«Образование централизованных государств в Англии и Франции» (XI-XV вв.)



Скачать 101,09 Kb.
Дата29.11.2017
Размер101,09 Kb.
Тема урока: «Образование централизованных государств в Англии

и Франции» (XI-XV вв.)

( Я в роли историка – исследователя)

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Вид урока: урок – исследование.

Ведущий метод обучения: исследовательский в малых группах.

Межпредметные связи: история России XV в. ( Правление Ивана III).

Цель: выявить на основе сравнения и обобщения:


  1. общие причины образования централизованных государств в Англии

и Франции;

  1. отличия в причинах образования централизованных государств;

  2. общие черты централизованных государств;

  3. историческое значение образования централизованных государств.

Задачи: I. Обучающие: помочь учащимся:

  1. установить общие причины образования централизованных государств

в Англии и Франции;

  1. выявить общие признаки, характеризующие централизованные государства;

  2. разрешить парадокс: усиление королевской власти вело к народным

восстаниям;

  1. раскрыть историческое значение образования централизованных государств.

II. Развивающие: способствовать развитию:

  1. пространственного воображения;

  2. исторических представлений;

  3. исследовательских умений ( на основе сравнения);

  4. умения работать в команде.

III. Воспитательные: способствовать воспитанию:

  1. эмоционально – ценностного отношения к историческим знаниям;

  2. стремления к взаимоподдержке и взаимопомощи;

  3. уважительного отношения друг к другу.

Ресурсы к уроку:

  1. Оформление доски (тема, задачи)

«Наши задачи: в роли историка

- провести исследование,

- выявить причины, общие признаки, значение образования

централизованных государств в Англии и Франции».



  1. Настенная карта «Англия и Франция во II половине XV в.»

  2. Плакаты с вопросами.

  3. Карточки с заданиями.

  4. Музыка рыцарских времён.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие.

Слово учителя: Сегодня наш урок особый. Он повторительно- обобщающий. Я накануне много думала, как сегодня за один урок осмыслить то, что мы учили перед этим на восьми уроках. И нашла один, как мне кажется, интересный для нас вариант урока. Каждому из вас сегодня предстоит быть в роли историка, который исследует, изучает, делает правильные выводы.

Обращение учителя к теме и задачам урока.

II. Этап актуализации знаний по теме. ( Негромко звучит музыка рыцарских времён).

II.1. Вступительное слово учителя: Итак, мы с вами узнали, как происходило образование централизованных государств в Англии и Франции. Однако, в Англии такое государство сложилось в XI-XIII вв., а во Франции только к концу XV в.

Для этого необходимо определить, что общего и различного в истории английского и французского государств.

Давайте проанализируем некоторые события из истории этих государств, сравним их и сделаем выводы. Поэтому сегодня вы все – исследователи, занимающиеся этим небольшим исследованием.

Слово учителя: Ребята, вы заранее поделились на группы, выбрали себе название, спикера, который и представит вашу команду.

( Представление команд)

II. 2. Слово учителя: Начинаем мы с вами с очень интересного задания. У меня в руках карточки, в них зашифрованы слова. Поиграем в игру со словами. ( «Игра со словами»)

1) Государство, которое управляется из одного центра королём, в нём существует постоянное войско, единые законы и налоги

ц--------------е (централизованное)

2) Высшее государственное законодательное и представительное собрание

п -------т (парламент)

3) Самая длительная война в истории

с-------я ( Столетняя)

4) Восстание крестьян во Франции в 1358 году

Ж-----я (Жакерия)

5) О каких события рассказывают эти рисунки?

(война Алой и Белой розы, Столетняя война).

II. 3. Слово учителя: А сейчас я предлагаю вам узнать о каких исторических деятелях идёт речь.

(Тетрализация)

А) Я учился разъединять своих врагов, сея взаимное недоверие. Ловко использовал разлад и сталкивал противников лбами. К моим услугам было немало тайных агентов и шпионов. Я, подкупая хитростью и лестью, избавил Францию от тех, кто мешал её объединению. (Людовик XI)

Б) Когда я вступил на престол, мне принадлежали Иль-де-Франс, Оран и часть Бери. Всё моё правление было посвящено приобретению новых владений и закреплению их под властью короля. Именно при мне «кочующая» монархия обрела постоянную столицу в Париже.

(Филипп II Август)

В) После смерти английского короля Эдуарда Исповедника я заявил о своих претензиях на английский престол. Мне удалось собрать под свои знамёна рыцарей не только из Нормандии, но и из различных частей Франции. 15 декабря 1066 года я был коронован в Вестминстерском аббатстве. Справившись со своими противниками, все земли страны я объявил собственностью короны.

(Вильгельм I Завоеватель)

Г) Я разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых из них казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своём гербе алую и белую розы. При мне продолжил собираться парламент.

(Генрих VII)



III. Основная часть урока. Обобщение изученного материала.

III. 1. Слово учителя: А теперь переходим к самой трудной и интересной части урока. Обратимся к первому вопросу.

- Какие общие причины мы находим в образовании централизованных

государств в Англии и Франции?

( командам раздаются листы-схемы; выполнение задания)



Причины объединения Франции и Англии

Экономические

Политические







- Кто был заинтересован в усилении королевской власти?

(мелкие и средние феодалы, купцы, горожане, церковь)



Вывод: И во Франции, и в Англии в процессе объединения страны были заинтересованы многие слои населения.

III. 2. Слово учителя: Давайте сравним управление централизованных государств во Франции и Англии.

(командам раздаются листы-схемы; заполнение сравнительной таблицы)



Управление централизованным государством в Англии и Франции

Вопросы для сравнения

Англия

Франция

1. Какие права имел король?







2. Каковы источники доходов короля?







3. Была ли в наличии постоянная армия?







4. Кто издавал законы и вершил суд?







5. Кто осуществлял управление на местах?







6. Для чего нужна была централизованная власть?







Выводы: Короли Англии и Франции стремились превратить свои страны в мощные державы Европы, при этом они не гнушались самых жестоких средств. Для управления разросшихся территорий они устанавливали новые порядки. Правители на местах и чиновники зависели всецело от королевской власти; король их назначал, платил им жалованье и когда хотел, то смещал.

- Какие общие признаки характеризуют централизованное государство?



III. 3. Слово учителя: В Англии и Франции усиливается королевская власть, растут города, развивается торговля. И вместе с тем усиливается эксплуатация крестьян, изменяются формы повинностей (на смену натуральному оброку приходит денежный оброк). Растут размеры денежных платежей, прибавляются возросшие королевские налоги. А тут ещё Столетняя война. Крестьяне в Англии и во Франции поднимаются на восстания.

- Ребята, придумайте по одному вопросу о народных восстаниях (восстание Уотта Тайлера и Жакерия) и задайте его другим командам.

( Примерные вопросы: 1. Почему началось восстание?

2. Кто участвовал в восстании?

3. Какие цели преследовали восставшие?

4. Какое из восстаний было более

организованным?

5. Почему восстание потерпело поражение?

6. Что изменилось в положении крестьян

после поражения восстания?)



Выводы ( общие черты восстаний, различия).

Вопросы учителя:

- Почему в Англии централизованное государство возникло раньше, чем во Франции?

( Нормандское завоевание, раннее развитие городов и торговли)

- Какое значение имело образование централизованных государств в Англии и во Франции?

Вывод: И Англия, и Франция подчинились единой центральной власти – королевской; было покончено с феодальной раздробленностью; появилась возможность для более успешного развития хозяйства, торговли, единого языка; обороноспособность государств выросла; началось развитие культуры.

(суждения учащихся, а затем краткий итог учителя)



IV. Подведение итогов урока. Слово учителя:

Итак, мы ставили перед собой задачи (учитель обращает внимание детей к «нашим задачам»). Мы выявили причины, установили общие признаки, значение образования централизованных государств. А теперь я поделюсь с вами секретом. В Англии и Франции к концу

XV в. завершилось образование централизованных государств, а в России в это время происходило образование единого государства. Иван III расширил границы московского княжества, присоединил много земель. Именно при нём государство стало называться «Россия», а он получил титул «великий князь всея Руси». Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской империи двуглавый орёл.

- Какой же вывод из этого мы можем сделать?



V. Рефлексия.

( ромашка с четырьмя лепестками)

(Спикер вытягивает лепесток, группа отвечает на вопрос)

1 группа: Что интересного было для вас сегодня на уроке?

2 группа: Получилась ли у вас сплочённая работа в группе?

3 группа: Было ли трудно вам на уроке? С чем вы не смогли справиться?

(вопрос учителю): Чем меня удивили сегодня мои ученики?

Заключительное слово учителя: Меня сегодня порадовало то, что вы умеете работать в команде, помогаете друг другу, умеете исследовать трудную проблему. Как мне кажется, из вас могут получиться хорошие историки.

VI. Контрольно – оценочный этап.

( Спикеры сдают учителю листы активности учащихся свое группы)



Причины объединения Франции и Англии

Экономические

Политические






Управление централизованным государством

в Англии и Франции

Вопросы для сравнения

Англия

Франция

1. Какие права имел король?








2. Каковы источники доходов короля?








3. Была ли в наличии постоянная армия?








4. Кто издавал законы и вершил суд?








5. Кто осуществлял управление на местах?








6. Для чего нужна была централизованная власть?








Список использованной литературы:

  1. Л.Н.Алексашкина «Деятельностный подход в изучении истории в школе», журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, №9, 2005г.

  2. Е.В. Коротаева . “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2003г.

  3. М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.

4. И.С.Сергеев «Как реализовать компетентностный подход в обучении»,

журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М.,

Школьная Пресса, №3, 2004 г.

5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва,



1998г.

6. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000,



№1.

7. Преподавание истории в школе. № 4 ,6 .2001г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница