О проблеме психологического воздействия музыки



Скачать 35,44 Kb.
Дата31.10.2016
Размер35,44 Kb.
О проблеме психологического воздействия музыки.

Проблема развития личности средствами искусства, в частности музыки, остается актуальной вот уже на протяжении многих лет. Это обусловлено с одной стороны, возрастающим темпом жизни, наполненной стрессами и негативно влияющей на ребенка, и новыми исследованиями в области музыкального образования, музыкальной психологии о возможностях музыки как ничем не заменимого средства развития личности.

Традиционно музыкально-образовательный процесс в школе направлен на эстетическое, духовное развитие и становление учащихся. Эта основная задача уроков музыки была провозглашена в прошлом веке Д.Б. Кабалевским и остается ведущей во всех ныне действующих программах по музыкальному образованию.

К сожалению, современные школьники не отличаются крепким психическим здоровьем. По данным различных исследований от 50 - 80 % учеников страдают эмоциональными проблемами (неуверенность в себе, тревожность, аутизм, страхи, беспокойство, агрессия и т.д.). Видимо, этот фактор нельзя оставлять без внимания, нельзя не учитывать при организации музыкально-образовательного процесса.

Кризисное состояние современного общества обусловило, на наш взгляд, необходимость поиска новых подходов к организации музыкально-образовательного процесса в школе. Думается, что имеет смысл говорить не только о развитии, но и о сохранении нравственного, духовного здоровья подрастающего поколения. Речь идет о том, как в учебном процессе использовать психологическое воздействие музыки на ребенка? Каким образом учесть влияние этого фактора на духовное развитие личности?

Таким образом, становится актуальной задача - через музыку помочь подростку узнать и познать себя как неповторимую личность.

Видимо стоит обратить особое внимание на поиск педагогических условий для максимального раскрытия учениками индивидуальных природных способностей к восприятию музыки, создание на уроке той атмосферы доброжелательности, в которой ребенок найдет удовлетворение своих основных психологических потребностей - в признании, понимании, доверии, защищенности, внимании, самовыражении.

Известно, что музыка как самый эмоциональный вид искусства легко входит в контакт с чувствами ребенка. С помощью специально подобранной музыки и особых методик можно снимать эмоциональное напряжение детей, развивать их эмоциональную сферу, переключать внимание, стимулировать новую деятельность. Только уравновешенный, активный, позитивно настроенный на восприятие музыки ребенок может расти духовно, нравственно совершенствоваться, развиваться.

В реабилитационной дидактике и современных методиках большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей. Принцип "эмоционального фона обучения" становится сегодня особенно актуальным наряду с важнейшими принципами аналогии и ассоциации.

Психологическая природа игры делает ее важнейшим принципом эстетического воспитания, поэтому считаем важным использование развивающего обучения через игру на уроке музыки.

В этом направлении появились научно обоснованные и практически апробированные музыкально-педагогические исследования на стыке музыкознания, музыкальной педагогики и музыкальной психологии (Н.В.Суслова «Мышление младших школьников»).

Наши многолетние исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы девиантных детей средствами музыки, позволяют сделать вывод о возможности введения в музыкально-образовательный процесс элементов некоторых психотерапевтических методов. Нам удалось оптимизировать урок музыки, используя метод метаперспективы (размышление о самом себе, о своем будущем), элементы техники музыка и управляемое воображение. Так, метод метаперспективы складывается из ряда (цепочки) логически связанных между собой методических приемов: графического моделирования единицы музыкального произведения, выраженного мелодически (этот прием используется в течение довольно длительного времени – от одного месяца до полугода). Когда ученики научатся легко и свободно «погружаться» в музыку, причем речь идет не только о слушании, но и обо всех других видах музыкальной деятельности, можно вводить прием ассоциативной памяти, сочетая его с записями в музыкальных дневниках. При этом необходимо особое внимание уделять атмосфере урока, свои записи в музыкальных дневниках дети делают только по желанию, без какого либо принуждения со стороны педагога. Эти записи никак не оцениваются и не озвучиваются. Если вся «технологическая» цепочка выстроена правильно, то ученики сумеют отреагировать негативные эмоции, вытолкнутые музыкой из подсознания, самостоятельно решать свои эмоциональные проблемы, анализируя собственные импульсивные записи из музыкального дневника.



Использование представленных методов позволило научить ребенка контролировать собственное эмоциональное состояние, справляться с тревожностью, необоснованным беспокойством, неуверенностью в себе, усталостью. Музыка стала источником постоянной энергетической «подпитки» в условиях сложной современной жизни.

Музыкальное искусство, глубоко проникая в эмоциональную сферу, призвано осуществить связь души ребенка со смыслом жизни. Обеспечение взаимодействия эстетического и психологического влияния музыки позволит оптимизировать урок, решить главную задачу музыкального образования - способствовать эстетическому, духовному развитию и становлению учащихся средствами искусства.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница