Неформальное, информальное образование и медиаобразования: политика и практика для целей развитие критического мышления и формирования информационной безопасности личности



Скачать 228,21 Kb.
Дата28.07.2017
Размер228,21 Kb.
НЕФОРМАЛЬНОЕ, ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
А.А. Демидов,

Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества «Информация для всех», председатель правления, Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, научный сотрудник, Агентство стратегических инициатив, эксперт

E-mail: aademidov@yandex.ru

А.В. Федоров,

Журнал «Медиаобразование», главный редактор, Аналитический центр при Правительстве РФ по проектам Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, эксперт, Европейский проект по медиаобразованию и медиаграмотности EMEDUS, эксперт

E-mail: mediashkola@rambler.ru
Аннотация: В статье дается краткий анализ развитие политики и практики медиаобразования в России, его логической связи с развитием неформального и информального образования для целей развитие критического мышления и формирования информационной безопасности личности в России, СНГ и ЕАЭС.
Ключевые слова: информальное образование, информационно-правовая культура, информационная безопасность личности, критическое мышление, медиаобразование, неформальное образование.
Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всем мире концепцию медиаобразования, которое рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Открывая 25 сентября 2012 года Заседание Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации В.В.Путин заявил «Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций – они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, чётко проводить грань между добром и злом. Убеждён, важнейшая задача образования – формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение» [1].

Способность критически осмысливать поступающую из различных источников информацию, и есть основной результат медиаобразования, главная цель формирования медиакомпетентности и информационной безопасности личности. Таким образом, в процесс медиаобразования должны закладываться и знаниевая и компетентностная компоненты, но также и этические и правовые императивы, и понимание сущностей духовности и нравственности, и осознание ценностей обычаев и традиций. И только тогда россиянин научится осознанно проводить ту самую грань между добром и злом, приобретет ценностные ориентиры и мировоззрение, позволяющие жить в гармонии с собой и окружающими в непростых условиях информационного и гражданского общества, правового государства.

За последние два десятилетия тематикой медиаобразования с различным успехом занимались и продолжают заниматься в Белгороде [2] и Бийске [3], Владивостоке и Иркутске, Екатеринбурге и Оренбурге, Уфе и Казани, Кургане и Ростове-на-Дону, Воронеже и Саратове, Твери и Тамбове, Перми и Архангельске, Самаре и Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске, Москве [4] и Смоленске [5]), Таганроге [6] и Ханты-Мансийске [7], Челябинске [8], деревне Кулиш Иркутской области [9] и во многих других городах и сёлах страны педагоги, журналисты, юристы, специалисты в области психологии и коммуникативистики, информационных технологий и связи.

Участники организованного Южно-Уральским государственным университетом и Южно-Уральским центром медиаобразования при участии Бюро ЮНЕСКО в Москве и МОО «Информация для всех» при поддержке Комиссии Совета Федерации по информационной политике, Союза журналистов России и Гражданского форума Челябинской области Межрегионального круглого стола «Медиаобразование: проблемы и перспективы», прошедшего 20-22 октября 2004 г. в Челябинске в известной степени заложили основы развития национальной политики в области развития медиаобразования.

Консорциум из Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Бюро ЮНЕСКО в Москве, МОО «Информация для всех» и Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова с момента заявления в 2004 году в Челябинске о сотрудничестве выпускает с 2005 года Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» [21], включённый в международный реестр научных журналов DOAJ: Directory of Open Access Journals и РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).



В 2007 году начал работу созданный по заказу администрации губернатора ХМАО-Югры портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех» [7], признанный российским вкладом в разработку международного портала по проблемам медиаобразования, медиапедагогики и медиакомпетентности − Media Literacy Education Clearinghouse, созданного под патронатом ООН в рамках деятельности «Альянса цивилизаций» (UN, Alliance of Civilizations).

Но самым главным результатов стало то, что вокруг Ассоциации [11], научно-методического центра развития медиаобразования Таганрогского института им. А.П. Чехова, журнала и портала объединились эксперты, заинтересованные в развитии медиаобразования, не только России, но и стран СНГ.

В 2008 году произошло знаковое событие. Примат медиаобразования, в одном ряду с дистанционным образованием, был признан важным направлением развития информационного общества в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [12].

С 2009 года в городе Копейск Челябинской области реализуется проект «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования», в котором медиаобразовательная компонента стала универсальным связующим элементом.

5 мая 2009 года в Московской городской думе обсудили проблемы медиаобразования. В результате слушаний школам Москвы было рекомендовано внедрение медиаобразовательных занятий, но дальше этого процесс развития медиаобразования в Москве, к сожалению, не пошел.

В 2011 году к активным центрам развития медиаобразования присоединился Санкт-Петербург. 18 ноября на базе Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики в рамках конференции «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки» прошла секция «Основы сетевой журналистики. Блогосфера как медиафилософия и медиажурналистика» [13]. Организаторами мероприятий выступили Университет ИТМО, СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Факультет свободных наук и искусств СПбГУ, ПРИОР Северо-Запад и МОО «Информация для всех». Вместе с РФФИ симпозиум и секцию поддержали Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Информационное агентство ГАРАНТ и Международная юридическая фирма Salans. Тематика медиаобразования также стала предметом обсуждения и в выступлении члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, заместителя декана факультета журналистики СПбГУ С. Коконосенко и других экспертов.

12 июня 2012 года в День России в Государственном комплексе «Дворец конгрессов» прошла конференция «Культура: государство, бизнес и общество (принципы взаимодействия по сохранению и развитию культурного наследия в информационном обществе)», организованная Университетом ИТМО и МОО «Информация для всех». В принятом итоговом документе «Сохранённая культура в информационном обществе» [14] пять пунктов непосредственно касались вопросов развития медиаобразования.

Одним из результатов указанной конференции стало подписание 7 сентября 2012 года соглашения о сотрудничестве между Университетом ИТМО, Александринским театром и Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства. Непосредственным результатом стала разработка консорциумом вузов и театра спецпроекта «Национальная лаборатория инновационных театральных медиатехнологий и средств обучения», приоритетным направлением деятельности которого, стал проект по созданию системы дистанционного обучения для повышения квалификации, профессиональной переподготовки работников образовательных учреждений театральных искусств с использованием дистанционных образовательных технологий и медиаобразования.

Таким образом, можно констатировать, что в Санкт-Петербурге в одном из ведущих вузов страны, осуществляющим подготовку в области высшего профессионального театрального образования реализован посыл Концепции-2020, когда и дистанционное образование и медиаобразование направлены именно на развитие и самого образования, и информационно-телекоммуникационных технологий и иных новых технологий, используемых и в образовании, и в повышении квалификации театральных работников, и в процессе театрального творчества для проведения мастер-классов и даже для постановочных элементов.

Необходимо отметить, что разработанный консорциумом спецпроект был представлен художественным руководителем Александринского театра В.В. Фокиным на Заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации [1], был одобрен и реализован на базе Новой сцены Александринского театра.

Более значимым для развития медиаобразования стало организованное и проведённое 22 октября 2012 года Постоянной комиссией по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга выездное заседание по вопросу «О развитии кинематографа, телевидения и медиаобразования в Санкт-Петербурге». Заседание прошло на базе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения [15]. Представители СПбГУКиТ, участвовавшие в конференции «Культура: государство, бизнес и общество (принципы взаимодействия по сохранению и развитию культурного наследия в информационном обществе)» максимально эффективно реализовали рекомендации и названной конференции [14] и Декларации международной научной конференции «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций» [6].

Профильная комиссия Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняла решение о целесообразности создания Координационного совета по медиаобразованию в Санкт-Петербурге.

Можно констатировать, что Санкт-Петербург, за сравнительно короткий срок, хорошо подготовился к решению всего комплекса проблем развития медиаобразования, проведя, помимо названных, ещё ряд мероприятий по обсуждаемой тематике, локализовал экспертов из областей науки, высшей школы, культуры, общего образования и массовых коммуникаций, а также профильные информационные ресурсы и, фактически за месяц, приступил к реализации заявленного Президентом Российской Федерации приоритета [1].

Сегодня как перед Санкт-Петербургом и Москвой, так перед Белгородом, Казанью, Ханты-Мансийском, Челябинском и другими городами стоят задачи по организации деятельности структур по развитию медиаобразования, среди которых: организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности; развитие инфраструктуры; разработка, развитие, актуализация и распространение профильных информационных ресурсов; подготовка кадров для работы по развитию медиаобразования; разработка типологии и структуры технологических медиакомплексов; проведение на регулярной основе научных, методических, образовательных и иных мероприятий.

Министерство образования и науки Российской Федерации в Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы в качестве одной из приоритетных тем выделяет необходимость развития неформальное и информальное образование. Об этом же говорится и в недавнем сборнике, вышедшем под эгидой ЮНЕСКО «Медиа и информационная грамотность для устойчивого развития» [18], в котором ведущие эксперты мира подчеркивают важность медиакомпетентности для современного человека.

Необходимо отметить, что один из редакторов этого сборника,  программный специалист ЮНЕСКО по коммуникации и информации Элтон Гризл в своей статье трижды в положительном контексте ссылается на российский опыт медиаобразования [18, pp. 111, 121, 128], в частности, на недавно вышедшую в рамках издательской деятельности МОО «Информация для всех» коллективную монографию по данной тематике [17]. В связи с этим известный медийный эксперт, профессор А.П. Короченский [16] напоминает, что во многих странах мира  медиаобразование уже  превращено  не только в  составную часть формального  образования  (школьного, среднего и высшего профессионального), но и дополняется «деятельностью «параллельной школы»  –  разнообразных  культурно-просветительских  институтов,   работающих  с  детьми и взрослыми.  

Хотя в педагогических кругах под медиаобразованием нередко подразумевается определённый компонент школьного   и вузовского  «формального»  образования»,  в  наши  дни всё большее распространение получает значительно более  широкое  понимание медиаобразования как долговременной образовательно-просветительской деятельности, нацеленной на непрерывное развитие в обществе культуры адекватного  рационально-критического восприятия   содержания медийных  текстов  и  самостоятельной  оценки деятельности СМИ  –  т.е. коммуникационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия.

Сфера массовых коммуникаций находится сегодня в процессе  революционных изменений, которые требуют от аудитории постоянного обновления познавательного инструментария и прагматических навыков, необходимых для эффективного общения с массмедиа. Поэтому медиаобразование, начинающее в учебном заведении, не должно заканчиваться после окончанием учебы» [16, с. 151].

Вот почему так важен сегодня вопрос синтеза  неформального, информального образования и медиаобразования, в том числе и в  непрерывном, «пожизненном» развитии медиакультуры людей,  повышении  уровня  их медиакомпетентности, осознанного отношения к проблемам информационной безопасности личности, «живущей» в киберпространстве, где «должны и могут участвовать не только институты «формального» образования и просвещения, но и структуры   гражданского общества, средства массовой коммуникации, журналисты и публицисты, располагающие большим потенциалом распространения знаний и развития коммуникационного опыта  граждан. Особая роль принадлежит в этом медиакритике −  области современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку медиаконтента,  всего  комплекса проблем  социального функционирования массмедиа [16, с. 152].

В то же время нельзя сегодня учить и переучивать воспитателей, учителей, журналистов, библиотекарей, а также руководителей органов управления сферы образования, культуры, коммуникации, социальной, информационной и молодежной политики без серьезного погружения их в тематику культуры информационной безопасности.

Страна серьезно вложилась в создание инфраструктуры информационного общества на федеральном уровне. Но уровень и подготовки профильных информационных ресурсов и самое главное – человеческих ресурсов, остаются очень низкими. И особенно важно, что эти позиции не получают должного развития на муниципальном уровне – где проживает и реализуется тот самый народ, в интересах которого и должно создаваться и электронное правительство и информационное общество.

Можно сказать, программное интервью газете «Известия» министра связи и массовых коммуникаций И.О. Щеголева [19] содержало указание на необходимость взаимосвязанной деятельности систем и информации и коммуникации и образования по развитию согласованной деятельности в сферах и медиаобразования и информационной безопасности. Министр отметил: «Мы считаем очень важно как раз сейчас ввести специальную дисциплину. Называется «Медиаобразование». Суть – научиться вычислять для себя полезное и защищать себя от бесполезного. Вы ребенка, когда отпускаете на улицу, постепенно приучаете, что есть правила дорожного движения, надо через дорогу переходить на зеленый свет, смотреть направо, налево, к этим не подходить, с этим не заговаривать. А когда ребенок погружается в интернет, родители просто сами во многом этими технологиями не владеют и уберечь ребенка не могут» [19].

Развитие и реализацию логически связанных между собой концепций медиаобразования и информационной безопасности личности И.О.Щеголев предложил начать с системы высшего профессионального образования и школы. «В школе есть предметы ОБЖ и информатика. Вместо того чтобы в фортране учить писать какие-то формулы, можно детей учить обращаться с информацией. Это не упрек нашим коллегам, которые составляют эти программы, скорее, идея для развития. Может быть, имеет смысл просто давать людям навыки работы с информационной средой. У нас есть еще идея, которую мы пока вынашиваем, но еще не начали продвигать, – клубный интернет. Это добровольное объединение или ассоциация тех же родителей, которые от себя сертифицируют определенный набор сайтов и говорят, что на эти сайты заходить для детей безопасно. То есть если ваш ребенок пользуется этим набором сайтов, то вы можете быть спокойны. Следующим этапом может быть договор с провайдерами о том, что они на льготных условиях предоставляют доступ или какой-то информационный пакет. Эта идея родилась не в министерстве, она родилась в IT-сообществе» [19].



Необходимо отметить, что разработчики Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и развивающего его Федерального закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет», к сожалению, не учли не только данный посыл профильного министра, но также и положения профильных документов ЮНЕСКО, Совета Европы и других структур [20].

В частности, Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию (Париж, ЮНЕСКО, 21-22 июня 2007 г.) ориентирована на реализацию следующих четырёх основных положений и рекомендаций по их реализации: I. Разработка всесторонних программ по медиаобразованию на всех образовательных уровнях: 1. принять наиболее полное определение понятия «медиаобразование»; 2. укреплять связи между медиаобразованием, культурным разнообразием и уважением прав человека; 3. определить основные медиаобразовательные умения и систему оценивания. II. Подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере: 4. Интегрировать медиаобразование на начальном этапе подготовки педагогов; 5. Развивать эффективные педагогические методы; 6. Мобилизовать всех заинтересованных лиц в рамках образовательной системы; 7. Мобилизовать всех заинтересованных в социальной сфере; 8. Выделить место для медиаобразования в рамках образования в течение всей жизни человека. III. Проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания: 9. Развивать медиаобразование и исследования в высшей школе; 10. Создать обмен сетевого вещания. IV. Международное сотрудничество в области медиаобразования: 11. Организовывать и проводить значимые медиаобразовательные международные обмены; 12. Поднять значимость и мобилизовать политиков, ответственных за принятие решений.

Совет Европы принял Рекомендации Парламентской Ассамблеи по медиаобразованию (Парламентская Ассамблея Совета Европы. Документ № 8753 от 6 июня 2000): 13. Законодательное Собрание Совета Европы рекомендует Комитету Министров: I) рассматривать компетентным образовательным структурам само медиаобразование в качестве важного направления работы в области демократического гражданства, новых информационных технологий, неформального образования, согласно принятым Ассамблеей Рекомендаций № 1437 (2000 г.) по неформальному образованию; II) обеспечить скоординированный, межотраслевой подход к этой проблеме; III) изучить существующие практические разработки по медиаобразованию в странах, где данное направление развивается наиболее успешно; IV) способствовать продвижению интегрированного европейского подхода к медиаобразованию, возможно посредством создания международного комитета по медиаобразованию, ответственного за организацию и координацию сетевой базы данных, тесно сотрудничая с другими международными организациями, такими как Евросоюз и ЮНЕСКО. 14. Комитету Министров следует также обратиться к правительственным и соответствующим властным структурам с целью: I) способствовать разработке и развитию программ по медиаграмотности, предназначенных для детей, молодёжи и взрослых; II) продвигать разработку и развитие программ, нацеленных на подготовку медиапедагогов; III) вовлекать в активный диалог по данной проблеме образовательные структуры, 4 родительские организации, профессионалов в области медиа, провайдеров, оказывающих услуги в сети Интернет, неправительственные организации и т.д.; IV) изучить способы поддержки различных медийных образовательных программ, удовлетворяющих как в количественном, так и в качественном измерениях продвижению идей медиаобразования.

Международная федерация библиотечных ассоциаций и организаций (IFLA) также предложила международному сообществу ряд рекомендательных и иных документов, в том числе Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности (Гаага, Нидерланды, 7 декабря 2011 г.), а также Интернет-манифест и Рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО к Интернет-манифесту (2006). Важным источником является Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни" (ИФЛА, 2006) переведенное, адаптированное МОО «Информация для всех» и размещенное в свободном доступе в 2007 году.

Необходимо отметить, что разработчики Концепции 2020, включая в её содержание положение о развитии дистанционного и медиаобразования в рамках сектора ИКТ, использовали положения вышеназванных документов ЮНЕСКО, IFLA и Совета Европы.

В 2010 году Совет Безопасности Российской Федерации приступил к разработке проекта основных направлений государственной политики в области формирования у граждан культуры информационной безопасности, который был обсужден на совместном заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности и Секции по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации в декабре 2011 года и рекомендован к общественному обсуждению.

10 мая 2011 г. в адрес МОО «Информация для всех» из Совета Безопасности указанный проект поступил для обсуждения с участием экспертного сообщества. Впервые публичное обсуждение названного проекта прошло 19 мая 2011 года на Международном фестивале «ЭЛЕКТРОННОЕ БУДУЩЕЕ – 2011!» в г. Сочи в рамках открытого заседания Комитета развития информационного общества СНГ «Экспертное обсуждение проекта «Основные направления государственной политики в области формирования культуры информационной безопасности».

4 апреля 2012 на круглом столе "Актуальные проблемы формирования у граждан России культуры информационной безопасности", прошедшем в рамках конференции "Гуманитарные чтения" Российского государственного гуманитарного университета состоялось очередное обсуждение вышеназванного проекта с вынесением на обсуждение следующих вопросов: 1. Роль и место государства и гражданского общества в системе формирования у граждан культуры информационной безопасности; 2. Механизмы формирования у граждан культуры информационной безопасности.

В последней версии проекта Основных направлений, представленной на «Гуманитарных чтениях», под культурой информационной безопасности граждан предлагается понимать знания и навыки граждан в области безопасного использования общедоступных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях реализации конституционных прав и свобод в информационной сфере, а также совокупность этических ценностей, препятствующих вредоносному использованию общедоступных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей.

При этом, по мнению разработчиков проекта, важная составляющая культуры информационной безопасности граждан – рекомендации, правила и нормы безопасного использования тех самых общедоступных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей. А разработанный документ должен служить основой для совершенствования программ деятельности государственных органов, общественных и иных организаций в области формирования и развития у граждан культуры информационной безопасности, а также для подготовки предложений по совершенствованию правового, организационного и иных видов обеспечения рассматриваемого процесса.

К сотрудничеству по реализации указанных и многих других направлений развития неформального, информального образования, медиаобразования, культуры информационной безопасности как средств и методов при подготовке кадров для институтов государственной и муниципальной службы, гражданского общества и бизнес-сообщества, парламентских партий и традиционных конфессий, а также для целей развития проектной деятельности в социально-экономической сфере на уровне субъекта Российской Федерации и приглашается экспертное сообщество, как России, так и СНГ и ЕАЭС, но в первую очередь – будущие журналисты, а также государственные и муниципальные служащие, обучающиеся на факультетах журналистики и коммуникативистики традиционных и специализированных вузов, в педагогических вузах, в филиальной сети РАНХиГС для целей развитие критического мышления и формирования информационной безопасности личности.

Не менее актуально внедрение средств и методов медиаобразования, информального и неформального образования в процессе образования и воспитания детей и молодежи, как, например, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом, так и обучающихся в кадетских и казачьих корпусах и классах, но также и представителей «третьего возраста» в целях их информационного, правового и финансового образования.



Взаимодополнение и взаиморазвитие векторов медиаобразования и этико-правового образования, формирование информационно-правовой культуры и информационной безопасности личности в формате межведомственного и межсекторного сотрудничества представителей экспертного сообщества может стать новым приоритетом современной культурно-образовательной, коммуникационной, информационной и молодёжной политики.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Заседание Государственного совета по культуре и искусству [Электронный ресурс] : 25 сент. 2012 г. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/news/16530, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 21.08.2015).

  2. Демидов, А. А. Петербургский вектор в развитии медиаобразования [Электронный ресурс] / А.А. Демидов. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru:8814/nauka/konf.shtml, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 20.08.2015).

  3. Там же.

  4. Медиафестиваль [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://art.ioso.ru/mediafestival/2010/index.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 20.08.2015).

  5. Демидов, А. А. Петербургский вектор в развитии медиаобразования [Электронный ресурс] / А.А. Демидов. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru:8814/nauka/konf.shtml, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 20.08.2015).

  6. Декларация международной научной конференции «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций» (Таганрог, 7-8 сентября 2012 года) [Электронный ресурс] / сост. : К. Э. Разлогов, А. В. Федоров. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/kino/news/y2012/9-23/2727, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 22.08.2015).

  7. Информационная грамотность и медиаобразование для всех [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.mediagram.ru/about, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 23.08.2015).

  8. Фатеева, И. А. Медиаобразование [Электронный ресурс] : теоретические основы и практика реализации : моногр. / И. А. Фатеева. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. − 270 с. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/135/77135/files/19688.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 24.08.2015).

  9. Демидов, А. А. Электронный журнал «Начальная медиашкола»: объединительная миссия от Сибири до Кавказа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/pr/2012/120201a.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 25.08.2015).

  10. Медиаобразование [Электронный ресурс] : журнал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.08.2015).

  11. Медиаобразование [Электронный ресурс]. – 2012. − № 3. − Электрон. дан. – Режим доступа: http://eduof.ru/mediaeducation/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 26.08.2015).

  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 18.08.2009 г.) [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – Режим доступа :http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 27.08.2015).

  13. Конференция молодых ученых «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки» : секция «Основы сетевой журналистики. Блогосфера как медиафилософия и медиажурналистика. Ведение блогов и микроблогов» [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – Режим доступа : www.ifap.ru/events/1112.rtf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 26.08.2015).

  14. Сохранение культуры в информационном обществе : итоговый документ конференции «Культура: государство, бизнес и общество (принципы взаимодействия по сохранению и развитию культурного наследия в информационном обществе)» [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/events/1205a.rtf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 27.08.2015).

  15. Зарецкая, Ж. Медиасреде нужна не цензура, а культура и образование [Электронный ресурс] / Ж. Зарецкая. − Электрон. дан. – Режим доступа: http://calendar.fontanka.ru/articles/85/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения : 25.08.2015).

  16. Короченский, А. П. Мировая  журналистика :  история,  теория,  практика / А. П. Корочнский. − Белгород :  Белгород, 2015.  − 240 с.

  17. Fedorov, A. Media Literacy Education / A. Fedorov. − Moscow : ICO «Information for All», 2015. – 447 p.

  18. Singh, J. Media and Information Literacy for the Sustainable Development / J. Singh, A. Grizzle. − Goteborg : The International Clearinghouse on Children, Youth and Media, 2015. − 334 p.

  19. Щеголев И.О. С информацией, как с едой, – надо быть осторожнее // Известия. №103 / 27874 от 15.06.2009. [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/speech/2009/06/item7745.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 26.08.2015).

  20. Демидов А.А. Медиаобразование - комплексное решение проблем медиакомпетентности личности. Через медиаграмотность или через культуру информационной безопасности? [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/projects/analytic/ea022.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 26.08.2015).

  21. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 26.08.2015).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница