Моисеева Наталья Александровна Дорогобузова Ольга Николаевна Чибисова Ирина Николаевна Волово 2015 Раздел Введение: актуальность, противоречия, проблемы, цели и задачи Федеральный закон



Скачать 343,18 Kb.
Дата09.12.2017
Размер343,18 Kb.
Воловский муниципальный район

Модель

развития государственно-общественного управления образованием

Воловского муниципального района

Липецкой области
Проект подготовили:

Димитренко Ирина Александровна

Щеглова Татьяна Кузьминична

Сулохина Вера Александровна

Подоприхина Татьяна Алексеевна

Лукьянчикова Ольга Ивановна

Паршикова Ольга Александровна

Ходорова Елена Сергеевна

Митрохина Наталья Александровна

Тарасова Людмила Николаевна

Глушкова Ольга Викторовна

Стрельников Сергей Иванович

Семкина Ольга Александровна

Моисеева Наталья Александровна

Дорогобузова Ольга Николаевна

Чибисова Ирина Николаевна


Волово

2015

Раздел 1. Введение: актуальность, противоречия, проблемы, цели и задачи

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.89 п.1) определяет государственно-общественный характер управления системой образования, информационную открытость и учет общественного мнения в управлении образованием.

В Воловском муниципальном районе сложились определенные условия и предпосылки для участия общественности в управлении системой образования.

Географическое положение Воловского муниципального района характеризуется равной удаленностью от областных центров: Липецк, Воронеж, Курск, Орел - 165-175 км, связанных автомобильными дорогами. Это накладывает отпечаток на многие стороны его развития.

Основное направление хозяйственной деятельности района – сельское хозяйство. Промышленность района представлена двумя предприятиями: ОАО «Воловский маслозавод» и МП «Хлебокомбинат». Численность населения – 14845 человек. Наблюдается тенденция к уменьшению численности населения в районе: 2014 год – 15145 человек, 2013 год-15196 человек.

Образовательные организации являются культурными центрами в селах. Поэтому внимание общественности в большей мере сконцентрировано на них. Актуальность привлечения широкой общественности к управлению образованием возрастает.

Система образования Воловского муниципального района за последние годы претерпела большие изменения. С целью эффективного функционирования системы в современных условиях проведена оптимизация образовательной сети. В настоящее время она включает 17 образовательных организаций: 6 общеобразовательных организаций (5 средних школ и 1 начальная, из них 3 базовые школы имеют 9 филиалов), 9 детских садов, 2 организации дополнительного образования.

Большую роль в развитиии материально-технической базы, кадрового потенциала образовательных организаций сыграли ПНПО «Образование», Комплексы мер по модернизации общего образования. Три школы района стали победителями ПНПО и получили гранты. Десять учителей вошли в число лучших учителей России в рамках нацпроекта. В результате реализации Комплексов мер по модернизации общего образования все школы района оснащены интерактивным оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.

В целях модернизации системы образования Воловского муниципального района, создания устойчивой основы для дальнейшего развития образования в районе реализуется подпрограмма «Развитие образования Воловского муниципального района Липецкой области на 2014 – 2020 годы» муниципальной программы «Развитие социальной сферы в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2020 годы». В рамках подпрограммы путем софинансирования бюджетов всех уровней выполняются мероприятия по капитальным ремонтам, реконструкции объектов образования, повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров и др. Благодаря выполнению мероприятий подпрограммы система образования является стабильно функционирующей с необходимым уровнем нормативно-правового, кадрового, управленческого, материально-технического обеспечения качества образовательной деятельности.

В общеобразовательных организациях – 199 педагогических работников, в т.ч. 180 учителей. В детских садах - 29 педагогических работников, в том числе 27 воспитателей. В организациях дополнительного образования – 26 педагогических работников.

Контингент учащихся на начало 2015-2016 учебного года составляет 1247 учащихся. В 2014-2015 учебном году – 1294 учащихся, в 2013-2014 учебном году – 1276 учащихся. Контингент учащихся из года в год уменьшается не смотря на то, что на него влияет численность детей, вынужденно покинувших территорию Украины. Их в школах района -30 человек.

Дошкольными образовательными услугами охвачены 385 детей. Это больше, чем в прошлом году (378 детей). Очередности в детские сады нет.

В организациях дополнительного образования детей – 1139 обучающихся, в прошедшем учебном году -971.

Таким образом, система образования является стабильно функционирующей с необходимым уровнем нормативно-правового, кадрового, управленческого, материально-технического обеспечения качества образовательной деятельности. В создавшихся условиях можно сконцентрировать внимание на обсуждении значимых вопросов образования с привлечением общественности. Решение важных проблем должно быть организовано на межшкольном уровне, т е. в масштабе всей муниципальной системы образования.

Объективные процессы, происходящие в современном образовании в связи с расширением участия общественности в жизнедеятельности и управлении системы образования Воловского муниципального района, их динамизм обуславливает необходимость:


  • анализа изменений, происшедших в образовательной деятельности муниципалитета;

  • изучения эффективности деятельности органов государственно-общественного управления;

  • определения влияния деятельности органов государственно-общественного управления (ГОУ) на развитие социальной активности субъектов образовательной деятельности и общественности.

Обозначенная ситуация обуславливает актуальность проблемы общественного участия в управлении образованием. Современные процессы социально-экономического развития России характеризуются существенными изменениями государственного устройства, развития гражданского общества, роли гражданских институтов в ее политической и социальной системе.

В контексте происходящих изменений отечественное образование должно развиваться как открытая система, в которой значимым событием является включенность общественности в формирование и реализацию государственной политики в сфере образования: оценка его эффективности и качества; разработка, принятие и реализация важных управленческих решений.

Необходимость активного участия представителей общественности в управлении образованием обусловлена, прежде всего, возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг. Закрытость системы образования от внешнего влияния приводит к низкой экономической и управленческой эффективности деятельности.

Вместе с тем, традиционно существующие в каждой ОООД органы общественного самоуправления (попечительские советы, родительские комитеты, педагогические и ученические советы), обладая лишь совещательным голосом, не в полной мере участвуют в реальном управлении образовательной организацией.

Идеи расширения участия общественности в управлении образованием обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа» - «сфера образования должна стать организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, формировании социально активной личности». Они нашли свое продолжение в Федеральной целевой программе развития образования «Стратегия 2020», в которой определена в качестве приоритетной задача формирования механизмов оценки качества образовательных услуг с участием субъектов образовательного процесса и родительской общественности.

Как известно, изменение отношений между школой и обществом в сфере образования являются системным эффектом всех реформ последних десятилетий, что и обуславливает поиск эффективных механизмов успешного прохождения данного этапа в жизни нашего общества, механизмов усиления позитивных социальных эффектов и сокращения рисков.

Острая потребность общества в предоставлении пользователям образовательных услуг возможности ответственно и активно влиять на образовательную деятельность в ОООД и образовательную политику в целом, так же обуславливает актуальность проблемы расширения общественного участия в жизнедеятельности ОООД.

Актуальность проблемы эффективности общественного участия в управлении современного образования связана с внедрением в жизнедеятельность общеобразовательной организации государственных стандартов нового поколения. ФГОС трактуется разработчиками как общественный договор между семьей, обществом и государством. Итогом реализации этого договора является разделение ответственности между семьей, обществом и государством за социальное и общекультурное развитие личности. При этом именно государственный стандарт обеспечивает баланс интересов личности, общества и государства.

Таким образом, следует отметить, что развитие общественного участия в управлении образованием относится к числу основных приоритетов в деятельности системы образования.



Целью государственно-общественного управления образованием является изменение качества взаимодействия между субъектами государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства.

Задачи государственно-общественного управления муниципальной системой образования:

  • реализация определенных Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» прав работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательной организацией, системой образования;

  • удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательных отношений;

  • повышение эффективности управления системой образования.


на муниципальном уровне

Муниципальный

общественный

совет по

развитию

образования

Районное

родительское

собрание

Общее собрание

работников

образовательных

организаций

(конференция)

Попечительский

совет

Совет

муниципального

органа

управления

Органы

самоуправления

Совет

родителей

Совет обучающихся

Педагогический

совет

на уровне ОООД

государственно-общественное управление

Социальные

партнеры

Модель организационной структуры государственно-общественного управлением образования Воловского муниципального района

Ассоциация

творчески

работающих

педагогов

Модель муниципальных органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления системой образования Воловского муниципального района (далее Модель), позволяет вовлечь в процессы согласования и реализации совместных решений учащихся, родителей, педагогов, органы местного самоуправления.

Модель выстраивается на принципах:


  • законности;

  • открытости и гласности;

  • свободы и самодеятельности, независимости и паритетности субъектов государственно-общественного управления образованием;

  • целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;

  • согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между субъектами государственно-общественного управления образованием;

  • наделения полномочиями в муниципальной вертикали управления сверху вниз, в общественной  снизу вверх (избирателями);

  • правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении муниципальной образовательной системой, образовательной организацией;

  • рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления образовательными системами.

Субъектами, реализующими модель, являются органы, представляющие всех участников образовательных отношений: родителей, учащихся, педагогов, отдела образования. Объединяющая роль принадлежит муниципальному общественному совету по развитию образования Воловского муниципального района– органу, несущему стратегическую составляющую в развитии системы образования.

Муниципальный общественный совет по развитию образования Воловского муниципального района

С момента его создания в 2011 году работа Совета направлена на обеспечение устойчивого развития системы образования и расширения общественного гражданского участия в управлении образованием.

Общественный совет действует на основе Положения, утвержденного приказом отдела образования от 25.07.2011 г. № 107. При создании новой модели муниципальных органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления системой образования Воловского района, будет изменена структура муниципального общественного совета:

в него войдут:


- представители органов местного самоуправления Воловского муниципального района (в количестве 2-х человек), 

- представители отдела образования Воловского муниципального района (в количестве 2-х человек),


- представители педагогической общественности (в количестве 2 человек), 
- представители коллегиальных органов управления (в количестве 2-х человек), 
- представители учащихся школ района (в количестве 2-х человек), 
- представители руководителей образовательных учреждений района (в количестве 2-х человек), 
- кооптированные представители общественности (лица, заинтересованные в совершенствовании и развитии системы образования Воловского муниципального района) не более 5 человек. 

Совет муниципального органа управления образованием

Совет Отдела образования администрации Воловского муниципального (далее Совет отдела) района осуществляет координацию управлен­ческой деятельности, содействует развитию инициативы педагогических коллективов, реализации прав автономии образовательных организаций в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.

Целями  Совета  Отдела образования являются:

-содействие реализации основных принципов государственной и региональ­ной политики в области образования и муниципальных программ развития образования;

-повышение качества и эффективности образовательной системы в районе;

-стимулирование развития образовательных организаций.



Социальные партнеры

Муниципальная система образования Воловского муниципального района взаимодействует с Елецким государственным университетом имени И. А. Бунина, ВГАУ им. императора Петра I,Липецкий Епархиальный духовный центр «Возрождение», с государственными и общественными службами и организациями Воловского района



Ассоциация творчески работающих педагогов

В состав данной ассоциации входят педагоги с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом у педагогической, ученической и родительской общественности.



Районное родительское собрание

Родительское участие в общественном институте управления образованием представляет районное родительское собрание. Районное родительское собрание является органом общественного руководства и контроля в  системе образования района и высшим коллегиальным органом, создаваемым из числа представителей родительской общественности Воловского района. Собрание является необходимым компонентом системы образования, создаваемым с целью усиления роли родителей в управлении образовательным процессом и формирования образовательной политики района.


Государственно – общественное управление на уровне ОООД.

Общее собрание (конференция) работников образовательной организации является коллегиальным органом управления и функционирует в целях реализации законного права работников образовательной организации на участие в управлении, осуществления на деле принципа коллегиальности управления образовательной организацией.

Общее собрание образуют работники образовательной организации всех категорий и должностей, для которых данная организация является основным местом работы, в том числе – на условиях неполного рабочего дня.



Органы самоуправления (педагогический совет, совет обучающихся, совет родителей)

Педагогический совет является коллегиальным органом управления педагогических работников для рассмотрения актуальных вопросов школьной жизни, анализа деятельности образовательной организации и определения её главных задач.

Главными задачами педагогического совета являются: реализация государственной политики по вопросам образования, направление деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательной работы, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы.

Попечительский совет – коллегиальный орган управления, который является некоммерческой общественной организацией, добровольно созданной гражданами, заинтересованными во всесторонней помощи, поддержке и содействии образовательной организации во всех сферах его деятельности.

Целью деятельности Попечительского совета являются: всемерная всесторонняя поддержка образовательной организации, в том числе финансовая и материальная; содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности; правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов Учреждения, его обучающихся и работников.



Раздел 3. Функции органов ГОУ МОС
Созданная модель предусматривает усиление в работе коллегиальных органов координационной, диагностической и экспертной функций.

Координационная функция связана с обеспечением интеграции органов местного самоуправления и общественных структур в решении социальных проблем. Пример такой координации – практика взаимодействия образовательных организаций, отдела образования с другими структурными подразделениями администрации Воловского муниципального района и районным Советом депутатов при реализации мероприятий подпрограммы «Развитие образования Воловского муниципального района Липецкой области на 2014 – 2020 годы» муниципальной программы «Развитие социальной сферы в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2020 годы».

Диагностическая функция коллегиальных общественных органов позволяет выявлять образовательные запросы различных слоев и групп населения и вести их учет при проектировании и реализации муниципальных программ развития отрасли. Так, в системе образования в течение 3-х лет проводится социологический опрос «Удовлетворенность населения организацией предоставления образовательных услуг». В ответ на запросы потребителей образовательных услуг в системе образования Воловского района введена пятидневная рабочая неделя: в двух образовательных организациях – с 1по 11 классы, в остальных - в начальных классах; на базе МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово создана кадетская группа.

Экспертная функция предполагает формирование системы многоуровневой профессиональной и общественной экспертизы нововведений, что в наибольшей мере связано с деятельностью муниципального общественного совета по развитию образования Воловского муниципального района.

Сочетание профессиональной и общественной экспертизы положено в основу муниципального мониторинга систем общего и дополнительного образования.



Раздел 4. Формы и технологии взаимодействия субъектов (участников) ГОУ МОС

Муниципальный общественный совет по развитию образования Воловского муниципального района

Деятельность Общественного совета направлена на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, содействие открытости и публичности системы образования муниципалитета, развитие форм участия общественности в оценке качества образования и др.

Заседания Совета проходят не менее 3 раз в год. Кроме того, традиционным стало участие Совета и его членов в значимых мероприятиях системы образования и района: августовских педагогических конференциях, круглых столах, вебинарах и других мероприятиях, касающихся основных проблем современного российского образования.

Направлением, определяющим перспективу развития форм работы совета, является участие членов Совета в независимой оценке качества работы образовательных организаций.


Совет муниципального органа управления образованием

Целями  Совета  Отдела образования являются:

-содействие реализации основных принципов государственной и региональ­ной политики в области образования и муниципальных программ развития образования;

-повышение качества и эффективности образовательной системы в районе;

-стимулирование развития образовательных организаций.

Совет отдела образования занимается разработкой и обсуждением проектов документов по основным проблемам функционирования и развития отрасли, определением приоритетных направлений деятельности муниципального органа управления образованием, координацией работы образовательных организаций по решению конкретных задач.

Одним из его принципиальных решений в последние годы является признание в качестве приоритетных направлений деятельности отдела образования повышение доступности дошкольного образования, создание организационных условий для массового перехода на ФГОС общего образования.

Социальные партнеры




Субъекты социального партнерства



Формы

взаимодействия


Результат

взаимодействия


Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина

ВГАУ им. императора Петра I


Липецкий Епархиальный духовный центр «Возрождение».





Участие учащихся и педагогов в научно-практическиих

конференциях ( в частности, в «Селищевских чтениях»),

олимпиадах, конкурсах, проводимых ЕГУ им. И.А.Бунина.

Участие учащихся школы в пробном тестировании, посещение подготовительных курсов

Участие обучающихся и педагогов в проводимых мероприятиях духовного содержания


Профориентационная работа. Создание благоприятных условий для

формирования знаний, умений и навыков у обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей, продолжение образовательных маршрутов выпускников. Повышение уровня исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Развитие предметных и метапредметных УУД.

Оказание методической помощи педагогам.


Приобщение обучающих к нравственным заповедям христианства, воспитание желания поступать по совести. Развитие личностных УУД.

МБУ районной газеты «Вперед» Воловского муниципального района

Написание обучающимися и педагогами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, литературных произведений различных публицистических жанров на волнующие вопросы современной жизни.

Развитие творческих способностей обучающихся. воспитание любви к родному языку.

Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.



МБОУ ДО «ВДМШ Воловская детская музыкальная школ» с. Волово

Дополнительное образование детей


Занятость школьников в неурочное время. Развитие чувства прекрасного.

МБУК «Воловский межпоселенческий центр культуры и досуга

Проведение праздников, творческих вечеров, участие в концертах, конкурсах

Выявление талантов у детей и подростков. формирование и развитие коммуникативных, личностных, регулятивных УУД

МБУК « Воловская межпоселенческая библиотека

Проведение лекций, просветительских мероприятий, литературных игр, творческих конкурсов

Встречи с поэтами и писателями города.



Эстетическое, патриотическое воспитание подрастающего поколения

Развитие личностных, коммуникативных УУД



ГУЗ «Тербунская МРБ «Воловская РБ»

Беседы, лекции для учащихся, родителей, учителей (профилактика вредных привычек, соблюдение санитарно-гигиенических норм и т.д.).

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.


Воловское ОП М ОМВД России «Тербунский»


Встречи, беседы с работниками полиции, ГИБДД

Участие школьников в муниципальных и региональных конкурсах по профилактике ДДТТ

ОКУ «Воловский «Исток»

Г(О) БУ «Центр развития добровольчества»



Благотворительные акции


Адресная помощь семьям, нуждающимся в социальной поддержке, пожилым людям,

формирование положительных нравственных качеств у воспитанников. Развитие личностных УУД



ВК ЛО по Воловскому району (военкомат)

Организация встреч юношей с представителями военкомата

Организация викторин, конкурсов, посвященных военной истории России, СССР



Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Развитие личностных УУД


Ассоциация творчески работающих педагогов

В состав данной ассоциации входят педагоги с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом у педагогической, ученической и родительской общественности.



Районное родительское собрание

Родительское участие в общественном институте управления образованием представляет районное родительское собрание. Районное родительское собрание является органом общественного руководства и контроля в  системе образования района и высшим коллегиальным органом, создаваемым из числа представителей родительской общественности Воловского района. Собрание является необходимым компонентом системы образования, создаваемым с целью усиления роли родителей в управлении образовательным процессом и формирования образовательной политики района.



Государственно – общественное управление на уровне ОООД.

Общее собрание (конференция) работников образовательной организации

Общее собрание (конференция) работников является коллегиальным органом управления и функционирует в целях реализации законного права работников образовательной организации на участие в управлении, осуществления на деле принципа коллегиальности управления образовательной организацией.

Общее собрание образуют работники образовательной организации всех категорий и должностей, для которых данная организация является основным местом работы, в том числе – на условиях неполного рабочего дня.

Для решения вопросов, затрагивающих законные интересы работников, на заседания Общего собрания могут приглашаться обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), представители Учредителя, органов управления образованием, представители органов местного самоуправления и исполнительной власти, профсоюзных органов, общественности.

Приглашенные участвуют в работе Общего собрания с правом совещательного голоса и участия в голосовании не принимают.

Общее собрание:

Принимает Устав Учреждения, вносит изменения и дополнения в него.

Принимает локальные акты в пределах своей компетенции.

Принимает решение о необходимости заключения с администрацией организации коллективного договора.

Принимает текст коллективного договора, вносит изменения и дополнения в коллективный договор.

Заслушивает отчет директора образовательной организации о реализации коллективного договора.

Принимает правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации..

Создает при необходимости временные и постоянные комиссии для решения вопросов, находящихся в компетенции Общего собрания, и устанавливает их полномочия.

Вносит предложения директору образовательной организации о внесении изменений в коллективный договор, трудовые договоры с работниками.

Определяет меры, способствующие более эффективной работе образовательной организации, вырабатывает и вносит предложения директору по вопросам улучшения функционирования образовательной организации, совершенствования трудовых отношений.

Вносит предложения педагогическому совету для включения в Программу развития образовательной организации.

Осуществляет контроль за выполнением решений органов Общего собрания, информирует коллектив об их выполнении, реализует замечания и предложения работников образовательной организации по совершенствованию её деятельности.

Заслушивает информацию директора и его заместителей о выполнении решений Общего собрания.

Создает при необходимости временные и постоянные комиссии по различным направлениям работы образовательной организации и устанавливает их полномочия по согласованию с директором.

Осуществляет общественный контроль за работой администрации образовательной организации по охране здоровья работников, созданию безопасных условий труда.

Принимает решения по вопросам производственного и социального развития образовательной организации, другим важным вопросам её деятельности, не отнесенным к компетенции директора, других органов управления.

Полномочия Общего собрания относятся к его исключительной компетенции и не могут быть делегированы другим органам управления.

Общее собрание имеет право обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива и принимать решение о вынесении, в случае виновности, общественного порицания.

Органы самоуправления (педагогический совет, совет обучающихся, совет родителей)

Педагогический совет является коллегиальным органом управления педагогических работников для рассмотрения актуальных вопросов школьной жизни, анализа деятельности образовательной организации и определения её главных задач.

Главными задачами педагогического совета являются: реализация государственной политики по вопросам образования, направление деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательной работы, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы.

Педагогический совет:

- принимает участие в разработке Устава, рассмотрении предложений по внесению изменений и дополнений к нему;

- принимает локальные акты в пределах своей компетенции.

- принимает план работы на учебный год;

- принимает участие в разработке образовательной программы образовательной организации;

- принимает образовательную программу образовательной организации;

- обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования;

- решает вопрос о переводе обучающихся из класса в класс, о переводе обучающихся из класса в класс «условно», об оставлении обучающихся на повторный год обучения;

- определяет формы промежуточной аттестации обучающихся;

- принимает решение о допуске выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации;

-решает вопрос об исключении обучающегося, достигшего 15 лет, из образовательной организации за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава;

- обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных обучающихся в присутствии их родителей (законных представителей);

- рассматривает представления педагогических работников к награждению и (или) присвоению почетного звания;

- определяет содержание работы по повышению профессионального уровня педагогических работников;

- определяет направления экспериментальной деятельности, проводит анализ ее результатов;

- принимает решение о награждении выпускников медалью «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;

- принимает решение о выпуске обучающихся при получении ими основного общего и среднего общего образования.

- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады организаций и учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения.

В состав педагогического совета входят: директор образовательной организации (председатель), его заместители, педагоги, воспитатели, библиотекарь.

В необходимых случаях на заседание педагогического совета приглашаются представители общественных организаций, учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией. Необходимость их приглашения определяется председателем педагогического совета.

Лица, приглашенные на заседание педагогического совета, пользуются правом совещательного голоса.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются совет обучающихся, совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.



Попечительский совет – коллегиальный орган управления, который является некоммерческой общественной организацией, добровольно созданной гражданами, заинтересованными во всесторонней помощи, поддержке и содействии образовательной организации во всех сферах его деятельности.

В своей деятельности Попечительский совет подотчетен Общему собранию работников и совету родителей.

Целью деятельности Попечительского совета являются: всемерная всесторонняя поддержка образовательной организации, в том числе финансовая и материальная; содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности; правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов образовательной организации, её обучающихся и работников.

Попечительский совет создается в следующих целях:

-совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования;

- участие в развитии воспитательного процесса;

- привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития образовательной организации;

- совершенствование материально-технической базы образовательной организации;

- улучшение условий обучения обучающихся, повышение степени их социальной защищенности.

Попечительский совет содействует;

- организации и совершенствованию образовательного процесса;

- организации и улучшению условий труда педагогических и других работников;

- совершенствованию материально-технической базы образовательной организации;

- привлечению спонсорских средств.

Попечительский совет имеет право вносить предложения, направленные на улучшение работы образовательной организации, в любые органы управления, администрацию и Учредителю, в том числе:

- о проведении проверки финансово- хозяйственной деятельности образовательной организации;

- о совершенствовании деятельности образовательной организации;

Попечительский совет дает рекомендации и предложения:

- об изменении и дополнении документов , регламентирующих организацию образовательного процесса;

-по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся. В том числе по укреплению их здоровья.

Попечительский совет определяет:

-направления, формы, размер и порядок использования внебюджетных средств, в том числе на оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей и сиротам;

- на поддержку и стимулирование одаренных обучающихся;

-перечень платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией.

Попечительский совет контролирует:

-целевое использование внебюджетных средств администрацией образовательной организации;

-заслушивает отчеты о работе директора по финансово - хозяйственным вопросам.

В состав Попечительского совета входят родители (законные представители) обучающихся, представитель работников образовательной организации, её директор . В состав Попечительского совета могут включаться представители предпринимательских структур, общественных организаций, представители муниципалитета или других органов местного самоуправления, а также спонсоры и меценаты, сотрудничающие с образовательной организацией и заинтересованные в его развитии.

Совет родителей обучающихся Учреждения контролирует работу Попечительского совета. С этой целью избирается ревизионная комиссия, имеющая право контроля за работой Попечительского совета. Количественный и персональный состав Ревизионной комиссии определяется советом родителей. Ревизионная комиссия отчитывается о проделанной работе перед советом родителей не реже одного раза в год.

Члены Попечительского совета работают на безвозмездной основе.




Раздел 5. Предполагаемые эффекты, результаты.

В ходе развития государственно-общественной системы управления должны произойти изменения в системе образования, направленные на удовлетворение образовательных потребностей общества.



Ожидаемые результаты:

- привлечение общественности  к делам и проблемам образования в соответствии с его приоритетными задачами, повышение открытости образовательной системы;

- развитие общественной составляющей в управлении образованием позволит учесть запросы социума на качество предоставляемых образовательных услуг;

- привлечение в образовательные организации дополнительных ресурсов и контроль за их использованием.



Ожидаемые социальные эффекты:

  • сфера образования станет организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, в формировании гражданской и социально-активной личности ребёнка;

  • увеличится количество родителей (законных представителей), социальных партнеров ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально ответственную инициативу. Появятся дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на изменения;

  • изменится качество образования: осуществится переход от опосредованно - теоретической для взрослых, информационной социализации к непосредственно практической социализации обучающихся;

  • увеличится степень общественного внимания к сфере образования и её идейности в деле развития и воспитания, обучающихся на перспективу;

  • появится внешняя оценка деятельности образовательных организаций;

  • повысится общественный статус образовательных организаций.

Для родителей:

  • участие в управлении образовательными организациями, в выработке и принятии нормативных документов;

  • удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка;

  • повышение педагогической компетентности родителей;

  • изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса;

  • возможность формулировать заказ на образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении образовательной организацией;

  • расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в школе.

Для педагогов:

  • повышение уровня квалификации и профессионализма;

  • получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать;

  • реализация новых форм и технологий обучения - использование медиапроектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-исследовательской деятельности;

  • освоение новых форм социального взаимодействия для социальных партнёров;

  • общественная экспертиза отдельных направлений деятельности школы;

  • позитивные изменения в системе образования;

  • приобретение навыков социального партнерства.

- увеличение доли ОУ, представители которых входят в состав городского Совета лидеров ученического самоуправлении и детского движения: с 30% (2009) до 72% (2014).


Раздел 6. Риски, проблемы.

Одной из основных проблем видится сложность привлечения к управлению родителей в разных вариациях (недостаток специалистов, занятость родителей, слабая активность родителей, специфика сообщества (малое село)

Способы мотивации (моральной, материальной) полностью зависят от социума в котором находится конкретная образовательная организация.

В решении проблемы поможет проведение обучающих семинаров для родителей, участвующих в управлении.

Большим риском является риск формальности работы органов общественного управления (формальность, сужение функций до уровня согласования).

Как один из возможных рисков существует риск потери управляемости образовательной организации (усиление конфликтности, рост бюрократии, конфликт администрации и органа государственно-общественного управления, двоевластие, усложнение работы директора, подмена работы администрации, сложность выработки совместных решений)

Для снижения данного риска необходимо более четкое разграничение полномочий администрации и общественных советов, более четко проработанная нормативная база

Большим риском может быть возможное возникновение напряженности в коллективе.

Для снижения данного риска необходимо формирование органа общественного управления из компетентных родителей, и четко проработанной материальной базы.

Проблемой в работе органа общественного управления может стать отсутствие материальных и финансовых ресурсов.

Данную проблему можно решить путем сотрудничества со структурами, которые имеют такие ресурсы.
Раздел 7. Перспективы развития.

Дальнейшие перспективы в развитии общественной составляющей в управлении муниципальной системой образования Воловского района связаны с развитием:



  • общественно-договорных отношений в сфере образования;

  • механизмов согласования образовательных запросов населения и общественной независимой оценки качества образования;

  • условий для реализации инновационных проектов образовательных организаций, направленных на эффективную реализацию государственно-общественного характера управления образованием.


Раздел 8. Заключение.

Таким образом, новая модель, по нашему мнению, в полной мере соотносится с новыми целями и обеспечивает качественный подход к образованию.

Выстроенная модель позволяет нам:

- реализовать определенные Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» права работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательной организацией, системой образования;

- достичь удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательных отношений;

- повысить эффективность управления системой образования.


Раздел 9. Библиографический список

  1. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Вавилов А.И. Организация государственно-общественного управления и публичность отчетности образовательных учреждений // Журнал «Нормативные документы образовательного учреждения», №4, 2011.

  3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М.,1997.

  4. «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования»/ Под ред. С.Г. Косарецкого: -М., «Гарант», 2010.

  5. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М.:Альянс-Пресс, 2004.

  6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т.т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Интернет-ресурсы:

  1. Институт развития государственно-общественного управления образованием http://www.gouo.ru

  2. Всероссийский интернет-педсовет, консультационная линия по демократическому, государственно-общественному управлению общим образованием http://pedsovet.org/ask/362

  3. Институт развития государственно-общественного управления образованием http://www.gouo.ru/

  4. Липецкий институт развития образования http://www.iro48.ru/





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница