Муниципальное образование «город Тайшет» Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области экономики в 2004 году?



Скачать 118,62 Kb.
Дата21.10.2016
Размер118,62 Kb.
Муниципальное образование - «город Тайшет»

1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области экономики в 2004 году?

1) Выручка от реализации продукции, работ, услуг без централизованных плательщиков увеличилась в 2004 году по сравнению с прошлым годом на 26,3 %. Наибольший рост наблюдается в строительстве – в 2,4 раза, в бытовом обслуживании – на 44,6 %, в торговле – на 34,1 %.

2) Индекс физического объема промышленной продукции составил 154,6 %

3) Строительными организациями в 2004 году выполнено подрядных работ на сумму 145,6 млн.руб., что в 3,4 раза больше уровня прошлого года.

4) Оборот торговой сети муниципального образования – «город Тайшет» с учетом деятельности индивидуальных предпринимателей в 2004 году составил 1225,5 млн.руб., что на 30,2 % больше в действующих ценах по отношению к уровню 2003 года (в сопоставимых ценах – на 21,5 %).

5) Объем бытовых услуг в 2004 году составил 149,3 % к уровню 2003 года в действующих ценах.

6) В 2004 году выполнен большой объем работ по благоустройству муниципального образования - «город Тайшет». Были заасфальтированы дороги общей площадью 59,5 тыс.кв.м на сумму 15,9 млн.руб. В соответствии с муниципальными контрактами выполнены работы по текущему содержанию дорог на 1,2 млн.руб., по восстановлению уличного освещения – на 780 тыс.руб.

7) В 2004 году уровень безработицы уменьшился с 3,6 % на начало года до 2,9 % на конец года.

8) За 2004 год среднемесячная заработная плата работающих в экономике муниципального образования – «город Тайшет» увеличилась на 21,6 % по сравнению с прошлым годом и составила 6874,1 руб. Реальные доходы населения выросли на 9,5 %.

9) Задолженность по выплате заработной платы работающим уменьшилась за 2004 год на 35,1 %, в т.ч. ликвидирована задолженность работникам бюджетных организаций.


2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?

В настоящее время затруднительно всесторонне охарактеризовать деятельность муниципалитетов других городов, так как не всегда представлялась возможность изучить их опыт по ряду причин, в том числе ввиду недостатка информации. Но стоит отметить опыт работы г.Ангарска и г.Саянска в сфере ЖКХ. Большую работу проводит г.Томск в сфере муниципального заказа.


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

Промышленность.

На ОАО «Бирюсинский гидролизный завод» сложилась крайне тяжелая финансово-экономическая ситуация в связи с отсутствием лицензии на производство и реализацию продукции. Завод является градообразующим для г.Бирюсинска (9,8 тыс. жителей) - административного округа муниципального образования - «город Тайшет». Трудоустроить 1090 работников в случае банкротства предприятия будет негде. Кроме того, завод осуществляет все основные функции жизнеобеспечения города: отопление, холодное и горячее водоснабжение, прием и очистку сточных вод, Его остановка повлечет полную парализацию жизнедеятельности города. Для предотвращения крайне негативных последствий в случае банкротства ОАО «Бирюсинский гидролизный завод» необходима, прежде всего, заинтересованность государства в сохранении деятельности предприятия, помощь государственных органов в получении предприятием лицензии на производство и реализацию продукции.



Бюджет.

1) Основная проблема - неудовлетворительные межбюджетные отношения с субъектом федерации, постоянное сокращение объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. При значительном дефиците бюджета муниципальное образование - «город Тайшет» в 2004 году не получало дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

2) В связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве, перераспределением налогов в пользу федерального центра в 2005 году бюджет муниципального образования - «город Тайшет» лишился большей части собственных доходных источников и стал искусственно дотационным. Дефицит бюджета в 2005 году составляет 172,6 млн.руб. или 200 % к собственным доходным источникам. Реальный же дефицит намного больше, так как в расходы бюджета не включен муниципальный долг на 01.01.2005г. в сумме 33,6 млн.руб. и задолженность по невыплаченным фондам в сумме 59 млн.руб, которая образовалась с 2002 года. (Погасить эти долги в 2004 году муниципалитет не имел возможности из-за дефицита бюджета). С учетом требований Бюджетного Кодекса (дефицит не более 10 %), Дума города была вынуждена утвердить бюджет на 2005 год по расходам на 216,5 млн.руб, которых хватит лишь на 4-5 месяцев.

3) Дефицит бюджета не позволяет муниципальному образованию – «город Тайшет» оказывать финансовую поддержку малому бизнесу, предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, принимать и реализовывать многие социальные программы, в т.ч. программы поддержки молодых семей, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и другие.

4) В местном бюджете нет средств на развитие муниципального образования, строительство объектов социальной сферы, благоустройство города.

Жилищно-коммунальное хозяйство:

1) Дефицит тепловой энергии, питьевого водоснабжения. Решить эту проблему можно лишь путем включения объектов коммунального хозяйства в целевые областные и федеральные программы, так как на их реализацию требуется средств больше, чем весь бюджет муниципального образования - «город Тайшет».

2) Критический износ инженерных сетей предприятий ЖКХ (70-80 %).

3) Старение жилого фонда, малые объемы жилищного строительства. Не осуществляется строительство социального жилья для работников бюджетной сферы и социально незащищенных категорий граждан.

4) Велика задолженность населения по квартплате.

Транспорт:

1) Изношенность подвижного состава ГУП «Автоколонна 1503» (более 90 %).

2) С 5 мая 2004 года в отношении ГУП «Автоколонна 1503» введена процедура внешнего управления. Основной причиной убыточности работы и накопления кредиторской задолженности является недостаточное выделение средств на исполнение Федеральных законов. Бесплатный проезд федеральных служащих предприятию никто никогда не компенсировал. Согласно проведенным обследованиям, около 60 % пассажиров общественного транспорта - льготники.

Социальная защита населения:

1) Недостаточное выделение средств на исполнение Федеральных Законов. Кредиторская задолженность по финансированию предоставленных льгот ветеранам составила - 12058 тыс.руб., инвалидам - 1759 тыс.руб.

2) Не обеспечено финансированием предоставление субвенций на выплату жилищных субсидий малообеспеченным гражданам. Задолженность составила 15,7 млн.руб.

3) Крайне недостаточное выделение мест в детских домах для детей, чьи родители лишены родительских прав, в результате чего такие дети годами живут в Тайшетском социальном приюте «Аистенок», предназначенном для временного пребывания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.



Социальная сфера:

1) Отсутствие средств в муниципальном образовании на установку противопожарно-охранной сигнализации в учреждениях бюджетной сферы, что препятствует получению учреждениями лицензий на образовательную деятельность.

2) Все еще остается низкой заработная плата в отдельных отраслях бюджетной сферы, особенно в учреждениях культуры и здравоохранения.

3) Недостаточное оснащение учреждений оборудованием, инвентарем, компьютерной техникой, учебниками, художественной литературой и др.

4) Недостаточное выделение средств на ремонт учреждений.

Взаимодействие с федеральными органами:

Разобщенность и несогласованность в подготовке федеральных законов и их применении (о местном самоуправлении, о статистике, Налоговый кодекс) затрудняет взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами и органами статистики, которые руководствуются лишь «своими законами» и ведомственными методическими и инструктивными материалами. Отсутствие полной, достоверной и объективной статистической и налоговой информации затрудняет анализ социально-экономической ситуации в муниципальном образовании и негативным образом сказывается при формировании бюджета города. Несмотря на то, что этот вопрос неоднократно ставился на разных уровнях, реакции на наши обращения нет, решение не принято и нет информации о том, что эти проблемы вообще кем-то обсуждались в Правительстве и Государственной Думе. Наиболее злободневными проблемами в этой сфере являются:

1) Обеспечение муниципальных образований статистической информацией осуществляется на договорной основе. Высокая цена на статистическую информацию, ограниченные финансовые возможности МО при недостаточном объеме предоставляемой информации (только по крупным и средним предприятиям) заставляет муниципальные образования отказываться от заключения договора. Уже на протяжении многих лет все обзоры по муниципальному образованию - «город Тайшет» составляются силами департамента по экономике мэрии города на основании отчетов, представленных предприятиями, в том числе малыми. Но, во-первых, сбор таких отчетов не является официальным, во-вторых, из-за отсутствия нормативно-правовой базы муниципальной статистики наказать предприятия за непредставление отчетов у нас нет никаких законных оснований. В итоге мэрия города располагает неполной информацией, да и она официальной статистикой не учитывается (в частности при подведении итогов конкурса на лучшее муниципальное образование). Поэтому согласно официальным статистическим отчетам на территории муниципального образования - «город Тайшет» не производится молочная, мясная, хлебобулочная продукция, хотя все эти виды продовольственных товаров выпускаются предприятиями малого бизнеса.

2) Сокращена система показателей в статистических обзорах в разрезе муниципальных образований. Отсутствуют такие показатели, как: выручка от реализации, фонд заработной платы и численность работающих по отраслям (по полному кругу предприятий), численность трудовых ресурсов, денежные доходы и расходы, среднедушевой денежный доход, распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода, индексы роста цен на территории МО и многие другие.

3) Первичная информация о предприятиях органам местного самоуправления недоступна. Для полноценного анализа ситуации необходимы сведения о работе отдельных предприятий.

4) Информация о деятельности обособленных подразделений предприятий и организаций не собирается, что приводит к отсутствию у органов местного самоуправления полной и достоверной информации по своей территории.

5) Отсутствует статистическая информация по муниципальным образованиям о деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Существующая методика досчета объемов до полного круга предприятий несовершенна, особенно большое искажение получается по малым городам, так как удельный вес обследуемых предприятий по городам неодинаков, поэтому в случайную выборку обследуемых предприятий по области могут вообще не попасть предприятия малых городов.

6) Отсутствие полной информации о численности работающих и фонде заработной платы по всем организациям не дает полной картины при анализе уровня жизни и происходящих процессов в трудовой сфере, затрудняет подготовку прогноза развития и бюджета муниципального образования, что особенно важно в условиях, когда подоходный налог составляет основу местных бюджетов

7) Небольшой перечень видов продукции при расчете индекса физического объема промышленной продукции приводит к существенному искажению полученных показателей, особенно в малых городах, при этом иногда из учета выпадают целые предприятия, продукция которых не входит в перечень важнейших видов (например, ОАО «Тайшетский ЗРДСМ»).

8) Кроме того, по данным статистических сборников нельзя оценивать динамику производства отдельных видов продукции в натуральном выражении, так как информация дается госстатистикой только по крупным и средним предприятиям, в то время как во многих муниципальных образованиях производство, например, пищевой продукции малыми предприятиями и предпринимателями в несколько раз больше, чем крупными и средними.

9) Не совпадают сроки подготовки отчетов и прогнозов развития муниципального образования со сроками предоставления статистической отчетности, поэтому во всех обзорах используются предварительные данные по многим показателям, особенно финансовым (выручка, прибыль), которые даже сами предприятия затрудняются посчитать до сдачи баланса.

10) Налоговые инспекции располагают большой базой данных о налогоплательщиках, однако предоставлять информацию в муниципалитеты о работе предприятий, налогооблагаемой базе, уплаченных налогах и недоимке отказываются, ссылаясь на налоговую тайну и отсутствие соглашения, главным условием которого является плата за предоставление указанной информации. Кроме того, после передачи государственной регистрации в налоговые органы осложнилась ситуация с получением сведений о зарегистрированных на территории муниципального образования юридических лицах и предпринимателях без образования юридического лица. Инспекция МНС поясняет, что компьютерная программа не предусматривает формирование реестра в удобной для пользователей форме, то есть с указанием юридического адреса, руководителя, основных видов деятельности. (А такой реестр, без сомнения, в мэрии города обязательно должен быть!). Решение этих вопросов на муниципальном уровне невозможно.


4. Какие задачи стоят в 2005 г.?

1) Решение перечисленных выше проблем.

2) Совершенствование процесса размещения муниципального заказа на конкурсной основе.

3) Развитие малого бизнеса.

4) Увеличение собственных доходных источников местного бюджета за счет эффективного использования земель и муниципальной собственности.

5) Реформирование жилищно-коммунального хозяйства за счет создания конкурентной среды.


5. Какую помощь и содействие может оказать АСДГ в решении проблем?

1) Решение вопросов совершенствования межбюджетных отношений, в том числе:



  • о возмещении выпадающих доходов за счет увеличения дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности,

  • внесении изменений в федеральное законодательство о пересмотре налоговых регулировок в пользу местных бюджетов,

  • полном и своевременном финансировании обязательств по федеральным законам,

  • решении вопроса списания задолженности прошлых лет по единому социальному налогу организаций бюджетной сферы на уровне Правительства Российской Федерации.

2) Решение вопросов обеспечения органов местного самоуправления информацией, в том числе:

  • обеспечение органов местного самоуправления необходимой статистической и налоговой информацией на обязательной, а не на договорной основе. Это исключит субъективный подход, а также перекачку средств из одного бюджета в другой, что на государственном уровне совершенно экономически не оправданно,

  • расширить круг показателей, предоставляемых органам местного самоуправления. Выбор отслеживаемых показателей должен базироваться не на соблюдении определенных требований Госкомстата, а на потребностях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,

  • предоставлять муниципалитетам все отчеты в разрезе предприятий,

  • разработать механизм учета в статистических отчетах деятельности филиалов и структурных подразделений, действующих на территории муниципальных образований,

  • улучшить статистический учет деятельности малого бизнеса, в том числе предпринимателей без образования юридического лица. Только сплошное наблюдение вместе с единой системой показателей обеспечит достоверность результатов на муниципальном уровне.

  • организовать сбор информации о фонде заработной платы и численности работающих по полному перечню предприятий и организаций, расположенных на территории, включая структурные подразделения, общественные организации и др. (хотя бы один раз в год),

  • рассчитывать индекс физического объема производства по полному перечню видов выпускаемой продукции,

  • включать в объемы производства продукции в натуральном выражении и в расчет индекса физического объема продукцию, производимую субъектами предпринимательской деятельности,

  • обеспечить сопоставимость сроков подготовки отчетов и прогнозов развития муниципального образования со сроками предоставления статистической отчетности,

  • предоставлять ежемесячно либо ежеквартально сведения о всех изменениях в реестре юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица с указанием адреса, Ф.И.О. руководителя, даты регистрации, видов деятельности,

  • внести изменения в Налоговый Кодекс о включении в перечень должностных лиц, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, должностных лиц исполнительного органа местного самоуправления,

  • выйти с инициативой о создании нормативно-правовой базы для функционирования муниципальной статистики (сегодня даже само это определение трактуется по-разному).

3) Проведение семинара-совещания, посвященного вопросам муниципальной статистики и взаимодействию с федеральными органами по вопросам информационного обеспечения органов местного самоуправления с участием членов Правительства и депутатов Государственной Думы, разрабатывающих Законы и работающих в этих сферах (статистика, налоговые органы, проблемы местного самоуправления) для выработки согласованных мер по решению перечисленных проблем, конкретных предложений по внесению изменений в Федеральное законодательство и рекомендаций органам местного самоуправления, как действовать в сегодняшних условиях, пока эти вопросы не урегулированы.

4) Издание информационных сборников (печатных или электронных), посвященных экономике муниципальных образований, в которых были бы представлены:



  • важнейшие социально-экономические показатели муниципальных образований,

  • опыта работы коллег из других городов,

  • методические рекомендации и консультации по отдельным вопросам экономики, расчету показателей и т.п.,

  • ответы специалистов (в т.ч. представителей науки, экспертов, руководителей служб) на вопросы, задаваемые в рубрике «вопросы специалисту», который следует создать на сайте АСДГ,

  • ожидаемые изменения в налоговом законодательстве,

  • ссылки на наиболее интересные сайты, в т.ч. сайты городов,

  • проблемы малых городов и пути их решения,

5) Проведение совещаний по обмену опытом работы муниципалитетов:

  • по снижению задолженности по заработной плате, задолженности населения по квартплате, снижению недоимки по платежам в бюджет,

  • по расчету платы за наем жилья,

  • организации работы пассажирского транспорта всех форм собственности,

  • реформированию ЖКХ.

6) Методическая помощь и обмен опытом при переходе к новым условиям работы по Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал