«Обобщение и систематизация знаний»



Скачать 97,85 Kb.
Дата30.10.2016
Размер97,85 Kb.
Тема: «Обобщение и систематизация знаний».
Форма: Чемпионат НХЛ

Цели: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнении химических реакций, определении типов химических реакций, кислот, солей, оснований, оксидов. Развитие умений и навыков при работе с Периодической системой, умении работать в группе.
Структура урока:

1.Орг.момент

2.Вводное слово учителя

3.Проникнимся «духом химии» - демонстрация опытов

4.Открытие чемпионата НХЛ

5.Состязания

6.Подведение итогов

7.Посвящение в Национальную химическую лигу

8.Закрытие чемпионата НХЛ




Ход урока


1.Орг.момент


Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы обобщим, закрепим и приведем в систему имеющиеся у вас знания о химических элементах, кислотах, солях, оксидах, уравнениях реакций. Так же мы с вами будем работать с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева. Урок мы с вами проведем в форме игры – «Чемпионата Национальной химической лиги».
2.Вводное слово учителя
Мы - химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребенок – химик?» И это счастье, и это жизнь?

Вы хотите спросить, почему становятся химиками? Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь!

3.Проникнимся «духом химии»

А откуда появилась наука, которая носит название «химия»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны будем мысленно перенестись в первобытное общество.

Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево, и оно загоралось. Они постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.

А теперь представьте, что мы с вами очутились в средних веках. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они так же занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них:




  1. Могли получить огонь без спичек.



  1. Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. Попробуем доказать обратное. Дым бывает без огня.




  1. Оперирую без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим все обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа.




  1. Они могли превратить воду в золото. Сейчас я вам попробую это продемонстрировать.

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. А людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал- , и получилось название науки – «химия». Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а так же их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория, на заводах, в аптеках и больницах обязательно работают химики, лаборанты и исследователи.

Человек в своей жизнедеятельности, даже далекой от химии и химической технологии, постоянно соприкасается с химическими веществами и материалами на их основе. Повсюду нас окружает бесчисленное множество продуктов химической промышленности. Век большой химии – так по праву можно назвать наше время. Поэтому любому грамотному человеку необходимо иметь представление о химических веществах, с которыми он встречается, или о химической сущности процессов, которые он, не задумываясь, осуществляет в повседневной жизни.

Мы сегодня с вами собрались, чтобы побороться за звание чемпиона Национальной Химической Лиги.

4. Открытие чемпионата НХЛ.

Национальная Химическая Лига объявляется открытой! Сегодня на чемпионате НХЛ за право называться химиками сражаются следующие команды …

Судить чемпионат будут достопочтенные судьи…

Состязания будут оцениваться следующим образом: за каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры по количеству баллов определим победителя.



5.Состязания


1) Разминка
У химиков есть одно очень важное правило. Чтобы его узнать, вы должны будете сейчас расшифровать послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. От каждой команды вызывается по два участника. Вы должны будете найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

А остальные участники команд должны будут в это время ответить на вопросы викторины.


«Кто быстрее?»


  1. Какой элемент всегда рад? (радон)

  2. Какой элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

  3. В состав какого химического элемента входит тройка? (натрий, итрий)

  4. Заменив первую букву в названии этого химического элемента, получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями. (золото – болото)

  5. Из этого металла античный бог – кузнец Гефест выковал Непобедимому Ахиллесу щит. Оружейников древности и даже средневековья устраивали прочностные характеристики этого металла. Щит из этого металла выдерживал удар копьем или секирой. У древних металлургов не было другого металла, прочного и доступного, как этот. О каком металле идет речь? (медь)

  6. Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон)

  7. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)

  8. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё были у них одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (серебро)

  9. В название какого металла входит хвойное дерево? (никель – ель)

  10. Какой элемент является настоящим «гигантом»? (титан)

  11. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека? (серебро – ребро)

  12. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (водород)

  13. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (кислород)

  14. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)

  15. Писатель Антуан де Сен-Эзюпери писал: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…» О чем писал Экзюпери? (вода)

16.Герою знаменитого романа Даниеля Дефо повезло. Корабль, с которого он спасся, сидел на мели совсем недалеко от острова. Робинзон сумел погрузить на плот все необходимое и благополучно переправиться на остров. «После долгих поисков я нашел ящик нашего плотника, и это была для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы тогда за целый корабль с золотом…» Что было в плотницком ящике? (железные инструменты)

А теперь, давайте посмотрим, что было зашифровано в послании агента 007. Прочитайте, пожалуйста.



«Химические реактивы на вкус никогда нельзя пробовать!»

Алхимики это правило не соблюдали и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу» : «кислые» - кислоты, «солёные» - соли.




2) Состязание «интеллектуальное»
Вызываются капитаны команд. Из списка веществ необходимо выбрать отдельно

1-я команда: кислоты.

2-я команда: соли.

3-я команда: основания.

Свой выбор пояснить (назвать вещества)

1. 2. 3.



кислоты соли основания

H3PO4 Ba(NO3)2 Al(OH)3

H2SO3 Al2(SO4)3 Fe(OH)2


HNO2 Ca(NO3)2 Zn(OH)2

NaCl NaOH

Для остальных участников состязаний следующее задание.

Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Если команда не знает ответа, то право ответить и заработать баллы передается команде соперников.

Начнем с лидирующей команды. На обдумывание ответа (30 секунд).



  1. Из меня состоит все живое.

Я - графит, антрацит и алмаз.

Я - на улице, в школе и в поле.

Я - в деревьях и в каждом из вас. (углерод)


  1. Я – металл серебристый и легкий.

Я зовусь «самолетный металл»

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (алюминий)


  1. Какое молоко не пьют? (известковое)

  1. Какой металл жидкий при комнатной температуре? (ртуть)

  2. Какой элемент наиболее распространен во Вселенной? (водород)

  3. Почему крапива жжется? (острые волоски крапивы вонзаются в поры кожи и обламываются. Выделяется, содержащаяся в волосках, муравьиная кислота, которая вызывает ощущение ожога.)

1)Слова - омонимы

моль – а) единица количества вещества; б) один из видов мелкой бабочки.

2)соль – а) сложное вещество, состоящее из атомов металлов и кислотных остатков; б) название ноты; в) хлорид натрия в быту.

3)бор – а) химический элемент; б) сосновый лес; в) стальное сверло, применяемое в зубоврачебной практике.



  1. ерш – а) щетка для мытья посуды; б) рыба семейства окуневых.

  2. пестик – а) короткий стержень с округленным концом для размельчения чего-нибудь в ступке; б) часть цветка.

  3. цилиндр – а) химический мерный сосуд; б) геометрическое тело; в) мужская шляпа; г) часть поршневой машины.

  1. уран – а) химический элемент; б) планета Солнечной системы; в) в древнегреческой мифологии – бог неба.

  2. Реакция: а) физико-химическое взаимодействие между веществами; 2) ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение; 3) политика активного сопротивления общественному прогрессу.

3) Назовите самый распространенный напиток на Земле. (вода)

А теперь, перейдем от теории к практике.


Все на этом свете объяснимо,

Если знаешь ты законы химии.

Если знаешь принципы реакций,

В жизни тебе нечего бояться.
3) «Какой в цилиндре газ

Перед вами установка для получения газов. Вопрос: «Какой газ можно получить таким способом? Почему?» Ответ поясните. Время на обдумывание ответа-1 минута.



Ответ: можно собирать нерастворимые или плохо растворимые в воде газы: О2, Н2, СО2, СН4 и др..
4)«Эстафета».
На листах, которые я вам даю по одному уравнению реакций для каждой пары. Ваша задача: расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Капитан каждой команды собирает листы и отдает судьям. На выполнение задания отводиться –3 минуты.

1-я команда 2-я команда 3-я команда




5) «Кто последний?»
Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, не повторяясь, кто даст последний ответ, тот и выиграл.

Назовите нерастворимые основания.



  1. «Составьте формулы» (работа с карточками у доски).

Даны половинки формул. За 2 минуты необходимо составить как можно больше формул химических веществ. Для выполнения этого задания требуется по одному участнику от каждой команды.

Для остальных участников следующее задание:

Представьте и опишите, что будет, если не будет соблюдаться закон сохранения массы веществ. Приведите формулировку закона. На обдумывание ответа-2 минуты.

Ответ: Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.( Ломоносов, 1756 г.)

А теперь, давайте проверим правильность ответов учеников, работавших у доски. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Команда-1 проверяет ответы у 2-ой команды, команда-2 – у 3-ей, а третья команда проверяет ответы у 1-ой.




  1. «Кроссворд»

Изображены символы химических элементов. Расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном выделенном столбце можно было прочесть фамилию создателя Периодической системы химических элементов.



Ответ: Менделеев.

Наш чемпионат подходит к завершению. Уважаемые судьи подведите, пожалуйста, итоги для определения победителя игры.

А для участников чемпионата следующее задание. Оно не оценивается в баллах.


  1. «Клад»

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.



Подсказка: расположите символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров. Из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, вы прочитаете фразу.

Ответ: «Хороший друг – это настоящий клад».
6) Проведение итогов.

Уважаемые судьи, огласите, пожалуйста, итоги нашего состязания.

Слово предоставляется уважаемым судьям …

Давайте отметим самых активных участников команд. Кто, по мнению судий, был самым активным участником в каждой команде? А кто, по мнению команды, был сегодня самым активным?



7)Посвящение в НХЛ.
Право зачитать клятву химика предоставляется капитану победившей команды …

Все остальные участники команд встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки и повторяйте все вместе слова клятвы.



Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учится, и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

А теперь, в честь победителей чемпионата НХЛ салют!


8)Закрытие чемпионата НХЛ.

Поздравляю участников НХЛ с принятием в химики! Спасибо за участие. Национальная химическая лига объявляется закрытой.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница