Обычно: хвалебные оды в честь общественного развития, что мы продвинутые, что мы духовные. Но настоящий патриотизм должен быть проникнут болью за судьбы Отечества?



Скачать 58,92 Kb.
Дата07.12.2017
Размер58,92 Kb.
Что такое патриотизм?
Обычно: хвалебные оды в честь общественного развития, что мы продвинутые, что мы духовные. Но настоящий патриотизм должен быть проникнут болью за судьбы Отечества?
Пока не получается найти оптимистические прогнозы и варианты.
Пессимист в том, что пока не видно точек сил роста. Александр I: в конце своего царствования в гневе сказал: «Надо проводить реформы, но некем взять, кто это будет проводить?»
Замена крепостного права на общины, малоземелье, обострение аграрного вопроса. Александр I: некем взять. Даже наши блистательные реформаторы не понимают всей глубины проблемы сложности общества. Нужно понимать надобность реформы.
Кто может начать серьезные реформы, реформаты развития, а не выживания.

Проблема Российской интеллигенции


В последнее время этой проблеме уделяется особое внимание, обычно во всех журналах эта проблема рассматривается. Как правило, эти публикации рассматривают интеллигенцию в негативном отношении (например, Солженицын: «российская интеллигенция -- образованщина», то есть только те, кто получил знания, но они не стали понимать общество, это не дало им ответственность за общество, они способны к крайне рискованным экспериментам). Сталин: удар по интеллигенции.

Традиционно в советское время под интеллигенцией понималось профессионально занимающихся умственной деятельностью, для чего требуется высшее или средне-специальное образование. Но в данной случае имеются в виду интеллектуалы. В западных философских словарях обычно наряду с термином интеллектуал есть термин интеллигент, более того – российская интеллигенция.

Самое главное качество российской интеллигенции – высокие этические параметры. Интеллигенция – группа людей, кто смыслом жизни видит улучшение этой жизни.

Анекдот: утром мажу бутерброд… Интеллигент постоянно озабочен плачевным состоянием жизни народа. Его главная задача: улучшить положение широких народных масс.

Можно провоцировать массы на бунт, стимулировать революционные настроения, стремление прийти к власти любой ценой. Но можно ли таких называть интеллигенцией?

Таким образом, интеллигенция – группа людей, чрезвычайно узкая, почти что неведомая Западу, кто пытается улучшить не просто положение народа, но усовершенствовать народ без применения насилия. Поэтому Милюков – интеллигент, Ленин – нет.

Есть ли сейчас такие? Явлинский? Лихачев, Сахаров, ?Солженицын?. Интеллигент – чрезвычайная редкая птица. Люди, искренне, на уровне души озабоченные положением общества, широких народных масс без использования насильственных методов. Интеллигент категорически не приемлет насилия. Нравственность, порядочность.
Петр Яковлевич Чаадаев. Феномен возникает в конце 18 века, например, Новиков, Радищев, в принципе – декабристы (с оговорками). Но, фактически – Чаадаев? Что за историческая обстановка, в которой он работал?

Корыс: «Российская Империя Петра I – империя добуржуазного типа, способная конкурировать с более экономически и социально продвинутыми империями путем выборочного заимствования управленческого, военно-технических достижений в обмен на вывоз сырья и продовольствия и безжалостной эксплуатации собственного народа». Чаадаев первым выступил с системной критикой этого имперского российского типа развития. При этом он выдвинул формулу патриотизма: прекрасная вещь (любовь к Отечеству), но есть еще более прекрасная вещь – любовь к истине.

Учился в Европе, входил одно время в Северное общество. Вернувшись в 20 году в Россию он написал философические письма (1836). Шок в обществе (прежде всего, у власть прилежащих. По повелению Николая I не только Телескоп был закрыт, Чаадаев был объявлен сумасшедшим.) Чаадаев поставил проблемы, которые пока наше общество не решило:


  1. Взаимоотношение России и Запада. Маркс: «большинство людей видят только грязь на сапогах гигантов».

Чаадаев поставил вопрос: «Россия – наследница гнусной Византии». Мы, приняв православие, отлучили себя от мировой цивилизации». Проблема культурных заимствований. Проблема взаимозависимости культур. Конец 80—90 годов 19 века: Марксизм практически прекратил свое существования, Россия же этот продукт берет. Диагноз Россия.

  1. Проблема тогдашнего состояния России. Наше прошлое позорно, наше настоящее малосимпатично, а будущее – более чем сомнительное.

  2. Проблема духовного состояния общества. Наше общество с ног до головы изъедено заразой рабства, находящегося в рабстве у государства.

  3. Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-либо важный урок.

  4. В противоположность всем законом общественного общежития, Россия идет в направлении собственного закрепощения и закрепощения ближайших народов.

Чаадаев призвал обратить внимание не на внешний блеск, парады, военные победы, а на глубинные процессы, которые мешают стране.

Диагноз: Россия – страна, выпавшая из истории.
Чаадаев: одна из самых прискорбных особенностей в том, что мы еще пока открываем уже ставшие давно открытыми прописные истины.

Участие русского народа – подражание другим народом. Вот почему нам не хватает последовательности, логики.

В нашей крови есть нечто враждебное всякому историческому прогрессу. Мы живем и продолжаем жить для тех поколений…

Герцен назвал письма философические: выстрелы в темную ночь. Пушкин назвал их вздохом из гроба и отреагировал, что якобы, несмотря ни на что, Пушкин не променяет свою родину.


Проблема освободительного движения

Традиционно оно начинается с декабристов, которые были страшно далеки от народа, но разбудили Герцена. Что такое освободительное движение? Его главная цель: освобождение общества от деспотической (самодержавной) власти, от всесилия власти в обществе. Вторая: от крепостничества.

Обычно выделяют 3 этапа (из учебника академика Федорова) (по господствующей идеологии):


  1. Декабристы – просвещение, гуманизм, неотъемлемые права человека

  2. Разночинный – доминирование коммунистической идеологии, просветительство, идеология народничества с идеей общинного (крестьянского) социализма

  3. Марксистский этап

Только в России существует освободительное движение?



Российская революционная интеллигенция (в принципе, они не относятся к интеллигенции на самом деле?)
Первая и главная черта: аморализм. Для достижения цели светлого будущего возможны любые средства. Ткачев: уничтожить всех, кто старше 20 лет. Ленин: превратим войну в гражданскую, будем убивать друг друга, будут уничтожены враждебные классы (миллионы), останутся только рабочие, крестьяне и интеллигенция.

Отсутствие собственной теоретической базы. Как правило, они руководствуются учениями, не создают что-то собственного, оригинального. Нет собственной идейной платформы.

Оторванность от жизни, они обитали на каторгах, в ссылках.

Главное для российских революционных интеллигентов: проблема не свободы, а равенства.

Важно то, что в принципе российская интеллигенция добилась равенства в том, что все оказались рабами власти – все равны; все, кроме власти, равны нищете.
Российская интеллегенция более всего была увлечена коммунистическими идеями, о которых мы говорили. Она имеет как ряд общих черт (с позициями Мора, Компанеллы и других). Коммунизм – протест против наступающего капитализма и накопления капиталов. Что общество в российском и европейском:


  1. Идея равенства как высшая ценность

  2. Утопичность: неверное представление о будущем справедливом обществе

  3. Аморализм: цель оправдывает средства

  4. Предпочтение насильственных методов преобразованию общества мирными средствами

Российский коммунизм (особенности):



  1. Результативность,

  2. Теоретичность (если Бабев – программа действия и не более, Мор и Компанеллы – романы, а Герцен, Плеханов, Ленин, Сталин – теоретики)

  3. Россия может и обязана миновать стадию капитализма, то есть идея прыжка через исторически необходимые этапы

  4. Мессианство – суть в том, что историческая судьба России такова, чтото она первой скакнет из царства необходимости в царство свободны и укажет тем самым путь всем другим народам, то есть Россия первая зажжет факел справедливого общества.

1917: Россия не готова к появлению светлого будущего, но Ленин мечтает к свержению буржуазных правительств, и Англия, Германия, Франция придут к нам на помочь в строительстве светлого будущего. Ленин дал Троцкому инструкцию: затягивать переговоры с Германией, потому что он ждал со дня на день революции в Германии.


Было создано абсолютно недееспособное общество, которое было способно осваивать результаты индустриального развития, но оно основано на погонялках и страхе и войти в постиндустриальную эпоху с таким обществом невозможно.
Мы имеем дело с крушением теории.
Самое главное: в условиях страха и террора не может возникнуть ответственности, производственной этики.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница