Незаконный промысел краба на Дальнем Востоке: история, современное состояние проблемы и пути ее решения (г. Владивосток, 3 июля 2015 г.) Владивосток 2015



страница1/4
Дата29.10.2016
Размер0,53 Mb.
  1   2   3   4
Всемирный фонд дикой природы (WWF России)

Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Центр изучения новых вызовов и угроз

национальной безопасности РФ

__________________________________________________________



Незаконный промысел краба на Дальнем Востоке:

история, современное состояние проблемы

и пути ее решения

(г. Владивосток, 3 июля 2015 г.)



Владивосток

2015

УДК 504.062

Незаконный промысел краба на Дальнем Востоке: история, современное состояние проблемы и пути ее решения: Сборник материалов межведомственного семинара (г. Владивосток, 3 июля 2015 г.). – Владивосток: Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ, 2015. – 27 с.

Рассматриваются состояние, динамика и тенденции развития незаконного промысла морских биоресурсов на Дальнем Востоке, а также организационно-правовые меры борьбы с ним, в том числе на международном уровне.

Издание подготовлено во исполнение подпрограммы №4 «Охрана и контроль» Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №314.

Для участников межведомственного семинара, а также сотрудников правоохранительных (контролирующих) органов, практикующих юристов и экономистов, руководителей отраслевых НКО и рыбохозяйственных организаций.

© Сухаренко А.Н., 2015.

© Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ, 2015.



Предисловие

Водные биоресурсы являются традиционным элементом обеспечения продовольственной безопасности России, основой жизни и источником занятости значительной части населения прибрежных субъектов РФ. Потенциальные возможности сырьевой базы внутренних водоемов, исключительной экономической зоны РФ, конвенционных районов и открытых частей Мирового океана, доступных для рыболовства, оцениваются в 5 млн. тонн, что создает предпосылки для увеличения темпов развития отрасли.

Различные виды краба распространены в теплых водах во многих районах Мирового океана на глубинах до 250 м. В мировой добыче ракообразных на долю крабов приходится около 20%. В год их вылавливают от 350 до 400 тыс. тонн, в том числе в Тихом океане - 250-270 тыс. тонн, а в Атлантическом - 115-140 тыс. тонн.

Наиболее ценный промысловый вид - королевский / камчатский/ краб, который обитает в северной части Тихого океана, главным образом, в Охотском море, у западного побережья Камчатки, Сахалина, в Татарском проливе, в Беринговом море, у острова Кадьяк и в заливе Аляска. В этих же районах и в западно-центральной части Тихого океана добываются и другие виды крабов. Основной промысел тихоокеанских крабов ведется США в Беринговом море и в заливе Аляска, Россией и Японией - в Охотском море. В прошлом году добыча крабов российскими пользователями на Дальнем Востоке составила 47,3 тыс. тонн (в 2013 году — 44,7 тыс. тонн, а в 2009 году - 30,2 тыс. тонн). Наиболее востребованными отечественными рыбаками видами остаются опилио и бэрди (в 2014 г. их допустимые уловы были освоены на 92,5% и 87,5% соответственно). Менее интенсивно ведется добыча глубоководных крабов-стригунов, ангулятуса в 2014 году было поймано только 62% от возможного объема, а красного (японикуса) – 65%1.

В конце марта 2015 года Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) подготовил доклад с прогнозом на добычу краба в 2016 и 2017 годах. Рекомендации ВНИРО входят в проект правил регулирования промысла приоритетных видов крабов, которые позволят обеспечить прозрачность и точность определения объемов допустимого вылова крабов и повысить эффективность управления ресурсом. Так, в Приморье ученые прогнозируют к 2016–2017 годам вылов камчатского краба в объеме 1,25–1,75 тыс. тонн, а в Северо-Охотоморской подзоне — до 1,5 тыс. тонн. С 2006 по 2013 год промышленный вылов камчатского краба был запрещен по рекомендации ученых из-за снижения популяции. Кроме камчатского краба в российских водах добывается синий краб, краб-стригун опилио и краб-стригун бэрди. В Западно-Камчатской подзоне, у берегов Северо-Западной Камчатки и в заливе Шелихова ученые советуют в 2016 и 2017 году нарастить добычу синего краба до 4,3±0,5 тыс. т, а в Западно-Беринговоморской подзоне - до 1,8±0,4 тыс. тонн в год. В Северо-Охотоморской подзоне и в Приморье вылов синего краба может вырасти незначительно. Добычу краба-стригуна опилио ВНИРО рекомендуют нарастить с 12 до 16 тыс. тонн. А вот добыча краба-стригуна бэрди, напротив, может немного упасть после 2015 года. Наиболее важная в промысловом отношении популяция камчатского краба у Западной Камчатки находится на подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы у западной Камчатки будет происходить пошаговое увеличение объема допустимого улова (ОДУ) с 5 до 15±2 тыс. тонн в 2016 году и до 17±3 тыс. тонн в 2017 году. В более отдаленной перспективе, при правильной реализации стратегии и тактики управления запасом, возможно стабильное освоение на уровне 20–25 тыс. тонн в год. В общей же сложности добыча крабов всех видов, при учете рекомендаций ВНИРО, уже в 2016 году может достичь 71,9 тыс. тонн (2015 год - 56,7 тыс. тонн). При высоком предложении цены на крабопродукцию могут существенно снизиться. Сегодня мировая оптовая цена на камчатского и синего краба составляет 18–20 долл. за 1 кг, а крабов-стригунов (опилио и бэрди) — 8–10 долл2.

Согласно Разделу III Концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1057-р., рост масштабов незаконного промысла биоресурсов и их нелегального вывоза за рубеж является одной из основных проблем отрасли3. Аналогичное положение закреплено в Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2010 № 22054.

Браконьерство оказывает значительное негативное влияние не только на численность и размерный состав водных биологических ресурсов, но также и на их воспроизводство. Многие популяции морских живых ресурсов деградируют вплоть до полного исчезновения. По этой причине распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 №2534-р был утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла1. Во исполнение национального плана было издано распоряжение Минсельхоза России от 18.02.2014 № 14-р.

На решение существующих проблем отрасли нацелена подпрограмма «Развитие рыбопромышленного комплекса» Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №3082. Это приобретает особую значимость в связи с тем, что на долю Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна приходится около 70% всей общероссийской добычи водных биоресурсов. Причем речь идет в основном о валютоёмких видах морепродукции, востребованных за рубежом.

Учитывая значимость дальневосточного рыбохозяйственного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности России, представляется необходимым консолидировать усилия всех заинтересованных ведомств и организаций в решении перечисленных проблем.



Незаконный промысел морских биоресурсов

Несмотря на стабильно высокие объемы добычи водных биоресурсов в России (более 4 млн. тонн в год), насыщения внутреннего рынка доступной для населения рыбопродукцией не происходит вследствие высокой доли экспорта. По данным Росстата, в 2014 году объем поставок рыбы и морепродуктов за пределы России (в том числе по экспорту) составил 1704,4 тыс. тонн, что на 178,9 тыс. тонн (9,5 %) меньше 2013 года. Непосредственно под таможенной процедурой экспорта было поставлено 1346,4 тыс. тонн рыбы и морепродукции, что на 184,9 тыс. тонн (12,1 %) меньше 2013 года. В то же время продукции, не подлежащей доставке для оформления на таможенную территорию РФ (непосредственно из районов промысла), было поставлено 358 тыс. тонн, что на 6 тыс. тонн (1,7 %) больше уровня 2013 года (рис. 1). Таким образом, в структуре поставок рыбы и морепродуктов за пределы РФ 21 % пришелся на поставки непосредственно из районов промысла против 18,7 % в 2013 году.



рис.1

В структуре экспорта 86,8 % составляет мороженая рыба, 6,2 % -рыбное филе и прочее мясо рыб, 4 % - ракообразные и моллюски, а готовая или консервированная рыбопродукция – лишь 1,3% (рис. 2). Общее снижение объемов экспорта произошло за счет мороженой рыбы, вывоз которой сократился на 224 тыс. тонн (13,2 %), составив 1475,7 тыс. тонн. Одновременно с этим сократился экспорт готовой или консервированной рыбопродукции (на 3,5 тыс. тонн (14,1 %) до 21,3 тыс. тонн).



рис.2

В тоже время увеличение поставок произошло по основным укрупненным кодам ТН ВЭД – ракообразные и моллюски (на 25,8 тыс. тонн (55,4 %)); свежая или охлажденная рыба (в 10,5 раз); рыбное филе и прочее мясо рыб (на 12,2 тыс. тонн (12,9 %))1.

Основными странами-потребителями водных биоресурсов российского происхождения остаются Китай, Республика Корея, Япония и Нидерланды. Суммарная доля указанных стран от общего объема экспорта составляет 93%. Причем на Китай приходится 51%, а на Республику Корея - 35,5%.

Несмотря на упрощение прохождения таможенного контроля2, отдельные компании, занимающиеся добычей морских биоресурсов (в том числе ее перегрузом на суда под удобным флагом), осуществляют попытки незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла в целях последующего вызова незаконно добытой морепродукции за рубеж. По данным Счетной палаты РФ, которая в марте 2012 г. оценивала масштабы незаконного промысла в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, ежегодный объем неучтенного экспорта водных биоресурсов (без учета недополученных налогов, сборов за пользование ими и таможенных пошлин) составляет не менее 15-30 млрд. рублей3.

Незаконное перемещение браконьерской морепродукции через таможенную границу РФ сопровождается заявлением недостоверных сведений о фактических условиях реализации такой продукции (контрактной стоимости товара, размерных рядах, сортности и иных качественных характеристиках товара, фактических продавцах и покупателях товара, стране назначения, условиях поставки товара и т.д.), с использованием поддельных коммерческих и товаросопроводительных документов.

С 8 декабря 2012 года вступила в силу статья 226.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду, в том числе стратегически важных ресурсов в крупном размере и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации. Для целей данной статьи Правительство РФ утвердило два перечня (Перечень стратегически важных товаров и ресурсов и Перечень особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) постановлениями от 13 сентября 2012 года № 923 и от 31 октября 2013 года № 978, соответственно.

По данным ФТС России, за 2012-2013 годы и I кв. 2014 года по фактам незаконного перемещения водных биоресурсов было возбуждено всего 23 уголовных дела. Основными проблемами при расследовании данной категории уголовных дел являлись вопросы организации хранения скоропортящихся, громоздких и специфичных по своим свойствам предметов преступления, а также установления их наименований, качественных и количественных характеристик.

В соответствии с Перечнем к стратегически важным ресурсам отнесены: рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, мясо и продукты из мяса осетровых рыб, а также икра осетровых рыб. В то же время ряд водных биоресурсов, незаконное перемещение которых также наносит существенный ущерб Российской Федерации, не нашли своего отражения в Перечне. Так, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные являются предметами контрабанды стратегически важных ресурсов, если они классифицируются в товарных подгруппах 0302, 0303, 0306, 0307 и 0308 ТН ВЭД ТС. Однако после незначительной обработки указанные товары классифицируются уже как «Готовые продукты из рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных» (группа 16 ТН ВЭД ТС), которые не подпадают под уголовную ответственность. В частности, для Дальнего Востока характерны значительные объемы незаконного вывоза в Китай трепанга, который до фактического перемещения через таможенную границу подвергается сушке и варке, поэтому не может быть классифицирован в группе 03 ТН ВЭД ТС, в результате чего действия контрабандистов не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ1.

В текущем году было издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ №19 от 26.05.2015, направленное на совершенствования деятельности судов по применению законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 2 ст. 253, ст. 256, 258.1 УК РФ). Согласно ему, при отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов, к крупному (п. “а” ч. 1 ст. 256 УК РФ) суды будут исходить из количества и стоимости незаконно добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб. К такому ущербу будут относить: гибель большого числа рыбы, в том числе неполовозрелой (мальков), вылов или уничтожение водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ (за исключением внесенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей статей 226.1 и 258.1 УК РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 № 978), уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биоресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.

Следует отметить, что действия лиц, непосредственно не участвовавших в незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов, но содействовавших этому советами, указаниями, предоставлением информации, средств и (или) орудий добычи (вылова), транспортных средств, а также приобретавших, перерабатывавших, транспортировавших, хранивших или сбывавших водные биоресурсы, либо продукцию из них, будут квалифицированы по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 256 УК РФ при условии, что им было известно о незаконности добычи (вылова) водных биоресурсов1.

Наряду с этим сохранятся проблемы в сфере информационного взаимодействия Росрыболовства и ФТС: межведомственный обмен данными осуществляется не всеми таможенными органами; технические средства контроля, применяемые для контроля за дислокацией судов, устанавливаются не на все рыбопромысловые суда (а только с мощностью главного двигателя более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн); формирование данных об объемах добычи осуществляется на основании ежедневных рапортов капитанов, не имеющих юридической силы. По данным Владивостокской таможни, на российских браконьерских судах система позиционирования отключается при входе в территориальные воды РФ, поэтому определить законность нахождения морепродукции можно только при непосредственной высадке досмотровой группы на борт судна. Соответственно, поиск судов-нарушителей осуществляется визуально и с помощью радиолокационных станций.

Решая вопрос о незаконности добычи биоресурсов, следует учитывать не только российское законодательство, но и действующие международные договоры. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о рыболовстве, то применяются правила международного договора (ст. 4 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

С 1 января 2010 года Регламентом Совета Европейского союза от 29.09.2008 г. № 1005/2008 была введена система сертификации, призванная улучшить отслеживание законности происхождения всей морепродукции, реализуемой в европейских странах независимо от средств ее транспортировки. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 № 35 «Об отдельных вопросах Федерального агентства по рыболовству»1 Росрыболовство является уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Европейском Союзом (его компетентными органами и организациями) при реализации Регламента ЕС №1005/2008 об установлении системы для предотвращения, сдерживания ННН-промысла.

В соответствии с п. 3 постановления № 35 Росрыболовством был издан приказ от 03.02.2010 № 58 «Об утверждении порядка заполнения сертификата на уловы водных биоресурсов и порядка его утверждения». Приказом определены территориальные управления (Приморское, Баренцево-Беломорское, Западно-Балтийское и Азово-Черноморское), которые проверяют и подтверждают сведения, содержащиеся в сертификатах улова подаваемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими экспорт рыбопродукции в страны Евросоюза. В прошлом году было подтверждено 4,4 тыс. сертификатов на 1 491 766,91 тонну рыбопродукции (в 2013 году – 4,6 тыс. сертификатов на 1 638 251 тонну). При этом отказано в подтверждении 78 сертификатов (в 2013 году – 197)2.

В результате реализации российско-корейского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов от 22.12.2009 г. была подтверждена законность происхождения 332 670, 02 тонн рыбопродукции произведенной на российских судах и доставленной в корейские порты, в том числе законность 28 013, 8 тонны крабовой продукции (в 2013 году – 459 147 и 36 333 тонны, в 2012 году – 492 966 и 20 103 тонны, а в 2011 году - 408 782 и 16 657 тонн, соответственно).

После того как заработали вступившие в силу 31 января 2014 года поправки к Закону Республики Корея «О развитии океанического рыболовства» и ряд подзаконных актов были перекрыты основные каналы поставок на внутренний рынок незаконно добытых морских ресурсов (прежде всего крабов и крабовой продукции) российского происхождения, включая неконтролируемый транзит через корейские порты в третьи страны.

По результатам вступившего в силу межправительственного соглашения между Российской Федерацией и КНДР по противодействию ННН-промыслу от 30.01.2012 г. путем введения сертификации была подтверждена законность происхождения 19,9 тонны крабовой продукции, ввезенной в северо-корейские порты.

В рамках вступившего в силу с 1 ноября 2014 года российско-китайского межправительственного Соглашения по противодействию ННН-промыслу, путем введения сертификации на уловы водных биоресурсов и продукции из них был оформлен 371 сертификат на 150 770, 35 тонн.

В соответствии с российско-японским межправительственным Соглашением о сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами от 08.09.2012 года система сертификации на уловы водных биоресурсов и продукции из них вступила в силу с 10 декабря 2014 года. В результате всего за 1 месяц 2014 года было оформлено 11 сертификатов на 229,619 тонн краба1.

В настоящее время продолжается работа по подготовке российско-американского межправительственного соглашения о сотрудничестве в целях предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла живых морских ресурсов для подписания.

Серьезный превентивный потенциал заложен в Соглашении по мерам государств порта по предотвращению, сдерживанию и ликвидации незаконного, нерегистрируемого и нерегулируемого (ННН) промысла, принятом 25.11.2009 г. на 36-й сессии Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)2. После того как 25 стран его ратифицируют, документ станет обязательным для всех остальных стран-участниц ФАО (191 страна). В этом случае доступ браконьерам во все порты будет теоретически перекрыт. Сейчас указанное соглашение подписали 23 страны, в том числе Россия (апрель 2010 г.).

В феврале 2012 года Россия присоединилась к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана, ратифицировав ее Федеральным законом от 02.04.2014 № 45-ФЗ3. Помимо нашей страны Конвенцию подписали еще Канада, Китай, Республика Корея, США, Япония и Тайвань. Документ применяется в отношении вод открытого моря северной части Тихого океана, кроме районов открытой части Берингова моря и других районов открытого моря, которые окружены исключительной экономической зоной одного государства. Основная его цель - обеспечить долгосрочное сохранение и устойчивое использование рыбных ресурсов Конвенционного района, защищая морские экосистемы северной части Тихого океана, в которых они встречаются.



В соответствии с Конвенцией сформирована специальная Комиссия, которая определяет общий допустимый улов рыбных ресурсов, условия ведения нового вида промысла, а также характер и степень участия в нем. Каждая из договаривающихся сторон является членом Комиссии. Все решения принимаются на основе консенсуса. Ежегодный национальный взнос России в бюджет Комиссии составит не более 45 тыс. долл. Уплата взносов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета Росрыболовству на выполнение международных обязательств. Присоединяясь к Конвенции, Россия взяла на себя обязательство размещать наблюдателей на борту рыболовных судов, находящихся под ее флагом в конвенционном районе, вести реестр рыболовных судов, работающих в указанном районе, информировать Комиссию о каждом таком судне и обо всех изменениях в реестре4.

Основной целью подпрограммы №4 «Охрана и контроль» Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №314, является осуществление законного и безопасного промысла водных биоресурсов. В качестве ожидаемых результатов прогнозируется: расширение международного сотрудничества со странами Северного полушария, в том числе Канадой, США, Китаем, Республикой Корея и Японией; обеспечение выполнения международных обязательств, принятых Россией в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; повышение авторитета России на международной арене по противодействию незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу за счет реализации национального плана, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 №2534-р. На реализацию данной подпрограммы до 2020 г. планируется выделить 8 млрд. рублей бюджетных ассигнований1.

Противодействие незаконному промыслу морских биоресурсов

Наиболее остро указанная проблема проявляется в Тихоокеанском регионе,
что подтверждается статистикой пограничных органов.


Всего в 2014 году на морских направлениях Российской Федерации за
нарушения законодательства Российской Федерации в области рыболовства и
сохранения водных биологических ресурсов (законодательство):


- задержано 77 российских и иностранных судов, из которых 72 судна, т.е.
93,5% были задержаны в Тихоокеанском регионе (в 2013 году - 98,8,
в 2012 году - 96,7);


- из незаконного оборота в районах промысла, в российских портах и в
ходе рейдов по проверке прибрежного рыболовства (в т.ч. на рыбопромысловых
участках) изъято 2,541 тыс. тонн водных биоресурсов (ВБР), из которых 2,417 тыс. тонн, т.е. 95% в Тихоокеанском регионе (В 2013 году – 91%, В 2012 году -76%);


- возбуждено 344 уголовных дела по статьям 253, 256 УК России, из
которых 185, т.е. 53,7% в Тихоокеанском регионе
2013 году - 32,5%,
в 2012 году - 31,3%);


- осуждено 215 юридических, должностных и физических лиц по статьям
по статьям 253, 256 УК России, из которых 112, т.е. 52% в Тихоокеанском
регионе (в 2013 году - 50,6 %, в 2012 году - 61,3%).


По-прежнему основными субъектами противоправной деятельности
остаются российские рыбопромысловые суда и суда под «удобными» флагами,
причастные к незаконным добыче, перегрузкам и вывозу валютоемких ВБР
(крабы, морской еж, трубач) российского происхождения за пределы
исключительной экономической зоны Российской Федерации (ИЭЗ России) или
их доставке на территорию Российской Федерации в нарушение
законодательства.


Характерными нарушениями являются:

- накопление на борту судов неучтенных в промысловой документации

уловов ВБР, рыбной и иной продукции из них (т.н. «неучтенка»);

- добыча ВБР без разрешения на добычу (вылов) ВБР;

- неподача или искажение капитаном судна судовых суточных донесений;

- отключение технических средств контроля;

- добыча ВБР в запретных районах, в запретные сроки или запрещенными

орудиями добычи;

- нарушение Порядка прохождения морских контрольных пунктов (точек).

Снижение количества задержаний судов под «удобными» флагами
в прошлом году обусловлено вынужденным простоем «подфлажного» флота в
иностранных портах (к концу 2014 года - 52 судна), а также отказом
иностранных предпринимателей финансировать деятельность «подфлажников» в
связи отсутствием гарантий на возврат вложенных средств из-за высокой
вероятности задержания судов.


Принятые меры вытеснили подавляющее количество «подфлажного» флота
из ИЭЗ России, привели к ощутимому сокращению незаконных поставок краба
российского происхождения в порты стран АТР (в 2,1 раза по сравнению с 2013 годом и в 3,5 раза по сравнению с 2012 годом) и вынудили капитанов судов под «удобными» флагами осуществлять незаконную добычу краба в исключительной экономической зоне Японии (ИЭЗ Японии).


По результатам информирования японской стороны о смещении браконьерского флота в ИЭЗ Японии кораблями Управления безопасности на
море обнаружено и изъято около 2 тысяч незаконных крабовых ловушек,
задержано за незаконное рыболовство два судна под флагом Камбоджи,
одно под флагом Сьерра-Леоне и одно под флагом Республики Того с российскими экипажами на борту, а также оказано содействие кораблям береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области в задержании в ИЭЗ России двух судов под флагом Камбоджи с 39 тоннами крабовой продукции.


По данным Департамента рыболовства Японии, по сравнению с 2013 годом
рост количества незаконно установленных орудий лова составил 5,5 раза, объемы
краба в этих ловушках увеличились в 4,8 раза.


Заслуживают серьезного внимания факты задержаний в ИЭЗ России судов
под флагом Тоголезской Республики (западная Африка) с неучтенными уловами
краба и трубача (ценный вид ВБР), впервые попавших в поле зрения
пограничных органов в 2014 году. В
2014 году задержано 9 таких судов, на борту которых в общей сложности обнаружено 177 тонн краба и крабовой продукции, 55 тонн свежемороженого трубача и 4 тонны свежемороженого минтая. При этом 3 из них ранее задерживались пограничными органами с неучтенными уловами краба, но под флагом Королевства Камбоджи. Одной из возможных причин ухода под флаг государства Того может являться выполнение Королевством Камбоджа российско-камбоджийских договоренностей об отзыве национальной регистрации и лишении права плавания под камбоджийским флагом судов, задержанных пограничными органами за нарушение законодательства Российской Федерации.

В рамках реализации межправительственного соглашения с Республикой
Корея о сотрудничестве в области предотвращения незаконного, несообщаемого
инерегулируемого промысла живых морских ресурсов (подписано 22 декабря
2009 г.) совместно с МИДом России и Росрыболовством от корейской стороны
добились внесения в национальное законодательство изменений, позволяющих
компетентным органам страны осуществлять контрольные функции в отношении
100 уловов ВБР, выгружаемых в корейских портах, что способствовало
прекращению с марта 2014 года поставок на внутренние рынки незаконно
добытых ВБР российского происхождения.


По предварительным оценкам, объемы незаконных поставок краба и
крабовой продукции российского происхождения в порты Республики Корея, по
сравнению с 2013 и 2012 гг., сократились в 3,7 и в 4,1 раза соответственно
(2014 год - 541 тонна, 2013 год - 2,041 тыс. тонн, 2012 год - 2,240 тыс. тонн).


Кроме того, под влиянием совместных с Росрыболовством инициатив
корейской стороной осуществляется внесение судов под «удобными» флагами,
привлекавшихся к ответственности за нарушения законодательства, в так
называемые «черные списки» международных рыбоохранных организаций, что
создает дополнительные препятствия возможности захода указанных судов в
порты Республики Корея и порты других государств АТР.


В рамках реализации межправительственного соглашения с Японией о
сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в
северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли
живыми ресурсами (подписано 8 сентября 2012 г.) совместно с МИДом России,
ФТС России и Росрыболовством реализованы инициативы по введению запрета
на ввоз в японские порты крабов российского происхождения и продукции из них
без сертификатов Российской Федерации, подтверждающих законность их происхождения. Одновременно указанный запрет распространяется не только на
суда под флагами России и Японии, но и суда под флагами третьих стран.


На другом проблемном направлении с компетентными органами
Королевства Камбоджа выработан механизм и согласована процедура обмена
документированными материалами для принятия камбоджийской стороной
решений о лишении права плавания российских судов-нарушителей под флагом
Камбоджи.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница