Обоснование проекта



Скачать 74,11 Kb.
Дата28.10.2016
Размер74,11 Kb.
Обоснование проекта
Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и воспитания. Общество нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.

В настоящее время гражданское образование в Томской области, так и России в целом, находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Такое изменение содержания образования способствует развитию обучающихся как субъектов гражданского общества. Переориентация структуры содержания общего образования на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе, повышение эффективности использования ресурсов системы образования, внедрение принципов государственно-общественного управления образованием соответствует реализации стратегических целей развития образования в Томской области.

В период становления в школах новой формы государственно-общественного управления – Управляющего совета, призванного взять на себя определенные управленческие функции и, более того, стать органом стратегического управления школой становится весьма актуальной, но и в достаточной мере новой и нестандартной, рассмотрение вопроса о необходимости и возможности специальной подготовки школьных управляющих.
В целях апробации и внедрения моделей гражданского образования в образовательных учреждениях Томской области в 2004 году в рамках реализации межрегионального проекта «Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» Областное государственное учреждение «Региональный центр развития образования» (ОГУ «РЦРО») при поддержке Федерального центра гражданского образования, АПКиППРО инициировал создание в базовых инновационных образовательных учреждениях Центров гражданского образования в режиме сетевого взаимодействия.

Центр гражданского образования - это форма совместной деятельности участников образовательного процесса и местного сообщества, направленная на создание условий для усвоения правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков, приобретения позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей, местных жителей, а также их взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях. Реализация принципа сетевого взаимодействия позволяет организовать процесс гражданского образования с использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов учреждений и организаций данного муниципалитета, региона в целом.

В Центрах в режиме сети реализуются авторские, модифицированные, практико-ориентированные образовательные программы, направленные на формирование базовых компетентностей личности, стимулирует самообразование слушателей. Наряду с педагогами в Центрах консультируют опытные старшеклассники, выпускники центров, представители органов власти, местного, профессионального сообщества. Оценка результатов деятельности Центра осуществляется директором и органом государственно-общественного управления образовательным учреждением с привлечением гражданских институтов с использованием показателей и индикаторов качества образования.

В рамках реализации проекта осуществляется региональная (ОГУ «РЦРО») и муниципальная (МОУО) координация, научно-методическое обеспечение практики; формируется нормативно-правовая база и система подготовки и сопровождения педагогов, осуществляет экспертное сопровождение содержания образовательной деятельности через конкурсы и образовательные события, организуется обобщение, систематизация и тиражирование инновационных технологий гражданского образования, представляет региональный опыт на федеральных конференциях и конкурсах.

Сегодня Региональная сеть Томской области устойчива и включает в себя 45 Центров гражданского образования, созданных на базе общеобразовательных учреждений городов Томска, Стрежевого и Кедрового, ЗАТО Северск, Асиновского, Бакчарского, Зырянского, Кожевниковского, Кривошеинского, Молчановского, Первомайского, Томского, Чаинского и Шегарского районов Томской области, и их взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях.

Деятельность Сети нормативно закреплена на уровне региона, муниципалитетов и учреждений в Положениях и Программах развития. В 2008 году в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования в Томской области 30 центров получили материально-ресурсное обеспечение на сумму 2 млн. рублей. Согласно Планам работы Центры проводят публичную деятельность через формы очной презентации, размещения информации в СМИ, на сайте ОУ, МОУО, Департамента общего образования Томской области. На базе ОГУ «РЦРО» создана система повышения квалификации руководителей и педагогов Центров, адаптированы формы обмена и распространения позитивного опыта среди ученического, педагогического и профессионального сообществ на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Результаты деятельности сети в 2008 году были представлены и получили поддержку на всероссийских конференциях Российской академии образования, ГосНИИ семьи и воспитания, Федерального центра гражданского образования, Пермского Центра гражданского образования и прав человека, Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области, Томского государственного университета. В 2009 году на Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» Региональная сеть получила Сертификат качества инновационной разработки.
Актуальность выбора стратегии

В целях расширения общественного участия в реализации комплексной модернизации образования в Томской области деятельность Региональной сети Центров гражданского образования (Сети Центров) значительно актуализировалась и рассматривается как ресурс развития органов государственно-общественного управления образовательных учреждений.

Это позволило ОГУ «РЦРО» уже в 2008 году на базе Сети Центров апробировать сетевые программы подготовки школьных управляющих, в которых приняли участие около 500 членов органов государственно-общественного управления 120 образовательных учреждений 7 муниципальных образований. На семинарах-тренингах уделялось внимание формированию компетентностей школьных управляющих, объектам внимания школьных советов в общеобразовательном учреждении и эффективным формам социального партнерства.

Опыт реализации в 2008 году сетевых программ выявил востребованность и заинтересованность родителей, как непосредственных представителей общественности, и их желание включиться в решение проблем образовательного учреждения, что становится гарантией соотношения общественных ожиданий и результатов образования.

К основным достижениям реализации муниципальных сетевых программ подготовки школьных управляющих в 2008 году можно так же отнести:



  1. Реализация специфики потребностей и возможностей общественных управляющих при прохождении подготовки;

  2. Формируется система консультационного и тьюторского сопровождения на базе Центров;

  3. Приобретен опыт и повышена квалификация преподавателей Центров по взаимодействию с представителями общественности;

  4. Сформированная мотивация и проявленная активность родителей в работе школьных советов по решению вопросов образования;

  5. Сформирован заказ родителей на продолжение семинарско-консультационной формы подготовки;

  6. Апробированы механизмы эффективного вложения средств на обучение школьных управляющих для достижения результатов комплексной модернизации образования;

  7. Реальная заинтересованность школ и муниципальных органов управления образованием в подготовке школьных управляющих на базе сети.

При определении моделей организации подготовки школьных управляющих организаторы остановились на следующих основаниях:



  1. Организация обучения проводится на уровне муниципальном (для школьных команд) или отдельно взятой школы (конкретного совета школы).

  2. Организаторами обучения становится ОГУ «Региональный центр развития образования» совместно с муниципальными органами управления образованием, Центрами гражданского образования общеобразовательных учреждений.

  3. Муниципальные программы подготовки школьных управляющих реализуется на учебной базе Региональной сети Центров гражданского образования Томской области.

  4. Для проведения занятий привлекаются прошедшие обучение специалисты ОГУ «РЦРО» и муниципальных органов управления образованием, преподаватели Центров гражданского образования общеобразовательных учреждений

  5. Муниципальные программы реализуются дискретно, в форме серии модульных семинаров-практикумов, конференций, круглых столов.

Учитывая конкретные условия муниципальной образовательной системы, выделены следующие модели организации подготовки:

Модель А. Организация процесса обучения в виде семинара-тренинга для состава Управляющего совета школы (апробировано в Бакчарском районе).

Модель Б. Организация процесса обучения в форме серии семинаров-тренингов для школьных команд:

  • обучающиеся и родители (апробировано в ЗАТО Северск, Томском районе);

  • родители и работники образовательного учреждения (апробировано в Кривошеинском районе).

Модель В. Организация процесса обучения в форме серии семинаров-тренингов для определенных категорий членов школьных советов:

  • обучающиеся (апробировано в г. Стрежевом, Кривошеинском районе);

  • родители (апробировано в г. Стрежевом и Кожевниковском районе);

  • педагоги (апробировано в Кожевниковском районе).

Практика реализации программ в 2008 года показала:



  • обучение по модели А становится наиболее эффективным при сопровождении развития практики школьных управляющих через проведение круглых столов, дискуссий, конференций, распространение методических материалов и наличии консультационной и тюторской поддержки.

  • обучение по модели Б показывает эффективность командной работы, особенно при сочетании категорий родителей и обучающихся, а также формирование учебных групп с учетом транспортной доступности; системное обучения в течение времени в ущерб учебного времени одного занятия компенсируется формами самообразования (методические материалы) и самостоятельной практики между занятиями (домашние задания). Актуальным остается наличие центров консультационной поддержки.

  • обучение по модели В показывает эффективность в результативности интерактивного обучения с точки зрения достаточности учебного времени и низкой транспортной доступности; в этой ситуации необходимо снабжать методическими материалами и мотивировать слушателей (представителей учреждений) на работу по просвещению других членов совета, не проходивших обучение, создавать консультационные центры.



Экономическая эффективность подготовки школьных управляющих с использованием ресурсов Региональной сети Центров гражданского образования является достаточно высокой с учетом соотношения вложенных средств и достигнутых результатов, а также ожидаемых результатов и социальных эффектов и может рассматриваться как потенциально более высокая в обозримом будущем, так как развитие практики общественного участия в управлении способствует повышению открытости и прозрачности общего образования Томской области, его инвестиционной привлекательности, повышению эффективности использования ресурсов.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница