Московский патриархат синодальный отдел по тюремному служению



Скачать 210,16 Kb.
Дата21.10.2016
Размер210,16 Kb.

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


группа 3

Россия, 115035, Москва, 2-й Раушский пер., д. 1/26, стр. 9.

Тел/Fax (495) 953-91-97, Тел/Fax канц. (495) 953-91-98. E-mail: info@anastasia-uz.ru

Сайт Синодального отдела: WWWNASTASIA-UZ.RU



прямая соединительная линия 2

Дата ___15 апреля 2016 года ____



РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗАМЕЩЕНИЮ ДОЛЖНОСТЕЙ «ПОМОЩНИКОВ

НАЧАЛЬНИКОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИМИ»
ПРЕДИСЛОВИЕ
В циркулярном письме Управления делами Московской Патриархии от 15.09.2015 г. за № 01/5251, направленном главам митрополий и правящим архиереям епархий, не входящим в состав митрополий, по случаю введения в ФСИН России штатных должностей «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими» было предписано:

– определить на данную должность кандидата с высшим богословским образованием из числа клириков митрополии, несущих послушание в сфере тюремного служения,

– согласовать кандидатуру тюремного священнослужителя с руководителем территориального Управления ФСИН России соответствующего региона и

– сообщить об этом в Управление делами Московской Патриархии и Синодальный отдел по тюремному служению (срок исполнения был определен до 30 сентября истекшего 2015 года).

С 01.02.2016 по 04.03.2016 г. на Высших академических курсах Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими» прошли обучение слушатели первой группы священнослужителей, прибывшие из епархий Приволжского и Уральского федеральных округов, а также города Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

При этом в период обучения первой группы слушателей выяснилось, что существует ряд проблем, требующих срочного разрешения. В этой связи в дополнение к циркулярному письму Управления делами Московской Патриархии от 15.09.2015 г. за № 01/5251 Синодальный отдел по тюремному служению направляет разъясняющий материал – «Рекомендации» по замещению должностей «Помощников начальников региональных органов ФСИН России по организации работы с верующими», а также историческую Справку по развитию института гражданских служащих УИС из числа священнослужителей.

****
I.

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ
1.1. Назначаются на введенные должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими» (Далее – «Помощники») священнослужители Русской Православной Церкви, к последователям которой причисляют себя преобладающее большинство осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях того или иного региона.

1.2. В случаях, когда большинство осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях региона, принадлежат к официально зарегистрированному иному (неправославному) централизованному традиционному религиозному объединению России, на должность «Помощников» могут назначаться представители духовенства данного вероисповедания.

1.3. Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви рекомендовано создавать при «Помощниках», где это необходимо, неформальные рабочие группы, в состав которых могут входить на общественных началах представители централизованных традиционных религий России – иудаизма, ислама или буддизма (в Республике Тыва), чтобы обеспечить возможность более плодотворного взаимодействия с руководством региональной УИС.

В случае назначения на должность «Помощника» представителя иной централизованной традиционной религии России, – от Православия таким представителем в составе неформальной рабочей группы должен стать руководитель «Объединенной комиссии по тюремному служению при митрополии», назначаемый в качестве ответственного лица за взаимодействие с руководством территориальных органов ФСИН России, а также за координацию деятельности и сбор информации по тюремному служению в границах всего субъекта Российской Федерации, независимо от разделения митрополии на новообразованные епархии.



1.4. Предварительный отбор кандидатов к назначению на должности «Помощников» возлагается на централизованные религиозные объединения с учетом вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях соответствующего территориального органа ФСИН России.

1.5. Необходимо назначать на должность «Помощника» клирика митрополии, хорошо знающего структуру Федеральной службы исполнения наказаний и имеющего достаточный опыт духовно-пастырского окормления заключенных в местах лишения свободы и оказания им социальной помощи.

1.6. Все кандидатуры «Помощников» после предварительного отбора на вводимые должности должны быть согласованы с руководителями территориальных органов ФСИН России.

1.7. Назначение на должность «Помощника» священнослужителя призвано к лучшей организации работы духовенства: недопустимо назначать кандидата от Русской Православной Церкви из числа мирян, поскольку светский человек, по определению, не может решать организационные вопросы служения тюремного духовенства. Об этом сказано в Резолюции Святейшего Патриарха Кирилла следующее: «Считаю, что миряне могут занимать эти должности только в регионах с преобладающим исламским населением. В противном случае теряется сам смысл таковых должностей, так как в настоящее время контакты с руководителями областных УИС осуществляет епархиальный архиерей, и по его благословению и в подотчетности ему священники работают в исправительных учреждениях. Назначение на эту должность священнослужителя призвано к лучшей организации работы духовенства. Светский человек, по определению, не может решать таковых задач».

1.8. Священнослужитель, назначенный на должность «Помощника», может совмещать должности руководителя «Объединенной комиссии митрополии» или председателя Отдела тюремного служения епархии, не входящей в состав митрополии, границы которых совпадают с границами субъекта Российской Федерации, поскольку функции служения на данных должностях являются параллельными и совпадают с должностными полномочиями «Помощника».

1.9. «Помощник» может совмещать членство в Общественном совете при региональном органе ФСИН России, Попечительском совете уголовно-исполнительной системы и в Комиссиях по оценке поведения осужденных.

1.10. Священнослужители, назначенные на должности «Помощников» – гражданских служащих УИС, в обязательном порядке в рабочее время носят форму одежды служителя Церкви (рясу, камилавку и наперсный крест – символы духовной власти Русской Православной Церкви), как и работники УИС – офицеры внутренней службы носят в обязательном порядке свою униформу (мундир и погоны – символ власти служащих государственной силовой структуры – ФСИН России).

1.11. Требования к кандидатам на замещение должностей «Помощников» стандартные для гражданских служащих УИС – состояние здоровья, возраст, обязательное высшее богословское образование, гражданство Российской Федерации, специальная проверка и пр. – как к гражданским служащим Федеральной службы исполнения наказаний.

1.12. После назначения на должность все кандидаты, имеющие высшее богословское образование, в обязательном порядке проходят 1,5-месячное обучение (согласно утвержденному графику обучения на 2016-2017 годы) на Высших академических курсах при Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани по Дополнительной учебной программе профессиональной переподготовки работников УИС для кандидатов к назначению на должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», разработанной в Академии права и управления ФСИН России.

1.13. На священнослужителей, проходящих в установленные сроки курсы по переподготовке при Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани, полностью распространяется законодательство Российской Федерации, в том числе Трудовой кодекс Российской Федерации, а также Правила внутреннего трудового распорядка учреждений УИС.

1.14. По завершении обучения на Высших академических курсах Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани священнослужители приступают в качестве гражданских служащих УИС – «Помощников» к работе в региональном органе ФСИН России по должности.

1.15. Причины, препятствующие назначению на должность «Помощника»:

  • отсутствие у кандидата на должность священного сана, либо ближайшей готовности принять сан;

  • отсутствие у кандидата на должность высшего богословского образования;

  • отсутствие у кандидата на должность предшествующей практики тюремного служения – духовно-пастырского окормления заключенных;

  • членство кандидата в Общественных наблюдательных комиссиях (ОНК), препятствующее занимать должность штатного работника ФСИН России;

  • возложение на «Помощника», назначенного на должность, дополнительных послушаний, не имеющих отношения к тюремному служению, которые будут препятствовать выполнению должностных обязанностей гражданского служащего УИС (за исключением сохранения за священнослужителем штатной должности на приходе – см. п. 1.22);

  • назначение кандидата на должность «Помощника» – настоятелем прихода (или штатным священнослужителем храма), удаленного на большое расстояние от территориального органа ФСИН России – основного места исполнения должностных обязанностей «Помощника»;

1.16. Назначенные на должности «Помощников» священнослужители, напрямую подчиняющиеся начальнику регионального органа ФСИН России (состоящие в штате УИС), не утрачивают церковно-канонического подчинения своим правящим архиереям Русской Православной Церкви и статуса штатных клириков епархии.

1.17. Священнослужители, назначенные на должности «Помощников» и состоящие в каноническом подчинении митрополитам – главам митрополий, одновременно являются представителями всех епархий, входящих в состав митрополии, то есть в своем лице представляют весь регион как единый субъект Российской Федерации.

1.18. Правящим архиереям епархий, входящих в состав митрополии, необходимо на Архиерейском совете согласовать условия, при которых «Помощник» будет иметь возможность беспрепятственного посещения храмов в учреждениях УИС, находящихся на территории соседней епархии.

Желательно, чтобы «Помощник», в дополнение к несомому послушанию, был облечен правом благочиннического надзора за исправностью тюремного служения во всех храмах, обустроенных в учреждениях УИС всего субъекта Российской Федерации, в границах которого находится каноническая территория митрополия.



1.19. Учитывая сложность становления института «Помощников начальников региональных органов ФСИН России по организации работы с верующими», правящим архиереям необходимо проявлять особое внимание не только к подбору кандидатов на должность, но и к сохранению за священнослужителем занимаемой должности и материального содержания для обеспечения его семьи.

Наличие поддержки со стороны правящих архиереев к кандидатам на должность «Помощников» в период становления служит гарантией устойчивости этого нового церковного служения – осуществления Миссии Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях.



1.20. Все «Помощники», поступающие на штатную должность работников УИС, в обязательном порядке заключают типовой трудовой договор и оформляются в региональных органах ФСИН России как на основном месте работы с записью в трудовой книжке для гражданских служащих УИС, а также проходят испытательный срок по должности. Указанные должности священнослужители будут занимать как вольнонаемные, неаттестованные (не имеющие звания) гражданские служащие УИС.

Священнослужитель, в отличие от госслужащих мирян, может осуществлять священнослужение на приходе (согласно Трудовому кодексу – дополнительную трудовую деятельность) в качестве совместителя на должности настоятеля прихода (или штатного клирика храма), оставаясь по Указу правящего архиерея штатным клириком епархии.

Однако в некоторых епархиях назначение на должности «Помощников» послужило поводом к увольнению клириков из штата приходов – без оформления в качестве совместителей, что в дальнейшем будет способствовать поиску священнослужителями дополнительных средств на материальное обеспечение своих семей. Такое положение «Помощников», во-первых, занижает их статус как клириков епархии, а во-вторых, учитывая плотность рабочего графика гражданских служащих УИС, не будет способствовать их ответственному отношению к выполнению своих должностных обязанностей.

1.21. Учитывая, что клирику, назначенному на должность «Помощника», необходимо представлять отчеты начальнику по линии УИС о проделанной работе, желательно чтобы священнослужитель воздерживался (по-возможности – при отсутствии особой надобности) от совершения Таинства Покаяния – Исповеди среди заключенных, поскольку может утратить по этой причине доверие осужденных.

При этом «Помощнику» по должности не придется напрямую и ежедневно общаться с заключенными, поскольку во всех учреждениях имеются назначенные правящими архиереями тюремные священнослужители, которые совершают богослужения и церковные Таинства для заключенных. Главная обязанность «Помощника» – это дисциплинарный надзор за исправностью тюремного служения по духовно-пастырскому окормлению в местах лишения свободы и возглавление богослужений в тюремных храмах при посещении учреждений УИС.

Клирик, назначенный на должность «Помощника», должен иметь возможность совершать богослужения в воскресные и праздничные дни, а также церковные Таинства и требы у себя на приходе, а в храмах учреждений УИС пастырские обязанности должен нести нештатный рядовой тюремный священнослужитель, назначенный правящим архиереем в учреждение УИС.

1.22. За священнослужителем, назначенным на должность «Помощника», необходимо:


  • сохранить приход и должность настоятеля храма (или штатного клирика прихода, которую занимал до назначения на должность), в котором ранее нес церковное послушание и в котором сможет продолжить священнослужение по воскресным дням и великим или двунадесятым праздникам;

  • сохранить жалование на приходе в полном объеме, поскольку зарплата на штатной государственной должности слишком низкая и недостаточна для обеспечения материального благополучия домочадцев.

1.23. Должностные обязанности «Помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими», разосланные в территориальные органы ФСИН России, является предварительным Положением, не получившим окончательного утверждения Приказом руководства Федеральной службы исполнения наказаний, требующим корректировки и уточнений части его предписаний – работа по усовершенствованию документа продолжается с учетом последовательного выявления проблемных вопросов.

В этой связи священнослужитель, назначенный на должность «Помощника», по долгу службы совершающий богослужения во все воскресные – выходные для гражданских служащих УИС дни, по согласованию с руководством региональных органов ФСИН России, должен иметь право на один выходной день в седмичные дни недели – эти изменения будут внесены в режим рабочего времени «Помощника» с учетом его богослужебной загруженности.



1.24. На «Помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими» возлагается обязанность объединения всех священнослужителей своего региона и проведения регулярных рабочих встреч и собраний, обучающих семинаров, конференций, а также осуществления плановых инспекций, способствующих решению текущих вопросов защиты права на свободу совести и религиозного исповедования осужденных, подозреваемых или находящихся под следствием лиц.

1.25. При этом руководством ФСИН России акцентировано внимание на необходимость неукоснительного соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания осужденных в деятельности «Помощников» (при введении данных должностей), а также исключения фактов возможного нарушения правил внутреннего трудового распорядка учреждений, исполняющих наказание, и ущемления прав других лиц, исповедующих иные религиозные течения.

1.26. По инициативе руководства в составе Правового управления ФСИН России создан «Отдел по организации взаимодействия с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России», руководителем которого назначен Гуров Сергей Иванович, майор внутренней службы, в обязанности которого входит решение всех вопросов, возникающих в процессе становления должности «Помощника начальника регионального Управления ФСИН России по организации работы с верующими».

– Тел.: 8 (495) 983-85-12

– Эл. Почта: 13@fsin.ru

****
II.



ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ

В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НА ЕПАРХИАЛЬНОМ И БЛАГОЧИННИЧЕСКОМ УРОВНЯХ1
2.1. Тюремное служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, а также на уровне подворий и приходов:

2.2. На епархиальном уровне общее руководство епархиальными структурами тюремного служения осуществляет епархиальный архиерей.

Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или епархиальная комиссия по тюремному служению, которые в своей работе руководствуются общецерковными документами, рекомендациями Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, указаниями епархиального архиерея.



2.3. На благочинническом уровне тюремное служение обеспечивается благочинными.

В епархиях, где имеется достаточное количество храмов в местах принудительного содержания, возможно учреждение должности епархиального благочинного тюремных храмов, осуществляющего благочиннический надзор непосредственно за тюремным служением во всей епархии.



2.4. В данном случае оптимальным вариантом было бы возложение обязанностей благочинных тюремных храмов на священнослужителей, возглавляющих епархиальные Отделы тюремного служения, которые могли бы быть одновременно и представителями Церкви при региональных УФСИНах, котролирующими работу с верующими (заключенными и сотрудниками, включая и членов их семей) в местах принудительного содержания.

****
III.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИТУТА «ПОМОЩНИКОВ

НАЧАЛЬНИКОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИМИ»
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Это созвучно с озабоченностью современного общества процессами реформирования уголовно-исполнительной системы России, которые связаны, с одной стороны, с ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц.

В Обращении Святейшего Патриарха Кирилла на имя Президента России, предварительно согласованном с руководством ФСИН России, было сказано: «Отрадно отметить, что сам факт присутствия священнослужителя в режимном учреждении оказывает благотворное влияние на поведение осужденных и сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний: укрепляется дисциплина и уменьшаются негативные явления, унижающие достоинство человека. Администрация учреждений, исполняющих наказания, высказывается за необходимость расширения присутствия священнослужителей в местах лишения свободы. Совместная деятельность Церкви и ФСИН России также была положительно оценена на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации под председательством Сергея Приходько». 

«Параллельно реформе уголовно-исполнительной системы России, принципиальное отличие которой заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности», Церковь формирует институт тюремных капелланов для пастырского окормления и духовно-нравственного воспитания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пребывающих в местах принудительного содержания. В этой связи представляется целесообразным использовать в Федеральной службе исполнения наказаний опыт взаимодействия Русской Православной Церкви с Министерством обороны Российской Федерации по возрождению штатного военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации. Введение института тюремного духовенства в уголовно-исполнительной системе принесет несомненную пользу, послужит совершенствованию воспитательной работы с осужденными».

«Для упорядочения работы необходимо создание организующей структуры в ФСИН России. Такой структурой могло бы стать введение в территориальных органах должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № Пр-1408 и постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1063 в штатное расписание территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний введены должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», которые должны замещаться кандидатами из числа священнослужителей.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации в штаты Федеральной службы исполнения наказаний вводится 85 должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими», формируемых из числа практикующих тюремных священнослужителей.

23 мая 2014 года состоялась рабочая встреча у директора ФСИН России, по итогам которой утвержден протокол (от 23.05.2014 г. за № 3-1), в первом пункте которого оговорены подготовительные мероприятия по введению названных должностей, в котором сказано: «Предварительный отбор кандидатов к назначению на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими возлагается на централизованные религиозные объединения (конфессии) с учетом вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях соответствующего территориального органа ФСИН России».

При этом начальнику Академии права и управления ФСИН России дано указание «разработать учебную программу для обучения помощников (кандидатов к назначению на должности помощников) начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

Общий объем дополнительной программы профессиональной переподготовки «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», предусмотренный учебно-тематическим планом Высших академических курсов Академии права и управления ФСИН России, составляет 300 учебных часов.

Программа обучения по дополнительной программе профессиональной переподготовки на Высших академических курсах состоит из двух модулей.

I-й обучающий модуль – Уголовно-правовая подготовка – включает дисциплины: организация деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации; права человека; уголовная политика Российской Федерации; основы режима и безопасности в УИС; актуальные проблемы уголовно-исполнительного права.

II-й обучающий модуль – Социальная и психолого-педагогическая подготовка – включает дисциплины: пенитенциарная педагогика; психологические основы работы с осужденными; социальная работа в уголовно-исполнительной системе.

В связи с этим Управлением делами Московской Патриархии главам митрополий и правящим архиереям епархий, не входящим в состав митрополий, было направлено циркулярное письмо (от 15.09.2015 г. за № 01/5251) с указанием подыскать на данную должность кандидатов из числа клириков, несущих послушание в сфере тюремного служения, предварительно согласовав кандидатуру с руководителем территориального органа ФСИН России соответствующего региона.

Предварительный отбор кандидатов в епархиях показал недостаточную проработку вопроса при подборе священнослужителей к назначению на должность «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», в связи с чем в ряде регионов епархиальным Преосвященным пришлось в срочном порядке подбирать другие кандидатуры, соответствующие указанным в циркулярном письме требованиям.

При этом в некоторых ответах из епархий, направленных в Синодальный отдел по тюремному служению, сообщалось об отказе начальников тех или иных территориальных органа ФСИН России согласовывать предложенную кандидатуру из числа священнослужителей до соответствующего указания за подписью директора ФСИН России.

В этой связи в конце декабря 2015 года дополнительно в регионы было направлено непосредственное указание директора ФСИН России по укомплектованию данных должностей до 12 января 2016 года. Кандидатам было предложено представить необходимый комплект документов и пройти собеседование с начальником территориального органа ФСИН России на предмет должностных обязанностей, условий работы и оплаты труда. В результате в рамках «пилотного проекта» на Высших академических курсах Академии права и управления ФСИН России состоялось обучение первой группы «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

В настоящее время формируются следующие группы священнослужителей на обучение по программе профессиональной переподготовки:

– с 16.05.2016 г. по 03.07.2016 г. – кандидаты из Центрального и Северо-Западного федеральных округов, соответственно 18 чел. и 11 чел., что составит группу общей численностью 29 чел.;

– с 31.10.2016 г. по 09.12.2016 г. – кандидаты из Южного – 6 чел., Северо-Кавказского – 7 чел. и Крымского – 2 чел. – федеральных округов, что составит группу общей численностью 15 чел.;

– обучение завершающей группы священнослужителей – кандидатов из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (соответственно 12 чел. и 9 чел. – общей численностью 21 чел.), планируется в феврале-марте будущего 2016 года.

Обучение первой группы слушателей в Академии ФСИН России было проведено в соответствии с «Планом профессионального обучения, первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на 2016 год», утвержденным приказом ФСИН России от 7 декабря 2015 года за № 1170. По итогам обучения всем слушателям были вручены дипломы о профессиональной переподготовке установленного образца. Проведенное обучение признано полезным, своевременным и рекомендовано ввести его в постоянную практику.

Цель обучения – профессиональное совершенствование священнослужителей – кандидатов на должность Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими.

В этой связи всем главам митрополий Русской Православной Церкви надлежит безотлагательно озаботиться подбором достойных кандидатур из числа практикующих тюремных священнослужителей для замещения введенных должностей и согласовать избранных клириков с руководителями территориальных Управлений ФСИН России на местах.

Ответ по кандидатурам для замещения введенных должностей надлежит представить в Управление делами Московской Патриархии и Синодальный отдел по тюремному служению Русской Православной Церкви.

В настоящее время по согласованию со Священноначалием Русской Православной Церкви ФСИН России реализует проект по комплектованию указанных должностей в территориальных органах ФСИН России. Согласно распоряжению ФСИН России территориальные органы УИС должны назначить на должности в качестве штатных сотрудников кандидатов, представленных соответствующими митрополиями или епархиями РПЦ.

В этой связи представляется целесообразным использовать в Федеральной службе исполнения наказаний опыт по возрождению штатного военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации, где образован и уже действует институт «Помощников командиров воинских подразделений по работе с верующими военнослужащими».

«Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», формируемые из представителей практикующего тюремного духовенства, должны стать организующей структурой и основой возрождающегося в Церкви и ФСИН России института тюремного духовенства, на который возлагаются обязанности пастырского окормления и духовно-нравственного воспитания заключенных – осужденных, обвиняемых, подозреваемых и подследственных, находящихся в местах принудительного содержания.

В регионах с преобладающим исламским населением кандидаты на должности формируются из представителей других централизованных традиционных религиозных объединений России.

При наличии заинтересованности доминирующих в регионе религий Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви рекомендовано создавать при «Помощниках» неформальные рабочие группы из представителей традиционных централизованных религий России, чтобы иметь возможность более плодотворного взаимодействия с руководством региональной УИС.

В Правовом управлении ФСИН России был осуществлен мониторинг конфессионального состава осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Численность осужденных, причисляющих себя к верующим и, следовательно, отождествляющих себя с каким-либо конкретным вероисповеданием – зарегистрированной централизованной религиозной организацией (или религиозной конфессией), равна 143 тыс. 842 чел., что составляет 21,3 % от общего числа осужденных.

При этом – мониторинг конфессионального состава верующих осужденных свидетельствует о принадлежности большинства лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, к трем основным централизованным религиозным объединениям, превалирующим в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России:

– Православие – в учреждениях 73 территориальных органов ФСИН России большинство осужденных причисляют себя к православному вероисповеданию;

– Ислам – в учреждениях 7 территориальных органов ФСИН России большинство осужденных причисляют себя к исламскому вероисповеданию, а именно в регионах: Республика Башкортостан; Республика Татарстан; Чеченская Республика; Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика;

– Буддизм – в учреждениях 1 территориального органа ФСИН России большинство осужденных причисляют себя к буддистам, а именно в Управлении ФСИН по Республике Тыва.

****

ИРИНАРХ

ЕПИСКОП КРАСНОГОРСКИЙ

ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА

ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


1 Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений Уголовно-исполнительной системы. Параграф VI. Организация миссии Церкви в пенитенциарных учреждениях.

Документ утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года (Журнал № 60).





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница