«Образование и здоровье: проблемы и пути их решения» Шаляпина Галина Ивановна, учитель математики моу «Нижнекулойская сош»



Скачать 170.7 Kb.
Дата30.10.2016
Размер170.7 Kb.
«Образование и здоровье: проблемы и пути их решения»
Шаляпина Галина Ивановна,

учитель математики

МОУ «Нижнекулойская сош»

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие не выполняет требования нормативных документов. Эти нарушения начинаются с первого класса и постепенно приобретают характер устойчивой тенденции. Так, в первом классе ставятся отметки, задаются домашние задания, время урока превышает 35 минут, с нарушением гигиенических требований проводятся уроки. Всё это приводит к тому, что нарастает проблема школьной дезадаптации: от 15 до 40% младших школьников испытывают трудности привыкания к школе.

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно изменять особенности организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5-ом), пересматривать содержание обучения, отрабатывать требования к средствам обучения, в том числе к учебникам, осуществлять их преемственность с учебниками начальной школы. По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Таким образом, удельный вес негативных факторов внутришкольной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), не обходят стороной и старшеклассников. По данным социологических и медицинских исследований, с 1991 по 1997 год в 21 раз возросла заболеваемость сифилисом, в 12 раз чаще выявляется наркотическая зависимость. Если в 1991 году

Важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Перегруженность содержания сегодняшнего школьного образования серьезно сказывается на состоянии здоровья детей и подростков, что, в свою очередь, приводит к трудностям в усвоении ими содержания школьных предметов, количество которых из-за изменяющихся жизненных условий человечества неуклонно возрастает, а содержание в связи с требованиями общества усложняется. Отсюда возникает противоречие между необходимостью достижения нового качества школьного образования и индивидуальными физическими и умственными возможностями учащихся.

Проблема школьной перегрузки уже давно поднята различными специалистами, как психологами, так и медицинскими работниками. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов. Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклассников в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день.

Последствия школьных перегрузок

Следствием школьных перегрузок является не только снижение качества образования, но и заметное ухудшение здоровья учеников. Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что на долю неблагоприятных влияний школы (школьных факторов риска), отрицательно сказывающихся на состоянии здоровья детей (наряду с генетическими, социальными и экологическими факторами), приходится от 20 до 40 процентов. Влияние школы, условий обучения, учебных перегрузок так значимо именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка - это период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние [3]. За последние годы общая заболеваемость среди детей и подростков возросла на 16%, отметил в своем докладе глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Основными недугами, которыми страдают ученики и выпускники школ, стал сколиоз, плохое зрение, гастрит, невроз и алкоголизм. Причинами этого является неприспособленность российских школ принимать учеников.

Одной из причин сколиоза является тяжелый ранец: вес школьных портфелей выше нормы почти на 2 кг. Рюкзак третиклассника, к примеру, весит 6 кг, пишут "Новые известия". К искривлению позвоночника может привести не только тяжелый ранец, но и школьная мебель, не учитывающая особенностей физиологии ребенка. "У нас в школах принята кабинетная система, то есть вся мебель одинаковая, без учета роста детей, – рассказал физиолог Фарид Абдрашитов. – 70% учащихся вынуждены сидеть за партами, которые совершенно для них не годятся. Существует специальная классификация школьной мебели и формулы маркировки для подбора. Однако по какой-то причине ею практически никто не пользуется".

Раньше школьники могли снимать стресс в бесплатных кружках, секциях, но сегодня таких учреждений почти не осталось. В итоге детям приходится снимать стрессы по-взрослому, то есть с помощью сигарет и алкоголя. Возраст зависимых от алкоголя катастрофически снижается. Если 10 лет назад выпивать начинали с 12–13 лет, теперь приобщаются к выпивке с 9–10. 12–15% детей 10–14 лет уже сейчас зависимы от алкоголя. К 16 годам хроническими алкоголиками становятся 16% детей. "По статистике к 11-му классу у нас курят 60% мальчиков и 40% девочек, – заявил Онищенко, выступая на 11-м конгрессе педиатров России. – Сигаретный бизнес все больше втягивает наших детей, снижая тем самым их здоровье", – заявил главный санитарный врач России.

Желудочные болезни уже стали самыми распространенными среди школьников. Бесплатные завтраки в школе канули в лету, а комплексный обед, содержащий все необходимые растущему организму витамины и микроэлементы, обходится почти в 60 рублей. Но даже если опустить эту деталь, то желудок ребенка все равно вряд ли станет работать лучше. Дело в том, что далеко не во всех школах рацион составляется с учетом возраста ребенка [10].

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание:

- На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

- На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

- Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

- Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

- У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

- Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше [6; 7; 9].

Психологи отмечают, что перегрузки в школе могут оказать влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Переутомление приводит к ухудшению сна, замедленному развитию и потере мотивации к учебе.



Причины школьных перегрузок

Над поиском решения проблемы школьных перегрузок уже давно работают многие педагогики и психологи.

В каждом конкретном случае причина индивидуальна. Но психологи говорят, что есть и общие причины, характерные для определенного круга школьников. Каковы же они? Перегрузки являются следствием совокупности причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам в первую очередь относятся социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)

Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., т.к. общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта.

К внутренним причинам следует отнести и проблему отсутствия мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. Об этом писал известный русский педагог К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие, вызванное как приобретенными патологиями развития, так и генетически обусловленное.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика [4].

Педагог-психолог Бороздин Е.Н. выделяет следующие причины:

1. В начальном звене школы одним из источников напряжения является высокие требования к скорости чтения и письма. Что в действительности сказывается на физиологии ребенка, прежде всего на глаза и кисть руки.

2. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

3. Повсеместное внедрение развивающих программ приводят к тому, что нынешнему ученику начальной школы приходится осваивать больший объем учебного материала в гораздо более сжатые сроки, чем 10 лет назад ученик по традиционной программе. Также следует отметить еще одну особенность современных учебных программ, а именно большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

4. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

5. Так же на утомляемость влияет постоянное давление со стороны завышенных требований (ожиданий) родителей. Что особенно сказывается на ребенке, чья самооценка во многом зависит от родителей [5; 7; 8; 9] .

Жизель Жорж в своей книге "Детский стресс и его причины" выделяет такие причины школьного переутомления:

1. Чрезмерное стимулирование. Не всякий ребенок способен долго заниматься. Нет ни малейшего основания видеть в том доказательство умственного или психического отклонения или леность. Эти дети, поставленные в такие условия обучения, когда предпочтение отдается интеллекту, а не физическому труду, чувствуют себя недооцененными. Они получают отличные отметки, но по тем предметам, где больше приходится работать руками, т. е. на уроках рисования, труда или занятий по овладению техникой. Кроме того, родители говорят, что по окончании занятий их чада сияют счастьем.

Заставьте взрослого заниматься тем, к чему он не был в достаточной мере подготовлен, - и вот вам еще один фактор стресса: сознание собственной некомпетентности не позволяет ему противостоять гнету последствий. Также и учащийся: принудьте его заниматься тем, к чему у него нет способностей или желания, - и он обречен на пребывание в состоянии постоянного стресса и, как следствие, испытывает перегрузки.

2. Недостаточное стимулирование. Чрезмерную подготовленность тоже можно рассматривать как фактор стресса у взрослых. Ученики, чья быстрота восприятия и интеллектуальный уровень выше среднего, быстрее и легче других усваивают материал. Уже в начальной школе такие дети учатся жадно и полны больших надежд. Они алчут знаний, но также и признания своих способностей. Вся сложность в том, что они во всем опережают своих одноклассников Преподаватель, обязанный относиться ко всем ученикам одинаково, не может уделить им столько внимания, сколько им необходимо. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Им кажется, будто их не ценят по достоинству, а ведь они лучше всех в классе, и они впадают в состояние стресса, поскольку им без конца приходится держать себя в узде. Зачастую завидующие им одноклассники плохо ладят с ними. И хотя они и опережают своих сверстников в учебе, эмоциональное развитие что у тех, что у других, одинаково. Для них оценки так же важны, как и вхождение в коллектив. Такой ребенок способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою среду, и у него, как у всех вокруг, появились бы друзья.

3. Родительский стресс. Не следует забывать, что и родители не в меньшей степени подвержены ему - ежедневному стрессу. Родители возвращаются вечером домой крайне усталые и в состоянии стресса. А стресс влечет за собой стресс. Нет ничего более заразительного, особенно в отношениях между родителями и детьми. Последним нет даже необходимости, чтобы родители говорили им об этом, - они чувствуют напряжение даже тогда, когда от них пытаются его скрыть. Фактически ребенок несет на себе двойную нагрузку, что приводит к состоянию хронической усталости[2].

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. A вот последствия перегрузки всегда одинаковые – это снижение физического здоровья и ухудшение состояния нервной системы, так же возможна потеря интереса к учебе.



Стадии развития школьных перегрузок

Жизель Жорж описывает результаты исследования, посвященного утомлению от деятельности. Ученые выделили пять этапов, приводящих к этому связанному с перегрузками феномену:

1. "Медовый месяц": сначала дети проявляют к школе любопытство и интерес. В возможности овладения письменным языком они усматривают обретение самостоятельности и способности понять окружение, которое живо интересует их.

2. Остановка из-за отсутствия "горючего": это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат психической энергии. Чрезмерное и недостаточное стимулирование, давление с целью получения результата, проблемы в школе вызывают у некоторых такой стресс, что у них нет больше ни физических ни душевных сил, чтобы противостоять этому.

3. Симптомы хронические: во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Телесные слабости декомпенсируются: так, у астматика усиливаются приступы; дерматологические заболевания обостряются; малейший вирус, едва коснувшись тела, находит надежное пристанище в пребывающем в состоянии стресса организме, иммунная система которого ослаблена. Расстройства сна приобретают чуть ли не систематический характер: тяжелое засыпание, многократное пробуждение, связанные со школой кошмары, накопленная за день усталость и даже дремота в классе.

4. Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу. У них весьма зрелищные приступы гнева или ужаса. И сила их ни в коей мере не соответствует вызвавшим их обстоятельствам. Нередко можно услышать совершенно уничижительную самооценку: "Я пустое место; я никуда не гожусь; никто не любит меня; я хочу покончить с собой..."

5. Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: "Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее...". В начальной школе ребенку редко удается отделаться от занятий, однако в ход идет любой, оправдывающий отсутствие предлог: более или менее настоящие болезни, разного рода выдумки, не записанное на дом задание, противоречащее школьному уставу поведение (галдеж, прогуливание уроков) в надежде, что за этим последует исключение из школы. В ответ на подобное поведение усиливается, так же как и стресс, давление. И отнюдь не редкость, что, дойдя до средней школы, ребенок, если ничего не предпринять, покидает учебное заведение[2].
Заключение
В заключении следует отметить, что школьные перегрузки, отрицательно сказывающиеся на здоровье детей, являются следствием:

перегруженности отдельных программ обучения обязательным для усвоения учебным материалом.

требований, которые предъявляют многие школы к поступающему. Эти требования заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов, брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;

большой перегрузки детей из-за многопредметности учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий.

повышенных требований родителей и ребенку и к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Причем, чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр.), тем больше ребенок страдает от школьных перегрузок..

Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. При этом одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.

Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Основной задачей российской педагогики, а также широкой общественности является создание базы для повышения качества образования и укрепления здоровья детей в школе посредством развития здоровьесберегающей технологии.
Приложение

Комплекс упражнений, направленных на снятие стресса.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическими напряжением. У ребенка такая защита еще не выработалась. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого то – это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способ мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Психологи рекомендуют учителям в дни, когда нагрузка увеличена вместо физминутки проводить такие упражнения для снятия стресса и, как следствие, предотвращения перегрузок.

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения Вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг Вас накалена и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда Вам покажется, что Вы медленно плывете – Вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в теплые пастельные цвета. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляется стресс [6].

Рекомендации родителям.

Родителям надо больше внимания уделять организации досуга детей, поскольку ввиду занятости родителей дети часто предоставлены самим себе, и заполнение свободного времени осуществляется с помощью компьютерных игр, большинство из которых агрессивны. Родителям необходимо объяснить ребенку, что компьютерные игры способствуют развитию быстроты мышления и принятия решений, а так же развивают моторику рук, но могут оказывать негативное влияние на морально-этическое развитие личности подростка, у которого может сформироваться представление, что агрессия-жестокость по отношению к другим общепринятый способ общения во взрослом мире.

Родителям желательно:

участвовать в подборе игр детей и объяснять им о недопустимости агрессивного поведения в реальной жизни, о возможных последствиях такого поведения не только для объекта агрессии, но и для субъекта агрессии.

Родителям также необходимо развивать самосознание подростков, умение планировать действия и принимать собственное решение.

Для предотвращения семейных конфликтов родителям рекомендуется избегать в общении с детьми следующих фраз:

«Я тебе тысячу раз говорил (а), что...»,

«Сколько раз тебе повторять...»,

«Ты стал(а) таким... (невнимательным, равнодушным, грубым, скучным и т.д.)»,

«Все люди (такие-то, так-то себя ведут...), а ты...»,

«О чем ты только думаешь?..»,

«Неужели трудно запомнить, что?..»,

«Неужели тебе непонятно,что?..»

И как можно чаще произносите: «Ты у меня самый(ая)... (умный, красивый, сильный, внимательный), то есть почаще хвалите ребенка [1].


Список литературы
Акимова И.М. Как помочь своему ребенку? [Текст] / И.М. Акимова. – М.: У-Фактория, 2003. – 332 с.

Жорж Ж. Детский стресс и его причины [Текст] / Ж. Жорж. Пер. с франц. – М.: Рипол Классик, 2003. – 192 с.

Иваницкая Е. Учебный режим для самых младших. [Текст] / Е. Иваницкая // 1 сентября. – 2005. - № 16. – С. 18-19

Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. [Текст] / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 432с.

Растемешин Д. Школьные перегрузки непобедимы [Текст] / Д. Растемешин // 1 сентября. – 2008. - № 65. – С.10

Румянцева П.В, Микляева А.Н. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие [Текст] / П.В. Румянцева. – М.: Речь, 2004. – 248с.



www.adalin.mospsy.ru

www.pesneznaika.ua

www.psy-school.narod.ru

www.topschools.ru
Каталог: attachments -> article
article -> Программа III международного форума «идель алтай: история и традиционная культура народов евразии»
article -> Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира
article -> Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки»
article -> Реферат по дисциплине «Иностранный язык» по книге «Public Private Partnerships in Education»
article -> Первый день дата проведения
article -> Согласие гражданина-заявителя на обработку и предоставление его персональных данных


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал