Н. И. Ходаковский



страница1/14
Дата20.10.2016
Размер2,96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 Н.И. ХОДАКОВСКИЙ

 АРХИВНАЯ ЭАРИСТИКА
 (Технология архивного поиска)

Москва 1996


- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ


Часть 1

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


1. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ............................ 5

2. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................... 6

3. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................... 8

4. АРХИВЫ И АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ.......... 9

5. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.................................18

6. НАУКОВЕДЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА..............................19

7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ.............23

8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАРЕНИЯ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ..............25

9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАССЕЯНИЯ ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ.........26

10. НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.....................32

11. ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА...........33

ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ПРИМЕЧАНИЯ..........................37

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ..................................39

- 3 -


Часть 2

 2А Р Х И В О В Е Д Е Н И Е

 2ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................... 41

I Архивоведение как научная и учебная дисциплина......

1. Сущность и задачи архивоведения ............... 42

2. Основные термины и понятия теории и практики

архивного дела ................................ 48
II Архивное дело до начала XX века ......................51

1. Архивы на Руси в IX - XY вв. .................. 51

2. Архивное дело в России в XYI - XYII вв. ....... 54

3. Архивы Российской империи XYIII в. ............ 62

4. Архивы и архивное дело в России в первой

половине XIX в. ............................... 69

5. Архивы и архивное дело в России во второй

половине XIX в. ............................... 77

6. Положение архивов в России в начале XX в. ..... 83
III Архивное дело в Советское время.................... 87

1. Архивное дело в первые годы Советской власти .. 2  087


- 4 -
2. Централизация архивное дела и создание......... 90

центральных и местных архивов СССР (1921-1926).

3. Архивное строительство в СССР (1927-1940) ..... 92

4. Архивы и архивное дело в СССР в период Великой

Отечественной войны............................ 94

5. Современное состояние и перспективы

совершенствования системы государственных и

ведомственных архивов ......................... 2 55


IV Архивное дело на современном этапе .................90

1. Научно-справочный аппарат и перспективы его

усовершенствования ............................ 99

2. Существующий порядок использования

Государственного архивного фонда страны и

перспективы его усовершенствования ............ 104

3. Работа исследователей в архиве ................ 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................. 108

лИТЕРАТУРА ............................................. 109

ЧАСТЬ III
Введение............................................. 112

I. Классификация документов и дел в архиве..........112

2. Описание документов и дел.........................126

3. Комплектование и экспертиза ценности документов...156


- 5 -
3.1. Экспертиза ценности документов на основе

критериев.......................................157

3.2. Экспертиза ценности документов по перечням......188

4. Составление описи документов архивного фонда......215

5. Государственный учет документов Архивного фонда

Российской Федерации..............................215

6. Каталогизация архивных документов.................225

7. Обзоры документов.................................251

8. Путеводители по фондам архивов....................270

9.Определение штатной численности работников госу-

дарственных архивов...............................295

11. Определение цен на архивные работы и услуги......

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- 6 -

НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.


Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию

называют ПОЗНАНИЕМ. Вся наука, все человеческое познание нап-

равлены к достижению знаний, верно отображающих действитель-

ность. Знание - идеальное воспроизведение в знаковой форме

обобщенных представлений о действительности.

Процесс познания и получение нового знания осуществляется

в процессе научной деятельности. Наука - сфера исследова-

тельской деятельности, направленная на получение новых занний

о природе, обществе и мышлении.

В системе наук особое место занимает историческая наука.

Разделяется научное и бытовое значение термина история. В на-

учном значении понятие "история" имеет два смысла: 1) история

- это объективная развивающаяся действительность; 2) история -

познание этой действительности. Во втором значении - в значе-

нии познания - история выступает как наука.

Обучение истории начинается с овладения школьным курсом.

Учащийся последовательно знакомится и историей Древнего Мира,

Средних веков, Нового и новейшего времени. Круг его знаний и

исторических представлений, как правило, остается на уровне

школьного учебника. В высшей школе происходит углубление исто-

рических знаний, происходит расширение представлений об исто-

рической науке. Студент узнает о вспомагательных исторических

дисциплинах, овладевает источниковедческими приемами работы,

получает представление о палеографии, сфрагистике, геральдике


- 7 -
и т.д. Происходит понимание важности и сложности работы с

историческиеми источниками. Большое значение имеет получение

историографических знаний. Происходит осознание, что любое

историческое исследоване начинается с изучения работ предшест-

венников. Студент исторических вузов изучает архивоведение,

историю архивного дела, историю государственных учреждений.

Важное значение в подготовке будущего историка имеет овладение

навыками археографии, исторической библиографии и т.п. У него

формируются представления о технике, методике и методологии

исторического исследования. Формируются основы информационной

культуры, появляются навыки работы в библиотеке и архиве, на-

выки разыскания исторических источников и научной информации.

Информационные основы научной работы разрабатывает информаци-

онная пропедевтика. Пропедевтика (в переводе с греческого оз-

начает ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОБУЧАЮ ) - введение в какую либо науку,

предварительный вводный курс.


МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДО-

ВАНИЯ.
Движение мысли от незнания к знанию базируется на методо-

логии науки.

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о методах познания действительности.

Эффективная разработка методологии всегда предполагает соот-

несение ее с предметом науки, т.е. с той или иной конкретной

областью действительности. Следовательно, мы можем говорить о

методологии исторической науки, о методологии архивоведения,


- 8 -
источниковедения и т.д.

МЕТОД - это способ достижения цели познания. В различных

науках уществуют свои методы познания. Свои методы познания

имеются и в архивоведении. Но каждая наука пользуется и обще-

научными методами. К общенаучным методам относятся: наблюде-

ние, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение,

абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и де-

дукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а

также аксиоматический, гипотетический, исторический и систем-

ные методы.

Методы познания определяют методику работы исследователя.

Методика работы историка-архивиста - это совокупность оп-

ределенных приемов и правил их использования в работе архи-

виста. Это скорее нормативная деятельность. Существуют различ-

ные уровни методики исторической науки и архивоведения, низши-

ми из которых является техника исследования. Техника может

рассматриваться как составная часть методики.

В результате использования тех или иных методов познания

действительности создается научная теория.

ТЕОРИЯ - система обобщенного знания, объяснения тех или

иных стороны действительности. Теория является духовным,

мысленным отражением и воспроизведением реальной действитель-

ности. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы,

суждения, положения, понятия, категории и факты.


МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Историческая реальность и историческое знание имеют свою


- 9 -
специфику. Совершившиеся события утрачивают свое существова-

ние. Предмет истории в своем роде ирреален. Прошлого нет, и

историк по словам Французского историка и архивиста Ш. Сень-

обоса не видит "ничего реального кроме исписанной бумаги" [1].

Историческая данность - это опосредование исторических

событий и ситуаций историческими источниками. Историк изучает

не фрагмент исторической действительности "сам по себе", а уже

описанное прошлое, представленное ему летописцем, мемуаристом,

публицистом, ученым, государственным или партийным деятелем,

опосредованное условиями познания [2].

Путь историка к истине начинается со сбора источников. На

основе анализа исторических источников базируется и истори-

ческое исследование. Историческое знание содержит специфи-

ческую, социально-историческую информацию. Ее отличие от от

социальной информации состоит в том, что она относится к прош-

лому, выражается в форме исторических источников и литературы

о них. В то же время историческое знание и информация не тож-

дественны: социально-историческая информация - это та часть

исторического знания, которая циркулирует в обществе, включена

в его жизнедеятельность. Информация в исторической науке свя-

зана с процессом взаимодействия историка и исторических источ-

ников [3]. Социально-историческая информация в обществе цирку-

лирует как содержание исторической литературы. Историческая

литература - это исторические источники, учебные пособия по

истории и ее специальным дисциплинам, исторические хрестома-

тии, биографические романы и повести, историографические посо-

бия, описывающие и историю событий, и историю их познания
- 10 -
историками.

Среди методов исторического познания выдяляется метод ка-

чественного, т.е. содержательного анализа. Качественный анали

может быть осуществлен при наличии соответсвующей информации,

т.е. сведений об используемых объектах и явлениях действитель-

ности.


Существует два способа выражения информации об истори-

ческой действитеьности - описательный и количественный.

Сильная сторона описательных методов - их конкретность и

образность, а количественных - глубина и точность. Эти методы

дополняют друг друга.
АРХИВЫ И АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ.

Ипользование документов архивов проводится в народнохо-

зяйственных, культурно-просветительных и учебных целях, в це-

лях удовлетворения социально-правовых и имущественных инте-

ресов граждан, а такжк в научных целях.

Велико значение архивных документов как источниковой базы

общественных наук и особенно исторической науки. Документы ар-

хивов представляют собой фундамент исторических фактов на

основе анализа и обобщения которого строятся концепции и выво-

ды истоической науки. Как справедливо отметил академик С.О.

Шмидт "Архивы с давних пор являютс "житницей" исторической на-

уки. Историки будут обращаться к архивным материалам, пока бу-

дет развиваться сама историческая наука. Развитие исторической

науки тесно связано с превращением архивов в научные лаборато-

рии" [4].
- 11 -
Для работы с архивными документами необходимо овладеть

знаниями в области специальных исторических дисциплин. Особое

значение для историков-архивистов имеют знания источниковеде-

ния, историографии, истории государственных учреждений, архе-

ографии, истории архивного дела и т.д. Первостепенное значение

имеет овладение современной информационной технологией.

ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ", "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ",

"МОДЕЛИРОВАНИЕ".

Понятие есть исходная форма научного знания, а также его

результат. Совокупность определений понятия, развернутых в

систему, есть теория. Теоретическая деятельность, как извест-

но, поднимается над рутиной фактов и элиминирует из множества

конкретных актов деятельности всеобщее, устойчивое, необходи-

мое, опираясь при этом на категориальный аппарат науки [5].

Именно постольку, поскольку система понятий может быть интерп-

ретирована как одно (развитое) понятие сущности предмета, эта

система понятий представляет собой теорию [6]. Роль понятий

давно осознана в отечественном архивоведении. Как образно от-

метила Н.Н. Коннова," новые понятия - новые знания" [7].

Понятийным аппаратом архивоведения занимается научная

дисциплина - архивоведческое терминоведение [8]. Объект архи-

воведческого терминоведения - архивная терминология. Предмет -

кодификация архивной терминологии (т.е. выявление и описание

ее нормы) и ее нормализация (т.е. деятельность, направленная

на соблюдение нормы, активное вмешательство в процесс эволюции

терминологии), а также исследование истории архивной термино-

логии и разработка на этой основе ее теории [9].
- 12 -
В настоящем курсе широко используются понятия, достаточно

прочно вошедшие в архивоведческую литературу из смежных наук -

источниковедения, документоведения, документалистики, информа-

тики, кибернетики и др. Но однозначного понимания и использо-

вания многих терминов в архивоведческой литературе нет.

В нашу задачу не входит терминоведческий анализ всех по-

нятий архивоведения. Это тема специального серьезного исследо-

вания. Мы остановились на рассмотрении основных понятий, так

как без уточнения вкладываемого в них смысла затруднено восп-

риятие материала.

Исходными для нас являются понятия "социальная память",

"информационные процессы", "моделирование".

Понятие "социальная память" используется в трудах филосо-

фов, социологов, психологов, историков, источниковедов, специ-

алистов в области кибернетики, информатики и др.

В архивоведческом аспекте проблема социальной памяти

исследовалась Б.С. Илизаровым. Он раскрыл значение концепции

социальной памяти для развития архивоведения, определил

несколько подходов к пониманию природы социальной памяти, хотя

и не сформулировал однозначное определение этого понятия.

С позиции философии память - это система информации или

сама информация, с позиции кибернетики - функциональное

свойство (способность) системы к накоплению и хранению инфор-

мации.


Интерес представляют работы академика Н.Н. Моисеева, ко-

торый исследовал эту проблему с философских и кибернетических

позиций. Говоря о памяти системы или организма, он подчеркива-
- 13 -
ет, что всегда имеет в виду способность системы сохранять в

той или иной степени свои параметры и делать доступной для

исследователя (или субъекта) возможность использовать информа-

цию о ее прошлом. Таким образом, информация и память неразрыв-

но связаны друг с другом. Важным в рассуждениях Н.Н. Моисеева

является постановка вопроса о взаимосвязи механизмов памяти и

информационных процессов. Заслугой автора является постановка

вопроса об изучении социальной памяти с помощью моделей. Он

ограничивается рассмотрением в основном научного знания в

системе социальной памяти. Между тем, понятие социальной памя-

ти шире. Об этом свидетельствуют исследования источниковедов и

архивоведов.

Для определения понятия "социальная память", на наш

взгляд, необходимо в первую очередь четко представить роль па-

мяти в жизнедеятельности общества, ее функции. Наглядно это

можно увидеть на основе достижений кибернетики, которая

рассматривает общество как сложную кибернетическую систему.

Кибернетическая система, получая информацию от окружающей ее

среды (свободную информацию), сравнивает ее с со своей внут-

ренней, структурной информацией (информацией, которая хранится

в системе). Результатом этого сравнения является новая инфор-

мация, на основе которой система принимает целенаправленное

действие. Эта постоянно образующаяся новая информация сохраня-

ется в системе, превращаясь в структурную информацию. Таким

образом формируется память системы. Следовательно, память сле-

дует рассматривать не просто как информацию, а как взаимо-

действие информации системы (связанной, структурной) с посту-
- 14 -
пающей извне свободной информацией. Точнее эту мысль можно вы-

разить, введя вместо понятий связанная и свободная информация,

понятие информационные данные. В результате взаимодействия

этих данных и образуется память системы.

Социальная память - это не просто система или информа-

ция, а информационный процесс взаимодействия связанной и сво-

бодной информации. В процессе жизнедеятельности отдельный че-

ловек и общество в целом обращаются к окружающему их миру,

познают его. Извлекая данные об окружающем мире, они соотносят

их с данными своего опыта. Социальная память является про-

цессом и результатом этого соотношения.

Понятие "модель". Понятие модель, моделирование использу-

ется достаточно широко. Так, К.И. Рудельсон ГАФ страны

рассматривала как информационную модель общества. На основе

модельных представлений рассматривалась ею и классификация до-

кументной информации. Термин модель используется архивистами и

при изучении проблем экспертизы ценности документов. Указыва-

ется на моделирование систем документации, подлежащих приему

на государственное хранение. В качестве моделей рассматрива-

ются и перечни документов. Широко используются понятия модели-

рования при изучении научно-справочного аппарата. Сам НСА

рассматривается как модель государственного архивного фонда

страны. Указывается и о разработках модели НСА. Так во ВНИИДАД

была разработана модель системы НСА ГАФ страны в виде таблицы

с несколькими уровнями входа [10].

Модельные представления в архивоведении В.Н. Автократов

связывает с проблемой свертывания информации [11]. Он также
- 15 -
отмечал, что познание типологической структуры Государственно-

го архивного фонда, построение его информационной модели - за-

дача большого методологического значения [12]. К сожалению,

автор не исследовал архивоведческие аспекты моделирования.

Говоря о проблемах моделирования в исторической науке и

архивном деле, следует подчеркнуть, что само историческое поз-

нание можно рассматривать как процесс моделирования истори-

ческой действительности. Многие авторы рассматривают познание

как моделирование в человеческом мозге объективного мира.

Модель мы рассматриваем как средство познания сложного

объекта. Таким сложным системным объектом является архивное

дело. Мы исходим из того, что модель есть категория познания,

как и система, и отражает определенные ступени познания. В за-

висимости от рассматриваемой ступени познания модель получает

различные определения (и отражает разные понятия): от образа,

представления, получаемого от объективной реальности, и до ма-

тематической модели, отражающей точные качественные и коли-

чественные взаимосвязи объективной реальности.

ожно сделать вывод, что социальную память общества можно

рассматривать как модель, отражающую информационный процесс

взаимосвязи связанной и свободной информации. На основе этой

модели можно изучать историческую действительность. Эта модель

конструируется в процессе жизнедеятельности общества. В за-

висимости от средств и методов, на базе которых конструируется

модель, мы можем судить о ее эффективности.

Понимание природы социальной памяти и ее модели невозмож-

но без глубокого изучения феномена информации. Понятие "инфор-
- 16 -
мация" прочно вошло в архивоведческую литературу. Это понятие

исследовалось в работах К.И. Рудельсон, В.Н. Автократова, Б.С.

Илизарова и др. В.Н. Автократов справедливо отмечал, что необ-

ходимо преодолеть профессиональное представление многих архи-

вистов о том, что "информация" - это только "сообщение", "све-

дение", "знание", "документ", текст документа, часть докумен-

та, содержание документа. В широком теоретическом смысле "ин-

формация" - это и "структура", и процесс получения "сообщений"

(информационный процесс), и упорядоченность объекта (системы),

и отношение "структур" и "сообщений". Он не дал обоснования

столь многообразного понимания информации, но справедливо от-

метил, что существуют два основных типа информации - "связан-

ная" и "свободная".

Проведенный В.Н. Автократовым анализ понятия "информация"

имел важное значение для развития понятийного аппарата архиво-

ведения. Теория архивоведения получала мощный инструмент тео-

ретико-информационного подхода. В целом с рассуждениями В. Н.

Автократова можно согласиться. Вызывает возражение атрибутив-

ный подход к информации, который отстаивает автор применитель-

но к архивоведению, к архивным документам. Безусловно, на пер-

вый взгляд кажется очевидным, что в документе априори заложена

информация. В. Н. Автократов подчеркивает, что само понятие об

информации не ставится в прямую связь с процессом восприятия и

это, по его мнению, открывает возможность говорить о накопле-

нии и хранении информации. Но автор не замечает проведенное им

же деление информации на два основных типа - связанной и сво-

бодной. В.Н. Автократов не учитывает, что названные типы ин-
- 17 -
формации требуют для своего анализа принципиально различного

подхода.


Мы исходим из того, что в социальной реальности происхо-

дят непрестанно события, которые трактуются как любое измене-

ние состояния социальных объектов. Эти события порождают сооб-

щения, которые могут быть отображены на любом носителе в любой

знаковой системе.

Если данные достигают определенного потребителя, если он

имеет отношение к тому объекту, о котором говорится в сообще-

нии, и если он соотносит полученные данные с определенными

возможностями их использования, то в этом случае данные несут

определенные знания. Таким образом, знания - это коммуникация,

связь объекта и наблюдателя (знание наблюдателем объекта).

Если же наблюдатель решает над объектом определенную за-

дачу управления, то сообщения, переданные с помощью данных,



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница