На петергофской дороге



страница1/6
Дата25.10.2016
Размер1,06 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Централизованная библиотечная система Кировского района

Центральная библиотека им. М.А. Шолохова



ВСТРЕЧИ

НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ
Материалы краеведческой конференции

Санкт-Петербург

2013

ББК 63.3 (2-2СПб)


Встречи на Петергофской дороге (материалы краеведческой конференции). – СПб.: ЦБС Кировского района, 2013. – 80 с.: ил.
«Встречи на Петергофской дороге» – первый сборник статей участников краеведческой конференции, которая проходит уже пять лет в Центральной библиотеке им. М.А. Шолохова. Авторы, опираясь на кропотливые исследования, раскрывают интересные и малоизвестные страницы истории Петергофской дороги – уникального ландшафтного, исторического и культурного феномена Северной столицы.

Для работников культуры, туристических организаций, всех, кто интересуется историей и культурой.



Встречи на Петергофской дороге

Краеведческое издание

Составители и редакторы: С. Г. Баричев, Л. А. Старкова.

Оформление обложки: А. Е. Чурочкина.
Централизованная библиотечная система Кировского района

198255, СПб, ул. Лени Голикова, д. 31

Подписано в печать 12.12.2013.

Формат 84х108/32. Бум. Офсетная и мелованная (илл.). Печать офсетная.

Усл. печ. л. 5. Тираж 1000 экз. Заказ

© ЦБС Кировского района СПб, 2013 (составление, верстка, оформление)

© Алексеев А. Ю., Баричев С. Г., Баричева Т.И., Коренцвит В. А.,

Ладыгина Т. Н., Попов И. В., Старицына Г. К., Старкова Л. А.,



Черепенина Н. Ю., Тупахина О. В., 2013 (текст)

Содержание


Алексеев А. Ю. Карта к Генеральному плану развития Ленинграда на 1956 – 1965 гг. и топонимия Дачного

4







Баричев С. Г., Баричева Т. И. Костел св. Казимира на Ушаковской улице

7







Коренцвит В. А. Поиск захоронений на территории Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне

10







Ладыгина Т. Н. Владельцы дачных участков на 11 и 12 верстах Петергофской дороги в XVIII веке

23







Ладыгина Т. Н. Карл Ефимович Сиверс (по материалам Камер-фурьерских журналов)

29







Попов И. В. Петергофская дорога: между Александрино и Ульянкой. Усадьба Кюммелей

36







Старицына Г. К. История дачи Головиной и церкви Святителя Петра Митрополита Московского на Петергофской дороге

50







Старкова Л. А. Кинематограф за Нарвской заставой

69







Тупахина О. В. Приют Общества помощи отставным чинам полиции Н. В. Клейгельса

73







Черепенина Н. Ю. Документы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга по истории Кировского района

77


Алексеев А.Ю. Карта к Генеральному плану развития Ленинграда на 1956 – 1965 гг. и топонимия Дачного
История названий улиц южной части нынешнего Кировского района – Княжево, Дачного и Ульянки до сих пор не является достаточно исследованной. Заметно, что в ней присутствуют «белые пятна». Не всегда понятно, когда под конкретным названием существовал конкретный проезд, а иногда – и где именно. В связи с этим любой источник, который может пополнить наши знания об истории топонимии юга современного Кировского района, представляет интерес.

Одним из видов таких источников являются карты, планы и схемы местности. В последние годы наметилась тенденция – на наш взгляд, позитивная – к увеличению числа находящихся в открытом доступе планов через сеть Интернет. Примером такого общедоступного источника является Карта к Генеральному плану развития Ленинграда на 1956 – 1965 гг. (1955 г.), размещенная на сайте «Окрестности Петербурга»1.

В подобных планах интерес для исследователя представляет собой так называемая подоснова – то есть существующая на момент подготовки плана сетка улиц с имеющимися названиями.

В статье рассматривается подоснова по посёлку Дачное, то есть территории к югу от пр. Стачек между современными Соломахинским проездом и ул. Подводника Кузьмина на востоке и Воронцовским сквером и ул. Танкиста Хрустицкого на западе.

Попытаемся сравнить данный план с иными имеющимися источниками – в частности, с фрагментом плана Ленинграда 1955 г. по Автово, Княжево и Дачному2. Это позволит понять степень полноты данных карты Генерального плана и решить, действительно ли эта карта отображает топонимическую ситуацию в Дачном на середину 50-х гг. XX в.

Начнём с названий, прилегающих к южной части современного Дачного проспекта. С одной стороны, здесь встречаются наименования, знакомые по другим источникам. Это «советский» топонимический куст: улицы III Интернационала (современный Дачный пр.), Коммунаров (к востоку от Дачного), Социалистическая (к западу). Эти названия возникли, вероятно, в середине 20-х гг. Сюда же можно отнести Красную и Советскую улицы (ближе к современному пр. Народного Ополчения) и Тихую улицу (между пр. Народного Ополчения и бул. Новаторов), а также Припарковую улицу (ул. Танкиста Хрустицкого). Все эти названия на рассматриваемом плане присутствуют.

С другой стороны, на нём нет Новопроложенной улицы – современного длинного внутриквартального проезда, выходящего к станции метро «Проспект Ветеранов». На карте есть лишь небольшой проезд на месте небольшой же части Новопроложенной, а в целом ей соответствует линия, на которой заканчивается большая часть имевшейся на тот момент застройки.

Заметим, что Новопроложенная ул. фиксируется ещё по документам второй половины 40-х гг.3; кроме того, соответствующий ей проезд частично присутствует на немецкой аэрофотосъёмке, сделанной во время блокады4. Также на карте нет ещё двух наименований, известных по фрагменту плана Ленинграда 1955 г. – Апт(екарского) и Безымянного переулков. При этом часть проездов в этом районе оставлена на карте Генерального плана без названий.

Далее, относительно северо-западной части Дачного заметно, что ни один из изображенных в этой местности проездов на карте Генерального плана не подписан – в то время как та же карта 1955 г. фиксирует в районе современного Воронцовского сквера такие названия, как Северная улица, Северный и Речной переулки.

Отличен от указанной карты на карте Генерального плана и район современных Кронштадтской пл. и Соломахинского проезда. Новая улица, существовавшая за современным храмом св. Иоанна Кронштадтского, подписана, однако вообще отсутствует Командирская ул. (ул. Командиров) на месте современного жилого комплекса «Монплезир». Также, на том месте, где на «обычной» карте 1955 г. присутствует Проезжая улица (современный Соломахинский проезд), на карте Генерального плана не без труда, но различается название Шеферский переулок.

На наш взгляд, это ещё одно доказательство тождества Шеферского переулка и Соломахинского проезда, однако вопрос о данном тождестве требует отдельного рассмотрения. Заметим также, что на карте Генерального плана есть, но не подписана Овражная ул. вдоль реки Дачной; последняя не подписана на обоих планах.

Наконец, весьма любопытную информацию предоставляет нам карта Генерального плана по отношению к району, прилегающему к современной улице Подводника Кузьмина. На ней мы видим такие названия, как 1 – 4-е Шеферские улицы и переулок Лешко-Поппель. Последний возник ещё в процессе появления самого посёлка Дачное, в предреволюционные годы.

Шеферским же улицам автор посвятил отдельное небольшое исследование, отсчётной точкой которого и послужила данная карта5. Как оказалось, по документам Лиговского поселкового совета прослеживаются лишь три из них. Названию «4-я Шеферская улица» соответствует известная по другим источникам не позднее, чем с 1947 г. Рабочая ул6. и нигде более оно на данный момент не обнаружено. При этом три Шеферские улицы, возникшие после войны, и ул. Лешко-Поппель в 1950 г. были переименованы: 1-я стала Оборонной ул. (современная ул. Подводника Кузьмина), 2-я – ул. Победы, 3-я – Кировской, пер. Лешко-Поппель – Ждановской ул. Все эти названия есть на «обычном» плане 1955 г.

Таким образом, весьма вероятно, что при подготовке данной карты по Дачному были использованы данные не соответствующие времени её составления, но более ранние. Если по центральной части Ленинграда данные карты вполне соответствуют 1955 г7., то топонимия Дачного приведена по состоянию примерно на конец 40-х гг., причём не совсем точно – в частности, вместо Рабочей ул. подписана 4-я Шеферская, а часть улиц, идентифицируемых по другим материалам, не подписана.

Это говорит о том, что даже в таком, казалось бы, сравнительно небольшом вопросе, как история улиц сначала посёлка, а затем городского района Дачное, необходимо привлечение как можно большего круга источников и их тщательный анализ, который может привести к получению новых данных (как с теми же Шеферскими улицами).
Баричев С.Г., Баричева Т.И. Костел св. Казимира на Ушаковской улице
Среди вереницы православных храмов и часовен на Петергофской дороге, которая сформировалась к 1917 году, особняком стоял не уступавший им по размерам костел св. Казимира на современной Ушаковской улице. Удивительно, но он смог «пережить» многих своих православных собратьев. Исследование истории этого храма открывает нам немало интересных фактов.

Всего в 1913 г. согласно справочнику «Весь Петербург» в городе действовало 7 костелов. В конце XIX – нач. XX вв. на Путиловском заводе работало множество католиков (преимущественно поляков), которые из-за удаленности костела св. Станислава на Торговой ул. большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях.

В августе 1896 г. рабочие обратились к декану Витольду Чечотту с просьбой открыть в Петергофском участке временный молитвенный зал в арендованной квартире, где можно было бы служить литургии и учить детей основам веры. Эта просьба осталась без ответа, и новое ходатайство католиков Нарвской заставы было удовлетворено властями лишь 20 марта 1898 г.

Деревянное бревенчатое здание этого храма – трехнефная базилика – было построено по проекту известного арх. П. С. Купинского на средства, собранные рабочими-католиками, близ польской колонии в Волынкиной деревне (ныне ул. Калинина) за Нарвской заставой, на Ушаковской ул. (ныне ул. Зои Космодемьянской), вблизи Петергофского шоссе. Храм освящен в 1900 г. Он примыкал к зданию богадельни со школой, в которой с октября 1902 г. действовала часовня.

В 1908 г. при молитвенном доме (около 10 000 прихожан), было дозволено учредить самостоятельный приход. В связи с этим здание костела было расширено и освящено 10 сентября 1908 г. Настоятель храма Андрей Рацевич и викарий Франциск Рутковский читали проповеди на русском и польском языках. Во время войны (в 1915 г.) настоятелем был назначен Иосиф Скоковский.

В 1910 г. было решено построить каменный костел еще большего размера, и арх. М. М. Перетяткович разработал первый его проект, который однако не был реализован. В 1913 г. прихожане вновь просили возвести каменное здание в готическом стиле, но уже по другому проекту, вероятно, арх. И. В. Падлевского. Однако этот замысел из-за начавшейся войны тоже не был воплощен.

Кроме приюта и богадельни при костеле работали мужская прогимназия и женская гимназия, в 1908–1912 гг. выходил на русском языке журнал «Вера и жизнь». В 1909 г. открылось приходское братство Сердца Иисусова.

Костел, настоятелем которого с 1916 г. был ксендз Владислав Чегис, продолжал действовать в советское время. Был закрыт только в 1938 г. Его здание было полностью разобрано в 1956 г.

Драматична судьба еще одного из настоятелей костела св. Казимира. Павел Хомич (настоятель в 1923 – 1927 гг) – был арестован в 1920-е годы, после освобождения в 1939 году прибыл в Ленинград, где не осталось ни одного католического священника. Он проводил тайные службы, в том числе во время блокады города, для немногочисленной католической общины, меняя места и время служб. Летом 1942 года его арестовали и расстреляли за нарушение паспортного режима8.

Отдельный вопрос связан с положением храма. В ряде источников9 указывается, что храм стоял на месте современной «Трефолевской» АТС (ул. Трефолева, 29). Это связано с тем, что дореволюционный адрес костела – Ушаковская ул., 2210.

Адрес сохранялся до переименования улицы в улицу Зои Космодемьянской в 1952 году. Ошибочное указание положения храма на месте Трефолевской АТС возникает из-за простого проецирования этого номера на современную нумерацию.

На самом деле после войны дома были перенумерованы. По всей видимости, это произошло при переименовании Ушаковской улицы в 1952 году, тем более что в начале улицы по четной стороне после войны вырос городок малоэтажной застройки. И хотя костел св. Казимира, скорее всего пустовавший после закрытия, был обречен, ему «честно выдали» вместо старого номера 22 – новый номер 18. В 1956 году при разборке храма на его месте возник сквер и «пробел в нумерации». Таким образом место утраченного костела – в сквере между домами 16 и 20, а «пробел» стал невольным памятником храму, который «простоит» по всей видимости долго.

Именно такое положение указывает авторитетный исследователь Сергей Борисович Горбатенко в своей книге «Петергофская дорога»11.

Другим важным доказательством является тот факт, что в справочниках «Весь Петроград» и «Весь Ленинград» с 1923 года по адресу Ушаковская ул., 24 числится Петергофская пожарная часть. Здание сохранилось до сегодняшнего дня – теперь это дом №20 – «сосед» костела св. Казимира, в здании работает автосервис.

Указание на адрес пожарной части можно найти, к примеру в справочнике «Весь Ленинград» за 1935 г.

Еще одним косвенным доказательством являются карты Петербурга 1913 – 1917 гг., в которых в этом месте улицы указываются два дома с пометками «Лечебн.» и «Учебн. Зав.». Объект «Лечебн.» при проецировании оказывается домом 24 (в старой нумерации). И действительно, в это время здесь работала амбулатория Алафузовской больницы, основной комплекс которой находился на противоположной стороне Ушаковской улицы. «Учебн. Зав.» в проекции на современную карту дает нам … Костел св. Казимира. Но мы знаем, что при костеле действовала школа и даже гимназия.

Вопрос о положении храма проясняет немецкая аэрофотосъемка 40-х годов. На месте нынешнего сквера между домами 16 и 20 мы четко видим Г-образное в плане здание. Это соответствует той конфигурации костела, которую мы видим на фотографии. Основной объем костела идет вдоль Ушаковской улицы и сориентирован по оси «восток-запад». Перпендикулярно улице находится пристройка, в которой по всей видимости находились богоугодные учреждения при костеле. На космическом снимке 1966 года видно, что это здание снесено, как и другие деревянные дома по Ушаковской улице.

Следует признать, что при предлагаемой идентификации положения храма, он находился в странном положении12. Вход в него был с востока, а алтарь находился на западе – наиболее худший по канонам вариант ориентации храма. Возможно, это было связано с ограничениями, вызванными положением участка (вход с западной части был невозможен). В то же время молиться полякам в сторону своей родины или Рима было по-своему логично.

Обращение авторов к декану Северо-Западного региона и настоятелю прихода Святой Екатерины в Санкт-Петербурге отцу Иакинфу с предложением восстановить память об утраченном костеле встретило понимание.
Коренцвит В. А. Поиск захоронений на территории Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне
Поиск захоронений исторических лиц – самостоятельная отрасль археологии. В нашей стране были изучены останки Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тамерлана, адмирала Ушакова, Дж. Кваренги, за рубежом – Петрарки, Рафаэля, Кромвеля, Гете, Шиллера, Канта и многих других. К сенсациям недавнего времени относятся раскопки гробницы царя Филиппа, отца Александра Македонского, обнаружение останков семьи Николая II.

На территории Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне нашли последний приют многие выдающиеся деятели, чьи имена известны в России и за ее пределами. На долю обители выпали суровые испытания. В годы советской власти монастырь был упразднен, кладбище сравняли с землей, доступ на территорию в течение десятилетий был закрыт «для посторонних».

В 1993 г. бывшая обитель возвращена православной церкви. Многоцелевая программа возрождения монастыря включает в себя реставрацию уцелевших построек, изучение утраченных культовых сооружений, поиск захоронений и увековечение памяти погребенных.

Троице-Сергиева пустынь основана в 1734 г. духовником императрицы Анны Иоанновны настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом Высоцким на землях, пожалованных ему Анной Иоанновной в окрестностях Стрельны. В царствование Елизаветы Петровны произведена коренная перестройка монастыря. В 1756 г. по проекту архитектора П. А. Трезини заложен каменный Свято-Троицкий собор. На месте деревянных появились каменные стены и башни, построены корпус настоятеля и братский корпус.

Екатерина II оказывала Пустыни свое особое покровительство. В покоях архимандрита она получила известие о согласии Петра III отречься от престола. В Троице-Сергиевом храме 28 июня 1762 г. Екатерина благодарила Бога предотвращении военного столкновения и завершении «славной революции». С тех пор Екатерина II не упускала случая выказать обители свое расположение. Она даже выразила желание, в случае, если смерть ее застанет в Петергофе, быть похороненной в Пустыни.

На протяжении XIX века небольшая территория монастыря была плотно застроена церквями, часовнями, кельями, служебными постройками, между которыми располагались участки с захоронениями духовных и светских лиц. Кладбище приобрело статус привилегированного некрополя, чему способствовала слава монастыря, достигшего наивысшего расцвета при настоятеле, церковном просветителе И. Брянчанинове, причисленном в наши дни к лику святых.

Получить место для погребения в монастырских стенах считалось делом большой чести. Здесь покоятся представители самых знатных в России аристократических фамилий: Апраксины, Гагарины, Голицыны, Зубовы, Строгановы, Толстые, Щербатовы, Юсуповы и др.13 Кладбище просуществовало сравнительно недолго. Наряду с монастырской братией, здесь похоронены люди одного тесного круга: посетители светских салонов, раутов и балов. Все друг друга знали; их связывали родственные, служебные, дружественные отношения, романтические истории. Среди них немало знакомых и друзей А. С. Пушкина. Точное число захоронений не известно; предполагается, что их около 1500. Сохранился личный архив правителя монастырской канцелярии П. П. Яковлева, автора исторического очерка о Троице-Сергиевой пустыни14. Яковлев, проживший в стенах обители более 50 лет, составлял планы Пустыни с указанием захоронений15. Важным историческим источником для возрождения некрополя является справочник В. И. Саитова «Петербургский некрополь»16. «Собирая материал для "Петербургского Некрополя", – писал Саитов, – я пользовался не только уцелевшими надгробными надписями, но и печатными источниками, которые заключали в себе перечень надгробий, в настоящее время не существующих…». Сейчас уже поставлено несколько десятков деревянных крестов на месте выявленных захоронений. Автор принял участие в этой работе в качестве научного консультанта. Кроме того, по поручению Госинспекции по охране памятников (КГИОП), нашел захоронения архитектора А. И. Штакеншнейдера, канцлера А. М. Горчакова, принца П. Г. Ольденбургского, поэта И. П. Мятлева и герцога Н. М. Лейхтенбергского. Так как этим выдающимся лицам посвящена целая литература, то в ограниченных рамках данной статьи можно опустить биографические сведения, уделив внимание, главным образом тому, как шел поиск затерянных могил.

Археологические исследования на территории монастыря, занятого в то время Школой милиции, начались в 1985 г. в связи с разработкой проекта благоустройства территории17. Совместив исторические планы с топографической съемкой, мы убедились, что планировка аллей и дорожек осталась неизменной. Лишь одна из асфальтированных поперечных дорожек была расширена вдвое, причем трещины в асфальте ясно обозначили контуры северной стены снесенной церкви Воскресения Христова. В ходе раскопок выявлен фундамент западных Братских келий, построенных в 1780-х гг. и разобранных в первой половине XIX века. Сенсация первого сезона раскопок явилось открытие затерянного захоронения архитектора А. И. Штакеншнейдера и членов его семьи. Тогда же выяснилось, что с археологической точки зрения кладбище сохранилось совсем не так плохо, как предполагалось.



Раскопки фамильного участка Штакеншнейдеров

В 1856 г. скончалась малолетняя дочь архитектора Зинаида. В свидетельстве о погребении указано, что она «предана земле на новом кладбище, что с восточной стороны близ пруда, с южной стороны близ строящейся церкви во имя Св. Григория Богослова иждивением Графини Кушелевой».18 Указанная церковь строилась по проекту Штакеншнейдера. В 1858 г. архитектор пожертвовал монастырю 1000 рублей серебром. Сохранилась квитанция о принятии вклада с припиской: «обитель предоставляет со стороны своей 9 пустопорожних мест, из коих каждое длиною 3,5, а ширина 2 арш… с восточной стороны монастырской ограды, подле могилы дочери г-на Штакеншнейдера, младенца Зинаиды»19. В справке о захоронении в 1892 г. вдовы Штакеншнейдера, Марии Федоровны, указано, что она «предана в земле с восточной стороны монастырской ризницы, рядом с могилою мужа ея»20. Последним в 1901 г. на участке похоронен сын Александр Александрович, актер Императорских петербургских театров. В справке также указана его могила – «с восточной стороны ризницы»21. Установить точное местоположение фамильного участка удалось благодаря обнаруженному в бумагах Яковлева чертежа с карандашной пометкой могилы: «Штакеншнейдеръ»22.

В 1985 г. на указанном месте обнаружено четыре не потревоженных грабителями смежных кирпичных склепов, один из которых младенческий23. Присутствующий при раскопках судмедэксперт, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета ЛГУ, доктор медицинских наук В. П. Петров определил, что останки взрослых особей принадлежат пожилому мужчине, пожилой женщине и их дочери, страдавшей с детских лет (как старшая дочь Штакеншнейдера, Елена Андреевна) хромотой и искривлением позвоночника. Сохранились живописный и скульптурный портреты А. А. Штакеншнейдера, фотография Елены Александровны, писательницы, друга Ф. М. Достоевского. Эксперты (кроме В. П. Петрова в антропологической экспертизе принимал участие его сын, кандидат медицинских наук В. В. Петров) с большой долей вероятности подтвердили, что обнаружено захоронение А. И. Штакеншнейдера и членов его семьи. Раскопки показали, что над могилой Андрея Ивановича стоял какой-то памятник, от которого остался фундамент, и общий памятник стоял над смежными склепами матери и старшей дочери. Возможно, это был крест: в засыпке найдено металлическое посеребренное распятие. Найдены также фарфоровые бутоны роз тончайшей работы, вероятно, от погребальных венков (находки переданы в музей Истории Санкт-Петербурга). 

По сторонам участка Штакеншнейдеров растут старые деревья: дуб и клен. Деревьям более ста лет; они посажены в год смерти кого-то из семьи Штакеншнейдеров. 

В 1995 г. правительство Санкт-Петербурга образовала комиссию по организацию перезахоронения А. И. Штакеншнейдера. 8 августа 1996 г. в день смерти А. И. Штакеншнейдера по старому стилю эксгумированные останки архитектора и членов его семьи были торжественно преданы земле. Заупокойные службы совершена монахами Пустыни по православному обряду и пастором церкви Св. Петра на Невском проспекте Хайнцем Китцке по лютеранскому канону. 20 августа в день смерти А. И. Штакеншнейдера по новому стилю была установлена надгробная плита с именами усопших.24



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница