Объединенных наций



Скачать 295,6 Kb.
Дата19.11.2017
Размер295,6 Kb.

TRADE/2002/1

page





GE.02-30809 (R) 300402 300402




ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E






1




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.

TRADE/2002/1

15 March 2002
RUSSIAN

Original:







ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ,

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Шестая сессия, 28 и 31 мая 2002 года

Пункт 4 предварительной повестки дня




ВТО, ДОХА И СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Записка секретариата

После встречи Всемирной торговой организации (ВТО) на уровне министров в Дохе, Катар, в ноябре 2001 года ряд дипломатических представительств выразили заинтересованность в получении более подробной информации о последствиях решений этого совещания для стран с переходной экономикой. В результате этого 23 января 2002 года секретариат организовал в Женеве брифинг на тему "ВТО, Доха и страны с переходной экономикой". Для информации и обсуждения к этому брифингу был подготовлен и представлен Комитету справочный документ.





СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. СТАТУС СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ВТО 3
2.1 Страны с переходной экономикой - члены ВТО по датам вступления 4
2.1.1 Основные преимущества членства в ВТО 5
2.1.2 Возможные недостатки членства в ВТО 6
2.2 Процесс вступления 7
3. ВСТРЕЧА В ДОХЕ 7
3.1 Основное событие в Дохе: вступление Китая 8
3.2 Основные вопросы, рассматривавшиеся в Дохе 11
3.2.1 Проблемы развивающихся стран 11
3.2.2 Страны с переходной экономикой в Декларации министров,

принятой членами ВТО в Дохе: создание потенциала и

техническая помощь 16
3.3 Как страны с переходной экономикой могут лучше подготовиться

следующему торговому раунду? 18


4. ВЫВОД: УРОКИ ДОХИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО

ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО 20
1. ВВЕДЕНИЕ
На четвертой Конференции министров, состоявшейся 9-14 ноября 2001 года в Дохе, правительства стран - членов ВТО утвердили программу работы, которую они назвали "широкой и сбалансированной". Эта программа включает в себя проведение переговоров по целому ряду вопросов и другие задачи на 2002-2005 годы, а также договоренность представленных в Дохе делегаций 142 стран - членов Организации начать новый многосторонний раунд по либерализации торговли1.
Успех Конференции в Дохе способствовал укреплению ВТО и основанной на правилах многосторонней системы. Подготовка к Дохе была лучше, чем к Сиэтлу, сотрудничество между Соединенными Штатами и Европейским союзом было тесным, и очень активное участие в Конференции принимали развивающиеся страны.
Вместе с тем Доха сама по себе в действительности была не окончанием, а скорее началом нового раунда, который вполне может содействовать развитию международной экономики.
В данном документе делается попытка выявить последствия Конференции на уровне министров в Дохе для стран с переходной экономикой. Анализ основных вопросов, рассматривавшихся в Дохе, включая вступление Китая в ВТО, должен помочь странам с переходной экономикой оценить актуальность их вступления в члены ВТО и преимущества, которые они получат в том случае, если во время следующего раунда торговых переговоров они будут действовать более активно.
2. СТАТУС СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ВТО
Экономическое развитие всех регионов земного шара тесно взаимосвязано с развитием глобальной экономики. Одной из основных международных организаций, поддерживающих такую все более глубокую экономическую интеграцию между государствами, является Всемирная торговая организация (ВТО). Работа ВТО направлена на развитие экономического сотрудничества между странами в рамках многосторонней торговой системы, действующей на основе определенных правил. Конечными целями такого сотрудничества являются увеличение объема производства и расширение обмена товарами и услугами, содействие эффективному использованию скудных ресурсов и достижение долгосрочного устойчивого развития.
Почти все страны с переходной экономикой являются или членами ВТО, или наблюдателями при этой Организации; исключением является Туркменистан, который еще не подавал заявку на получение статуса наблюдателя, что является первым шагом на пути к вступлению в Организацию. В нижеследующей таблице указывается статус стран с переходной экономикой в ВТО.
2.1 Страны с переходной экономикой - члены ВТО по датам вступления




Республика Молдова (27 июля 2001 года)


Литва (31 мая 2001 года)
Хорватия (30 ноября 2000 года)
Албания (8 сентября 2000 года)
Грузия (14 июня 2000 года)
Эстония (13 ноября 1999 года)
Латвия (10 февраля 1999 года)
Кыргызская Республика (20 декабря 1998 года)
Монголия (29 января 1997 года)



Болгария (1 декабря 1996 года)


Словения (30 июля 1995 года)
Польша (1 июля 1995 года)
Чешская Республика (1 января 1995 года)
Венгрия (1 января 1995 года)
Румыния (1 января 1995 года)
Словацкая Республика (1 января 1995 года)





Страны с переходной экономикой, имеющие статус наблюдателя





Армения

Азербайджан

Беларусь









Босния и Герцеговина

Бывшая югославская Республика Македония


Казахстан

Таджикистан







Российская Федерация

Украина

Югославия

Узбекистан2



Эти страны могут начать переговоры о присоединении через пять лет после получения статуса наблюдателя3.


Страны с переходной экономикой, еще не подававшие заявку на получение статуса наблюдателя





Туркменистан









Членство в ВТО дает некоторые преимущества и имеет определенные недостатки, которые, как правило, воспринимаются по-разному в зависимости от того, вступила страна, проводящая анализ, в ВТО или еще нет.


2.1.1 Основные преимущества членства в ВТО:


  • Применение транспарентного набора правил и положений в отношении международных стандартов;




  • Приобретение статуса наиболее благоприятствуемой нации (НБН) в торговых отношениях с другими членами ВТО;




  • Получение права голоса в отличие от наблюдателей, которые не голосуют и у которых нет механизма выражения несогласия с решениями ВТО4;




  • Расширение доступа к мировым рынкам; например, западноевропейским рынкам;




  • Улучшение условий освоения иностранных инвестиций5;




  • Усовершенствование законодательства по вопросам торговли и предпринимательства, что делает экономику более открытой, а конъюнктуру - более устойчивой в результате применения международных правил и норм свободной торговли6; по своей сути - это желательный исход для любой экономики, и особенно для переходной экономики7;




  • Решающий стимул построить рыночную экономику8.


2.1.2 Возможные недостатки членства в ВТО
Некоторые страны с переходной экономикой определили в качестве возможных следующие недостатки членства в ВТО:


  • Ужесточение условий конкуренции, что может нанести ущерб действующим предприятиям страны и в ближайшей перспективе замедлить экономический рост;




  • Более глубокая подверженность действию международных экономических циклов, включая замедление темпов роста;




  • Что касается России, то членство в ВТО может принести меньше преимуществ, поскольку она уже имеет статус наиболее благоприятственной нации в торговле с большинством своих партнеров, но при этом серьезным исключением являются Соединенные Штаты из-за поправки Джексона Вэника 1972 года9;




  • Невозможность защищать внутренние рынки с помощью девальвации и перекрестного субсидирования. Кроме того, ВТО запрещает предоставлять режим большего благоприятствования отечественным предприятиям, в значительной степени лишая правительства возможности стимулировать внутренние рынки посредством принятия дискриминационных мер в области торговли;




  • При этом новые рычаги, имеющиеся у ВТО для того, чтобы проводить реформы, можно рассматривать как давление извне, встречающее сопротивление именно по этой причине;




  • Свободный доступ товаров на внутренние рынки может нанести еще больший ущерб внутреннему производству в секторах, и без того ослабленных из-за краха многих государственных предприятий, что ведет по крайней мере к временному увеличению безработицы со всеми вытекающими из этого политическими последствиями;




  • По правилам ВТО в качестве инструмента регулирования нельзя использовать тарифы. На следующем торговом раунде будут приняты решения относительно социального и экологического демпинга и могут быть приняты решения, которые окажутся неблагоприятными для стран с низким уровнем заработной платы и низкими затратами на охрану окружающей среды.


2.2 Процесс вступления
После приобретения статуса наблюдателя страна проходит четыре этапа вступления в ВТО.


  • Рабочая группа ВТО по вопросу о вступлении в Организацию конкретной страны (в составе членов ВТО) собирает информацию о торговом режиме вступающей страны. Вступающая страна представляет подробную информацию о своей внешнеторговой политике и практике в "Меморандуме о внешнеторговом режиме" и отвечает на вопросы Рабочей группы, пока у нее не будет достаточно информации для того, чтобы начать официальные переговоры.




  • Члены Рабочей группы проводят ряд заседаний для изучения режима внешней торговли страны-наблюдателя и, в частности, его совместимости с юридическими требованиями, содержащимися в соглашениях ВТО. После обсуждения этого вопроса Рабочая группа составляет доклад и проект протокола о вступлении. Кроме того, ведутся некоторые двусторонние переговоры для согласования условий доступа на рынок для вступающей страны. По результатам этих переговоров принимаются обязательства относительно товаров и услуг.




  • Как правило, на своем последнем заседании Рабочая группа принимает решение рекомендовать Генеральному совету принять страну-наблюдателя в члены ВТО. Генеральный совет - это орган ВТО, принимающий окончательные решения о принятии в организацию новых членов. Решение может быть достигнуто консенсусом или приниматься большинством в две трети голосов.




  • На последнем этапе проводятся все внутренние процедуры ВТО для принятия страны в организацию.


3. ВСТРЕЧА В ДОХЕ
Исходить из того, что программа работы по результатам совещания в Дохе обеспечивается следующими документами: две декларации - Декларация министров и Декларация в отношении соглашения по ТАПИС и вопросов здравоохранения; решение о Имплементационных вопросах и соображениях и об изъятиях в отношении торговых преференций ЕС.


  • Декларация министров представляет собой повестку дня, определяющую цели всех переговоров, включая те, которые уже ведутся, и те, которые могут начаться позднее в рамках данного раунда, причем особое внимание в ней уделяется потребностям развивающихся стран.




  • В Декларации в отношении ТАПИС и вопросов здравоохранения четко указываются различные гибкие варианты, которые по соглашению имеются у правительств для решения проблем здравоохранения. В ней также излагаются конкретные задачи для Совета ВТО по ТАПИС.




  • В решении об имплементационных вопросах и соображениях подчеркивается, что развивающимся странам сложно выполнять соглашения ВТО из‑за ограниченности своего потенциала (нехватка финансовых, людских и институциональных ресурсов). На Женевской конференции на уровне министров в 1998 году министры согласились с тем, что имплементация должна стать важнейшей частью будущей работы ВТО.




  • Кроме того, ВТО согласилась предоставить Европейскому союз (ЕС) особое право на отход от установленных правил в отношении недискриминации, с тем чтобы группа стран африканского, карибского и тихоокеанского регионов (АКТ) могла сохранить свой нынешний преференциальный доступ на рынок ЕС.


3.1 Основное событие в Дохе: вступление Китая
Китай вступил в ВТО после 15 лет сложнейших переговоров10. Десять лет назад в стране установлена демократия, и принимаются законы, ориентированные на рыночную экономику11. С учетом значения китайской экономики политический баланс в ВТО изменится. Члены ВТО получат расширенный доступ на китайский рынок. По мере продвижения страны на международный рынок и вступления в конкурентную борьбу экспорт Китая будет расширяться12.
В связи с этим Китай принял стратегию "перехода через национальный рубеж". Это касается экспорта по таким статьям, как товары, услуги, технология и управление такими операциями, а также экспорт рабочей силы и капитала (главным образом путем прямых инвестиций в целях создания компаний за рубежом)13.
В более общем плане Китай должен сейчас произвести ряд корректировок. Поскольку некоторые из них аналогичны тем, которые должны произвести у себя страны ЕЭК ООН с переходной экономикой по мере их присоединения к ВТО, вероятно, было бы полезно рассмотреть некоторые из тех проблем, которые возникнут:


  • В сельском хозяйстве соглашение с ВТО сокращает импортные пошлины с 21,2% до 17%14. Квоты и разрешения на торговлю будут постепенно ликвидироваться, а субсидии на поддержание китайского экспорта будут полностью прекращены. При том, что у 900 млн. китайских фермеров уже весьма низкий доход по сравнению с городским населением, 10 млн. фермеров, которые, по прогнозам, останутся без работы в результате вступления в ВТО, могут создать трудности социального характера15.




  • Китай взял на себя обязательство прекратить все прямые и косвенные субсидии государственным предприятиям, в результате чего распределение ресурсов между частным и государственным сектором должно стать более рациональным, но вместе с тем это может привести и к временному увеличению уровня безработицы.




  • Политика в отношении иностранных компаний должна стать более транспарентной16. В связи с этим иностранные инвесторы, вероятно, рассматривают членство в ВТО в качестве положительного фактора.




  • В настоящее время при возникновении коммерческих споров стороны, как правило, обращаются в арбитражные суды, договариваясь о том, что это будет суд третьей страны (т.е. Сингапура) или в Китайскую международную торгово-экономическую арбитражную комиссию (КМТЭАК) в Пекине. Если иностранные фирмы сочтут решения национальных или арбитражных судов несправедливыми, то иных органов для обращения за помощью нет. Однако в дальнейшем, если, по мнению той или иной страны, с ее торговыми организациями или инвесторами обходятся несправедливо, то она может принять решение использовать процедуру урегулирования спора в ВТО. Конечным результатом может стать требование обеспечить большую транспарентность решения, против чего могут возражать свои юридические и административные учреждения.




  • Иностранные банки получат возможность работать вместе с китайскими корпорациями, заключая сделки в местной валюте, через два года после вступления, а с отдельными представителями Китая - через пять лет после вступления17. В результате этого внутригосударственные финансовые учреждения столкнутся с реальной конкуренцией, и им может понадобиться какое‑то время, чтобы приспособиться к этим условиям.




  • Китай должен снять множество ограничений, касающихся партнерских отношений в рамках совместных предприятий и географического местонахождения предприятий розничной торговли. Например, "Уол‑март" (американская сеть) уже имеет 12 магазинов в Китае и собирается расширяться18. Это также создаст новую конкуренцию для внутренних компаний.




  • Руководитель Государственного управления интеллектуальной собственности подчеркнул необходимость соблюдать международную систему интеллектуальной собственности путем решения четырех проблем19:




  • Предприятия в настоящее время не разрабатывают свои права интеллектуальной собственности и не владеют ими, а также не используют на регулярной основе патенты, когда они должны делать это.




  • Руководство патентно-информационной деятельностью отсутствует, поскольку ставилась цель больше сосредоточиться на технических достижения[, не уделяя, таким образом, достаточного внимания патентам20.




  • Использование патентов в качестве макроэкономической стратегии не имеет успеха (в значительной степени потому, что патентные права не соблюдаются, что существенно снижает экономическую отдачу от инвестирования в патентную технологию и ее регистрацию).




  • Рассмотрение патента занимает слишком много времени.

В течение следующих нескольких лет, когда Китай будет сталкиваться с этими проблемами, другим странам с переходной экономикой будет полезно наблюдать за этими процессами и извлекать уроки из опыта Китая.


3.2 Основные вопросы, рассматривавшиеся в Дохе
3.2.1 Проблемы развивающихся стран
В Дохе ВТО признала необходимость уделять особое внимание вопросам, вызывающим исключительную обеспокоенность развивающихся стран, проблемы которых во многих случаях совпадают с проблемами стран с переходной экономикой, которые недавно стали членами ВТО. Однако при этом почти ничего или совсем ничего не говорилось о странах с переходной экономикой, кроме как в связи с созданием потенциала и технической помощью.
I. Преамбулы
В Преамбуле Декларации министров ВТО говорилось: "Мы стремимся к тому, чтобы их потребности и интересы [развивающихся стран] составляли основу программы работы, содержащейся в настоящей Декларации"21, а в отношении наименее развитых

стран (НРС) в Декларации указывается: "Мы отдаем себе отчет в том, что в глобальной экономике наименее развитые страны занимают особенно уязвимые позиции и сталкиваются с особыми структурными проблемами. Мы преисполнены решимости решать проблему маргинализации наименее развитых стран в международной торговле и расширять их действенное участие в многосторонней торговой системе"22.


II. Имплементационные вопросы и соображения
В отдельной Декларации, принятой в Дохе, упоминалось около половины из первоначально указанных 90 вопросов об имплементации, поднятых развивающимися странами23. ВТО приняло решение об имплементационных вопросах и соображениях "для решения ряда проблем имплементации, которые стоят перед ЧЛЕНАМИ организации из числа развивающихся стран"24.
Однако министр Сингапура в своем выступлении подчеркнул слабость подготовленного текста, и многие развивающиеся страны настойчиво утверждали, что данный текст не отражает должным образом их точки зрения по данному вопросу.
III. Текстильная промышленность
На Уругвайском раунде было решено поэтапно ликвидировать квоты на текстильные изделия к 2005 году, но развивающиеся страны выражали недовольство тем, что страны-импортеры не торопятся выполнять это решение.
IV. Сельское хозяйство
Переговоры между Европейским союзом и агроэкспортерами Кэрнской группы проходили трудно, но в конечном итоге ВТО обязалась "вести всесторонние переговоры, направленные на существенное улучшение доступа на рынки; сокращение, в целях постепенной ликвидации, всех форм экспортных субсидий; и существенное ограничение приводящих к возникновению торговых диспропорций форм внутренней поддержки"25.
Развивающиеся страны потребовали создать "блок развития" и включить его в соглашение по сельскому хозяйству и весьма решительно настаивали на этом в Дохе, но пока не совсем ясно, как это будет делаться.
Подчеркивается, что особый и дифференцированный режим для развивающихся стран является неотъемлемой частью всех переговоров и должен включаться в правила и нормы, которые будут предметом переговоров, "с тем чтобы позволить развивающимся странам реально учитывать их потребности в области развития, включая продовольственную безопасность и развитие сельских районов"26.
V. Промышленные тарифы: доступ на рынки несельскохозяйственной продукции
Это является первоочередной задачей для тех развивающихся стран, которые хотят получить доступ на рынки своих промышленных товаров. Развивающиеся страны весьма активно настаивали на сокращении тарифных пиков и тарифной эскалации, и в результате их успешных переговоров по таким товарам была принята формулировка о сокращении "или, где это необходимо, ликвидации тарифов, включая сокращение или ликвидацию тарифных пиков, максимальных тарифов и тарифной эскалации"27.
По расчетам Всемирного банка полная либерализация торговли товарами и ликвидация субсидий может принести развивающимся странам доход до триллиона долларов США28.
VI. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТАПИС)
Цель текста министров по ТАПИС и вопросам здравоохранения заключается в том, чтобы разъяснить, что правительства могут делать в соответствии с Соглашением по ТАПИС, и развеять их сомнения относительно использования гибких вариантов, предусмотренных в Соглашении.
В Декларации в отношении Соглашения по ТАПИС и вопросов здравоохранения говорится, что Соглашение по ТАПИС не должно препятствовать тому, чтобы государства-члены принимали необходимые меры, направленные на защиту здоровья населения. В пункте 4 говорится, что "Соглашение можно и следует толковать и выполнять так, чтобы оно помогало членам ВТО осуществлять право на защиту здоровья и, в частности, на обеспечение доступа к лекарствам для всех".
VII. Четыре сингапурских вопроса: торговля и инвестирование, политика в области конкуренции, транспарентность государственных закупок и содействие торговле
Вышеуказанные четыре вопроса впервые были рассмотрены на уровне министров как возможные направления переговоров в рамках ВТО на Конференции министров в Сингапуре в 1996 году. Например, по вопросу о содействии развитию торговли в статье 21 Декларации министров указано, что "кроме того, мы постановляем: поручить Совету по торговле товарами провести исследовательскую и аналитическую работу, используя опыт других международных организаций, по упрощению торговых процедур, с тем чтобы произвести оценку содержания правил ВТО в этой области".
Эти четыре вопроса были одними из наиболее сложных направлений переговоров между "южными" и "северными" странами. Большинство развивающихся стран в действительности не хотели начинать переговоры по этим вопросам, беспокоясь о том, что они могут содержать в себе скрытые протекционистские вопросы или что правила ВТО в этих областях могут превысить их имплементационные возможности и поставить их перед необходимостью прибегать к урегулированию споров29. Вместе с тем существует еще одна группа стран, которые считают, что настало время начать переговоры по этим вопросам, поскольку сейчас они могут привести к более высокому соотношению плюсов и минусов, чем некоторые из более традиционных направлений переговоров в рамках ВТО.
Однако, несмотря на эти разногласия, был достигнут компромисс, согласно которому по каждому из этих четырех вопросов переговоры будут проводиться "после пятой сессии Конференции на уровне министров на основе решения о порядке проведения переговоров, которое будет принято на этой сессии явным консенсусом"30.
Это предложение повторяется четыре раза, по одному для каждого сингапурского вопроса, в Декларации министров. В связи с этим до следующего раунда в 2003 году государства - члены ВТО должны будут пристально рассмотреть и обсудить эти вопросы, с тем чтобы в надлежащий момент они имели по ним свою позицию.
VIII. Правила ВТО (статья VI ГАТТ)
Важнейшим вопросом для многих развивающихся стран является вопрос о том, что для них считается злоупотреблением при использовании антидемпинговых правил со стороны богатых стран для защиты их промышленности и рабочих мест от экспорта из развивающихся и наименее развитых стран. Пока еще неясно, одержал ли кто победу в этом вопросе в Дохе, поскольку в пункте 28 Декларации министров говорится только о "прояснении и совершенствовании" дисциплин в рамках осуществления статьи VI ГАТТ 1994 года об антидемпинге, а также положений соглашения о субсидиях и компенсационных мерах в силу того, что члены Организации "все шире используют" эти меры.
IХ. Торговля и окружающая среда
Этот вопрос оказался весьма трудным. С одной стороны, было желание обеспечить совместимость правил ВТО и торговых обязательств, закрепленных в многосторонних соглашениях, и сократить или ликвидировать тарифные и нетарифные барьеры для экологических товаров и услуг. С другой стороны, многие развивающиеся страны высказывали озабоченность по поводу того, что экологические вопросы поднимаются ВТО в качестве потенциально протекционистской меры.
Делегация ЕС, возможно, была наиболее решительно настроена включить экологические аспекты в повестку дня следующего торгового раунда. И в конечном итоге она добилась своего. Как указывается в пункте 31 Декларации министров, было принято постановление провести переговоры о взаимосвязи между правилами ВТО и

многосторонними соглашениями, например Киотским протоколом об изменении климата и положениями о сокращении или ликвидации тарифных барьеров для экологических товаров и услуг.


Х. Разное
Есть еще два соображения, которые могут иметь актуальное значение для развивающихся стран, а также для некоторых стран с переходной экономикой.
Во‑первых, есть пункт, посвященный малым странам, которые считаются особенно уязвимыми, даже если для них не будет создано в ВТО специальной категории. Некоторые малые страны выражают недовольство тем, что они не могут конкурировать на равной основе с более крупными странами, поскольку доступная им экономия за счет роста производства, имеет другие масштабы.
Есть также целый пункт, посвященный наименее развитым странам (НРС) и вопросу о необходимости интегрировать их более прочно в многостороннюю торговую систему путем "реального расширения доступа на рынки, поддержки диверсификации их производства и экспортной базы, а также оказания связанной с торговлей технической помощи и создания потенциала"31.
3.2.2 Страны с переходной экономикой в Декларации министров ВТО в Дохе: создание потенциала и техническая помощь
ВТО отметила, что в рамках двусторонних отношений и регионального или многостороннего сотрудничества осуществляется целый ряд программ технической помощи. Создание потенциала и техническая помощь могут стать важными элементами успешного осуществления обязательств ВТО. Члены Организации также отметили, что работу межправительственных учреждений, доноров и правительств - получателей помощи в области технического сотрудничества можно улучшить путем более тесной координации.
Что касается стран с переходной экономикой, то в пункте 38 Декларации министров ВТО говорится, что: "…Мы приветствуем и одобряем новую стратегию технического сотрудничества ВТО в целях создания потенциала, роста и интеграции… Предоставление технической помощи ВТО должно быть организовано таким образом, чтобы помогать развивающимся и наименее развитым странам и странам с переходной экономикой с низким уровнем дохода приспосабливаться к применению правил и норм ВТО, выполнять обязательства и пользоваться правами, связанными с членством в этой организации, включая использование выгод открытой, основанной на правилах многосторонней торговой системы. Первоочередное внимание будет уделяться малым, уязвимым странам и странам с переходной экономикой, а также членам и наблюдателям, не представленным в Женеве. Мы вновь заявляем о нашей поддержке ценной работы Центра по международной торговле, которую необходимо активизировать".
Это единственный в Декларации пункт, где упоминается термин "переходная экономика", который означает, что ВТО проводит принципиальное различие между развивающимися, наименее развитыми странами и так называемыми странами с переходной экономикой и что они могут получать техническую помощь в первоочередном порядке. Кроме того, ВТО рассматривает их как категорию стран, которые могут получать техническую помощь и которым следует уделять первоочередное внимание.
Тем не менее весьма ограниченное использование в Декларации ВТО термина "переходная экономика" уже свидетельствует об отсутствии определения вопросов, с которыми сталкиваются страны, подпадающие под эту категорию. В связи с этим можно сделать вывод о том, что в контексте ВТО страны с переходной экономикой можно разделить как на развивающиеся, так и на развитые страны в зависимости от уровня их экономического развития.
До сих пор в рамках ВТО почти не изучены потребности стран с переходной экономикой, и Организация не выступает в их защиту, а их участие в работе по‑прежнему довольно неопределенное по сравнению с участием развивающихся и промышленно развитых стран. Кроме того, в историческом плане страны с переходной экономикой стали более зависимыми, чем десять лет назад, и поэтому им может потребоваться больше времени для проявления надлежащей уверенности и компетентности, с тем чтобы обеспечить свое участие на равных условиях с другими странами в переговорах о международной торговле.
Во время переговоров в Дохе стало очевидным, что двумя основными действующими лицами на четвертой Конференции министров были так называемые развивающиеся и промышленно развитые страны и не было никакого конкретного "блока", защищающего интересы стран с переходной экономикой. Кроме того, в Декларации ВТО по результатам Конференции в Дохе страны с "переходной экономикой" упоминались только один раз.
Странам с переходной экономикой не хватало в Дохе силы воздействия, что выражалось в их неспособности активно вступать в переговоры, с тем чтобы лоббировать свои особые интересы. Кроме того, многие из них лишь недавно присоединились к ВТО и до сих пор еще находятся в процессе вступления, что означает, что их участие в переговорах в Дохе могло быть лишь ограниченным.
Принятые в Дохе решения могут в какой-то степени повлиять на процесс переговоров для стран с переходной экономикой, которые еще не являются членами Организации, но общую стратегию присоединения менять не следует32.
3.3 Как могут страны с переходной экономикой лучше подготовиться к следующему торговому раунду?
Доха имела важное значение, потому что там были определены параметры следующих торговых переговоров ВТО. Усилия по либерализации во время нового раунда будут сосредоточены главным образом на трех направлениях:


  • Сельское хозяйство: Это очень защищенный сектор. Либерализация окажет благоприятное воздействие на экспорт развивающихся стран и многих стран с переходной экономикой. Тарифы на сельскохозяйственную продукцию по‑прежнему в три раза выше, чем на промышленные товары33.




  • Промышленные тарифы: На некоторые предметы торговли они по‑прежнему очень высокие. Например, Европейский союз и Соединенные Штаты Америки взимают пошлины в размере более 20% на ввоз грузовых автомобилей, а Соединенные Штаты ‑ более 48% на спортивную обувь34. Еще одним крупным барьером являются антидемпинговые меры.




  • Услуги: Это ‑ самый быстро развивающийся сектор деятельности, но после событий 11 сентября 2001 года США и другие страны могут неохотно снижать барьеры в некоторых областях, например в области воздушных перевозок.

Страны с переходной экономикой должны быть активно заинтересованы в следующем раунде переговоров. Дело в том, что в ходе этого раунда могут быть приняты, по крайней мере, некоторые решения по социальным и экологическим вопросам, которые могут иметь кратковременные отрицательные последствия для торговли стран с низким уровнем заработной платы и низкими затратами на охрану окружающей среды. Кроме того, направление переговоров по всем вопросам, особенно по вопросам сельского хозяйства, промышленным тарифам и услугам, может иметь важные экономические последствия для стран с переходной экономикой и их дальнейшего развития.


Примечательно, что в Дохе и развитые, и развивающиеся страны сформировали два блока, которые были довольно сплоченными и хорошо осознавали свои проблемы, и что такая стратегия принесла определенные результаты. Страны с переходной экономикой, являющиеся членами ВТО, могли бы придерживаться аналогичной стратегии на следующем торговом раунде: выступать единым блоком, чтобы выделить и защищать общие для них интересы. Однако степень их общих интересов определить нелегко. Те страны Центральной и Восточной Европы, которые надеются вступить в ближайшем будущем в ЕС, могут и не захотеть совмещать свои торговые интересы с интересами, например, стран Центральной Азии.
В мире глобализации представляется совершенно очевидным, что все более важное значение приобретают региональные соглашения. По оценкам ВТО, 43% торговли ведется в рамках региональных торговых соглашений (РТС) между двумя или более странами и к 2005 году этот показатель может увеличиться до 51% (только в 2000‑2001 годах количество действующих и заявленных РТС увеличилось со 113 до 180)35. В принятой в Дохе Декларации министров подчеркивалось, что "региональные торговые соглашения могут сыграть важную роль в содействии либерализации и расширении торговли и в поощрении развития"36.
Странам с переходной экономикой необходимо научиться решать торговые проблемы при соблюдении норм ВТО. Кроме того, некоторым странам, возможно, полезно устанавливать больше двусторонних связей с промышленно развитыми странами, для того чтобы учиться на их опыте. Вместе с тем развивающиеся страны могли бы научить их лоббировать свои интересы и вырабатывать стройную торговую политику в этом контексте.
Переговоры в Дохе были ограничены по времени, но участников было много. В связи с этим страны с переходной экономикой должны были точно поставить вопросы, которые они хотели бы обсудить, и высказать возникающие в связи с этим конкретные просьбы. Это ‑ одна из причин того, почему развивающиеся страны преуспели в Дохе намного больше, чем в прошлом: это произошло потому, что они активно лоббировали отдельные вопросы. Намеченная программа приоритетов, а также перспективы на ближайшее будущее должны стать основой повестки дня переговоров для стран с переходной экономикой.
4. ВЫВОД: УРОКИ ДОХИ И ВЫРАБОТАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной вывод заключается в том, что участие стран с переходной экономикой в работе Конференции в Дохе осталось в целом незамеченным. По крайней мере, исходя из существа Декларации министров ВТО и анализа сообщений в средствах массовой информации, можно отметить, что почти не было материалов, касающихся непосредственно позиций, точек зрения и участия в переговорах стран с переходной экономикой.
Если говорить более конкретно, то наиболее важным вопросом и вызовом для стран с переходной экономикой во время будущего торгового раунда будет более действенное участие, возможно, путем объединения в один или более небольших торговых блоков, и в рамках блока им надо действовать заодно или с развитыми, или с развивающимися странами или же занимать самостоятельную позицию в зависимости от собственных интересов. Кроме того, в ходе процесса расширения ЕС многие страны Центральной и Восточной Европы будут присоединяться к переговорной позиции ЕС.
Полноправные члены ВТО должны соблюдать все соглашения, действующие в рамках многосторонней торговой системы. В связи с этим принятые на будущих раундах решения будут иметь особое значение и представлять собой первую реальную возможность для стран с переходной экономикой попытаться влиять на решения, которые будут приниматься и будут оказывать непосредственное воздействие на их торговые системы.
Проблемы и экономические издержки, с которыми сталкивается страна в результате процесса присоединения, должны в конечном итоге компенсироваться благодаря эффективности системы ВТО. Однако страны с переходной экономикой так же, как и все другие страны, заинтересованы в том, чтобы свести эти издержки к минимуму и тщательно взвесить выгоды и издержки в связи с различными мерами исходя из условий у себя в стране. Это может быть достигнуто только путем эффективного участия в следующем раунде торговых переговоров.
Те страны с переходной экономикой, которые еще не являются членами ВТО, должны также определить свои политические приоритеты. Если они хотят стать членами ВТО, им необходимо подготовить свою экономику к последствиям выполнения условий открытого рынка. В связи с этим присоединяющимся странам, может быть, целесообразно:
- создать эффективный механизм у себя в правительстве для проведения переговоров о вступлении в ВТО.
- Начать уже сейчас корректировать свое законодательство в соответствии с обязательствами ВТО, с тем чтобы их национальная торговая политика и режим не противоречили правилам и соглашениям ВТО и чтобы необходимую экономическую перестройку можно было проводить в течение более длительного периода.
- Повышать транспарентность и предсказуемость своих национальных торговых режимов и уже начинать вводить в практику торговые правила, принятые в международных правилах и положениях ВТО.
- Пытаться влиять на ход переговоров в целях поддержания своих собственных экономических интересов и приоритетов при условии, что вступающие страны будут руководствоваться результатами ведущихся переговоров и придерживаться их после того, как они станут членами Организации.
- В максимально возможной степени пользоваться технической помощью и рекомендациями членов ВТО и других международных организаций37. В частности, поскольку количество стран с переходной экономикой среди членов ВТО увеличивается, то увеличивается также и возможность получать соответствующие рекомендации и учиться на опыте других.
- Опыт успешного вступления стран с переходной экономикой в ВТО пока имеет весьма короткую историю; но он является хорошим примером для изучения теми странами с переходной экономикой, которые еще не являются членами Организации. Кроме того, для того чтобы между новыми членами и наблюдателями из числа стран с переходной экономикой устанавливались более тесные связи, они могли бы поддерживать друг друга в ходе переговоров.
В целом, ведущиеся экономические реформы помогут странам с переходной экономикой вступить в ВТО. Кроме того, большинство стран Центральной и Восточной Европы уже являются членами ВТО. В связи с этим те страны с переходной экономикой, которые еще не вступили в ВТО, должны рассматривать присоединение как шаг на пути к перестройке торговых связей с традиционными торговыми партнерами, а также как одну из возможностей начать и развивать торговлю с остальным миром38.
* * * * * *

1 Roach, S., Economics: weekly international briefing, 18.11.2001.


2 www.wto.org по состоянию на 21.01.2002.


3 Только Туркменистан не является ни членом, ни наблюдателем при ВТО.

4 Mytarev, V., "The Qatar Round of WTO talks", Rosbalt News Agency, 19.11.2001.


5 Dale, R., "Russia's inside track for joining WTO", International Herald Tribune, Tuesday, November 20, 2001.


6 Gaunt, J., and Savadove, B., Reuters, 10.11.2001.


7 "A Measure of Pride", 13-19 November 2001, www.tol.cz


8 Gaunt, J., and Savadove, B., Reuters, 10.11.2001.


9 "No need to rush into the WTO", Mikhail Delyagin, Special to the Russian Journal, in http://wwww.therussiajournal.com

10 Тайвань также стал членом ВТО.


11 "A Measure of Pride", 13-19 November 2001, www.tol.cz


12 Croft, A., Reuters, 8.11.2001.


13 "China: Enterprises urged to see WTO rights as opportunities", Renmin Ribao, Financial Times, 19.12.2001 in http://news.ft.co


14 "WTO entry is in long march to market economy", Financial Times, James Kynge, 08.10.01 in http://news.ft.com/ft


15 "WTO entry is in long march to market economy", Financial Times, James Kynge, 08.10.01 in http://news.ft.com/ft


16 Landler, M., "New Game, New Rules: Amway Navigates China Business Frontier", International Herald Tribune, Monday, 19 November 2001.


17 "WTO entry is in long march to market economy", Financial Times, James Kynge, 08.10.01 in http://news.ft.com/ft


18 "WTO entry is in long march to market economy", Financial Times, James Kynge, 08.10.01 in http://news.ft.com/ft


19 Text of report by reporter Sun Zifa, entitled "Wang Jungchuan speaks frankly on four problems facing China's patent work", carried by Chinese news agency Zhongguo Xinwen, in Financial Times, 26.12.2001.


20 Text of report by reporter Sun Zifa, entitled "Wang Jungchuan speaks frankly on four problems facing China's patent work", carried by Chinese news agency Zhongguo Xinwen, in Financial Times, 26.12.2001.


21Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9‑14 ноября 2001 года, пункт 2.


22Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9‑14 ноября 2001 года, пункт 3.


23"Background Paper: The WTO's 2 year strategy comes to fruition", page 7, January 2002.


24Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 914 ноября 2001 года, пункт 12.


25Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9-14 ноября 2001 года, пункт 13.


26Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9‑14 ноября 2001 года, пункт 13.


27Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9 ‑14 ноября 2001 года, пункт 16.


28"WTO Ministerial Declaration of the Ministerial Conference, Fourth Session Doha, 9‑14 November 2001, paragraph 16.


29 Trade facilitation at the WTO: where to go from Doha?, International Trade Procedures Working Group, Nora Neufeld, WTO, Geneva, 3rd December 2001.


30 Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9‑14 ноября 2001 года, пункты 20, 23, 26, 27.


31 Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9‑14 ноября 2001 года, пункт 42.


32 Kozlov V. "Russia progresses slowly towards WTO membership", The Russia Journal, 22 November 2001.

33


 "A deal that had to be done", Guy de Jonquieres, Financial Times, 28.11.01.


34 "A deal that had to be done", Guy de Jonquieres, Financial Times, 28.11.01.

35 "Popular trend is at odds with global free trade", by Guy de Jonquieres, Financial Times, 28.11.01, http://specials.ft.com


36 Декларация министров ВТО на Конференции министров, четвертая сессия, Доха, 9‑14 ноября 2001 года, пункт 4.


37Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), "Accession to the WTO: the case of Kyrgyzstan", Anarkan Rahmanova, Head of External Economic Relations, Trade and WTO issues, Ministry of External Trade and Industry, Bishkek, Kyrgyzstan, June 2001, page 44-45.


38Medvedkov, M., "Is Russia In or Out?", The Russian Issues, www.therussianissues.com.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница