Н. И. Лобачевского Р. И. Орлова русь, россия: исторические персоналии для студентов I курса по дисциплине «История» Учебное пособие



страница1/35
Дата18.10.2016
Размер6.49 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Р.И. Орлова


РУСЬ, РОССИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ

Для студентов I курса по дисциплине «История»


Учебное пособие

Рекомендовано

объединенной учебно-методической комиссией филиалов

и факультета подготовки региональных кадров


для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки

080100 «Экономика», 010400 «Прикладная математика и информатика»,

080500 «Бизнес-информатика»,

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Нижний Новгород

2014
УДК 9(с) (092) (075.8)

ББК Т3 (2Рос) Я73

О-66


Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент кафедры политики факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского А.Л. Симонов

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской Академии МВД РФ С.В. Ханин

О-66    Орлова Р.И. Русь, Россия: исторические персоналии: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 368 с.


Пособие представляет собой словарь, в котором содержатся сведения о жизни и деятельности личностей, упоминаемых в учебной литературе по российской истории. Словарь полностью охватывает перечень исторических персоналий, включенных в «Историко-культурный стандарт», являющийся частью «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», принятой советом Российского исторического общества.

УДК 9(с) (092) (075.8)

ББК Т3 (2Рос) Я73

© Орлова Р.И., 2014

© Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2014




СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………6


  1. От Древней Руси к российскому государству…………………………..9

    1. Правители и члены их семей, оставившие след в истории

Древней Руси…………………………………………………………9

    1. Военачальники и воины……..………………………………………21

    2. Путешественники и первопроходцы………………………………. 22

    3. Религиозные деятели 22

    4. Деятели культуры 23

      1. Писатели и просветители 23

      2. Архитекторы, художники 24




  1. Россия в XVIXVII веках: от великого княжества к царству 26

    1. Правители и члены их семей, оставившие след в российской

истории XVI–XVII вв. 26

    1. Государственные, политические и общественные деятели 32

    2. Военачальники и воины 37

    3. Путешественники и первопроходцы 38

    4. Религиозные деятели 39

    5. Деятели культуры 42

      1. Ученые, изобретатели 42

      2. Писатели и просветители 42

      3. Архитекторы, художники………………………………….44




  1. Россия в конце XVIIXVIII веках: от царства к империи 45

    1. Правители и члены их семей, оставившие след в российской

истории конца XVII–XVIII вв. 45

    1. Государственные, политические и общественные деятели конца XVII–XVIII вв. 50

    2. Военачальники и воины 57

    3. Путешественники и первопроходцы 61

    4. Религиозные деятели 61

    5. Деятели культуры 62

      1. Ученые, изобретатели 62

      2. Писатели и просветители 64

      3. Архитекторы, скульпторы, художники 66

      4. Музыканты, актеры, деятели театра 69




  1. Российская империя в XIХ – начале ХX вв. 71

    1. Правители и их ближайшее окружение 71

    2. Государственные, политические и общественные деятели .75

    3. Военачальники и воины 103

    4. Путешественники и первопроходцы 109

    5. Религиозные деятели 111

    6. Деятели культуры 112

      1. Ученые, конструкторы, изобретатели 112

      2. Писатели 122

      3. Архитекторы, скульпторы, художники 135

      4. Музыканты, актеры, деятели театра 147




  1. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг. 155

    1. Руководители государства 155

    2. Государственные, политические и общественные деятели 156

    3. Военачальники и воины 159

    4. Религиозные деятели 162

    5. Деятели культуры 163

      1. Ученые, конструкторы, изобретатели 163

      2. Писатели 165

      3. Скульпторы, художники 165

      4. Музыканты, актеры, деятели театра 166




  1. Советский Союз в 1920 – 1930-е гг. 168

    1. Руководители государства 168

    2. Государственные, политические и общественные деятели 169

    3. Военачальники и воины 175

    4. Герои труда 177

    5. Религиозные деятели………………………..……………………...179

    6. Деятели культуры 179

      1. Ученые, конструкторы, изобретатели 179

      2. Писатели 185

      3. Архитекторы, скульпторы, художники 191

      4. Музыканты, актеры, деятели театра и кино 193




  1. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. 197

    1. Руководители государства 197

    2. Государственные, политические и общественные деятели 198

    3. Военачальники и воины 203

    4. Религиозные деятели 215

    5. Деятели культуры 216

      1. Ученые, конструкторы, изобретатели 216

      2. Писатели 217

      3. Скульпторы, художники 219

      4. Музыканты, актеры, деятели театра, кино, радио и телевидения 220




  1. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. 222

    1. Руководители государства 222

    2. Государственные, политические и общественные деятели 227

    3. Военачальники, военные деятели 232

    4. Покорители космоса 232

    5. Религиозные деятели 233

    6. Деятели культуры 233

      1. Ученые, конструкторы, изобретатели 233

      2. Писатели 244

      3. Архитекторы, скульпторы, художники 255

      4. Музыканты, актеры, деятели театра, кино и телеви-

дения 256

      1. Спортсмены 273




  1. Российская Федерация в 1991–2012 275

    1. Руководители государства 275

    2. Государственные, политические и общественные деятели 281

    3. Военачальники, военные деятели 292

    4. Религиозные деятели 293

    5. Деятели культуры 294

      1. Ученые, конструкторы, изобретатели 294

      2. Писатели 296

      3. Скульпторы, художники 298

      4. Музыканты, актеры, деятели театра, кино и телеви-

дения 299
Список словарных статей по алфавиту.………………………………….. 303

ПРИЛОЖЕНИЕ

Хронология..…………………………………………………………………...344
Список литературы…………………………………………………………...363
ВВЕДЕНИЕ
Личность в российской истории во все времена в значительной степени определяла направление общественного развития, содержание исторического процесса, характер преобразований и скорость их осуществления. Обращение к словарю, содержащему сведения об исторических личностях, позволяет «оживить» знание о событиях, которые имели место в прошлом, понять и представить всю сложность отношений между персонажами в пьесах того театра, на сцене которого совершался исторический процесс.

Объем исторических сведений огромен, велико и число лиц, благодаря которым или по вине которых исторический процесс развивался так, а не иначе. Как отмечается в «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», именно человеческое наполнение и измерение истории служит источником формирования личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. «Особенно важно,– отмечается в «Концепции…»,– чтобы в учебниках было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Следует показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей». Обращение к словарю исторических персоналий позволяет читателю не только получить или пополнить знания о жизни и делах той или иной личности, но и сформировать целостное представление о совокупной деятельности того общественного образования, о котором идет речь в каждом конкретном случае. Поскольку обращение к информации о личности происходит при изучении событий, имевших место в определенное время, сведения об участниках этих событий являются необходимым, а во многих случаях, может быть, и главным элементом, вокруг которого концентрируется остальная информация. Полезность знаний об исторических личностях трудно переоценить уже потому, что очень часто именно их деяния и составляют основное содержание исторических процессов.

Несколько слов необходимо сказать об актуальности создания такого словаря. Дело в том, что во время всеобщей информационной революции возможности получения самых разнообразных сведений настолько расширились, что нередко возникает иллюзия ненужности локальных информационных справочников. Между тем при освоении любой содержательной области наличие компактного и содержательного глоссария имеет большое значение. Возможность получить нужные сведения оперативно и в едином формате обеспечивает высокую востребованность данного типа источников.

При составлении любого словаря следует исходить из определенных принципов, используемых для отбора материала. В данном случае состав глоссария опирается на списки персоналий, помещенных в «Историко-культурном стандарте», являющемся составной частью общей «Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории». Вместе с тем составитель словаря счел возможным дополнить эти списки за счет включения в его состав сведений и о других исторических личностях. Основанием для дополнительного включения тех или иных исторических персоналий в словарь послужило достаточно регулярное упоминание их в учебной литературе.

Весь материал словаря распределен по девяти хронологическим разделам, в соответствии с периодизацией, принятой в «Историко-культурном стандарте». Во многих случаях, особенно тогда, когда исторический период невелик по времени и охватывает от 7 до 20 лет, жизнь и деятельность ряда персоналий выходит за рамки этих периодов. Данный феномен отмечен и авторами «Историко-культурного стандарта», указавшими на участие той или иной персоналии в событиях целого ряда исторических периодов, ср., например, В.Э. Мейерхольд (5-й и 6-й разделы), Николай II (4-й и 5-й разделы), В.М. Молотов (6-й и 7-й разделы), И.В. Сталин (5-й, 6-й и 7-й разделы) и др.

При создании словаря исторических персоналий составитель, таким образом, сталкивается с альтернативой: либо в каждом из разделов описать жизнь и деятельность исторического лица частично, в данных хронологических рамках, либо изложить факты и события, относящиеся к той или иной исторической персоналии, во всем объеме жизни и деятельности (разумеется, учитывая предназначение и возможности словаря), в единой словарной статье в одном из хронологических разделов. В данном словаре выбрано второе решение. Читатель, желающий увидеть информацию об исторической персоналии в определенном разделе, легко может это сделать, опираясь на ссылочные статьи или на «Список словарных статей по алфавиту», помещенный в конце словаря.

В каждом хронологическом разделе представленные в нем персоналии распределены по семантическим группам. Отнесение к той или иной группе зависит от социальной принадлежности и рода занятий. Сознавая известную условность произведенного деления, можно, однако, утверждать, что оно имеет под собой несомненную объективную содержательную основу и опирается на традиционное выделение социальных групп, используемое и в других науках, например, в социологии. Состав и наполнение семантических групп по хронологическим разделам различен, что вполне естественно и объяснимо. Вместе с тем, составитель словаря стремился – в той степени, которую позволяет материал,– сохранить в каждом разделе общие основания деления семантического пространства.

Совершенно естественно также, что объем сведений о каждой из исторических личностей далеко не равновелик. Это связано не только с масштабом и объемом их деяний, но и с теми возможностями, которыми располагает историческая наука. Не секрет, что сведения о многих исторических персонажах приходится черпать не из конкретных документальных свидетельств, а из легенд, мифов, пересказов и т.п. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев объективность этих сведений может быть подтверждена из других источников, и это в конечном счете обеспечивает достаточно высокую достоверность исторического знания.

Объективность и полнота исторического исследования зависят от многих факторов, и среди них весьма важное, если не первостепенное значение имеет то, какой период подвергается исследованию. Для периодов древности или, по крайней мере, отделенных от современности достаточно большим временным промежутком, полноте и объективности исследования часто мешает недостаток фактического материала: многие события в источниках могут быть освещены неполно, деятельность некоторых личностей может оказаться представленной недостаточно или тенденциозно. Наконец, нередки случаи, когда те или иные материалы оказываются попросту утраченными.

Совсем иного рода трудности испытывает исследователь при освещении событий, происходивших сравнительно недавно или, тем более, при анализе современных ему фактов и событий. Огромное число источников, количество которых таково, что тщательный и исчерпывающий анализ их в короткое время практически невозможен, калейдоскоп лиц и событий, в котором чрезвычайно трудно выделить то, что является определяющим в данный исторический момент, недостаток заслуживающих доверия аналитических работ,– все это, в конечном счете, не позволяет пребывать в уверенности, что освещение содержания и значения тех или иных событий, оценка деятельности отдельных лиц являются целиком объективными и не могут быть подвергнуты пересмотру.

Хотелось бы отметить, что словарь ни в коей мере не претендует на то, чтобы сколько-нибудь исчерпывающе отразить как состав исторических лиц, так и имеющиеся сведения о них. Главное его предназначение состоит в том, чтобы кратко и, вместе с тем, содержательно представить состав действующих лиц, определявших состояние исторического процесса в то или иное время, и охарактеризовать роль, которую им довелось сыграть. Как состав словаря, так и объем сведений, представленный в словарных статьях, конечно, уязвим для критических замечаний. Возможности для пополнения списка словарных статей и объема сведений в каждой из них настолько велики и настолько очевидны, что не требуют дополнительных комментариев. Тем не менее, как говорили древние, «est modus in rebus» ‘есть мера в вещах’, и есть все основания следовать этому принципу и в данном случае.

В списке литературы, помещенном в конце пособия, приводится учебная литература, изданная в период 2007– 2013 гг. Поиск дополнительных источников по каждой конкретной теме в век всеобщей информатизации может быть осуществлен при необходимости.



В качестве приложения в конце книги помещена хронологическая таблица. Перечень представленных в ней событий и дат воспроизводит материалы «Историко-культурного стандарта».

1. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

1.1. ПРАВИТЕЛИ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ, ОСТАВИВШИЕ

СЛЕД В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ1
АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ (1301–1339), великий князь тверской (1325–27 и с 1337) и владимирский. Сын князя Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном I Калитой за московский великокняжеский стол. После антиордынского восстания в Твери, которое он возглавил, был лишен ханом Узбеком ярлыка на великое княжение и бежал в Псков. В 1337 получил в Орде ярлык на тверское княжение. В 1339 был вызван в Орду и убит вместе с сыном Федором по доносу Ивана Калиты.
АЛЕКСА́НДР ЯРОСЛА́ВИЧ (НЕ́ВСКИЙ) (1220 или 1221–1263), князь новгородский в 1236–51, тверской в 1247–52, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Канонизирован Русской православной церковью.
АНДРЕ́Й Ю́РЬЕВИЧ (БОГОЛЮ́БСКИЙ) (не ранее 1100–1174), великий князь владимирский (с 1157). Сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев (с 1149), княжил в Вышгороде, Турове и др. Сделал Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Лишил владений и изгнал в Византию своих родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева (1169). Убит приближенными. Канонизирован Русской православной церковью.
АСКО́ЛЬД  и ДИР, древнерусские князья IX в. Согласно «Повести временных лет», – бояре Рюрика, правившие в Киеве; убиты князем Олегом.
АХМА́Т (?–1481), последний хан Большой Орды. Правил в 1459–81. Неоднократно пытался восстановить ордынское господство на Руси. В 1476 потребовал от великого князя Ивана III возобновить выплату дани. В 1480 выступил с войском на Русь, но встретился с русскими силами на р. Угре. Не сумев переправиться через Угру, повернул войско обратно. Был убит соперниками в борьбе за власть в Орде.
БАТЫ́Й (Бату́) (ок. 1207–1256), монгольский хан, сын Джучи, внук Чингисхана. Предводитель общемонгольского похода в Восточную и Центральную Европу (1236–42). Разорил княжества Северо-Восточной и Южной Руси, воевал в Западной Европе и др. землях. С 1242 управлял землями улуса Джучи к западу от Урала, основал Золотую Орду (1243).
БОГОЛЮ́БСКИЙ Андрей Юрьевич, см. Андрей Юрьевич (Боголюбский)
БОРИ́С ВЛАДИ́МИРОВИЧ (христианское имя Роман) (до 988–1015), князь ростовский, сын князя Владимира I, старший брат Глеба. Возможно, Владимир намеревался передать ему великокняжеский престол. В 1015 году Борис был отправлен на войну с печенегами. В это время его отец великий князь Владимир умер и престол в Киеве захватил Святополк Владимирович, пасынок умершего князя. Узнав об этом, Борис не захотел воевать со своим сводным братом, распустил войско и вскоре был убит сторонниками Святополка. Уже в XI в. Борис вместе с братом Глебом канонизирован Русской православной церковью.
БОРИ́С и ГЛЕБ, см. Борис Владимирович и Глеб Владимирович
ВАСИ́ЛИЙ I ДМИ́ТРИЕВИЧ (1371–1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Женат на литовской княжне Софье Витовтовне (1391). Присоединил к Московскому великому княжеству Муром, Городец, Тарусу, Вологду и земли коми. В 1408 был вынужден заплатить выкуп ордынскому военачальнику Едигею, разорившему московские земли. Боролся с княжеством Литовским и Золотой Ордой.
ВАСИ́ЛИЙ II ВАСИ́ЛЬЕВИЧ (ТЁМНЫЙ) (1415–1462), великий князь московский с 1425. Сын Василия I. Одержал победу в войне с удельными князьями (1425–53). Ослеплен (1446) князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель и др. Провел унификацию налогообложения, перепись податного населения.
ВАСИ́ЛИЙ КОСО́Й (1400–1448), князь звенигородский, сын князя Юрия Дмитриевича. Вместе с отцом вел войну со своим двоюродным братом великим князем Василием II. После смерти отца в 1434 объявил себя великим князем, но не был признан ни двоюродным братом, ни родными братьями. Несколько раз заключал мир с Василием II, но каждый раз ненадолго. В 1436 был разбит Василием II, захвачен в плен и ослеплен.
ВИ́ТОВТ (ВИ́ТАУТАС) (1350–1430), великий князь Литвы (с 1392), сын Кейстута. После унии Литвы с Польшей (1385) Витовт, опираясь на литовских и русских бояр, живших в русских областях Литвы, боролся за независимость Литвы от Польши и добился от польского короля Ягайло признания за собой (на правах наместника) Великого княжества Литовского. Препятствовал объединительной политике московских князей; заключил договоры с враждебными Москве князьями; захватил Смоленск (1404), вмешивался в дела Новгорода и Пскова и трижды (в 1406–08) вторгался в пределы Московского княжества. Литовские владения при Витовте достигали верховьев Оки. Отняв у татар часть земель, расширил свои владения до Черного моря. Упорно воевал с немецкими рыцарями, вместе с Ягайло был организатором разгрома немецких рыцарей в Грюнва́льдской битве 1410. При Витовте великое княжество Литовское достигло наибольшего могущества.
ВЛАДИ́МИР АНДРЕ́ЕВИЧ ХРА́БРЫЙ (1353–1410), удельный князь в Московском княжестве. Двоюродный брат великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича Донского. В Куликовской битве (1380) совместно с Дмитрием Михайловичем Боброк-Волынским командовал засадным полком, своевременный удар которого решил исход битвы в пользу русских. За участие в Куликовской битве получил прозвище Храбрый. В 1382 способствовал изгнанию с русских земель войск хана Тохтамыша (сражение у Волока–Ламского), готовил отпор полчищам Тимура (1396), руководил обороной Москвы во время набега хана Едигея (1408). Вошел в историю как один из выдающихся князей средневекового периода.
ВЛАДИ́МИР I СВЯТОСЛА́ВИЧ (СВЯТОЙ) (в крещении Василий) (?–1015), князь новгородский (с 969), великий князь киевский (с 980), младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжско-Камской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рр. Десна, Осётр, Трубеж, Сула и др. Это была первая в истории Руси засечная черта. Был укреплен и застроен г. Киев. В 980 г. Владимир провел первую религиозную реформу, установив культ главного дружинного бога Перуна. Однако реформа провалилась. Тогда в 988–989 Владимир ввел христианство. Способствовал расцвету Древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным солнышком». Канонизирован Русской православной церковью как равноапостольный святой.
ВЛАДИ́МИР II МОНОМА́Х (1053–1125), князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха – Марии. Боролся против княжеских междоусобиц. Разгромил половцев вместе с другими князьями в походах 1103, 1107, 1111, 1116, 1120. После смерти в 1113 г. великого князя Святополка Изяславича занял киевский престол. Подавил вспыхнувшее в Киеве восстание. Разработал «устав», ограничивший произвол ростовщиков и облегчавший положение городских низов. В «Поучении» призывал сыновей и всех, «кто прочтет», укреплять единство Руси, добиваться справедливого суда, следовать христианским заповедям. Во время княжения Владимира Мономаха произошло усиление Древнерусского государства, прекращены княжеские усобицы, значительно ослаблена половецкая угроза.
ВСЕ́ВОЛОД  МСТИСЛА́ВИЧ (в крещении Гавриил) (до 1095 – 1138), князь новгородский (1117–1136, с перерывами), псковский (с 1137). Совершил ряд походов в Прибалтику и Ростовскую землю; в 1132 и 1136 изгонялся восставшими новгородцами. Почитался псковичами как защитник города. Канонизирован Русской православной церковью.
Каталог: books -> met files
met files -> Н. Н. Чернышова Основные понятия
met files -> А. А. Потехин А. Ю. Чурин С. В. Оболенский измерение вольт-амперных характеристик Полупроводникового Диода
met files -> Учебно-методическое пособие по курсу «программирование (язык си)»
met files -> Для управления работой страховой компании важную роль играют математи-ческие модели, ставящие своей целью описание разных видов деятельности страховой компании
met files -> Учебно-методическое пособие содержит поурочные разработки, табличный материал, упражнения, диалоги, оригинальные и адаптированные тексты, тестовые задания, предназначенные для аудиторной и самостоятельной работы на занятиях по русскому языку иностранных
met files -> Борисова И. И., Буянова Л. Е. «Общественно-профессиональная аккредитация как инструмент оценки деятельности вуза»
met files -> Н. И. Лобачевского С. В. Сидоренко Ю. Е. Францева И. М. Швец Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания» Учебно-методическое пособие
met files -> А. В. Клемина А. И. Мартьянов безопасность жизнедеятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал