Н. Е. Важеевской «Физика» для 7, 8 и 9 классов линии «Вертикаль». Программа



страница1/3
Дата24.08.2017
Размер1,41 Mb.
  1   2   3
Пояснительная записка


Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика» для 7, 8 и 9 классов линии «Вертикаль».

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны личностные и метапредметные требования к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение, и предметными требованиями к результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;


  • формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;


  • понимание смысла основных научных понятий физики и взаимосвязи между ними;


  • знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы. Овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;


  • формирование представлений о физической картине мира;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, передача им опыта творческой деятельности.


В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.


Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.
Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.
Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их.
В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн.
За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра.
Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.
Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
Как уже указывалось, в курсе реализована идея уровневой дифференциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного, т. е. материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал. Перечень практических работ также включает работы, обязательные для всех, и работы, выполняемые учащимися, изучающими курс на повышенном уровне. В тексте программы выделены первый и второй уровни, при этом предполагается, что второй уровень включает материал первого уровня и дополнительные вопросы.
Место предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

  • Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

Содержание курсf 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)


Введение (6 ч)
I уровень
Что и как изучают физика и астрономия.
Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.
Физические законы и границы их применимости.
Физика и техника.
II уровень
Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.
Фронтальные лабораторные работы

I уровень


1. Измерение длины, объема и температуры тела.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение времени.
Лабораторный опыт
II уровень
Измерение малых величин.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:

  • условные обозначения физических величин: длина (l), температура (t°), время (t), масса (m);

  • единицы физических величин: м, °С, с, кг;

  • физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;

  • методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
    Воспроизводить:

  • определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.

II уровень
Воспроизводить:

  • определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;

  • формулу относительной погрешности измерения.

На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:

  • физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.


Объяснять:

  • роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.

  • II уровень Приводить примеры:

  • связи между физическими величинами, физических теорий.


Объяснять:

  • существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.


На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень Уметь:

  • измерять длину, время, температуру;

  • вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

  • записывать результат измерений с учетом погрешности.

II уровень Уметь:



  • соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

  • использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
    На уровне применения в нестандартных ситуациях

    I уровень Обобщать:



  • на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы

1. Движение и взаимодействие тел (37 ч)

I уровень

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.
Международная система единиц.
Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
4. Изучение равномерного движения.
5. Измерение массы тела на рычажных весах.
6. Измерение плотности вещества твердого тела.
7. Градуировка динамометра и измерение сил
8. Измерение коэффициента трения скольжения
9. Изучение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Лабораторные опыты
Измерение средней скорости.
Изучение равноускоренного движения.

Предметные результаты обучения


На уровне запоминания
I уровень
Называть:

  • условные обозначения физических величин: путь (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), плотность (#r), сила (F), давление (p), вес (P), энергия (E);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: спидометр, рычажные весы.

Воспроизводить:

определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;



  • формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;

  • графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;

  • законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
    Описывать:

  • наблюдаемые механические явления.

II уровень
Воспроизводить:
  • закон всемирного тяготения.



  • На уровне понимания
    I уровень
    Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;

  • сложение сил, действующих на тело;

  • превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;

  • относительность механического движения;

  • применение законов механики в технике.

Понимать:

  • существование различных видов механического движения;

  • векторный характер физических величин: v, a, F;

  • возможность графической интерпретации механического движения;

  • массу как меру инертности тела;

  • силу как меру взаимодействия тела с другими телами;

  • энергию как характеристику способности тела совершать работу;

  • значение закона сохранения энергии в механике.
    II уровень
    Понимать:

  • роль гипотезы в процессе научного познания;

  • роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;

  • уществование границ применимости физических законов и теорий (на примере закона всемирного тяготения).

На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
  • определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;


  • строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;


  • по графикам определять значения соответствующих величин.



  • Применять:
  • знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.



  • II уровень
    Уметь:

  • записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления.

Применять:

  • изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень


Классифицировать:

  • различные виды механического движения.

Обобщать:

  • знания о законах динамики.

Применять:

  • методы естественно-научного познания при изучении механических явлений.

II уровень
Обобщать:

  • знания на теоретическом уровне.

  • Интерпретировать:

  • предполагаемые или полученные выводы.

Уметь:

  • видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;

  • отыскивать способы проверки решения проблемы;

  • оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).

2. Звуковые явления (6 ч)
I уровень

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.


Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука.
Громкость звука. Высота тона. Тембр.
Отражение звука. Эхо

II уровень


Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
II уровень
Иcследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:

  • условные обозначения физических величин: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v);

  • единицы этих величин: м, с, Гц, м/с;
  • диапазон частот звуковых колебаний.



Воспроизводить:

  • определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;

  • формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.

II уровень
Воспроизводить:

  • формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.

На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;

  • процесс образования поперечной и продольной волн;

  • процесс распространения звука в среде;

  • происхождение эха.

Понимать:

  • характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

  • характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;

  • источником звука является колеблющееся тело;

  • характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;

  • зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.

II уровень
Объяснять:
  • превращения энергии при колебательном движении.



Понимать:

  • характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;

  • характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза;

  • характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень


Уметь:

  • вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;

  • неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;

  • неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;

  • определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.

II уровень
Уметь:

  • вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.

На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:

Сравнивать:

  • механические и звуковые колебания;

  • механические и звуковые волны.

3. Световые явления (16 ч)

I уровень

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.
Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.
Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.
Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
II уровень
Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.
Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
11. Наблюдение прямолинейного распространения света.
12. Изучение явления отражения света.
13. Изучение явления преломления света.
14. Изучение изображения, даваемого линзой.

Лабораторные опыты


I уровень
Наблюдение образования тени и полутени.
Получение и исследование изображения в плоском зеркале.
II уровень
изготовление перископа.Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.Изучение закона преломления света.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
  • условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;


  • единицы этих физических величин: м, дптр;


  • естественные и искусственные источники света;


  • основные точки и линии линзы;


  • оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;


  • недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;


  • состав белого света;


  • дополнительные и основные цвета.


    Распознавать:
  • естественные и искусственные источники света;


  • лучи падающий, отраженный, преломленный;


  • углы падения, отражения, преломления;


  • зеркальное и диффузное отражение;


  • сложение цветов и смешение красок.


    Воспроизводить:
  • определения понятий: источник света» световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;


  • формулу оптической силы линзы;


  • законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;


  • принцип обратимости световых лучей.


    Описывать:
  • наблюдаемые световые явления;


  • особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;


  • строение глаза и его оптическую систему.


    II уровень
    Называть:
  • основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;


  • условия применимости закона прямолинейного распространения света.



Воспроизводить:
  • определения понятий: увеличение вогнутого зеркала, увеличение линзы;


  • формулу линзы.



Описывать:
  • особенности изображения в вогнутом зеркале.



На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
  • физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;


  • ход лучей в призме;


  • ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;


  • оптическую систему глаза;


  • зависимость размеров изображения от угла зрения;


  • причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;


  • увеличение угла зрения с помощью лупы;


  • происхождение радуги.



Понимать:
  • разницу между естественными и искусственными источниками света;


  • разницу между световым пучком и световым лучом;


  • точечный источник света и световой луч — идеальные модели;


  • причину разложения белого света в спектр.



II уровень
Объяснять: применения вогнутого зеркала;
ход лучей в световоде.

Понимать:
  • границы применимости закона прямолинейного распространения света;


  • зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;


  • принцип устройства калейдоскопа.



На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
  • применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;


  • изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;


  • строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);


  • вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.



II уровень
Уметь:

строить изображение предмета в вогнутом зеркале;


  • определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.



На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Сравнивать:
  • оптические приборы и ход лучей в них.



Устанавливать аналогию:
  • между строением глаза и устройством фотоаппарата.



Использовать:
  • методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).



II уровень
Устанавливать аналогию:
  • между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них.



Резервное время (5 ч)
8 класс 70 ч, 2 ч в неделю)

1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)


I уровень

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.


Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
II уровень
Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.
Исследование зависимости скорости диффузии от температуры.
II уровень
Измерение размеров молекул.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
  • физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);


  • единицы физических величин: °С;


  • физические приборы: термометр;


  • порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;


  • методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.



Воспроизводить:
  • исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;


  • определения понятий: молекула, атом, диффузия;


  • основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.



Описывать:
  • явление диффузии;


  • характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;


  • взаимодействие молекул вещества;


  • явление смачивания;


  • капиллярные явления;


  • строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.



II уровень
Воспроизводить:

примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;


  • идею опыта Штерна.



Описывать:
  • способы измерения массы и размеров молекул;


  • опыт Штерна.



На уровне понимания

I уровень


Приводить примеры:
  • явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;


  • явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.



Объяснять:
  • результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;


  • результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);


  • броуновское движение;


  • диффузию;


  • зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;


  • явления смачивания и капиллярности.



II уровень
Объяснять:
  • отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости механического движения материальной точки;


  • результаты опыта Штерна;


  • зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от ее плотности и от диаметра капилляра.



На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
  • измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;


  • обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;


  • применять полученные знания к решению качественных задач.



  • II уровень

    Уметь:
  • применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.



На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
  • полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.



Уметь:
  • выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).



2. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел (12 ч)

I уровень

Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел.
II уровень
Изменение атмосферного давления с высотой.
Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условий плавания тел.
II уровень
3. Наблюдение роста кристаллов
Лабораторные опыты
I уровень
Изучение видов деформации твердых тел
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), плотность (ρ), сила (F);


  • единицы перечисленных выше физических величин;


  • физические приборы: манометр, барометр;


  • значение нормального атмосферного давления.


    Воспроизводить:
  • определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация;


  • формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы;


  • законы: Паскаля, Архимеда;


  • условия плавания тел.


    Описывать:
  • опыт Торричелли по измерению атмосферного давления;


  • опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.


    Распознавать:
  • различные виды деформации твердых тел.


    II уровень
    Называть:
  • физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (Q), модуль Юнга (E), относительное удлинение (Δl);


  • единицы перечисленных выше физических величин.


    Воспроизводить:
  • определения понятий: механическое напряжение, предел прочности;


  • формулы: соотношения работ малого и большого поршней гидравлической машины, КПД гидравлической машины, механического напряжения, относительного удлинения, закона Гука;


  • «золотое правило» механики;


  • закон Гука.



На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
  • опытов, иллюстрирующих закон Паскаля;


  • опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности;


  • сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах;


  • различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.



Объяснять:
  • природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;


  • процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения;


  • независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;


  • закон сообщающихся сосудов;


  • принцип действия гидравлической машины;


  • устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида;


  • природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости;


  • плавание тел;


  • отличие кристаллических твердых тел от аморфных.



Выводить:
  • формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.



II уровень
Объяснять:
  • анизотропию свойств монокристаллов;


  • характер зависимости механического напряжения от относительного удлинения.



Выводить:
  • используя метод моделирования, формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы;


  • соотношение работ, совершаемых поршнями гидравлической машины.



На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
  • измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида;


  • экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.



Применять:
  • закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами;


  • формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.



II уровень
Уметь:
  • выращивать кристаллы из насыщенного раствора солей.


    Применять:
  • соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;


  • «золотое правило» механики и формулу КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины.


    На уровне применения в нестандартных ситуациях
    I уровень
    Обобщать:
  • «золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).


    Применять:
  • метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.


    Исследовать:
  • условия плавания тел.


    3. Тепловые явления (12 ч) I уровень

    Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.


    Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.

    Фронтальные лабораторные работы

    I уровень
    4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
    5. Измерение удельной теплоемкости вещества.

    Лабораторные опыты

    I уровень

    Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.



    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница