новые основания для педагогики и всей социально-педагогической действительности (Р.Рамзей).

- принцип системности впервые предложил Леон фон Берталанфи – известный биолог-теоретик. Системный подход, заключается в целостном охвате изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи.

Б) Общенаучные методологические принципы:


  • Дополнительности

  • Соответствия

  • Симметрии

  • Синергетичности (открытости системы)

Принцип дополнительности в содержании образования можно найти еще в грудах М.В. Ломоносова, который предлагал создать образовательное пространство, объединяющее все его составляющие в единое целое на основе синтеза классического, естественнонаучного и реального образования.

Однако, современный уровень развития науки в целом таков, что он не позволяет однозначно решить проблему отбора содержания образования. Резко возросшие объемы информации приводят к его дроблению и являются причиной возникновения новых дисциплин.

В современной науке он нашел отражение в трудах О.М. Железняковой [5, С.56], которой была выдвинута идея о существовании и функционировании в педагогике нового метапринципа - принципа дополнительности, являющегося универсальным настолько, что может быть действенен не только в рамках дисциплин естественнонаучного блока, но и в гуманитарной сфере.

Автор рассматривается дополнительность в широком смысле, то есть не только в отборе и организации содержания образования, но и в формах и методах его организации и определяет данный принцип , как «механизм взаимодействия одинаковых или различных элементов, результатом которого является какое-либо целое или что-либо более полное» или «более глубинный смысл данного понятия ... в его диалектической трактовке как механизма создания целостного через взаимодействие взаимоисключающих и взаимообусловленых противоположностей, а также в его синергетической трактовке, выраженной в формуле «неопределенность - дополнительность - определенность» [5, С. 16].



Принцип синергетичности - с одной стороны, приводит к изменению способа мышления посредством интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, а с другой стороны, к изменению процесса обучения который, с точки зрения синергетики, рассматривается , как ситуация открытого диалога, носящая нелинейный характер, позволяющая каждому студенту, совершенно самостоятельно выбирать траекторию своей дальнейшей профессиональной подготовки. По мнению Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова: «С синергетической точки зрения процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика - это их взаимная циклическая детерминация и их взаимное конструирование, становление и развитие» [4, С. 137].

E.Н.Князева выделяет ряд синергетических методов образования:

1) самообразование, которое уподобляет ключевому понятию синергетики - самоорганизации;

2) нелинейный диалог, при котором образовательная среда представляется чувствительной малым внешним воздействиям, в результате которых субъект выбирает один из возможных для себя путей эволюции;

3) пробуждающее обучение, при котором малым резонансным воздействием можно подтолкнуть человека к выбору благоприятного для него пути развития;

4) обучение как инактивация, представляющая собой взаимное влияние и взаимное изменение человека и внешнего мира;

5) обучение как адаптивная система, в которой передача знания происходит не путем естественной эволюции, а с учетом уже имеющегося у человечества целостных структур знания;

6) обучение как фазовый переход, при котором вследствие малых воздействий происходит переход в качественно иное состояние.


В) Ощедидактические принципы:

  • Фундаментальности

  • Профессиональной направленности

  • Интеграции

  • Дифференциации

Принцип фундаментальности предполагает отражение теоретической составляющей научных знаний, которая составляет их основу и способствует формированию в процессе овладения системой естественнонаучных знаний определенного типа мышления. «Образование,- пишет В.М. Филиппов,- может считаться направленным на интересы формирования личности, если удается решить следующие задачи. Во-первых, необходимо гармонизировать отношения человека с Природой через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира. Во-вторых, следует стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления через освоение современных методов научного познания. В-третьих, нужно исходить их того, что человек живет в обществе и для его успешной социализации необходимо погружение в существующую культурную, в том числе техногенную среду. В-четвертых, требуется учитывать тот факт, что современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, и поэтому задача системы образования - научить его жить в ее потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования» [7, С. 6].

В.С. Леднев, обращаясь к проблеме дифференциации и интеграции компонентов образования, считает, « …что в сфере образования в настоящее время дифференциация достигла верхнего предела, в связи с чем, в дальнейшем преобладающим процессом должна стать интеграция.Она не может осуществляться искусственно, а лишь путем обоснованной предметной и образовательной общности соответствующих компонентов» [6,С.224].



Принцип интеграции заключается в обобщении всех известных теоретических законов и принципов и установлении тех, которые являются универсальными в естествознании:

  • выделением ведущих идей и систематизацией вокруг них фактических сведений;

  • показом взаимосвязи объектов природы (тел, веществ, живых организмов) и их свойств;

  • отражением взаимосвязи явлений природы (физических, химических, биологических);

  • введением естественнонаучных понятий.

Принцип профессиональной направленности предполагает отражение в содержании дисциплины «Естествознание» профессионально значимого для студентов материала.

В связи с этим при подготовке будущего учителя естествознания на первый план выходят -

Г) дидактические принципы:


  • связи обучения с жизнью

  • целостности

  • научности

  • модульности содержания образования

Рассмотрим подробнее, что мы будем понимать под вышеизложенными принципами.

Принцип связи обучения с жизнью. 

Основа данного принципа – теория познания. Реализация его в обучении (в содержании, методах и организационных формах) способствует формированию мировоззрения, повышает значимость учебной деятельности, придаёт ей осмысленный характер и тем мобилизует волевые усилия обучающихся, способствует конкретизации знаний и формированию умений применять их на практике, в том числе исследовательской и проектной деятельности.



Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств. «Игнорирование целостности естествознания, непонимание характера, взаимосвязанности его частей и взаимопроникновения их методов порождает односторонность во взглядах на предмет исследования, типичными из которых являются: отрицание применимости методов одних наук при изучении объектов других наук, или, напротив, отрицание специфики и даже самого существования предмета одной науки на том основании, что он может быть подвергнут изучению методами других наук» [3, С.22 ].

Новейшие представления физиков, химиков и биологов о живой саморегулирующейся системе Земли как интегрально-целостной совокупности, допускающей сосуществование противоположных и взаимоисключающих способов бытия - случайности и необходимости, покоя и активности, порядка и хаотичности;



Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Содержание обучения должно знакомить школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, способствовать раскрытию современных достижений науки.

Д) Частно - методические принципы:

  • Генерализации

  • Цикличности

  • Модульности содержания образования

Принцип модульности заключается в конструирование учебного материала так, чтобы он обеспечивал достижение каждой поставленной перед учениками дидактической цели. Количество познавательных модулей определяется содержанием учебного материала. Контролирующий модуль включает зачет по теории и практике, проходящий в различных формах.

Основные положения концепции:

  1. Уровневая интеграция на основе МПС, дидактического синтеза, целостности предполагает построение нелинейных образовательных траекторий для каждого учащегося, которая может быть реализована на основе синергетического подхода. То есть, каждый студент, являясь объектом открытой (незамкнутой) системы, оказываясь в точке бифуркации (когда предлагаются курсы по выбору студента (КВС)), может совершенно самостоятельно выбирать траекторию своей дальнейшей профессиональной подготовки.




  1. За счет вариативного компонента учебного плана в бакалавриате, построенного на основе уровневой интеграции, включающей межпредметные связи, дидактический синтез, целостность, будет обеспечена полнота и системность знаний по дисциплинам предметной подготовки.




  1. Реализация интегративного обучения бакалавров будет осуществляться без отклонения от учебного плана при условии модернизации вариативной части, за счет: разработанных курсов интегративного содержания (в том числе: практикума по решению задач интегративного содержания, лабораторного практикума интегративного содержания); включения интегративного содержания в проектную деятельность, курсовые работы, выпускные квалификационные работы (ВКР); создания специальных дидактических средств и методов обучения.




  1. Повышение уровня профессиональной грамотности и компетентности студентов, выпускников бакалавриата должно осуществляться в магистратуре при изучении курсов, формирующих системное, целостное мышление обучающихся.




  1. Подготовка учителя предмета «Естествознание» на базе практикующих учителей предметов естественнонаучного цикла возможна на основе разработанных курсов, включающих уровневую интеграцию.




  1. Средством, оптимизирующим учебный процесс и позволяющим осуществить интегративное обучение бакалавров и магистров педагогических направлений подготовки, могут стать методические рекомендации к лекционным, практическим и лабораторным занятиям по КВСам, которые позволят формировать не только общекультурные компетенции бакалавров, но и повысить мотивацию обучения.




  1. Интегративное обучение бакалавров педагогических направлений подготовки должно включать специальную подготовку профессорско-преподавательского состава, раскрывающую цели, задачи, а также формы и методы интегративного обучения при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплинам интегративного содержания (дидактические средства).




  1. Прикладной блок концепции включает в себя курсы по выбору студента на основе интегративного содержания: практикум по решению задач интегративного содержания, лабораторный практикум интегративного содержания, проектная деятельность обучающихся, курсовые работы, ВКР с интегративным содержанием; создание специальных дидактических средств и методов обучения.


Модели, входящие в теоретической блок концепции, относятся к содержательной стороне и касаются вариантов организации форм и методов работы, позволяющих осуществить интегративное обучение учителя естественнонаучного направления профильной школы. А именно:

  • Модель подготовки учителя естествознания на базе существующих профилей бакалавриата за счет наполнения вариативной части учебного плана, ориентированная на отражение интеграции в школьном естественнонаучном образовании.

  • Модель подготовки учителя предмета «Естествознание» в магистратуре ,обладающего необходимыми профессиональными компетенциями

  • Модель постдипломного образования у практикующих учителей естественнонаучных дисциплин с целью получения ими необходимых знаний для ведения интегрированного курса «Естествознание»

Основу разработанной методической системы составляют, читаемые в бакалавриате на всех профилях подготовки по направлению естественнонаучное и физико-математическое образование в инвариантном блоке учебного плана, дисциплины «Естественнонаучная картина мира» и «Физика».

В дальнейшем наполнение инвариантного блока учебного плана будет осуществляться в соответствии с профилем подготовки бакалавра курсами по выбору студента (КВС). Все включаемые в учебный процесс курсы по выбору студента должны быть компонентами единой непрерывной системы естественнонаучного образования, и для этого необходимо осуществить их системную синхронизацию, заключающуюся в создании и согласовании всех видов уровней интеграции: межпредметных связей, дидактического синтеза, целостности.

Отметим, что вариативный компонент, который рассматривается нами, как обязательный при конструировании любого из компонентов созданной системы трактуется как самостоятельная подсистема, оказывающая влияние на осознание фундаментальных положений естественнонаучного знания и будет способствовать осознанию лучшей профессиональной подготовке.

Рассмотрим подробнее каждый из 3-х компонентов модели методической системы подготовки будущего учителя естествознания, а именно модель подготовки в бакалавриате, в магистратуре и постдипломное образование.


  1. Интегративное обучение в бакалавриате на базе профилей физико-математического направления подготовки («Физика», «Информатика») и естественнонаучного направления («Химия», «Информатика») происходит поэтапно по уровням: формирование межпредметных связей, дидактического синтеза, целостности. Начинается интегративное обучение после изучения раздела «Межпредметные связи» в курсе «Теория и методика обучения физике» и выяснения недостаточности данного материала, как по содержанию, так и по времени изучения, когда студенты приступают к изучению разработанного КВСа «Современные технологии обучения физике в профильной школе», в содержание которого включается раздел: «Интеграция естественнонаучного материала посредством межпредметных связей», который позволяет расширить и углубить материал раздела «Связь содержания курса физики с содержанием других учебных предметов» в курсе «Теория и методика обучения физике».

Следующим средством формирования интегративных знаний на том же уровне МПС у обучающихся был КВС «Практикум по решению задач интегративного содержания». Данный курс был построен с учетом логики построения обязательного минимума интегрированного курса для профильной школы. Он разбит на три крупных раздела: «Современные естественнонаучные знания о мире», «Естественные науки и развитие техники и технологий», «Естественные науки и человек». Большая часть первого раздела включает в себя наиболее важные идеи и открытия физики, химии, биологии, в основном определяющие современную естественнонаучную картину мира. Предметные темы второго раздела отражают практическую реализацию фундаментальных идей и открытий, представленных в первом разделе, – в энергетике, технологиях, синтетических материалах. Так как интегративные уровни формируются у студентов последовательно, то следующий уровень - дидактического синтеза предполагается формировать при изучении КВСов: «Биофизика» и «Нанотехнология».

Отметим, что с гносеологической точки зрения дидактический синтез есть отражение в содержании образования и методах его реализации тенденций соединения, упорядочения и обобщения естественнонаучных дисциплин, курсов, предметов, модулей с учетом дидактических целей.

При разработке вариативной части содержания учебного плана бакалавров нами учитывался деятельностный характер стандарта, который реализуется как в обязательном минимуме, так и в требованиях к уровню подготовки выпускников. В двух первых разделах обязательного минимума имеется рубрика «Проведение простых исследований и/или наблюдений», представляющая процессы и явления, которые должны быть объектом экспериментальной деятельности учащихся. В третьем разделе обязательного минимума выделена деятельность по «анализу ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека», и приводится перечень ситуаций, подлежащих анализу. С учетом вышеприведенных требований в вариативную часть учебного плана предполагается включение лабораторного практикума интегративного содержания. В практикум включены 23 лабораторные работы, и он составлен, с одной стороны, с учетом дисциплин, которые студенты изучали в базовой части учебного плана. (Курс общей физики изучается и в профиле «Физика», «Информатика» и в профиле «Химия», «Информатика»), с другой стороны, учитывается программный материал, который необходимо усвоить в средней школе в курсе «Естествознания». Название практикума определяется тем, что такие элементы знания, как поверхностное натяжение, капиллярные явления, вязкость, влажность, диффузия, электрические явления, магнитные явления, в своей основе уже имеют интегративное содержание. Практикум также направлен на формирование второго уровня интеграции - уровня дидактического синтеза предметов физики и биологии.

Третий уровень интеграции - уровень интегративной целостности характеризуется максимальным объединением, соединением, упорядоченностью, взаимосвязью, взаимообусловленностью знаний, удовлетворяющих целям и задачам образовательного процесса. Уровень реализуется через включение в образовательный процесс интегративных курсов: «Философские и методологические основы интеграции естественнонаучных предметов» и «Человек. Земля. Вселенная». Данный уровень интеграции возможно формировать при обучении в пятилетнем бакалавриате , либо в магистратуре, где подготовка будущего учителя естествознания будет осуществляться в соответствие с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 педагогическое образование от 14 января 2010 г. N 35.

Постдипломное обучение практикующих учителей естественнонаучных предметов возможно при включении в учебный процесс разработанных дидактических средств: курсов интегративного содержания (в том числе лабораторного практикума, практикума по решению задач , «Философские и методологические основы интеграции естественнонаучных предметов» , «Человек. Земля. Вселенная »); выполнения проектных работ.

Приведенная в работе модель методической системы подготовки будущих учителей к реализации уровневой интеграции при обучении естествознанию учащихся старших классов, позволяет формировать специалиста предмета естествознание в рамках существующих профилей бакалавриата при наполнении вариативной части учебного плана дисциплинами, имеющими интегративное содержание, а также в процессе обучения в магистратуре и в постдипломном образовании.



Литература:

  1. Дубицкая Л.В. Анализ понятия «интеграция» в различных областях научного знания//Школа будущего, 2014 - №5.- С.70-82

  2. Болотов В.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика,2003-№10

  3. Кедров Б.М.Предмет и взаимосвязь естественных наук. - М.: Издательство АН СССР,1962.

  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М.:Ком.книга, 2006г.

  5. Железнякова О.М. Дополнительность содержания образования//Физика в школе,2008,-№3.- С.15-18

  6. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы. - М .: Высшая школа,1991.

  7. Открытое образование-стратегия XXI века для России /под. ред. Филиппова В.М., Тихомирова В.П.-М., 2000г.

  8. Пурышева Н.С., Разумовская И.В., Пятунина С.К., Кутузова Н.М., Теремов А.В., Маландин В.В. Презентация и обсуждение учебника «Естествознание» для 10-11 классов гуманитарного профиля общеобразовательной школы //Школа будущего, 2014 - №5.- С.22-27





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница