На правах рукописи золкин илья сергеевич



Скачать 434,54 Kb.
страница1/2
Дата21.10.2016
Размер434,54 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2


На правах рукописи
ЗОЛКИН ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ


ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКая БЕЗОПАСНОСТь РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в условиях ее членства Во Всемирной Торговой Организации
Специальность 08.00.14 Мировая экономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2015 г.

Работа выполнена на кафедре мировой экономики экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».




Научный руководитель:


Зубенко Вера Андреевна

кандидат экономических наук, доцент,

заслуженный преподаватель МГУ.


Официальные оппоненты:

Юнусов Ленар Альбертович

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности факультета Международного бизнеса и делового администрирования ФГАОУ ВО

«Московский государственный институт международных отношений (университет)

МИД России»;
Орлова Наталья Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации»


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»



Защита диссертации состоится ___ февраля 2016 г. в 15.40 на заседании диссертационного совета Д 501.002.03 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д.1, строение 46, экономический факультет, аудитория № ____.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова.

Объявление о защите диссертации и автореферат диссертации размещены на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по адресу:

http://vak.ed.gov.ru и на официальном сайте экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова www.econ.msu.ru
Автореферат разослан ___ ….................... 2015 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Развитие процессов глобализации и международной экономической интеграции, повсеместное усиление конкуренции на различных уровнях хозяйствования, попытки использования роста влияния международных организаций в интересах отдельных государств или групп государств возводят проблему национальной экономической безопасности в один ряд с такими понятиями, как «государственный суверенитет», «территориальная целостность», «обороноспособность». Экономическую безопасность можно определить как материальную основу всей национальной безопасности, поскольку экономика является материальным базисом общества в целом и, соответственно, экономические угрозы могут прямо подрывать государственный суверенитет, приводить к колоссальному ущербу для страны и ее населения. В первую очередь от экономической безопасности зависят защищенность и жизнеспособность государства, общества и устойчивость социально-экономического положения каждого его члена.

Среди основных видов национальной экономической безопасности следует выделять внешнеэкономическую безопасность. Внешнеэкономическая безопасность государства представляет собой такое состояние его экономической системы, при котором обеспечивается защищенность национальных экономических интересов от воздействия внешних угроз. Выделение внешнеэкономической безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности актуально еще и потому, что понятие «внешнеэкономическая безопасность» используется для понимания и изучения угроз, рисков, неопределенностей и взаимозависимостей национальных экономик в современном мире.

В условиях глобализации мирового хозяйства объективно возрастает роль международных экономических организаций, в том числе – Всемирной торговой организации (ВТО), в которую по состоянию на ноябрь 2015 г. входят 161 страна плюс Европейский союз, то есть более чем ¾ списочного состава членов ООН. Россия стала 156-м участником ВТО в августе 2012 г. после длительного переговорного процесса, продолжавшегося 18 лет. ВТО играет центральную роль в регулировании международной торговли. Ее важнейшими целями выступают развитие мировой экономики и расширение международного обмена, рост занятости, увеличение капиталовложений и доходов населения. Однако, говоря о влиянии ВТО на национальные экономики, необходимо помнить о том, что эта одна из наиболее влиятельных международных организаций является одновременно важнейшим инструментом, обеспечивающим сохранение сложившегося за десятилетия неравенства государств в международной торговле. Механизм ВТО служит, прежде всего, интересам альянса политической элиты стран Запада и крупнейших транснациональных корпораций (ТНК), всячески продвигающих идеи «свободной, равноправной торговли» к выгоде около четырех десятков наиболее развитых государств. Соответственно, страны, не входящие в этот «клуб избранных», могут становиться объектами неравноправной конкуренции и ущемления их интересов по каналам ВТО.

Кроме того, события 2014 – 2015 годов, ознаменовавшиеся введением рядом развитых стран против России односторонних экономических санкций вопреки одному из основополагающих принципов, зафиксированных в ее Уставе, - недискриминации, ясно продемонстрировали, что членство в ВТО не является гарантией от возможного произвола в отношении практически любой страны, не входящей в указанный выше «клуб избранных».

Именно поэтому обеспечение внешнеэкономической безопасности России после ее вступления в ряды этой организации становится особо важной задачей.

Степень разработанности проблемы. Вопросы экономической безопасности в условиях развития процессов глобализации в различных аспектах исследовались в трудах таких отечественных авторов, как Абалкин Л., Васильева Н., Глазьев С., Гринберг Р., Ищенко Л., Киреев А., Колесов В., Кулаков М., Некипелов А., Осьмова М., Пороховский А., Сенчагов В., Фаминский И. Чибриков Г., Юнусов Л. и др. Этим проблемам посвятили свои работы и зарубежные ученые: Линдерт П., Пебро М, Сакс Дж., Фишер С. и др.

Деятельность международных экономических организаций, в том числе ВТО, в современных условиях освещалась в работах В.Зубенко, В.Колесова, Л.Красавиной, М.Кулакова, Я.Лисоволика, Е.Мазуровой, Н.Орловой и других авторов. При этом возможные последствия присоединения России к ВТО в контексте ситуации в отдельных отраслях рассматривались в работах С.Бобылева, С.Киселева, Э.Крылатых и других отечественных специалистов.

В то же время обобщению проблем внешнеэкономической безопасности государства, возникающих в конкретных условиях уже после завершения всего переговорного процесса о вступлении в ВТО и самой процедуры вступления в ее ряды, в специальной литературе уделено явно недостаточно внимания. Попытку выявления таких проблем и ставит перед собой предлагаемая диссертационная работа.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является выявление основных угроз внешнеэкономической безопасности России после присоединения к ВТО и определение направлений их нейтрализации.

В соответствии с целью исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:



  • определить место и значение внешнеэкономической безопасности среди других основных видов национальной экономической безопасности;

  • дать авторское определение понятия «угроза экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере» и раскрыть его содержание;

  • выделить и проанализировать такое понятие, как технологическая безопасность во внешнеэкономической сфере;

  • рассмотреть возможное негативное воздействие прямых иностранных инвестиций на российскую экономику, проистекающее из избирательности иностранных инвесторов, их концентрации на незначительном сегменте отечественной экономики и агрессивной политики, ведущей к монополизации рынка;

  • показать, что в условиях введения против России западных санкций главным источником обеспечения устойчивого экономического роста становится активизация привлечения внутренних источников инвестиций;

  • проанализировать потенциальные риски, возникающие для безопасности государства во внешнеэкономической сфере после вступления России в ВТО;

  • исследовать инструменты и возможности, предоставляемые правилами ВТО для защиты интересов государства во внешнеэкономической сфере.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является внешнеэкономическая безопасность России. Предметом исследования являются методология выявления, определения и классификации основных угроз внешнеэкономической безопасности Российской Федерации в условиях ее членства во Всемирной торговой организации и способы их нейтрализации.

Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и теории международной торговли, исследования представителей марксистской и неокейнсианской школ в области государственного регулирования экономики на различных уровнях, а также представителей институционализма.

Методологической основой исследования стали такие общие методы, как диалектический и исторический, формально-логический, дедукции и индукции, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

Информационной базой при написании диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы международных организаций, таких как ВТО, МВФ, Всемирный банк, ЮНКТАД, ОЭСР, ВЭФ, ШОС, БРИКС, ЕАЭС, АТЭС, ОДКБ и Федеральной службы государственной статистики.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что вступление страны в ВТО, наряду с очевидными экономическими выгодами, может, при определенных условиях, нести непосредственные угрозы национальной безопасности во внешнеэкономической сфере, что требует комплекса дополнительных мер по защите отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Научную новизну диссертационного исследования представляют следующие положения:

1. Обосновано существование понятия «внешнеэкономическая безопасность» как самостоятельного вида национальной экономической безопасности и раскрыта его суть. Предложено авторское определение понятия «внешнеэкономическая безопасность», а также разработана ее структура.

2. Раскрыто понятие «угроза экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере», под которой следует понимать совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных внешнеэкономических потребностей и интересов или создающих опасность для них и субъектов внешнеэкономической деятельности.

3. Для оценки состояния внешнеэкономической безопасности предложено использовать индикаторы, позволяющие анализировать состояние внешнеэкономической безопасности. Указанные индикаторы непротиворечиво и количественно определенно способны оценить различные стороны безопасности во внешнеэкономической сфере; одним из таких показателей является отставание в технологической сфере. В этих целях проведено сравнение фактических значений некоторых показателей внешнеэкономической безопасности в 2013 году с фактическими значениями этих показателей в 2007 году, а также обосновано введение понятия технологической безопасности во внешнеэкономической сфере, включающего в себя: информацию о внешнеторговых операциях с основными видами высокотехнологичной продукции, учитываемых международной статистикой, а также с объектами интеллектуальной собственности; учет уровня технологической готовности к инновациям, определяемого как восприимчивость экономики к новым технологиям, ее способность к их эффективной адаптации.

4. На основе анализа абсолютного снижения объемов инвестиций в основной капитал из внутренних источников по итогам 2013-2014 гг. аргументировано, что объективно ситуация требует привлечения масштабных иностранных инвестиций, без которых решить задачи модернизации производства проблематично. Отмечая в целом позитивное воздействие прямых иностранных инвестиций на российскую экономику, автор подчеркивает оффшорное происхождение значительной их части. Описаны угрозы и риски от привлечения таких инвестиций, предложены меры реагирования и нейтрализации негативных последствий, в том числе с использованием членства России в ВТО.

5. Обосновано, что в условиях введения против России западных экономических санкций, что является прямым нарушением норм ВТО, а также снижения валютного курса рубля, падения цен на нефть и уменьшения притока прямых иностранных инвестиций (то есть наиболее необходимых для отраслей реального сектора) в российскую экономику альтернативой иностранному капиталу могли бы стать внутренние источники накопления, необходимые для обеспечения устойчивого экономического роста. Автор отмечает необходимость создания благоприятных условия для привлечения ПИИ из стран, не вводивших санкций против России, в частности, из стран, входящих в группу БРИКС, других крупных стран Латинской Америки, из государств СНГ.

6. Обосновано, что для обеспечения реальной безопасности во внешнеэкономической сфере в условиях членства в ВТО необходимо формирование экономики инновационного типа, соответствующей новому технологическому способу производства, построению которой способствует реализация стратегии технологического развития.

7. Отмечено, что обеспечение безопасности во внешнеэкономической сфере в период после вступления в ВТО предполагает, прежде всего, недопущение ухудшения ситуации в приоритетных с точки зрения национальной безопасности отраслях российской экономики, к которым относятся ряд высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, металлургия, АПК.

8. Предложен комплекс дополнительных мер по защите отечественных производителей в условиях членства в ВТО, включающих в себя:

- жесткое административно-дипломатическое отстаивание интересов тех отраслей, представители которых продолжают подвергаться дискриминации на рынках стран-членов ВТО, несмотря на достигнутые с Россией соглашения (прежде всего, металлургии), в том числе в условиях действия односторонних санкций со стороны США, ЕС и других западных стран;

- максимально быструю реализацию заложенных в соглашении о вступлении в ВТО возможностей по конкретной бюджетной поддержке отдельных отраслей российской экономики (в частности, отраслей АПК);

- использование тех возможностей государственной поддержки, которые напрямую не отражены в соглашении, но не запрещены правилами ВТО (улучшение (или создание) условий для внедрения современных технологий в отраслях промышленности и сельского хозяйства, повышение соответствующего инфраструктурного обеспечения).



Практическая значимость исследования. Теоретические положения работы могут быть использованы в качестве основы для последующих исследований по обеспечению эффективной безопасности во внешнеэкономической сфере через формирование современной экономики инновационного типа. Теоретические выводы автора могут быть также использованы при разработке государственной стратегии технологического развития, включающей реализацию долгосрочных целей технологической модернизации на различных уровнях, а также при разработке конкретных мер усиления государственного контроля за деятельностью иностранного капитала, особенно в отношении охраны окружающей среды, защиты прав потребителей и регламентации отдельных видов деятельности.

Практические рекомендации, сделанные автором, могут использоваться при разработке и реализации мер по защите отечественных производителей в условиях членства в ВТО, особенно в наиболее «чувствительных» отраслях российской экономики, таких, как металлургия, агропромышленный комплекс, а также высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности.

Отдельные разделы и положения диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов «Внешнеэкономическая деятельность», «Международная экономика», «Международная конкурентоспособность», «Экономика стран и регионов», «Экономическая безопасность».

Апробация результатов диссертации. Работа прошла апробацию на кафедре мировой экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В ходе работы над диссертацией ее автор принял участие в Международном научно-практическом конгрессе «Глобалистика-2013» (ФГБОУ ВПО МГУ, октябрь 2013 года), двух международных научно-практических конференциях «Глобализация и выбор стратегии экономики России (ГОУ АБиК Минфина России, апрель 2011 года) и «Актуальные вопросы профилактики наркомании, противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков» (ФГКОУ ВПО СибЮИ ФСКН России, апрель 2013 года), а также Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: субъекты, ресурсы, технологии» (ФГБОУ ВО РАНХиГС, декабрь 2012 года) и Международной межвузовской научно-практической конференции «Преобразования, риски, безопасность: социально-экономические, правовые, международные аспекты развития предпринимательства» (НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права», апрель 2014 г.).

Основные результаты и выводы проведенного исследования изложены автором в 7 публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в журналах из перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.



Структура и объём работы определяется целью исследования и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего более 100 наименований на русском и английском языках. Основное содержание работы изложено на 163 страницах текста, включая 1 рисунок и 23 таблицы.

Введение


Глава 1. Внешнеэкономическая безопасность как составная часть национальной экономической безопасности

    1. Место внешнеэкономической безопасности в общеэкономической безопасности государства

    2. Угрозы национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере

Глава 2. Основные направления обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях развития глобализационных процессов и вступления в ВТО

2.1. Современное состояние внешнеэкономической сферы России и оценка ее безопасности

2.2. Проблемы обеспечения национальных интересов в области привлечения иностранных инвестиций

2.3. Задачи повышения технологического уровня экономики.

Глава 3. Направления минимизации угроз внешнеэкономической безопасности в условиях членства России в ВТО

3.1. Необходимость противодействия технологическому отставанию экономики на государственном уровне

3.2. Возможности изменений в отраслевой структуре экономики и поддержка отраслевых производителей в условиях вступления в ВТО

3.3. Меры по защите отечественных производителей и изменения в структуре внешней торговли

Заключение

Библиографический список

II. Основное содержание исследования


  1. Угроза экономической безопасности во внешнеэкономической сфере

Интегрирующим понятием, включающим в себя безопасность личности, общества и государства, выступает национальная безопасность. Содержание этой категории можно определить как защищенность национальных интересов в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Составной и важнейшей ее частью является экономическая безопасность; в современных условиях именно ей принадлежит базисная роль в системе всей национальной безопасности. В первую очередь, от нее зависят защищенность и жизнеспособность государства, общества и устойчивость социально-экономического положения каждого его члена.

К основным видам национальной экономической безопасности относят: научно-технологическую, энергетическую, промышленную, продовольственную, демографическую, экологическую, финансовую и др. Среди них особое место принадлежит внешнеэкономической безопасности.

Проблема внешнеэкономической безопасности, как вида национальной экономической безопасности, остается относительно малоизученной, хотя интерес к отдельным ее аспектам стал проявляться в отечественной и зарубежной научной литературе еще с середины 70-х гг. ХХ в. Ведущиеся до настоящего времени споры ученых об определении внешнеэкономической безопасности зачастую приводят не только к усложнению самого понятия, но и в определенной степени вообще к нивелированию разницы между понятиями «национальная», «экономическая» и «внешнеэкономическая» безопасность.

На основе проведенного анализа соотношения и взаимосвязи между указанными понятиями автор предлагает собственное определение внешнеэкономической безопасности государства, которое состоит в том, что последняя представляет собой такое состояние экономической системы государства, при котором обеспечивается защищенность национальных экономических интересов от воздействия внешних угроз.

Иными словами, по мнению диссертанта, речь идет о возможных угрозах экономической безопасности во внешнеэкономической сфере. Поэтому понятие «угроза экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере» может быть сформулировано как совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных внешнеэкономических потребностей и интересов или создающих опасность для них и субъектов внешнеэкономической деятельности.

Особую актуальность проблемы внешнеэкономической безопасности и вытекающие из этого задачи приобретают в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО и обострением вследствие этого конкуренции на самом российском рынке.

Внешнеэкономическая безопасность государства имеет определенную структуру. Поскольку речь идет о перемещении объектов экономики – ресурсов или продукции – через границы государства, автор полагает, что имеет смысл разграничить обеспечение защищенности ввоза (въезда) в страну – импорта в широком смысле - таких объектов и их влияния на внутренний рынок, с одной стороны, и обеспечение защищенности их вывоза (выезда) из страны – экспорта в широком смысле – и представления на мировом рынке. В зависимости от типа указанных экономических объектов диссертант выделяет разновидности внешнеэкономической безопасности, производные от видов национальной экономической безопасности в целом (см. табл. 1).
Таблица 1. - Структура внешнеэкономической безопасности1


Объект экспорта

Разновидность внешнеэкономической безопасности

Объект импорта

Сырье

(включая энергоносители)



Сырьевая

(включая энергетическую)



Сырье

(включая энергоносители)



Продовольствие

Продовольственная

Продовольствие

Продукция обрабатывающей промышленности

Промышленная

Продукция обрабатывающей промышленности

Высокотехнологическая продукция

Технологическая


Высокотехнологическая продукция

Объекты интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности

Трудовые ресурсы (рабочая сила)

Миграционная

Трудовые ресурсы (рабочая сила)

Финансовые ресурсы

Финансовая

Финансовые ресурсы


  1. Индикаторы (показатели) состояния внешнеэкономической безопасности

На основе анализа содержания и структуры внешнеэкономической безопасности диссертант приходит к выводу, что для оценки ее состояния следует использовать такие индикаторы (показатели), которые, во-первых, однозначно, непротиворечиво и количественно определенно способны оценивать различные стороны безопасности именно во внешнеэкономической сфере, во-вторых, обладают высокой эластичностью и поэтому большей способностью предупреждать общество, государство и субъекты рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, в-третьих, характеризуются достаточной степенью взаимодействия друг с другом.

В приводимой ниже таблице 2 предлагается сравнение фактических значений некоторых показателей внешнеэкономической безопасности в 2013 году с фактическими значениями этих показателей в 2007 году. Это позволяет дать достаточно объективную картину того, насколько восстановился и повысился (или, наоборот, снизился) уровень защиты внешнеэкономических интересов России в 2013 году по сравнению с предкризисным (и довольно успешным с точки зрения экономического развития) годом.


Таблица 2.- Показатели внешнеэкономической безопасности РФ в 2007 и 2013 гг.


Показатель

Фактическое значение

Соотношение 3:2 (%)

2007

2013

1

2

3

4

1. Отношение экспорта к ВВП, %

38

25

66

2. Соотношение между экспортом и импортом, %

176

166

94

3. Доля импорта во внутреннем потреблении, %

32

44

136

4. Отношение внешнего долга к ВВП, %

42

34

81

5. Международные резервы (ЗВР), млрд. долл. США

426,3

509,6

120

Источники: рассчитано автором по: Россия в цифрах. 2014: Крат. стат. сб. / Росстат- M., 2014. С. 33-37, 43, 517.


В 2014 г. внешнеторговый оборот составил, по данным Банка России, 804,7 млрд. долл. США (93,1% к 2013 г.), в том числе экспорт - 496,7 млрд. долл. (94,9%). Положительное сальдо российского торгового баланса в 2014 году достигло 188,7 млрд. долл. (в 2013г. - положительное, 181,9 млрд. долл.). В целом, как и в предыдущие годы, для России остается характерным стоимостное превышение экспорта над импортом. С другой стороны, проблемой по-прежнему остается сама структура экспорта: более 2/3 его объема составляет минерально-сырьевая продукция, основную долю которой представляют топливно-энергетические товары. Велика и доля товаров низкой степени передела (полуфабрикаты черных и цветных металлов, круглый лес и т.п.). Однако, если рассматривать только экспорт как активную часть внешнеторгового оборота, то мы увидим, что удельный вес экспорта России незначителен и составлял в 2013 году (2,8% общемирового).

При этом географически внешняя торговля Российской Федерации более чем на 50% ориентирована на страны Европы. Основными партнерами России по совокупному объему товарооборота остается группа стран Европейского союза, в первую очередь, Германия и Нидерланды, в то же время в последние годы на первое место среди торговых партнеров РФ вышел Китай.

С другой стороны, по мнению диссертанта, объем внешнеторговых связей России со странами СНГ все еще недостаточен, причем ситуация на этом направлении не улучшается. Так, по данным за 2013 год, доля Белоруссии и Казахстана – основных торгово-экономических партнеров нашей страны на постсоветском пространстве и участников начавшего с 1 января 2015 года свою официальную деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС)2 – во внешней торговле России составила лишь 7,5%.3 Одновременно, по предварительным данным Минэкономразвития РФ, в 2014 году произошло дальнейшее снижение объема товарооборота России со странами СНГ в целом на 12,6 % (в то время как величина общего товарооборота нашей страны снизилась на 5,7%, а товарооборота с Евросоюзом – на 8,8 %).4

Одной из главных причин снижения товарооборота по линии Россия-СНГ стало подписание Украиной, Молдовой и Грузией известного соглашения об ассоциации с ЕС, что вынуждает Россию вводить защитные пошлины, а также количественные и иные барьеры в торговле с этими странами (что, кстати, предусмотрено практикой ВТО). Это, в свою очередь, объективно влечет за собой снижение доли стран СНГ в российской торговле. Кроме того, самым негативным образом сказываются на объемах товарооборота и события на Украине, которая до недавнего времени была крупнейшим торговым партнером России среди государств СНГ. Наконец, на снижение взаимного товарооборота повлияло сохранение кризисных явлений в мировой экономике, отмеченных в 2014 году.

Между тем, по мнению диссертанта, несмотря на объективные сложности, именно экономики государств СНГ, связанные с российской экономикой десятилетиями совместного функционирования в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, до сих пор остаются во многих случаях ориентированными на производимую в России готовую (несырьевую) продукцию, а их рынки представляют собой потенциальных потребителей такой продукции.

Это тем более важно, что по итогам 2013 года в структуре российского экспорта доля машин, оборудования и транспортных средств составила 5,6%5, что недопустимо мало для страны, которая в недавнем прошлом была второй индустриальной державой мира. По итогам 2014 года ситуация принципиально не изменилась.

Что касается структуры импорта, то она также весьма характерна для государств, чья экономика недостаточно развита. Так, доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства по итогам 2013 года составила 13,6%.6 Что касается удельного веса импортного продовольствия во внутреннем потреблении, то она достигает в настоящее время по разным оценкам 40-50%, особенно это относится к сыро-молочной и отдельным видам мясной продукции, в первую очередь, свинины. Налицо, таким образом, импортная зависимость от этой жизненно важной для населения продукции.

В товарной структуре импорта на долю продукции химической промышленности в 2013 году приходилось 15.8%, а на долю машин, оборудования и транспортных средств - 48,6%.7 Поэтому вполне возможно говорить и о промышленной зависимости от импорта. Все сказанное выше свидетельствует о сохранении неблагоприятной с точки зрения внешнеэкономической безопасности ситуации.

На основе анализа структуры российского товарооборота диссертант приходит к выводу о том, что ее качественное изменение возможно не в результате каких-то действий на отдельных направлениях, а лишь на основе структурных преобразований в экономике, то есть посредством формирования, наконец, такой модели развития, которая бы опиралась на достижения научно-технического прогресса и их реализацию в национальной экономике.

Необходимость изменения структуры российской экономики подчеркнул, выступая 28 января 2015 года в Счетной палате, президент РФ В.Путин.8

Пока же налицо ощутимое отставание в технологической сфере, напрямую определяющей развитие научно-технического прогресса. На основе анализа состояния современной российской экономики диссертант приходит к выводу, что это связано, в первую очередь, с неудовлетворительным состоянием инфраструктуры и отсутствием государственных механизмов стимулирования, что ведет к прямому ущербу с точки зрения возможностей получения иностранных инвестиций и, в конечном счете, несет угрозу внешнеэкономической безопасности государства. Такое отставание и является одним из наиболее выраженных показателей наличия угрозы внешнеэкономической безопасности.

В этой связи предлагается ввести понятие технологической безопасности во внешнеэкономической сфере, включающее в себя: информацию о внешнеторговых операциях с основными видами высокотехнологичной продукции, учитываемых международной статистикой, а также с объектами интеллектуальной собственности; учет уровня технологической готовности к инновациям, определяемого как восприимчивость экономики к новым технологиям, ее способность к их эффективной адаптации.




  1. Необходимость и проблемы привлечения масштабных иностранных инвестиций для решения задач модернизации и повышения технологического уровня производства

Основным способом повышения технологического уровня производства и проведения давно назревшей прогрессивной структурной перестройки национального хозяйства как фундаментальных факторов роста ее конкурентоспособности и, соответственно, обеспечения внешнеэкономической безопасности страны являются инвестиции, в первую очередь, в основной капитал. Однако, привлечения исключительно национальных инвестиций явно недостаточно для качественного совершенствования производственного аппарата, который практически не обновлялся, начиная с 90-х годов минувшего столетия, равно как и для решения проблем модернизации, вставших перед Россией в 2000-е годы. Кроме того, по итогам 2013-2014 годов имеет место абсолютное падение инвестиций из внутренних источников в основной капитал.9 Это фактически означает прекращение инвестирования в национальную экономику из внутренних источников.

Таким образом, на основе анализа ситуации в инвестиционном комплексе России диссертант приходит к выводу о том, что, с одной стороны, без привлечения масштабных иностранных инвестиций решить задачи модернизации производства не удастся, особенно в условиях полноправного членства в ВТО, когда конкуренция за иностранные капиталы (прежде всего, прямые иностранные инвестиции) является одним из показателей успешного использования преимуществ такого членства.

С другой стороны, инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным для масштабного и долгосрочного вложения капиталов. Так, по-прежнему во многом сдерживающими факторами для притока иностранных инвестиций являются: несоответствие российского инвестиционного законодательства ряду моментов международной практики и стандартам международного инвестиционного сотрудничества; неразвитость финансовой и банковской сферы; недостаточный уровень развития инфраструктуры, который традиционно приводит к росту производственных издержек, а также расходов, связанных с реализацией товаров и услуг; остающиеся различия в требованиях ряда субъектов Федерации; проблема коррупции, ставшая поистине общенациональной; излишняя забюрократизированность всей предпринимательской деятельности в нашей стране, что напрямую отражается на интересах зарубежных инвесторов.

Согласно данным Центробанка России, во втором полугодии 2014 года вследствие введения западных финансовых санкций, а также в условиях развития неопределенной ситуации в валютной сфере и падения цен на нефть приток прямых иностранных инвестиций (то есть наиболее необходимых для отраслей реального сектора) в российскую экономику почти полностью прекратился; более того, согласно данным платежного баланса, начался их отток. По оценке Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в целом за 2014 год прямые иностранные инвестиции в Россию сократились более чем на 70% и составили всего около 19 млрд. долл., тем самым их объем откатился до уровня 2012 года.

С другой стороны, свою отрицательную роль продолжает играть и отток капитала из нашей страны. Так, чистый отток капитала в частном секторе (разность между вывозом и ввозом) в 2012 г. составил 53,8 млрд. долл. Если сравнивать с кризисным 2008 годом, когда чистый отток капитала достиг величины 133,7 млрд. долл., цифра, на первый взгляд, не такая уж пугающая. Однако в разгар кризиса «бежали» в основном спекулятивные иностранные капиталы.

Помимо этого, существует еще одна важная проблема, касающаяся прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Речь идет об оффшорном происхождении значительной их части. Так, согласно Аналитическому обзору «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», подготовленному Национальным рейтинговым агентством в октябре 2013 года, по итогам 2012 года более 40,5 процента прямых иностранных инвестиций в нашу страну носили оффшорный характер. Это, во-первых, как раз и подтверждает очень неприятный факт продолжающегося оттока российских капиталов за рубеж, вызванного, прежде всего, упоминавшимся выше отрицательным состоянием инвестиционного климата в России.10 Так, чистый отток капитала в частном секторе (разность между вывозом и ввозом) в 2012 г. составил 53,8 млрд. долл. По итогам 2013 года – первой половины 2014 года ситуация в этой области ухудшилась. В 2013 году чистый отток капитала из России составил 59,7 млрд. долл., а уже за первое полугодие 2014 года превысил этот показатель и составил, по данным Центрального банка России, 74,6 миллиарда долларов.11 Однако, за три квартала 2015 года чистый отток капитала составил 45 млрд. долл., и более того, в третьем квартале 2015 года наблюдался чистый приток капитала в 5,3 млрд. долл. – впервые за пять лет12

Во-вторых, возвращающиеся в страну из оффшорных зон капиталы, во многих случаях носящие «теневой» или откровенно криминальный характер, могут порождать прямые угрозы внешнеэкономической безопасности страны, национальной экономической безопасности в целом. Такие капиталы обычно не заинтересованы в долгосрочных и прозрачных вложениях, поэтому могут нести угрозы и негативные последствия для российской экономики в виде:

- концентрации их исключительно в высокоприбыльных отраслях и/или отраслях с быстрым оборотом капитала, что усугубляет структурные диспропорции в экономике, оставляя на «голодном пайке» отрасли, которые не приносят максимальной прибыли в кратчайшие сроки;

- чрезмерной концентрации в отдельных отраслях (подотраслях) экономики и сферах производства, что ведет к монополизации рынков и неизбежному повышению потребительских цен, что мы и наблюдаем в последнее время;

- эксплуатации преимущественно невосполнимых факторов производства (сырья и полезных ископаемых), что, помимо прочего, закрепляет неэффективную специализацию страны в международном разделении труда;

- нарушения экологических норм, что приводит к загрязнению природной среды;

- крайне неравномерного распределения по территории страны, что ведет к еще большему усилению региональной дифференциации в экономической области, которая в нашей стране и так очень велика.

Последняя из перечисленных проблем была одним из основных предметов обсуждения на специальном заседании Государственного совета Российской Федерации, прошедшем в конце 2012 года и посвященном повышению инвестиционной привлекательности регионов.13

Для нейтрализации перечисленных, а также иных угроз необходим действенный государственный контроль за деятельностью иностранного капитала. В странах, давно уже являющихся членами ВТО, в той или иной степени присутствуют ограничения участия иностранного капитала в оборонных и стратегически важных отраслях, атомной энергетике, использовании природных ресурсов, сфере транспорта и связи, средствах массовой информации, системе начального и среднего образования, жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, на основе изучения практики ВТО диссертант приходит к выводу о том, что правила этой организации содержат массу «полезных» оговорок, которые необходимо использовать для защиты государственных интересов в общеэкономической и, конкретно, во внешнеэкономических областях. Так, наряду с прямыми запретами в целях ограничения доступа иностранного капитала используются такие инструменты, как антимонопольное регулирование, требования в отношении охраны окружающей среды, защита прав потребителей и трудовое законодательство, регламентация отдельных видов деятельности. Обычно действуют особые правила допуска иностранного капитала к участию в приватизационных конкурсах.

В США, например, особенно строго ограждают от иностранного влияния телекоммуникации, морские и воздушные перевозки, проведение работ по углублению морского дна. Франция ограничивает возможности иностранцев по покупке информагентств и сельхозкооперативов. Законодательство Австралии, Германии, Исландии, Израиля, Канады, Китая, Южной Кореи, Мексики, Новой Зеландии, США, Франции и Японии позволяет правительству блокировать иностранные инвестиции в любые секторы в случае угрозы национальной безопасности или «ключевым национальным интересам». Далее, в целях максимизации выгод от присутствия иностранного капитала вводятся ограничения на перевод прибылей, могут предъявляться требования в отношении увеличения экспорта, использования материалов и комплектующих изделий местного производства, порядка передачи технологий, вопросов занятости, включая участие местных кадров персонала в управлении предприятием.

Кроме того, если говорить о борьбе с оффшорами, следует, на взгляд диссертанта, использовать возможности скоординированных действий стран-членов ВТО, допускаемых уставными документами организации и предусматривающих борьбу с незаконным перемещением капиталов, осуществляемым с явным нарушением финансового и налогового законодательства.




  1. Обострение внешнеполитической обстановки и трудности доступа России к зарубежным инвестиционным ресурсам

В сложившейся внешнеполитической обстановке рассчитывать на доступ к зарубежным инвестиционным ресурсам не приходится, а потому остро встает вопрос о необходимости активизации внутренних источников накопления и, соответственно, создании стимулирующих условий для такой активизации. Не стоит также забывать, что существует возможность привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитных ресурсов из стран, не вводивших санкции в отношении Российской Федерации (азиатские страны, крупные латиноамериканские страны, страны входящие в группу БРИКС и др.). Более того, в ближайшее время начинает свою работу, созданный и управляемый при участии России, Новый банк развития БРИКС (НБР БРИКС) - международная финансовая организация, целями которой являются, помимо инфраструктурных проектов, оказание помощи странам, страдающим от экономической нестабильности в результате экспансионистской денежно-кредитной политики США и защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков. НБР БРИКС призван стать альтернативой Всемирному банку и МВФ и устранить гегемонию финансовой системы, основанной на долларе США

  1. Реализация стратегии технологического развития для формирования экономики инновационного типа

Последние события ясно продемонстрировали, что никакое членство в ВТО не является гарантией от возможного произвола в отношении практически любой страны, не входящей в «клуб избранных» западных держав. На практике ВТО как международная организация не препятствует использованию наиболее мощными развитыми странами своих экономических и политических преимуществ в отношениях с более слабыми государствами, что регулярно вызывает конфликты по данным вопросам среди членов организации.

Поэтому, в конечном счете, для обеспечения реальной безопасности во внешнеэкономической сфере в условиях членства в ВТО и обострения конкуренции необходимо формирование в России экономики инновационного типа, соответствующей новому технологическому способу производства, построению которой способствует реализация стратегии технологического развития. Способствовать этому могло бы проведение государственной инновационной политики, основанной на разработке, получении и внедрении технологических инноваций.



На основе изучения возможных национальных приоритетов соответствующей государственной политики диссертант приходит к выводу, что они должны определяться:

  • во-первых, с учетом мировых тенденций научно-технологического прогресса;

  • во-вторых, исходя из национальных (социально-институциональных особенностей) страны;

  • в-третьих, с учетом коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором.

Указанная политика необходима для разработки и реализации эффективной стратегии технологического развития на государственном уровне, формирование которой является комплексным процессом.

В настоящее время, через три года после официального присоединения России к ВТО, реальное положение дел в технологической сфере таково, что существует весьма ограниченное число областей, в которых Россия обладает конкурентными преимуществами на мировых рынках и способна занять лидирующие позиции. К ним относятся: авиационная техника; космическая техника и услуги; ряд видов вооружений; атомная промышленность и утилизация ядерных отходов; отдельные области информационных технологий (программные интеллектуальные системы и прикладные системы моделирования, отдельные виды программного обеспечения, криптографические системы); лазерная техника. Определенные конкурентные перспективы имеют также разработка новых материалов; технологии разведки, добычи и переработки нефти и газа; программные средства, информационные системы моделирования; отдельные виды специализированных вычислительных систем.



Необходима всесторонняя государственная поддержка указанных отраслей, способных обеспечить России технологический прорыв.

Особое значение при этом приобретают требования к изменению условий, стимулирующих инновационное развитие, включая:

  • необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;

  • обеспечение технологической восприимчивости к инновациям со стороны субъектов экономики;

  • возможность поддержки рациональной инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.

Только при выполнении указанных условий можно ожидать действительной отдачи от инвестиций в высокотехнологичные отрасли – притом, что будет решен вопрос об их источниках, о чем говорилось выше.


  1. Недопущение ухудшения ситуации в приоритетных отраслях российской экономики после вступления в ВТО

Три года пребывания России в ВТО показали, что полноправное членство в этой организации не несет автоматических выгод с точки зрения расширения возможностей наших производителей на зарубежных рынках, более того, в ряде случаев способно законсервировать – а то и ухудшить – сложившуюся ранее ситуацию. Так, к середине 2013 года, согласно официальному заявлению Министерства промышленности и торговли РФ, ожидания металлургов от получения выгод при вступлении России в ВТО «пока особенно не оправдались». Против них на территории различных стран как действовали, так и продолжают действовать ограничительные меры общим числом 22, из которых подавляющее большинство – так называемые антидемпинговые пошлины.14 Иными словами, российских металлургов-экспортеров по-прежнему обвиняют в заведомом занижении экспортных цен и, не утруждая себя особыми разбирательствами (как и ранее, до вступления России в ВТО), облагают их продукцию дополнительными пошлинами, что представляет собой прямой удар по нашей внешнеэкономической безопасности. По мнению диссертанта, дискриминация на внешних рынках и в целом трудности с экспортом в значительной степени способствовали снижению объемов выпуска стали в стране по итогам 2013 года, составившему 1,7 процента.15

На основе изучения сложившейся ситуации диссертант приходит к выводу, что обеспечение безопасности во внешнеэкономической сфере в период после вступления в ВТО предполагает, прежде всего, недопущение ухудшения ситуации в приоритетных с точки зрения национальной безопасности отраслях российской экономики, к которым относятся, помимо металлургии, ряд высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, а также АПК.



Важно отметить, что после вступления страны в ВТО российский продовольственный рынок испытывал негативное давление увеличившегося аграрного импорта. Как отмечено в специальном мониторинге цен на продукты и услуги социальной значимости, обнародованном в августе 2013 года Общественной палатой РФ, «после вступления России в ВТО… мы ожидали, что в результате появления на нашем рынке иностранных производителей произойдет снижение цен на многие товары. Это действительно произошло, но только в оптовом секторе, розничные цены продолжают расти».
Каталог: media -> dissertations -> dissertation
dissertation -> Венчурное финансирование высоких технологий: опыт зарубежных стран и современные тенденции в России
dissertation -> Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний
dissertation -> Государственный и корпоративный уровни социального управления: взаимодействие и синтез
dissertation -> Управление рисками и кризисами в организационном развитии российских компаний
dissertation -> Условия и процесс формирования международной конкурентоспособности национальной экономики
dissertation -> Финансово-экономическая интеграция россии, белоруссии и казахстана
dissertation -> А. К. Кузьмин Дистанционная спектрофотометрическая диагностика характеристик авроральной ионосферы с орбит зарубежных и перспективных российских Космических аппаратов. Ики ран, Москва, 2011


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал