Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся: Номинация



Скачать 224,05 Kb.
Дата11.10.2016
Размер224,05 Kb.
Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся:

Номинация: Летопись Подмосковья в датах и лицах.

Городской округ, район: Ногинский район, п. Обухово.

Полное наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Обуховская средняя общеобразовательная школа № 23

Ф.И.О. руководителя ОУ, контактный телефон: Лебедева Галина Дмитриевна, 8-49651-21-053

Тема:

99 гвардейская Свирская ордена Кутузова военно-воздушная дивизия-часть истории Подмосковья.

Автор: Хикматова Лилия

ученица 11 класса «А»

08.05.1997 г.р.

Руководитель: учитель истории и

Обществознания

Волкова

Елена Васильевна



Аннотация

В работе исследуется история возникновения и боевой путь 99 гвардейской Свирской ордена Кутузова военно- воздушной дивизии. В работе прослеживается история рождения воздушно-десантных войск, боевой путь 99 дивизии, история ее названия, а так же путь дивизии в Подмосковье и конкретно в поселке Обухово. Глава 4 работы построена на воспоминаниях участника боев дивизии, а в послевоенное время жителя поселка Обухово - Акрытова Николая Касьяновича. Глава 5 раскрывает деятельность музея МБОУ СОШ №23.

Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России, в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося. Наша школа имеет многолетнюю историю, в образовательном учреждении накоплен педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного музея Боевой Славы 99 Гвардейской ордена Кутузова Свирской воздушно-десантной дивизии. Мы надеемся, что данный материал поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения и проведении мероприятий посвященных ВО войне.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Рождение воздушно-десантных войск……………………………….….…4

3.История и боевой путь 99 гвардейской Свирской ордена Кутузова военно-воздушной дивизии……………………………………………………..….…5

4.Боевой путь 99 дивизии из воспоминаний Акрытова Н.К………………10

5. Деятельность музея МБОУ СОШ № 23…………………………..……...15

6.Заключение…………………………………………………………………16

7.Список используемой литературы………………………………………..18

8.Приложения……………………………………………………………..….19

Введение

Воспитание любви к краю, к родной культуре,

К родному городу, к родной речи –

Задача первостепенной важности…

Постоянно расширяясь, эта любовь

К родному, переходит в любовь к своему.

Государству, к своей истории,

Его прошлому и настоящему,

А затем ко всему человечеству.



Д.С. Лихачев

Сегодня проблема патриотического воспитания - является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФВ.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».Музейная педагогика, в связи с этим, приобретает особое значение. Школьный музей является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Через музейную педагогику начинается любовь к малой Родине, уважение к предкам. «Музейная ниша» в современной школе - основа культурной идентификации, воспитания патриотизма и гражданственности.



Рождение воздушно-десантных войск

Ежегодно 2 августа отмечается славная дата - День рождения Воздушно-десантных войск (День ВДВ). Воздушно-десантные войска — «крылатая пехота», «голубые береты» — какими только эпитетами не награждали гвардейцев-десантников, но всегда, во все времена и при любых обстоятельствах неизменно оставались сила, мужество и надежность людей, живущих по принципу: «Никто, кроме нас!». История Воздушно-десантных войск (ВДВ) берет свое начало 2 августа 1930 года — тогда на учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа под Воронежем было десантировано на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху. С этого времени и отмечается День десантника. Уже в начале 1933 года в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах были сформированы авиационные батальоны особого назначения. К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тысяч человек каждый. Десантники всегда были на передовой в сражениях Великой Отечественной войны. Флаг ВДВ ВС России. Воздушно-десантные войска вписали немало ярких страниц в историю вооруженных сил.



Их доблесть и отвага, беззаветная преданность Родине навечно овеяны неувядаемой славой. И сегодня воины-десантники вызывают уважение и восхищение, как у ветеранов, так и у молодых людей, готовящихся к службе в армии. Они там, где наиболее опасно, где нужны высокая боевая выучка и отличная физическая подготовка, самопожертвование и отвага. «Голубые береты» всегда на передовом рубеже — будь то миротворческая миссия или участие в антитеррористической операции. Сегодня отмечают свой славный праздник десантники России, Украины и Беларуси. Традиционно в этот день повсеместно проходят памятные и праздничные мероприятия, устраиваются показательные выступления воинов-десантников и парашютистов, благотворительные акции и народные гулянья.





История и боевой путь 99 гвардейской Свирской ордена Кутузова военно-воздушной дивизии

Дивизия сформирована из 14-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на основании приказа Народного комиссара Обороны СССР № 003 от 19 января 1944 года и Директивы Генерального штаба от 19 января 1944 года в городе Ногинске (Московская область), при этом входившие в состав воздушно-десантной дивизии бригады стали полками дивизии, а именно: 6-я гвардейская воздушно-десантная бригада стала 297-м гвардейским стрелковым полком, 13-я гвардейская воздушно-десантная бригада стала 300-м гвардейским стрелковым полком, 16-я гвардейская воздушно-десантная бригада стала 303-м гвардейским стрелковым полком.

До июня 1944 дислоцировалась в Московской области, переброшена на рубеж реки Свирь для участия в Свирско - Петрозаводской операции, 11-15.06.1944 года выгрузилась на станциях Паша и Оять Ленинградской области, и сосредоточилась в 40 километрах южнее Лодейного Поля.

С 21.06.1944 года наступала в первом эшелоне корпуса в трёхэшелонном построении, с задачей форсировать Свирь, на правом фланге корпуса, на участке Мирошкиничи, совхоз «Полевой», и захватить плацдарм на противоположном берегу реки. После чего, взламывая оборону противника, овладеть поселком и гидроузлом Свирь-3, развивать наступление и к исходу дня овладеть поселком № 5 и левее его — бараками. При переправе 12 бойцов-добровольцев дивизии и 4 бойца из 98-й гвардейской стрелковой дивизии после артиллерийской подготовки начали переправу с чучелами, усаженными в лодку, что позволило выявить неподавленные огневые точки противника.

На 25.06.1944 года ведёт бои по овладению узлом обороны Куйтежа.

При форсировании реки части дивизии поддерживали 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения и 92-й отдельный танковый полк, на вооружении которых стояли плавающие танки Т-37 и Т-38. Это было последним применением таких танков в ходе войны. В этот же день части дивизии захватили опорные пункты Пиркиничи и Семёновщину, далее дивизия наступала на север, а один из полков через леса и болота к Свирьстрою и не дала противнику взорвать плотину Нижне-Свирской ГЭС.

На 15.07.1944 года штурмует при поддержке 29-й танковой бригады Питкяранту.

После того, как оборона финских войск частично была прорвана, 460 человек из состава дивизии продолжили наступление, окружили и полностью уничтожили позиции противника.

За период операции дивизия прошла с боями 240 км и освободила 33 населённых пункта. Было уничтожено 3690 солдат и офицеров врага, 3 самолёта, 32 пулемёта и захвачено 37 орудий и миномётов, 65 пулемётов и 20 складов с различным имуществом.

09.08.1944 года выведена в резерв, дислоцировалась в районе Орши.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года № 6351сс и Директивой Генерального Штаба от 11 августа 1944 года переформирована вновь в 99-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию, а на основании Приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 0047 от 18 декабря 1944 года вновь переформирована в 99-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

В январе 1945 года переброшена в Венгрию, юго-восточней Будапешта.

С 13.03.1945 года сменила части 5-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на участке 0,5 км западнее высоты 203, Дьюла — Патка (район Ашло), отбивает контратаки врага.

В ходе Венской операции прорвала оборону противника севернее города Секешфехервар, вышла во фланг и тыл главным силам 6-й танковой армии СС, вклинившимся в оборону войск фронта между озёрами Веленце и Балатон

29.03.1945 года участвует в освобождении города Сомбатхей, в начале апреля дивизия нанесла удар в северо-западном направлении в обход Вены и во взаимодействии с 6-й гвардейской танковой армией сломила сопротивление противника, выдвинулась к Дунаю и отрезала противнику пути отступления на запад.

На 01.04.1945 года находится на северной окраине города Винер-Нойштадт

02.04.1945 года принимает участие в освобождении города Баден. Дивизия успешно вела бои в Вене, которые продолжались до 13.04.1945 года. В ходе операции дивизия прошла с боями свыше 300 километров. В отдельные дни темп наступления её достигал 25—30 километров в сутки.

08.05.1945 года овладела городом Зноймо и успешно развивала наступление на РецПисек. Боевой путь дивизия в Великой Отечественной войне завершила выходом на реку Эльба. В мае 1945 года находилась в районе городка Млака (Чехословакия).

1 мая воины-гвардейцы успешно завершили выполнение задания командования по разгрому немецко-фашистских войск на территории Австрии. 10 мая 1945 г. в 17:00 передовые подразделения дивизии соединились с союзными американскими войсками в районе г. Пильзень и г. Градец-Кралев в Чехословакии.

За отличие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны 11 539 солдат, сержантов и офицеров награждены орденами и медалями, 19 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

С мая 1945 г. по январь 1946 г. дивизия располагалась в г. Киштелег (Венгрия). В начале 1946 г. соединение передислоцировалось в г. Муром Московского военного округа, а в июле 1946 г. — в село Покровка Молотовского района Приморского военного округа.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1946 г., дивизия была переформирована по штатам ВДВ и переименована в 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую Краснознаменную дивизию.

1 июня 1951 г. части дивизии были передислоцированы в г. Белогорск Амурской области (Дальневосточный военный округ). 22 февраля 1968 г. «за большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского флота» Указом Президиума Верховного Совета СССР дивизия награждена орденом Кутузова 2-й степени.

21 июля 1969 г. приказом командующего войсками Дальневосточного военного (ДВО) округа переходящее Красное знамя Военного совета ДВО, которым была награждена 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, было передано ей на вечное хранение.

В 1969 г. части и подразделения дивизии передислоцированы в города Белград и Кишинев Одесского военного округа. Школой мужества и воинской выучки для дивизии стало участие в крупных учениях «Юг», «Весна-72», «Крым-73», «Эфир-74», «Весна-75», «Щит-79», «Щит-82», «Лето-90».

5 ноября 1987 г. приказом Министра обороны СССР дивизии, как лучшему соединению в ВДВ, по итогам боевой и политической подготовки присвоено почетное наименование — «имени 70-летия Великою Октября». Этого почетного наименования были удостоены лишь три соединения в Вооруженных Силах СССР.

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия личный состав дивизии выполнял специальные задания правительства в республиках Закавказья и Средней Азии. 11 июля 1990 г. дивизия награждена вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Многие офицеры и прапорщики соединения участвовали в боевых действиях в Афганистане.

В мае 1993 г. дивизия была передислоцирована в Иваново и в этом же году в состав дивизии вошел 331-й гвардейский парашютно-десантный полк. С 13 декабря 1994 г. по 20 февраля 1995 г. 477 военнослужащих дивизии в составе сводного батальона принимали участие в наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики. 455 человек награждены орденами и медалями, трое военнослужащих удостоены звания Героя России.

В январе 1996 г. на базе дивизии была сформирована отдельная воздушно-десантная бригада Миротворческих сил Российской Федерации, которая выполняла миротворческую миссию в Боснии и Герцеговине. С июля 1998 г. сводный батальон дивизии выполнял миротворческие задачи в зоне грузино-абхазского конфликта.

В мае-июне 1999 г. был сформирован и направлен в Косово (Югославия) для выполнения миротворческой миссии сводный батальон 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, основу которого составил 2-й парашютно-десантный батальон 331-го парашютно-десантного полка. Формирование батальона происходило в сжатые сроки с учетом ситуации, сложившейся на Балканах.

С сентября 1999 г. по март 2000 г. сводная полковая тактическая группа, сформированная на базе 331-го гвардейского парашютно-десантного полка, принимала участие в выполнении боевых задач в составе Объединенной группировки войск (сил) при проведении контр-террористической операции на Северном Кавказе. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с банд-формированиями, более 800 военнослужащих дивизии награждены государственными наградами, а гвардии полковник Николай Майоров, гвардии подполковник Юнусбек Евкуров, гвардии лейтенант Роман Щетнев удостоены звания Героя России.

В августе 2008 г. личный состав дивизии успешно принимал участие в ходе операции по принуждению Грузии к миру на югоосетинском направлении.

3 мая 2009 г. 98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия отметила свой юбилей — 65-летие со дня образования.



Боевой путь 99 гвардейской Свирской ордена Кутузова военно-воздушной дивизии из воспоминаний Акрытова Николая Касьяновича

Память… Проносятся годы, но она сохраняет главное: связь прошлого с настоящим и люди благодарны этой связи.

Сколько испытаний выпало на долю нашего народа! Какие образцы мужества и героизма показал на священной войне советский народ! Мы вновь и вновь отдаем дань уважения, любви и признательности миллионам героев, живых и павших.

В нашем поселке проживало много ветеранов, участников Великой Отечественной войны. Среди них – Акрытов Николай Касьянович. Его жизнь-пример многих. Семилетним ребенком остался без матери, сумел закончить 10 классов, поступить в училище десантников, во время войны командовал одним из взводов 99-ой военно-воздушной десантной дивизии. Многие его товарищи стали Героями Советского Союза. Их фотографии Николай Касьянович показывал на уроках мужества. В 1975 году в нашей школе с помощью Н.К. Акрытова был открыт музей, в котором проводят классные часы, беседы, встречи с ветеранами. Им написана книга «Боевой путь 99-й гвардейской Свирской ордена Кутузова военно-воздушной дивизии.

Прошло много лет, но перед нами оживают страницы военных лет, и каждый раз, слушая рассказы ветеранов, мы говорим им спасибо за чистое мирное небо над головой.

Н.К. Акрытов родился 10 декабря 1917 г. в районном центре Великая Новоселка Донецкой области, на Украине, в крестьянской семье. С шести лет начал помогать отцу в полевых работах и на току. В 12 лет он уже работал на ровне с женщинами в полевых работах. Ежегодно в течении трех месяцев летних школьных каникул в колхозе зарабатывал трудодни. В возрасте 35 лет умерла мать, оставив семь детей, младшему брату было 2 годика, а Николаю как старшему добавились обязанности помогать отцу в воспитании сестер и брата. Отец работал в колхозе от зари до зари. Восемь лет прожили без хлеба, мяса, масла, колхоз на трудодни ничего не давал. Но несмотря на все невзгоды, Коля сумел окончить 10 классов, получить среднее образование.

В красной армии Н.К. Акрытов прослужил 7 лет 3 месяца , из них на Дальне-Восточном фронте с февраля 1939 года по май 1943 года. Через полгода службы в КА- командир отделения из 18 солдат сержант. После окончания Хабаровского военно-политехнического училища из выпуска 2500 человек- 230мл.лейтенантов были направлены в ВГК для формирования ВДВ, в начале мая 1943 года, в их числе и Н.К. Акрытов в звании мл. лейтенанта был направлен в 16-югвардейскую воздушно-десантную бригаду(ГВДБ) командиром парашютно-десантного взвода для подготовки десантников в п.Обухово. Шла усиленная, напряженная боевая подготовка с парашютными прыжками с аэростатов и самолетов, огневая, тактическая и др.подготовки. Такая же подготовка шла в 6-ой и 13-ой ГВД бригад в Ногинске и Щелкове.

Учитывая стратегическую обстановку, в конце декабря 1943 года все гвардейские бригады были переформированы в гвардейские стрелковые полки(ГСП), 6-ая – в 297, 13-ая – в 300,16-ая – в 303 – й ГСП. Эти три полка вошли в состав 99-ой Гвардейской стрелковой дивизии.

Командир – полковник Блажевич И.И. В Московской области еще две дивизии десантников: 98-ая и 100-ая – вместе с 99-ой вошли в состав 37-го Гвардейского стрелкового корпуса под командированием генерал-лейтенанта П.В. Миронова

В СВГК в мае 1944 года был вызван Командующий уральским фронтом К.А. Мерцков, И.В. Сталин поставил ему оперативную задачу: прорвать сильно укрепленную, глубоко эшелонированную в три линии оборонуфиннов с немцами на Свирско -Петрозаводском направлении, в течение 2,5-3 месяцев. Освободить Карельскую республику. Сталин спросил Мерцкова: «что для этого вам нужно?».Мерцков запросил выделить в его распоряжение не менее одной армии(это 150 тыс. воинов). «Армию я вам не дам,- ответил Сталин,- я дам вам гвардейский корпус с приданным, который заменит армию». Это означало, что каждый воин гвардеец-десантник будет воевать за троих пехотинцев.

После тактических учений с преодолением водных преград командование 99 дивизии решило произвести ложную переправу через реку Свирь широкой дорогой до 700м, полноводной, пожертвовать 12-ю комсомольцами-добровольцами из 300-го полка, которые должны первыми за 15 минут до окончания артиллерийской подготовки вызвать огонь противника на себя, чтобы выявить новые его огневые точки для подавления нашей артиллерией. Необходимо было сохранить как можно больше человек в составе полка.

21 июня 1944 года началась артподготовка и длилась она 3,5 часа. Личный состав 99 дивизии, проявив массовый героизм, стремительно форсировав реку Свирь, прорвав оборону противника, углубился до 5 км, доблестно выполнил поставленную боевую задачу.12 комсомольцев благополучно переправились на правый берег врага, заняли небольшой участок земли. Блестяще выполнили поставленную задачу. Все они остались живы и даже без ранений.

Такой же подвиг из297 полка совершили 16 добровольцев, но ценою в жизнь 11-ти погибших героев.

Командование 2-м взводом 6-ой роты 2-го батальона 303-го полка гв. младший лейтенант Н.К. Акрытов принял на себя, проявив инициативу, из-за гибели ротного. Первым в батальоне и полку форсировал Свирь со своим взводом, затем обеспечил переправу и всей роте. Смело атаковал противника , продвигаясь по его траншеям, подавил гранатами расчет минометной батареи врага, чем облегчил работу наступления своему батальону. Взвод Акрытова уничтожил в этом бою более взвода вражеских солдат.

За этот подвиг 99-ой гвардейской стрелковой дивизии вместе с другими частями и соединениями 24 июня 1944 года верховный главнокомандующий И.В. Сталин присвоил почетное наименование «Свирской», всему личному составу объявил благодарность. Столица салютовала доблестным войскам Карельского фронта 20-ю залпами из 224 орудий. 12 комсомольцев-добровольцев получили звания героя Советского Союза. Этого же звания удостоен и командир 303-го полка. 16 добровольцев из 297 полка представлены к орденам. Весь взвод Акрытова вместе с ним был представлен к награждению, но получил его только через 8 месяцев уже на 2-м Украинском фронте.

В поселке Обухово Н.К. Акрытов проживал с мая 1964г. Со своей супругой Галиной Александровной. Вместе вырастили и воспитали достойных, одаренных, трудолюбивых и добрых детей: сына Александра- художника и дочь Галину-музыканта.

За годы жизни Николай Касьянович проявил себя трезвым, заботливым, добрым, отзывчивым, обязательным, принципиальным, в народе говорят «на все руки мастер», в совершенстве знающим предмет своей профессии: финансиста, ревизора, экономиста (отработал 32 года) и общественника, пользующегося большим авторитетом у сослуживцев, граждан поселка, ветеранов-однополчан.

Н.К. Акрытов создал в Обухово Совет ветеранов 99-ой ГВДД, официально зарегистрировал в ГК КПСС в мае 1974 г. , сначала в школе №23- это был первый совет ветеранов в Ногинске и районе.

Также по инициативе и при непосредственном участии Н.К. Акрытова и при участии директора школы, учителей и учащихся был создан в мае 1975 г. Первый в Ногинске и районе Музей боевой славы 99-й ГВДД в Обуховской школе № 23. Этот музей, за разнообразные экспонаты, оформление и целенаправленную работу в 1975г. был награжден грамотой Советского комитета ветеранов войны. Таких музеев в то время не было.

Председатель Совета ветеранов дивизии Н.К.Акрытов в 1977 г. в поселке Обухово у ДК с активом однополчан и учащихся школы № 23, привез саженцы на своей машине, организовал посадку деревьев - аллею из березок, но из посаженных 20 остались только 9.

В 1976 г Н.К. Акрытов со своими помощниками добился к 9 мая переименовать ул. Кооперативную в Ногинске в улицу Воздушных десантников.

В тот же 1976 г. своими силами к 9 мая была установлена и открыта Мемориальная доска 99-й ГВДД у здания дома учителя в память, где в войну размещался штаб дивизии.

В 1977 г. Н.К. Акрытов со своим активом организовал изготовление и установку памятника - Десантника в городе Лодейное Поле в память однополчан 303 полка, погибшим при форсировании реки Свирь.

В 1978 г. такой же памятник был изготовлен и установлен в районе форсирования Свири 300 полком, южнее 303-го полка, в память погибшим однополчанам, где совершили свой подвиг Герои Советского Союза 12 комсомольцев-добровольцев.

В 1978 г. по ходатайству Совета ветеранов дивизии руководство поселка Карельской республики, близ границы с Финляндией, изготовили и установили памятник десантнику 2,5 м величины, рядом с памятником Великого Петра 1, на возвышенности, где со всех сторон хорошо просматривается.

Ежегодно до распада СССР, по приглашению Совета ветеранов дивизии приезжали однополчане на встречи с учащимися по 300-350 чел., которые проводили уроки мужества в школах Обухово, Ногинска, Электростали, Лосино-Петровского.

От имени Совета ветеранов Н.К.Акрытов на фирменных бланках по ходатайствам перед руководителями предприятий и организаций добивался улучшений жилищных условий, установления телефонов, выделения земельных участков, представлении льгот и т.д.

За организацию всей работы и постоянную работу по военно-патриотическому воспитанию Николай Касьянович награжден 2-мя медалями, почетными знаками Советского комитета ветеранов войны. Всего у Н.К. Акрытова около 90 государственных грамот, почетных грамот, благодарностей, премий и др.

Мы гордимся, что в нашем поселке проживал такой замечательный человек, тщательно храним память о нем и будем передавать ее следующим поколениям.

Деятельность музея МБОУ СОШ №23


Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В контексте выше изложенного в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося. Наша школа имеет многолетнюю историю, она открыла свои двери в 1937 году, в годы войны в школе находился госпиталь Воздушно-десантной дивизии, которая дислоцировалась в городе Лосино-Петровском, в поселке Обухово проводились тренировочные прыжки с парашютом.

В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного музея Боевой Славы 99 Гвардейской ордена Кутузова Свирской воздушно-десантной дивизии, который осуществляет деятельность с 1975 года. Ранее в 1967 году был открыт памятник выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Деньги на памятник учащиеся школы заработали сами, работая на полях совхоза, на фабрике, собирали и сдавали металлолом и макулатуру. С тех пор все значительные мероприятия проводятся во дворе школы у памятника. Школа является организационной структурой способной выполнять роль центра патриотического воспитания школьников, формировать гражданскую позицию ребенка.

В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. В учреждении имеются наработки в области музейной педагогики, которая является не только средой воспитания, но и образовательной средой. В условиях музея проводятся как музейные воспитательные мероприятия, так и занятия разных типов и видов. Актуальными формами работы по формированию гражданственности у школьников в условиях введения ФГОС являются: организация и функционирование школьного музея; реализация социальных, творческих, исследовательских проектов; внеурочная деятельность.

Заключение

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставиться задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. То есть учащиеся в школе должны приобретать не только определенную сумму знаний, но и формировать собственную систему гражданских ценностей, соотнося её с общечеловеческими. Стремление к переходу на качественно новый уровень образования, основная цель которого образование, удовлетворяющее индивидуальности личности каждого ребенка с учетом его потребностей, интересов, склонностей состоит в сочетании приспособления и обособления учащегося в условиях конкретного общества. Значимым фактором при решении данных задач является школьное историческое образование.



В связи с этим особенно важно сочетать общеисторический материал с уникальным историко-культурным наследием родного края. Изучение краеведения в школе – важнейший компонент исторического образования, основа для формирования самосознания человека. Кроме того, рассматривая роль краеведческого образования в системе школьного образования необходимо отметить, что оно играет важную роль в воспитании и обучении школьников как граждан России. На уроках истории учащиеся получают первые знания о своей малой Родине, учатся её любить. Патриотизм – это не просто декларация своих чувств. Активность ребят на уроках возрастает, изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам. Происходит развитие умственных способностей учащихся, дальнейшая активизация их самостоятельного творческого мышления, растет стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования. Главной целью является формирование патриотического и гражданского самосознания обучающихся.Обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека. Воспитание через вовлечение в музейную деятельность, оказывает положительное воздействие на индивидуальное развитие личности, на формирование её нравственных ценностей, патриотического, гражданского самосознания.


Список используемой литературы
1. Акрытов Н.К. Боевой путь 99-й гвардейской Свирской ордена Кутузова военно-воздушной дивизии. – 1987. – г.Кокчетав

2. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся. Р. И. Ягудина Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.

3. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. Народное образование, 1982. – № 5.

4. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).


Приложения
dsc_5840.jpg


c:\users\елена\desktop\фото стенды\dsc_5841.jpg

c:\users\елена\desktop\фото стенды\dsc_5842.jpg

c:\users\елена\desktop\фото стенды\dsc_5843.jpg

c:\users\елена\desktop\фото стенды\dsc_5844.jpgc:\users\елена\desktop\фото стенды\dsc_5846.jpg

c:\users\волков михаил\desktop\scan 1.jpg

Акрытов Николай Касьянович

c:\users\волков михаил\desktop\scan.jpg
Акрытов Н.К. и его боевые товарищи

c:\users\волков михаил\desktop\scan 7.jpg

c:\users\волков михаил\desktop\scan 9.jpg



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница