Объединенных



страница1/4
Дата20.10.2016
Размер0,5 Mb.
  1   2   3   4


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ



EP







Distr.


GENERAL
UNEP/GC.22/8/Add.1

19 December 2002


RUSSIAN

Original: ENGLISH




Совет управляющих

Программы Организации

Объединенных Наций по


окружающей среде















Двадцать вторая сессия Совета управляющих/

Глобальный форум по окружающей среде

на уровне министров

Найроби, 3-7 февраля 2003 года

Пункты 4 b) и 6 предварительной повестки дня*
Вопросы политики: возникающие вопросы политики

Итоги Всемирной встречи на высшем уровне по
устойчивому развитию



СПРАВОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ РЕШЕНИЙ
ВСЕМИРНОЙ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ


Документ для обсуждения, представленный Директором-исполнителем

Добавление

Африка и Новое партнерство в интересах развития Африки

Резюме

Настоящий документ является справочным документом, призванным стимулировать дискуссию и определить вопросы, которые могут представлять интерес для правительств, для их обсуждения министрами и главами делегаций во время консультаций с их участием в ходе двадцать второй сессии Совета управляющих/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров. Пересмотренный вариант документа включает резюме.



Установочное резюме

1. В последние годы Африка стала для Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) одним из наиболее приоритетных регионов, о чем свидетельствуют решения Совета управляющих 20/27 от 4 февраля 1999 года и 21/15 от 9 февраля 2001 года. Это произошло в условиях развертывания на континенте процесса региональной интеграции, первыми шагами в рамках которого стали преобразование Организации африканского единства (ОАЕ) в Африканский союз и провозглашение Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД). Эти важные достижения политического руководства региона закладывают основу для большинства будущих начинаний континента.

2. Добиваясь поддержки международным сообществом (Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, Группой 8, Европейским союзом и т.д.) своего нового подхода к развитию, руководители африканских государств предусмотрительно заложили в новое институциональное устройство на континенте механизмы для решения всех важнейших вопросов, включая вопросы окружающей среды. Заниматься вопросами окружающей среды конкретно поручено трем органам Африканского союза - Исполнительному совету, Техническому комитету по промышленности, науке и технике, энергетике, природным ресурсам и окружающей среде и Комиссии. Кроме того, вопросам окружающей среды посвящена инициатива в области окружающей среды в рамках НЕПАД, охватывающая ряд ключевых областей деятельности. Отражением нового мышления, положенного в основу НЕПАД, является признание того, что основными целями инициативы в области окружающей среды должны стать борьба с нищетой и содействие социально-экономическому развитию Африки. Инициатива предусматривает восемь приоритетных направлений деятельности (борьба с опустыниванием, сохранение водно-болотных угодий, борьба с инвазивными чужеродными видами, рациональное использование ресурсов прибрежных районов, глобальное потепление, трансграничные природоохранные зоны, экологическое руководство и финансирование). Она охватывает также сквозные вопросы, такие, как нищета и окружающая среда, охрана здоровья и окружающая среда и т.д., которые служат ее своеобразным фоном. Возглавить работу по наполнению инициативы в области окружающей среды конкретным содержанием и обеспечению ее успешного осуществления Комитет по осуществлению, состоящий из глав государств, поручил президенту Сенегала Абдулаю Ваду. Президентом Вадом уже создан временный секретариат, призванный содействовать активизации работы по сбору и распространению информации, а также стимулировать и придать целенаправленный характер деятельности по разработке и осуществлению приоритетных программ и проектов в области окружающей среды в Африке.

3. Происходящие изменения стали возможными благодаря успешной деятельности существующих структур, таких, например, как Африканская конференция по окружающей среде на уровне министров (АМСЕН), учрежденная правительствами африканских стран в 1985 году. АМСЕН представляет собой стратегический форум, призванный помогать министрам, отвечающим за вопросы окружающей среды, в планировании, согласовании и координации их деятельности и программ. С момента своего создания АМСЕН провела девять очередных сессий, которые дали вполне осязаемые результаты, в том числе позволили принять Бамакскую конвенцию о запрете ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничным перемещением и удалением в пределах Африки (1991 год), выработать общую позицию африканских стран по проблемам окружающей среды и развития (1991 год), создать и укрепить сети и органы, необходимые для осуществления программной деятельности и проектов, и обеспечить согласование позиций африканских стран по глобальным экологическим проблемам. В частности, АМСЕН сыграла ключевую роль в разработке и осуществлении конвенций, принятых после Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, в том числе в развертывании деятельности после их ратификации, а также в мобилизации политической, финансовой и технической поддержки, необходимой для обеспечения эффективного участия в этой деятельности стран региона. В последние годы АМСЕН содействовала выработке четкой политической позиции африканских стран, которая нашла отражение в документах, подготовленных к Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию.

4. ЮНЕП продолжает последовательно и неуклонно поддерживать африканский континент и в нынешних новых условиях. Эта поддержка включает обслуживание форумов по вопросам политики, таких, как АМСЕН и Африканская конференция по водным ресурсам на уровне министров (АМКОВ), поддержку региональных инициатив, таких, как НЕПАД, и осуществление конкретных программ, направленных на решение экологических проблем региона. В частности, с момента учреждения АМСЕН ЮНЕП выполняет функции ее секретариата. Благодаря секретариатскому обслуживанию, осуществляемому ЮНЕП, АМСЕН имеет возможность вести диалог по основным вопросам политики и согласовывать свою программу работы. Кроме того, АМСЕН использует технические знания и опыт ЮНЕП для мобилизации ресурсов, проведения различных консультаций и отстаивания интересов Африки на всех международных форумах по вопросам окружающей среды. Особо следует отметить поддержку, которую ЮНЕП оказывает в последнее время АМСЕН в подготовке первого всеобъемлющего доклада о состоянии окружающей среды в Африке, озаглавленного "Экологические перспективы Африки" ("African Environment Outlook"), и создании африканской информационной сети по вопросам окружающей среды. Кроме того, понимая, что одним из наиболее важных ресурсов Африки является вода, ЮНЕП оказала помощь правительствам стран региона в создании АМКОВ, которая была учреждена в апреле 2002 года. До преобразования ОАЕ в Африканский союз ЮНЕП сотрудничала с ней в разработке и принятии региональных конвенций, в частности Африканской конвенции об охране природы и природных ресурсов, а также в стимулировании диалога по вопросам политики в Африке. В преддверии создания Африканского союза ЮНЕП, учитывая необходимость продолжения и укрепления отношений с вновь созданным Союзом, открыла в Аддис Абебе постоянно действующее бюро по вопросам связи, которое уже сотрудничает с Африканским союзом в реализации ряда совместных инициатива.

5. По просьбе правительств африканских стран ЮНЕП возглавила усилия по конкретизации инициативы в области окружающей среды в рамках НЕПАД, и в частности оказывает помощь Руководящему комитету, созданному в целях завершения разработки соответствующего плана действий. В состав Комитета входят представители 11 стран (Алжира, Египта, Замбии, Камеруна, Мали, Марокко, Нигерии, Объединенной Республики Танзании, Сенегала, Уганды и Южной Африки), а также ЮНЕП, секретариата Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС), Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Африки (ЭКА), Африканского союза и Африканского банка развития (АфБР). Рамочный план действий по осуществлению инициативы в области окружающей среды в рамках НЕПАД, рассмотренный и утвержденный Руководящим комитетом на его совещании на уровне министров в Дакаре (13 14 июня 2002 года), был одобрен на девятой очередной сессии АМСЕН, состоявшейся 1 5 июля 2002 года в Кампале. Работа над этим планом будет продолжен в целях его трансформации в полноценный план действий.

6. Занимаясь оказанием помощи Африке, ЮНЕП наладила хорошие рабочие отношения с основными субрегиональными экономическими объединениями, включая Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭСЦАГ), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Общий рынок стран Юго-Восточной Африки (КОМЕСА), Сообщество по развитию юга Африки (СРЮА) и Союз Арабского Магриба (САМ). Кроме того, в соответствии с решением SS.VII/5 Совета управляющих ЮНЕП принимает меры к обеспечению участия в своей работе организаций гражданского общества. В последнее время предпринимаются также усилия по вовлечению в ее работу африканских парламентариев и представителей судебной власти. С парламентами и судебными органами уже осуществляется ряд совместных программ. Совместные мероприятия вспомогательного характера проводились, в частности, в ходе подготовки на региональном уровне к Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию.

7. ЮНЕП не только оказывает программную поддержку и консультативную помощь правительствам и осуществляет деятельность по укреплению потенциала, но и является инициатором широкого круга программ в регионе. К числу таких программ относятся, в частности, программы в области разработки природоохранного законодательства и создания природоохранных учреждений; преодоления последствий экологических катастроф; сбора и оценки информации; энергетики; формирования устойчивых моделей потребления и производства; поощрения природоохранной деятельности в городских районах; сохранения природных ресурсов и охраны окружающей среды; рационального использования ресурсов морских и прибрежных районов и ресурсов пресной воды; удаления отходов; и оказания поддержки усилиям по осуществлению многосторонних природоохранных соглашений.

8. Именно в этом контексте Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию виделись как еще одна возможность рассмотреть проблемы, стоящие перед континентом. Эти проблемы были в полной мере учтены в процессе подготовки к Встрече. Принятый на Встрече План выполнения содержит целую главу (глава VIII), посвященную устойчивому развитию Африки, и предусматривает ряд важных мер, в частности в области природоохранной деятельности, призванных положить конец негативным тенденциям в регионе. План охватывает темы и вопросы, относящиеся в том числе и к сфере ведения ЮНЕП. Однако региональный подход, на котором был сделан упор на Встрече, требует внесения определенных коррективов в стратегию работы ЮНЕП в Африке.

9. Новые тенденции и процессы в Африке и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию требуют от ЮНЕП активизации и переориентации ее деятельности по оказанию поддержки региону, и в частности уделения большего внимания сотрудничеству с Африканским союзом, в том числе налаживанию особых рабочих отношений с его специализированными техническими комитетами и стратегического взаимодействия с его Исполнительным советом. Кроме того, ЮНЕП будет продолжать оказывать поддержку усилиям по завершению разработки плана действий НЕПАД (путем проведения ряда тематических семинаров), а также усилиям, направленным на обеспечение утверждения инициативы в области окружающей среды в рамках НЕПАД на специальной сессии АМСЕН в июне 2003 года для ее последующего представления на одобрение глав государств и правительств стран Африканского союза на их встрече в июле 2003 года. Будет продолжаться также работа по оказанию помощи форумам на уровне министров, региональным учреждениям и организациям гражданского общества, а также по содействию усилиям по разработке и совершенствованию региональных программ с учетом Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. ЮНЕП намерена наладить широкие партнерские отношения, которые позволят ей играть ведущую роль в осуществлении программной деятельности в ряде областей, предусмотренных инициативой в области окружающей среды в рамках НЕПАД, где она имеет сравнительные преимущества. Эта работа должна стать дополнением к глобальной деятельности ЮНЕП, затрагивающей в том числе и африканский континент. При осуществлении мероприятий в области окружающей среды, предусмотренных НЕПАД, ЮНЕП будет придерживаться подхода, ориентированного на широкое привлечение организаций гражданского общества, в том числе частного сектора, а также других основных заинтересованных сторон, с тем чтобы иметь возможность эффективно противодействовать тенденции к ухудшению состояния окружающей среды в Африке. Назрела необходимость провести ревизию существующих стратегий и политики в целях учета в них приоритетов НЕПАД и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Кроме того, ключевое значение для обеспечения прогресса в регионе по прежнему имеет укрепление институционального потенциала. Приоритетное внимание в этой связи будет уделяться оказанию технических и консультативных услуг в области окружающей среды и другой помощи техническим комитетам Африканского союза; содействию усилиям по укреплению АМКОВ, региональных учреждений и организаций гражданского общества, а также оперативных механизмов АМСЕН, в том числе усилиям по совершенствованию внутренних консультативных механизмов Конференции с учетом региональных консультативных процессов, связанных с работой Совета управляющих ЮНЕП/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров; и созданию африканской информационной сети по вопросам окружающей среды.

10. ЮНЕП будет также продолжать оказывать поддержку Африке с помощью региональных программ. ЮНЕП выступила с рядом региональных инициатив, которые в настоящее время уже осуществляются. В партнерстве с соответствующими учреждениями и организациями гражданского общества эти мероприятия будут укрепляться. Ключевые области (о них речь идет ниже), в которых ЮНЕП обладает сравнительными преимуществами, станут основным направлением осуществления следующей двухлетней программы. Одной из ключевых областей является оценка, включая регулярную подготовку, на базе африканской информационной сети по вопросам окружающей среды, доклада "Африканская экологическая перспектива". В отношении совместного использования пресноводных ресурсов ЮНЕП будет оказывать поддержку в деле разработки и осуществления программы работы АМКОВ и укрепления органов, отвечающих за использование речных и озерных бассейнов. Первоочередное внимание будет уделяться также содействию обеспечению энергетической самостоятельности. ЮНЕП стремится способствовать реализации повестки дня в этой области, делая акцент на анализ последствий энергетической политики, планов и систем для окружающей среды и, соответственно, распространение результатов в рамках обсуждения вопросов политики и предоставление услуг правительствам в таких взаимосвязанных областях, как энергетика, окружающая среда и развитие, содействуя интеграции природоохранных озабоченностей в процесс реформы энергетики и особенно реформы сектора электроэнергетики. ЮНЕП будет также создавать и продвигать программы, партнерские связи и инициативы с целью поддержки усилий Африки по достижению целей НЕПАД в области энергетики, направленных на улучшение в ближайшие 20 лет доступа к надежному и приемлемому с коммерческой точки зрения энергоснабжению с 10 до 35 и более процентов. Будут также предприниматься усилия по оказанию поддержки в осуществлении других инициатив в области энергетики, укреплении потенциала и содействии использованию возобновляемых источников энергии.

11. Особое внимание будет уделено другим видам деятельности, имеющим отношение к промышленности и торговле, включая поддержку устойчивого потребления и производства, информационно-пропагандистскую работу по улучшению условий торговли в поддержку природоохранной деятельности, увеличение вклада промышленности, в частности связанной с разработкой минерального сырья и металлосодержащих пород, в устойчивое развитие Африки, и устойчивую утилизацию химических веществ и опасных отходов. Будет оказана поддержка усилиям по охране прибрежной и морской среды, которая является одним из основных аспектов инициативы в области окружающей среды в рамках НЕПАД, путем укрепления осуществления как Абиджанской конвенции о сотрудничестве в области охраны и освоения морской и прибрежной среды региона Западной и Центральной Африки, так и Найробийской конвенции о защите, рациональном использовании и освоении морской и прибрежной среды региона Восточной Африки.

12. Дополнительные усилия будут предприняты с целью содействовать рациональному использованию окружающей среды городов, развитию права окружающей среды и природоохранных учреждений и консультативных услуг в ключевых областях организационного строительства и укреплению роли ЮНЕП в формировании потенциала на страновом уровне в Африке. ЮНЕП продолжит осуществление различных глобальных и региональных мероприятий, которые будут и впредь учитывать интересы Африки. К ним относятся программы сохранения природных ресурсов, расширение доступа к ресурсам ФГОС, региональные проекты оценки уязвимости источников пресной воды (включая проект, посвященный проблеме загрязнения грунтовых вод в Африке, который был разработан Отделом раннего предупреждения и оценки в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) и ЭКА), укрепление потенциала, чрезвычайные экологические ситуации, ликвидация последствий стихийных бедствий и постконфликтное управление природоохранной деятельностью, а также усилия по формированию понимания связей между нищетой и окружающей средой, здоровьем и окружающей средой и торговлей и окружающей средой.

13. ЮНЕП будет активно участвовать в различных мероприятиях по линии партнерства, провозглашенных на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, таких, как инициатива Европейского союза по обеспечению жизненно важных потребностей в водных ресурсах в интересах достижения цели сокращения вдвое к 2015 году доли населения, не имеющего доступа к улучшенным санитарным условиям и/или возможностей получить доступ к безопасной питьевой воде или пользоваться ею, инициатива Европейского союза по искоренению нищеты и устойчивому развитию и инициатива Соединенных Штатов Америки по рациональному использованию и сохранению лесов в бассейне реки Конго.

14. Осуществление этой работы получит поддержку в рамках действующих в Африке организаций системы Организации Объединенных Наций, особенно после принятого недавно Генеральной Ассамблеей решения переориентировать поддержку Организации Объединенных Наций в контексте НЕПАД. В этой связи в ходе состоявшейся недавно межучрежденческой консультации организаций системы Организации Объединенных Наций, действующих в Африке, был принят новый подход к процессу ее осуществления. Было принято решение объединить по группам организации, занимающиеся, например, вопросами охраны окружающей среды, среды обитания и народонаселения, с целью упорядочения и координации вклада системы Организации Объединенных Наций в НЕПАД. Тем самым ЮНЕП будет осуществлять свою межучрежденческую поддержку в рамках этих структур, а существующие механизмы, такие, как общая страновая оценка/Рамочная программа Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития, документы о стратегии смягчения проблемы нищеты и другие национальные стратегии, а также цели тысячелетия в области развития будут и впредь использоваться через систему координаторов – резидентов Организации Объединенных Наций и страновые группы Организации Объединенных Наций. На субрегиональном уровне будет задействована также ведущая роль региональных экономических комиссий. Будут укрепляться партнерские связи с другими ключевыми заинтересованными сторонами, такими, как Африканский банк развития, субрегиональные экономические сообщества и организации гражданского общества.

I. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

15. В последние годы Африка стала для ЮНЕП одним из наиболее приоритетных регионов. В своем решении 20/27 от 4 февраля 1999 года по вопросу об оказании поддержки Африке Совет управляющих ЮНЕП просил Директора-исполнителя предпринять в регионе ряд конкретных действий. В феврале 2001 года Совет управляющих/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров приняли еще одно решение по этому вопросу (решение 21/15).

16. Со времени последней сессии Совета управляющих/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров в африканском регионе произошел ряд важных событий и изменений. В регионе начался процесс региональной интеграции, первыми шагами в рамках которого стали преобразование Организации африканского единства (ОАЕ) в Африканский союз и провозглашение НЕПАД. В НЕПАД руководители африканских стран обязались добиться искоренения нищеты и вывести свои страны, как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, на путь устойчивого роста и развития при одновременном активном участии в мировых экономических и политических делах. Эти важные достижения политического руководства региона, которые вобрали в себя результаты работы форумов на уровне министров, закладывают основу для большинства будущих начинаний континента.

А. Африканский союз

17. Африканский союз, пришедший на смену созданной в 1963 году Организации африканского единства, был учрежден на историческом саммите глав государств и правительств стран - членов ОАЕ, состоявшемся в Лусаке, Замбия, в июле 2001 года. Впервые в истории континента было принято решение о создании сильной и более четко ориентированной региональной организации, которая занималась бы решением всего комплекса политических, социальных и экономических проблем. Были выработаны четкие концепция и программа действий, призванные стать стержневым элементом усилий по удовлетворению наиболее неотложных потребностей Африки в области экономического и социального развития.

18. Руководители стран региона предусмотрительно используют для достижения своих целей все имеющиеся инструменты. Создавая Африканский союз, разрабатывая НЕПАД и добиваясь поддержки со стороны международного сообщества (Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, Группы 8, Европейского союза и т.д.), они поступили мудро, заложив в новое институциональное устройство на континенте механизмы для решения всех важнейших вопросов, включая вопросы окружающей среды.

19. Согласно статье 5 Учредительного акта Африканского союза органами Союза являются: а) Ассамблея Союза; b) Исполнительный совет; с) Панафриканский парламент; d) Суд; е) Комиссия; f) Комитет постоянных представителей; g) специализированные технические комитеты; h) Экономический, социальный и культурный совет; и i) финансовые учреждения (которые включают Центральный банк, Африканский валютный фонд и Африканский инвестиционный банк). В этой статье говорится также, что Ассамблея может при необходимости принимать решения о создании и других органов.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница