Направление подготовки 38. 04



Скачать 198,06 Kb.
Дата14.06.2018
Размер198,06 Kb.
ТипРеферат
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Письменное контрольное задание

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Направленность (профиль) «Государственное и муниципальное управление в субъекте РФ»

Форма обучения: заочная

Выполнила:

Брижан М.А.

Студент гр. ГМУ 15391

Проверил:

канд. экон. наук,

доцент

Скорых Н.Н.

Новосибирск, 2017г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Реформы общего образования в России и его перспективы…………….6

Методы совершенствования общего образования……………………….8

Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы на примере Новосибирской области…………………………11

Заключение………………………………………………………………..14

Библиографический список………………………………………………15

Введение

Согласно определению словаря Ушакова, образование является процессом определения знаний, обучение и просвещение.

Также образование определяется как социальная система, состоящая из нескольких образовательных ступеней.

Осуществляет деятельность сферы образования государственная политика.

Государственную политику определяют как целенаправленную деятельность органов государственной власти. Деятельность касается решения общественных проблем, достижения и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер [1].

Кроме того, деятельность может быть средством, которое позволяет государству достигать определенные цели в конкретной области. При этом используются правовые и экономические, а также административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении. Итак, государственная политика выступает в виде общего плана действий политико-административных органов власти и управления. Данный план направлен на решение важных проблем общества, которые оказывают влияние на уровень образования граждан. Он включает в себя действия:

- определять цели и приоритеты развития образования в обществе;

- разрабатывать и планировать политическую стратегию в области образования;

- анализировать и оценивать затраты по образовательным программам, которые являются альтернативными;

- обсуждать и консультировать;

- выбирать и принимать государственные решения;

- проводить мониторинг и оценку выполнения реализации данных проектов в сфере образования [8].

Государственной образовательной политикой называют направляющую и регулирующую деятельность государства в сфере образования. Деятельность осуществляется для достижения целей, а также для решения задач общегосударственного и глобального масштаба.

Главной задачей российской образовательной политики заключается в обеспечение современного качества образования, сохраняя его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Политика образования формируется на высшем уровне государственной власти. Ее реализация осуществляется с помощью законов, указов, постановлений правительства, общегосударственных и международных программ, а также международных актов.

Правовое регулирование важная часть в жизнеспособности образования в обществе. С помощью него государство воздействует на отношения внутри этой сферы, стабилизируя и упорядочивая их [8].

Целью законодательства в сфере образования определяется установление государственных гарантий, механизмы реализации прав и свобод человека в ней. Но основной задачей является обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

За последние десятилетия почти во всех странах наблюдается значительный рост уровня развития человеческого потенциала, однако и сегодня, развивая политику образования в государстве, есть люди, у которых возникают препятствия на пути получения образования.

За долгие годы в России был набран достаточно большой опыт в сфере образования. К этому можно отнести создание новых программ образовательных, а также корректирующих для детей с разным уровнем развития. Также работа затронула направление и с трудными подростками, организацию досуга, помощи, коснулась развития научного потенциала страны и другие развития образовательного процесса. С 90-х годов двадцатого века российское образование объединялось в систему мирового образования. Это приводило к структурным и институциональным инновациям. Однако «закрытость» образования в советское время вызвала некоторые последствия. Образование отличается от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения, кроме того по некоторым критериям и вовсе отстает. Также есть некоторые расхождения в учебных программах. Изменения в российском образовании порой происходят по сценарию «догоняющей модернизации». В этот момент реализуется воспроизводство норм и образцов западной системы образования. Зачастую по этому поводу происходит столкновение позиций сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании [8, 11].

Согласно индексу образования в странах мира, который измеряется с точки зрения достигнутого уровня образования населения. В таком случае по мировым показателям Россия занимает 34 место из 188.

Глобализация, или же масштабные изменения, часто вызывало осознание того, что присутствует «отсталость» отечественной системы образования. Это в свою очередь влияло на падение престижа образования, которое в ближайшее время могло не достигнуть состояния «национальной гордости».

Реформы общего образования в России и его перспективы

В Российской Федерации область образования провозглашена приоритетной. В связи с этим государство взяло на себя обязанность проводить политику в этой области.

На сегодняшний день задача образования значится в преодолении культурных издержек при модернизации. Для перспективного развития образования необходимо для его обновления введение трех частично самостоятельных направлений. Первое – это ресурсы. Для достижения эффективного уровня есть необходимость увеличения финансирования образовательных программ. Второе – это социальные вопросы. Он заключается в обеспечении равного доступа к образованию. Третье – непосредственно содержание образования. Существование образования не возможно без систематического изменения и развития. Развитие должно быть внутренним, а главное органичным, так как копирование чужих приемов редко приводит к успеху.

Стоит помнить, что ломать уже существующую систему образования не нужно. Его логику, фундаментальный и систематический характер, а также всеобщий и массовый масштаб необходимо сохранить, нужно только поддерживать это всё ресурсами. Но в полном изменении образование не нуждается, только в модернизации, которая успевала бы за темпом в мире. Отличается модернизация от реформы тем, что первое опирается на сохранившиеся элементы. Однако, часто встречается все же реформа. Успех в реализации реформы сложная задача. Прежде всего, требуется очень тщательное планирование, разработанная стратегия, соотношение целей с теми, кто должен их реализовывать, уделять внимание ресурсам, обеспечить разработку процедуры оценивания [9].

В целом состояние образования в России не идеальное. В таком случае в поддержке нуждаются и городские и сельские школы. Что касается деревенских школ, то они и вовсе не имеют и части того, что есть в городских. Прежде всего, это выражается в дефиците грамотных преподавателей, некачественное состояние школ и материально-техническое оснащение.

Основной проблемой развития сферы образования заключалась в потребности улучшения финансово-экономического механизма. Чтобы финансовая сторона деятельности сферы образования эффективно применялась, условием для этого являлся четкий перечень индикаторов результативности, а также детальной научно обоснованной методики их определения индивидуально для каждого вида и типа образовательных учреждений. Кроме того необходима реализация в России федеральных и региональных целевых образовательных программ. В свою очередь современное образование призвано гармонировать требования по реализации образовательного стандарта нового поколения, а также создать условия для того, чтобы развились индивидуальные интересы и потребности ребенка, и развивать способность включаться в социально-экономические процессы общества.

Осуществление финансирования расходов основного характера на нормативную основу помог создать базу для выделения средств, основанных на программно-целевом принципе. Данный подход связан с достижением конкретных результатов. Одновременно с этим возросла роль самого образовательного учреждения и его администрации в эффективном расходовании ресурсов. Управление системой образования основывается на программно-целевом подходе.

Эффективным методом улучшения качества образования в России и правового регулирования в этой сфере является реализация программ, которые направлены на развитие образования как целого процесса воспитания поколения [3].




Методы совершенствования общего образования

Есть необходимость продолжить начатые изменения, которые призваны обеспечить переход от системы массового образования индустриальной экономики к инновационной и социально ориентированной экономике непрерывного индивидуального образования для всех, развитию образования, которое связано с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированное на формирование творческой социально ответственной личности.

Перспективой развития общего образования указано в государственных программах, например, Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициативе «Наша новая школа», Государственные программы развития образования 2013-2020 гг.

Итак, Приоритетный национальный проект должен ускорить модернизацию российского образования, и итогом будет достижение современного качества образования, соответствующее запросам общества и социально-экономическим условиям. В проекте отражены механизмы, которые стимулируют системы изменений в образовании. Суть заключается во внедрении элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Нацпроект «Наша новая школа» нес идею модернизации и инновационного развития, что являлось единственным путем, который мог позволить России стать конкурентным обществом 21-го века, обеспечив достойную жизнь всем нашим гражданам [2].

В этом документе рассматривается вариант школы будущего. Новую школу называют институтом, который соответствует целям опережающего развития. В школе должно быть обеспечено изучение достижений прошлого и технологий для будущего.

В таком случае подразумевается, что ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. Также это школа для всех, что означает обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также детей, оставшихся без попечения родителей и детей в трудной жизненной ситуации. Кроме того новая школа будет являться центром взаимодействия с родителями, культурными учреждениями, здравоохранения, спорта и досуга [10].

Цель Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы заключается, во-первых, в обеспечении высокого качества российского образования, которое будет соответствовать меняющимся запросам населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования. Во-вторых, заключается в обеспечении высокого развития потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Задачи Программы заключаются в формировании гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, которая будет развивать человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации и повышать ее глобальную конкурентоспособность. Также задача Программы относится к развитию инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, которые должны обеспечить равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей, модернизация образовательных программ в системах дошкольного и общего образования детей, которые направлены на получение современного качественного образования. Третья задача заключается в том, чтобы Программа обеспечила эффективную систему по социализации и самореализации молодежи, а также модернизацию образовательных программ в системе дополнительного образования детей, которые будут направлены на развитие потенциала детей и молодежи. В-четвертых, задачи Программы ориентированы на создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

И в решении этих вопросов Федеральная целевая программа остается важным инструментом совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях общества.

Реализация заключается в двух этапах. Первый этап (2016-2017 гг.) характеризуется пробой и внедрения моделей и комплексов мер, а также завершение строительства объектов, которые были начаты в рамках ФЦПРО 2011-2015.

На втором этапе (2018-2020 гг.) планируются принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, а также внедрение в практику новых механизмов их функционирования, которые ориентированы на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации [10].

Кроме того Программа должна помочь достичь высокий стандарт качества содержания и технологий образования, повысить доступность программ социализации учащихся и студентов для успешного вовлечения их в социальную практику, а также создать необходимые условия для всестороннего развития и обеспечить эффективность системы изучения русского языка, совершенствовать условия для продвижения русского языка, российской культуры [7].


Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы на примере Новосибирской области.

Общее образование Новосибирской области насчитывает более тысячи общеобразовательных учреждений, из которых 65% находятся в сельской местности. Объединение и укрупнение школ за последние годы, связаны с эффективными расходами бюджетных средств.

 Федеральная целевая программа развития образования содержит в себе раздел 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». Он характеризуется в поддержке на конкурсной основе не менее 20 субъектов Российской Федерации, которые внедряют современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях. Также были распространены и внедрены результаты не менее чем в 70 субъектах Российской Федерации [2, 5].

По данному разделу в декабре 2016 года Новосибирская область стала одним из регионов-победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования, которая заключалась в предоставлении субсидий на поддержку реализации мероприятия ФЦПРО на 2016-2020 годы.

Новосибирская область уже имеет накопленный опыт по выявлению и поддержке школ с устойчиво низкими результатами обучения, и в том числе тех, которые функционируют в неблагоприятных социальных условиях. Реализация мероприятия 2.2. ФЦПРО в регионе может позволить создать дополнительные условия для повышения качества образования в выделенной группе школ.

Цель региональной системы поддержки таких школ – повысить качество образования и преодолеть разрыв в образовательных возможностях детей, в связи с территориальной отдалённостью и сложностями социальных условий, а также особенностями контингента обучающихся и их семей.

Кроме того Новосибирская область также оказала в числе победителей среди регионов по разделу 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" [6, 10].

Министерство образования и науки Российской Федерации и Правительством Новосибирской области было подписано соглашение на предоставление субсидии федерального бюджета областному бюджету Новосибирской области для финансового обеспечения мероприятия Федеральной целевой программы от 14.06.2016 №08.G29.24.02.

Для реализации была создана стажировочная площадка Новосибирской области по внедрению эффективных практик реализации федеральных государственных стандартов и адаптированных образовательных программ.

Цель площадки внедрить эффективные практики реализации ФГОС основного общего образования, в том числе, которые являются адаптированными образовательными программами в Новосибирской области. В 2015-2016 учебном году продолжилась планомерная работа по подготовке к переходу на ФГОС основного общего образования. Все это необходимо для оказания содействия их развитию и реализовать мероприятия государственной программы Новосибирской области.

Это способствует поддержке и выравниванию системы общего образования на федеральном уровне и на региональных уровнях, в городской и сельской местности – реализация ФЦПРО 2016-2020 гг. является главным инструментом [12].

Реализуя политику в сфере общего образования, фундаментом чего являются Федеральная целевая программа, Государственные стандарты, проводя статистику, выявляются преимущества их внедрения и реализации на примере Новосибирской области можно отметить следующие действия: улучшена материально-техническая база образовательных организаций, например, приобретено новое учебно-лабораторное оборудование и обновлено технологическое оборудование в пищеблоках школ.

На данные цели из областного бюджета было выделено более 200 миллионов рублей. Учащиеся всех школ полностью обеспечены учебниками, на эти цели из областного бюджета направлено более 280 миллионо рублей.

Продолжается реализация проекта создания в общеобразовательных организациях сельской местности условий для занятий физической культурой и спортом (86,1% организаций имеет спортивный зал) и показатель продолжает расти; вводятся в эксплуатацию новые здания школ (например, село Дубровино Мошковского района); продолжение увеличения скорости доступа к сети Интернет (например, 58% школ скорость 2048 Кбит/с, в 16% школ – 100Мбит/с). Приведены лишь частичные показатели достигнутых результатов за время реализации ФЦП «Развитие образования 2016-2020», и они являются достаточно большим достижением.

За программой Российской Федерации «Доступная среда» следовала задача сделать образование доступным для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Так, в 53 школах за 2015-2016 приобрелось специализированное оборудование: компьютеры, мебель.

Однако стоит отметить, что показатели последних лет (2015-2016 гг.), отражающие положительную вышеуказанную динамику развития образования, не являются окончательно идеальными, так как развитие является не всегда полным и качественным на уровне города Новосибирска, и достаточно низким на уровне сельской местности области: сеть Интернет, техническое оснащение могут отсутствовать вовсе.



Заключение

Так как мы находимся в условиях мирового экономического кризиса, перед государством стоит острая проблема финансирования отечественного образования.

По-прежнему остается мнение, что в российском образовании нужно многое менять. Стоит только помнить, что делать это следует одновременно в содержательной и в организационной части. Приступать к работе в каждом индивидуальном случае нужно не спонтанно, а обдуманно и планомерно. Но даже если произойдет мгновенное увеличение финансирования сферы образования в несколько раз, это все равно не решит проблему полностью. Реформы российского образования будут бессмысленны, если не будут направлены на достижение определенных целей.

Материальный фактор в России играет не маловажную роль. На фоне остальных проблем решение проблемы, касаемо заработной платы учителей также не должно откладываться. Хоть по сравнению с годовым периодом (2012-2014 гг.) заработная плата учителей по Новосибирской области возросла - с 29803 до 37754 в период кризиса в стране она по-прежнему, по мнению педагогического состава, не является достаточной. Основные проблемы, которые мешают эффективно функционировать системе общего образования в России должны решиться поставленными задачами.

Некоторые задачи по решению проблем образования решаются, однако многие остаются перспективой развития общего образования. Здесь, безусловно, подают надежду документы, которые определяют стратегию развития образования, поскольку они содержат в себе и цели и задачи, отвечающие современным потребностям общества.

Таким образом, для достижения высокого стандарта качества содержания и технологий всех видов образования необходимо точно и последовательно решать задачи, отраженные в Программе. Их решение одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016 — 2020 годы, которые определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

Из приведенных данных статистики видно, что многие образовательные учреждения обеспечены материально-технической базой, но по-прежнему охвачены не все, и улучшив материально-техническую базу оставшихся учреждений, может дать направление усовершенствования деятельности образовательных организаций и политики образования в целом.

Нужно помнить, что реализуя национальные планы, целевые программы, чтобы совершенствовать систему образования решая первостепенные проблемы, могут возникать несколько дополнительных проблем. Первой проблемой является сохранение положительного в системе образовании, что уже имеется. Вторая проблема заключается в качественном восстановлении того что было утрачено в образовании за предыдущие годы. И, наконец, третья проблема является основной, это привести систему образования в соответствие с запросами общества.



Библиографический список

1. Государственная политика: сущность, виды, механизмы разработки. [Электронный ресурс] // Формы государства. Шпаргалка по политологии. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/97129/46/Shapkarina_-_Shpargalka_po_politologii.html (дата обращения: 30.08.2017)

2. Доступность качественного обучения и воспитания. [Электронный ресурс] // Правительство Новосибирской области. URL: http://www.nso.ru/page/9618 (дата обращения: 30.08.2017)

3. Дуброва А. Н. Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1280-1283. (дата обращения: 30.08.2017)

4. Куценко Ю. «Основные проблемы развития системы образования и пути их решения». [Электронный ресурс] // Учительская газета: независимое педагогическое издание. Образовательное право. – 2005 - №29. URL: http://www.ug.ru/archive/11888 (дата обращения: 05.09.2017) 5

5. Мероприятие 2.4 ФЦПРО «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. [Электронный ресурс] // «Областной центр информационных технологий» и ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования». URL: http://www.oblcit.ru/projects/list/8826/ (дата обращения: 05.09.2017)

6. Победители конкурса ФЦПРО 5.4 «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования». [Электронный ресурс] // Инновационные решения. Протокол заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2017. - URL: http://klever-ok.ru/2017/05/15/pobediteli_54fcpro/ (дата обращения: 05.09.2017)

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz4tZxLogDB (дата обращения: 30.08.2017)

8. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования (на примере Саратовской области). [Электронный ресурс] // Образовательный сайт. URL: http://refleader.ru/qasbewujgmer.html (дата обращения: 30.08.2017)

9. Состояние сферы общего образования на примере Московской области. [Электронный ресурс] // Библиофонд: электронная библиотека студента. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=807907 (дата обращения: 01.09.2017)



10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D1%84%D1%86%D0%BF-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2016-2020 (дата обращения: 30.08.2017)

11. Чуправкова А.В. «Состояние и перспективы развития общего образования в России. [Электронный ресурс]. // 2balla.net – коллекция лучших рефератов. Тюмень 2010. URL: http://2balla.net/pedagogika/sostojanie-i-perspektivy-razvitija-obschego-obrazovanija-v-rossii.html (дата обращения: 05.09.2017)
Каталог: dekdost
dekdost -> Курсовая работа на тему: «управление территорией крайнего севера
dekdost -> Грейдинг: сущность, организация и управление
dekdost -> Анализ концепций Максимилиана Вебера
dekdost -> «Миф и религия»
dekdost -> Контрольная работа По учебной дисциплине «Социология» на тему: «Роль социологии в исследовании современного общества»
dekdost -> Контрольная работа По учебной дисциплине «Социология» на тему: «Роль социологии в исследовании современного общества»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал