«Образ сестры милосердия времен Крымской войны»



Скачать 113,59 Kb.
Дата24.08.2017
Размер113,59 Kb.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся

Тема: «Образ сестры милосердия времен Крымской войны»

Абдрахманова Лия, Бурмистрова Мария, Шибаева Кристина

ГБОУ гимназия №1514 г. Москва 10 класс

Научный руководитель:
Нешатаева Е.И.

Текст доклада

Введение.

Тема нашей исследовательской работы - "Образ сестры милосердия времен Крымской войны". Интерес к этой теме возник у нас после гуманитарной практики в Севастополе осенью 2012 года. Во времена русско-турецкой войны 1853-1856 г.г. город был центром военных действий на Крымском полуострове. Первой обороне Севастополя придают большое значение как в России в целом, так и в истории самого города. Поэтому там находится множество памятников, мемориалов и музеев, посвященных этому событию. Мы посетили большое количество мест, связанных с ним, но наиболее глубокое впечатление на нас произвела панорама обороны Севастополя, созданная Францем Рубо. Экскурсовод обратил наше внимание на женщин, присутствующих на полотне панорамы. Их было всего три - знаменитая Даша Севастопольская и две сестры милосердия. Нам рассказали, что именно во времена Крымской войны появились первые в России сестры милосердия - девушки и женщины из Москвы и Петербурга, которые добровольно согласились ехать на места военных действий и помогать раненым. Нас поразил героизм девушек, и мы решили выяснить истоки этого движения, понять, что их подвигло совершить такой поступок. К тому же нам стало интересно, почему женщины XIX века выбирали именно такой жизненный путь, так как мы тоже вскоре встанем перед выбором.



Целью нашей работы было создание наиболее полного образа сестры милосердия и исторической реконструкции её костюма и дневника. Для достижения данной цели мы сформулировали следующие задачи:

1. Изучение истории движения сестер милосердия в западноевропейской и русской культурах.

2. Систематизация исторических материалов.

3. Изучение и анализ литературных источников, таких как письма Н.И.Пирогова к своей жене во время пребывания в Севастополе, "Севастопольские рассказы" Л.Н.Толстого, воспоминания сестры милосердия Е.М.Бакуниной.

4. Подбор материала и оформление презентации по теме «Эволюция образа сестры милосердия в живописи».

5. Подбор и изучение материалов (живописных и литературных произведений) для создания реконструкции костюма сестры милосердия.

6. Реконструкция дневника сестры милосердия времен Крымской войны на основе ранее изученных воспоминаний Е.М.Бакуниной.

Поставленные задачи определили структуру и содержание нашей курсовой работы.



История сестер милосердия.

Движение сестер милосердия зародилось в Европе в 17 веке и приобрело массовый характер к середине 19 века. Оно стало важным фактором в последующих войнах. До этого существовали лишь единичные случаи создания женских медицинских общин.

Причиной возникновения подобных движений является появившаяся необходимость подготовить квалифицированные кадры для ухода за ранеными во время войн, которые становились все более ожесточенными отчасти из-за появления новейших технических изобретений и развития экономики многих стран.

Также работа сестрой милосердия давала женщинам возможность реализовать себя в обществе и найти профессию.

В России первые общины возникают в середине 19 века. По инициативе Н.И. Пирогова в Севастополе, во время Крымской войны 1854-1856 г.г. впервые в истории отечественной и зарубежной медицины на место военных действий были привлечены сестры милосердия. Большую помощь в этом ему оказала великая княгиня Елена Павловна. 25 октября 1854 года Еленой Павловной был утверждён устав Крестовоздвиженской общины. Одновременно она обнародовала воззвание о помощи больным и раненым «Ко всем русским женщинам, не связанным обязательствами семейными, желающим принести свою долю жертвы и добра Отчизне». Многие женщины различных слоев населения горячо откликнулись, изъявив желание отправиться в Крым и принять участие в уходе за ранеными. Крестовоздвиженская община в короткий срок была укомплектована. Женщины в течение 2-3 месяцев проходили подготовку в Петербурге. 24 ноября в Крым прибыло 1-е отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в составе 28 человек. Под руководством Н. И. Пирогова сестры милосердия работали в перевязочных и операционных, ухаживали за ранеными в палатах, изготавливали лекарства в аптеках, следили за выдачей пищи, помогали готовить её, наблюдали за тем, чтобы интересы раненых не страдали из-за воровства интендантских чиновников. Крестовоздвиженская община сестер милосердия, работавшая в Крыму, стала прообразом будущих организации Красного Креста.

Как только общины сестер милосердия в России получают систематическое развитие, первоначальный энтузиазм начинает угасать — он восполняется и постепенно подменяется общеблаготворительной и профессиональной медицинской деятельностью женщин. Большую роль в этом, с одной стороны, сыграла деятельность Общества Красного Креста, а с другой — стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Эмансипация способствовала развитию женского образования, однако стремление женщин во всем уподобиться мужчинам постепенно привело русские общины к тем же результатам, что и в Западной Европе: уход становится профессией, а духовная основа медицины или вообще забывается, или становится чем-то второстепенным. После революции проявилась иная крайность: в обязанность медицинским сестрам вменялся только профессионализм, тогда как элементарный уход, который учитывал не только физическое, но и духовное состояние больного, был утрачен. Остается только надеяться, что возрождающиеся в современном обществе общины сестер милосердия не повторят прежних ошибок и восстановят утраченную традицию ухода за больными, что возможно только при условии осознания высшего духовного смысла своего служения.

После революции 1917 года общины сестер милосердия исчезают вовсе, уступая место медицинским сестрам, выполнявшим лишь профессиональный уход. Но в современной России движение сестер милосердия возрождается вновь.

Литературный анализ произведений, посвященных теме Крымской войны.

В процессе работы над выбранной темой мы познакомились с литературными произведениями и источниками, посвященными событиям Крымской войны и образу сестры милосердия. Это «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, письма Н.И. Пирогова и дневник сестры милосердия Е.А. Бакуниной.

В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого сестра милосердия представляется как женщина, выполняющая свой долг, но в то же время и искренне сочувствующая и переживающая за тех, кому она помогает. В целом, Толстой не уделяет образу сестры милосердия большого внимания и не рассматривает подробно его психологию.

Сестрам милосердия времен Крымской войны посвящены многие письма Н.И. Пирогова. В них героини представлены неоднозначно: с одной стороны, это трудолюбивые, готовые помочь девушки с удивительной силой воли, помогающей стойко выдержать все тяготы их работы. С другой же, это те, кто приехал сюда за личной выгодой, они хотят «только блистать и важничать». Пирогов описывает своеобразное соперничество двух типов сестер милосердия.



Одним из литературных источников послужил для нас дневник Екатерины Михайловны Бакуниной, одной из знаменитых сестер милосердия. В период Крымской войны она работала под началом Николая Ивановича Пирогова. Когда она решила стать сестрой милосердия, ей было уже за 40 лет, но это ей не помешало оставаться верной своему решению. Впоследствии Пирогов писал о ней: «…настойчивостью, трудолюбием и терпением она выделялась среди всех, она обнаруживала присутствие духа, не совместимое с женской натурой». В ее записях присутствует описание женского костюма сестры милосердия. Она пишет: «…После обедни священник громко прочел наше клятвенное обещание перед аналоем, на котором лежали Евангелие и крест, и мы стали подходить и целовать слова Спасителя и крест, а потом становились на колени перед священником; и он надевал на нас золотой крест на голубой ленте. Эта минута никогда не выйдет из моей памяти!..».1 Действительно, крест являлся одним из наиболее важных элементов костюма сестры милосердия. Использование голубой ленты символично. Как и белый, голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции. Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного. Позже Бакунина пишет: «И вот наступило 10 декабря. Мы все восемь, уже одетые в коричневые платья, белые передники и белые чепчики, пошли к обедне в верхнюю церковь дворца». Позже, уже в 20 веке, советский русский писатель С. Н. Сергеев-Ценский в своём романе-эпопее «Севастопольская страда» так описывает внешний вид сестёр общины накануне их отъезда в Крым: «На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах».

Помимо литературных источников мы обратились к живописным произведениям. Одним из наиболее ярких примеров для нас стал макет сестры милосердия в «Михайловской батарее» в Севастополе и живописное полотно Франца Алексеевича Рубо - панорама обороны Севастополя.

Изучение перечисленных документов и художественных произведений вдохновило нас на создание реконструкции образа сестры милосердия. Мы воспроизвели традиционный костюм сестер, в деталях которого отражаются особенности их деятельности и воплощаются некоторые символы:

Одной из главных задач сестер милосердия была духовная поддержка раненых. Это воплотилось в деталях костюма сестер. Одним из наиболее важных символических элементов костюма был золотой крест – символ веры. Крепился крест на ленте голубого цвета, символизирующего истину, верность, и целомудрие в христианской традиции.



Следует также отметить, что в процессе создания костюма нами были проанализированы и проинтерпретированы картины и фотографии с изображением сестер милосердия в период от начала Крымской войны до настоящего времени. Мы наблюдали процесс изменения костюма сестры милосердия. Во-первых, на наш взгляд, это было связано с возникновением различных духовных общин в середине 19 века (различные варианты костюмов с отличительными знаками каждой общины). Во-вторых, это было связано с изменением нравственных устоев и отношения к женщине в начале 20 века (костюмы становятся более открытыми). В-третьих, с образованием СССР у людей меняется отношение к религии, следовательно, исчезает одна из ролей сестры милосердия как духовного помощника (исчезает элемент костюма - крест).

Также мы решились написать дневник сестры милосердия. В нашем дневнике присутствуют прямые цитаты из воспоминаний Е.М. Бакуниной для достоверного создания внутреннего состояния героини и атмосферы того времени. Сюжетной основой для дневника нам служили реальные исторические события, которые упоминались в воспоминаниях Бакуниной и письмах Пирогова. Для того чтобы более полно передать переживания, мысли и чувства героини, мы описывали различные ситуации, в которые могла попасть сестра милосердия. Финал дневника остается открытым, так как наша героиня при переезде на другой перевязочный пункт теряет его.

В начале нашей работы мы хотели сделать только электронную версию дневника, но в процессе его создания возникла идея создания реконструкции записной книжки, внешне стилизованной под настоящие дневники ХIХ века.

Заключение.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

Движение сестер милосердия зародилось в Европе в 17 веке и приобрело массовый характер к середине 19 века. Оно стало важным фактором в последующих войнах. До этого существовали лишь единичные случаи создания таких общин.

Причиной возникновения подобных движений является появившаяся необходимость подготовить квалифицированные кадры для ухода за ранеными во время войн, становившихся все более ожесточенными отчасти из-за появления новейших технических изобретений.

Также должность сестры милосердия давала женщинам возможность реализовать себя в обществе и найти профессию.

В России первые общины возникают в середине 19 века, исчезают после Первой мировой войны, возрождаясь лишь в начале 21 века.

Со временем изменялись и принципы работы сестер милосердия. Идеи патриотизма, защиты православия и духовной поддержки зачастую отходили на второй план, уступая место простому выполнению обязанностей медицинской сестры.

В русской литературе впервые образ сестры милосердия появился в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. В этом произведении сестра милосердия представляется как женщина, выполняющая свой долг, но в то же время и искренне сочувствующая и переживающая за тех, кому она помогает.

Образу сестры милосердия времен Крымской войны посвящены многие письма Н.И. Пирогова. В них героини представлены неоднозначно: с одной стороны, это трудолюбивая, готовая помочь девушка с удивительной силой воли, помогающей стойко выдержать все тяготы её работы. С другой же, героиня приехала за личной выгодой, стремится «только блистать и важничать». Пирогов описывает своеобразное соперничество двух типов сестер милосердия.

В костюме сестры милосердия отражаются особенности их деятельности и воплощаются некоторые символы:

Одной из главных задач сестер милосердия была духовная поддержка раненых. Это воплотилось в деталях костюма сестер. Одним из наиболее важных символических элементов костюма был золотой крест – символ веры. Крепился крест на ленте голубого цвета, символизирующего истину, верность, целомудрие и правосудие в христианской традиции.

Костюм сестры милосердия был очень практичен. Немаркое платье коричневого цвета, белые манжеты, фартук и воротничок, свидетельствующие об аккуратности сестры милосердия, платок, покрывающий голову, для того, чтобы волосы не мешали во время работы, пелерина, которая одевалась в холодное время года.

Описание одежды сестер милосердия представлено в таких литературных произведениях, как роман-эпопея С.Н. Сергея-Ценского «Севастопольская страда» и дневники Е.М. Бакуниной.

Изображение сестер милосердия представлено во многих живописных произведениях, таких как панорама Ф. Рубо «Севастопольская оборона», Н.А. Ярошенко «Сестра милосердия», реконструкция костюма в Михайловской батарее г. Севастополя.

Костюм сестры милосердия изменяется в связи с различным культурным контекстом.

Помимо создания костюма сестры милосердия, нам стало интересно попробовать создать её дневник и стилизовать его под речь ХIХ века. Такая мысль возникла у нас после прочтения воспоминаний Екатерины Михайловны Бакуниной, которые поразили и вдохновили нас. Именно поэтому в нашем дневнике присутствуют прямые цитаты из воспоминаний для достоверного создания внутреннего состояния героини и атмосферы того времени. Сюжетной основой для дневника нам служили реальные исторические события, которые упоминались в воспоминаниях Бакуниной и письмах Пирогова. Для того чтобы более полно передать переживания, мысли и чувства героини, мы описывали различные ситуации, в которые могла попасть сестра милосердия. Финал дневника остается открытым, так как наша героиня при переезде на другой перевязочный пункт теряет его.



В начале нашей работы мы хотели сделать только электронную версию дневника, но в процессе написания возникла идея создания реконструкции записной книжки, внешне стилизованной под настоящие дневники ХIХ века. (Прил.3,ил. 10)



1




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница