Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой



страница1/8
Дата31.10.2016
Размер1,51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8






Чепелев Л.А.
Мученический подвиг православных

в ВКЛ и Речи Посполитой.


Могилев 2014


УДК

271.2 (476)

Ч-44

Чепелев Л. А. Краткая история Православной Церкви в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой (мученический подвиг православных). – Могилев, 2014. – 69 с.

Книга представляет собой краткий обзор истории Православной Церкви, в хронологической последовательности показывающий события из её жизни во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Рассматривается значение Православной Церкви в сохранении языка, культуры и национального самосознания белорусского и украинского народов. Книга обращена ко всем интересующимся историей Белоруссии, России и Украины.

Автор книги не ставит целью опровергать чье-то мнение, спорить с кем–то, открывать что-то новое. Он рассказывает о своем личном видении некоторых событий из истории Православной Церкви и жизни православных народов Беларуси и Украины. Читателю предлагается самому решать, как относится к точке зрения автора.





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...……....3-4
Глава I. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ....................4-7
Глава II. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.

2.1.Положение православной Церкви в Великом Княжестве Литовском до Люблинской унии ………………..………………….…………………..………...7-13

2.2.Православная Церковь в Речи Посполитой после Люблинской унии 1569 года ……………………………….……………….………………..………...... ……….13-20

2.3.Создание Униатской церкви (1596г.) и отношение новой церкви к православию……………………………………………………………..................20-27

2.4. Усиление католицизма и униатства….….…..……………………….……….27-31

2.5..Православные братства ………..……………….………………………...........31-37

2.6..Причины, вынудившие Российскую империю встать на защиту православных Речи Посполитой ……..……………………….…………………….……….......37-44

2.7..Положение Православной Церкви после 1772 года….........................................44-49


Глава III. НЕКОТОРЫЕ СВЯТЫЕ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

3.1. Равноапостольные Кирилл и Мефодий учителя словенские………..........50-53

3.2. Святая Евфросиния Полоцкая (1104-1173)……………..………………....….53-55

3.3. Мученик архидиакон Никифор († - 1599)…………………...............…….....55-57

3.4. Преподобномученик Афанасий игумен Брестский (1595-1648) …….……..57-60

3.5.Святитель Георгий Конисский архиепископ Могилевский (1717- 1795)……60-64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………..…….…………….…….......64-65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………..……….…...….…65-69
ВВЕДЕНИЕ

В наше время интерес к истории Православной Церкви неизмеримо вырос. Это обусловлено все более возрастающим нравственным влиянием Православной Церкви на процессы, происходящие в обществе. Подтверждением этого влияния могут служить цифры официальной статистки, показывающие, что сегодня от общего числа всех верующих белорусов 80% относят себя к православным. Но, начиная с первых десятилетий ХХ века, в исторической науке стало нормой отделять историю Православной Церкви от истории Белоруссии, России и Украины. Эти истории стали существовать в официальной исторической науке отдельно друг от друга. Из-за этого стали возникать различные теории, не совсем объективно отражающие историю Православной Церкви на землях Белой Руси, Украины и России. Например, появилась теория о том, что для Белоруссии родными являются только Униатство и Католицизм. А Православие якобы принесено в Белоруссию из Российской империи во время раздела Речи Посполитой и поэтому чужое для белорусов. Для восстановления объективной исторической правды эти теории нуждаются в проверке. Поэтому необходимо вспомнить о масштабах влияния Православной Церкви на формирование духовно-нравственной составляющей восточнославянских народов. И, что главное, показать роль Православной Церкви в сохранении национального самосознания, культуры и языка белорусского и украинских народов в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. Не менее важно учитывать и то, что мы живем в век глобализации, когда стираются национальные и культурные особенности. Поэтому очень важен опыт сохранения национального самосознания и культуры того или иного народа. Такой опыт есть у Православной Церкви и этот опыт необходимо изучать, чтобы использовать в охранении национального самосознания восточнославянских народов, в том числе и белорусского, от разрушающих процессов национального обезличивания.

Необходимо отметить несколько моментов в содержании книги. Книга рассказывает об истории Православной Церкви в Великом Княжестве Литовском (далее ВКЛ) и Речи Посполитой. В то время предки нынешних белорусов и украинцев жили вместе в одном государстве и практически до конца XV века считали себя единым православным русским народом. Тогда, как и в последующее время, Православная Церковь оставалась для белорусов и украинцев хранительницей национального духа. Поэтому история Православной Церкви здесь не будет разделена на историю православия в Беларуси и историю православия на Украине, хотя истории белорусского народа будет уделено больше внимания.

В первой главе книги кратко показана история Православной Церкви в Древнерусском государстве колыбели трех братских народов: белорусского, украинского и русского. Здесь же рассказывается о влиянии православия на развитие духовности и культуры древнерусского народа, ставших основой духовного и культурного развития трех братских славянских народов.

Во второй главе рассматривается период от образования ВКЛ до раздела Речи Посполитой. Это время становления белорусского и украинского народов. В это период Православная Церковь и православные верующие подвергались жесточайшим гонениям. История показывает, как из года в год, из десятилетия в десятилетие, власти ВКЛ и Речи Посполитой планомерно уничтожали православие на землях Беларуси и Украины. История Православной Церкви этого периода переполнена страданиями православных белорусов и украинцев. К сожалению, иногда можно услышать призывы не вспоминать горестные страницы истории православия в Белоруссии, т.к. это кого-нибудь сегодня может обидеть. Предлагается вспоминать только веселое и хорошее. Такая историческая позиция, наверное, не очень нравственна. Ведь если мы будем забывать о страданиях своего народа, то это будет не только предательством памяти наших прадедов, этим будут преданы забвению герои, благодаря которым белорусский народ сберег от ополячивания свою культуру, веру и родной язык. Поэтому во второй главе много внимания уделяется трудностям и страданиям, которые сопровождали жизнь православных верующих в ВКЛ и Речи Посполитой.

В третьей главе рассказано о некоторых святых Белорусской Православной Церкви, оказавших влияние на развитие духовности белорусов, и мучениках, защищавших православную веру в Речи Посполитой.



Автор книги не ставит целью опровергать чье-то мнение, спорить с кем–то, открывать что-то новое. Он рассказывает о своем личном видении некоторых событий из истории Православной Церкви и жизни православных народов Беларуси и Украины. Читателю предлагается самому решать, как относится к точке зрения автора.
Глава I. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДО ТАТАРО - МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

Языческие верования, распространенные в древние времена на землях современной Беларуси, Украины и России воспитывали в людях жестокость и презрение к чужой жизни. Карамзин писал: «В древнейшие времена славяне…омраченные суеверием идолопоклонства, обагряли свои требища кровию христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется христианской кровию, и в довершение ужаса пили её, воображая, что она сообщает дух пророчества…Балтийские славяне дарили идолам головы убиенных опаснейших неприятелей». Многие исторические источники того далекого времени рассказывают о жестокости язычников-славян во время нападений на соседние народы и об устраиваемых ими кровавых жертвоприношениях. Можно вспомнить, как в 983 году жребий быть принесенным в жертву идолам пал на юного Иоанна, сына принявшего православие варяга Феодора. Феодор отказался отдать язычникам сына на заклание и разъяренная толпа, подстрекаемая языческими жрецами, убила отца и сына. Тогда у каждого славянского племени был свой главный идол, которому молились и вокруг которого объединялись. И когда на славянских землях образовались княжества, то кровавые междоусобицы продолжались. Примером может служить легендарное упоминание о призвании Рюрика из-за распрей среди северных славян.

В IX-Х веках славянские племена постепенно сливаются в рамках Древнерусского государства в единый древнерусский народ. Территория Белой Руси в те времена была частью Древнерусского государства. Об этом подробно рассказывают древнейший летописный свод истории восточных славян «Ипатьевская летопись», записки арабских купцов и европейских путешественников, а также европейские географические карты тех времен. Но для окончательного объединения славян в единый народ нужна была особая вера. Вера, способная смягчить дикие языческие нравы. Вера способная объединить разрозненные славянские племена в единый народ и одно государство не кровью языческих жертвоприношений и страхом смерти, а любовью к ближнему и к своему Отечеству. Такой объединяющей верой стало Православие.

На нашу землю Православие пришло из Византии более двух тысяч лет назад во времена первого киевского князя-христианина Аскольда. Аскольд построил в Киеве первый православный храм. Историк А.В. Карташев отмечает, что православные епископы из Византии были на Древнерусской земле уже в 862 году. Все попытки Рима утвердить на Киевской Руси свое влияние терпели крах. Так, например, княгиня Ольга, принявшая православие в Константинополе (955 г.), резко воспротивилась попыткам иерархов из Западного папского района утвердиться на землях Киевской Руси. Она прогнала посланного королем Оттоном I Великим на русские земли в 959 году латинского епископа Адальберта. Европейский свод Х века «Продолжатель Регинона» указывает под 962 годом: «В этом году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы для Ругов(Руси), ибо не преуспел ни в чем том, зачем был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся».

В 988 году внук Ольги киевский князь Владимир делает Православие государственной религией Киевской Руси. Необходимо еще раз отметить, что Русская Православная Церковь, с самого своего зарождения, была частью Византийского патриархата (Вселенской Православной Церкви). Вселенский Патриарх в 988 году установил в Киеве «Митрополию Киевскую и всея Руси», куда входили и земли Белой Руси. С того времени и до сегодняшнего дня Православная Церковь на территории, которую занимает сегодняшняя Беларусь и Украина, являются частью тела Русской Православной Церкви. По этому поводу профессор П.В.Знаменский отмечает, что Русская Православная Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата (Православной Церкви). Первым её митрополитом был пришедший с князем Владимиром из Корсуни православный митрополит Михаил. А его преемник митрополит Леонтий в 992 году разделил Русскую митрополию на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Кроме митрополита, находящегося в Киеве, были епископы в Полоцке, Турове, Новгороде, Ростове, Чернигове, Белгороде, Владимиро – Волынском и некоторых других городах. В том же 992 году была основана Полоцкая православная епископия, которая была первой христианской епископией на территории нынешней Беларуси. Полоцкая православная епископия охватывала земли нынешней Витебщины, Минщины, Мстиславщины и Могилевщины. Затем, при помощи князя Владимира, в 1005 г. была создана Туровская епископия, которая охватывала земли нынешней Западной Беларуси, без Виленщины, и некоторую часть Волыни.

Первые митрополиты и епископы прибывали на Русь из Греции по благословению самого патриарха и с согласия императора Византийской империи. Все они были по происхождению греками. Только в 1051 году собором русских епископов был поставлен митрополит Илларион, который был первым по происхождению русским митрополитом Русской Православной Церкви. Но зависимость русских митрополитов и епископов от Греческой церкви продолжалась еще долго.

В те времена управление церковью было основано на правилах установленных Царьградскими патриархами. Основанием для внутреннего церковного управления служил «Номоканон» в славянском переводе. Постановления митрополитов и епископов содержались в «Кормчей книге». Первый опыт приложения Номоканона к русской жизни сделал в своем Церковном уставе святой Владимир. Великий князь Ярослав издал другой такой же церковный устав, содержащий в себе подтверждение и раскрытие устава святого Владимира. Это были первые общерусские уставы. Доходы, получаемые Русской Православной Церковью, митрополиты и епископы употребляли на содержание соборных храмов с их причтом, на пропитание нищих, больных, странников, сирот и вдов, на пособия потерпевшим от пожаров и неурожаев, на строительство церквей и монастырей. Этим православные иерархи отличались от латинских (католических) иерархов, тративших огромные деньги на личное обогащение и роскошь. Дома православных епископов, по сути, были домами помощи людям нищим, больным и испытавшим горе. Православные священники, в отличие от латинских, существовали только за счет добровольных приношений прихожан или ведения домашнего хозяйства. Поэтому их быт был беднее, чем быт латинского священства.

Благодаря православию в мировосприятии наших предков произошли огромные качественные изменения. Н.М.Карамзин подчеркивал основное преимущество Православного христианства, которое позволяло выводить людей из дикого язычества: «..христианство, представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя вселенной, нежного отца людей, снисходительного к их слабостям и награждающего добрых – здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяло всем потребностям души человеческой».

Но Православная Русь не превратилась в копию Византии или ее колонию. Русские славяне, благодаря заимствованию из греческой культуры, сумели создать свою собственную, основанную на православии и национальных особенностях, культуру. Объем книги не позволяет подробно рассказать обо всём, что было сделано князем Владимиром и первыми иерархами Русской Православной Церкви для наших прадедов. Например, о множестве построенных школ, не только для мальчиков, как на Западе, но и для девочек. Белорусские историки Э. Ярмусик и И. Ковкель отмечают, что уже к началу XI века на землях Белой Руси существовали религиозная и светская литература, которая была написана на родном языке, что отличало ее от европейской, написанной на латыни. Первыми книгами были «Библия», «Апостол», жития святых и другие православные книги. Затем появились книги с описанием разных земель, исторические книги и т.д. Но особой популярностью в народе продолжали оставаться «Жития святых». Наиболее древним житием, дошедшим до нас, является «Житие Евфросинии Полоцкой» (1120-1173), внучки полоцкого князя Всеслава. Из книг того времени так же сохранилось Туровское рукописное Евангелие XIII в., редкий памятник древнерусской письменности. Выдающимся писателем и проповедником того далекого времени был епископ Кирилл Туровский. Многие из его произведений дошли до нашего времени, и являются бесценными памятниками древнерусской литературы. А Европе тогда были грамотными в основном только монахи и священники, а знать и простолюдины, как правило, были неграмотными. Одним из примеров этого служит история Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого. Став женой французского короля Генриха I, свободно говорящая на трех языках, прекрасно знающая литературу и математику Анна Ярославна оказалась, чуть ли не единственным грамотным человеком среди придворных аристократов и членов королевской семьи. Сохранились французские документы того времени, где рядом с росписью Анны стоят крестики безграмотных французских чиновников. Так же могут служить подтверждением массовой грамотности простолюдинов Киевской Руси и берестяные грамоты, сохранившиеся от того далекого времени. К сожалению, после татаро - монгольского нашествия образовательный уровень населения Руси резко упал.

Благодаря принятию Православия на Руси было построено множество красивейших каменных и деревянных храмов, расписанных выдающимися художниками – иконописцами. Появились новые церковные и художественные ремесла. В IX-XIII вв. на землях Белой Руси развивается каменная архитектура. Одним из первых каменных храмов того времени является полоцкий Софийский Собор (середина XI в.). В XII в. построены каменные Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Бельчитский монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно и многие другие.

Православные храмы тогда были не только религиозными сооружениями, но и местом, где жители собирались для решения насущных жизненных вопросов. В то время ни один вопрос без благословения священника не решался. При храмах и монастырях обязательно были школы, библиотеки, мастерские. Высокого уровня в IX – XII вв. достигало изобразительное искусство. Фрески, мозаики, книжная миниатюра того времени поражают нас сегодня яркими красками и мастерством художников. Мы знаем о прекрасных мозаиках Спасо - Евфросиньевской церкви Полоцка. Фресковые росписи того времени обнаружены и в Полоцкой Софии. Особенностью искусства Белой Руси того времени является некоторое влияние Византийской культуры. О многом другом, появившемся на Белой Руси благодаря Православной Церкви, можно узнать из жизнеописания белорусских святых. Много хорошего дала Православная Церковь нашим прадедам.

Исследователь древней истории Церкви священник Сергей Мансуров показал, как христианство повлияло на древнерусское общество в те далекие времена: «Сверху до низу…общество прочно пронизывается христианством. Разрозненное и донельзя разделённое, оно превращается в нечто единое, целое со своим особым жизненным и духовным строем. В это целое собираются люди самых разнообразных слоев…дотоле, казалось, безнадежно разобщенные происхождением, общественным положением, сословными различиями. Церковь всё соединяла, не разрушая, впрочем, многообразия жизненных положений». Таким образом, Православие, постепенно изменяя мировосприятие восточных славян, сумело соединить не только людей разных социальных групп, но и способствовало ускорению объединения до этого враждебных друг другу из-за языческих обычаев племен и княжеств в единый народ и одно государство. Это Православное Древнерусское государство (Киевская Русь) было крепко и мощно не силой меча и правом сильного, как это было при язычестве. Оно было крепко из-за одной для всего населения Православной веры, единого мировосприятия и единой для всех культуры, основанной на Православии и христианской любви к ближнему.

Но также важно помнить и о том, что до татаро - монгольского нашествия наши предки жили в едином государстве – Киевской Руси - и ощущали себя одним православным народом - русским. Еще в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, написанном в XI веке, употребляется название всех жителей Киевской Руси - «русский народ».
Глава II. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
2.1.ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ ДО ЛЮБЛИНСКОЙ УНИИ 1569 ГОДА.

После татаро - монгольского нашествия земли Западной Руси (Белой Руси) оказались отрезанными от остальной Руси, и некоторое время жили самостоятельно.

Вскоре слабостью Западной Руси воспользовались литовцы. Польский ученый Х.Ловмяньский указывает местонахождение «Литвы» в то время - это район юго-восточной Литвы (Дзукия). Именно здесь располагался домен Миндовга и здесь колыбель литовского племени и литовского государства. Правление Миндовга, как утверждает литовский историк Мечисловас Ючас, являлось завершением консолидации литовцев и близких им племен в литовскую народность и образование у неё государства. Другой литовский ученый Зигмундас Кяупа рассказывает, что государство Миндовга – Литва - сложилось к 40-м годам XIII в., когда Миндовг окончательно подчинил себе все литовские племена. Затем последовала экспансия на юг и восток, где проживало балтское и русское население. В условиях феодальной раздробленности и ослабления от монголо-татарского нашествия Западная Русь и ее пространство стали привлекательной и достижимой целью. Богатые западнорусские земли были в состоянии платить обильную дань, имели разветвленные торговые пути, в том числе и в Крым. С другой стороны литовским князьям требовались вассалы и военная сила. Не последнюю роль играл и династический интерес. У основателя литовской царствующей фамилии Гедимина было 5 братьев, 8 сыновей и 34 внука. Около 50 Гедиминовичей, из многочисленной родни великого князя, нуждались в новых владениях. Благодаря слабости и раздробленности Западной Руси литовцам легко удалось покорить ослабленные соседние русские земли, где мечом, где договором. Литовский ученый З.Кяупа подчеркивает: «Разница в том, что Москва воссоздавала государство, а литовские князья себе такой цели не ставили… (стремились – прим.) к тому, чтобы все русские земли покорить, а не собирать». В 1253 году литовское государство стало королевством.

Здесь необходимо подробнее остановиться на некоторых географических, этнографических и лингвистических моментах. Это поможет читателю лучше разобраться в содержании документов и цитат, помещенных в дальнейшем тексте книги.

Когда Западная Русь попала под власть литовцев, наши предки сохраняли свою принадлежность к общерусскому миру. Белорусский ученый Петр Дмитрачков отмечает: «…в «Повести временных лет» Полоцк назван русским городом, так же как и Переяславль, Киев, Чернигов. Русскими сынами названы автором «Слова о полку Игореве» все погибшие на Немиге (1067), включая дружину Всеслава Полоцкого. В договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229) к «Русской земле» отнесены Полоцк и Витебск. Полоцкие грамоты 1264 – 1265 гг. заявляют, что «Русская земля словет Полочьская», а «Полотеск, Витебск одно есть». Общность восточных славян и их принадлежность к народу «Русь», «русскому народу» признавали авторы и других произведений того времени. Само понятие «народ русский» впервые употреблено митрополиом Илларионом в «Слове о Законе и Благодати» (XI в.)». Это нашло отражение и в полном названии Великого Княжества Литовского – «Великое княжество Литовское, Русское, Жомойтское» (дальше в тексте – ВКЛ). Источники того времени показывают, что XIV столетии, как и в более поздние времена, более 8/10 населения Великого Княжества Литовского осознавали себя православным русским народом. Жители Литвы называли себя «литвинами», жители Белой Руси и Украины – «русинами» или «русскими». Даже много времени спустя, народ Белой Руси продолжал осознавать себя «русским народом». Например, Франциск Скорина указывал свою этническую принадлежность, как «русин», его сын называл себя «рус», а по государственно – территориальной принадлежности они называли себя «литвинами». Белорусский историк Георгий Голенченко отмечает в связи с этим: «Термин «литвин» действительно был широко распространен в то время, но я не знаю случаев его употребления именно в качестве этнического названия белорусов…В привилеях виленским цехам XVI в. «литвины» (в данном случае литовцы) и «русские люди» разграничиваются между собой». Кстати, отсюда идет название, даваемое в те времена большинству населения ВКЛ: «ліцвіны рускага роду» или «ліцвіны русскі па паходжанню». Существование в то время общего самоназвания для предков белорусов и украинцев подтверждают многие зарубежные историки. Польский историк А.Рахуба, утверждал: «Что такое Русь, Беларусь и Украина в средние века? …Мне кажется, что единственным имеющим смысл выражением является «Русь» вообще». Долго в ВКЛ также не было разделения на белорусский, русский и украинский языки, существовал только один «русский» язык. Литовский историк З.Кяупа отмечает: «В ВКЛ одновременно функционировали четыре языка – два разговорных (литовский и русский «ruski») и два письменных (латынь и славянский)». Сегодня «русские люди» на бывшей территории ВКЛ принадлежат к трем ветвям: белорусскому, украинскому и русскому.

Даже в начале XVI века население ВКЛ в своем большинстве продолжало осознавать себя Православной Русью. Литовский историк Эдвардас Гудавичюс отмечает: «…белорусы и украинцы почувствовали себя отдельными народами только в XVI веке. В этот период XII по XVI вв. – прим.) украинцы и белорусы ВКЛ – несомненно, один народ, и все считают их одним народом, и никак иначе. Как они себя называют? Они русские…и латинские авторы, и поляки называют их «русскими». Он же подчеркивает: «Если взять XIV в., то, безусловно, культурного единства…не было. Коренная Литва и земли Западнорусских княжеств – это совершенно разные культуры». Одним из подтверждений отдельности западнорусской культуры от литовской являются исследования академика Д.С.Лихачева. Он отмечает, что даже в XV веке на бывших землях Киевской Руси продолжала существовать единая былинная традиция. В послемонгольское время былины, связанные с местными центрами, объединились в единый Киевский цикл. Ростовчанин Алеша Попович, Муромец Илья, рязанец Добрыня, галичанин Дюк Степанович продолжали оставаться героями героического эпоса Западной, Южной и Восточной Руси.

Эти исторические моменты показывают, что с XIII по XVI вв. православные жители ВКЛ были единым народом и самоосознавали себя «русскими». Поэтому в разделах книги, охватывающих период с XIII в. - начала XVI века наши предки будут называться так, как они сами себя называли и как их все называли в те времена - «русскими». Напомню, что в то время это было общее самоназвание всех нынешних трех ветвей русского народа: белорусской, русской и украинской

Постепенно, к концу XIV века западнорусский народ, составляющий подавляющее большинство населения Литовского княжества, стал утрачивать свое державное положение, т.е. полноту своей государственной независимости и свободы. Это было следствием катастрофического ослабления Западных Русских княжеств из-за междоусобиц, борьбы с татаро-монгольскими войсками и крестоносцами. Удобным историческим моментом воспользовались литовские князья. Литовский князь Эрдвилл переходит Неман и на пепелище Новогрудка в 1235 г. устанавливает свой замок. Это событие можно условно считать началом захвата литовцами Западных Русских земель и формирования Великого Княжества Литовского. Сильное ослабление православного западнорусского влияния на развитие ВКЛ произошло при Витовте. Во время битвы Витовта с татаро-монгольскими войсками на реке Ворскле погибло сразу 30 западнорусских князей, которые первыми приняли на себя удар монголо-татарского войска. Окончательно ослабевает русское влияние на развитие ВКЛ, когда еще 13 родовитых западнорусских князей погибло во время битвы между Сигизмундом и Свидригайло. По какой-то странной случайности русские князья во время этих битв всегда ставились в первые ряды войск, что практически обрекало их на гибель. После этих и других событий большинство западнорусских православных княжеских родов исчезает, их место занимают литовцы. Владения погибших в битвах русских князей постепенно переходят к литовским феодалам. Последствия этого процесса отразились и на государственном управлении ВКЛ. На руководящих постах в ВКЛ западнорусских феодалов было настолько мало, что они практически не могли влиять ни на внутреннюю жизнь государства, ни на его внешнюю политику. Почти полное исчезновение многих западнорусских княжеских родов впоследствии позволило литовскому меньшинству, в союзе с поляками начать работу по уничтожению национального самосознания западнорусского народа вначале через окатоличивание, а затем полонизацию.

Так, после Кревской унии Ягелло в обмен на королевскую корону обещал Польше насильственно окатоличить всех жителей ВКЛ. В 1387 году, через год после его брака с польской королевой Ядвигой, как результат этого брака, под властью Ягелло соединились земли Польши и Литовско-Русского княжества. Теперь Ягелло начал выполнять обещание, данное полякам, и стал строить на белорусских землях латинские (римо - католические костелы). Тогда же был заложен первый костел и на Могилевщине. Правда, этот костел большинство времени пустовал, т.к. посещали его только выходцы из Польши. Впоследствии в Заднепровье были построены еще несколько костелов, но все они также пустовали. В них молилось незначительное число выходцев из Польши, т.к. местное население оставалось православным и не желало принимать латинскую (католическую) веру.

Еще одним последствием наступления католичества на Западнорусские земли стало постепенное вытеснение не только православия, но и русской культуры. Интересные сведения по этому поводу содержатся в работах Владимира Махнача. Он напоминает, что Русь до монголо-татарского нашествия культурно превышала Европу. Было множество прекрасных каменных строений, огромное количество рукописных книг, удивительное для тех времен художественное мастерство и почти сплошная грамотность населения. После монголо-татарского нашествия многое изменилось. С тех пор до наших дней сохранилось 300 каменных памятников православной архитектуры. Из них 270 сегодня находятся на территории, которая была захвачена Ордой, а на территориях Западной и Южной Руси, подвергшихся католической экспансии, сохранилось всего около 30 зданий ХII века. До сего дня сохранилось всего три десятка икон XII века. Все они сохранились потому, что находились на территории, захваченной монголами. На территории Западной Руси, подвергшейся католической экспансии, сохранилась всего одна икона XII века - это Божия Матерь Ченстоховская. И то, она сохранилась только потому, что была отнята поляками у православных. На территориях, подвергшихся нашествию латинства, так же не сохранилось ни одной не церковной русской книги того времени. Не менее варварски латиняне вели себя и по отношению к православной живописи. Когда православный Спасский храм Евфросиньевского монастыря в Полоцке перешел в 1579 году к католикам, то они первым делом забелили храмовые фрески мелом, а потом еще и закрасили масляной краской. Это было сделано для того, чтобы ничто не могло напоминать о былой принадлежности храма Православной Церкви. Показательна в этом случае и история Белыничской иконы Богородицы. Чтобы доказать, что это якобы их икона, католики разукрасили православную икону католической символикой. Таким образом, практически везде, где православие заменялось или притеснялось католичеством, шло уничтожение белорусской, русской и украинской культур. Как показывает история Беларуси и Украины, от полного уничтожения белорусскую и украинскую культуры спасло сохранение верности этих народов Православной Церкви. Православие воспитывало преданность традициям предков, их культуре и языку.



Через некоторое время принявшие католичество литовцы позволили полякам стать хозяевами на землях Беларуси. Оказавшись вдруг в Литовско– Польском княжестве, Православная Церковь попала под чужую (сначала в национальном, а затем и в религиозном отношении) власть. Примерно с конца XIV - начала XV века, она все более оказывается в положении религии с ограниченными правами, утесняемой и даже гонимой. Православие начинает притесняться, несмотря на то, что Православная Церковь в Белой Руси существовала на своей исторической территории и среди своего народа. Начиная с этого времени (с конца XIV – начала XV веков) на всей этой исконно православной территории латинство все более активно распространяется и государственно протекционируется в ВКЛ. Уже отмечалось, что активизируется проникновение латинства на земли ВКЛ после 1386 года, когда князья литовские становились и королями польскими. Благодаря грамоте Ягеллы с 1387 года католическая знать ВКЛ (а она в основной своей массе была литовского происхождения) получила огромные льготы: в правах владения землями, освобождалась от ряда повинностей и т.д. В это же время литовские племена, из еще оставшихся вне православия, по клятвенному обещанию Ягелло при браке с Ядвигой, силой крестят в католичество. Ягелло делает военно-миссионерское наступление на литвинов и силой крестит 30000 из них в латинство. Князь Витовт в 1413 году воевал Жмудь, чтобы так же силой принудить их креститься в латинство. Таким образом, нерусское население ВКЛ постепенно насильно делается католическим и поэтому отделяется от русского. Благодаря протекции и попустительству государственных властей ВКЛ на исконно православных землях строятся костелы и католические монастыри. Это происходило по праву религии, исповедуемой правящей династией Великого Княжества Литовского. Никого не интересовало, отвечает ли это желанию подавляющего большинства русского населения ВКЛ, являвшегося православным. По этому поводу белорусский ученый М.Довнар- Запольский писал: «Со второй половины 15 века начались притеснения православия, что вызвало национально-религиозную вражду».

В 1413 году король польский вместе с литовским великим князем подписали Городельское постановление. Постановление разрешало занимать высшие государственные должности только лицам латинского (римо-католического) исповедания, а православным доступ ко многим государственным должностям был закрыт. Так, вплоть до XVI в., в Раде панов в подавляющем большинстве были литовцы – католики, а многие должности вообще становились недоступными для православных. Белорусский историк М.Спиридонов отмечает: “Вопреки широко распространенным домыслам, большинство крупнейших земельных собственников (магнатов) ВКЛ являлись литовцами по этническому происхождению и, как правило, католиками по вероисповеданию. Именно они преобладали в составе Рады, особенно тайной...Второстепенная роль русских” православных феодалов подтверждается всем ходом развития ВКЛ, как до объединения с Польшей в единое государство –Речь Посполитую на Люблинской унии (1569), так и позднее”. Таким образом, феодалы-католики ВКЛ (напомним, что в то время в своем большинстве они были литовского происхождения) получили после Городельского съезда большие привилегии и льготы. Православная русская знать ВКЛ никаких привилегий не получала, поэтому в экономическом, политическом и социальном положении была поставлена ниже католической. Все это привело к массовому разорению и обнищанию православной знати. По этой причине некоторые православные феодалы были вынуждены переходить в католичество.

Другой пункт Городельского постановления запрещал строить новые и ремонтировать старые православные храмы. Постановление так же позволяло латинскому духовенству отнимать и присваивать себе православные храмы, имеющие небольшое число прихожан. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Городельское постановление дало латинянам (католикам) возможность усилить притеснения православных жителей ВКЛ и начать уничтожение Православной Церкви.

Но белорусское и украинское крестьянство, ремесленники и часть шляхты, продолжали хранить верность православию. Это сильно возмущало латинян. В 1500 году краковский каноник Иван Сакран написал сочинение «Изъяснитель заблуждений русского обряда». В нем он возмущался отказом православных ВКЛ принять латинство: «Из всех народов, носящих христианское имя, но отделенных от римской церкви, нет ни одного, который был бы так непоколебимым в защите своего схизматического заблуждения как народ русский. Избегают ученых католиков…отвращаются от их наставлений». Видя нежелание наших предков переходить в католицизм, власти ВКЛ начинают все чаще применять силу, чтобы принудить их уйти из православия. В 1501 году князь Семен Бельский писал из ВКЛ великому князю Московскому Ивану III о притеснениях, которые испытывают православные: «…на них в Литве пришла великая нужда о греческом законе (прим.- православии)…Посылал де вел. князь Александр (прим.- с 1 декабря 1501 года он так же и король польский)…да и к князьям русским посылал, и к виленским горожанам, и ко всей Руси, которые держат греческий закон и нудят (заставляют силой) их приступить к закону римскому». Многие православные западнорусские и южнорусские дворяне, отказавшиеся покинуть православную веру, вынуждены были искать убежище в России из-за невыносимо жестокого давления со стороны властей ВКЛ. Таким методом властям ВКЛ удалось разделить белорусский и украинский народы по вероисповеданию. Так, например, верность простого народа православной вере предков и отказ части белорусской шляхты от родной веры, разделило белорусский народ на две чуждые друг другу группы: окатоличенную знать, ориентированную на польскую культуру и язык, и низы, свято оберегающие свою православную веру, национальную белорусскую культуру и язык.



Все более усиливающееся польско-католическое давление на белорусский и украинский народы, вызвало неожиданные последствия опасные для правящей католической верхушки ВКЛ. Белорусы и украинцы (крестьяне, ремесленники, небольшая часть шляхты) стали все более укрепляться в надежде на защиту своего исторического национального существования со стороны родственной и единоверной Москвы. Посланный папой к Ивану Грозному иезуит Антоний Поссевин доносил в Рим об умонастроениях, царивших на землях ВКЛ, которые он проезжал в 1580 г. по пути в Москву: «Кроме того, на Руси, в Подоле, Волыни, Литве и Самогитии жители упорно держатся греческого (православного) исповедания, хотя имеют господ католиков. Сенат, и особенно король, подозревающий их верность, желает обратить их в католиков, ибо найдено, что жители этих областей, по приверженности к своим единоверцам – москвичам, публично молятся о даровании им победы над поляками». Так из-за сопротивления местного белорусского населения католики не смогли построить в это время ни одного нового костела в Оршанском, Могилевском и Мстиславском поветах Беларуси до начала XVII века. Удалось построить только по одному костелу в Витебске, Полоцке, Слуцке и нескольких других городах Беларуси. По словам латинских авторов, во всем Великом Княжестве Литовском в конце XVI – начале XVII в. было около 700 католических приходов, когда как во владениях только одного князя К.К. Острожского было более 650 православных храмов. Эти примеры показывают, что, несмотря на государственную поддержку, успехи католиков были не очень велики.

Все это создавало для правящей польско-литовской верхушки и ополяченной шляхты большие сложности в управлении белорусскими и украинскими землями. Поэтому литовские князья, одновременно являющиеся и польскими королями, вынуждены были в своих актах многократно обещать охранять права и привилегии «веры русской (православия)». Но все обещания вскоре забывались, и Православная Церковь все больше притеснялась в ВКЛ.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница