Н. А. Некрасова Научно-методический отдел Литературно-художественный журнал и культура чтения пользователя библиотеки Методические рекомендации



страница1/5
Дата21.10.2016
Размер0,61 Mb.
  1   2   3   4   5
x:\отделы и секторы\научно-методический отдел\толстые журналы пособие\приложения\журналы_стопка.jpg

Ярославская областная универсальная научная библиотека

имени Н.А. Некрасова

Научно-методический отдел

Литературно-художественный журнал

и культура чтения пользователя библиотеки
Методические рекомендации

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать;

не затем, чтобы принимать все на веру,

и не затем, чтобы найти предмет для беседы;

но чтобы мыслить и рассуждать».

Ф. Бэкон

Ярославль, 2013

Ярославская областная универсальная научная библиотека

имени Н.А. Некрасова

Научно-методический отдел

Литературно-художественный журнал

и культура чтения пользователя библиотеки
Методические рекомендации

Ярославль, 2013

Составители:



Еланцева Е. В.,

вед. методист научно-методического отдела

(От составителей; Вступление; Формы и методы работы с литературно-художественными журналами: из опыта работы публичных библиотек)
Ткачук С. А.

зав. отделом периодических изданий

(Современные литературно-художественные журналы в сети Интернет;

Литературные сайты, представляющие в Интернете

содержание литературных журналов)
Гуляева С. Л.,

гл. хранитель ЯОУНБ имени Н.А. Некрасова

(Обеспечение сохранности фонда периодических изданий)

Ответственный за выпуск:



Е. С. Семенова,

зав. научно-методическим отделом

Литературно-художественный журнал и культура чтения пользователя библиотеки: метод. рекомендации / ЯОУНБ имени Н. А. Некрасова; сост.: Е. В Еланцева, Т. А. Ткачук, С. Л. Гуляева ; отв. за вып. Е. С. Семенова. – Ярославль, 2013. – 70 с.

СОДЕРЖАНИЕ



Вступление 7

Формы и методы работы


с литературно-художественными журналами:
из опыта работы публичных библиотек 10

Современные литературно-художественные журналы 22

в сети Интернет: обзор 22

Обеспечение сохранности фонда


периодических изданий:
Методико-инструктивные материалы 54

Приложение №1 61

Приложение №2 63

Приложение №3 64

Приложение № 4 65

Приложение № 5 66



Уважаемые коллеги!


Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова предлагает вашему вниманию методическое пособие рекомендательного характера «Литературно-художественный журнал и культура чтения».

В 2010 году Центр чтения Российской национальной библиотеки совместно с журналом «Библиотечное дело» приступили к осуществлению проекта «Читаем литературно-художественные журналы». В течение трех лет на страницах журнала «Библиотечное дело» было напечатано 14 выпусков актуальных материалов, представленных редакциями самых популярных в России «толстых» журналов. Целью проекта является не только повышение их роли в жизни общества, но и привлечение библиотек к активной просветительской деятельности: формированию и воспитанию культуры чтения посредством литературно-художественного журнала.

Анализ годовых отчетов муниципальных библиотек Ярославской области за прошедшие три года подтверждает, что библиотеки ведут серьезную, целенаправленную работу по продвижению чтения. Во всех муниципальных образованиях действуют одноименные программы, разрабатываются авторские проекты. Но, к сожалению, мало примеров активной работы с фондом литературно-художественных журналов.

Составители пособия ставили своей задачей помочь библиотекарям-практикам в выборе форматов мероприятий по данной теме, разобраться в огромном перечне предлагаемых журналов. При прочтении материала особое внимание рекомендуется уделить информации, рассказывающей об электронных версиях литературно-художественных журналов. Литературно-художественный журнал является частью фонда периодических изданий, поэтому в пособии есть материал, отражающий вопросы его формирования, учета и сохранности.

Представленные методические материалы сгруппированы в соответствии с методикой составления методического пособия, но вступительная часть имеет свои особенности.

Учитывая значимость обсуждаемой темы, составители использовали эмоциональные приемы в тексте, которые, возможно, акцентируют внимание библиотекарей на литературно-художественные журналы.

В приложении даны фактические и иллюстрированные материалы.


Вступление


Мое детство прошло в те времена, когда люди ждали и были уверены, что все будет хорошо. Валентина Васильевна с третьего этажа ждала, когда подойдет ее очередь на ковер, Валерка с пятого ждал «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады», мой папа ждал, когда наступит коммунизм, причем, он был уверен, что наступит он именно в 1989 году. Самое удивительное, в этот год родилась моя дочь, может это и есть своеобразный коммунизм в сердце. А я ждала пятницу. В этот день Галина Сергеевна разрешала мне брать книги из своей домашней библиотеки. Был установлен четкий регламент. В воскресенье утром книги обязательно надо вернуть. Коллекция была потрясающая. Полное собрание сочинений А. Дюма, Жюль Верн, сборники фантастики. К сожалению, прочитывалось не все. Однажды я была допущена в кладовку, где стопками лежали «толстые журналы». До сих пор помню волнение от забитых до отказа полок. Эта кладовка открыла для меня мир настоящей литературы. Никогда не забуду «Иностранку», в которой впервые прочитала «Чайку по имени Джонатан» Ричарда Баха. Потом был Булгаков в «Москве», Аксенов в «Юности». Одним словом, меня не интересовали контрольные по физике, математике. Главным в жизни была пятница. А потом все резко закончилось. Я провинилась — не отдала книги вовремя. Уж не знаю, то ли благодаря, то ли вопреки, но для себя решила: «Все ... поступаю на библиотечный. Буду работать в библиотеке, и книги больше не придется выпрашивать». После окончания института я работала в юношеской библиотеке. Фонд был большой, но почти вся литература имела общественно-политическую направленность. Единственное, что представляло интерес – это толстые литературные журналы. Мы, библиотекари, создавали картотеки, отражающие содержание каждого журнала. Читателей было много, и роспись журналов приходилось чаще всего делать дома. Это не вызывало ощущения обязанности. Работа приносила только радость. Сколько замечательных произведений было прочитано в те годы. Читатели буквально боролись за каждый новый номер «толстушки». У нас в коллективе персонал делился не по возрастному признаку, а по читательским предпочтениям. Кто-то читал только «Наш современник», кто-то ленинградские журналы, кто-то горой стоял за «Сибирские огни». Я обожала «Иностранную литературу». Литературные журналы того времени открыли для читателя публицистику. В библиотеках мы проводили презентации, где обсуждались новые произведения и темы публицистических статей. Именно в конце 1980-х самой интересной формой работы с читателем был обзор литературных журналов. В каждой библиотеке работал литературный дискуссионный клуб, на котором собиралась вся творческая интеллигенция, чтобы обсудить прочитанное. Тогда, благодаря «толстушкам», библиотеки достойно пережили «книжный голод».

С тех пор прошло почти тридцать лет. За это время многое изменилось в нашей жизни, в библиотечном деле. Изменилось и отношение к литературному журналу. А ведь именно на страницах современной «толстушки» идет настоящий литературный процесс. И кто знает, возможно, сейчас у нас, у библиотекарей, есть шанс опередить время и рассказать читателю о произведении, которое станет Классикой для будущих поколений.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал