Нина Петровна Литвинова, национальный координатор акции юнеско «Неделя образования взрослых»



страница1/2
Дата14.06.2018
Размер5,87 Mb.
  1   2



Нина Петровна Литвинова, 

национальный координатор акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых»

проф. кафедры государственного и муниципального управления

СПб института гуманитарного oбразования,

доктор экономических наук

Старостина Ольга,


4.Международный проект «Неделя образования для взрослых» и особенности управления им.
В настоящее время ситуация в обществе такова, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, квалифицированным специалистом на протяжении всей жизни, человеку необходимо учиться.

Достижение этого возможно путем формирования разнообразной сети учреждений образования взрослых, создания их привлекательного имиджа, а также демонстрацией связи между активностью в учебе и активным образом жизни, показом работы лучших педагогов на открытых уроках, созданием информационной структуры и помощи обучающимся, выдвижением в числе национальных приоритетов участие в обучении людей всех возрастов.

Акция «Неделя образования взрослых» зародилась в Великобритании .С 1992 года в этой стране к Национальной неделе обучения взрослых привлекают самые широкие круги общественности (педагогов, спонсоров, центральные и местные власти, радио, телевидение и т.д.). За эту неделю проходит более 5000 местных встреч, множество конференций, свободных телефонных линий, исследований и т.п.

Сам по себе этот праздник образования нельзя назвать новшеством. Международный День Грамотности отмечается с 1967 года. В конце 1980-х годов Американская Ассоциация Достижений в Образовании (АААЕ) начала проводить праздники для поощрения выдающихся учащихся. Такие мероприятия не только создают понимание того, что необходимо предоставить взрослым больше возможностей получить образование, но и поощряют усилия и достижения тех, кто нашел в себе смелость сделать первый шаг.

Целью Международной Недели Образования Взрослых является стремление совместить события, проходящие во время национальных недель, поучиться на опыте других стран, разделить праздник с другими людьми, способствовать сотрудничеству организаций, работающих в области образования взрослых.



Для многих стран идея оказалась привлекательной. Её главным смыслом является достижение признания образования взрослых как необходимого условия обучающегося общества, преодолеть ограниченное представление об образовании как посещении университетов и колледжей.

В различных странах накоплен богатый и интересный опыт проведения Праздников взрослых учащихся, в том числе Недель Образования взрослых.

В 1997 году она была поддержана Гамбурской конференцией ЮНЕСКО как конструктивная, мобилизующая людей на продолжение обучения. Эта идея стала привлекательной для многих стран. Главный ее смысл - добиться признания образования взрослых как необходимого условия обучающегося общества, преодолеть ограниченное представление об образовании как посещении университетов и колледжей. Достижение этого возможно путем формирования разнообразной сети учреждений образования взрослых, создания их привлекательного имиджа, демонстрацией связи между активностью в учебе и активным образом жизни, показом работы лучших педагогов на открытых уроках, созданием информационной структуры и помощи обучающимся, выдвижением в числе национальных приоритетов участие в обучении людей всех возрастов. В настоящее время более 60 стран мира проводят её ежегодно.1



Наука и техника настолько быстро шагает вперед, что знаний, приобретенных в юности, хватает только на несколько лет. Именно поэтому в последнее время получила такое широкое распространение идея образования в течение всей жизни. Обществу необходимы навыки и творчество всех его граждан, а обучение не должно сводиться ко времени, приведенному в школе и вузе. От этого в первую очередь зависит конкурентоспособность страны в целом, необходимо привлечь взрослых к участию в образовании, и Неделя может в этом помочь.

Во время Недели проходят конференции и коллоквиумы, посвященные образованию взрослых, а университеты, образовательные центры, фирмы организуют различные мероприятия в рамках Недели. Такими мероприятиями могут быть открытые дни, выставки, передачи по местному радио с интервью и дискуссиями, мероприятия по повышению квалификации. Условно их можно разделить на три группы: мероприятия - презентации, мероприятия интерактивного характера (мастерские, тесты, консультации) и мероприятия, сопровождающие Неделю (литературные вечера, приемы, церемонии награждения, сессии муниципальных советов, пресс-конференции, социальные и культурные события). Все эти ме­роприятия имеют своей целью пропаганду образования взрослых, повышение мотивации к получению такого образования (можно предложить причины, по которым следует это делать, например, чтобы вернуться на работу, завести новых друзей, открыть для себя новые увлечения, повысить самооценку), распространение информации о возможности его получения на курсах в образовательных центрах, и т.д.

Главная задача - привнести образование во все возможные организации - дома, рабочие места, музеи, тюрьмы, пивные, супермаркеты, стадионы. И все организованные мероприятия должны помочь добраться до тех людей, которые в настоящее время не принимают участие в образовании, а также привлечь внимание прессы, радио и телевидения.

Истории, передающие личный опыт обучающихся помогают другим «решиться на продолжение обучения». Этому же способствует присуждение наград за обучение и награждение луч­ших учащихся. Интервью с такими учащимися и их личные истории также непременно должны освещаться в средствах массо­вой информации.

На основе опыта проведения Недели в разных странах были выделены те элементы Недели, которые являются интернациональными:

  • мотивация как участников-взрослых, так и организаций;

  • связь со средствами массовой информации и их использование для повышение мотивации;

  • межотраслевая природа связей и социального партнерства;

  • акцент на успех учащихся;

  • вовлечение политиков в дебаты об образовании для повышения престижа образования взрослых;

  • координация действия на местах и в центре;

  • показ церемоний награждений и лучших учащихся;

  • общественного и частного финансирования проекта.

Таким образом, суть стратегии формирование обучающегося общества путем проведения недели образования взрослых заключается в том, чтобы дать стартовый толчок к непрерывному образованию как можно большему количеству людей и широко пропагандировать передовой опыт обучения взрослого населения.2

Неделя образования взрослых в России была поддержана инициативой Р00 "Дом Европы в Санкт-Петербурге" и Европейским Форумом за свободу в образовании. Был разработан проект "Недели образования в России" в рамках Международного движения "Красивая школа". Этот проект был представлен в 1999 году в Нижнем Новгороде на Международной конференции "Образование взрослых — шаг России в XXI век", посвященной реализации идей V Гамбургской конференции ЮНЕСКО 1997 г. и получил общее одобрение в Заключительном докладе и рекомендациях.

Конкурс "Красивая школа" объединяет коллективы школ, которые на основе собственной концепции красивой школы организуют совместную работу педагогов, детей и родителей по ее реализации.3

Начиная Неделю образования взрослых в России именно с учителями, организуя передвижной Международный институт образования взрослых для педагогов и руководителей учебных заведений, мы хотели подчеркнуть особую роль их подвижнического труда, показать победителей этого конкурса по пути следования поезда, привлечь внимание к богатому опыту российских регионов.

Первую Неделю образования взрослых было решено проводить в форме Международного передвижного института «Санкт-Петербург - Владивосток».

Цель проекта основывается на содружестве педагогов, возникшего в ходе Международного конкурса "Красивая школа", используя мощный интеллектуальный потенциал регионов, внести свой вклад в распространение актуальных научных знаний среди взрослого населения страны, укрепление и развитие ее единого образовательного пространства, интеграцию отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Как показывает анализ социально-экономических условий развития образования в России, общемировые тенденции проявляются достаточно отчетливо, приобретая, разумеется, специфические черты в зависимости от конкретного социального контекста.

Реализация идеи непрерывного образования не является чем-то привнесенным из-за рубежа. В конце 70-80 гг. в Советском Союзе отмечался всплеск социологических и педагогических исследований в области непре­рывного образования.

Рассмотрим особенности осуществления проекта «Недели образования взрослых» в России. Российская модель проведения акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» формировалась в ходе десятилетия проведения Недели образования взрослых. В нынешнем году состоится уже 14 Неделя по маршруту «Санкт-Петербург - Псков-Киев-Ялта»

.В ходе анализа обширных материалов книг, монографий, публикаций в СМИ были выявлены следующие характерные черты осуществления проекта «Недели образования взрослых» в России:



  • международный характер проекта;

  • оригинальная модель проведения- Международный передвижной институт;

  • возникновение традиций, ставших неотъемлемой составляющей всех недель, независимо от темы и места проведения;

  • акцент на неформальном образовании в силу недостаточного развития, его интеграцию с формальным;

  • диверсификация источников финансирования проекта;

  • осуществление управления на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия;

Перейдем к детальному рассмотрению вышеуказанных особенностей проекта «Недели образования взрослых» в России

1.Международный характер акции проявляется в шести направлениях. Первое, и об этом уже упоминалось выше, тот факт, что зародилась идея проведения недели образования в Великобритании, в дальнейшем получившая одобрение на V Гамбургской конференции по образованию взрослых. Международное движение «Красивая школа» поддержало данную инициативу в России.

Второе направление проявляется в активном участии коллег из-за рубежа. Самым активным оно было во время поездки по маршруту «Санкт- Петербург- Владивосток» в 2000 г и в 2003г, когда проходила Неделя по теме «Образование взрослых - глобальный диалог» в Санкт- Петербурге.

В России был представлен опыт проведение акции в разных странах. В частности стран Балтии и Скандинавии, Германии и Израиля, Украины и Белоруссии, Австрии и Албании, и многих других.

Тот факт, что многие акции организовывались совместно с представителями других стран, позволяет выделить третье направление международного характера акции. В 2001 -2002гг проходили как Российско - Украинская акция, 2004-2005гг. как Российско -Казахстанская акция, и наконец, 2007-2008 как Российско-Китайская акция. Особое внимание привлекает десятилетнее сотрудничество Украины и России в реализации проекта «Недели образования взрослых»

Четвёртое направление определено следующим фактом. Президент Российской Ассоциации образования взрослых (РАОВ) проф. Н.М. Канаев в 2001 году подписал с директором Института образования ЮНЕСКО в Гамбурге Адамом Ауну соглашение о сотрудничестве в области образования взрослых, в частности и проведении Недели образования взрослых,где зафиксировано проведение и организация недель образования взрослых. Оно заключается «в сотрудничестве с регионами и партнёрскими организациями, Ассоциация будет ежегодно организовывать федеральную или региональную неделю образования взрослых. ИЮО будет оказывать экспертную и интеллектуальную помощь в проведении «недель», также содействие участвующим учреждениям в обмене информацией»4 Это событие позволило обеспечивать постоянной связью с важнейшим исследовательским и научно-методическим центром в области образования взрослых.

Пятое направление заключается в широком использовании опыта зарубежных экспертов. Таких как, Вида Михорчич из Словении, Сью Даффен из Великобритании, Антра и Арно Карлсен представители Швеции, Ева Сиерала, Кай-Эрик Нордстем, Керстин Ромберг, Раду Шекели представители Финской ассоциации, Рикке Хелмс и Син Андерсен из Дании, и многие другие. Ими были проведены профессиональные консультации, даны ценные советы и рекомендации в проведении акции.

Участие в Международных проектах связанных с Неделей образования взрослых определяет шестое направление, перечислим эти мероприятия.

  1. Участие в создании путеводителя по фестивалям образования для международной недели образования взрослых по все странам, в том числе и России – 2001год.

  2. В 2002 году участие в 10-й неделе образования взрослых в Великобритании.

  3. Ежегодное участие в проведении Недели образования в Украине.

  4. Регулярные встречи на конференциях журнала Европейской Ассоциации образования взрослых «Life long Learning in Europe»

  5. Стажировки в высших народных школах Германии, Финляндии, Швеции, Дании и Голландии.

II. Первая акция определила важную черту российской модели. Учитывая пространственный фактор, все акции строились как Международные мобильные институты, либо включали в себя элементы движения по областям с тем, чтобы охватить вниманием и сельскую местность. Как правило, им предшествовал международный семинар по актуальным проблемам непрерывного образования. Важно отметить, что российская модель проведения акций защищена авторским свидетельством.5

Эту модель используют регионы России, она получила признание и применение в проведении национальных акций Украины.



Появились варианты передвижения, вносящиеся особый смысл в образовательную программу. Если в 2000г поезд «Санкт- Петербург - Владивосток» формировался как специальный со своим уникальным расписанием и мотивированными пассажирами, то в 2007 году актив Недели размещался лишь в одном вагоне, заранее обговорив с Управлением Восточно-Сибирской железной дороги подготовку десяти радиопередач, посвященных объектам Всемирного наследия по пути следования. В течение 77 часов, организовав выпуск трех путевых газет, распространив массу методических и наглядных пособий, актив вовлек в увлекательное изучение программы ЮНЕСКО многих пассажиров, самые добросовестные из которых получили перед Иркутском сертификаты об изучении вводного курса «Всемирное культурное и природное наследие ».

Все эти разнообразные мероприятия позволяют от года к году обогащать содержание и разнообразить формы проведения акции Юнеско.



III. Возникли традиции, которые позволяют сохранить преемственность опыта и людей. Во-первых, многолетней традицией стало проведение в рамках Недели ежегодного международного конкурса «Красивая школа». Начиная Неделю образования взрослых в России именно с учителями, организуя передвижной Международный институт образования взрослых для педагогов и руководителей учебных заведений, хотели подчеркнуть особую роль их подвижнического труда, показать победителей этого конкурса по пути следования поезда, привлечь внимание к богатому опыту российских регионов. Например, в 2007г. самым ярким событием в программах повышения квалификации был традиционный, десятый конкурс «Красивая школа», который предстал обширной выставкой учебных заведений из разных регионов России. Жюри признало победителем Карадуванскую СОШ Балтасинского района Татарстана, директор Габдрахманова Г.3. За прошедшие годы сотни школ приняли участие в конкурсе, но эта победа знаменательная - десять лет назад первым победителем была также школа из Татарстана - частная школа «Золотая горка» из г. Набережные Челны, директор Ивлева Ф. Г.

Во-вторых, специальное внимание уделяется развитию образования взрослых на селе. В 2001г. семинар по образованию взрослых на селе, в Альшеевском районе Республики Башкортостан собрал более 300 человек.. Семинар обсуждал проблемы и знакомился с успешным опытом в решении таких задач образования взрослых на селе, как создание привлекательного имиджа сельской жизни в социальном, культурном, экономическом и образовательном отношениях; возрождение духовности и российских просветительских традиций на основе объединения ресурсов (материальных, финансовых и кадровых) учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты; лоббирование принятия законов, постановлений, касающихся социально-экономического развития села на основе привлечения широкой общественности; развитие народных ремесел и промыслов, традиционных видов деятельности и т.д.. В 2002г. семинар по образованию взрослых на селе « Сельская школа в контексте социального диалога» в Новгородской области был посвящен проблемам взаимодействия сельских школ с социумом и работе со взрослым населением. В нем приняли участие специалисты сельского хозяйства, учителя, научные работники из 14 регионов, из Австрии и Финляндии. В 2003г. г. Неделя образования взрослых на селе была организована Центром образования взрослых Астраханского государственного университета и Комитетом по образованию Астраханской области под девизом «От красивой школы к красивому селу» на базе Красноярского и Искрянского районов. Семинар показал, как сельская школа организует воспитание в духе общности, социальной ответственности ребенка за благополучие родной земли, за людей, проживающих в родной деревне. Из узковедомственного учреждения она превращается в центр общинной жизни, объединяя под одной крышей то, что управленцы разных ведомств обычно разъединяли — детский сад, школу, клуб, библиотеку, вечернюю школу, центр социальной помощи населению.

Результаты изучения и исследования сельских школ как центров образования в Красноярском районе, Астраханской области позволили выделить наиболее типичные модели открытого типа школ. Опыт работы школ на селе убеждает, что наиболее эффективными в воспитательном отношении являются интегративные модели образовательных учреждений, имеющие значительные преимущества в условиях ограниченных ресурсов села.

В 2008 году очередная Неделя образования взрослых, была развитием этой работы. В Алтайском крае обсуждалась тема «Образование взрослых в контексте интеграции города и села».

В-третьих, важная тема, традиционно освещаемая при проведении Недели образования взрослых - это изучение Всемирного культурного и природного наследия. Всемирное культурное и природное наследие – это программа ЮНЕСКО по сбережению наследия человечества и передаче его следующим поколениям. В рамках акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых»эта работа ведется на примере российских объектов и
объектов стран - партнеров. 2007г. стал определенным этапом в этом деле, т.к он был посвящен развитию общеобразовательной межпоколенной программе «Всемирное культурное и природное наследие». Конечно же, в центре внимания участников оказались озеро Байкал и
памятники культуры, имеющие непреходящую историческую, образовательную ценность.


Посещение музея Лимнологического института, десятичасовое путешествие по живописной Кругобайкальской железной дороге, приобщение через экскурсии, игры, хороводы к сказочному миру историко-этнографического музея под открытым небом «Тальцы», погружение в высокое искусство, в доме, где жили люди высокие духом, в музыкальном салоне Дома-музея семьи Волконских.

Постепенное накопление материалов и обогащение опыта регионов создали предпосылки для того, чтобы посвятить этим направлениям работы специализированные недели. Так, постоянный элемент всех недель «Всемирное культурное и природное наследие» стало доминантным в седьмой неделе в Иркутске. Постоянно имея в виду проблемы образования взрослых на селе, восьмую неделю провели в регионе, который дал образец высоко эффективной, как в социальном так и в экономическом плане интеграции города и села. См. таблицу 1

Таблица1
Тематическое разнообразие акции ЮНЕСКО

«Неделя образования взрослых» в России


Год проведения

Форма проведения

Тема недели

Регион проведения

Партнёры-представители стран

2000 г.

январь


Передвижной международный институт

"Образование взрослых — шаг России в XXI век",

Всемирное наследие


«Санкт-Петербург – Владивосток»

Германия, Израиль, ЮАР,

Казахстан, Украина



2001 г.

Межрегиональный

семинар

Развитие образования взрослых на селе

Всемирное наследие


Республика Башкортостан

Пос.Раевский, Альшеевсого района



В.Новгород, Боровичи,

Санкт-Петербург

Астрахань

Владимирская область,



сентябрь

Передвижной международный институт

Менеджмент в образовании взрослых

Н.Новгород - Астрахань – Н. Новгород

Велико

британия,

Украина


2002 г

май

июнь

сентябрь


Международный

семинар



«Сельская школа в контексте социального диалога»

«Сельский университет»



Всемирное наследие


Новгородская область, города и села

Украина, Финляндия, Австрия

Международный

семинар


Семинар для организаторов Недели образования взрослых-2002 по Федеральным округам России и в регионах Украины

Санкт- Петербург

Германия,

Украина


Международный

семинар


Качество образования- качество жизни

Анапа

США,

Дания


Эстония

2003 г.

май





«Образование взрослых – глобальный диалог»,

Всемирное наследие


Санкт-Петербург

Эстония, Албания, Финляндия, Казахстан,

Украина


Эстония

2004 г. сентябрь

Передвижной международный институт


«Поликультурное образование как фактор интеграции образовательного пространства»;

«От красивой школы к красивому селу»



Всемирное наследие


Боровичи Новгородской области-

Актобе


Казахстан, Украина

Эстония


2005 г. октябрь

Международный передвижной институт


«Развитие обучающегося сообщества на основе укрепления местного самоуправления»,
«От красивой школы к красивому селу

Всемирное наследие


Оренбург- пос.Саракташ –

село Ибрагимово



Казахстан, Украина

2006 г. сентябрь

Международный передвижной институт по городам и станицам Краснодарского края


«Образовательное пространство России: единство в различии»

Всемирное наследие


Анапа - Крымск- Новороссийск-

Ейск - Темрюк



Украина,

Эстония,


Греция

2007 г сентябрь

Международный передвижной институт

«Всемирное природное и культурное наследие: диалог поколений»,

«От красивой школы к красивому селу




Иркутск,

озеро Байкал



Китай,

Дания, Украина



2008 г. сентябрь

Международный передвижной институт по городам и селам Алтайского края


«Образование взрослых в интеграционном поле города и села

Всемирное наследие

г. Барнаул- село Михайловское - Барнаул

Китай,

Украина


Эстония

2009 г. сентябрь

Международный передвижной институт

«Образование взрослых как фактор социально-экономического прогресса общества»

Всемирное наследие

Санкт-Петербург- Великий Новгород- Боровичи

Китай,

Украина,


Финляндия, Германия

Эстония


2010г

Международный передвижной институт

Роль и место молодёжи в развитии обучающегося сообщества России

Всемирное наследие


Казань- Набережные Челны

Украина

Барнаул, Владивосток, Иркутск, Санкт-Петербург, Астрахань



2011г.

Международный передвижной институт

Обучающийся регион как стратегический план социально-экономического развития муниципалитета

Всемирное наследие

Боровичи Новгородской области

Кировоград,



,Великий Новгород,

Украина

Дания


Латвия

2012г.

Международный передвижной институт

Обучение на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов и технологий

Всемирное наследие

Санкт- Петербург- Псков- Витебск-Полоцк-Минск-Киев

Белоруссия-

Украина


Казахстан,

Дания


2013г.

Международный передвижной институт

Образование на протяжении всей жизни: традиции и инновации

Всемирное наследие

Санкт- Петербург- Псков- Киев- Симферополь- Ялта- Севастополь- Феодосия

Украина

Финляндия,

Швеция,Норвения, Дания

Греция,Италия,Албания,

Эстония



IV.Как известно, реализация любого проекта зависит от финансирования. Финансовая основа акции складывалась из бюджетных средств, выделяемых участникам на командировочные расходы, средств РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» на подготовку акции, средств участников и принимающего региона, а также большой вклад внесли волонтеры всех участвовавших регионов.

Волонтёрство – это один из способов для людей поддерживать друг друга и сообщества, в которых они живут. Оно усиливает социальную основу, культивирует заботу и понимание других, объединяет людей в достижении общих целей. В признание важной роли, которую волонтёрство играет во всём мире, ООН объявляла 2001 год Международным годом волонтёров. В Европе 2011 год также объявлен годом волонтёрского движения. Согласно утверждению ООН, добровольчество позволяет «индивидуумам осуществлять свои права и обязанности как членов общин в течение всей жизни, осознавать свой полный человеческий потенциал».6

По сути дела, особенностью НОВ является диверсификация источников финансирования проекта. Более подробно вопросы финансирования будут рассмотрены в разделе 2.3.

    1. Акцент на неформальном образовании и интеграция формального и неформального

Особое внимание в проекте уделяется развитию неформального образования. Неформальное образование в России не имеет законодательного оформления, за исключением общего положения в законе о дополнительном образовании, где даётся классификация дополнительного образования, выделяется профессиональное и общее ( в западной классификации – формальное и неформальное)

Недооценка неформального образования имеет своё объяснение.



Во-первых, изменение статуса Министерства: от Министерства просвещения к Министерству образования, а затем Министерству образования и науки. Термин «народное просвещение» практически перестал употребляться и одновременно стало свёртываться система досуговых учреждений, как для детей, так и для взрослых.

Во-вторых, на волне либерализации экономики начинает преобладать прагматичное отношение к образованию. Оно сводится к профессиональному, а финансирование неформального сокращается. На фоне общего сокращения доли расходов на образования, неформальное пострадало сильнее, поскольку более приоритетное профессиональное комерциализовалось быстрыми темпами, и население не в состоянии оплатить неформальное образование в тех масштабах, в каких существует потребность в нём. Учитывая эту ситуацию, организаторы Недели образования активно продвигали интеграцию формального и неформального образования:

Первая ВНШ поддерживается общественной организацией, но это единственный случай. Все остальные ВНШ созданы на базе университетов, располагающими ресурсами для их содержания. Эта форма интеграции, за которой большое будущее.

Другой вариант интеграции – это проведение в период Недели семинаров по сертифицированным университетами программам, посвященных различным аспектам образования взрослых, издание книг по их результатам, что увеличивает шансы участников недели получить государственную поддержку.

В-третьих, постепенно разворачиваются работы по официальному признанию результатов неформального образования. Интенсивно развивающиеся в Европе и ряде азиатских стран признание знаний полученных вне системы формального образования, делает неформальное образование значительно более привлекательным.



VI. Особенности управления международным проектом «Неделя образования взрослых»

Управление проектом на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия. Ограниченные финансовые ресурсы, с одной стороны сужали возможности проведения Недели, с другой стороны, явились мощными стимулами развития социального партнерства.

Социальными партнёрами стали организации с различными направлениями деятельности, принадлежащие разным формам собственности, представляющие разные регионы России и зарубежные страны: Министерство образования и науки, представители бизнеса, муниципалитеты, администрации городов, общественные организации, огромное количество учебных заведений7.

С уверенностью можно назвать лидеров Российского образования - ими, несомненно, являются университеты.

Во всех регионах вузы взяли на себя львиную долю работы со взрослым населением: это повышение квалификации; предоставление второго высшего образования; различные ускоренные курсы (так называемый Морозовский проект по подготовке специалистов, получающих новые знания в рыночных условиях); обучение уволенных в запас военнослужащих, безработных, обучение на иностранных бизнес-курсах; научно-методическое руководство школами; широкая система довузовской подготовки; активное привлечение специалистов к обучению в аспирантуре и докторантуре; активное использования возможностей международных организаций и неправительственных фондов в образовании.

Рассмотрим оргсхему управления международным проектом НОВ. Национальным координатором изучаемого нами проекта является один из его инициаторов - региональная общественная организация «Дом Европы в Санкт-Петербурге». Ею выполняется глобальная координация между такими организациями как:



  • Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни

  • Министерство образования и науки РФ

  • Международные организации и специалисты образования взрослых

  • Организационный комитет НОВ

  • Рабочие региональные группы

  • Местный организационный комитет.

Важной составляющей в процесс управления проектом является решение о проведении Недели образования взрослых на ежегодном собрании учредителей РОО«Дом Европы в Санкт-Петербурге»..

Со стороны института ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни8 работа заключается: 1) в обобщении мирового опыта в организации и проведении НОВ (в Ганновере, Брюсселе и др.); 2) объявление о проведении международной недели; 3) ведение сайта, издание методической литературы, проведение консультаций. В свою очередь Дом Европы предоставляет годовые отчёты о проведённых мероприятиях в рамках НОВ за год.

Другая важная работа на мировом уровне осуществляется с международными организациями и специалистами в области образования взрослых:


  • осуществляется мониторинг передового опыта и тенденции развития в области образования взрослых;

  • производится рассылка информации;

  • осуществляется персональное приглашение специалистов для проведения мастер классов в рамках проекта.

Организационный комитет, одновременно выполняет функции программного, т.е. утверждает программу конференции. Это организации, которые включены в сетевой проект, участвующие с первого года реализации проекта, те, для кого эта работа является добровольно взятой на себя. Его представителями в 2010 году стали:

  • Министерство образования и науки Российской Федерации,

  • Министерство образования и науки Республики Татарстан,

  • Институт образования взрослых Российской Академии образования,

  • Российская Ассоциация образования взрослых,

  • Общество «Знание »

  • Дальневосточный технический университет

  • Алтайский государственный университет

  • Астраханский государственный университет

  • Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

  • Оренбургский государственный педагогический университет

  • Санкт- Петербургский институт гуманитарного образования

  • Общественная палата Республики Татарстан

  • Казанский (Поволжский) федеральный университет

  • Казанский государственный технический университет

  • Общественная палата Республики Татарстан

Возглавляет организационный комитет человек, который уполномочен подписывать письмо от министерства. Комитет ежегодно отправляет письмо, с утверждённой программой9 и предложениями о проведении НОВ в Министерство образования и науки Российской Федерации.

В разные годы от Министерства письма подписывали – министр В.М. Филиппов, заместитель министра Б.А. Виноградов, заместитель министра В.Д. Шадриков, первый заместитель министра В.М. Жураковский, начальник управления международного образования и сотрудничества Н.М. Дмитриев, начальник управления учреждений образований Е.Я. Бутко, председатель департамента государственной политики в образовании И.И. Калина, заместитель руководителя федерального агентства по образованию Е.Я. Бутко, заместитель директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке. Л.И. Ефремова.

Письмо содержит утверждённую министерством тему недели, план мероприятий и координатора региональной рабочей группы. Письмо далее рассылается в государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и в рабочие региональные группы.

Получив письмо от министерства и рекомендации (алгоритм) работы от Дома Европы, региональные рабочие группы приступают к разработке программы проведения акции ЮНЕСКО.



Методические материалы, предоставляемые РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» содержит такие разделы, как:

  1. Задачи Недели образования взрослых в России

  2. Методические материалы для региональных оргкомитетов и рабочих групп

  3. Региональная работа: Мотивационная стратегия, направленная на расширение участия в образовании и поощрение взрослых к возвращению к учению

  4. Памятка для оргкомитета и рабочей группы городов по пути следования международного передвижного института

  5. Положение о награждениях участников акции «Неделя образования взрослых»

  6. Образец программы пребывания участников Международного передвижного института

  7. Анкета для регионов-участников акции

  8. Реклама акции «Неделя образования взрослых» на русском и английском языках.

Далее разработанная программа и рекомендации от Дома Европы, получает местный организационный комитет. Так же, туда поступают и заявки от регионов, где они предлагают интересующие их темы для обсуждения в рамках проведения НОВ. На этом уровне происходит структурирование всех участников проекта, на местном уровне. Решаются организационные вопросы, возможность дополнительного финансирования, получение грантов. В состав местного организационного комитета входят представители различных организаций. Это учреждения образования и культуры, социальные структуры, учебные центры предприятий, так же общественные организации, ведущие образовательные программы и другие.

В результате кропотливой и масштабной работы, в которой участвовало большое количество людей, формируется программа проекта. На этом этапе, она уже обобщённая, детализирована и учитывает предложения принимающего региона и заявки участников проекта.

Этап реализации проекта состоит из следующих программных действий:

а) Проведение запланированных мероприятий;

б) Принятие резолюции;

в) Утверждение темы следующего года.



Завершением проекта текущего года становится обобщение и систематизация результатов реализованного проекта данного года. Публикуются итоговые материалы в СМИ ,методические пособия. Осуществляется подготовка и издание материалов НОВ (сборники научных статей, монографии). Готовится отчёт для ЮНЕСКО.

Как показано на оргсхеме управления проектом, взаимодействие осуществляется по сетевому принципу, что свойственно и всем монопроектам, развиваюшим его идею.

Как известно, сеть - это объединение независимых партнеров, действующих для достижения согласованной и взаимовыгодной цели по единым корпоративным правилам в условиях ситуационного лидерства и прямых коммуникационных каналов. В соответствии с этим и взаимоотношение всех партнёров строится на общих принципах, присущих любой сетевой структуре: наличие объединяющей цели, добровольность связей, независимость партнеров по сети, множественность лидеров, множественность уровней взаимодействия.

Сетевые структуры обладают целым рядом преимуществ, адаптивностью организаций к изменяющимся условиям, концентрация деятельности организации на приоритетных областях специализации; существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов, исключение дублирования использования квалифицированного персонала; привлечение к совместной деятельно в рамках сети самых лучших партнеров10

Именно управление на основе сетевого взаимодействия, широкие партнёрские связи позволили при таком незначительном финансировании сохранять длительное время активную деятельность по реализации изучаемого в данной работе проекта.



Как и любой другой проект, «Неделя образования взрослых» подвержен рискам. На практике риски могут проявиться как форс-мажорные обстоятельства, недостаточное финансирование или не выполнением принятых на себя обязательств со стороны какого либо участника проекта.

Так как управление НОВ представляет сетевую структуру, включающую в себя множество подразделений и взаимодействий между друг другом, то при проведении каждой недели появлялись различные обстоятельства, влекущие за собой риск срыва проведения акции. Они могли проявится на любом этапе реализации проекта. От самого своего начала, и до этапа реализации проекта. Одним из примеров стал факт задержки подписи Министерством письма. Вследствие чего, возникал риск не отправки участников в командировку

. Другой случай непредвиденных обстоятельств возник вследствии непредвиденной смены руководителя организационного комитете. Могла нарушиться вся запланированная работа.

Со стороны финансовых рисков, был случай с резким подорожанием авиабилетов. Задержка в предоставлении гранта, так же могла повлечь препятствия в реализации проекта. Даже на завершающем этапе обобщения и систематизации результатов проекта, могут возникнуть проблемы, невыполнения взятых на себя обязательств со стороны СМИ или типографии. Не стоит пренебрегать и таким моментом, как человеческий фактор. С людьми тоже могут произойти непредвиденные обстоятельства..

Таким образом, проект «Неделя образования взрослых», можно с достаточной степенью уверенности определить этот проект ЮНЕСКО как мультипроект. Основными элементами являются такие монопроекты, как «Красивая школа», «Высшая народная школа», «Международный передвижной институт», «Культурное и природное наследие», «От красивой школы к красивому селу» и другие. Проект является социальным по основной сфере реализации. Безусловно, учебно-образовательным – по характеру предметной деятельности, отраженной в названии. Степень охвата проекта, количество участников и влияние его на окружающий мир, позволяет охарактеризовать его как крупный проект. О сложности проекта «Неделя образования» можно судить по количеству взаимодействий и коммуникативных решений внутри него. Данный проект по своей сути характеризуется как дорогостоящий, но к сожалению, отмечается недостаточное финансирование образования, со стороны государства. Соответственно по объёмам вложений он малобюджетный. В значительной мере жизнедеятельность проекта обеспечивается волонтёрским движением. Ежегодно для его реализации привлекается огромное количеств людей, что позволяет характеризовать мегакрупным. Проект реализуется на территории различных государств, привлекаются иностранные эксперты, происходит международный обмен опытом и технологиями. Эти факты характеризуют его как международный.

Рассмотрев схему управления международным проектом НОВ, можно сделать выводы, что его управление происходит в рамках сетевой структуры с привлечением социальных партнёров. В данной структуре нет главенствующей организации, а присутствуют координаторы. Такое управление даёт возможность оставаться проекту мобильным, оперативно реагировать на внешние изменения, преодолевать возникающие риски. На наш взгляд, для социального проекта, это оптимальная форма управления


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница