Национальная концепция образования Республики Таджикистан



Скачать 362,75 Kb.
Дата24.10.2016
Размер362,75 Kb.
Национальная концепция образования Республики Таджикистан
Аннотация

Основные понятия, использованные в Национальной концепции образования



Текст документа

Банк информации - комплекс учебно-информационных материалов, поступающих через различные технические сети в компьютерные центры и используемые для анализа, изучения, переобучения, усовершенствования квалификации и получения информации.

Бакалавр - одна из степеней высшего профессионального образования.

Валеология - комплекс учебных предметов о защите здоровья человека.

Дифференциация - дифференциация, дифференцированное обучение, различные учебные направления.

Инновация - новый, обновленный, обновление, новшество.

Интеграция - интеграция, совмещение, объединение.

Колледж - средне - образовательная профессиональная школа.

Концепция - концепция, точка зрения, определенная система мнений, взглядов, теоретическое обоснование определенного процесса.

Коммуникация - коммуникация, коммуникативный, устный разговор, общение двух или нескольких лиц, речь, весть, информация.

Магистр - ученая степень, которая присваивается выпускникам высшей школы после сдачи экзаменов или защиты дипломной работы.

Просвещение - социальная система, регулирующая процесс управления обучением, воспитанием, образованием и совокупным просвещением общества.

Образование - процесс, определяющий степень полученных знаний, навыков мастерства и поведения личности.

Менталитет - менталитет, качество интеллекта, интеллектуальная деятельность, способ мышления и умственные способности человека; комплекс качеств, присущих той или иной народности и нации.

Модернизация - модернизация, присвоение чему - нибудь современного вида и облика (модернизация обучения, модернизация образования).
I. Предисловие.

Национальная концепция образования, являясь важным государственным документом, определяет перспективу государственной политики в сфере образования и регулирует тенденции развития этой системы, имеющей важное стратегическое значение в условиях новых общественных отношений. Составные части содержания настоящего документа определяют место, цели и задачи образования в новой исторической эпохе. В Концепции предусматриваются вопросы исторического самосознания, освоения традиционных и общечеловеческих норм, на этой основе воспитание высокой культуры преемственности сущности и национальных традиций, нравственных и культурных ценностей, демократического управления, быть основным исследователем в достижении завоеваний науки, техники, культуры и т.п.

Концепция, в соответствии с качественными изменениями содержания образования, с целью его развития создает условия для новационной правовой базы, на основе которой пересматриваются законы и другие официальные нормативно-правовые акты в области образования и других сфер, связанных с образованием.

Концепция требует разработки, утверждения и осуществления различных государственных программ развития сферы образования, с участием всех министерств, комитетов, общественных, международных организаций и граждан республик.


II. Необходимость подготовки и принятия Национальной концепции образования
1. Образование, являясь частью глобальных проблем XXI века, считается одним из приоритетных направлений политической, экономической и социальной систем. Республика Таджикистан, как член мирового сообщества и как член Содружества Независимых Государств, для создания единого информационного пространства подписала ряд важных государственных документов, требующих изменения и усовершенствования смысла и содержания образования. В этом процессе повышаются требования к духовности и профессиональному мастерству человека. В соответствии, с чем необходимо возрождение качественно новой системы образования, содержание которой должно способствовать улучшению качества человека, развивать его логическое мышление, проницательность духовное сознание и творческое мастерство.

2. За последнее десятилетие цели и задачи образования пересмотрены путем проведения частичных реформ, но качество образования, степень грамотности не отвечает требованиям общества и государства. Знания, навыки и умения учащихся и студентов не отвечают требованиям государственных стандартов образования. В настоящее время большое число детей школьного возраста не охвачено учебой. Огромное число молодежи не имеет среднего основного образования. Все отрасли производства и управления нуждаются в профессиональных специалистах. В общеобразовательных школах не хватает учителей. Специалисты республики нуждаются в усовершенствовании квалификации и переобучении. В высших и профессиональных учебных заведениях мало преподавателей, имеющих ученые звания. Научные исследования выполняются на низком уровне и в основном не осуществляются. Все это требует пересмотра статуса, целей, задач, обязанностей и содержания образования.


3. Глубокий кризис, охвативший различные сферы жизни мирового сообщества, снизил моральный дух человека, создал основу для распространения ненависти, способствовал кровопролитию, терроризму, разрушениям и т.д. Мировое сообщество вопреки этим негативным явлениям, прежде всего, борется за гуманизацию общества с тем, чтобы этот процесс, возникнув в качестве умственного индикатора, содействовал положительному поведению и мышлению человека во всем обществе. Гуманизация содержания образования также регулирует настоящий процесс и может обеспечить безопасность человеческой жизни, общества и природы. Таджикистан, как суверенное государство и член международного сообщества, мобилизует свой интеллектуальный потенциал на решение этого жизненно важного процесса. В связи с этим разработка Национальной концепции образования является жизненно необходимой и все политические, экономические и социальные структуры государства несут ответственность за её выполнение.
III. Государственная политика и государственная гарантия образования в Республике Таджикистан.

Республика Таджикистан является самостоятельной в выборе государственной политики в сфере образования и определяет государственную политику в этой сфере на основе Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан "Об образовании" и других республиканских и международных нормативно -правовых актов.

Для развития системы образования Республика Таджикистан:

обеспечивает конституционные права всех граждан республики независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола и языка на получение качественного образования, в том числе на получение дошкольного образования и воспитания доступного для всех; основное, обязательное общеобразовательное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное, после вузовское образование на основе конкурса, дополнительное и специальное образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

учитывает научную светскую, гуманную природу образования во всех учебных заведениях (государственных, негосударственных, за исключением медресе);

не допускает в учебных заведениях религиозных и сектантских дискуссий и споров политических партий;

поддерживает связь образования Республики Таджикистан с традициями таджикского народа, других народов, проживающих в Республике Таджикистан, с общечеловеческими ценностями и единым информационным пространством;

проявляет всестороннюю заботу по защите жизни и здоровья детей, подростков и молодежи в дошкольных и учебных заведениях;

способствует демократизации управления образованием;

гарантирует обеспечение непрерывности образования;

создает условия для решения тендерных проблем, прежде всего для получения образования девушкам и женщинам;

защищает учителей с социальной и экономической точки зрения, предоставляет им льготы, предусмотренные для них законодательством;

в общеобразовательных школах, где обучение проводится на негосударственном языке, считает необходимым изучения таджикского языка и литературы, истории таджикского народа и географии Таджикистана;

осуществляет финансирование сферы образования за счет государственного бюджета и создает условия для поддержки сферы образования юридическими и физическими лицами;

в рамках государственных стандартов гарантирует получение бесплатного первичного образования во всех государственных учебных заведениях;

осуществляет привлечение отечественного и иностранного капитала для развития сферы образования;

уделяет особое внимание воспитанию способных детей, подростков и молодёжи;

покровительствует сиротам, беспризорникам, инвалидам и интеллектуально отсталым детям и подросткам;

способствует укреплению законности в учебно-воспитательных негосударственных учреждениях;

утверждает нормативно-правовые акты о получении образования;

осуществляет контроль качества образования во всех учебных заведениях независимо от их форм;

обеспечивает развитие высших профессиональных школ как информационных, культурных, научных и технологических центров;

обеспечивает координацию деятельности министерств, комитетов, организаций и учреждений, органов государственной и местной власти, юридических и физических лиц для развития и процветания сферы образования;

принимает меры для повышения ответственности органов государственной и местной власти, родителей (лиц, заменяющих их) за нарушение конституционного права детей на получение основного всеобщего обязательного образования;

мобилизует средства массовой информации для пропаганды и реализации

основных целей и задач образования.



IV. Понятия, цели и задачи образования

Образование является социальным явлением, неразрывно связанным с экономикой, культурой, научно - техническим прогрессом, защитой окружающей среды (экологии), производством, политикой и является неотъемлемой частью общественного сознания. Образование, процесс который по значению предусматривает благо человека, общества, государства и природы. Образованным, является человек, воспитанный в духе традиций своего народа, национальной культуры, общечеловеческих ценностей, систематически обретающий необходимые знания, умения и навыки об общества, общественное сознание, природа и его охраны, техника, технология и здоровый образ жизни, сохраняющий высокий уровень своего личного, государственного и общественного труда, уважающий себя и другие народы, сознательно и самостоятельно создающий свою жизнь, воспитывающий в этом духе своих детей и близких.

На этой основе цель подготовки и принятия Национальной концепции образования Таджикистана состоит из:

1. Построения современного базиса образования на основе национальных и человеческих ценностей, на этом фоне приобретения исторического и философского самосознания, духовной сознательности, развития личного и общественного менталитета, унаследования культурных ценностей и национальной сущности.

2. Вхождения в единое международное пространство образования и связи с культурой, образованием и человеческой цивилизацией.

Реализация указанных целей и приобретение нового содержания образования связана с соблюдением следующих принципов:

проведение фундаментальных исследований, имеющих высокое научное и практическое значение, раскрывающих сущность современного образования, охватывающих полезные процессы воспитания и обучения на основе инновационных программ;

разработка и усовершенствование новых стандартов государственного образования на основе имеющихся норм международного образования;

создание реальной интеграции науки, образования и производства;

реализация новой технологии, которая делает доступными человеку научные и культурные, технические, моральные и воспитательные нормы, направляет умственное развитие человека в сторону приобретения знаний, правильного и безупречного поведения, высокой сообразительности, истинных национальных и общечеловеческих ценностей, достижения науки и техники должны быть направлены на благо человека и его ежедневной безопасности;

непрерывная модернизация системы образования регулируется на основе признанных и достойных систем образования цивилизованного мира.

С учетом вышеуказанных целей и принципов основная задача образования в целом состоит из регулярного удовлетворения потребностей человека в развитии, направления его способностей на поиск и постижение здорового образа жизни, обеспечения социального развития общества, государства и охраны природы.

Образование должно:

возрождать в человеке духовную сознательность, обучать необходимым знаниям, национальным и общечеловеческим ценностям, готовить к защите Родины, национального языка и культуры, воспитывать уважение к языку, культуре и национальным традициям других народов;

обеспечивать развитие науки, культуры, техники, экономики и производства в интересах человека, общества и государства;

удовлетворять потребности человека в непрерывном образовании на протяжении всей его жизни;

находить новую технологию освоения знаний, умений и навыков;

создавать условия для интеграции образования республики с мировым образованием и таким образом способствовать приобретению человеческих, культурных ценностей;

усовершенствовать новые формы содержания школы и управления системой образования;

воспитывать грамотных, высокосознательных и достойных специалистов, способных управлять рычагами развития общества.



V. Содержание образования

XXI век является новым этапом в развитии цивилизации. Это век информационного, коммуникационного, технического и технологического общества, век бережного обращения с окружающей средой и здоровьем человека. Новый этап развития, прежде всего, требует понимания того, что нововведения в образование приносили пользу личности, обществу, природе и государству.

В соответствии с новой системой образования, научные знания должны соответствовать социальным и бытовым потребностям человека, интефировать общечеловеческими, общественными и природными законами, смысл образования должен обеспечивать стремление человека к созиданию.

Новое содержание образования отражается в учебных планах, программах и методических пособиях. Создание новых программ и учебников в соответствии с возрастом, мировоззрением, способностями, положением и национальной культурой личности является жизненно необходимым. Необходимо добиваться того, чтобы широкое изучение философского наследия, педагогической мысли таджикского народа, математики, медицины, физики, астрономии, музыки, природоведения и других древних наук в соответствии со специальностью стало традиционным.

Программа профессионального обучения школьников по интересам должна постоянно претворяться в жизнь.

Содержание образования для человека с научной точки зрения, должно быть конкретным и обоснованным, с моральной стороны правовым, а с экономической и социальной точки зрения стимулирующим. В этом процессе воспитание, составляющее огромную часть содержания образования, является основой развития личности и интегрирует с содержанием обучения. Гуманизация образования обеспечивает интеграцию процесса обучения и воспитания и является источником созидательного мышления. Воспитание у человека навыков и умений увидеть и осознавать, услышать и понимать, говорить и действовать приобретают огромное значение, владение этими качествами является основой прогресса, регулирует поведение человека. Усовершенствование этого полезного процесса является одной из неотложных и насущных задач прикладной педагогики.

Образование ведет человека от одной ступени развития к другой. Степень фундаментальности образования на первых ступенях обеспечивает качественное развитие человека в последующих этапах. Смысл и содержание дошкольного образования в семейной среде и детских учреждениях состоит из развития психических, физических, и умственных способностей детей на основе высоких нравственных ценностей. Государство, общество и граждане обязаны в интересах здоровья нации и здорового общества добиваться решения: демографических проблем, регулирования семьи, подготовки родителей к воспитанию ребенка, урегулирования прав и обязанностей родителей в воспитании ребенка, снижения уровня бедности граждан, в том числе оказания материальной и моральной помощи молодым родителям, пропаганды педагогического образования среди родителей и издание детской литературы.

Образование как процесс обеспечивает развитие человеческих качеств со дня рождения и на всю жизнь. Дальнейшее развитие личности ребенка в семье зависит от уровня грамотности, образованности, просвещенности и мировоззрения, организации быта родителей, создания условий для воспитания детей и т.п.

Подготовка детей к школе является одной из обязательных задач родителей. В решении этого вопроса родителям, кроме детских садов, воспитательных центров (государственных, частных и других), также должны оказывать практическую помощь общеобразовательные школы. Деятельность всех видов дошкольных учреждений направлена на развитие ребенка в здоровой среде. Методы обращения с детьми должны быть в центре внимания родителей, ученых, учителей, воспитателей, поэтов, писателей и всей интеллигенции. Для диалога необходимо возрождать такие критерии обращения, в которых отражена оригинальность таджикского языка. Содержание образования в семейной обстановке начинается с изучения языка. Этим методом родители обязаны положить начало солидарности между грамотностью и моральным состоянием.

Детские дошкольные учреждение в воспитании и обучении детей должны выполнять следующие функции:

охрана здоровья детей;

создание условий для развития психических, умственных и физических способностей;

воспитание интеллектуальности и хорошего гуманного поведения в детском возрасте;

подготовка детей с раннего возраста к выполнению традиционных обязанностей перед родителями и обществом;

развитие у детей желания и стремления к положительным действиям и предотвращение различного рода нежелательных действий;

качественная и всесторонняя подготовка детей к школе; -уделение особого внимания способным детям.

Содержание начального образования направлены на то, чтобы через них состоялось более глубокое знакомство ребенка с человеком и миром и появление у него любви и привязанности, приобретение им основ поведения и знаний необходимых для последующих ступеней образования и его личного общения с обществом и природой. Изучение языка, литературы, истории, пення и музыки, математики, этики и окружающей среды имеют важное значение в формировании личности ребенка этого возраста.

Учебные материалы в начальном этапе должны быть конкретными, интересными и поучительными, воспитывать в учениках навыки к самосознанию и самопознанию. Ребенок этого возраста должен изучать тот материал, который способствовал бы его настоящему и будущему развитию. Учить детей самостоятельному поиску необходимо именно в этом возрасте. Больше времени дети должны уделять занятиям по изучению содержательных материалов, словарей и необходимых терминов, счету, охране здоровья и безопасности жизни и рисованию, подвижным играм, задачам, возбуждающим мышление и другое. Содержание текстов и заданий учебников должны быть для ребенка образцом, подобие которых он мог бы найти также и вне учебника.

Основу содержания образования в средних общеобразовательных школах составляет изучение таких предметов как родной (таджикский) язык, литература, мораль, иностранные языки, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, технология, валеология и другие, по каждому из которых разрабатываются и утверждаются государственные стандарты. Изучение указанных предметов осуществляется на основе дифференцированного и интегрированного обучения.
Содержание начального, среднего и высшего профессионального образования состоит из присоединения знания со специальностью, занятости и производства, обучение предметам планируется на основе знаний и высокой профессиональной технологии.

Профессиональное обучение студентов в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с современными моделями образования. Изучение таджикского языка и литературы, начиная с семейной среды и на основе ценных материалов до последних ступеней образования, изучается наследие поэтов и писателей прошлого и современности. Изучение наследия великих мировых мастеров слова в лучших переводах необходимо начинать с детского сада. В начальных классах также необходимо восполнить место малозначительных материалов наследием всемирно известных мастеров слова. Потому, что познание мира ребенком начинается со знакомства с представителями мировой литературы и культуры.

Изучение языка детьми, подростками и молодежью во всех звеньях образования необходимо совмещать с обучением красноречию, ораторству и словотворчеству.
Различным способам выражения мысли надо обучать практически. Школьники должны в совершенстве владеть делопроизводством, соблюдать правописание таджикского языка, иметь читать письменность наших предков.

Изучение иностранных языков, особенно русского, английского и арабского параллельно с таджикским языком начинается с начальных классов и охватывает все этапы образования. Надо признать необходимость изучения иностранного языка как источника знаний для изучения мировой науки и культуры, научно-технического прогресса и как средства межнационального общения.

Изучение истории, особенно истории таджикского народа, является основным этапом исторического и культурного самосознания, продолжающимся с детского сада до института.

Изучение истории начинается с истории места рождения, района, города, области и далее охватывает историю страны и мировую историю. То есть, изучение истории доводит школьников от личного самосознания к национальному самосознанию и миропониманию. Изучение истории народов мира начинается с начальной школы, в старших классах проводится интегрированным и дифферинцированным способом.

Этика является одним из основных предметов на всех этапах образования и преподается в интеграции с различными сферами права. Уроки этики осуществляется в рамках норм человеческой морали, установленных обществом и государством законами.

Уроки этики это не только чтение различных нравоучений, они также являются возможностью для свободного и целенаправленного общения между учителем и учеником (студентом) в рамках нравственных и правовых норм, соблюдать которые обязан каждый гражданин. Ученик или студент, имеющий неудовлетворительную оценку по поведению, до ее исправления не переводится в другой класс или курс. Нормы поведения определяются на основе закона или других документов, в положениях и уставах учебных заведений.

В целях урегулирования семьи и ускорения решения демографических проблем, в старших классах и учреждениях профессионального образования целесообразно изучение основ демографических вопросов. Одной из целей образования является достижение уровня мирового образования. Поэтому изучение таких предметов, как математика, физика, химия, биология, технология, астрономия и другие проводится в пределах программы, соответствующей мировому уровню образования. Для этого уровня необходимо составлять учебные программы и учебные пособия по указанным предметам путем интеграции и модернизации образования. Необходимо подготовить и составить современные модели учебных программ, учебников, методов обучения (технология обучения). В этом направлении модернизацию необходимо реализовать не копированием, а в творческой форме, в сотрудничестве со странами СНГ и другими странами мира. Только организация научного, культурного и образовательного сотрудничества позволит Таджикистану выйти на мировой уровень образования, и обеспечить качественную конкурентоспособность образования.
VI. Структура образования.

В Таджикистане система образования состоит из дошкольного обучения и воспитания, среднего общеобразовательного образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, после вузовского и дополнительного образования.

Дошкольное обучение и воспитание организуется в семье, семейных детских садах, государственных, негосударственных и других учреждениях, приравненных к ним.

Семья является первичной основой формирования личности и началом процесса в воспитании ребенка.

Детский сад является учреждением, которое создает для развития ребенка здоровую среду. Образование этого уровня дает начало самопознанию ребенка и расширяет его мировоззрение посредством изучения красноречивого и приятного языка, национальных традиций, проведения бесед по картинкам, прослушивания музыки, чтения стихов и сказок, соблюдения безопасности жизни, проведения игр, прогулок, рисования, посещения театра, кино, телевидения и др.

Всеобщее среднее образование является экономической и социальной основой общества определяет степень образованности нации в целом, подготавливает молодое, строящее, будущее поколение к жизни. Структура всеобщего среднего образования:

Начальное всеобщее образование (1-4 классы) продолжается 4 года, начинается с развития представлений, которые дети приобретали в дошкольном периоде и обучаются правилам поведения, чтению, правописанию, математике, рисованию, изучению окружающей среды. В этом этапе дети получают начальное образование по истории, географии, природоведению, охране здоровья и другое.

Основное общее образование (V-IX классы)- это процесс, через который ученик осознает понятия "Я" и "Мир", самостоятельно определяет свои моральные цели, осознаёт здоровый образ жизни, понимает свои права и обязанности. На этой ступени образования он из стадии изучения грамоты постепенно переходит к стадию просвещения. Образование этого периода должно способствовать достижению активного, полезного и необходимого отношения у детей и подростков к умению обращаться со сверстниками и старшими в школе, дома и в общественных местах.

Основное образование должно дать детям и подросткам такие знания, владение которыми обеспечило бы ребенку самоуправление, выбор профессии, любимого занятия, уважение к науке и культуре, национальным традициям, веру и образцовое поведение. Чтобы быть связанным с мировой цивилизацией, надо изучать и знать один из иностранных языков.

Основное образование для всех граждан республики является обязательным.

Среднее общее образование (X-XI классы) является процессом, посредством которого развиваются умственные и физические способности школьников, расширяются их возможности для достижения целей, намеченных ими на основной ступени образования.

Образование этого уровня создает подросткам условия для более глубокого изучения выбранных предметов, у них появляется их заинтересованность в достижении высших ступеней образования. В связи с этим, обучение в средних общеобразовательных школах проводится в различных направлениях в соответствии с желанием, способностями и интересами подростков. Целью организации образования по направлениям является создание условий для развития, формирования подростков как личность и их нравственного совершенствования. Ограничение их права на получение среднего общего образования не допускается.

Для достижения международного уровня образования среднее общее образование требует 12-летнего обучения, при переходе на эти условия необходимо учитывать реальные условия и возможности школы и граждан.

В настоящее время большинство стран мира перешли на 12-летнюю систему обучения. Для такой структуры школ необходимы новые программы, учебно-методическая литература и другие учебные средства. Но при имеющихся условиях невозможно решение вопроса о 12-летнем обучении. Высокая рождаемость в республике, недостаточное число классов и специалистов, отсутствие равных условий обучения и т.п, не дает возможности для одновременного перехода на 12-летнее обучение. Переход на такую систему обучения требует серьезной подготовки и проведения всеобщего опроса. В первом этапе Академией педагогических наук должны быть рассмотрены научные педагогические, психологические и экономические аспекты данной структуры. Переход на 12-летнее обучение определяет Правительство Республики Таджикистан.

Начальное профессиональное образование обеспечивает потребности человека, общества и государства на все необходимые профессии. Режим начального профессионального образования должен регулироваться в соответствии с требованиями рынка труда. Специалисты данной категории образования подготавливаются профессионально-техническими училищами, учебными центрами, средними общеобразовательными школами и другими учебными заведениями, приравненными к ним. В указанные учебные заведения принимается молодежь, окончившая основную школу и среднюю общеобразовательную школу.

Для лиц, не получивших по различным причинам основное и профессиональное образование, по их желанию организуются курсы изучения профессии и им выдаются удостоверение или сертификат. Выпускникам средних общеобразовательных школ помимо аттестата о среднем образовании, выдается сертификат или свидетельство по специальности.


Государственный стандарт начального профессионального образования подготавливается на основе национальной культуры и должен соответствовать международному уровню образования. Срок обучения в профессионально-технических и других училищах подобного уровня, которые одновременно дают и среднее образование, не менее 3 лет.

Среднее специальное обучение проводится на базе основного образования, начального профессионального и среднего всеобщего образования в средних профессиональных школах (профессиональных училищах, техникумах, колледжах и других приравненных к ним учреждениях) или на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Специалисты, имеющие среднее специальное образование, работают в различных сферах в качестве младших специалистов. Среднее профессиональное образование стимулирует молодежь для получения высшего образования. Успешно закончившие техникумы и колледжи, имеют возможность продолжить учебу в высших учебных заведениях по специальности с учетом сокращения сроков обучения. Учеба в некоторых образовательных учреждениях начального профессионального образования проводится на базе среднего всеобщего образования. В целях соответствия международному уровню, имеющиеся техникумы постепенно преобразуются в колледжи. Колледжи могут функционировать в структуре высших школ или самостоятельно.

Высшее профессиональное образование является высоким уровнем развития человека, сравнительно полного развития индивидуальных способностей личности, его нравственной физической подготовки к самостоятельному и сознательному труду, к личной жизни и выполнению общественных и государственных задач.

Высшее профессиональное образование, прежде всего, должно учить студентов человечности, прививать им высокие человеческие качества, развивать их в нравственном отношении, давать глубокие знания, творческую сознательность и профессиональные навыки и должно стать основным рычагом управления политики, экономики и социальной сферой.

Студенты охватываются высшим профессиональным образованием в университете, академии, институте, консерватории и других учебных заведениях, приравненных к ним на основе многоступенчатого принципа. На каждом этапе образования студент овладевает определенной степенью образования ( бакалавра, специалиста, магистра). Бакалавр является специалистом с высшим образованием, освоившим навыки и достигшим профессионального мастерства по теории и практике своей специальности. Гражданин, имеющий образование степени бакалавра по своей специальности, принимается на работу на должностях, требующих высшее образование. Срок учебы для получения степени бакалавра не менее 4-х лет (для медицинской сферы не менее 5 лет). Бакалавр имеет право на продолжение учебы на других ступенях высшего профессионального образования.


Магистр после получения степени "Бакалавра" продолжает учебу в магистратуре не менее двух лет, и после прохождения итоговой аттестации, получает звание "магистр". Магистр в основном занимается в определенной сфере науки, ведет научно-исследовательские работы и по своей специальности работает в учебных учреждениях, научных и других должностях, соответствующих уровню его образования. В высших профессиональных образовательных школах Республики Таджикистан как и других государствах Содружества Независимых Государств, лицам, обучавшимся в течение 5 лет (за исключением медицинского университета) и успешно прошедшим итоговую аттестацию, вручается диплом степени "специалист".
Высшие профессиональные заведения республики также подготавливают кадры на уровне младших специалистов Уровень указанного образования приравнивается к уровню среднего профессионального образования или к уровню полного высшего образования и присваивается студенту после двух лет (в медицинской сфере после трех лет) обучения.. В целях урегулирования профессий и должностных специальностей со степенями образования Правительством Республики Таджикистан должен быть утвержден перечень должностных специальностей всех сфер в соответствии со степенью профессионального образования, чтобы определилось и согласовалось соответствие уровня профессионального образования с должностными специальностями граждан. Учебные программы в высших профессиональных заведениях подготавливаются и утверждаются на основе модернизация образования, современных моделей обучения, требований настоящей Концепции, с учетом международного уровня образования.

В дальнейшем переобучение и усовершенствование квалификации специалистов с высшим образованием проводится на базе высших учебных заведений республики.

Послевузовское образование (ас��ирантура, докторантура) носит индивидуальный характер, направлено на целеустремленность, развитие высоких способностей человека в наукотворчестве и научных открытиях.

Дополнительное образование это охват всех граждан знаниями, техникой и новыми технологиями, творчеством, получением новых специальностей, переобучением, усовершенствование квалификации и другое, которое человек также приобретает в школе, после окончания школы, и после получения диплома.

Дополнительное образовани�� организуется с целью усиления базового образования, приспособления личности к новой социальной среде, его моральной и физической поддержки в новых условиях производственных отношений и в интересах личности, общества и государства, проведения свободного времени граждан, развития науки, техники и производства. Дополнительное образование предоставляется независимо от возраста и проводится без ограничений в различных формах для всех граждан.

Дополнительное последипломное образование организуется для граждан, которые прошли определенную ступень профессиональной учебы (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование) и приобрели определенную специальность. Посредством высших школ или специальных учебных курсов граждане проходят переподготовки, изучают новые специальности. Краткосрочные профессиональные курсы также дают возможность гражданам в соответствии с требованиями рынка труда менять специальность, осваивать новые профессии. Такие курсы организуются в структуре профессионально-технических училищ, учебных центров, социально-предпринимательских центров или при учреждениях, государственных и негосударственных предприятиях.

Дополнительное образование проводится для усовершенствования специальности граждан, работающих в настоящее время и совершенствующих свои знания, навыки и мастерство на семинаврах, специальных курсах усовершенствования квалификации, в академми, институтах, университетах, учебных центрах и дистанционным обучением.

Для студентов высших школ предусматриваются различные нормы дополнительного образования, дополнительное образование для второй специальности с учетом способностей студентов и продление сроков обучения, как переводчик-преподаватель, психолог-правовед, технолог-переводчик, журналист-переводчик, агроном-инженер, преподаватель таджикского языка дополнительной специальностью русского или английского языков, учитель начальных классов с дополнительной специальностью английского, русского или таджикского языков и другое: после приобретения определенной специальности на краткосрочных курсах (специальные курсы кройки и шитья, компьютерных, водительских, художественных, делопроизводства, бухгалтерских и других) и ему вручается сертификат. Дополнительное образование на организованных для детей и подростков на базе всеобщего среднего образования в школах, малой Академии наук, культурных, профориентационных, технических, спортивных, краеведческих и других центрах, усовершенствует их начальное основное и среднее образование, создает прочную основу для выбора профессии. Учредителями таких учреждений могут быть государство, юридические и физические лица, имеющие право на проведение деятельности на основе лицензии Министерства образования Республики Таджикистан, управлений и отделов образования областей, городов и районов.



VII. Механизм реализации Национальной концепции образования. Основными аспектами реализации Национальной концепции образования, правовую основу которых закрепляет государство, являются:

Правовые аспекты.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Таджикистан в сфере образования.

Подготовка других нормативно-правовых актов, способствующих развитию образовательных учреждений, в том числе частных образовательно-воспитательных учреждений, достижение льгот в налогообложении сферы образования в целях обеспечения конкурентоспособности образования Республики Таджикистан.

Экономические аспекты.

Признание сферы образования в Законе Республики Таджикистан "О государственном бюджете" приоритетной.

Подготовка и утверждение современных норм оплаты труда работников сферы образования.

Подготовка экономических программ по поддержанию развития сферы образования.


Создание конкуренции на рынке обслуживания сферы образования.

Организационные аспекты.

Организационные аспекты.

Подготовка комплексной программы реализации Национальной концепции образования Республики Таджикистан.

Дальнейшее усовершенствование государственных стандартов образования.

Подготовка государственных программ по модернизации образования и привлечение всего общества к решению проблем образования.

Подготовка доклада Правительства Республики Таджикистан "Об интеллектуальном потенциале нации".

Проведение медицинских мероприятий по предотвращению заболеваний в образовательных учреждениях для регулярной защиты здоровья детей и подростков.


Организация качественно новой статистической и информационной системы соответствующей требованиям международных стандартов.

Министерство образования решает рассмотрение следующих вопросов

сферы образования:

· внесение качественных изменений в содержание образования посредством:

· гуманизации содержания образования;

· усовершенствования государственных стандартов образования;

· переподготовки учебных планов и программ, учебников и учебных пособий;
· подготовки единых требований к воспитанию детей и подростков в

семье, школе и обществе;

· организации системы воспитательных работ, в которой родители

участвуют в качестве партнера школы и учителя;

· регулярный контроль качества знаний, умений и навыков учащихся и

студентов во всех образовательных учреждениях республики;

· через аттестацию и аккредитацию давать государственной оценки

процессу обучения и воспитания и качество подготовки специальностей во всех видах учебных заведений республики.

Совместно с министерствами, комитетами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями физическими и юридическими лицами:

· разрабатывает практические меры по реализации Концепции и программы развития образования, обеспечивает их выполнение;

· разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Республики Таджикистан новое положение об уплате заработной платы работников педагогической системы по принципу активности и роли специалиста в процессе обучения и воспитания (по требованиям государственных стандартов);

· интегрирует систему образования Таджикистана с международной системой образования следующим путем:

· расширения международного сотрудничества в сфере образования;

· ускорения модернизации системы образования на основе эффективной

системы образования мировой цивилизации;

· проведения компьютеризации системы образования;

· организации компьютерных центров в городах, районах, высших школах республики в целях создания банка данных для анализа, связи, сотрудничества, переобучения, усовершенствования квалификации кадров;

· учреждения координационного совета по контролю деятельности образовательных учреждений в Республике Таджикистан;

· участия в занятии позиций общечеловеческом развитии полезных возможностей и способностей.

Реализует новые способы подготовки кадров, усовершенствования их квалификации в следующем порядке:

· интеграция всеобщего среднего образования со средним профессиональным, особенно со школами, имеющими уклоны, с высшими учебными заведениями;

· проведение дистанционного обучения в университетах, институтах и

других учебных заведениях республики, для переобучения, усовершенствования квалификации кадров, получения специального среднего образования, высшего профессионального образования и второй специальности (для студентов и других желающих):

· образование кафедр и лабораторий в структуре средних общеобразовательных, имеющих направленность школ, гимназий, лицеев, Центров дополнительного образования, малых научных академий и другие;

· сотрудничество кафедр методики обучения с общеобразовательными учреждениями, с целью знакомства с профессиональными навыками, освоения новых моделей (интерактивных) методов обучения:

· осуществление прохождения практики профессоров и преподавателей технологических кафедр методики преподавания за границей и подготовке специалистов отрасли в аспирантурах и докторантурах зарубежных стран; проведение курсов усовершенствования квалификации специалистов всех ступеней образования на базе высших профессиональных учебных заведений специалистов различных отраслей, в том числе организация переобучения воспитателей, преподавателей школ и руководителей на кафедрах методики, педагогики и психологии педагогических университетов;

· реализация дополнительных специальностей для способных студентов (экономист с дополнительной специальностью юрист, технолог с дополнительной специальностью химик или биолог, таджикский язык с дополнительной специальностью английского или русского языка, технолог-переводчик, филолог-переводчик и т.д);

· Удовлетворение потребностей индивида, общества в развитии, изучении мировой науки и культуры;

· участие всех политических, экономических и социальных институтов в воспитании ребенка (педагогизация общественной среды);

· подготовка государственной программы "Дети и подростки Таджикистана" для сирот и беспризорных, инвалидов и одаренных детей;

· полный охват учебой всех детей школьного возраста;

· осуществление обучения распространенным языкам мира, в том числе английскому, русскому, арабскому, немецкому, романским и государственным языкам стран, имеющим с Таджикистаном культурные и экономические отношения, в том числе китайскому, хинди, турецкому, урду и другим языкам.

Во исполнение настоящей Концепции учитель и воспитатель обязан иметь следующие качества:

· хорошо владеть теоретическими и практическими основами своей профессии, освоить педагогику, психологию и методику обучения;

· уважать личность своих учеников;

· иметь хорошее мировоззрение и широкий научный кругозор;

· творчески осуществлять процесс воспитания и обучения;

· признавать качество воспитания и обучения окончательным результатом своей деятельности;

· гарантировать соответствие знаний, умений и навыков своих учеников государственным стандартам.

VIII. Реализация Национальной концепции образования

Практическая реализация настоящей Концепции обеспечивает решение следующих вопросов:

1. Глубокое изучение и выполнение указаний Концепции способствует педагогизации общественной среды, создает общественное мнение о новых целях и задачах образования. Образование для человека, государства и общества воспринимается в качестве материальной и моральной ценности и регулярного процесса развития.

2. Базис современного образования строится на основе культурных, национальных, общечеловеческих ценностей, доводит менталитет поколений до степени исторического и философского самосознания, обеспечивает наследственность национальных ценностей для будущих поколений.

3. Качественное образование совершенствует здоровый образ жизни, оказывает влияние на решение демографических проблем и регулирование семьи.
4. Соблюдение норм поведения становится основным требованием государства и общества, повышается духовный уровень общества.

5. Интегрируется с содержанием образования, гуманизация - любовь к человеку, уважение его материальной и духовной среды становится главной целью воспитания. Прикладная педагогика добивается развития у членов общества навыков и мастерства увидеть и распознавать, услышать и понимать, говорить и действовать. Улучшается гражданское воспитание молодого поколения, интегрируется понятие любовь к месту рождения, стране, Родине.

6. Увеличивается количество дошкольных учреждений, дети подготавливаются к школе посредством отдельных центров, семейных детских садов (частных) государственных, негосударственных, средними общеобразовательными школами и другими учреждениями. Повышается ответственность родителей за воспитание и подготовку детей к школе. Для дошкольного воспитания детей подготавливаются и издаются качественные учебники.
7. На уровне начального образования все дети этого возраста охватываются школой, они становятся способными читать, писать, считать, соблюдать нормы жизненной безопасности и коммуникабельными. Учителям и родителям предоставляется возможность выбора учебников и учебных пособий.

8. Качественное среднее общее образование становится основной потребностью личности, общества и государства. Все дети Таджикистана будут охвачены обязательным основным образованием. Для тех, кто не имеет основное, среднее общее образование или не имеет возможности дневному обучению, организуется вечернее, заочное или дистанционное обучение. В средних общеобразовательных школах Х(Х 1 )-Х 1 (ХП) классы школьники будут разделены в соответствии с интересами и способностями на учебные направления.


9. Профессионально-технические училища и другие приравненные к ним учебные заведения обеспечивают привлечение молодежи к современным специальностям. Степень образования на этом уровне будет соответствовать требованиям международных стандартов, специалисты Республики Таджикистан смогут работать за пределами страны по своей специальности.

10. Качественно улучшается высшее образование. Обладателем высшего образования станет человек, который имеет духовное совершенство,творческую сознательность и высокое профессиональное мастерство за счет качественного развития человека, через высшее профессиональное образование. Постепенно улучшается управление экономическими и социальными сферами.

11. Дополнительное образование охватывает широкие круги населения. Образование для всех становится потребностью общества и государства. От изучения современной техники и технологии развиваются технические способности и к��ммуникативная деятельность граждан. От интеграции науки и производства качественно улучшается жизнь человека.

12. Все учебные заведения республики обеспечиваются высококвалифицированными кадрами. Увеличивается число ученых, появляются качественные и имеющие практическое значени исследования.

13. Расширяются права и обязанности граждан на получение качественного образования. Увеличивается количество частных школ. Правовая основа таких учреждений обеспечивается государством. Государство направляет расходы сферы образования больше на субъекты. У родителей появляется возможность выбора учебных заведений. У государства, родителей и студентов появляется право востребования от учебных заведений частных и государственных ассигнований за некачественное образование. В сфере образования усовершенствуется действующее законодательство, подготавливаются и утверждаются новые законы (Закон Республики Таджикистан "О профессиональном высшем образовании", Закон Республики Таджикистан "О частных общеобразовательных учреждениях". Закон Республики Таджикистан "О защите ребенка и подростка" и др.)

14. О развитии сферы образования подготавливаются, утверждаются и осуществляются государственные программы "Развитие сферы образования", "Подготовка научно-педагогических кадров", "Дети и подростки Таджикистана", "Строительство учебных заведений в Республике Таджикистан", Концепция финансирования сферы образования Республики Таджикистан в 2004-2015 годах и др.

15. Заработная плата работников сферы будет осуществляться в соответствии с Законом Республики Таджикистан "Об образовании".

16. Развивается государственный язык. Совершенствуется степень мастерства, ораторства, и культуры речи общества. Большинство молодежи наряду с государственным языком свободно будет разговаривать на английском и русском языках.

17. Инвестиционные средства в основном будут направлены на строительство школ, дополнительных зданий, обеспечение и укрепление материальной базы учебных заведений. Ликвидируется трехсменное обучение в средних общеобразовательных школах.

18. Обеспечивается компьютеризация средних общеобразовательных, начальных, средних и профессиональных высших школ. Компьютерные центры для обучения, переобучения и информации станут владельцами Банка информации.

19. Развивается сотрудничество с иностранными государствами в сфере образования, учебные заведения Республики Таджикистан обеспечивают конкурентоспособность качества образования, Республика Таджикистан входит в единое международное образовательное пространство
Визит делегации Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) в Таджикистан по вопросам двухстороннего сотрудничества в области образования и науки

16-17 февраля 2010 года в Таджикистан состоялся визит делегации Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС), возглавляемой заместителем Исполнительного директора Фонда Татьяной Бубновой. Представитель Россотрудничества принял активное участие в мероприятиях, предусмотренных программой визита. 17 февраля 2010 года делегацию принял Министр образования Республики Таджикистан А.Рахмонов. На встрече с министром были обсуждены вопросы двухстороннего сотрудничества в области образования и науки, в том числе перспективы издания при поддержке МФГС учебников для школ Таджикистана с узбекским, киргизским и туркменским языками обучения. Обсуждались также вопросы проведения совместных образовательных и научных программ в рамках Года образования и технической культуры в РТ. Т.Бубнова вручила министру А.Рахмонову учебник таджикского языка для учащихся таджикских школ в странах СНГ, изданный по инициатив МФГС. В тот же день делегация посетила Таджикский Технический Университет им. Осими. Целью посещения стало вручение ректору ТТУ А.Абдурасулову сертификата на годовую подписку на электронную библиотеку СНГ, которой в течение года могут воспользоваться студенты, аспиранты и преподаватели ВУЗа. На церемонии присутствовали Министр образования Таджикистана А.Рахмонов, профессора и преподаватели вуза. Электронная подписка предоставляет возможность пользования материалами 256 полнотекстовых научных журналов при написании докторских и аспирантских работ учёных и преподавателей, а также студенческих рефератов. В рамках визита делегация МФГС также посетила Национальную библиотеку Таджикистана им. Фирдавси, где состоялась встреча с читателями. В рамках проекта «Гуманитарное пространство стран СНГ» делегация МФГС передала в фонд НБТ партию художественной литературы, в том числе издания произведений А. Рудаки, учебники таджикского языка для стран СНГ и произведения классиков русской литературы. В тот же день гости из Москвы посетили Республиканскую школу-интернат для незрячих детей в Гиссарском районе, где состоялась торжественная церемония передачи партии гуманитарной помощи, которая включала ЖК-телевизор, параболическую антенну, персональный компьютер, специализированные учебные пособия, развивающие игры. Также 17 февраля 2010 года состоялась встреча делегации МФГС с Вице-премьером Республики Таджикистан Р.Курбоновой и Государственным советником Президента РТ по социальному развитию и связям с общественностью и членом Совета по гуманитарному сотрудничеству СНГ С.Фаттоевым.


Материал посвящен введению 12 - летнего образования в Таджикистане.


10.05.2010

Галим Фасхутдинов

Таджикистан приступил к реформе системы среднего образования. С сентября 2010 года в стране вводится обязательная двенадцатилетняя система обучения. Полностью переход к ней должен завершиться до 2016 года.

Сегодня в школах Таджикистана обучаются свыше 1 миллиона 700 тысяч детей. Но уже через четыре года их число превысит 2 миллиона, и тенденция к росту сохранится. Чтобы этим детям было где учиться, в стране через несколько лет должны появиться 12 тысяч новых классов.

Нужна ли реформа?

Министр образования Таджикистана Абдужаббор РахмоновBildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Министр образования Таджикистана Абдужаббор РахмоновОтвет на новые проблемы должна дать реформа образовательной системы. Она рассчитана на гранты международных финансовых институтов. В иинистерстве образования Таджикистана полагают, что модернизация будет результативной. Но некоторые независимые специалисты настроены скептически. «В Таджикистане сейчас даже на 10-11 классы не хватает учебников, ученических мест, программ. До сих пор это все не разработано в полной мере», - говорит независимый эксперт Наргис Халимова.

Власти, реформируя систему, озабочены скорее решением проблемы максимального охвата детей обязательной средней школой, нежели повышением качества предлагаемых знаний, считает Халимова. Как правило, более половины учащихся в республике уходят из школы, так и не получив полного образования. «Соответственно, уже есть тенденция роста подростковой преступности. В иинобразования думают, что эту проблему можно легко решить, подняв планку обязательной школы до 10 лет, а полной - до 12», - отметила Халимова.

Таджикистану сегодня куда важнее заняться проблемой начального профессионального образования, нежели проводить реформу в интересах высшей школы, полагает специалист: «В стране сейчас перекос: в высшей школе заняты около 150 тысяч учащихся, в среднеспециальной - чуть более 50 тысяч».

За 12-летку

Таджикско-российская гимназия-интернат «Хотам и ПВ» - сегодня единственная в Таджикистане средняя школа, где уже существует 12-й класс. Здесь, правда, учится только один ученик, но какой! Победитель многих международных олимпиад Пирахмад Олими, решил продолжить учебу в школе, чтобы сдать документы в Массачусетский технологический университет.


Пирахмад ОлимиBildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Пирахмад ОлимиДиректор гимназии-интерната Абдуфаттох Хотамов, оценивая решение своего ученика остаться в 12-м классе, говорит, что тот за последний год серьезно прибавил в знаниях: «Ему предложили выбрать предметы, которые ему пригодятся для дальнейшей учебы. Ученик работает по 14-15 часов в сутки».

Сам руководитель гимназии является сторонником перехода системы среднего образования на двенадцатилетку. «Что значит потерял один год? Потерял - значит, ничего не делал, ничего не освоил. В западном мире, в развитых странах люди получают высшее образование в 26-28 лет. А мы, находясь в худших условиях, хотим выпускать специалистов с дипломом в 22-23 года».

Структура новой системы образования

Тем временем в Академии педагогических наук Таджикистана сегодня даже в выходные дни продолжается работа. Специалисты составляют новые учебные программы и рассматривают возможные риски. «Переход на 12-летку не должен стать механическим решением - прибавлением одного учебного года или двух лет снизу и сверху», - говорит президент академии Ирина Каримова.

В душанбинской школеBildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: В душанбинской школеОднако объем программы начальной школы увеличится. “Сегодня в Таджикистане только 7 процентов детей охвачены дошкольным образованием, а это значит, что 93 процента детей приходят в школу неподготовленными. Они начинают учиться, уже непосредственно попадая в начальные классы», - говорит Каримова. Именно этот факт, по ее словам, убедил разработчиков реформы увеличить на один год ступень начальной школы.

Другая проблема - что станут изучать в 12-м классе. «Это должна быть уже профильная дифференциация, способствующая поступлению детей в вузы и получению начальной профессиональной подготовки», - говорит Ирина Каримова.


Таким образом, новая система предполагает три ступени обучения: с 1 по 5 классы - начальное образование, с 6 по 10 - основное, в 11-12 классах школьники будут углубленно изучать выбранные предметы по гуманитарным и точным наукам.


dw-world.de: Таджикистан переходит на двенадцатилетку


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал