Номинации



страница1/2
Дата07.06.2018
Размер0,9 Mb.
  1   2

ФИО педагога, руководителя ученического проекта

Лукьянова Елена Владимировна

ФИО участника (или нескольких участников)

Кряжев Кирилл Андреевич

Регион

Самарская обл.

Полное название ОУ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 "Образовательный центр ЛИК" городского округа Отрадный Самарской области.

ФИО руководителя ОУ

Григорьева Светлана Сергеевна

Почтовый адрес (с индексом)   педагога, руководителя проекта

446300, ул.Перомайская, 55Б, кв.5, г.Отрадный, Самарская обл.

Электронный адрес педагога, руководителя проекта  (e-mail)

elena_63rus@mail.ru

Название номинации

«Техносфера»

Тема проекта

Воздух – дар природы

Аннотация

Актуальность и практическая значимость выбранной темы связана с тем, что на Земле нет более обыкновенного и в то же время более загадочного вещества, чем воздух. Воздух неотъемлемая часть жизни человека и планеты Земля. Вмешательство человека в природу приняло угрожающие масштабы, поэтому так важно всем жителям различных стран встать на защиту воздуха, ведь для воздуха нет границ и преград.

В данной работе поставлена цель: изучить свойства воздуха, познакомиться с многообразием способов использования дара природы – воздуха, предложить способы улучшения экологических качеств воздуха в квартире.

В практической части работы на основе полученных знаний о свойствах воздуха были изготовлены из подручных материалов воздушный термометр и воздушный фонарик, реализованы способы очистки воздуха в квартире.Работа имеет иллюстративный материал, подтверждающий непосредственное участие автора в ходе экспериментальных исследований.



Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3

1. Значение воздуха ………………………………………………………….…..... 4

2. Исследование свойств воздуха ………………………………………………....4

2.1. Обнаружение воздуха ……………………………………………………… 4

2.2. Воздух прозрачен …………………………………………………………...5

2.3.Воздух без запаха ……………………………………………………………6

2.4. Воздух можно взвесить ……………………………………………………. 6

2.5. Горячий воздух легче холодного ………………………………………….. 7

2.6. Воздух расширяется и сжимается ……………………………………….... 8

2.7. Сила сжатого воздуха ……………………………………………………….8

3. Как я использовал свойства воздуха …………………………………………… 9

4. Использование воздуха человеком ………………………………………........11

5. Как улучшить воздух в квартире? ………………………………………….….13

Заключение……………………………………………………………….………... 16

Литература ………………………………………………………………………. 17



Введение

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде. Любое свободное пространство на Земле заполнено им.При рождении, первое, с чем встречается человек это с воздухом.С одной стороны нет ничего обыкновеннее воздуха, с другой стороны воздух несет в себе столько загадок.Поэтому мне захотелось разгадать их и как можно больше узнать об этом даре природе – воздухе.

Слово “воздух” происходит от слов “вздохнуть”, “вдыхать”. Живая природа не может существовать без воздуха. Воздух – это то, чем мы дышим. Человек без воздуха может прожить самое большее 10 мин.

Очень емко о воздухе сказано в стихотворении «Воздух»

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

Он лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение воздуха и его свойств поможет мне глубже изучить и познать окружающий мир.

Цель данной исследовательской работы:изучитьсвойства воздуха, познакомиться с многообразием способов использования дара природы – воздуха, предложить способы улучшения экологических качеств воздуха в квартире.

Задачи:



  • изучить некоторыми свойства воздуха;

  • установить простейшие связи; сделать выводы;

  • выяснить, как человек использует изученные свойства воздуха;

  • найти способы улучшения качества воздуха в квартире.

В своей исследовательской работе я использовал следующие методы и средства:

  • изучение печатного материала;

  • поиск материалов в Интернете;

  • постановка опытов;

  • наблюдения, сравнения;

  • выводы.




  1. Значение воздуха

Что такое воздух? Прочитав книги можно сказать, что воздух – это газ, а вернее смесь газов. В основном азота – 78 %, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. Самый важный газ в воздухе – это кислород. Кислородом мы дышим. Без кислорода человек не может жить и данный факт легко проверить на опыте.

Для опыта требуется: мама, папа, я.

Ход опыта:всем сделать вдох и задержать дыхание.

Результат: задержать дыхание мама смогла на 24 сек., папа – 1 мин. 4сек., я – 53 сек.

Вывод:человек может обходиться без воздуха в среднем 47сек.

В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут. Без воздуха на Земле не может обойтись все живое. Без воздуха жизнь невозможна. Задерживая дыхание, возникает желание глотнуть свежего воздуха. На занятиях в бассейне мы тренируемся задерживать дыхание на долгое время. Это мне помогает чувствовать себя увереннее при погружении под воду, при плавании брасом.

Дыхание является одним из признаков живой природы. Все живые организмы дышат воздухом. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен всегда поступать в организме через органы дыхания.


  1. Исследование свойств воздуха

    1. Обнаружение воздуха

Для опыта потребуется: полиэтиленовый пакет.

Ход опыта:Расправить, а затем скрутить полиэтиленовый пакет (Рис.№1).

Результат:Пакет стал выпуклым.Казалось, что пакет пуст, в нем ничего не было, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом.

Вывод: Воздух находится вокруг нас повсюду.

Рисунок №1





2.2. Воздух прозрачен

Для опыта требуется: цветной угольник.

Ход опыта:Закрыть цветной угольник ладошкой. Не отрывая ладошки от угольника, назвать, что на нем нарисовано (Рис.№2).Убрать ладошку. Назвать, что нарисовано (Рис.№3).

Результат: Через ладошку я не увидел рисунок на угольнике. Убрав ладошку, я увидел, что на угольнике нарисована лягушка. Когда убрал ладонь между цветным угольником и мной остался только воздух. Я увидел рисунок на угольнике сквозь воздух.

Вывод: Воздух прозрачен.

Рисунок №2Рисунок №3





    1. Воздух без запаха

Для опыта требуется: мандарин.

Ход опыта:Почистить мандарин (Рис.№4).

Результат:Почувствовал, что пахнет мандарином. До этого ничем не пахло.

Вывод: Чистый воздух ничем не пахнет.

Рисунок №4





    1. Воздух можно взвесить

Для опыта требуется:Два шарика одинакового размера и веса, две нитки одинаковой длины, две трубочки для коктейля.

Ход опыта:Привязать воздушные шарики к трубочке. Установить палочку на банку, уравновесить, отметить на палочке точку прикосновения к банке (Рис. №5).Надуть один шарик, привязать к палочке и установить на банку по отметке (Рис. №6).

Результат:Ровно весящая палочка перевесила в сторону надутого шарика.Надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец палочки с надутым шариком наклоняется.

Вывод: Воздух имеет массу.

Рисунок №5Рисунок №6





    1. Горячий воздух легче холодного

Для опыта требуется: Квадрат из бумаги, карандаш, ножницы, шпагат, свеча.

Ход опыта:Нарисовать и вырезать спираль (Рис. №7). Подвесить спираль над свечой (Рис. №8).

Результат:Спираль вращается.Под действием огня от свечи воздух нагревается и поднимается вверх. Дойдя до спирали, он давит на нее и заставляет вращаться. Горячий воздух всплывает подобно, как мячик всплывает в воде.

Вывод: Горячий воздух легче, чем холодный.

Рисунок №7Рисунок №8






    1. Воздух расширяется и сжимается

Для опыта:Воздушный шарик, пустая бутылка, тазик с горячей водой.

Ход опыта:Пустой воздушный шарик надеть на горлышко бутылки.Подержать эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой (Рис.№9).Поставить бутылку под струю холодной воды (Рис. №10).

Результат: В тазике с горячей с водой шарик надувается, а под холодной водой шарик опадает.В бутылке с надетым шариком ничего нет, кроме воздуха. При нагревании воздух расширяется, ему требуется дополнительное пространство. Поэтому он проникает в шарик и надувает его. Охлаждаясь, сжимается и занимает первоначальное место в бутылке, шарик сдувается.

Вывод:При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Рисунок №9Рисунок №10





    1. Сила сжатого воздуха

До проведения опыта я взял шприц и набрал в него воздух. Закрыл пальцем отверстие, сильно надавил на поршень и отпустил. Надавливая на поршень, я чувствовал сильное давление на палец, который закрывает отверстие. Это давление создает воздух, который я заставил сжаться поршнем. Отпустив поршень, я почувствовал, что давление ослабевает, а поршень вернулся в первоначальное положение. Это происходит потому, что сжатый воздух стремится расшириться и занять свое прежнее место. Я попробовал повторить этот эксперимент, заполнив шприц водой, и увидел, что поршень не возможно, сдвинуть с места. Это удивительное свойство воздуха позволило мне проделать следующий опыт.

Для опыта требуется:Шпагат, скотч, воздушный шарик, трубочка для коктейля.

Ход опыта: Пропустить шпагат через трубочку. Концы шпагата натянуть и привязать. Надуть шарик. С помощью скотча прикрепить его под трубочкой и сдвинуть в конец шпагата (рис.№11). Отпустить шарик (рис. №12).

Результат: Шарик быстро перемещается вдоль шпагата. Когда отверстие в шарике открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в обратном направлении. Воздух заставил лететь шарик.

Вывод: Воздух можно сжимать. Сила сжатого воздуха может поддерживать и передвигать значительные грузы.

Рисунок №11 Рисунок №12





  1. Как я использовал свойства воздуха

Узнав столько много интересного о воздухе и его свойствах, мне захотелось самому попробовать смастерить вещь, в которой бы использовались свойства воздуха.

  • Воздушный градусник.

С помощью воздушного градусника можно узнать, здоров человек или нет. Я измерил температуру своего тела и поставил отметку. Теперь если я почувствую себя плохо и, измеряя таким градусником температуру, увижу, что жидкость поднимется выше отметки, сразу позвоню маме. Значит, воздух нагрелся больше обычного, расширился и заставил подняться воду, а я заболел.

Для изготовления водяного градусника мне понадобилось: Бутылочка с пробкой, трубочка для коктейля, пластилин, подкрашенная вода.



Ход изготовления: Плотно вставить трубочку в отверстие в крышке, замазать пробку пластилином; налить подкрашенную воду в пузырек; закрыть пузырек крышкой с трубочкой (Рис. №13).

Проверка работоспособности: Поместить градусник в подмышечную впадину. Через минуту на пузырьке сделать отметку там, где находится подкрашенная вода. Далее необходимо проверить, как будет вести себя градусник, если поместить его в горячую воду (рис. №14). Горячая вода играет роль больного человека с повышенной температурой. Убедиться, что вода поднимается выше отметки.

Рисунок №13 Рисунок №14





  • Небесный фонарик.

Я узнал, что небесные фонарики использовались как универсальное средство передачи сигналов между командованием и различными армейскими подразделениями в китайской армии. А я запустить небесный фонарик хочу на день рождения бабушки. Это будет замечательный подарок-сюрприз. А пока он летит можно загадать желание.

Для изготовления небесного фонарика мне понадобилось: пластиковая бутылка, мусорный пакет, скотч, вата, проволока, горючее.



Ход изготовления:отрезалот пластиковой бутылки 4 полоски, скрепил их между собой скотчем в кольцо. В кольце прикрепил проволоку крестом. Мусорный пакет закрепил на кольце с крестовиной скотчем.

Техника безопасности:

1. Запрещается запускать во время сильного ветра.


2. Запрещается запускать в помещении.
3. Запуск следует осуществлять на открытой местности в тихую безветренную погоду вдали от горючих предметов.

Запуск фонарика: Расправить фонарик; придерживая сверху пакет, поджечь горючее; как только теплый воздух наполнит пакет отпустить фонарик (Рис. №15).

Рисунок №15





  1. Использование воздуха человеком

Без воздуха мы не можем обойтись ни одной минуты! Он повсюду вокруг нас. Люди изучили свойства воздуха и научились использовать воздух в своих целях.

В давние времена люди плавали по воде в лодках и мечтали подняться и летать по небу. Вскоре был изобретен воздушный шар, который заполняли, горячим воздухом. Воздух расширялся при нагревании, становился легче и стремился подняться вверх, поднимая шар с корзиной. Шар двигался туда, куда дул ветер и им было очень трудно управлять.

Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью. Но и здесь не обошлись без знаний о воздухе. Оказывается самолет отталкивается от воздуха и летит, подобно тому как мы отталкиваемся от земли ногами и идем. Реактивный двигатель, как и обычная пипетка тоже работает благодаря воздуху.

Такое свойство как сжимаемость воздуха и сила сжатого воздуха используется нами очень часто. Благодаря этому свойству воздуха мы можем играть в мяч, воздушный шар, плавать на круге. Воздухом наполняют матрацы, подушки, детские игрушки, шины. В шинах сжатый воздух в состоянии выдерживать вес велосипеда, машины. Воздух смягчает неровности дорог, благодаря тому, что наезжая на кочку воздух сжимается в шине. Так судно на воздушной подушке может передвигаться как по воде, так и по земле.

Еще человек издавна научился использовать воздух в виде ветра как источник энергии. Были построены ветряные электростанции, ветряные мельницы, ветряные двигатели. Ветер надувал паруса кораблей и отправлял в путешествие мореплавателей.

А как возникает ветер? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха. Долго люди старались узнать, откуда и почему дует ветер, что, но с собой принесет дождь или ясную погоду.

Сейчас ветер уже перестал быть для людей вольным. Прогноз погоды предсказывает наперед, откуда задует он, будет ли он силен или слаб. Да, ветер приносит нам погоду, но он приносит также нам жизнь, потому что, если бы не было ветра, нельзя было бы жить на Земле. Из жарких стран ветер приносит тепло, из холодных – холод, с моря он несет на сушу в облаках воду в виде дождя или снега. Если бы не было ветра, то в одних странах было бы слишком жарко, в других слишком холодно, а на суше не было бы совершенно воды. Вся бы вода по рекам ушла в море, и новой воды с моря с облаками не приходило бы. Вся суша превратилась бы в пустыню без растений и животных. Ветер помогает развиваться нашей зеленой планете. Он переносит семена растений, опыляет цветы.

Как двигается воздух во время ветра можно увидеть, наблюдая, за тем как шалун-ветерок играет осенью сухими листьями или придорожной пылью. Он крутит и вьет эту пыль и поднимает ее столбы в воздух. Он тянет за собой все, что попадается ему по пути и что он может поднять. Очень сильны те вихри, которые рождаются в открытых морях теплых стран. Он может поднять вверх лодку или перевернуть и разломать корабль. Это – водяные смерчи. Страшный вихрь, который еще называют ураганом, может разыграться и на суше. Часто это происходит в пустыне. К счастью, люди теперь хорошо знают, как двигается воздух в урагане. Они могут предугадать ураган и вовремя подготовиться к встрече с ним.

Человечество веками безвозмездно пользуется воздухом. Сейчас стоит острая проблема загрязнения воздушного бассейна.К основнымантропогенным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, различные машиностроительные предприятия.Сильный ветер уносит загрязняющие вещества из городов, рассеивает их в больших объемах воздуха. Воздушные массы не знают государственных границ, поэтому проблемы охраны воздуха затрагивают интересы всех стран.


  1. Как улучшить воздух в квартире?

Большую часть своей жизни мы проводим в помещении, при этом воздух в помещении, по данным ВОЗ, в 8-10 раз токсичнее, чем на улице. Не секрет, что причиной многих заболеваний является вдыхаемый человеком токсичный воздух. Решить проблему загрязнения воздуха я решил начать со своей квартиры.Мне удалось улучшить качество воздуха, следуя этому плану:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница