Направление проекта: «Разработка и внедрение примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях»



страница1/6
Дата16.07.2017
Размер2,71 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Направление проекта: «Разработка и внедрение примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях»

Тема проекта: «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта

общего образования»

Содержание:




Название проекта.

3



Цель проекта

3



Задачи проекта

3



Критерии и показатели оценки результативности

и эффективности проекта



4



Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

6



Оформление результатов реализации проекта

7



Продукты инновационной деятельности

7



Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационных продуктов проекта

8



Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

9



Сроки и этапы реализации проекта

10



Основные риски проекта и пути их минимизации.

12



Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику

13



Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

14



Основание устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

16



Основные мероприятия по реализации проекта

17



Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

21



Ресурсная база реализации инновационного проекта

22



Описание форм организации сетевого взаимодействия МБОУ «ИСОШ» с другими образовательными организациями

27



Контрольная группа участников инновации

28



Система организации контроля

28

Наименование проекта

«Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования".


Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Цель проекта: создание условий для развития образовательного потенциала школьного музея путем его модернизации.

Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

В связи с этим миссия школьного музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Именьковская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - создать наиболее благоприятные условия развития для всех детей. Школа призвана сформировать инструмент адаптации к быстро меняющейся жизни, сохранять личностные качества в весьма непростых обстоятельствах жизни, учить жить в мире с окружающими, выполнять свои обязанности, уважать и любить людей.

Для достижения поставленной цели и реализации миссии школьного музея необходимо решить следующие задачи:

1) обновить систему гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

2) развить материально-техническую базу музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

3) повысить доступность использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Критерии и показатели оценки результативности

и эффективности проекта.

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер воспитательного процесса, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результаты реализации проекта оцениваются по следующим показателям:


Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

Организация работы школьного музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся, воспитанию патриотизма.

  • Состояние материально-технической базы.

  • Оборудование музея необходимой мультимедийной техникой.

  • Модернизация традиционных форм работы.

  • Доля современных технологий, в том числе информационных, в организации учебного процесса.

  • Наличие локальной нормативной базы деятельности школьного музея.

  • Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.

  • Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).

  • Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.

  1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы

  2. Педагогическое наблюдение

  3. Анкетирование учителей, учащихся и их родителей

Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и краеведению,

географии, литературе, технологии и ИКТ



  • Высокие результаты обучения учащихся по краеведению (Родное Подмосковье), литературе, географии.

  • Повышение ИКТ-компетенций.

  • Обеспеченность процесса преподавания истории дидактическими материалами, краеведческой литературой.

  • Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

  • Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

  • Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

  1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анкетирование обучающихся.

  4. Психолого-педагогическая диагностика.

Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам»

(Л. П. Ромадина) *.

5.Оценивание предметных и метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся по ФГОС.


Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса.

(приложение1)




  • Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

  • Количество мероприятий, проведенных на базе музея.

  • Количество посетителей школьного музея.

  • Рост числа победителей и призеров, конкурсов, соревнований, конференций разного уровня, связанных с профилем музея.

  • Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся.

  • Количество проектов, созданных с использованием базы музея.

  • Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания.

  • Наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях

  1. Анализ итогов учебно-воспитательной работы

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анкетирование учащихся.

  4. Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов) **.

5.Оценивание личностных результатов учащихся по ФГОС.

Мониторинги, семинары, консультации



Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
Музей органично вписан в образовательное пространство нашей школы, что позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в рамках перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее – ФГОС).

В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, музеями города, советом ветеранов; создание виртуального музея; презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.



Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • удовлетворение социального запроса на создание ресурсного центра на базе школьного музея для развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС;

  • обновление системы гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

  • развитие материально-технической базы музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

  • повышение доступности использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельностью и дополнительным образованием;

  • введение педагогами в рабочие программы и воспитательные планы материалов фондов музея;

  • создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций;

  • повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС.

  • осуществление реального междисциплинарного сотрудничества как внутри своего коллектива, так и в других образовательных учреждениях района;

  • совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников МБОУ «ИСОШ» и учебно-материальной базы школы.

Оформление результатов реализации проекта:

  • разработка модели программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;

  • методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея;

  • методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования;

  • публикации, включающие в себя деятельность школьного музея, по реализации инновационных приоритетов школьного музея в музейной и краеведческой деятельности;

  • разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии.

В итоге реализации проекта школьный музей в МБОУ «Именьковская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан станет центром дополнительного образования, центром гражданского и патриотического воспитания, центром изучения истории учебного заведения, села Лаишевского края и центром формирования нового типа личности учащегося.

В ходе реализации проекта будут созданы продукты инновационной деятельности:

  • программа создания виртуальных экскурсий в школьном музее, которая предоставит новые возможности использования экспозиций на уроках, занятиях внеурочной деятельности и дополнительного образования;

  • сайт музея школы для расширения информационного пространства;

  • электронная база фондов музея, которая обеспечит оптимальные условия для учёта и сохранности музейной коллекции;

  • ресурсный центр на базе школьного музея для развития процесса социализации и воспитания нового типа личности учащегося;

  • новая модель программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;

  • новые методические разработки музейных экскурсий, краеведческих занятий на разделах музейных экспозиций;

  • разработки материалов учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по использованию коллекций школьного музея в урочной и внеурочной деятельности.


Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационных продуктов проекта



  • Повышение эффективности реализации направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»:

  • обновленное содержание образования для раскрытия способностей учащихся и подготовки их к жизни в высокотехнологичном мире;

  • разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности;

  • становление сетевой модели непрерывного повышения квалификации педагога;

  • школа как центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством;

  • опережающее развитие как результат школьного образования, заключающееся в вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия.




  • Расширение возможности раскрытия содержания, демонстрации и использования материалов музе. В результате этого:

  • обновятся и пополнятся фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;

  • будут созданы поисково-исследовательские работы;

  • будут проводиться виртуальные экскурсии для учащихся, родителей, педагогов;

  • усовершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея;

  • активизируется работа по вовлечению учащихся в творческий процесс;

  • произойдет повышение профессионального уровня педагогов.


Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения. Эти изменения коснулись и нашего учреждения. Школа является площадкой по введению ФГОС не только на уровне начального общего образования, но и основного. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей развитию и воспитанию учащихся. Мы используем различные ресурсы: спортивный зал, библиотеку, актовый зал, хореографический зал, специализированные предметные кабинеты. И школьный музей также не является исключением. Но так как материально-технические условия функционирования музея не отвечают возросшим потребностям в образовании и воспитании личности учащегося, препятствуют эффективному использованию его содержания и внедрению новых форм обучения на его базе, то использование этого ресурса школы стоит под вопросом. Также необходимо преобразование форм хранения, учета и использования экспозиций музейных фондов.

Музей школы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Одним из ведущих направлений в деятельности музея - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основные материалы расположены в двух залах: «Зал боевой и трудовой славы», «Район и школа в годы Великой Отечественной войны».

В этой работе основными формами стали:



  • Походы по местам боев 1 Ударной армии.

  • Работа с ветеранами.

  • Поисково-исследовательская работа. Материалы школьного музея часто становятся темой исследовательских работ учащихся по теме «Великая Отечественная война», которые ребята защищают на школьных и районных конференциях.

  • Работа клуба «Юный историк». В 2011 году создан детско-юношеский клуб «Юный историк». Разработаны экскурсии по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Подготовлены экскурсоводы из числа учеников 5-11 классов (27 учеников).

Всего с 2001 по 2015 годы проведена 1220 экскурсия для 13273 посетителя.

Издательская работа музея. Клуб «Юный историк» издаёт газету «Көзге», выпущены сборники творческих работ учащихся. Совет музея проводит радиопередачи, конкурсы плакатов и рисунков, презентаций, посвящённые Великой Победе; проводит работу с жителями района и села; сотрудничает с районной газетой «Камская новь».

Результаты деятельности школьного музея размещаются на школьном сайте. Внешние связи музея. Тесную связь поддерживает школьный музей с музеем города Лаишево.

Одним из вариантов решения проблемы является создание в школе виртуального краеведческого музея. Выделение воспитательной функции виртуального школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Поддерживая школьного музея, как ресурса для развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС МБОУ «ИСОШ» действует в инновационном режиме. Наш ресурсный центр будет оказывать помощь педагогам и специалистам образовательных учреждений района, вступающих на путь введения ФГОС, в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности, постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей работы.



Сроки и этапы реализации проекта
I этап (2015 г. - 2016 г.) - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп. Разработка плана работы и программы деятельности музея. Создание плана модернизации школьного музея (музейное оборудование, косметический ремонт помещений музея, программное оборудование).

Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики музейной педагогики с приглашением сотрудников музея города Лаишево, музейно-выставочного комплекса.
I I этап (2016 г. - 2017 г.) - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основной задачей на данном этапе является включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.



Содержание деятельности практического этапа.

  • Проведение косметического ремонта помещений музея

  • Монтаж нового музейного оборудования

  • Внедрение современных информационных технологий в работу музея

  • Создание Internet-версии школьного музея. (Создать электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции.)

  • Развитие способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).

  • Проведение школьной конференции научно-исследовательских проектов по краеведению и истории Лаишевского края.

  • Организация презентации школьного интерактивного музея.

  • Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности и музейной педагогики через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации.

  • Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций.

  • Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.


III этап (2017 г. - 2018 г.) - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Основной задачей этого этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом.



Содержание деятельности заключительного этапа.

Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, школьных методических объединений учителей-предметников, рабочих группах.

Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Школьный музей как ресурс духовно-нравственного развития, социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта».


Основные риски проекта и пути их минимизации.



Основные риски проекта

Пути их минимизации

1.

Смена места работы участников проекта:

  • Руководитель

  • Исполнители

Руководство проектом изначально осуществляют два человека.

В течение всего времени реализации проекта действует школьная программа «Я - профессионал» для повышения профессиональных компетенций педагогических работников, т.е. в школе всегда есть резерв кадров, способных осуществлять инновационную деятельность.



2.

Низкая мотивация педагогов и специалистов образовательных учреждений города к сотрудничеству с МБОУ «ИСОШ» по теме проекта.

Повышать мотивацию к взаимодействию совместно с Муниципальным казённым учреждением «Управление образования Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»

3.

Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении каких- либо конкретных вопросов

Сотрудничество с Муниципальным учреждением «Музей Лаишевского края» г. Лаишево, ул. Лебедевой, д. 32 тел. 8 (84378)2-57-11

Сотрудничество с преподавателями ИРО РТ

Сотрудничество с методистами МКУ ««Управление образования Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»»


4.

Отсутствие финансовых средств для реализации проекта

Привлечение спонсорской помощи.


Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБОУ «ИСОШ»
Для того чтобы сформировать новый тип учащегося, нужны такие методические подходы, которые были бы направлены  на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит



  • через использование Internet-ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;

  • организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;

  • проводить уроки – реконструкции по литературе, истории, краеведению, экологии;

  • проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;

  • используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Наш опыт предполагается распространять через семинары, мастер- классы, практические встречи по вопросам диагностики, деятельности педагогов, реализующих ФГОС.

Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, республиканском федеральном уровнях. Обязательным для исполнителей проекта является представление своего положительного опыта на сайтах, виртуальном музее.

Определённые возможности для распространения имеет школьный сайт. Вся информация о реализации проекта, положительных результатах ежемесячно будет выкладываться в разделе «Наша инновационная деятельность».

Исполнители проекта готовы к обсуждению острых вопросов в сети интернет через сетевые сообщества, что тоже является довольно мощным инструментом распространения нашего опыта. Здесь интересна возможность распространения опыта не потому что «послали» на семинар, а личная заинтересованность в вопросах организации работы в урочное и внеурочное время в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

Итак, наш опыт мы готовы распространять следующими способами:



  • Семинары, консультации;

  • Публикации на профессиональных сайтах и изданиях;

  • Размещение информации на школьном сайте и сайте Лаишевского муниципального района.

  • Через сетевые сообщества, сообщества методических объединений города




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница