Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки



Скачать 494.14 Kb.
страница1/3
Дата22.10.2016
Размер494.14 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
  1   2   3




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Организация научно-исследовательской работы

5

2. Структура научно-исследовательской работы

9

3. Образец оформления научно-исследовательской работы




Использованная литература

15


ВВЕДЕНИЕ

При переходе на ФГОС СПО 3 поколения большое значение придается реализации идеи приобщения студентов к научно-исследовательской и творческой деятельности. Возросла роль некоторых качеств личности, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

Научно-исследовательская работа студентов (далее НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

• овладение студентами научным, исследовательским методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение мировоззренческого и учебного материала;

• овладение методикой и средствами самостоятельного решения творческих, научных и технических задач;

• приобретение навыков работы с научной литературой и ознакомление с методами организации научной работы.



1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Научно-исследовательская работа – это исследование по узкой теме, с привлечением не только научной литературы, но и документальных источников. Научно-исследовательская работа предполагает введение в оборот каких-либо новых документов, фактов, теорий, доказанных фактами и т.п.

К основным этапам НИР относятся:

1. Выбор темы исследования.

Одним из важных моментов организации научно-исследовательской работы студентов является выбор темы научного исследования.

Тема должна быть актуальной и отличаться новизной в решении данной научной проблемы. Эффект научной работы будет значительнее, когда она направлена на решение конкретной и достаточно узкой научной задачи, которую можно разработать глубоко и всесторонне и закончить за определенный срок.

Выбору темы могут способствовать следующие приемы:

– просмотр обзоров достижений науки и техники, публикуемых в научных журналах, как в нашей стране, так и за рубежом, просмотр реферативных журналов;

– ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники. На «стыках» наук часто выявляются новые и важные открытия;

– работа над старыми объектами при помощи новых методов с новых позиций, с привлечением новых фактических материалов;

– просмотр каталогов защищенных диссертаций.

2. Изучение состояния вопроса по предполагаемой теме по фундаментальной, периодической и патентной литературе, составление литературного обзора. Постановка задачи.



Литературный обзор по данной научной теме – ознакомление с литературными источниками, изучение сделанного по данной проблеме, как в нашей стране, так и за рубежом. Это невозможно осуществить без тщательного исследования новейших данных, полученных научными институтами, центрами и лабораториями. Использовать новейшие достижения позволяет мировая информационная сеть Интернет. На основе изучения существующих литературных данных делается заключение о достоинствах и недостатках выполнения близких по теме работ, а также методики исследований, о полученных результатах и адекватности их трактовки.

На основании литературного обзора делается вывод об актуальности выбранной темы, о предполагаемых результатах, которые могут быть получены в результате исследования, ставится конкретная задача научного исследования.

3. Выбор и обоснование методики эксперимента (методики расчета для теоретической работы), указание возможной погрешности эксперимента.

Рассматривается методика эксперимента (методика расчета для теоретической работы). Методика научного исследования должна соответствовать уровню современных научных достижений и быть признанной в научном мире. Она должна обеспечить достижение цели, позволить получить достоверные данные.

Метод – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание работы или заключения). Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение методов исследования.

Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратится в обычный реферат.

Для каждого проекта выбирается свой метод исследования.



Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться анализ сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный, системно-генетический, монографический, факторный, исторический, психоанализ, контент-анализ.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

Лабораторный эксперимент – полевой, или естественный эксперимент. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

Опыт – исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

Опрос – наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

Анкетирование – метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

4. Разработка плана исследования.

5. Решение поставленной задачи, т.е. непосредственное выполнение экспериментального или теоретического исследования (накопление собственного материала). Проведенный эксперимент может сопровождаться и теоретическими исследованиями.

6. Анализ полученных результатов, сравнение с теорией, с результатами других авторов, формирование конкретных выводов.

7. Составление научного отчета (или оформление НИР) с выводам и рекомендациями, оценка экономической эффективности проведенного исследования.

8. Защита работы или доклада на научной конференции, семинаре. Написание статьи в научный журнал, оформление работы на смотр, конкурс.



2. СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение (актуальность, практическая значимость);

4. Обзор литературы по данной теме;

5. Материалы и методы исследований;

6. Результаты исследований и их обсуждение;

7. Заключение;

8. Выводы;

8. Список литературы;

9. Приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается проблема, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, указываются использованные методы и база исследования, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, обозначается структура работы.

Во введении надо показать актуальность избранной темы исследования, необходимость разрешения выявленных проблем, обусловленных состоянием современной науки, особенностями социальной обстановки, потребностями общества и развивающейся личности.

Необходимо показать прикладной характер результатов исследования, основные сферы их применения. Эти положения будут составлять практическую значимость исследования.

В основной части работы излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении.

Оформление глав научной работы также имеет свою специфику. Работа должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы сделанное предшествующее вело к последующему.

Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соответствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При делении главы на разделы, название и содержание последних подчиняются общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования.

Содержание работы должно раскрывать тему исследования. Тексты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования, которые должны подтверждать или опровергать положения гипотезы и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы. Выводы могут также давать конкретные ответы на вопрос о том, как решена каждая из поставленных задач. Результаты решения поставленных задач и составляют основное содержание выводов.

Главы, разделы и подразделы работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие содержание разделов, но не повторяющие названия работы. Название глав следует располагать с нового листа в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Нумерация глав по порядку арабскими цифрами. Таким разделам, как содержание, введение, заключение, список использованных источников номер не присваивается. Нумерация разделов внутри глав состоит из двух цифр разделенных точкой: номера главы и порядкового номера раздела – 1.1. или 1.2. и т.д. (слово "раздел" или "подраздел" писать не нужно). Нумерация подразделов внутри разделов состоит из номера главы, номера раздела и порядкового номера подраздела - 1.1.1. или 1.1.2. и т.д. Более дробное подразделение нежелательно.

Графический материал. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова Рисунок. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово Рисунок под ней не пишут. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рис. 4).

Все рисунки должны иметь подписи, точка в конце названия не ставится. Использованные на рисунках условные обозначения должны быть пояснены в подрисуночных подписях.

Таблицы. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово Таблица не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например, "... в соответствии с таблицей 2" при сквозной нумерации и "... информация представлена в таблице 1.2" при нумерации в пре-делах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (табл. 4).

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова Таблица по центру. Слово Таблица и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заимствованные из работ других авторов таблицы должны содержать после названия ссылку на источник этой информации.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.

В заключении последовательно излагаются сформулированные в ходе анализа научной литературы теоретические положения (выводы) и достигнутые практические результаты, которые должны являться содержательным ответом на поставленные в исследовании задачи и подтверждать основные положения гипотезы. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель работы достигнута.

В тексте заключения целесообразно использовать, например, такие утвердительные формулировки: «В ходе исследования было выявлено», «были сформулированы», «были сделаны», «были выработаны практические рекомендации для…» и т. п.

В заключении важно указать возможность прикладного использования полученных в работе результатов, отметить возможные перспективы дальнейшего углубления темы.

После заключения помещается список использованной литературы. Источники записываются под номерами в алфавитном порядке с полным указанием библиографического описания. В тексте указываются ссылки на номер источника в квадратных скобках, например [1].

Вспомогательные материалы, которые могут загромождать текст основной части, помещают в приложения. Это могут быть тексты вопросников, опросные листы, протоколы (собеседований, обследований), копии отчетных листов, таблицы и рисунки.

Каждое приложение начинается с нового листа. В правом верхнем углу записывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ставится его номер (без знака №), если приложение не одно.

На приложения должны быть ссылки в основном тексте работы, например, «(см. Приложение I)» или «Результаты анкетирования (см. Приложение I) позволяют говорить о …».



Список литературы составляется по алфавиту, по фамилии первого автора (если приведено несколько работ одного автора, то они располагаются по годам написания) и нумеруется. Сначала даются работы на русском языке, затем – иностранные. В списке литературы библиографическое описание формируется следующим образом: Фамилия, И.О. автора (если авторов несколько – то всех авторов); название статьи или книги; если эта статья, то приводится название журнала или сборника; год, том, номер, страницы (если книга, то общее число страниц; если статья, то страницы от - до); для книг указывается место издания и издательство (можно сокращенно). Название статьи отделяется от названия журнала и от названия сборника двумя косыми линиями. В список литературы вносятся только процитированные в тексте источники.

Ниже представлен образец оформления научно-исследовательской работы.


VIII ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЭКО»

_______________________________________________________

Секция: социальная экология
Тема: Роль антитабачной пропаганды в борьбе с курением


Автор: Сарвартдинова Д.А.
Научный руководитель: к.б.н. Нургалиева Р.В.
Место выполнения работы: ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж


2010

Содержание


Введение

3

1. Обзор литературы

1.1. Из истории табака

1.2. Состав табачного дыма

1.3. Первое курение

1.4. Курение в детском и подростковом возрасте (статистика)

1.5. Влияние никотина на организм человека

1.6. Почему же люди начинают курить?

1.7. Пассивное курение

1.8. Социально-экономические последствия курения

1.9. Борьба с курением на рабочем месте

2. Результаты исследований

2.1. Пропаганда здорового образа жизни

2.2. Социологическое исследование № 1

2.3. Мероприятия по антитабачной пропаганде

2.3.1. Распоряжение

2.3.2. Конкурс плакатов

2.3.3. Классные часы

2.3.4. Листовки

2.3.5. Группа

2.3.6. Видеоролик «Мы выбираем жизнь без дыма!»

2.4. Социологическое исследование № 2

Выводы


Заключение

Список литературы

Приложения


5

5

6



7

8

8



9

10

11



12

15

15



17

21

21



22

23

24



24

25

25



28

29

30



31



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в жизни современного общества особо остро стоят проблемы, связанные с табакокурением. Особенно большое распространение они получили в молодежной среде. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только общество в целом, но и каждый человек в отдельности.

В Нефтекамском нефтяном колледже создано студенческое конструкторское бюро «Эколог», которое ведет активную работу по пропаганде здорового образа жизни. Всё больше и больше молодых людей увлекается этой пагубной привычкой. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Поэтому нам стало интересно, каково распространение курения среди молодежи именно в Нефтекамском нефтяном колледже (ННК), а также в городе Нефтекамск и всей республике в целом.

Объект исследования: студенты ННК.

Предмет исследования: влияние курения на здоровье человека.

В связи с этим цель работы состояла в снижении числа курящих студентов Нефтекамского нефтяного колледжа, пропагандируя некурящих работников как экономически выгодных и более перспективных.



Задачи:

1. Собрать материалы о вреде курения и изучить его негативные последствия;

2. Разработать тесты и провести анкетирование студентов ННК;

3. организовать конкурс плакатов о вреде курения;

4. издать Распоряжение о запрете курения на территории ГАОУ СПО ННК;

5. разработать и распространить листовки с информацией о вреде курения среди студентов, преподавателей и в местах курения г. Нефтекамск;

6. открыть группу в социальных сетях;

7. создать видеоролик о вреде курения.



Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Из истории табака

До конца XV века это растение не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, североамериканские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.

Слово "табак", вероятно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и, несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Первыми распространителями табака, кроме матросов, были торговцы, монахи и политические деятели.

Из российских царственных любителей табака в первую очередь вспоминается, конечно, Петр I. В России долгое время употребление табака не поощрялось. Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати. При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям. Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение.

К XVIII веку сигары стали чрезвычайно популярны и курили их, практически при всех Дворах. Русской царице Екатерина II, присылали сигары, украшенные шелковыми ленточками, чтобы ее королевские пальчики не касались табачных листьев.

В начале XIX века в Испании и странах Средиземноморья возникла практика курения сигарет, однако первые их подобия появились еще в индейских племенах. Слово "сигарета" французского происхождения и означает "маленькая сигара". Сильное распространение курение сигарет получило во время Крымской войны в 1854 - 1856 годов. Британские солдаты переняли эту привычку у русских и турецких солдат. Они заворачивали табак в бумажные трубки от пороха, что позволяло им быстро перекуривать между боевыми действиями.

В 20-е годы нашего века большую роль в развитии табачной индустрии стало распространение привычки к курению сигарет среди женщин. Начавшись, как демонстрация независимости, курение среди женщин вскоре стало обычным делом.

Во время 2-й Мировой войны (1939 - 1945) продажи сигарет держатся на высоком уровне. В 50-е годы, в связи с многочисленными публикациями о вреде табака, крупнейшие компании начинают выводить на рынок более "безопасные" сигареты – с фильтром, с низким содержанием смол и никотина.

В 80-е годы курение считается "политически некорректным", запрещается во многих общественных местах, особенно на рабочем месте. Реклама табачных изделий изымается из телевизионных программ и ограничивается в других видах. В последние годы борьба с курением ознаменована некоторыми громкими судебными процессами бывших курильщиков и их родственников с табачными компаниями, однако они, являясь доходными источниками пополнения государственного бюджета, чувствуют себя в относительной безопасности [11].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал