Научные методы познания живой природы как средство формирования познавательного интереса школьников. Актуальность



Скачать 249,28 Kb.
Дата14.06.2018
Размер249,28 Kb.
Представление

собственного

педагогического

опыта


(Кунаева Е. Н.)

Научные методы познания живой природы как средство формирования познавательного интереса школьников.
Актуальность выбора темы обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения образовательной программы по биологии, которые нацелены на формирование у школьников системы научных знаний о живой природе, закономерностях её исторического развития, результатах деятельности человека, влияющей на сокращении биологического разнообразия в биосфере.

Достижение данного результата невозможно без приобретения школьниками опыта использования методов биологической науки для развития целостного, естественнонаучного представления о картине мира, знаний, применение которых позволит каждому из них научиться формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательнойдеятельности, овладевать умениями формулировать противоречия, цели, гипотезы,конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Таким образом, существует объективная потребность в поиске и применении оптимальных педагогических средств, биологических и научных методов познания окружающего мира, включая живую природу, обеспечивающих развитие мотива и интереса познавательной деятельности у каждого конкретного школьника.

Актуальность подтверждается и тем, что проблема дифференциации обучения, активное использование в системе общего образования современных технологий, а именно, учебно-исследовательской и проектной деятельности, активных форм и методов научного познанияживой природы выделена как одно из приоритетных направлений новых образовательных стандартов в достижении планируемых результатов.

Из актуальности вытекает его проблема, направленная на поиск эффективных путей развития познавательного интереса учащихся к биологии, что позволило сформулировать тему «Научные методы познания живой природы как средство формирования познавательного интереса школьников».

Объектом настоящего исследования является процесс обучения биологии в условиях дифференцированного подхода.

Предметом исследования является процесс развития познавательного интереса школьников к биологии. В процесс развития познавательного интереса мы включаем содержание, цели, методы научного познания живой природы, формы и средства обучения.

Цель заключается в исследовании влияния активных форм, средств обучения, методов научного познания живой природына развитие познавательного интереса у школьников на основе дифференцированного подхода в обучении биологии.

Гипотезазаключается в том, что развитие познавательного интереса к биологии у школьников повысит эффективность учебной и познавательной деятельности; развитие интереса к предметам естественно-научного цикла усилится при введении краеведческого материала, учебных проектов и исследований в части, формируемой участниками образовательных отношений, внеурочной деятельности.

Изучение школьной практики показывает, что понижение интереса к учению является одной из главных причин плохой успеваемости по предмету. Только преподавание, вызывающее интерес к изучению предмета, способно научить учащихся творчески мыслить, активно включаться в поиск ответов на многие вопросы из жизни природы.

В соответствии с объектом, гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучить проблему интереса к учебному предмету в педагогике, психологии и методике биологии.

2. Выявить и обобщить активные формы, средства обучения, методы научного познания живой природы относительно их использования в преподавании биологии на начальном этапе основного общего образования.

3. Изучить состояние проблемы познавательного интереса к биологии в условиях дифференцированного обучения в современной школе.

4. Разработать и экспериментально проверить имеющуюся методическую и педагогическую литературу по развитию познавательного интереса у школьников.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов;

изучение опыта работы учителей биологии по развитию познавательных интересов и дифференцированного обучения;

педагогические наблюдения за деятельностью учителей и учащихся на уроках и во внеклассной работе в период эксперимента;

педагогический эксперимент, проводимый в школе, анализ, обобщение и апробация результатов исследования;

опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, самооценка;

качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения по письменным и устным ответам учащихся, протоколам наблюдаемых уроков, школьной документации (классным журналам, ученическим тетрадям, планам работы учителей биологии и др.).



Методологической основой исследования явились

  • теория познания окружающей действительности и развития личности;

  • учение о диалектических категориях всеобщего и особенного, конкретного и абстрактного, явления и сущности;

  • диалектические принципы всеобщей связи и взаимодействия, развития и системности, связи теории с практикой.

Кроме того, работы отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов в области изучения познавательных интересов и дифференциации обучения, использования активных форм, средств обучения, методов научного познания живой природы.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – формирование познавательного интереса, повышение качества учебно – воспитательного процесса.

Активизации познавательного интереса будет эффективной на уроке,если применяются:


  • нетрадиционные формы работы на уроке

  • игровые формы, методы и приёмы обучения

  • проблемно-диалоговые технологии

  • новые информационные технологии

Побудить обучающихся к активизации познавательного интереса, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности осуществляется и при определении домашнего задания.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться уобучающихся интереса  к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Теоретической базой своего опыта считаю результаты работ психологов, посвященных определению характера познавательного интереса (С. Л. Рубинштейн, Л. А. Гордон, Н. Д. Левитов, Л. И. Божович и др.); структуре общих и специальных способностей (В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, И. С. Якиманская и др.). Учитывались результаты дидактических исследований, посвященных изучению психолого-педагогических основ познавательного интереса (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. Г. Здравомыслов и др.); дидактических аспектов проблемы индивидуализации и дифференциации обучения (А. А. Бударный, Е. С. Рабунский, И. Унт и др.), методических исследований в области биологии (Н. М. Верзилин, Д. И. Трайтак, Р. Д. Маш, Н. А. Рыков, И. Д. Зверев и др.).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

В практической деятельности используются следующие методы научного познания:



Исторический - в основе этого метода лежит установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине XIX века (обоснование теории эволюции Ч. Дарвина). Применение исторического метода позволило превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую как произошли и как функционируют многообразные живые системы.

Описательный - в основе лежит наблюдение. Он широко применялся еще учёными древности, занимавшихся сбором фактического материала и его описанием(изучение и описание животных и растений), а также применяется в настоящее время (например, при открытии новых видов).

Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Сравнительный - стал применяться в XVII в. Он позволяет выявлять сходства и различия между организмами и их частями (систематизация растений и животных, разработка клеточной теории). В наше время сравнительный метод также широко применяется в различных биологических науках.

Экспериментальный - это получение новых знаний (изучение явления) с помощью поставленного опыта.Экспериментальный метод начал применять в своих исследованиях при изучении кровообращения Уильям Гарвей (1578-1657г.), а широко использоваться в биологии (при изучении физиологических процессов) он начал с XIX в. Г. Мендель, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые применил эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов. 
В XX в., благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф, и др.), экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Моделирование, которое считают высшей формой эксперимента, также применяют в современной биологии (ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем и всей биосферы).

Биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук. Поэтому наряду с общебиологическими методами, выделяют методы, которые используются частными биологическими науками:



  • генетика — генеалогический метод изучения родословных,

  • селекция — метод гибридизации,

  • гистология — метод культуры тканей и т.д.

Мониторинг - применяется в исследованиях состояния - многоцелевое длительное наблюдение за состоянием и изменениями изучаемого объекта. Мониторинг необходим для выявления загрязнения окружающей среды, установления изменений в видовомразнообразии в биогеоценозах для обнаружения и спасения редких, исчезающих биологических видов на нашей планете. При проведении мониторинга наряду с биологическими методами используются физические, химические, географические, космические (например, зондирование с искусственных спутников, космических кораблей).

Микроскопия - лабораторные исследования широко применяются во всех отраслях биологии. Самым распространенным инструментом при этом был и остается микроскоп. За многолетнюю историю микроскопических исследований накоплен огромный практический опыт, разработана масса методик подготовки препаратов (фиксация различными химикатами — формалином, спиртом, хлороформом и др. ; окрашивание йодом, эозином, гематоксилином и др.), созданы специальные приборы для приготовления особо тонких срезов (микротомы), для зарисовок (рисовальные аппараты), для определения размеров клеток и органоидов (окуляр-микрометры) и множество других. Специальные приборы позволяют изучать в лабораториях биохимические процессы в тканях и клетках организмов, электромагнитные свойства органов и тканей, обмен веществ и энергии в живых особях и многие другие процессы.

Каждый конкретный метод включает в себя наблюдение, формулировку гипотез, эксперимент, моделирование, анализ результатов и выведение общих закономерностей.

Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. Поэтому следует активно использовать биологические знания для ознакомления с окружающим миром, формирования научной картины мира. Школьное образование нацелено на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, готовой к жизни и труду в условиях современного общества.

Предмет «Биология» и в прошлые годы, и в настоящее время способствует воспитанию разных сторон личности учащихся. Поэтому учителю важно учитывать специфические возможности этого предмета и со знанием материала осуществлять воспитание.

Воспитание, связанное с обучением, очень сложно и требует большой продуманности. Оно не может ограничиваться информацией, имеющей воспитательное значение. Воспитание заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в преобразовании знаний в убеждения, которые в конечном счете формируют мировоззрение. Более того, убежденность проявляется в отношении к окружающему миру, людям в интересах, поступках, поведении, мотивах, жизненных целях. Процесс воспитания требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны с экологическим воспитанием, ценностным отношением к живому миру и окружающей среды; трудовое воспитание - с культурой труда и эстетикой; этическое воспитание - с экологическим, с трудовым в коллективе; духовность - с патриотическим и гражданским, гуманистическим, культурологическим и экологическим. Результативность. Для формирования познавательного интереса в нашей школе сложилась система экологической работы, которая помогает обучающимся применить на практике полученные теоретические знания. Организовываются экологические мероприятия разной направленности, вовлекая разновозрастные группы обучающихся. Нашими социальными партнерами являются не только высшая школа, но и ООПТ Республики Мордовия, различные организации и ведомства Министерства Природопользования, ООО «Ремондис», Администрация городского округа Саранск, Департамент по социальной политике, экологическое движение «ЭКА». Учителя биологии и обучающиеся нашей школы являются членами ДЭО «Зеленый мир».

Активно принимаем участие во всероссийских экологических акциях: Всероссийские экологические субботники «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ», «ОЧИСТИМ БЕРЕГА ОТ МУСОРА», проводим уроки: «Вода России», «Эконешка», «Сделаем вместе!», мероприятия: «День птиц», «Мама, папа, я- экологическая семья», конкурсы, агитбригады.

Особое место занимают выездные экологические экспедиции в ООПТ в различные районы республики. Тематика исследовательских работ, экскурсий определяется при участии опытных преподавателей биологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева, научных сотрудников МГПЗ им. Смидовича и национального парка «Смольный».

По окончании экспедиции проводится мини- конференция. В дальнейшем этот материал используется для написания исследовательских проектов и защищается на научно – практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Результатом своей работы считаю следующие достижения обучающихся:

- в 2015-16 учебном году Корнилаева Кристина, ученица 11 класса, представила исследовательскую работу по теме: «Редкие виды сосудистых растений симкинского природного парка устойчивого развития (таксономическое разнообразие и состояние популяций)». Целью работы является изучение таксономического разнообразия редких видов растений СППУР, а также состояния ценопопуляций некоторых представителей.

-Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу». ( Диплом лауреата III степени)

-Научно-образовательный форум обучающихся Республики Мордовия «Шаг в будущее» (Диплом II степени)

В 2016-17 учебном году Ворожейкина Анастасия, ученица 9 класса, представила исследовательскую работу «Состояние популяции морковника обыкновенного в республике Мордовия». Целью настоящей работы является исследование популяции морковника обыкновенного в Республике Мордовия.


  • XXII Бахтинская открытая гимназическая научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культуры» (Победитель);

  • Научно-образовательный форум обучающихся Республики Мордовия «Шаг в будущее» (Диплом III степени);

  • Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» (Диплом лауреата II степени);

  • Всероссийская научно-исследовательская конференция: «Живая культура: традиции и современность» (Диплом II степени).

В 2017-18 учебном году Самарина Маргарита, ученица 11 класса, представила работу: «Орнитофауна кордона Павловский». Цель работы: изучение видового состава орнитофауны окрестностей кордона «Павловский» и ее особенностей.

  • Школьники города - науке XXI века: Научно- практическая конференция. (Призер).

Высокие результаты показывают мои ученики в олимпиадах по предмету: 2016 г - Ворожейкина Анастасия, 9 класс - победитель муниципального этапа ВОШ по экологии и призер муниципального этапа ВОШ по биологии;2017 г.- Ворожейкина Анастасия, 10 класс - призер муниципального этапа ВОШ по биологии и по экологии; Маньчева Яна, 10 класс - призер муниципального этапа ВОШ по биологии и экологии; Фадеева Полина, 8 класс - победитель муниципального этапа ВОШ по биологии, Соколова Полина, 8 класс - призер муниципального этапа ВОШ по биологии. На региональном этапе ВОШ по биологии призерами стали Ворожейкина Анастасия, 9 класс - 2017г.; Фадеева Полина, 8 класс; Маньчева Яна, 10 класс; Соколова Полина, 8 класс- 2018г.

Мои ученики принимают участие в различных олимпиадах:



  • Евсевьевская открытая олимпиада, Волгина Анна – Призер 2016г.

  • Открытая олимпиада среди обучающихся 9-11 классов, Ворожейкина Анастасия – Победитель 2016г.

  • Всесибирская олимпиада школьников I этап: Фадеева Полина, 8 класс – Победитель; Спицанова Елизавета, 8класс – Призер; Соколова Полина, 8 класс – Призер; Филиппова Дарья, 8 класс – Призер; Ворожейкина Анастасия, 10 класс – Призер.

За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения награждена: почетной грамотой Государственного Собрания РМ, дипломом министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ, грамотой международного общественного фонда, грамотой от департамента по социальной политике Администрации г. о. Саранск, диплом от партии «Единая Россия», благодарственные письма от национального парка «Смольный», МГПЗ им. П.Г. Смидовича, ДЭО «Зеленый мир» и др.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

С целью активизации познавательного интереса у обучающихся учителю необходимо:

• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

• создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

• использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;

• направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

• избегать перегрузки обучающихся;

• принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;

• контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

• создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.



Трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.
Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть адресован всем учителям, кто использует активные формы на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В целях обмена опытом проводятся открытые уроки, выступления на заседаниях школьного методического объединения учителей, педсоветах, научно - практических конференциях. Для родителей обучающихся - тематические беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Свой методический уровень помогают совершенствовать курсы повышения квалификации.

Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Размещаю опыт работы на страницах школьного сайта. Опыт работы был обсужден на заседании педагогического объединения «Естественные науки» и получил положительную оценку. Опыт рекомендован для размещения на сайт образовательного учреждения. С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте школы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Эволюция и многообразие растений»


Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся.
Вид урока: смешанный.
Терминологический аппарат: эволюция, анализ, обобщение.
Цель урока – обобщить и систематизировать уобучающихся знания об основных этапах, признаках эволюции растении, их многообразии в зависимости от условий обитания; актуализировать умения анализировать и обобщать содержание эволюционно-биологического материала в виде логической схемы.


Целеполагание

Личностные

(воспитательные) задачи /результаты



Способствовать формированию:

• убеждений в объективной познаваемости содержания эволюционно-биологического материала на основе адекватных научных методов;

• убеждений в реальной возможности использования содержания эволюционно-биологическогоматериала в повседневной интеллектуальной и практической деятельности


Метапредметные

(развивающие) задачи /

результаты


Продолжить формирование:

• знаний обанализе и обобщении как общенаучных методах изучения объектов (предметов и явлений) окружающей действительности;

• умений применять IT-ресурсы для иллюстрации выводов и умозаключений;

• умений самостоятельно ставить цели, планировать, выбирать и создавать алгоритмы решения поставленных задач;

• умений ясно, точно, грамотно и аргументированно излагать мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленных задач;

• инициативности, находчивости и активности при решении поставленных задач в групповой и коллективной работе;

• умений контролировать процесс и результаты учебной деятельности при осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля


Предметные

(обучающие) задачи /

результаты


Сформировать:

• знания о причинах эволюции растенийкак закономерном длительном процессе их изменения под влиянием условий окружающей среды;

• знания об основных проявлениях (следствиях) эволюции растений, закрепленных в их анатомо-морфологических и физиологических характеристиках;

• знания о многообразии растений как результате эволюционного процесса



Продолжить формирование:

• умений обнаруживать проявления эволюционных приспособлений в строении растений;

• умений доказывать реальность эволюционных процессов, происходящих с растениями, при использовании конкретных примеров;

• умений обобщать и систематизировать эволюционные приспособления растений в виде логической схемы «Эволюция растений – от водорослей до покрытосеменных»;

• умений объяснять многообразие растений с позиции эволюционного процесса



ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке биологии. Надеюсь, что он будет интересным и познавательным. Как сказал Ч. Дарвин: «Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса».СЛАЙД 1

К одним из неизменных законов природы, чудесам, относится эволюция растений.СЛАЙД 2 (1).
--Для кого из вас уже знакомо это понятие? Что оно означает?

( Эволюция - это естественный процесс развития живой природы.) слайд

--Скажите, ребята, а по времени это быстрый процесс?

(Нет. Эволюция- медленный процесс.)

-- Ребята, как вы считаете, всегда ли растения были такими как сейчас (Нет.Растения постоянно изменялись)
Картинки на слайде СЛАЙД 2 (2).

-- Рассмотрите внимательно картинки на слайде

--Что вы видите? В чем сходство представителей?(Все представители относятся к царству Растения)

-- В чем различия? (По внешнему виду, строению, место обитанию, способам размножения).



Да, ребята, посмотрите насколько мир растений удивителен и многообразен СЛАЙД 2 (3).
Ребята, перед вами ключевые слова, которые помогут вам сформулировать тему урока.

Ответ: «ЭВОЛЮЦИЯ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ» СЛАЙД 3.
А вот цель урока предлагаю вам сформулировать при помощи слов - помощников. ПОВТОРИМ, УЗНАЕМ, ИЗУЧИМ, ПРОВЕРИМ.
1. Актуализация знаний.
На предыдущих уроках вами изучены морфологические и физиологические особенности разных представителей отделов царства «Растения», а также особенности их размножения и развития.

--Вспомните, какие отделы вам известны?

Ответ: водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных

Это очень схожие и, в то же время, различные по многим признакам растения.

Для выражения главных характеристик представителей царства «Растения» удобно использовать уже известный вам метод – метод анализа. В целом его смысл заключается в разложении некоторого целого на составные части для их дальнейшего детального изучения. Используя этот метод, выразите характеристики представителей каждого из перечисленных отделов (групповая работа по заполнению текстовой таблицы «Главные характеристики представителей отделов растений»). На выполнение задания 7 минут.

Группа №1 изучает характеристики представителей Отдел «Водоросли»

Группа №2 Отдел «Мхи»

Группа №3Отделы «Плауны», «Хвощи» и «Папоротники»

Группа №4Отдел «Голосеменные»

Группа №5 Отдел «Покрытосеменные»


Таблица

Главные характеристики представителей отделов растений

Отдел «Водоросли»

1.

Обитают преимущественноВ ВОДЕ

2.

ОДНОКЛЕТОЧНОЕ И МНОГОКЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ

3.

ОТСУТСТВИЕ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ в слоевище

4.

Доминирование в жизненном цикле ГАПЛОИДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

5.

Жесткая привязка полового РАЗМНОЖЕНИЯ К ВОДЕ

6.

Преимущественное вегетативное размножение

Отдел «Мхи»

1.

Обитают преимущественно на ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ ПОЧВАХ

2.

Многоклеточное строение

3.

Наличие у большинства представителей ЭЛЕМЕНТАРНО УСТРОЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ за исключением корня

4.

Доминирование в жизненном цикле гаплоидного поколения

5.

Жесткая привязка полового размножения к воде

6.

Размножение при помощи СПОР



Отделы «Плауны», «Хвощи» и «Папоротники»

1.

Обитают преимущественно на ВЛАЖНЫХ ЗАТЕНЕННЫХ ПОЧВАХ

2.

Многоклеточное строение

3.

Наличие у большинства представителей ХОРОШО РАЗВИТЫХ ТКАНЕЙ (ПРОВОДЯЩЕЙ, МЕХАНИЧЕСКОЙ, ФОТОСИНТЕЗИРУЮЩЕЙ) И ОРГАНОВ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КОРНЯ

4.

Доминирование в жизненном цикле ДИПЛОИДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

5.

Жесткая привязка полового размножения к воде

6.

Размножение при помощи спор

Отдел «Голосеменные»

1.

Обитают НА РАЗНЫХ ВИДАХ ПОЧВ, ДАЖЕ НА ПОЧВАХ ЗАСУШЛИВЫХРАЙОНОВ

2.

Многоклеточное строение

3.

Наличие у всех представителей ХОРОШО РАЗВИТЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ, ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА С ВЫРАЖЕННЫМ ГЛАВНЫМ КОРНЕМ

4.

Доминирование в жизненном цикле диплоидного поколения

5.

Половое размножение осуществляется БЕЗ УЧАСТИЯ ВОДЫ, ДЛЯ ПЕРЕНОСА МУЖСКИХ ГАМЕТ ВОЗНИКАЕТ ОПЫЛЕНИЕ ВЕТРОМ И ЖИВОТНЫМИ, ФОРМИРУЮТСЯ МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ШИШКИ

6.

Размножение при помощи семян

Отдел «Покрытосеменные»

1.

Обитают на разных видах почв, занимают ВСЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗМЕННОЙ

2.

Многоклеточное строение

3.

Наличие у всех представителей хорошо развитых тканейи органов

4.

Доминирование в жизненном цикле диплоидного поколения

5.

Половое размножение осуществляется без участия воды, перенос мужских гамет осуществляется ветром и животными, РАЗВИВАЕТСЯ САМООПЫЛЕНИЕ И ВОЗНИКАЕТ ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ГЕНЕРАТИВНЫЙ ОРГАН – ЦВЕТОК

6.

Имеют семенное и вегетативное размножение



2. Обобщение и систематизация знаний и способов действия.

А теперь мы выявим черты усложнения растений по тем характеристикам, которые отражены в ваших выполненных заданиях и сделаем соответствующий вывод. Таким образом проследим направление эволюции растений. СЛАЙД 5.




Краткие выводы

  1. Эволюция растений шла по пути отказа от водной среды обитания в пользу наземно-воздушной

Краткие выводы

  1. Эволюция растений шла по пути замещения одноклеточных организмов многоклеточными

Краткие выводы

  1. Эволюция растений шла по пути формирования хорошо развитых тканей и органов

Краткие выводы

  1. Эволюция растений шла по пути доминирования в жизненном цикле диплоидного поколения

Краткие выводы

  1. Эволюция растений шла по пути отказа от воды как средства переноса гамет в пользу ветроопыления, опыления животными и самоопыления

Краткие выводы

  1. Эволюция растений шла по пути развития семенного и вегетативного размножения

В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ СФОРМИРОВАЛИСЬ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ.



  1. А теперь, ребята, я предлагаю вам с помощью рисунков создать собственный вариант схемы процесса эволюции растений от отдела «Водоросли» до отдела «Покрытосеменные». (1 ученик работает на интерактивной доске)

  2. ВОПРОС В КЛАСС: «Почему в настоящее время существуют все изученные отделы растений, а не только покрытосеменные, ведь эволюция шла в направлении усовершенствования простых форм?»

  3. Работа у доски прошу сформулировать вывод по схеме

Ответ: Эволюция растений шла по пути усложнения организма. Господствующее положение на земле занимает отдел «Покрытосеменные»

А теперь, ребята, вернемся к целям урока. Что повторили? Что узнали? Что изучили? Что проверили?

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. МАША, кто лучше всех работал в вашей группе?



И в завершении нашего урока хочу пожелать вам никогда не стоять на месте, развиваться, изменяться и только в лучшую сторону!!!

Спасибо за урок!!!

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница